Научная статья на тему 'БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ'

БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГИ / ТЕХНОЛОГИИ / НОСИТЕЛЬ ЯЗЫКА / АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ / НАВЫКИ ПИСЬМА И ГОВОРЕНИЯ / ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФОРМА КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

Статья посвящена рассмотрению и анализу использования возможностей блог-технологий в процессе преподавания иностранных языков в образовательном пространстве высших учебных заведений. За счет внедрения Интернет-технологий может быть осуществлена оптимизация контроля усвоения знаний по иностранному языку, организована самостоятельная работа учащихся, повышена мотивация учащихся к развитию навыков письма и говорения. Блоги занимают важное место среди Интернет-технологий и могут быть использованы как ценный образовательный инструмент в практике преподавания иностранных языков в вузе. Автор анализирует исследования, посвященные особенностям внедрения блог-технологии в процесс изучения иностранного языка, и приходит к выводу, что проблема целесообразности использования блог-технологии при преподавании иностранных языков еще недостаточно освещена, не выявлены принципы, на которых основывается применение данной технологии. Цель статьи состоит в рассмотрении возможностей использования блог-технологий в процессе изучения иностранного языка для повышения мотивационной активности учащихся, осознанного восприятия информации, развития речевых навыков, организации самостоятельной работы учащихся, оптимизации форм контроля. Автор статьи отмечает, что в зависимости от выполняемых функций, существует деление блогов на определенные виды и отдельно выделяет вид - блог «профессионала». Преподаватель иностранного языка может использовать материалы данного вида блога в качестве аутентичного текста, представленного носителем языка, на любом этапе обучения. В заключение автор приходит к выводам, что внедрение блог-технологий в процесс преподавания иностранных языков способствует наиболее эффективному решению вопросов оптимизации организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чиркова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOG TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the consideration and analysis of the the possibilities of blog technologies in the process of teaching foreign languages in the educational space of higher educational institutions. Due to the introduction of Internet technologies, optimization of control of the assimilation of knowledge in a foreign language can be carried out, independent work of students can be organized, the motivation of students to develop writing and speaking skills can be increased. Blogs occupy an important place among Internet technologies and can be used as a valuable educational tool in the practice of teaching foreign languages at a university. The author analyzes studies devoted to the peculiarities of introducing blog technology in the process of learning a foreign language, and comes to the conclusion that the problem of the expediency of using blog technology in teaching foreign languages has not yet been sufficiently illuminated, and the principles on which this technology is based have not been identified. The purpose of the article is to consider the possibilities of using blog technologies in the process of learning a foreign language to increase the motivational activity of students, conscious perception of information, the development of speech skills, the organization of independent work of students, and optimization of forms of control. The author of the article notes that depending on the functions performed, there is a division of blogs into certain types and separately distinguishes the type - the blog of a "professional". A foreign language teacher can use the materials of this type of blog as an authentic text presented by a native speaker at any stage of training. In conclusion, the author comes to the conclusion that the introduction of blogging technologies in the process of teaching foreign languages contributes to the most effective solution to the optimization of the educational process organization.

Текст научной работы на тему «БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ»

CHIRKOVA Vera Michailovna

BLOG TECHNOLOGIES AND THEIR ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

V7TK" 471 /¡Жл 102021 Контент доступен no nimeminiCC ВY-NC 4.0

•УД14 j/l.jo |(cc) CaJ This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0080 **"*™'h^s://crea°vecommons-°rg/licenses/by-nc/4-0/)

БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 538937 SPIN-код: 1324-6140

ЧИРКОВА Вера Михайловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена рассмотрению и анализу использования возможностей блог-технологий в процессе преподавания иностранных языков в образовательном пространстве высших учебных заведений. За счет внедрения Интернет-технологий может быть осуществлена оптимизация контроля усвоения знаний по иностранному языку, организована самостоятельная работа учащихся, повышена мотивация учащихся к развитию навыков письма и говорения. Блоги занимают важное место среди Интернет-технологий и могут быть использованы как ценный образовательный инструмент в практике преподавания иностранных языков в вузе. Автор анализирует исследования, посвященные особенностям внедрения блог-технологии в процесс изучения иностранного языка, и приходит к выводу, что проблема целесообразности использования блог-технологии при преподавании иностранных языков еще недостаточно освещена, не выявлены принципы, на которых основывается применение данной технологии. Цель статьи состоит в рассмотрении возможностей использования блог-технологий в процессе изучения иностранного языка для повышения мотивационной активности учащихся, осознанного восприятия информации, развития речевых навыков, организации самостоятельной работы учащихся, оптимизации форм контроля. Автор статьи отмечает, что в зависимости от выполняемых функций, существует деление блогов на определенные виды и отдельно выделяет вид - блог «профессионала». Преподаватель иностранного языка может использовать материалы данного вида блога в качестве аутентичного текста, представленного носителем языка, на любом этапе обучения. В заключение автор приходит к выводам, что внедрение блог-технологий в процесс преподавания иностранных языков способствует наиболее эффективному решению вопросов оптимизации организации учебного процесса.

