Научная статья на тему 'БЛОГ О СПОРТЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ПАБЛИСИТИ'

БЛОГ О СПОРТЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ПАБЛИСИТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
733
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / СПОРТИВНАЯ СФЕРА / БЛОГ / БЛОГГИНГ / ПАБЛИСИТИ / INTERNET COMMUNICATIONS / SPORTS SPHERE / BLOG / BLOGGING / PUBLICITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Паутов Алексей Дмитриевич, Пушкарёва Людмила Григорьевна

Проблема и цель. Исследование современных коммуникаций, основанных на использовании цифровых технологий, позволяет понять особенности взаимодействия организации или отдельной личности с целевой аудиторией посредством новых платформ. Одной из таких платформ является блоггинг, набирающий популярность в сфере спорта. Теоретическое исследование особенностей и возможностей блогов как средства коммуникации позволит на практике использовать полученные сведения при ведении собственных интернет-дневников. Сегодня большинство спортивных организаций имеют представительство в Интернете, используя наиболее популярные социальные сети, сайты, блоги, форумы и т. п. Вектор информационного воздействия смещается в сторону «новых медиа», происходит адаптация сайтов к возможностям смартфонов, появляются новые интернет-сервисы. В статье сделан акцент на блогах как форме личного общения с целевой аудиторией в сети Интернет. Цель - изучить возможности блога как формы популяризации спортивной сферы. Методология. В рамках исследования проблемы возможностей блога как формы популяризации спортивного продукта были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; мониторинг блогов, анализ содержания блогов. Результаты. В статье представлено общее понимание термина «блог» и его производных. Выявлены особенности коммуникации посредством блогов, акцент сделан на сфере спорта, обозначены главные черты интернет-дневников данной направленности в виде интерактивности коммуникации, гипертекстуальности, наличия тегов, субъективного характера информации и т. п. Обозначены возможности блогов для популяризации спортивного продукта, представлены основные функции блогов (информационная, развлекательная, аналитическая, функция социализации, коммуникативная). Выводы. Делаются выводы, что в современных условиях для паблисити спортсмена, формирования его положительного имиджа необходимы не только спортивные результаты, но и масштабное информационное обеспечение его жизни и деятельности. Всё большую роль в данном аспекте играют «новые медиа», позволяющие улучшить коммуникацию с болельщиками, получить обратную связь и повысить паблисити спортсмена или спортивной организации. Одним из наиболее эффективных способов онлайн-присутствия спортсмена и повышения его популярности является блоггинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS BLOG AS A MODERN WAY OF PUBLICITY

Introduction. The study of modern digital communications allows us to understand the specifics of the interaction of an organization or individual with the target audience through new platforms. One of such platforms is blogging, which is gaining popularity in the field of sport. Theoretical research of the features and possibilities of blogs as a means of communication will allow us to use the obtained information in practice when conducting our own Internet diaries. Today, most sports organizations are represented on the Internet, using the most popular social networks, sites, blogs, forums, etc. The vector of information impact shifts towards «new media», sites are adapted to the capabilities of smartphones, and new Internet services appear. The article focuses on blogs as a form of personal communication with the target audience on the Internet. The aim is to explore the possibilities of the blog as a form of popularization of the sports sphere. Materials and Methods. Within the framework of the research of the problem of blog opportunities as a form of sports product popularization the following methods were used: analysis of scientific and methodical literature; monitoring of blogs, analysis of blog content. Results. The article presents a general understanding of the term «blog» and its derivatives. The peculiarities of communication through blogs have been revealed, the emphasis has been placed on the sphere of sports, and the main features of Internet diaries of this orientation in the form of interactivity of communication, hypertextuality, availability of tags, subjective nature of information, etc. have been indicated. The possibilities of blogs for the popularization of sports products are outlined, the main functions of blogs (information, entertainment, analytical, socialization, communication ones) are presented. Conclusions. Conclusions are made that in modern conditions not only sports results but also large-scale information support of an athlete's life and activity are necessary for publicity of an athlete and formation of his positive image. An increasing role in this aspect is played by «new media», which allow improving communication with the fans, getting feedback and increasing the publicity of an athlete or sports organization. Blogging is one of the most effective ways of online presence and popularity of an athlete.

