Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
УДК 327 EDN: RJVMIB
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520221725
БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ ЭХО ЕВРОПЕЙСКОЙ ВОЙНЫ. ЧАСТЬ 1. ПОСРЕДНИКИ
Александр Иванович Шумилин
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1778-4828
Ссылка для цитирования: Шумилин А.И. Ближневосточное эхо европейской войны. Часть 1. Посредники // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 17-25. DOI: 10.15211/vestnikieran520221725
Аннотация. В статье рассматриваются причины повышенной «обеспокоенности» государств Ближнего Востока происходящим вокруг Украины. На официальном уровне они заявляют о своём нейтралитете и невмешательстве в конфликт, хотя некоторые из них поставляют военную технику и амуницию одной из воюющих сторон. В сложившихся условиях ближневосточные элиты обеспокоены своей собственной безопасностью в значительно большей степени, чем страны других регионов, поскольку на протяжении последних десятилетий рост напряжённости между СССР/Россией и Западом часто прямо проецировался на Ближний Восток, приводил к резкому росту противостояния между его ведущими игроками. Озабоченность государств региона происходящим вокруг Украины связана не только с опасениями, что европейская война может ««оживить» приглушённые конфликты в Сирии, Ливии, Йемене, в Персидском заливе, но и с их вовлечённостью в глобальные процессы, как в сфере экономики, так и политики. Так, последние шаги стран - экспортёров нефти с целью защитить свои интересы на энергетическом рынке часто трактуются на Западе как ««оказание содействия России». Это вынуждает некоторые государства региона маневрировать, подчёркивать свой нейтралитет политическими жестами, например, голосованием в международных организациях не в пользу РФ. Элиты ряда арабских стран пытаются предлагать посреднические услуги России и Украине. Ниже рассмотрим причины такого подхода к кризису в Европе со стороны Турции, Саудовской Аравии и ОАЭ.
Ключевые слова: СВО, Ближний Восток, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ, посредник, гуманитарная помощь, ОПЕК, нефть, газ, Россия, Украина.
Статья поступила в редакцию: 07.11.2022.
MIDDLE EAST ECHO OF THE EUROPEAN WAR. PART I. INTERMEDIARIES
Alexander I. Shumilin
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-1778-4828
© Шумилин А.И. - д.полит.н., г.н.с., рук. Центра «Европа - Ближний Восток» Отдела европейской безопасности ИЕ РАН, главный редактор «Научно-аналитического вестника ИЕ РАН».
For citing: Shumilin, A.I. (2022). Middle East echo of the European war. Part 1. Intermediaries. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 17-25. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520221725
Abstract. The article examines reasons for the increased «concern» of the states of the Middle East about what is happening around Ukraine. At the official level, they declare their neutrality and noninterference in the conflict, although some of them supply military equipment and ammunition to one of the warring parties. Under the current conditions, the Middle Eastern states are primarily concerned about their own security to a much greater extent than the countries of other regions, since over the past decades, the growth of tension between the USSR/Russia and the West has often been directly projected onto the Middle East, leading to a surge of confrontation between its main players. The concern of the states of the region with what is happening around Ukraine is connected not only with fears that a European war could «revive» muted conflicts in Syria, Libya, Yemen, increase tension in the Persian Gulf, but also with their involvement in global processes both in the sphere of economy and politics. For example, the latest moves by oil-exporting countries to protect their interests in the energy market are often interpreted in the West as «assistance to Russia». This forces some countries in the region to emphasize their neutrality with political gestures - such as voting in international organizations against the Russian Federation. The elites of a number of Arab states in these conditions are trying to offer intermediary services to Russia and Ukraine. Below we consider the reasons for such an approach to the crisis in Europe by Turkey, Saudi Arabia and the UAE. Key words: Special Military Operation, Middle East, Turkey, Saudi Arabia, UAE, intermediary, humanitarian aid, OPEC, oil, gas, Russia, Ukraine.
Article received: 07.11.2022.
