Научная статья на тему 'БЛОГЕР ЭПОХИ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В INSTAGRAM БЛОГИНГЕ'

БЛОГЕР ЭПОХИ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В INSTAGRAM БЛОГИНГЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
159
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Худотеплова А.Д.

В статье рассматриваются новые формы репрезентации частной жизни в сети, в условиях пандемии. Проанализированы коммуникативные потребности пользователей социальных сетей, что позволяет выяснить основные изменения в трансляции личной информации в блогинге и технических возможностей медиаплатформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Худотеплова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЛОГЕР ЭПОХИ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В INSTAGRAM БЛОГИНГЕ»

А.Д. Худотеплова

БЛОГЕР ЭПОХИ ПАНДЕМИИ: ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ В INSTAGRAM БЛОГИНГЕ

В статье рассматриваются новые формы репрезентации частной жизни в сети, в условиях пандемии. Проанализированы коммуникативные потребности пользователей социальных сетей, что позволяет выяснить основные изменения в трансляции личной информации в бло-гинге и технических возможностей медиаплатформ.

Ключевые слова: репрезентация частной жизни, личность, социальные сети, виртуальная коммуникация, самоизоляция.

Новые медиа стали важной частью жизни практически каждого человека. Благодаря интернет-платформам появились такие сетевые возможности, как шоппинг, обучение, общение, заработок и т. д. Сегодня сложно представить жизнь человека вне цифрового пространства. Существование человека в новой коммуникативной среде эпохи пандемии, ускорило процессы цифровизации и интегрирования пользователей в пространство новых медиа. Интерес вызывает анализ методов репрезентации частной жизни в социальных сетях в новых коммуникативных условиях, когда общество оказалось перед новыми социальными и экономическими вызовами. В качестве эмпирической базы были использованы открытые аккаунты социальной сети Instagram.

Из-за постоянных и быстрых перемен в сетевом пространстве жанровая система интернет-коммуникаций неоднородна. По мнению исследователей, основными жанрами персонального дискурса интернета является блог, сетевой журнал, персональный сайт и социальная сеть, так как с помощью них пользователь реализует свои основные коммуникативные потребности - общение и самовыражение. В данных жанрах каждый участник интернет-коммуникации создает уникальный образ личности, в которой сочетается индивидуальные черты автора и желаемые характеристики [5]. Таким образом, в интернет-пространстве происходит формирование виртуального образа.

Сегодня конструирование повседневности осуществляется через самопрезентацию деконструкции жизненного опыта пользователя. Виртуальный образ основывается на личном и индивидуальном восприятии реальности. Теперь каждый пользователь сам создает версию своего «Я», выстраивает свою визуальную траекторию повседневной жизни. В начале появления интернет-блогов популярна была форма анонимной коммуникации, личность пользователя уходила на второй план. Но сегодня актуальны другие виды самопрезентации в сети. Множественные жизненные формы повседневного опыта человека транслируются не анонимно, а через историю собственной жизни. Пользователь социальных сетей видят в бло-гере личность со своим жизненным опытом, в котором они могут узнать себя, получить новые знания и т.д. В обществе обострился процесс получения нового опыта через личные истории «другого», поэтому так важна репрезентация частной жизни в виртуальном пространстве.

Данная тенденция только усилилась в период самоизоляции. Цифровые коммуникации стали частью повседневной реальности, что отразилось на их трансформации в данных условиях. Медиаперсоны адаптировались под новые запросы пользователей социальных сетей, и теперь частные коммуникации перешли в публичное цифровое пространство.

Изменение виртуальной повестки в период пандемии позволило трансформироваться многим социальным сетям. Все крупные медиаплатформы придерживаются основных технических возможностей, которые позволяют быстро продвигать личный бренд: временные посты-видео (YouTube, Instagram, Вкон-такте) и прямые эфиры (Instagram, Вконтакте, YouTube, Twitter).

© Худотеплова А.Д., 2020.

Научный руководитель: Колякова Ирина Владимировна - кандидат исторических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

Популярный инструмент коммуникации с подписчиками в условиях самоизоляции - это прямые эфиры. Сегодня трансляции стали массовым явлением в культурном пространстве. В этом процессе происходит слияние частного и публичного образа, что положительно сказывается на выстраивание доверительных отношений между личным брендом и аудиторией. В период пандемии прямые трансляции влияют на сохранение и создание новых форм коммуникации с подписчиками.

