Научная статья на тему 'БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ АГЕНТСТВО ООН ПО ПОМОЩИ ПАЛЕСТИНСКИМ БЕЖЕНЦАМ В 1956-1967 ГГ.: ОПЫТ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ АГЕНТСТВО ООН ПО ПОМОЩИ ПАЛЕСТИНСКИМ БЕЖЕНЦАМ В 1956-1967 ГГ.: ОПЫТ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАПОР / UNRWA / ООН / ГУМАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПАЛЕСТИНСКИЙ ВОПРОС / АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ / ГУМАНИТАРНЫЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алисов Макар Викторович

Статья содержит анализ тенденций в деятельности Ближневосточного агентства ООН по помощи палестинским беженцам в период между арабо-израильскими войнами 1956-1967 гг., который характеризовался определённой стабильностью развития организации. Рассматриваются причины организационных изменений и факторы, осложняющие гуманитарную деятельность агентства. Раскрывается содержание работ агентства, проблемы финансирования и выстраивания взаимодействия с другими организациями системы ООН. Делаются выводы о причинах недостатка наблюдаемых трендов в решении проблемы беженцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN RELIEF AGENCY FOR PALESTINE REFUGEES IN NEAR EAST IN 1956-1967: A CASE OF A HUMANITARIAN ACTION

Following the outbreak of hostilities between Israel and the Arab states in 1948, a problem of Arab refugees from Palestine appeared. Presence of a large group of destitute people in such a strategically valuable region was posing a threat to the interests of the Unites States and the United Kingdom pressuring them to conduct measures of humanitarian relief. In 1950 United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East (UNRWA) was established to facilitate material and rehabilitative needs of the Palestine refugees. A period of Agency’s history between the Suez Crisis of 1956 and the Six-Day War of 1967 was a time of relatively stable and peaceful development. Its works and services were developing in general accordance with trends established in the first half of 1950s. Basic food rations remained the same, while the Agency continued to eliminate more self-sustaining refugees from the ration roll. Building programs took place in the refugee camps, aimed at replacing huts and tents with houses for Palestinians to live in. Public health improved dramatically due to the Agency’s advancements in preventative medicine. By the end of 1950s the UNRWA change its approach to refugees’ rehabilitation and integration in the socio-economic systems of the Arab states bordering Palestine. From 1958 onwards education became a focal point in the Agency’s efforts to ensure refugees’ self-sustenance. Despite visible progress and pragmatic measures, the UNRWA was not able to solve the humanitarian problem. The number of refugees continued to grow in spite of the Agency’s efforts to roll out an effective educational program. One of the primary reasons behind its inability to fully address the issue was lack of finances. Over-reliance on UN member states for funds made it impossible for the Agency to sustain costly operations necessary for full relief and rehabilitation of displaced persons. It is possible that most of the UN member states did not view large donations as a venture worth perusing, forcing UNRWA work with very limited resources.

Текст научной работы на тему «БЛИЖНЕВОСТОЧНОЕ АГЕНТСТВО ООН ПО ПОМОЩИ ПАЛЕСТИНСКИМ БЕЖЕНЦАМ В 1956-1967 ГГ.: ОПЫТ ГУМАНИТАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выпуск 24 Том - 2022

Метаморфозы истории 2013-2022

ISSN 2079-8784 URL - http://ras.jes.su Все права защищены Выпуск 24 Том . 2022

24/2022

Ближневосточное агентство ООН по помощи палестинским беженцам в 1956-1967 гг.: опыт гуманитарной деятельности

Алисов Макар Викторович

Магистрант, Уральский Федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ)

Российская Федерация, Екатеринбург Аннотация

Статья содержит анализ тенденций в деятельности Ближневосточного агентства ООН по помощи палестинским беженцам в период между арабо-израильскими войнами 1956-1967 гг., который характеризовался определённой стабильностью развития организации. Рассматриваются причины организационных изменений и факторы, осложняющие гуманитарную деятельность агентства. Раскрывается содержание работ агентства, проблемы финансирования и выстраивания взаимодействия с другими организациями системы ООН. Делаются выводы о причинах недостатка наблюдаемых трендов в решении проблемы беженцев.