На протяжении всех послевоенных десятилетий Ближний Восток вовлекался в глобальные процессы в основном с «конфликтным потенциалом». Из-за обнаруженных там огромных запасов углеводородов он стал ареной конкурентной борьбы как между странами региона, так и ведущими мировыми державами; добавить к этому надо вспышки противоборства на религиозной почве, неизменно высокий накал политико-идеологического противостояния и т.д. Весь этот «потенциал» неизменно проявлялся в условиях обострения отношений по линии СССР/Россия - Запад. Как очередную ипостась такого противостояния воспринимают элиты ближневосточных государств происходящее вокруг Украины сегодня. И для этого есть достаточные основания. По словам главы российского МИД С.В. Лаврова, «коллективный Запад» объявил России тотальную гибридную войну, а Москва принимает брошенный вызов. «Трудно прогнозировать, сколько это всё продлится, но ясно, что последствия почувствуют все без исключения», - заявил он 15 мая 2022 г. (Лавров заявил об... 2022).
Ближневосточные элиты уже почувствовали упомянутые последствия, опасливо поглядывая на своих соседей, прямо или косвенно вовлечённых в региональные конфликты, пусть и «приглушённые», но которые при даже незначительном провоцировании могут воспламениться с новой силой. Например, не стала сенсацией публикация американской The Wall Street Journal о том, что власти Королевства Саудовская Аравия (КСА) ожидают в ближайшее время военной атаки со стороны Ирана (Saudi Arabia, U.S. on. 2022). Вероятной причиной подобных действий, считают в Эр-Рияде, могли бы стать намерения иранских властей отвлечь внимание своего населения от продолжающихся протестов в стране и в мире из-за убийства
в середине сентября в полицейском участке девушки Махсы Амини. Однако в военно-политическом плане расчёты Тегерана наверняка сводятся к его уверенности в том, что в случае боевых действий он сможет полагаться на Россию, которая так же, как и Исламская республика, активно противостоит сегодня Западу. А к сателлитам США и Евросоюза в Иране традиционно относят не только Израиль, но и арабские монархии. Поглощённостью Запада противостоянием с Россией может воспользоваться и Турция для реализации своих планов в Сирии и Ливии. Уже в конце мая 2022 г. турецкий лидер Р. Т. Эрдоган пригрозил началом новой антитеррористической операции на севере Сирии с целью «формирования «зоны безопасности» на 30 км вглубь от границы с Турцией» (Bilginsoy 2022). Напомним, что с 2020 г. Анкара воздерживалась от активных боевых действий там. Многие аналитики связывают планы Эрдогана с происходящим вокруг Украины (As Ukraine crisis... 2022).
В целом же ближневосточные элиты пытаются адаптироваться к последствиям конфликта в Европе, которые они ощущают уже сегодня. В отличие от времён холодной войны с двухполюсной системой мира (США - СССР) сегодня страны региона принимают в расчёт трёх грандов - США, Россию и Китай, вырабатывая свои собственные позиции и подходы к происходящему. В своём большинстве они стремятся позиционироваться в нейтральной точке по отношению к противостоянию между Западом и Россией. Это означает отказ от прежней (времён холодной войны) автоматической/безоговорочной поддержки одного из двух полюсов прежней глобальной архитектуры политического мироустройства. Что, в свою очередь, объективно во многом сближает их с позицией Пекина.
Турецкие манёвры
На протяжении последних девяти месяцев турецкое руководство, в частности сам президент Р. Т. Эрдоган, особенно ярко демонстрируют нейтралитет в подходе к происходящему вокруг Украины, став наиболее эффективным посредником между Москвой и Киевом.
