Научная статья на тему 'БЛИЗОРУКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ'

БЛИЗОРУКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЛИЗОРУКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ШКОЛЬНИКОВ»

Единой структурой формулы нейтрализованная смолка не имеет. Молекулярный вес ее в среднем 300 (Л. Д. Глуздман), удельный вес 1,24—1,25; она выкипает в пределах 200— 490°. Точка ее плавления от 14 до 250°, она воспламеняется при 96—105°, имеет вязкость в секундах CgQ= 11—15; температура ее размягчения 61°. В смолке содержится 4% нафталина и 3% фенолов (рН 6—7). Фракционный состав: отгон до 170° — 1%, до 27° — 10%, до 300° —20%.

Нейтрализованная смолка обладает большой способностью к полимеризации при стоянии на воздухе. Она частично растворяется в бензоле, бензине, спирте и растительном масле. По литературным данным, каменноугольная смола не лишена канцерогенной активности, но сведений о бластомогенной активности нейтрализованной смолки в доступной нам литературе мы не встретили.

Бластомогенная активность нейтрализованной смолки изучалась нами в биологических опытах на линейных мышах. В опытах были использованы 50 гибридных мышей линий С5,В1 X СВА в возрасте 2V» — 3 месяцев, которым на выстриженную кожу межлопаточной области спины 3 раза в неделю в течение 10 месяцев наносили нейтрализованную смолку, разбавленную бензолом (к 100 г смолки добавляли 20 г дважды перегнанного бензола).

Контрольной группе, состоящей из 50 мышей, соответственно наносили растворитель— дважды перегнанный бензол.

Через 3 месяца после начала смазывания у 3 подопытных животных появились первые новообразования на месте смазывания в виде гиперкератоза и папилломатозных разрастаний. К 5-му месяцу 50% подопытных мышей имели множественный папилломатоз кожи спины, а через 6 месяцев новообразования размерами от 2 до 2,5 мм появились у всех подопытных животных; при этом ранее появившиеся разрастания слились между собой и имели некротизированную верхушку.

У контрольных мышей в месте смазывания отмечено лишь облысение и пореде-ние волос.

Через 5 месяцев опыта в опытной группе начался постепенный падеж животных от злокачественных новообразований. За 10 месяцев пали 30 и забиты с диагностической целью 10 мышей. При гистологическом исследовании у 27 из них установлен плоскоклеточный рак кожи, у 10 — папилломы с ороговением и началом малигнизации и у 1 — саркома кожи. Кроме того, в 4 случаях одновременно с поражением кожи зарегистрированы метастазы плоскоклеточного рака без ороговения и с ороговением в легких, в 1 случае — в легком и сердце.

Одновременно мы проводили физико-химическое определение содержания в изучаемых образцах смолки 3,4-бензпирена по спектрам флюоресценции, получаемым методом Э. В. Шпольского (1952) при температуре кипения жидкого азота 196°. Навеску нейтрализованной смолки подвергали хроматографическому разделению на колонке, заполненной окисью алюминия, смесью петролейного эфира с бензолом. Полученные фракции растворяли в н-октане; спектр флюоресценции раствора, замороженного в жидком азоте, снимали на спектрографе ИСП-51 на фотопластинках чувствительностью 130 ед. ГОСТа при экспозиции 30 мин. Пластинки обрабатывали обычным способом; полученные спектры сравнивали с эталоном для установления наличия полос 3,4-бензпирена.

Количественное определение проводили методом добавок при температуре кипения жидкого азота на ИСП-51 с фотоэлектрической приставкой ФЭП-1.

В исследованных образцах нейтрализованной смолки обнаружен 3,4-бензпирен в количестве 94 157 мкг/кг.

На основании данных биологических экспериментов на лабораторных животных и результатов физико-химических исследований можно заключить, что в связи с большим содержанием в нейтрализованной смолке канцерогенного углеводорода 3,4-бензпирена и очень высокой бластомогенной активностью ее использование этой продукции, выпускаемой Ба-глейским коксохимическим заводом, в дорожном строительстве должно быть запрещено.