Временные посты доступны пользователям в течение 24 часов ^оиТиЬе - 48 часов). Одной из главных функций данного инструмента - это выстраивание близкой связи с аудиторией. Через «истории» ме-диаперсоны способны «быть здесь и сейчас» в повестке дня подписчика. С помощью временных постов блогер может активно взаимодействовать с аудиторией: отвечать на вопросы, спрашивать мнение, проводить онлайн-игры и т.д. Сегодня «истории» являются важным и быстро адаптирующимся под запросы пользователей инструментом, поэтому многие крупные медиаплатформы создают свои временные посты.

Под давлением пандемии социальные сети стали быстро адаптироваться. Сегодня платформы, созданные для общения с друзьями, усиливают элементы коммерциализации. Все крупные социальные медиа поддерживают интересы предпринимателей вести бизнес именно на своей платформе. Например, Instagram ввел возможность отдельных сторис для бизнес-аккаунтов, где они демонстрируют онлайн-про-дажу своих услуг или товаров. Современные инструменты социальных сетей позволяют продвигать личный бренд в цифровой коммуникации.

Вынужденная самоизоляция и переход на удаленный режим работы заставили многие СМИ, журналистов и блогеров адаптироваться под данные условия. Рабочий процесс, встречи и переговоры перешли в сеть. Человек оказался в новой ситуации, где его коммуникация и взаимодействие с обществом ограничено. Но социальные сети быстро адаптировались под запросы аудитории. Сегодня мы наблюдаем за новыми формами коммуникации между медиа и читателями или зрителями. В начале самоизоляции было важно сохранить «старую» коммуникацию между родственниками, друзьями и коллегами. Но постепенно в социальных медиа стали появляться новый формы взаимодействия с подписчиками.

Так, например, ВГТРК перевела сотрудников канала «Россия 24» на дистанционный режим работы. Новостные эфиры выходят из дома ведущих. Театр «Гоголь-центр» проводит трансляции своих спектаклей. Музеи и выставки - виртуальные экскурсии. В культурной сфере уже появились первые фильмы и сериалы, созданные в условиях самоизоляции. Константин Богомолов снял сериал «Безопасные связи», Александр Молочников - «Беезумие». Произошли изменения и на платформе YouTube. Из-за ограниченных возможностей съёмки каналы «А поговорить?» и «Редакция» перешли в формат связи с гостями и экспертами через видеозвонки. Мы видим, что разные сферы медиасреды стали адаптироваться под новую реальность. Сегодня сложно сказать, какие из форм контента, появившиеся в режиме самоизоляции, сохранятся после возможности создание медиапродуктов вне изоляции, но точно ограничения в возможностях съемки создали и трансформировали форматы и инструменты производства контента.

Прямые эфиры стали популярным способом коммуникации в режиме самоизоляции. Данный инструмент позволяет проводить интервью и игры, не выходя из дома. Из таблицы 1 мы видим, что многие медиаперсоны пользуются данным способ коммуникации. Тина Канделаки [4] использует личный бренд, основанный на карьере телеведущей, чтобы проводить прямые эфиры с известными людьми (Алексей Венедиктов, Сергей Минаев, Тимати, Лолита Милявская и т.д.). Адаптация в условиях самоизоляции для Канделаки прошла в упрощенной форме, благодаря уже созданному образу журналиста. При этом в он-лайн-интервью сохраняется официальный формат. В съемке на телефон не акцентируется внимание на домашнюю обстановку, то есть подчеркивается прежний «до самоизоляционный» формат.

Но чаще проявляется тенденция смешения частного и публичного пространства при сетевом общении. Ксений Собчак [2] проводит прямые эфиры дома вместе с мужем Константином Богомоловым. Съемка в домашней обстановке позволяет избавиться от официального стиля и создать атмосферу «дружеских» бесед. Таким образом, телеведущая смогла разделить свою профессиональную деятельность как интервьюера: YouTube (официальный формат) и Instagram (частный формат). Данная стратегия позволила расширить аудиторию и при этом удовлетворить новые запросы подписчиков.

Таблица 1

Формы репрезентации в социальной сети Instagram1.

Формы @alexander_tsypkin (Александр Цыпкин) @irinashikhman (Ирина Шихман) @a030aa (Света Бондарчук)

фотографии Архивные фотографии семьи, частные фотографии с друзьями, женой, снимки с тематикой повестки дня. Личные и семейные фотографии, обложки выпусков «А поговорить?». Бэкстейдж съемок, личный архив (семья, друзья).

видео Проект «На гречке дома», короткие ролики-комментарии к событиям или моментам из частной жизни. Анонсы проектов. Анонсы проекта «Света вокруг света»,

сторис Трансляция семейных будней (событий), анонсы проектов. Анонсы проектов и мероприятий. Анонсы проектов, трансляция частной жизни.