Ключевые слова: БАПОР, UNRWA, ООН, гуманитарная помощь, палестинский вопрос, арабо-израильский конфликт, гуманитарный кризис

Дата публикации: 17.06.2022

Источник финансирования:

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-01705. Ссылка для цитирования:

Алисов М. В. Ближневосточное агентство ООН по помощи палестинским беженцам в 19561967 гг.: опыт гуманитарной деятельности // Метаморфозы истории - 2022. - Выпуск 24 [Электронный ресурс]. URL: https://history-metamorph.ru/S230861810020632-5-1 (дата обращения: 05.07.2022). DOI: 10.37490/S230861810020632-5

1 Первая арабо-израильская война 1948-1949 гг. напрямую привела к появлению

крупной категории арабов-палестинцев, вынужденных бежать со своей исторической родины. К началу 1950-х гг. их численность уже превысила 700 тыс. человек, большая часть которых расположилась в лагерях, возникших на территориях соседних с Израилем и Палестиной государств1. Существование сотен тысяч обездоленных палестинцев несло в себе риски подрыва стабильности в регионе. В США проблема беженцев рассматривалась как угроза внешнеполитическим интересам на Ближнем Востоке. В Государственном департаменте опасались, что беженцы могут стать дополнительным каналом давления СССР на арабские государства, которые и прежде считались уязвимыми перед советским влиянием. В Вашингтоне осознавали, что присутствие большого количества беженцев в границах арабских государств неизбежно окажет отрицательный эффект на их экономику2 и будет сопровождаться репутационными издержками для Запада.

2 К началу 1950-х гг. после неудачного обсуждения вопроса беженцев на Лозаннской мирной конференции апреля-сентября 1949 г.3, международному сообществу стала очевидной невозможность репатриации бежавших из Палестины арабов. В августе 1949 г. израильская сторона назвала 100 тысяч человек предельным числом репатриантов, которая та может принять в соответствии с соображениями своей безопасности и экономического развития4. Столь ограниченный компромисс препятствовал решению проблемы путём возвращения беженцев на родину. Поэтому США и другие западные страны встали перед необходимостью поиска иных способов улучшения гуманитарной ситуации на Ближнем Востоке. Нужны были долгосрочные меры, направленные на поддержку перемещённых лиц.

3 Арабо-израильский конфликт характеризовался высокой степенью интернационализации. Вопрос о статусе еврейского и палестинского государства, а затем и судьба палестинских арабов рассматривались различными органами ООН. Ещё в ноябре 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила орган по оказанию помощи беженцам Палестины (ОПБП)5. Организация должна была оказывать поддержку беженцев-палестинцев и создавалась как временная структура, призванная предотвратить социальные бедствия среди палестинцев до их возвращения домой. В условиях невозможности репатриации большей части арабов в декабре 1949 г. ОПБП трансформируется в Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР)6. В соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН, задачи БАПОР заключались в реализации программ помощи и работ в сотрудничестве с местными властями и проведение консультаций с ближневосточными правительствами «относительно мер, которые должны быть приняты ими в предвидении того времени, когда международное содействие будет прекращено»7.

4 В отличие от ОПБП, агентство не только оказывало материальную помощь, но и ставило своей целью провести «реабилитацию» беженцев. БАПОР должно было способствовать поиску ими работы, получению должной квалификации, отправке студентов в иностранные вузы - словом, организация стремилась уменьшить количество беженцев путём их интеграции в социально-экономические системы соседних арабских государств.

5 В 1950-1956 гг. БАПОР продолжает и развивает операции ОПБП по оказанию материальной помощи обездоленным палестинцам и начинает заниматься их реабилитацией8. Следующий период, с конца Суэцкого кризиса 1956 г. до начала Шестидневной войны 1967 г., представляет собой относительно продолжительный этап деятельности агентства, который характеризуется поступательным развитием на основе организационной базы, сформированной в 1950-1956 гг. Несмотря на напряжение и столкновения, имевшие место между Израилем и арабскими государствами, это время принято считать относительно мирным. В историографии даже фигурирует наименование периода «мирным десятилетием»9. То есть, анализ работы БАПОР в 1956-1967 гг. позволяет проследить реализацию гуманитарной стратегии ООН в ситуации отсутствия прогресса в политическом урегулировании палестинской проблемы.

6 В основе статьи лежит анализ годовых отчётов о деятельности и финансовые

доклады БАПОР. Ежегодные отчёты являют собой преимущественно текстовые документы,

вербально излагающие содержание деятельности агентства за отведённый период, а

финансовые - свод финансовых данных за отведённый год. На основе этих документов составлен график финансирования БАПОР по сферам деятельности за 1957-1966 гг.

7 В результате исследования были выявлены положительные тенденции развития БАПОР, которые по ряду системных факторов не смогли привести к решению гуманитарной проблемы. Среди основных причин неспособности агентства справиться с растущим числом беженцев называется недостаток финансирования, вызванный незаинтересованностью международного сообщества в решении проблемы беженцев.