21 февраля 2022 г. турецкий МИД выпустил заявление с осуждением признания Москвой независимости Луганской и Донецкой народных республик (ЛДНР). На следующий день сам Эрдоган позвонил президенту В.А. Зеленскому и подтвердил позицию Анкары в поддержку территориальной целостности Украины (Turkiye against every. 2022). Однако в ответ на просьбу украинского лидера закрыть черноморские проливы для российских судов глава МИД Турции М. Чавушоглу заявил 24 февраля о невозможности такого шага, поскольку «это является нарушением международного права» (Turkey says cannot. 2022). Однако спустя неделю (1 марта) Анкара закрыла проход через проливы для судов всех стран с целью предотвратить эскалацию конфликта, за что глава Госдепартамента Э. Блинкен высказал от имени США благодарность правительству Турции (US thanks Turkey. 2022). Одновременно Чавушоглу пригласил С. Лаврова принять участие в Дипломатическом форуме в Анталии 11-13 марта в расчёте на установление диалога между внешнеполитическими ведомствами РФ и Украины (Dene, Labow, Silber 2022).
Параллельно с миротворческими усилиями турецкое руководство активно реализует экономические интересы во взаимодействии как с Украиной, так и с Россией. Так в августе 2022 г. стало известно, что Киев и Анкара договорились построить на территории Украины завод по производству турецких ударных беспилотников Bayraktar. Ожидается, что он заработает до конца 2023 г. Об этом, в частности, заявил посол Украины в Турции Василий Бод-нар (Посол допустил запуск. 2022).
Особенно широкий резонанс приобрела так называемая «Зерновая сделка» (другое на звание - «Черноморская зерновая инициатива»), призванная обеспечить безопасную трансНаучно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
портировку зерна и продовольствия из украинских портов. Соглашение подписано 22 июля 2022 г. в Стамбуле при активном участии Эрдогана между Россией, Украиной, Турцией и ООН.
Главная цель сделки носит гуманитарный характер (предотвращение голода в беднейших странах). Вместе с тем она призвана решить и такую экономическую задачу для России и Украины, как сбыт скопившегося в заблокированных боевыми действиями украинских портах зерна и удобрений объёмом в 22 млн тонн. Важно подчеркнуть, что соглашение об экспорте зерна Россия и Украина заключили отдельно с Турцией и ООН. Сделка должна действовать в течение 120 дней с даты подписания (по 18 ноября 2022 г. включительно) и может быть автоматически продлена (см. подробнее: Разбор. Что такое. 2022).
Заключение «Зерновой сделки» и её выполнение под контролем турецких судов (несмотря на заявления России о кратковременном приостановлении своего участия) стало событием мирового значения, которое не могло не отразиться положительно на имидже турецкого президента, её архитектора. Команда Эрдогана расценивала этот успех как важнейший отправной пункт для улучшения электоральных позиций его Партии справедливости и развития (ПСР) и её партнёра по коалиции - Партии националистического движения (ПНД). Рейтинги этих двух политических сил основательно пошатнулись в последние месяцы на фоне экономического кризиса, охватившего Турцию1.
Для понимания поведения турецкого лидера в данной ситуации вполне, на наш взгляд, оправдано прибегнуть к известной максиме о «пользе малой, но победоносной войны для решения внутриполитических проблем». С той лишь поправкой, что Эрдоган успешно использовал не свою, а «чужую войну» для решения прежде всего внутриполитических проблем, но также и для существенного повышения собственного статуса на мировой арене.
В условиях противостояния России со странами ЕС на энергетическом рынке взаимодействие с Анкарой в этой сфере остается на прежнем уровне. Таким образом, эта страна становится единственным надёжным каналом сбыта российских энергоносителей в Европе. Неудивительно, что В.В. Путин предложил 12 октября создать в Турции «крупнейший газовый хаб» для поставок в страны Старого Света. По его словам, Россия уже частично экспортирует газ в ЕС через Турцию, куда можно было бы перенаправить топливо, которое ранее доставлялось через Балтийское море по газопроводу «Северный поток». Работа последнего приостановлена в конце сентября из-за взрывов, в которых Москва обвиняет некоторые страны Запада (Путин предложил Эрдогану... 2022).
«Утраченный объём транзита по "Северным потокам", по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить и в регион Чёрного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу [маршруты] через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы», - сказал Путин (Путин предложил Эрдогану. 2022). Создание хаба, по-видимому, предполагает некий вариант, позволяющий сделать анонимным происхождение газа, следующего из Турции в Европу, поскольку в турецкие хранилища он поступает из разных источников (России, Азербайджана, Центральной Азии, Ирана).