Текст научной работы на тему «БЛОГ О СПОРТЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ПАБЛИСИТИ»

УДК 659 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.38.48

А. Д. Паутов, Л. Г. Пушкарёва, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

БЛОГ О СПОРТЕ КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ ПАБЛИСИТИ

Проблема и цель. Исследование современных коммуникаций, основанных на использовании цифровых технологий, позволяет понять особенности взаимодействия организации или отдельной личности с целевой аудиторией посредством новых платформ. Одной из таких платформ является блогинг, набирающий популярность в сфере спорта. Теоретическое исследование особенностей и возможностей блогов как средства коммуникации позволит на практике использовать полученные сведения при ведении собственных интернет-дневников. Сегодня большинство спортивных организаций имеют представительство в Интернете, используя наиболее популярные социальные сети, сайты, блоги, форумы и т. п. Вектор информационного воздействия смещается в сторону «новых медиа», происходит адаптация сайтов к возможностям смартфонов, появляются новые интернет-сервисы. В статье сделан акцент на блогах как форме личного общения с целевой аудиторией в сети Интернет. Цель - изучить возможности блога как формы популяризации спортивной сферы.

Методология. В рамках исследования проблемы возможностей блога как формы популяризации спортивного продукта были использованы следующие методы: анализ научно -методической литературы, мониторинг блогов, анализ содержания блогов.

Результаты. В статье представлено общее понимание термина «блог» и его производных. Выявлены особенности коммуникации посредством блогов, акцент сделан на сфере спорта, обозначены главные черты интернет-дневников данной направленности в виде интерактивности коммуникации, гипертекстуальности, наличия тегов, субъективного характера информации и т. п. Обозначены возможности блогов для популяризации спортивного продукта, представлены основные функции блогов (информационная, развлекательная, аналитическая, функция социализации, коммуникативная).

Выводы. Делаются выводы, что в современных условиях для паблисити спортсмена, формирования его положительного имиджа необходимы не только спортивные результаты, но и масштабное информационное обеспечение его жизни и деятельности. Всё большую роль в данном аспекте играют «новые медиа», позволяющие улучшить коммуникацию с болельщиками, получить обратную связь и повысить паблисити спортсмена или спортивной организации. Одним из наиболее эффективных способов онлайн-присутствия спортсмена и повышения его популярности является блогинг.

Ключевые слова: интернет-коммуникации, спортивная сфера, блог, блогинг, паблисити.

Проблема и цель. Современные коммуникации, основанные на использовании цифровых технологий, позволяют быстро обмениваться информацией, поддерживать общение в режиме онлайн. Человека уже сложно представить без смартфона, без использования различных интернет-сервисов, гаджетов и т. п. Сегодня вектор информационного воздействия смещается в сторону «новых медиа», происходит адаптация сайтов к возможностям смартфонов, появляются новые интернет-сервисы. Такое положение вещей диктует новые требования ко всем организациям, присутствующим на рынке товаров и услуг. Каждая организация любой сферы деятельности должна быть представлена в Сети, иначе не имеет смысла говорить о серьёзности её намерений на рынке. Спортивная индустрия не является исключением и нуждается в качественном информационном обеспечении. Сегодня практически каждый спортивный клуб, федерация, организация имеют свой сайт, с разной долей успеха отражая на его страницах свою деятельность. Большинство имеют представительство в наиболее популярных социальных сетях. Относительно новым и мало изученным явлением в области интернет-коммуникации является блог как форма личного общения с целевой аудиторией в сети Интернет.

Ряд исследователей относят блогинг как процесс написания блога к современной коммуникативной технологии, позволяющей оказывать как прямое, так и скрытое воздействие на аудиторию, благодаря которому осуществляется продвижение товаров и услуг [1].

Проблема заключается в том, что теоретические аспекты блогинга в сфере спорта практически не изучены и требуют дальнейшего рассмотрения для понимания места и роли интернет-журнала в теории и практике рекламы и связей с общественностью.

Цель исследования - изучить возможности блога как формы популяризации спортивной сферы.

Задачи исследования:

1) определить понятие «блог» и его составляющие;

2) выявить особенности блогов в сфере спорта;

3) обозначить возможности блогов для популяризации спортивного продукта.

Методология. В рамках исследования проблемы возможностей блога как формы популяризации спортивного продукта были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы; мониторинг блогов, анализ содержания блогов.

Проблема поиска новых форм взаимодействия с целевой аудиторией является одной из основных для специалистов-практиков, занимающихся интернет-маркетингом. В основном всё сводится к совершенствованию уже имеющихся вариантов как в техническом, так и содержательном аспектах. Мониторинг и анализ блогов на наиболее популярной платформе Sports.ru позволил выделить основные особенности блогинга как вида деятельности, обозначить направления формирования взаимоотношений с целевой аудиторией в рамках интернет-дневников спортивной направленности.