ЛИТЕРАТУРА

Гомельский А. 3. Аппаратчики коксохимических производств. М., 1949.— Коляндр Л. Я. Удаление и переработка химических продуктов коксования. М., 1962.— Лейбович К. Е. и др. Технология коксохимического производства. М., 1966.

Поступила I/VI 1970 г.

УДК 617.753.2-053.5-02:371.78+371.72

БЛИЗОРУКОСТЬ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ШКОЛЬНИКОВ

Канд. мед. наук А. А. Сычев, В. М. Наумова

Харьковский медицинский институт

Из числа причин развития близорукости у детей школьного возраста зрительная работа на близком расстоянии, связанная с учебой, чтением литературы и пр., считается наиболее доказанной (Ф. Ф. Эрисман; А. Н. Николаев; Е. М. Белостоцкая; Э. С. Аветисов: Sato, и др.).

Наши исследования, касающиеся режима дня школьников с полноценным зрением и страдающих близорукостью, позволяют определить некоторые особенности в распространении близорукости у учащихся средних школ в связи с длительностью учебной работы в классах и дома, характером использования свободного времени и т. д.

В настоящем сообщении мы остановимся на режиме дня учащихся в 1956/57 и в 1967/68 учебных годах. В первом случае режим дня был изучен (анкетным методом) у 279 школьников 6—10-х классов, из них у 126 страдающих близорукостью (за 3348 учебных и 558 выходных дней). Во втором случае режим дня изучен у 434 школьников тех же классов, из них у 108 страдающих близорукостью (за 2604 учебных и 434 выходных дней). Исследования проводились в третьей учебной четверти. Длительность занятий учащихся

Таблица 1

Длительность приготовления домашних заданий в разные периоды исследований (количество дней в %)

Время занятий

Год наблюдении Пол Число дней наблюдений менее 2 часов 2-3 часа 3 — 4 часа более 4 часов

1956—1957 Мальчики Девочки 1 624 2 282 8,4 6,8 33,3 28,2 35,2 37,1 23,1 27,9

1967—1968 Мальчики Девочки 1 211 1 827 17,2 13,8 61,0 60,9 17,1 15,6 4,7 9,7

Таблица 2

Продолжительность занятий по собственному выбору (количество дней в %)

Время

Год наблюдений Пол Число наблюдений не уделялось до 1 часа 1-2 часа более 2 часов

1956—1957 Мальчики Девочки 1 624 2 282 33,1 27,6 36,1 36,3 21,1 24,6 9,7 11,5

1967—1968 Мальчики Девочки 1 211 1 827 — 7,6 3,1 57,3 50,8 35,1 46,1

в школе в первом и втором случаях составляла в основном 5—6 часов. Однако в прошлые годы, особенно в старших классах, примерно дней наблюдений учащиеся задерживались в школе и более 6 часов. В настоящее время число дней с такой длительностью занятий уменьшилось до 10%. Очевидно, упорядочение учебных планов и программ, предпринятое в связи с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы общеобразовательной школы* (ноябрь, 1966), обеспечило некоторое сокращение продолжительности учебных занятий в школе. Это отразилось и на длительности выполнения домашних заданий (табл. 1).

Как видно из табл. 1, в 1967/68 учебном году заметно уменьшилось число дней с длительностью приготовления домашних заданий более 3 часов. Однако, как и ранее, девочки, как правило, занимались дома больше мальчиков.

В соответствии с установленным перераспределением времени у школьников существенно увеличилась продолжительность занятий по собственному выбору (табл. 2). Сюда мы относили чтение художественной литературы, занятия музыкой и пр., а также просмотр телевизионных передач.

Интересно отметить,что ранее, очевидно, в связи с большой учебной нагрузкой примерно в одной трети наблюдений школьники не могли уделять времени занятиям по выбору. Сейчас для этого выделяется ежедневно не менее 1 часа, причем девочки читали и читают, занимались и занимаются музыкой больше мальчиков.

Не останавливаясь подробно на других режимных моментах, можем указать, что длительность пребывания детей на воздухе в последние годы увеличилась. Так, более 1 часа в 1956/57 учебном году мальчики гуляли 24,1% дней наблюдений, девочки — 19,8%, тогда как в 1967/68 учебном году соответственно—40,6 и 28%. Однако число дней с временем прогулок более 2 часов в те же годы было примерно равным: у мальчиков — 7,9 и 7,2%, у девочек — 6,1 и 3,2%.