Предложение В. Путина было быстро изучено и оценено положительно в Анкаре. Советник турецкого лидера Ибрахим Калын допустил возможность строительства дополнительного трубопровода для усиления мощностей газопровода «Турецкий поток». По его сло-
1 По данным авторитетного центра изучения общественного мнения Убпеу1ет Sosyal Ат§йгта1аг Merkezi, на конец октября 2022 г. ПСР могла бы получить 29,5% голосов избирателей, а ПНД - 6,4%, т.е. суммарный показатель - 35,9%. Её же оппонент - Республиканская народная партия (РНП) может заручиться 29,7%, а её партнёр по коалиции - «Хорошая партия» - 13,5%, т.е. гарантированно выигрывают 43,2% голосов (ВеЫП, В. 2022).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
вам, в будущем Турция может стать страной, где формируется газовый рынок (Cumhurba§kan-ligi Sozcusu... 2022). 25 октября Анкара объявила о достижении принципиального соглашения между Турцией и Россией о создании газового хаба, после чего приступила к выполнению своей части проекта.
На политическом уровне президент Эрдоган неотступно придерживается позиции своих западных союзников и партнёров, в частности, разделяет подход других стран НАТО в вопросах военной стратегии. Вместе с тем Анкара отказывается присоединиться к антироссийским санкциям, продолжая развивать сотрудничество с РФ в самых разных сферах, включая военную. Маневрируя между Киевом и Москвой, турецкому лидеру пока удаётся достигать эффекта, благоприятного для воздействия на население страны, а также для укрепления его авторитета на международном уровне. Это может стать важным фактором в начавшейся парламентской и президентской гонке - 2023.
Саудовская Аравия и ОАЭ: «суверенная» геополитика
На фоне событий в Европе и мире после 24 февраля 2022 г. руководство Саудовского королевства, ОАЭ и большинства других монархий Персидского залива отчётливо демонстрируют и утверждают во многом новые для себя модели поведения на мировой арене. В отличие от стран Запада они, как правило, не считают происходящее вокруг Украины «моментом радикальной трансформации мирового порядка и международных отношений» (Why the U.S.-Saudi... 2022). Второй важнейший посыл: КСА и другие арабские монархии рассматривают боевые действия на территории Украины как проявление «многосложного конфликта в Европе», подход к которому, по их мнению, не обязательно должен быть продиктован императивом «осуждения правительства В. Путина» и противостояния с Россией (Cafiero 2022).
Так, если практически все монархии проголосовали в ООН в поддержку резолюций с осуждением действий России против Украины (3 марта и 12 октября 2022 г.), ни одна из них не присоединилась к санкциям против Москвы или другим международным политико-экономическим механизмам, нацеленным на замораживание отношений с РФ. «Уже на протяжении нескольких последних лет саудовцы демонстрируют стремление избежать попадания в "шестерёнки" конкуренции между ведущими мировыми державами. Они подчёркивают свой интерес, который сводится к поддержанию крепких отношений с США в сфере безопасности; с Китаем, своим крупнейшим партнёром в сфере торгово-экономических отношений, а также с Россией, ключевым партнёром по проекту ОПЕК+», - считает Дж. Файерштайн, старший вице-президент вашингтонского Института Ближнего Востока (Cafiero 2022).
