Научная статья на тему 'Блог как средство музыкального обучения эстрадному вокалу'

Блог как средство музыкального обучения эстрадному вокалу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ-ТЕХНОЛОГИИ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / БЛОГОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБУЧЕНИЕ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА / BLOG TECHNOLOGIES / DIDACTIC PROPERTIES / A BLOG SPACE / TRAINING IN VARIETY VOCAL / MUSIC EDUCATION AND PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Румянцева Маргарита Алексеевна, Бирюкова Анастасия Валентиновна

Стремительное проникновение информационных технологий в образовательный процесс обусловливает важность использования мобильного ресурса «вокальный блог» для обучения эстрадных вокалистов. Современная научная и методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, модели развивающего обучения, тренировочные пособия по вокалу, предназначенные для более эффективного обучения взрослых. В связи с этим возникает необходимость изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта в обучении вокалу в сфере интернет-технологий и виртуального обучения. Во многих случаях блоги являются своеобразными персональными методическими кабинетами, в которых систематизированы рекомендации экспертов, описаны алгоритмы действий по освоению техники работы с ресурсами, доступными в Интернете и полезными для учебного процесса. Главной целью статьи выступает доказательство актуальности и целесообразности применения виртуальной среды в вокальном образовании взрослых. Также дается характеристика специфических особенностей и путей внедрения информационно-вокальных блогов в процесс формирования профессиональных умений и навыков у эстрадных вокалистов. Опыт курирования контента, полученный в процессе создания и ведения дисциплинарного и/или неформального блога, может быть востребован в процессе обучения начинающих вокалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Румянцева Маргарита Алексеевна, Бирюкова Анастасия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blog as a means of music training to ethronic voice

The rapid penetration of information technologies into the educational process determines the importance of using the mobile resource «vocal blog» for the training of variety vocalists. Modern scientific and methodical literature offers innovative development of lessons, models of developmental training, training manuals for vocals, designed for more effective adult education. In this connection, it becomes necessary to study, analyze and summarize the advanced pedagogical experience in teaching vocals in the field of Internet technologies and virtual learning. In many cases, blogs are kind of personal methodical rooms in which expert recommendations are systematized, action algorithms for mastering techniques for working with resources available on the Internet and useful for the learning process are described. The main purpose of the article is to prove the relevance and appropriateness of using virtual environments in adult vocal education. Also given is a description of specific features and ways of introducing information-vocal blogs in the process of forming professional skills and skills of pop vocalists. The content management experience gained in the process of creating and maintaining a disciplinary and / or informal blog can be claimed in the learning process of novice vocalists.

Текст научной работы на тему «Блог как средство музыкального обучения эстрадному вокалу»

УДК 78.03

М. А. Румянцева, А. В. Бирюкова

БЛОГ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ВОКАЛУ

^ онец XX и начало XXI в. характеризуются проникновением информационных и коммуникационных технологий во все области педагогической деятельности, в том числе и в музыкальное образование. Несмотря на то, что впервые такой элемент виртуального образования, как блог, был применен в преподавании иностранных языков, его распространение в музыкальном образовании произошло стремительно. Данный феномен связан с простотой построения начальной блоговой страницы, содержащей в свою очередь глубокий обучающий и дидактический потенциал. Рассмотрим более подробно предпосылки проникновения информационных технологий в образовательный процесс.

Информатизация общества, развитие компьютерных сетей изменили представление об образовании и привели к пониманию необходимости новых подходов, связанных с открытым образованием. Стратегическая роль информационных технологий в вокальном образовании сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Однако нельзя утверждать, что применение информационных блогов привело к кардинальным изменениям в системе образования России, к полному пересмотру методической системы обучения. Необходимы широкомасштабные работы по проектированию системы использования педагогических возможностей коммуникационных технологий в образовании.

Создание образовательной среды для осуществления просветительских отношений является требованием современного состояния сферы воспитания и тенденций развития общества с учетом процесса информатизации. Проблемы разработки и использования образовательных сред исследовались многочисленными авторами (А. А. Андреев, Д. А. Гагарина, И. Г. Захарова, С. В. Зенкина, В. Г. Кинелев, В. И. Солдаткин, Е. К. Хеннер и др.). Данные российские ученые-педагоги рассмат-

© М. А. Румянцева, А. В. Бирюкова, 2018

ривали проблемы разработки виртуальной образовательной среды, определили ее структуру, особенности использования информационной образовательной среды как средства и как условия повышения эффективности образовательного процесса [6].

Особенностью современного образования является информатизация, что подразумевает наличие комплекса мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств, технологий. Вследствие этого, образовательная среда становится информационной или информационно-образовательной средой. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, которое при этом является организованным, многомерным и упорядоченным [2].