Продолжительность ночного сна школьников, поданным последнего исследования, несколько уменьшилась. Так, у мальчиков сон длительностью 9 часов и более отмечен в 1956/57

учебном году в 35,1% Дней наблюдений, в 1967/68 учебном году — в 29,7%, а у девочек соответственно — в 30,3 и 25,4%. Отсюда следует, что девочки меньше гуляют на воздухе, длительность ночного сна их тоже короче.

Мы особо подчеркиваем сравнительно большую занятость девочек учебными занятиями, чтением литературы и пр., так как это совпадает с результатами исследования частоты случаев близорукости. Как в первом, так и во втором нашем исследовании близорукость среди девочек встречается чаще: в 1954—1957 гг. 13,4=^0,79% против 8,8±0,57% у мальчиков (/=4,68; Р< 0,01) и в 1965 — 1968 гг. соответственно 11^0,54 и 9,3±0,51% (/=2,26; Р< 0,05).

Вместе с тем уменьшение общей учебной нагрузки в последние годы при некотором улучшении условий занятии в школе и дома обеспечило заметное снижение числа страдающих близорукостью среди учащихся обследованных школ. Итоговые цифры 11,40 ± 0,34% в 1954—1957 гг. и 10,16 ± ± 0,37% в 1965—1968 гг. имеют статистически достоверную разницу (t = 2,48; Р < 0,02). Однако их стандартизованные показатели отличаются несущественно, что объясняется сравнительно большой частотой миопии в последние годы в 8-м и 9-м классах.

Дальнейшая разработка наших материалов, характеризующая длительность отдельных режимных моментов у детей с полноценным зрением и у близоруких, еще раз подтверждает значение фактора длительной или преимущественной работы с участием зрения вблизи на развитие близорукости (см. рисунок). Рисунок подтверждает, что режим дня близоруких школьников отличается более продолжительным выполнением домашних заданий и занятий по выбору (например, в первом исследовании 69,3% дней наблюдений они готовили уроки более 3 часов), тогда как число дней с продолжительными прогулками и сном у них заметно меньше. При этом нельзя не отметить, что характер занятий по собственному выбору, как правило, связан с напряжением зрения.

Полученные материалы позволяют считать, что дети, успешно осваивающие существующий объем учебных занятий и уделяющие много времени чтению и другим работам вблизи, но невыполняющие установленного для их возраста режима труда и отдыха, больше других подвержены опасности развития у них близорукости.

Таким образом, непрогрессирующая миопия небольших степеней, чаще всего обнаруживаемая у школьников, является следствием приспособления органа зрения к длительной или преимущественной зрительной работе на близком расстоянии. Следовательно, сокращение продолжительности зрительной работы, особенно на близком расстоянии, при соблюдении требований к естественному и искусственному освещению в школе и дома, рассаживанию учащихся, их питанию, а также при создании условий для их разнообразной активной деятельности позволит уменьшить число близоруких школьников.

ЛИТЕРАТУРА

Аветисов Э. С. Вести, офтальмол., 1966, № 6, с. 3.— Белостоцкая Е. М. Гигиена зрения школьников. М., I960.—Н и к о л а е в А. Н. Труды Ленинградск. санитарно-гигиенического мед. ин-та, 1956, т. 31, с. 61.— Э р и с м а н Ф. Ф. Арх. суд. мед. и обществ, гиг., 1870, кн. 3, с. 84; кн. 4, с. 202.— Sato Т., The Causes and Prevention of Aequired Myopia. Tokyo, 1957.

Поступила 8/VII 1970 r.

' 2/21 2/2

Сравнительные данные о режиме дня школьников с полноценным зрением и близоруких

(количество дней в %). А — приготовление домашних заданий более 3 часов; Б — занятия по выбору более 2 часов: В — прогулки на воздухе более I часа; Г — ночной сон более 9 часов. / — в 1956/57 учебном году; 2 — в 1967/68 учебном году; а — у детей с полноценным зрением: б — у детей, страдающих близорукостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.