Показательно, что с началом спецоперации РФ на территории Украины Эр-Рияд инвестировал не менее 500 млн долл. в российские компании Газпром, Роснефть и Лукойл - в момент, когда страны Запада накладывали на них жёсткие санкции (Nayera, Sayegh 2022). А 5 октября 2022 г. руководство ОПЕК, в котором доминирует КСА, в формате ОПЕК+ (с участием РФ) приняло решение сократить суммарный объём производства нефти «в финансовых и коммерческих интересах картеля». Это решение вызвало резко негативную реакцию ведущих стран Запада, поскольку оно может помочь России противостоять наложенным на неё санкциям (Reed 2022). «Нет сомнений в том, что Эр-Рияд считает необходимым поддерживать тесные связи с Москвой как с целью координировать объёмы производства нефти, так и поддерживать с ней диалог в том, что касается взаимодействия РФ с Ираном», - говорит Дж. Кечи-чян, старший научный сотрудник исследовательского Центра им. Короля Фейсала в Эр-Рияде (Cafiero, G. 2022). Кризис вокруг Украины, пришедшийся на период весьма проблемных отношений КСА с США, по сути, поставил Эр-Рияд в глазах вашингтонской администрации пе-
ред радикальным выбором по известной формуле «Кто не с нами, тот против нас». Саудовцы хотели бы избежать принятия столь радикального решения. Этим во многом продиктован и подход Эр-Рияда к проблеме Украины, в частности, попытки оказания посреднических услуг.
Так, в сентябре месяце КСА совместно с Турцией стали важнейшими участниками процесса достижения соглашения между Киевом и Москвой об обмене пленными, в ходе которого были возвращены на родину несколько граждан западных государств. А в начале октября наследный принц Мухаммед бен Салман (МБС) позвонил В.А. Зеленскому и предложил помощь в размере 400 млн долл. Эти шаги, несомненно, направлены на то, чтобы скорректировать преобладающее на Западе восприятие КСА как сторонника России. Отчасти Эр-Рияд в этом преуспел. И тем не менее, считает Иман Харб, известный аналитик из Арабского центра в Вашингтоне, «трудно воспринимать гуманитарную помощь саудовцев как нечто большее, чем жест, сделанный после заявлений со стороны США о своём раздражении последним решением ОПЕК+. Эр-Рияд утверждает, что всегда поддерживал мирные пути урегулирования конфликтов, но при этом отказался от ясного и чёткого осуждения действий РФ на территории Украины. Сегодня Украина приветствует заявление КСА, но его трудно отделить от негатива, вызванного решением саудовцев по нефти» (Cafiero 2022).
Для понимания позиции арабских монархий важно иметь в виду, что, отвергая российские нарративы касательно причин начала СВО, правящим элитам этих стран близка озабоченность Москвы безопасностью границ РФ. Как считает А. ас-Саггер, президент самой авторитетной аналитической структуры в регионе - Центра исследований стран Залива, в Эр-Рияде склонны проводить параллели между отношением Москвы к проблеме Украины и КСА -к Йемену. «В случае с Йеменом королевство стремится обеспечить безопасность общей границы, дружественное правительство в Сане, свободное от внешнего влияния, отсутствие военных угроз, - подчёркивает А. ас-Саггер. - У России во многом схожее восприятие проблем с Украиной, правда, в случае если в этой стране будут расположены войска НАТО» (The Ukraine Crisis. 2022).
И всё же для нейтральной позиции Эр-Рияда в отношении российско-украинского противостояния есть красная линия - дальнейшая эскалация боевых действий с применением Россией тактического ядерного боезаряда. В этом случае, считают аналитики, КСА наверняка дистанцируется от РФ, поскольку, полагают в Эр-Рияде, подобные действия России подтолкнут Иран к обладанию ядерным оружием и его применению в ближневосточном регионе.
Подход Эр-Рияда к российско-украинскому противостоянию продиктован обновлёнными принципами его внешней политики, главный из которых - избегать встраивания в политическую линию стран Запада, России или Китая. Прагматические параметры моделей поведения КСА на мировой арене всё более очевидны: в сфере безопасности королевство продолжает полагаться на США, в торгово-экономических делах - на Китай, а в вопросах энергетической политики - взаимодействовать с Россией. Важными принципами внешней политики КСА остаются отстаивание территориальной целостности государств и недопущение применения ядерного оружия. С учётом этого в Эр-Рияде сформулирована нейтральная позиция в отношении происходящего вокруг Украины, а также продекларирована его готовность стать посредником между Киевом и Москвой.