Результаты. Под блогом мы будем понимать интернет-журнал или дневник произошедших событий, которые добавляются в виде записей (постов) на данную страницу блогером (автором дневника). Блог может содержать текстовую информацию, фото- и видеоконтент или мультимедиафайлы. «Блоггинг можно определить как совокупность действий субъекта в рамках ведения им электронного дневника (блога), совершаемых с той или иной периодичностью и предпринимаемых для выражения собственного мнения по поводу тех или иных тем, событий и субъектов, а также привлечения к нему (этому мнению) внимания других участников блогосферы» [2]. В предлагаемой статье блогинг определяется как процесс работы блогера над своим дневником.

Отметим, что для блогов характерны недлинные датированные записи, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Блог - это интернет-дневник, однако существует основное отличие между традиционным дневником и блогом. Интернет-журналы обычно имеют публичный статус и направлены на предоставление информации сторонним читателям, которые могут вступать в открытую дискуссию с автором (в комментариях к постам или в своих блогах, на других форумах), а традиционный дневник предполагает закрытость от публики, частную информацию, которая не предназначена для «всеобщего обозрения».

Для различных форм коммуникации с целевой аудиторией блог является достаточно интересным вариантом и имеет ряд преимуществ перед другими способами интернет-коммуникации: электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. К таким преимуществам можно отнести высокую скорость обмена информацией между автором и читателями, возможность общения с неограниченным числом лиц, значительный объём контента, включая мультимедиафайлы, возможность обращения к ранним записям, простоту добавления новых записей и т. п. Кроме этого, блог выполняет функции самопрезентации и полемики, т. к. демонстрирует подписчикам сознательно созданный образ и вовлекает их в дискуссию [3].

Термин «паблисити» зачастую переводят как «популяризация», т. е. это деятельность, направленная на популяризацию конкретного события или продукта. Для паблисити характерно наличие коммуникативных функций, формирующих узнаваемость объекта продвижения, привлечение к нему внимания. Основной задачей блогеров является привлечение внимания к своему интернет-дневнику и его популяризация. Всё это работает на паблисити самого автора блога, его творческой деятельности, тех спортсменов, клубов или соревнований, которые освещаются на страницах дневника. Чем более уникален контент, предлагаемый блогером, чем более популярен вид спорта, представленный в бло-ге, тем больше шансов «раскрутить» интернет-дневник. Блогеры, имеющие значительное количество подписчиков, могут зарабатывать деньги, участвуя в различных рекламных акциях.

Сегодня создание блога не является проблемой, новичкам техническую и иную поддержку можно получить, если воспользоваться специальными сайтами по созданию блогов. Поэтому современная блогосфера включает в себя разные по направленности и содержанию дневники, что определяется интересами автора интернет-журнала. Спортивная индустрия сегодня набирает всё большую популярность в первую очередь с точки зрения информационного продвижения. Использование сети Интернет вывело данный тренд на новый уровень. Наличие социальных сетей, видеосервисов и бло-гов сделало возможным личный пиар спортсменов без использования традиционных средств массовой информации, расширив возможности их продвижения.

Растёт и социальное значение блогосферы: авторы блогов всё чаще выступают в роли репортёров с места событий, будь то спортивные соревнования или военные действия. Блоги становятся местом встреч единомышленников, на их основе формируются различные общественные движения, в том числе фанатские. О популярности блогинга говорит и попытка государства подвести блогеров под законодательную базу. Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязывал владельцев интернет-ресурсов с аудиторией свыше 3000 человек в сутки регистрироваться в Роскомнадзоре со всеми вытекающими отсюда ограничениями [4]. Однако закон был отменен в 2017 г.

Как мы уже отмечали, основной особенностью интернет-дневников является интерактивность коммуникации, что обусловлено спецификой «новых медиа» и проявляется в возможности оценивания материалов, их комментировании, наличии опции «поделиться в социальных сетях», а также в доступности видео- и фотоматериалов. Гипертекстуальность блогов, наличие тегов, т. е. информативных идентификаторов, позволяет упрощать и ускорять процесс поиска необходимой информации [5].

Отметим, что коммуникация в блогах носит субъективный характер, который проявляется через высказывание автором собственной оценки произошедшего события. Авторы блогов в данном случае выступают в роли авторитетных личностей, своего рода экспертов, которым можно доверять и полагаться на их мнение. Читатели интернет-дневников принимают такое положение вещей и ждут информации от блогеров, которую могут использовать как полученную из авторитетного источника. Авторитетность того или иного блога достигается за счёт количества подписчиков страницы, количества репостов, ссылок и т. д. Чем выше активность целевой аудитории, тем выше авторитет и популярность блога.