Таким образом, информатизация представляет собой сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения, и прежде всего, с формированием культуры использования новых информационных технологий в различных областях деятельности человека. Следует отметить, что в настоящее время уровень информатизации общества может считаться одним из важнейших критериев оценки степени развития страны, главным фактором экономического и политического могущества государства. Поэтому ведущие страны мира придают исключительно большое значение созданию информационной индустрии и использованию современных средств информационных технологий, направляя на решение этих задач громадные ресурсы и усилия.

В образовательном блоге преподавателя вокала может содержаться расширенная виртуальная библиотека-справочник, так как данный ресурс позволяет загружать, опубликовывать, хранить, типологизиро-вать и обрабатывать большие объемы разноформатных данных. Выступая индивидуальным коммуникативным пространством,

в отличие от вебинаров, семинаров и конференций, блог может настраиваться преподавателем по стратам необходимого круга общения. В данном случае повышается эффективность дискуссионного образовательного процесса по вопросам обучения начинающих вокалистов.

Глубину внедрения блогов в учебный процесс рассматривали ряд исследователей. Так, А. Джонсон в работах делает акцент на мониторинге самостоятельной работы взрослых учащихся, что весьма продуктивно в образовании начинающих вокалистов. А. Кэмбелл говорит не только о возможности теоретического ознакомления, но и об общении с представителями музыкальной сферы. Б. Дуеу предлагает использовать блог в групповых проектах [3]. На развитие критического мышления по средствам использования образовательных блогов указывает в трудах Дж. Оравек.

Дополнительные образовательные эффекты, в том числе повышение музыкальной грамотности, описывает в практических исследованиях Д. Хуффакер. Обогащение речевого тематического поля через преподавательский информационный блог рассматривает В. Ву, расширяя свои работы проблемой телекоммуникационных проектов [4].

Преимуществом блоговой среды является мультикультурный характер аудитории, в процессе коммуникации с которой устраняются главные барьеры общения, присущие личностным связям. Технология блогов активно применяется в высших учебных заведениях в музыкальной сфере (расписание занятий, списки литературы, модульные схемы и программы обучения), а также как дополнительный элемент в процессе обучения начинающих вокалистов.

Практическое применение блогов многообразно, но с учетом непродолжительной истории существования, в ближайшем времени, возможно, появление новых механизмов использования блогов. На основании действующих блогов можно выделить основные образовательные дидактические свойства в рамках учебного процесса:

1. Возникновение и существование через призму личности преподавателя;

2. Диалог по направлениям «я» > «всем», «все» > «мне»;

3. Продуктивность построения образовательного пространства;

4. Предельный уровень использования многоканальности;

5. Естественность применения и популярность.

Визуализация блогового пространства и его содержательная часть являются зеркальным отражением личности преподавателя, а страницы учащихся в большей степени раскрывают их личность и позволяют индивидуализировать образовательный процесс. При этом в блоге преподавателя содержится личная информация в виде фотографий, контактных данных, сведениях о публикациях и местах работы, круг интересов [1].

Биполярный характер блоговой коммуникации обеспечивает учебную интерактивность. Происходит обсуждение тегов преподавателя и студентов множеством комментариев, превращая блог в вариативность форума, где в комментариях учащихся проявляется образовательная истина. Видоизменение гипотез, доказательство установленных аксиом происходят через выражение собственного мнения начинающих вокалистов, формируя их критическое мышление.

Трансформация видов преподавательского контроля мотивирует студентов к самооценке, сравнительный анализ ожидаемых и реальных навыков с дальнейшей индивидуальной корректировкой. Структурирование информации по темам, в обратном хронологическом порядке и гипертекстовая структура делают вокальный блог преподавателя уникальной технологией организации и хранения учебной информации. Информационная технология разрешает публиковать, хранить, анализировать, передавать разнообразную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных; создавать сообщества, которые могут администрировать несколько человек, с персональными настройками доступа для авторов и комментаторов [5].

Большим преимуществом для вокальных блогов выступает возможность размещения аудио- и видеофайлов, а также специальных вокальных программ, способствующих более эффективному усвоению информации начинающими вокалистами, показывающему уровень социокультурной компетенции.

Вокальный блог имеет в своем распоряжении доступный для ознакомления и вое-

приятия информации интерфейс, настраиваемый преподавателем в зависимости от потребности учащихся; разрешает дополнительно использовать узкоспециализированные программы-клиенты, расширяющие возможность публикации тегов как при помощи персонального компьютера, так и с использованием мобильных средств связи (андроид, смартфон); большинство блог-серверов построено по принципу «открытого источника», что обеспечивает доступ к информации, размещенной в блоге.