Практически ту же модель поведения в подходе к происходящему вокруг Украины демонстрирует и руководство Объединённых Арабских эмиратов (ОАЭ). Различие наблюдается разве что в более отчётливой, как минимум поначалу, пророссийской позиции Абу-Даби. Так, проигнорировав признание Москвой ЛДНР, глава МИД ОАЭ шейх Абдулла бен Заид ан-На-хьян позвонил своему российскому коллеге С.В. Лаврову 23 февраля 2022 г. (т.е. перед са-
мым началом СВО и в момент действия ультиматума РФ странам Запада1), чтобы заверить его в твёрдой позиции Эмиратов касательно сотрудничества с РФ во всех областях, а также в готовности развивать «стратегическое партнёрство» (Abdullah bin Zayed... 2022). В дальнейшем в ходе значимых голосований в ООН по вопросу российско-украинского противостояния МИД ОАЭ предпочёл присоединиться к большинству стран мирового сообщества, осудившего РФ. Примечательно, что один и тот же текст резолюции голосовался в ООН дважды: первый раз 26 февраля 2022 г. на заседании Совбеза - тогда Абу-Даби воздержался; второй раз 3 марта 2022 г. на Генеральной ассамблее - в этом случае Эмираты присоединили свой голос к подавляющему большинству членов ООН, осудивших действия России. По мнению А. Крига, профессора Королевского колледжа в Лондоне, в Абу-Даби сочли резолюцию Совбе-за более важной и обязывающей, чем документ Генассамблеи, а потому предпочли такую тактику, чтобы не раздражать Москву (UAE stance on. 2022).
Подобно Эр-Рияду политические элиты Абу-Даби предпочитают избавиться от стереотипа последних десятилетий, согласно которому эта страна находится в жёсткой связке с Западом и даже в зависимости от него. Отсюда и становившийся всё более очевидным вектор взаимодействия ОАЭ с Россией - даже более значимый, чем с Китаем. Линия поведения Эмиратов после 24 февраля 2022 г. направлена на то, чтобы максимально сохранить этот вектор и одновременно избежать чрезмерной критики со стороны Запада. В поисках того, что можно назвать «имитацией баланса» в подходе ОАЭ к СВО, помимо упомянутых голосований в ООН лидер этой страны сделал несколько телефонных звонков В.А. Зеленскому и предоставил Украине гуманитарную помощь в размере 5 млн долл. А в самом начале марта руководство ОАЭ сделало ещё один гуманитарный жест в адрес Украины - отменило ограничения на предоставление виз для беженцев из этой страны (UAE stance on. 2022).
Чтобы оценить устойчивость пророссийского вектора в политике ОАЭ, нужно иметь в виду, что взаимодействие между двумя странами осуществлялось в последние годы в весьма чувствительных сферах: по утверждению западной прессы, Эмираты оказывали значительную финансовую и другую помощь России в Ливии (в разгар гражданской войны там в 2020 г.), а также парамилитарным группам из РФ в других странах Африки (Mackinnon 2022). В этих условиях Абу-Даби стремится утвердить себя в качестве посредника в российско-украинском противостоянии: посетив в октябре Москву, президент ОАЭ отправился в Киев с миротворческой миссией (UAE leader says. 2022). А 3 ноября в Абу-Даби прибыл глава российского МИД С. Лавров, чтобы стимулировать развитие «стратегического партнёрства» (UAE, Russiantop... 2022).
* * *
Проведённый анализ подводит к выводу о том, что три ведущих ближневосточных государства - Турция, Саудовская Аравия и ОАЭ - стремятся адаптировать базовые направления своей внешней политики к военно-политическому кризису в Европе, позиционируя себя в качестве посредников для налаживания диалога между Москвой и Киевом. Руководство этих государств намерено подтвердить целесообразность и оправданность их обновлённых внешнеполитических концепций, общим в которых остаётся установка на проведение суверенной многовекторной внешней политики. Она заметно отличается от традиционной для каждой из упомянутых стран линии периода холодной войны, когда приоритетным было взаимодейст-
1 В ноябре - декабре 2021 г. Москва выдвинула странам НАТО предложения по обновлению системы безопасности в Европе. В середине февраля 2022 г. она получила официальный ответ со стороны США с отказом удовлетворить требования РФ. Дискуссии по этому вопросу сопровождались угрозами РФ использовать «меры военно-технического характера» для достижения своих целей. («Россия будет...» 2022).