Ключевые слова: блоги, технологии, носитель языка, аутентичный текст, навыки письма и говорения, этап обучения, иностранный язык, мотивационная активность, эмоциональная составляющая, образовательная среда, форма контроля.

BLOG TECHNOLOGIES AND THEIR USE IN THE PRACTICE OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT THE UNIVERSITY

© The Author(s) 2021

CHIRKOVA Vera Michailovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: michutka.2010@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the consideration and analysis of the the possibilities of blog technologies in the process of teaching foreign languages in the educational space of higher educational institutions. Due to the introduction of Internet technologies, optimization of control of the assimilation of knowledge in a foreign language can be carried out, independent work of students can be organized, the motivation of students to develop writing and speaking skills can be increased. Blogs occupy an important place among Internet technologies and can be used as a valuable educational tool in the practice of teaching foreign languages at a university. The author analyzes studies devoted to the peculiarities of introducing blog technology in the process of learning a foreign language, and comes to the conclusion that the problem of the expediency of using blog technology in teaching foreign languages has not yet been sufficiently illuminated, and the principles on which this technology is based have not been identified. The purpose of the article is to consider the possibilities of using blog technologies in the process of learning a foreign language to increase the motivational activity of students, conscious perception of information, the development of speech skills, the organization of independent work of students, and optimization of forms of control. The author of the article notes that depending on the functions performed, there is a division of blogs into certain types and separately distinguishes the type - the blog of a "professional". A foreign language teacher can use the materials of this type of blog as an authentic text presented by a native speaker at any stage of training. In conclusion, the author comes to the conclusion that the introduction of blogging technologies in the process of teaching foreign languages contributes to the most effective solution to the optimization of the educational process organization.

Keywords: blogs, technology, native speaker, authentic text, writing and speaking skills, stage of education, foreign language, motivational activity, emotional component, educational environment, form of control.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В современной высшей школе появилась необходимость в быстром реагировании на процессы, происходящие в сообществах студентов и педагогов, а также внесении изменений в существующую систему обучения иностранным языкам. Концептуально новые подходы к формированию содержания иноязычного образования предполагают разработку новых критериев к технологиям контроля качества и результативности обучения, новым способам проведения и оптимизации самостоятельной работы учащихся. Ранее традиционные методы обучения иностранным языкам делали акцент на важности формального обучения, посвященного объяснению грамматических правил и структур языка, тогда как более современные исследования сосредото-322

чены на фактическом его использовании в ситуациях реального общения. Для оценки лингвистических знаний традиционно учащимся предлагалось создавать и повторять структуры и грамматические правила, усвоенные в определенный период обучения, например, в течение одного семестра, практически без возможностей применить их на практике в реальных условиях. Чаще всего, с этой целью, использовались письменные тесты. Оптимизация осуществления контроля усвоения знаний иностранного языка, а также собственно и его преподавания может быть реализована за счет внедрения Интернет-технологий. Блоги занимают важное место среди них и могут быть использованы как ценный образовательный инструмент в практике преподавания иностранных языков в вузе.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ЧИРКОВА Вера Михайловна БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ...

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время вопросам внедрения новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), в процесс преподавания иностранных языков посвящены различные отечественные и зарубежные исследования [1-8]. Все они говорят о возрастающей роли ИКТ в учебном процессе, в целом, и в обучении иностранным языкам, в частности. Особенности внедрения блог-технологии в процесс изучения иностранного языка рассматриваются в работах многих современных исследователей [9-17]. В них отмечаются, в первую очередь, преимущества использования современных информационных технологий в иноязычном образовании. П.В. Сысоев подробно описывает методический потенциал внедрения блог-технологии в процесс обучения иностранному языку [16].

В работе Пласкиной М.В., исследовавшей роль иноязычного письменного взаимодействия, говорится о том, что в результате данного взаимодействия учащиеся учатся правильно излагать свои мысли в письменной форме, представлять информацию о своей родине, узнают многое о культуре изучаемого языка [17]. В статье Чубаровой О.Э. рассматривается возможность внедрения блог-технологии в практику преподавания русского языка как иностранного, конечной целью которого является мотивация учащихся к развитию навыков письма и говорения [18]. Насыбуллин Р.Э. считает, что важной составляющей процесса обучения учащихся иностранным языкам, является организация самостоятельной работы, которая может реализовываться как в процессе создания личного блога, так и при работе с блогами носителей языков [19].