Сфера физической культуры и спорта открывает широкие возможности для создания и ведения блогов. В первую очередь многообразие видов спорта предполагает широкую тематику: блоги могут содержать информацию как о наиболее популярных и известных видах спорта, так и о неизвестных и малознакомых аудитории, о спортивной истории, победах спортсменов, новых достижениях спортивной науки, правилах проведения соревнований и т. д.

Во-вторых, поклонники того или иного спортсмена всегда хотят знать больше о своём кумире, о ходе его тренировок, внутренней «кухне» соревнований, что-то о личной жизни. Блог даёт возможность удовлетворить эту потребность: узнать как можно больше о спортсмене, его характере, привычках, тренировках.

В-третьих, блоги предоставляют широкие возможности для общения между болельщиками и спортсменами. Став подписчиком блога, болельщик может непосредственно обратиться к своему кумиру, выразить своё отношение к нему. Создаётся иллюзия диалога, в котором обычный пользователь / болельщик является собеседником известной личности. Диалогичность как особенность блога и открытость его автора к коммуникации способствуют росту популярности спортсмена, ведущего свой блог.

В-четвертых, блог - это обмен информацией и мнениями не только с любителями спорта, но и с профессионалами в этой сфере: тренерами, экспертами, врачами, судьями, журналистами и т. д. Такой обмен способствует повышению уровня знаний и компетенций в области спорта у всех интересующихся тематикой блога.

Ещё одной значимой характеристикой блога является его регулярное обновление и актуальность представленной информации. Доверяя автору блога, подписчик может не сомневаться в качестве контента и его достоверности.

Обобщая всё, что было указано выше, можно выделить следующие функции блога, который ведёт известный спортсмен, с точки зрения болельщика:

• информационная;

• развлекательная;

• аналитическая, например, отслеживание реакции публики на те или иные действия, победы или поражения (отметим, что блоги представляют собой готовую фокус-группу);

• функция социализации, ощущения причастности к спорту и жизни известных спортсменов;

• коммуникативная, т. к. блог - это открытый для комментариев и высказываний формат.

Если говорить об авторе-спортсмене блога, то основным преимуществом является возможность

прямого взаимодействия с аудиторией без посредничества журналиста, редактора и других лиц. Блог даёт возможность спортсмену рассказать болельщикам только то, что он считает нужным сделать достоянием общественности. В целом характер передаваемой в блоге информации является главным достоинством интернет-дневника. Исследователи употребляют следующие термины для характеристики информации: «подлинность», «искренность», «эмоциональность», «разговорность».

Блоги подразумевают использование разговорного стиля как основного. Подобная интонация в общении делает блог уникальным каналом коммуникации, благодаря которой автор и подписчик чувствуют себя на равных.

Сегодня известные российские спортсмены имеют собственные блоги и с разной долей регулярности их ведут, хотя количество таких блогов невелико. Чаще блоги о спорте ведут авторы, которые никогда не были спортсменами (например, журналисты). Предполагаем, что наличие блога у спортсмена является актуальным способом повышения узнаваемости и популярности автора. Весьма популярными являются блоги известных спортсменов как действующих, так и завершивших карьеру, например, Вячеслава Малафеева (футбол), Екатерины Гамовой (волейбол), Александра Овечкина (хоккей) и др.

Выводы. Таким образом, в современных условиях для паблисити спортсмена, формирования его положительного имиджа необходимы не только спортивные результаты, но и масштабное информационное обеспечение его жизни и деятельности. Всё большую роль в данном аспекте играет Интернет, позволяющий не только значительно улучшить коммуникацию с болельщиками и получить обратную связь, но и повысить паблисити спортсмена. Одним из наиболее эффективных способов онлайн-присутствия спортсмена и повышения его популярности является блогинг - форма коммуникации, вызывающая значительный интерес со стороны аудитории и позволяющая если и не сформировать полностью имидж спортсмена, то значительно его скорректировать.

Библиографический список

1. Павлютенкова М. Ю. Блоггинг как форма связей с общественностью в политике. URL: http://viperson. ru/wind.php?ID=659124 (дата обращения: 29.08.2019).

2. Близняк Р. З., Герасимов И. А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 222.