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
вие с ведущими странами Запада. Теперь эти ближневосточные государства пытаются претворять в жизнь свои национальные интересы, одновременно ориентируясь на три важных для них полюса - США, Китай и Россию. Лучшим способом своего позиционирования в отношении российско-украинского противостояния они считают статус посредников. Похоже, Москва и Киев готовы видеть в них непредвзятых партнёров для установления текущих контактов друг с другом. В следующей статье мы рассмотрим подходы к нынешнему кризису в Европе других стран Ближнего Востока, сделав акцент на Сирии и Иране, придерживающихся пророссийской позиции.
Список литературы / References
Abdullah bin Zayed, Russian Foreign Minister discuss friendship relations, strategic partnership. Emirates News Agency. 23.02.2022. Available at: https://www.wam.ae/en/details/1395303023640 (accessed 07.11.2022).
As Ukraine crisis rages, Erdogan trains his sights on Kurdish northern Syria. France 24. 16.06.2022. Available at: https://www.france24.com/en/middle-east/20220616-as-ukraine-crisis-rages-erdogan-trains-his-sights-on-kurdish-northern-syria (accessed 07.11.2022).
Bekdil, B. (2022). Is Erdogan About to Get His Comeuppance? Gatestone Institute, The Middle East Forum, November 1, 2022. Available at: https://www.meforum.org/63754/is-erdogan-about-to-get-his-comeuppance? (accessed 05.11.2022).
Bilginsoy, Z. (2022). Erdogan: Turkey's Syria operation could happen «suddenly». AP News. 29.05.2022. Available at: https://apnews.com/article/islamic-state-group-middle-east-syria-turkey-recep-tayyip-erdogan-65ca649b75f24f32c5f9dcd7bc727fdc (accessed 07.11.2022).
Cafiero, G. (2022). The Russia-Ukraine war and the view from Saudi Arabia. Al Jazeera. 24.10.2022. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2022/10/24/analysis-russia-ukraine-war-view-from-saudi-arabia (accessed 07.11.2022).
Cumhurba§kanligi Sozcusu Kalin'dan F-16 a9iklamasi. Haber Turk. 04.11.2022. Available at: https://www.haberturk.com/cumhurbaskanligi-sozcusu-kalin-dan-f-16-aciklamasi-3535623 (accessed 07.11.2022).
Dene, M., Labow, H., Silber, C. (2022). Middle East Responses to the Ukraine Crisis. Policy-Watch 3582. The Washington Institute. Available at: https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/middle-east-responses-ukraine-crisis (accessed 07.11.2022).
Mackinnon, A. (2022). Pentagon Says UAE Possibly Funding Russia's Shadowy Mercenaries in Libya. Foreign Policy. 30.11.2022. Available at: https://foreignpolicy.com/2020/11/30/pentagon-trump-russia-libya-uae/ (accessed 07.11.2022).
Nayera, A., Sayegh, H. (2022). Saudi prince made $500 million Russia bet at start of Ukraine war. Reuters. 15.08.2022. Available at: https://www.reuters.com/business/energy/saudi-arabias-kingdom-holding-invests-russian-energy-companies-2022-08-14/ (accessed 07.11.2022).
Reed, S. (2022). In Rebuke to West, OPEC and Russia Aim to Raise Oil Prices With Big Supply Cut. The New York Times. 05.10.2022. Available at: https://www.nytimes.com/2022/10/05/busi ness/opec-russia-oil-output.html (accessed 07.11.2022).