На основе рассмотренных выше дидактических свойств блога можно выделить следующие дидактические функции блога:

Возникновение и существование через призму личности преподавателя: стимулирование образовательного процесса; создание благотворных условий для самообучения; формирование основ индивидуального обучения.

Диалог по направлениям: становление навыков дискуссионного общения (применение в коммуникации аргументов и контраргументов, построение гипотез и обобщение информации, формирование личного независимого представления); воспитание эмпатии; улучшение навыков письменной речи разных стилей.

Продуктивность построения образовательного пространства: возможность оперативного поиска информации через систему рубрикации и архивы; оперативного информирования и обновления информации с применением ИЗЗ-потоков для синдика-ции контента.

Предельный уровень использования мно-гоканальности: стимулирование интереса начинающих вокалистов; развитие творческого потенциала; улучшение рецептивных видов речевой деятельности (аудирование, чтение); принятие во внимание личностных качеств в обучении.

Естественность применения и популярность: аккумулирование потребностей в обучении; снижение беспокойства и неуверенности в отношении процесса компьютеризации и автоматизации.

С точки зрения технологии использования блога в учебных целях можно выделить несколько методических систем его применения и рассматривать блог как:

инструмент администрирования и организации учебного процесса;

- платформу для проведения дискуссий;

- среду для размещения публикаций в Интернете.

Блог как инструмент администрирования и организации учебного процесса имеет ряд явных преимуществ по сравнению с традиционным преподавательским вебсайтом. Он позволяет организовать личное учебное пространство преподавателя и студента, так как все необходимые для занятий материалы и записи находятся в одном месте.

Блог как платформа для проведения дискуссий не только обеспечивает учебный процесс оперативной и надежной обратной связью между студентами и преподавателем, предоставляет студентам возможность обмена информацией друг с другом для взаимообучения через функцию комментариев, привлекает к дискуссии экспертов, не имеющих прямого отношения к учебному курсу (например, носителей языка), но и является идеальной площадкой для обучения в сотрудничестве, проблемного обучения и работы по проектной методике.

И наконец, блог может использоваться как среда для размещения публикаций. В процессе ведения блогов студенты быстро понимают, что их сообщения могут читать не только преподаватели и однокурсники. Блоги выводят выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимоотношений «преподаватель-ученик», позволяя всем желающим оценить и прокомментировать работы учащихся. Публикация в бло-гах - это законная возможность общения с реальной аудиторией, возможность найти единомышленников и стать частью тематического сообщества.

Таким образом, информационно-вокаль-ный блог представляет собой социальную сеть, которая наиболее эффективна применяется в дидактических целях, так как позволяет хранить и типологизировать важную объемную учебную информацию в любом виде (графики, карты, рисунки, фотографии, видео), формировать открытые и закрытые сообщества для обсуждения проблемных зон и практических заданий, для исполнения индивидуальных и групповых программ, фиксировать скорость овладения учебной программой с использованием онлайн-тестов, опросов и обсуждений, рецензий и др.

Преподавательский вокальный блог -это также инструмент эффективной организации и систематизации учебного процесса.

В условиях насыщения информационными потоками начинающие вокалисты нуждаются в построении в образовательном пространстве такой «социальной сети», которая предоставляла бы только корректный доступ к информационным ресурсам, а также облегчала процесс интеграции с другими пользователями.

Педагогическая составляющая блогов реализуется через комментарии к текстам по вокалу, которые оставляют студенты; обратную связь, которая обеспечивается преподавателем, а также через разработку портфолио как способа фиксирования, на-

копления и оценки индивидуальных достижений. В ходе применения информаци-онно-вокального блога как инструмента организации учебного процесса начинающие вокалисты вырабатывают навыки поиска, разбора и критической оценки данных, работы с информационными потоками в Сети, коммуникации в группе и индивидуальной работы, умения обобщать и структурировать материал, а также, что особенно важно для начинающих вокалистов, формируют коммуникативную компетенцию за счет инициализации веб-сообщества в подкастах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блоги в обучении. - URL: http://study-english.info/it-blogs.php (дата обращения: 21.02.2017).

2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учеб.-метод, пособие / Сост. И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

3. Межведомственный аналитический центр. Проблемы и перспективы развития отечественного информационного сектора, аналитический доклад. - М., 2014. - 46 с.

4. Попов А. В. Блоги. Новая сфера влияния. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 336 с.