Однако, методистами и исследователями все еще недостаточно освещена проблема целесообразности использования блог-технологии при преподавании иностранных языков, не выявлены принципы, на которых основывается применение данной технологии для эффективного усвоения учебного материала учащимися.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в рассмотрении возможностей использования блог-технологий в процессе изучения иностранного языка для повышения мотивационной активности учащихся, осознанного восприятия информации, развития речевых навыков, организации самостоятельной работы учащихся, оптимизации форм контроля.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Одной из характерных особенностей для блогов является публикация отзывов и комментариев, которые оставляют посетители сайта. Благодаря этому блоги стали популярной средой сетевого общения, прежде всего в молодежной среде, вытеснив почту и групповые чаты. Несмотря на то, что блоги не являются учебным материалом и не предназначены непосредственно для обучения, все больше преподавателей иностранных языков в последнее время обращают на них свое внимание и используют в образовательных целях. Использование блог-технологии в обучении иностранным языкам больше всего соответствует принципам конструктивистского подхода, так как в рамках его реализации основное внимание акцентируется на ученике, создающим учебную среду и взаимодействующим с ней, в результате приобретая знания путем решения нестандартных задач [20].

С того момента как блог-технологии вошли в образовательное пространство университетов и преподаватели стали активно использовать их, появилось деление бло-гов на определенные виды, в зависимости от выполняемых функций:

1) Блог преподавателя - педагог создает блог и использует его как дополнительный ресурс к традиционному обучению.

2) Блог студента - учащийся создает свой личный блог в соответствии с инструкциями, данными препо-

давателем.

3) Блог преподавателя-студента - преподаватель создает блог, но студенты приглашаются к сотрудничеству и участвуют в его написании.

4) Блог преподавателя-преподавателя - лекторы одного или разных предметов могут использовать блог, чтобы делиться материалами и полезными ресурсами в своей области или в интересах всего преподавательского сообщества.

5) Блог учреждения - один сотрудник создает блог от имени школы, колледжа или университета с целью установления контакта и поддержания связи с другими образовательными учреждениями через блог.

6) Блог «профессионала» - уже созданный, реально существующий блог, имеющий популярность в просторах сети Интернет, ведется человеком, хорошо знающим свое дело и желающим поделиться своими полезными советами. В случае изучения иностранных языков преподаватель использует материалы данного вида блога в качестве аутентичного текста, представленного носителем языка.

В качестве примера последнего вида блога рассмотрим популярный среди пользователей блог, основанный на личных историях его создателя. Олли Ричардс является владельцем блога под названием «I Will Teach You A Language» в переводе с английского «Я научу тебя языку». Он много путешествовал и свободно говорит на восьми языках и теперь делится своим личным опытом с читателями о том, какие именно приемы он использовал при изучении языков. Блог наполнен не только языковым материалом, но и содержит яркую эмоциональную составляющую, которая мотивирует посетителей блога к изучению иностранного языка.

Рисунок 1 - Блог «I Will Teach You A Language»

Если в качестве примера мы рассмотрим самостоятельное ведение блога учащимися, изучающими иностранный язык, то данный вид деятельности помогает им конструировать знания на основе полученного опыта, развивать новые идеи и делится своим мнением с потенциальными читателями, используя языковые средства для обсуждения волнующей их темы. Однако для того, чтобы составить текст на иностранном языке, содержащий не просто информацию, а наполненный эмоциональной составляющей, характерной для блогов, необходимы развитые языковые навыки и, соответственно владение иностранным языком на достаточно хорошем уровне. Поэтому реализация проектов подобного рода возможна только на продвинутой ступени обучения иностранному языку. Помимо этого преподаватель должен провести подготовительную работу, предваряющую самостоятельное ведение блога, включающую знакомство студентов с самой технологией, разъяснение целей и постановку задания, объяснение правил размещения материалов в сети Интернет и правил информационной безопасности.

На начальном этапе изучения иностранного языка будет целесообразнее использовать блог-технологию в качестве вспомогательного материала для ознаком-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

323

CHIRKOVA Vera Michailovna

BLOG TECHNOLOGIES AND THEIR ..

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ления с аутентичными текстами на изучаемом языке. Принимая во внимание, что важнейшей целью обучения иностранному языку в вузе является формирование социокультурной компетенции у учащихся, использование блог-технологии раскрывает широкие возможности перед ними повысить свой уровень знаний о культуре страны изучаемого языка.

