А.А. Флегентова
БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ)
MIDDLE EASTERN VECTOR OF CHINA'S FOREIGN POLICY (CHINESE-TURKISH RELATIONSHIPS)
В статье рассматривается взаимодействие КНР со странами Ближневосточного региона и конкретно с Турецкой Республикой. Анализируются основные проблемы и перспективы развития отношений Китая с Турцией.
Ключевые слова: Китай, Ближний Восток, Турция, экономическое сотрудничество, «Экономический пояс Шелкового пути», уйгурский вопрос.
The article presents the cooperation of China with the Middle East countries, specifically with the Turkish Republic. Main problems and prospects of the Chinese-Turkish relationships development are analyzed.
Key words: China, Middle East, Turkey, economic cooperation, "Silk Road Economic Belt", Uighur question.
Одной из основных отличительных черт внешней политики КНР уже давно является многовекторность. Активное присутствие Китая отмечается почти во всех регионах мира. Не является исключением и Ближний Восток, где Китай усиливает свои позиции в плане влияния на экономику и безопасность.
Ближневосточные страны для КНР являются весьма важными экономическими и стратегическими партнерами. Прежде всего, Ближний Восток представляет интерес как источник углеводородного топлива, рынок сбыта китайской продукции и площадка для инвестирования.
Китай наращивает экономическое сотрудничество со странами региона. Так, около 47 % ввозимой в Китай нефти импортируется именно из Ближнего Востока. Увеличился и объем торговли со странами этого региона: с 25 до 239 млрд долларов при ежегодном росте в среднем на 25 %. Кроме того, немало китайских компаний сегодня успешно работает в различных странах Ближнего Востока [1].
Помимо этого, особое значение для КНР данный регион имеет из-за планов Пекина реализовать концепцию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века». Из этого вытекает заинтересованность Китая в обеспечении безопасности и стабильности в ближневосточ-
ных странах, из которых через территорию Центральной Азии в китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) могут проникать террористические группировки. Стоит отметить, что СУАР как таковой является одной из главных болевых точек Китая. Возможное проникновение ИГИЛ через Центральную Азию в и без того нестабильный СУАР может значительно подрывать обстановку в регионе и мешать реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути».
Как отмечает директор Российского института стратегических исследований Елена Супонина, внимание Пекина всё сильнее сосредотачивается на борьбе с терроризмом в регионе: «До сих пор, будучи широко представлен экономически в регионе, Китай держался в тени в отношении самых главных политических проблем на Ближнем Востоке. Но настала пора Китаю определяться. Китайские граждане в последние годы не раз страдали от рук террористов. Китаю надо более активно бороться с терроризмом, в том числе в регионе Ближнего Востока» [2].
Отмечается и культурное проникновение Китая в этот регион в рамках «народной дипломатии». Во многих арабских странах действуют филиалы Института Конфуция. С 2010 г. началась реализация Тяньцзиньской декларации «Китайско-арабские стратегические отношения в интересах всестороннего сотрудничества и совместного развития». Кроме того, несколько стран данного региона Китай считает «стратегическими партнерами», это, в частности, Египет, Алжир, Саудовская Аравия, ОАЭ, и, главное, Турция [3].
Турция является для КНР стратегическим партнером не просто так. Как уже было отмечено, Китай планирует реализовать проект «Экономического пояса Шелкового пути» на основе трех «коридоров».
Турецкая Республика играет важную роль как страна-участник «центрального коридора», в который Пекин вложит 8 трлн долларов. Планируется, что «центральный коридор» свяжет Европу и Турцию со странами Центральной Азии, затем с Афганистаном, Пакистаном и КНР. Между Китаем и Турецкой Республикой уже подписан Меморандум о взаимопонимании в области координации усилий в рамках Экономического пояса Шелкового пути, Морского Шелкового пути XXI век и Центрального коридора, а также Соглашение о железнодорожном сотрудничестве [4].
В рамках данных соглашений стороны договорились о поддержании политического диалога и обмена сведениями в области своих основных планов. Кроме того, планируется осуществление сотрудничества в рамках двусторонних инфраструктурных проектов в Турецкой Республике, КНР (строительство автомагистралей, железных дорог, линий электропередач и др.). Здесь стоит отметить крупный китайский проект строительства скоростного
железнодорожного пути через территорию Турции «Карс-Эдирне». Данная линия сократит время прохождения поезда через Турцию на две трети - с 36 до 12 часов. В соответствии с соглашением, подписанным между Китаем и Турцией в октябре 2010 г., Китай предоставил кредит на 30 млрд долл. для строительства данной железнодорожной сети [5].