3. Kopytowska M. Blogging as the Mediatization of Politics and a New Form of Social Interaction: A Case Study of Proximization Dynamics in Polish and British Political Blogs. Analyzing Genres in Political Communication: Theory and Practice / ed. by P. Cap, U. Okulska. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2013. P. 379-421.

4. Федеральный закон № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_162586/ (дата обращения: 01.09.2019).

5. Паутов А. Д., Пушкарёва Л. Г. Спортивный блог как новая форма коммуникации с болельщиком. Современные СМИ в контексте информационных технологий: сб. науч. тр. 4-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУПТД, 2019. С. 34.

A. D. Pautov,

Сandidate of Historical Sciences, Associate Professor Siberian State University of Physical Culture and Sports, 148 Maslennikova st., Omsk, 644009, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0311-5722 e-mail: [email protected] L. G. Pushkareva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Culture and Sports, 148 Maslennikova st., Omsk, 644009, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8130-9621

e-mail: [email protected]

SPORTS BLOG AS A MODERN WAY OF PUBLICITY

Introduction. The study of modern digital communications allows us to understand the specifics of the interaction of an organization or individual with the target audience through new platforms. One of such platforms is blogging, which is gaining popularity in the field of sport. Theoretical research of the features and possibilities of blogs as a means of communication will allow us to use the obtained information in practice when conducting our own Internet diaries. Today, most sports organizations are represented on the Internet, using the most popular social networks, sites, blogs, forums, etc. The vector of information impact shifts towards «new media», sites are adapted to the capabilities of smartphones, and new Internet services

appear. The article focuses on blogs as a form of personal communication with the target audience on the Internet. The aim is to explore the possibilities of the blog as a form of popularization of the sports sphere.

Materials and Methods. Within the framework of the research of the problem of blog opportunities as a form of sports product popularization the following methods were used: analysis of scientific and methodical literature; monitoring of blogs, analysis of blog content.

Results. The article presents a general understanding of the term «blog» and its derivatives. The peculiarities of communication through blogs have been revealed, the emphasis has been placed on the sphere of sports, and the main features of Internet diaries of this orientation in the form of interactivity of communication, hypertextuality, availability of tags, subjective nature of information, etc. have been indicated. The possibilities of blogs for the popularization of sports products are outlined, the main functions of blogs (information, entertainment, analytical, socialization, communication ones) are presented.

Conclusions. Conclusions are made that in modern conditions not only sports results but also large-scale information support of an athlete's life and activity are necessary for publicity of an athlete and formation of his positive image. An increasing role in this aspect is played by «new media», which allow improving communication with the fans, getting feedback and increasing the publicity of an athlete or sports organization. Blogging is one of the most effective ways of online presence and popularity of an athlete. Keywords: Internet communications; sports sphere; blog; blogging; publicity.

Rererences

1. Pavlyutenkova M. Yu. Blogging as a Form of Public Relations in Politics. Available at: http://viperson.ru/ wind.php?ID=659124 (accessed: 08.29.2019). (In Russian).

2. Bliznyak R. Z., Gerasimov I. A. Blogging as a Technology of Social and Political Communication: Clarification of the Concept and Characteristic of Heuristic Possibilities. Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political Science. 2017. No. 40. P. 222. (In Russian).

3. Kopytowska M. Blogging as the Mediatization of Politics and a New Form of Social Interaction: A Case Study of «Proximization Dynamics» in Polish and British Political Blogs. Analyzing Genres in Political Communication: Theory and Practice / ed. by P. Cap, U. Okulska. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2013. Pp. 379-421.

4. Federal Law No. 97-FZ of May 5, 2014 "On Amending the Federal Law "On Information, Information Technologies and the Protection of Information". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 162586/ (accessed: 01.09.2019). (In Russian).

5. Pautov A. D., Pushkareva L. G. Sports Blog as a New Form of Communication with a Fan // Modern Media in the Context of Information Technologies: Proceedings of the 4th All-Russian scientific-practical conf. - SPb: SPbGUPTD, 2019. P. 34. (In Russian).

Поступила в редакцию 9.09.2019 © А. Д. Паутов, Л. Г. Пушкарева, 2019

Авторы статьи:

Алексей Дмитриевич Паутов, кандидат исторических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова,148, e-mail: [email protected] Людмила Григорьевна Пушкарева, кандидат филологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 644009, Омск, ул. Масленникова, 148, e-mail: [email protected]

Рецензенты:

М. Г. Васильева, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. М. А. Федорова, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, Омский госу -дарственный технический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.