8 К 1956 г. под крылом организации было 996 тыс. беженцев 10. На содержание программ, проводимых на территории Газы, Иордании, Ливана и Сирии уходило $32,2 млн11. К рассматриваемому периоду 1956-1967 гг. БАПОР подошло в кризисном состоянии. Работы по реабилитации требовали выделения крупных сумм, но не приносили ощутимых результатов. До 1958 г. основная стратегия БАПОР заключалась в том, чтобы «поднять беженцев на ноги» за счёт организации общественных работ: сооружения дорог, орошения полей, строительства портов и пр. Такой подход требовал колоссальных финансовых вложений при сомнительной отдаче. К июлю 1956 г. на подобные операции был выделен $81 млн - 87,5% всех средств, отведённых на реабилитацию, и 67,9% бюджета в целом12.

9 Дополнительным фактором, который обусловил кризис, стало резкое сокращение финансирования БАПОР странами-членами ООН и несвоевременность выплат с их стороны. В 1950-1951 финансовом году сумма пожертвований, обещанных странами-участницами ООН составила $39,5 млн13, однако переведено было только $24,3 млн14. На 1951-1952 г. сумму повысили до $65,9 млн, действительно перечислив организации $40,7 млн15. Начиная с 1952-1953 г. пожертвования уменьшились до $22-26 млн16. Вскоре агентство израсходовало свой финансовый резерв17. Главными донорами БАПОР являлись США и Великобритания, пожертвования которых ежегодно составляли более 80% средств агентства. Одной из причин сокращения финансирования является укрепление позиций республиканцев на выборах в Конгресс США в ноябре 1950 г. и победа консерваторов на парламентских выборах Великобритании октября 1951 г. Консервативные силы выступали за сокращение помощи в рамках многосторонней дипломатии и расширение программ двусторонних отношений.

10 Наконец, определённое влияние оказывали финансовые процедуры. Финансовый год организации запускался в середине лета, а сессии Генеральной Ассамблеи ООН начинались в сентябре. Руководство БАПОР было вынуждено несколько месяцев ожидать начало заседаний Ассамблеи, чтобы утвердить бюджет, тем самым сковывая свои возможности.

11 К 1958 г. в общих чертах БАПОР удалось нивелировать причины трудностей: прекратилось проведение общественных работ, ежегодное финансирование организации странами-членами ООН было увеличено до $32 млн18, а финансовый год стал начинаться с января. Улучшение ситуации удачно совпало с понижением цен на продовольствие в 1959 г., которое сэкономило агентству $1,6 млн19. Так или иначе, как структура ООН организация продолжала находиться в полной зависимости от внешних пожертвований.

12 БАПОР разделяло сферы своей деятельности на меры по материальной поддержке и по реабилитации арабов-палестинцев. В первую группу включалось снабжение лагерей беженцев продовольствием и одеждой, сооружение жилищ, услуги здравоохранения, социальная помощь для наиболее нуждающихся и т.п. В свою очередь, структура мер реабилитации в 1956-1958 гг. пережила изменения. Если раньше основным направлением расходования средств являлось финансирование общественных работ, то начиная с 1958 г. главным инструментом обеспечения самодостаточности беженцев стало финансирование образовательных программ. Это отражено на графике 1 в виде увеличения расходов на данную сферу. График 1. Финансирование сфер деятельности БАПОР за 1957-1966 гг. в долларах США (по материалам ежегодных финансовых отчётов БАПОР)

13 Один из главных вызовов в деятельности БАПОР - необходимость обеспечивать

потребности постоянно растущего числа нуждающихся. В 1956 г. агентство зарегистрировало 996 тыс. беженцев, а к 1967 г. их количество увеличилось до 1334 тыс. чел.20 За 1956-1967 гг. существенно возросла доля детей в демографической структуре беженцев, находящихся под крылом организации - с 7,5% до 23%21. Естественное увеличение числа беженцев требовало увеличения ресурсов и расширение размаха деятельности агентства.

14 На графике 1 показана динамика распределения финансов по наиболее затратным областям деятельности БАПОР. Под «продовольственным снабжением» понималась закупка и распределение пищи среди нуждающихся. До конца 1960-х гг. оно оставалось самым затратным пунктом в смете агентства. «Образование» преимущественно состояло из оплаты труда преподавателей и содержания зданий, необходимых для осуществления образовательной деятельности. В графу «здравоохранение» включались расходы на медицинский персонал, лекарства, оборудование, койки, помещения и пр. Сюда же относились мероприятия по очистке воды, истреблению малярийных комаров и прочие санитарные меры. Менее затратными, однако немаловажными были строительство и содержание жилищ для беженцев, материальная поддержка наиболее нуждающимся и оплата затрат, связанных с административно-управленческой деятельностью.