Также будет осуществляться сотрудничество в рамках проектов по обеспечению безопасности питьевой воды, борьбе со стихийными бедствиями. Стороны договорились и об обеспечении транспортной доступности и безопасности транспортной инфраструктуры. Помимо этого, планируется сотрудничество в финансовой сфере: стороны договорились о расширении сферы применения своих национальных валют в сфере торговли и инвестиций. Для всех этих программ будет обеспечена инвестиционная и финансовая поддержка со стороны Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, фонда Великого шелкового пути, фондов помощи, международных и социальных фондов. Турция и Китай также обсудили сотрудничество в области культурного обмена и установления побратимских связей между городами [б].
Однако двусторонние отношения между Турецкой Республикой и КНР развиваются не только в рамках реализации китайского проекта «Экономического пояса Шелкового пути».
На современном этапе экономическая сфера сотрудничества двух государств является основной. Наблюдается динамика увеличения товарооборота двух стран. В 2012 г. Турция импортировала из Китая товаров на общую сумму 21,3 млрд долл., таким образом, на Китай приходилось 9 % импорта. В 2014 г. импорт Турции из Китая составил уже 24,9 млрд долларов, однако экспорт только 2,8 млрд. Это говорит о высоком дефиците торгового баланса. По данным за 2015 г., основным поставщиком своих товаров в Турцию являлся именно Китай, на него приходилось 12 % импорта. По экспорту Китай входит в список 15 основных стран-партнеров Турции [7]. Кроме того, руководство двух государств заявило о намерении увеличить товарооборот до 100 млрд долл. к 2020 г.
Пекин развернул несколько крупных инвестиционных проектов на территории Турции. По большей части, данные проекты касаются инвестирования в энергетику. Энергетическая компания UCK Grup и ее китайский партнер будут реализовывать проект строительства солнечных батарей в Мраморно-морском регионе Турции. Также 2 сентября 2016 г. вступило в силу двустороннее соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях: Китай заинтересован в строительстве атомных
станций в Турции. Китайская State Nuclear Power Technology Corporation уже приступила к переговорам о строительстве третьей АЭС в стране [8].
Помимо этого, немаловажная роль в двусторонних отношениях отводится культурному аспекту. В 2012 и 2013 гг. проводились «Год китайской культуры в Турции» и «Год турецкой культуры в Китае», были организованы мероприятия по ознакомлению с культурой стран.
Также обсуждался вопрос о вступлении Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества. 21 ноября 2016 г. официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан заявил, что Китай готов совместно с другими странами-членами ШОС рассмотреть заявку Турции о присоединении к организации. Он подчеркнул, что Турция является важной страной евроазиатского региона, и на протяжении долгого периода времени стороны поддерживают тесный контакт, чему Китай дает высокую оценку [9].
КНР и Турецкая Республика регулярно обмениваются визитами на высоком уровне. Так, летом 2015 г. турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган встретился с председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе встречи был затронут вопрос о намерениях Турции приобрести китайскую ракетную систему дальнего радиуса действия, а также крайне острая тема - уйгурский вопрос, который требует особого внимания и является основной болевой точкой двусторонних отношений.
Напомню, Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР был образован в 1949 г. и занимает территорию исторического Восточного Туркестана. 45 % населения СУАР составляют уйгуры - тюркоязычный народ. Сепаратистские движения на протяжении всей истории были достаточно активны в этом регионе КНР. Уйгуры имеют с турками лингвистическую и религиозную общность. Многие в Турции считают уйгуров прародителями тюркизма, а Восточный Туркестан - прародиной тюрок. На современном этапе Пекин рассматривает действующие в Турции уйгурские центры как террористические организации и требует прекращения их деятельности. Турция, признавая территориальную целостность Китая, защищает права уйгуров. Кроме того, Пекин ведет активную борьбу с сепаратистами непосредственно на территории СУАР [10]. В 2009 г. в некоторых районах СУАР произошли беспорядки, и руководство Турецкой Республики выразило недовольство действиями властей Китая. Тогда отношения между странами были приостановлены на некоторое время.