Saudi Arabia, U.S. on High Alert After Warning of Imminent Iranian Attack. The Wall Street Journal. 01.11.2022. Available at: https://www.wsj.com/articles/saudi-arabia-u-s-on-high-alert-after-warning-of-imminent-iranian-attack-11667319274 (accessed 07.11.2022).
The Ukraine Crisis and the Gulf: A Saudi Perspective. Interview with Abdulaziz Al Sager. Institut Montaigne. 18.10.2022. Available at: https://www.institutmontaigne.org/en/analysis/ukraine-
crisis-and-gulf-saudi-perspective (accessed 07.11.2022).
Turkey says cannot stop Russian warships accessing Black Sea. Al Jazeera. 25.02.2022. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2022/2/25/cannot-stop-russian-warships-returning-in-black-sea-turkey (accessed 07.11.2022).
Turkiye against every move that would target Ukraine's territorial integrity. Anadolu Agency. 22.02.2022. Available at: https://www.aa.com.tr/en/politics/turkiye-against-every-move-that-would-target-ukraines-territorial-integrity/2510267 (accessed 07.11.2022).
UAE leader says seeking Russia-Ukraine truce. Anadolu Agency. 18.10.2022. Available at: https://www.aa.com.tr/en/middle-east/uae-leader-says-seeking-russia-ukraine-truce/2714193 (accessed 07.11.2022).
UAE stance on Ukraine war reflects 'strong alliance' with Russia. Al Jazeera. 03.03.2022. Available at: https://www.aljazeera.com/news/2022/3/3/uae-stance-on-ukraine-war-reflects-strong-alliance-with-russia (accessed 07.11.2022).
UAE, Russian top diplomats discuss efforts to boost cooperation. Russian News Agency. 03.11.2022. Available at: https://tass.com/world/1532341 (accessed 07.11.2022).
US thanks Turkey for shutting down Black Sea straits for warships. Euractiv. 01.03.2022. Available at: https://www.euractiv.com/section/global-europe/news/us-thanks-turkey-for-shutting-down-black-sea-straits-for-warships/ (accessed 07.11.2022).
Why the U.S.-Saudi Crisis is So Bad and So Unnecessary. Arab Gulf States Institute in Washington. 14.10.2022. Available at: https://agsiw.org/why-the-u-s-saudi-crisis-is-so-bad-and-so-unnecessary/ (accessed 07.11.2022).
Лавров заявил об объявленной Западом тотальной гибридной войне. РБК. 14.05.2022. [Lavrov announced a total hybrid war declared by the West. RBC. 14.05.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/14/05/2022/627fa0009a7947615d3ee079 (accessed 07.11.2022).
Посол допустил запуск завода Bayraktar на Украине до конца 2023 года. РБК. 09.08.2022. [The ambassador allowed the launch of the Bayraktar plant in Ukraine before the end of 2023. RBC. 09.08.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.rbc.ru/politics/09/08/2022/62f251779 a79474dc64f99bd (accessed 07.11.2022).
Путин предложил Эрдогану создать газовый хаб в Турции. Нужен ли он Европе. РБК. 14.10.2022. [Putin invited Erdogan to create a gas hub in Turkey. Does Europe need it? RBC. 14.10.2022. (in Russian).] Available at: https://www.rbc.ru/business/14/10/2022/6347f9d49a7947df bedaa0f4 (accessed 07.11.2022).
Разбор. Что такое зерновая сделка и почему Россия вышла из неё. Altapress. 31.10.2022. [Parsing. What is a grain deal and why Russia withdrew from it. Altapress. 31.10.2022. (in Russian).] Available at: https://altapress.ru/politika/story/razbor-chto-takoe-zernovaya-sdelka-i-pochemu-rossiya-vishla-iz-nee-314106 (accessed 07.11.2022).
«Россия будет вынуждена реагировать в том числе путём реализации мер военно-технического характера». КоммерсантЪ. 17.02.2022 [Russia will be forced to respond, including through the implementation of military-technical measures. Kommersant. 17.02.2022 (in Russian).] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5218858 (accessed 06.11.2022).