прямые эфиры - - -

Формы @ritadakota (Рита Дакота) @tina_kandelaki (Тина Канделаки) @xenia_sobchak (Ксения Собчак)

фотографии Личные портреты и фотографии (семья). Личные портреты и семейные фотографии. Личные и семейные фотографии

видео Музыкальные проекты. Видео, связанные с ее компаниями (Ресторан «Тинатин», косметический бренд «Ansaligy») Анонсы проектов, видео с участием семьи.

сторис Трансляция семейных будней. Трансляция частной жизни, анонсы проектов. Анонсы проектов.

прямые эфиры Онлайн-концерты. Интервью Интервью

Формат «частных бесед» с помощью смонтированных видеозвонков использует и писатель Александр Цыпкин [1]. Проект «На гречке дома» позволяет создать иллюзию близкой коммуникации со зрителем, благодаря домашней обстановке и интервью без четких «правил». Здесь нет декораций и строгого сценария. Герои проекта в домашней обстановке отвечают на вопросы писателя, что и позволяет добиться «камерного» интервью.

Такая тенденция слияния публичного и частного позволяет изменить саму структуру «спектакля». В режиме самоизоляции люди стали испытывать дефицит очного общения, поэтому возникает спрос на «домашние» интервью, которые похожи обычную коммуникацию.

Проявление данной тенденции мы наблюдаем в социальных сетях Светланы Бондарчук [3]. Проект «Света вокруг света» трансформировался в онлайн-интервью. Также стоит обратить внимание на пост «Ужин с друзьями» в аккаунте Instagram (отрывок из частной видеоконференции). Это еще один из примеров, когда происходит стирание границ между публичной и профессиональной сферой.

Анализируя контент медиаперсон в условиях самоизоляции, можно сделать вывод, что ограничения в возможностях создания контента положительно повлияли на обновление форматов медиапродуктов. Тематика контента с возможностью получение новой информации увеличилась. Но способы ее подачи пре-

1 Публикации и эфиры в данных аккаунтах анализировались в период официального действия режима самоизоляции (29.03.2020 - 19.05.2020)

терпели изменения, новая информация стала поддаваться через эмоциональность или элементы развлечения. Запросы аудитории, появившиеся в режиме самоизоляции, подтолкнули к техническим и контентным изменениям социальных медиа.

Сегодня мы наблюдаем за глобальным уходом в цифровую коммуникацию. Появление самоизоляции в повседневной реальности заставило адаптироваться под новые условия, находить новые формы ранее привычных практик. И цифровая среда стала самой подходящей платформой для безопасного взаимодействия пользователей.

Кризис очной коммуникации стал важным катализатором появления новых возможностей виртуального пространства. Интенсивная трансляция частной жизни в социальных сетях стала уже привычной практикой для новой реальности. Сегодня пользователи требует открытости в личной жизни. Самоизоляция только расширила потребность в чтении и просмотре новой информации через призму частного опыта. Сложно предположить, какие изменения претерпит трансляция опыта «другого» в быстро изменяющихся условиях. Но точно можно сказать, что тенденция к репрезентации частной жизни будет приобретать новые и более «близкие» формы коммуникации с аудиторией.

Список литературы:

1. Официальный аккаунт в сети Instagram А. Цыпкина // Instagram [Электронный ресурс] // Instagram - URL: https://www.instagram.com/alexander_tsypkin/?hl=ru (дата обращения: 19.05.2020).

2. Официальный аккаунт в сети Instagram К. Собчак // Instagram [Электронный ресурс] // Instagram - URL: https://www.instagram.com/xenia sobchak/?hl=ru (дата обращения: 19.05.2020).

3. Официальный аккаунт в сети Instagram С. Бондарчук // Instagram [Электронный ресурс] // Instagram - URL: https://www.instagram.com/a030aa/?hl=ru (дата обращения: 19.05.2020).

4. Официальный аккаунт в сети Instagram Т. Канделаки [Электронный ресурс] // Instagram - URL: https://www.instagram.com/tina kandelaki/?hl=ru (дата обращения: 19.05.2020).

5. Сидорова, И. Г. Способы позиционирования интернет-личности в социальной сети [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. - 2013. - №9 (84). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-pozitsionirovaniya-internet-lichnosti-v-sotsialnoy-seti (дата обращения: 17.05.2020).

ХУДОТЕПЛОВА АЛЕНА ДМИТРИЕВНА - бакалавр, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.