Беспокойство у Пекина вызывает тот факт, что значительное число уйгуров уезжает в Турцию. Через территорию Турецкой Республики значительные потоки приверженцев радикального ислама отправляются в Сирию и Ирак, где становятся членами ИГИЛ. Не исключается возможность того, что
среди таких потоков могут быть и уйгуры, которые впоследствии будут возвращаться на территорию Китая уже в качестве подготовленных боевиков. Стоит отметить, что эти опасения небеспочвенные. За период с 2013 по 2015 гг., по данным китайских спецслужб, через территорию Турции регулярно осуществлялась переброска завербованных в КНР уйгуров и мусульман других национальностей для участия в боевых действиях на стороне «Исламского государства» [11]. Именно поэтому уйгурскому вопросу отводится далеко не последнее место в отношениях Китая и Турции.
Несмотря на возможное возникновение проблем в политическом диалоге из-за вопросов, связанных с уйгурами, отношения между КНР и Турецкой Республикой на современном этапе представляются весьма перспективными. Так, например, по многим другим политическим, экономическим и культурным вопросам стороны не имеют разногласий, и, как следствие, отсутствует почва для формирования новых болевых точек и противоречий. Кроме того, товарооборот между Китаем и Турцией ежегодно увеличивается, расширяются и культурные связи, туристические потоки становятся всё больше.
В целом увеличивается присутствие КНР на Ближнем Востоке. Контакты со странами региона становятся более обширными и масштабными. Положительная динамика, вероятно, будет прослеживаться и дальше. Прежде всего, это будет связано с реализацией китайского проекта по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века», куда вовлечены многие страны Ближневосточного региона. Китай заинтересован в обеспечении стабильности Ближнего Востока, чтобы не поставить под удар столь масштабный и важный проект, в который были вложены огромные денежные суммы. По этой причине присутствие Китая в данном регионе в ближайшее время явно не будет снижаться, а поддержание контактов с ближневосточными странами активизируется.
Список использованных источников и литературы
1. Кокарев К. А. К вопросу об интересах Китая на Ближнем Востоке // Российский институт стратегических исследований. - 11.03.2015. - URL: https://riss.ru/analitycs/11007/
2. Аналитики: нефть заставляет КНР играть важную роль на Ближнем Востоке // РИА Новости. - 18.01.2016. - URL: https://ria.ru/economy/20160118/1361334767.html
3. Исаев А. «Умеющий побеждать врага не нападает»: Китай на Ближнем Востоке // Международная жизнь. - 23.06.2015. - URL: https://interaffairs.ru/news/show/13365
141
4. Ондер Йылмаз. Турция и Китай делают рывок на пути к Центральному коридору // ИноСМИ. - 25.05.2016. - URL: http://inosmi.ru/politic/20160525/236659667.html
5. Уильям Энгдаль. Китайский сухопутный мост в Турцию создает новый евразийский геополитический потенциал // Война и Мир. - 30.04.2012. -URL: http://www.warandpeace.ru/ru/exclusive/view/69021/
6. Ондер Йылмаз. Турция и Китай делают рывок на пути к Центральному коридору // ИноСМИ. - 25.05.2016. - URL: http://inosmi.ru/politic/20160525/236659667.html
7. Turkey at a Glance // Investment Support and Promotion Agency of Turkey. - URL: http://www.invest.gov.tr/en-US/turkey/factsandfigures/Pages/TRSnapshot.aspx
8. Соглашение между Турцией и Китаем о «мирном атоме» вступило в силу // РИА Новости. - 02.09.2016. - URL: https://ria.ru/world/20160902/1475935318.html
9. Китай готов к рассмотрению заявки Турции о вступлении в ШОС // ТАСС. - 21.11.2016. - URL: http://tass.ru/ekonomika/3800059
10. Турция-Китай: «ноль проблем с соседями» или «ноль соседей без проблем» // EurAsia Daily. - 07.06.2016. - URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/06/07/turciya-kitay-nol-problem-s-sosedyami-ili-nol-sosedey-bez-problem
11. Казанин М.В. Китайско-турецкие отношения и уйгурский вопрос // Институт Ближнего Востока. - 27.07.2015. - URL: http://www.iimes.ru/?p=25320
Коротко об авторе
Флегентова Анастасия Андреевна - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: 79271495580@ya.ru
Briefly about the author
Flegentova Anastasia Andreevna - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: 79271495580@ya.ru