5. Сиротина И. К. Интерактивная образовательная среда как фактор оптимизации процесса формирования математической культуры личности // Инновации в науке: Материалы XI Междунар. заочной науч.-практ. конф. Ч. 2 (15 авг. 2012 г.). - Новосибирск: Сиб. ассоциация консультантов, 2012. - С. 37-46.

6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения с использованием новых инфор-мационно-коммуникационных интернет-технологий: Учеб.-метод, пособие. - Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2015. - 182 с.

REFERENCES

1. Blogi v obuchenii [Blogs in learning]. Available at: http:// study-english.info/it-blogs.php (Accessed 21 February 2017).

2. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Information and communication technologies in education]. Moscow, 2008. 312 p.

3. Mezhvedomstvennyj analiticheskij tsentr. Problemy i perspektivy razvitiya otechestvennogo informatsionnogo sektora, analiticheskij doklad [Interdepartmental analytical center. Problems and prospects of development of the domestic information sector, analytical report]. Moscow, 2014. 46 p.

4. Popov A.V. Blogi. Novaya sfera vliyaniya [Blogs. New sphere of influence]. Moscow, 2016. 336 p.

5. Sirotina I. K. Interactive educational environment as a factor of optimization of the process of formation of mathematical culture of personality. Innovatsii v nauke [Innovation in science]. Novosibirsk, 2012, pp. 37-46.

6. Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Metodika obucheniya s ispolzovaniem novykh informatsionno-kommunikatsionnykh. internet-tekhnologij [Teaching methods using new information and communication Internet technologies]. Rostov on Don, 2015. 182 p.

Блог как средство музыкального обучения эстрадному вокалу Стремительное проникновение информационных технологий в образовательный процесс

Blog as a means of music training to ethronic voice The rapid penetration of information technologies into the educational process

обусловливает важность использования мобильного ресурса «вокальный блог» для обучения эстрадных вокалистов. Современная научная и методическая литература предлагает инновационные разработки уроков, модели развивающего обучения, тренировочные пособия по вокалу, предназначенные для более эффективного обучения взрослых. В связи с этим возникает необходимость изучения, анализа и обобщения передового педагогического опыта в обучении вокалу в сфере интер-нет-технологий и виртуального обучения. Во многих случаях блоги являются своеобразными персональными методическими кабинетами, в которых систематизированы рекомендации экспертов, описаны алгоритмы действий по освоению техники работы с ресурсами, доступными в Интернете и полезными для учебного процесса. Главной целью статьи выступает доказательство актуальности и целесообразности применения виртуальной среды в вокальном образовании взрослых. Также дается характеристика специфических особенностей и путей внедрения информационно-во-кальных блогов в процесс формирования профессиональных умений и навыков у эстрадных вокалистов. Опыт курирования контента, полученный в процессе создания и ведения дисциплинарного и/или неформального блога, может быть востребован в процессе обучения начинающих вокалистов.

Ключевые слова: блог-технологии, дидактические свойства, блоговое пространство, обучение эстрадному вокалу, музыкальное образование и педагогика.

determines the importance of using the mobile resource «vocal blog» for the training of variety vocalists. Modern scientific and methodical literature offers innovative development of lessons, models of developmental training, training manuals for vocals, designed for more effective adult education. In this connection, it becomes necessary to study, analyze and summarize the advanced pedagogical experience in teaching vocals in the field of Internet technologies and virtual learning. In many cases, blogs are kind of personal methodical rooms in which expert recommendations are systematized, action algorithms for mastering techniques for working with resources available on the Internet and useful for the learning process are described. The main purpose of the article is to prove the relevance and appropriateness of using virtual environments in adult vocal education. Also given is a description of specific features and ways of introducing information-vocal blogs in the process of forming professional skills and skills of pop vocalists. The content management experience gained in the process of creating and maintaining a disciplinary and / or informal blog can be claimed in the learning process of novice vocalists.

Keywords: blog technologies, didactic properties, a blog space, training in variety vocal, music education and pedagogy.

Румянцева Маргарита Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета E-mail: rumianseva.mar@mail.ru

Бирюкова Анастасия Валентиновна, магистрант 2-го курса музыкального факультета направления педагогики и психологии музыкального образования Московского педагогического государственного университета E-mail: asyapushkina2014@yandex.ru

Rumyantseva Margarita Alekseevna,

Candidate of Arts Criticism, associate professor of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Musical Education at the Moscow Pedagogical State University E-mail: rumianseva.mar@mail.ru

Biryukova Anastasiya Valentinovna,

master's degree student of the 2nd year of the Department of Music of the Direction of Pedagogy and Psychology of Musical Education at the Moscow Pedagogical State University E-mail: asyapushkina2014@yandex.ru

Получено 30.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.