Например, иностранным студентам, изучающим русский язык, можно предложить знакомство с материалами блога FluentU, которые содержат тексты культурологической направленности, различные учебные ресурсы, советы по изучению русского языка, а так же русский

Рисунок 2 - Главная страница блога о русском языке и культуре

Выводы. Внедрение блог-технологий в образовательное пространство вуза, в частности в процесс преподавания иностранных языков, способствует наиболее эффективному решению вопросов оптимизации организации учебного процесса при преподавании данной дисциплины. Это подтверждают как методические публикации, так и различные российские и зарубежные исследования, проведенные в последнее десятилетие. Создание сетевого контента учащимися является очень важной деятельностью, требующей включения в учебные программы и отведение дополнительного количества часов. Пока что наиболее простым и доступным способом включения блог-технологий в процесс обучения иностранному языку является использование блогов в качестве вспомогательного материала для ознакомления с аутентичными текстами на изучаемом языке.

Заключение. Как и многие информационно-коммуникационные средства, блоги обладают прекрасными дидактическими возможностями, которые можно и нужно использовать в образовательной среде вуза при обучении иностранным языкам. Во-первых, блоги могут применяться для сотрудничества преподавателей, где они могут передавать друг другу необходимую информацию, обмениваться мнениями, идеями. Во-вторых, блог можно использовать для предоставления дополнительных заданий для самостоятельного изучения студентами или же с целью закрепления пройденного материала. В-третьих, в своем личном блоге учащийся может разместить пост, отражающий его взгляд на изучаемую тему, обсудить спорные моменты с одногруппниками. В-четвертых, блоги могут оптимизировать форму контроля понимания и закрепления изученного материала при помощи различных тестов и опросов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дидык Н.В. Реализация инновационных обучающих компьютерных технологий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 4 (67). С. 75-80.

2. Рубцова Е.В. Повышение качества образовательного процесса (коммуникативной направленности обучения) иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6 №4. С.76-81.

3. Дмитриева Д.Д. Организация проектной деятельности иностранных студентов в процессе обучения русскому языку // Региональный вестник. 2019. № 9 (24). С. 41-42.

4. Скляр Е.С. Применение метода кейсов на занятиях по русскому языку и культуре речи //Региональный вестник. №9 (24). С. 31-32.

5. Чернышева Е.Н., Павличева Е.Н., Чикунов Н.С. Формирование цифровой компетентности в сетевом обществе //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 4 (52). С. 62-67.

6. Зубренкова О.А., Лисенкова Е.В., Зубенко Д.П., Косс Е.А. Информационные технологии как необходимый элемент организации учебного процесса образовательных учреждений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 172-175.

7. Самчик Н.Н. Использование мультимедийных технологий для повышения эффективности изучения русского языка как иностранного //Региональный вестник. 2019. № 7 (22). С. 26-27.

8. Итинсон К.С., Чиркова В.М. К вопросу об эффективности использования электронных ресурсов в процессе обучения иностранных студентов в медицинском вузе // Балтийский гуманитарный журнал 2019. № 1 (26). С. 233-236.

9. Ливская Е.В., Панова О.В. Условия успешной интеграции блог-технологий в процесс преподавания иностранных языков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 11. С. 187-191.

10. Тунёва Н.В. Применение блог-технологий в преподавании иностранного языка для студентов неязыковых факультетов. В книге: Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики. Кемерово, 2016. С. 176-181.

11. Оношко В. Н. Применение блог-технологии в развитии социокультурных умений у студентов высших учебных заведений на занятиях по немецкому языку // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 399-412.

12. Дронов И.С. Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку // Вестник ТГУ. 2019. №180. С. 61-69.

13. Кизрина Н.Г. Обучение иностранным языкам в вузе посредством веб 2.0 на примере использования блог — технологий // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 3-2 (72). С. 75-78.

14. Панкова Т.В. Блог-технологии как способ повышения мотивации к обучению // Social Sciences: Achievements and Prospects Journal. 2019. № 1 (9). С. 14-17.

15. Aydin S. The Use of Blogs in Learning English as a Foreign Language // Mevlana International Journal ofEducation, Vol. 4(1), 2014. С.244-259.

16. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку //Язык и культура. 2012. №4 (20). С.116-127.

17. Пласкина М.В. Использование блога учебной группы в обучении иноязычному письменному взаимодействию // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 10 (162).

18. Чубарова О.Э. Имитация общения в блогах при обучении продуктивным видам речевой деятельности //Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2018. № 6. С. 1732-1736.

19. Насыбуллин Р. Э. Блоги как инструмент обучения английскому языку // Вестник науки и образования. 2019. №6-1 (60). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/blogi-kak-instrument-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 07.09.2020).

20. Чиркова В.М. Реализация конструктивистского подхода в преподавании русского языка как иностранного в медицинском вузе // Региональный вестник. 2020. № 4 (43). С. 50-52.

Статья поступила в редакцию 16.09.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

словарь и основные грамматические правила.

324

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.