15 На фоне роста количества арабов-палестинцев, получающих услуги БАПОР, может показаться странным чёткий статистический тренд на снижение финансирования продовольственной сферы. В действительности это закономерно: экономия была основой политики организации в вопросе продовольствия с начала 1950-х гг. Агентство стремилось включать в списки на выдачу пайков только тех, кто не мог полностью обеспечить себя самостоятельно. В этих целях в 1956 г. БАПОР начало введение «доходной шкалы»22, в соответствии с которой чем экономически самодостаточнее становился беженец, тем на меньшее количество услуг он мог претендовать. Такой подход приводил к экономии ресурсов, но не способствовал мотивации беженцев к обретению самодостаточности.

16 Состав продовольственных пакетов, выдаваемых БАПОР, не менялся с 1951 г. и состоял из продуктов, способных обеспечить дневное потребление 1500 ккал (1600 ккал зимой). Это позволяло покрывать лишь базовые потребности в пище, но беженцы в целом справлялись с добычей пропитания другими способами. Этого было достаточно для предотвращения серьёзных проблем со здоровьем23.

17 Однако не все палестинцы были физически способны самостоятельно доставать необходимые продукты. Для поддержки таких лиц проводилась программа дополнительного питания, на которую стабильно выделяли 9-10% всех затрат на продовольствие24. Наиболее уязвимым перед угрозой голода демографическим группам предоставлялись дополнительные пайки со свежей горячей пищей и витаминами, среди школьников распределялось молоко. На расширенную продовольственную помощь могли рассчитывать беременные женщины, кормящие матери, дети и некоторые категории больных25.

18 Так, продовольственная политика БАПОР характеризовалась экономией. Понижение затрат на продовольствие на фоне растущего населения было мерой прагматичного распределения средств, часть из которых направлялась на реабилитацию беженцев26.

19 Для всего исследуемого периода характерна тенденция к увеличению финансирования образовательных программ. Отказавшись от проведения крупных общественных проектов, руководство БАПОР обратилось к образовательным услугам как к главному инструменту интеграции беженцев в общество.

20 Образовательная инфраструктура функционировала благодаря совместным усилиям

БАПОР и ЮНЕСКО. Изначально организации сотрудничали в сфере начального, среднего и

профессионального образования, параллельно поддерживая беженцев, поступавших в вузы.

После 1962 г. они перестали организовывать обучение по программам среднего

образования27. В докладах БАПОР это связывается с недостатком квалифицированных

кадров28. Так или иначе, беженцы имели возможность пройти среднюю ступень образования в государственных школах арабских стран или частных учреждениях29.

21 По материалам отчётов агентства прослеживается тенденция к разделению ролей БАПОР и ЮНЕСКО с государственными и частными школами. Первые осуществляли начальное обучение, оставляя среднее за вторыми. За 1956-1967 гг. больше детей переходит к услугам начального образования органов ООН, а ученики, получающие среднее образование, напротив, обращаются к государственным и частным учреждениям30.

22 Организации оказывали поддержку беженцам и в сфере высшего образования. Местные власти по договорённости с БАПОР принимали в вузы небольшое число способных беженцев и в случае необходимости агентство оказывало студентам материальную поддержку. В 1956 г. благодаря помощи агентства в вузы поступило 350 беженцев 31, а в 1967 г. число успешных абитуриентов увеличилось до 5 9032.

23 Важным элементом структуры образовательных услуг БАПОР-ЮНЕСКО были профессиональные образовательные учреждения. Считалось, что прикладное обучение способствовало трудоустройству беженцев лучше других33, это подтверждалось и на практике34. В 1955-1956 учебном году профессиональное обучение получало 408 палестинцев35, а в 1966-1967 г. 20 9 2 36, что пока составляло, однако, лишь 0,15% от общего числа беженцев. В 1964 г. для подготовки квалифицированных педагогов был открыт Институт образования37. Повышение квалификации происходило без отрыва от работы. К 1967-1968 гг. 54% всех учителей БАПОР и ЮНЕСКО стали участниками данной

38

программы .

24 То есть, в 1956-1967 гг. БАПОР выделяет значимую часть ресурсов на сферу образования, видя в ней наиболее перспективный способ реабилитации беженцев. В условиях недостатка финансов приходилось направлять средства прежде всего на поддержку ступеней образования, которые, по мнению агентства, могли привести к наибольшей отдаче. Со временем выяснилось, что такими ступенями являлись начальное и профессиональное обучение. Ощутимой проблемой являлся недостаток квалифицированных кадров. В середине 1960-х гг. для её разрешения был создан Институт образования, включивший к 1967 г. в свои программы более половины учителей, работавших на структуры ООН.

25 Ещё одно направление деятельности БАПОР включало поддержку мероприятий в сфере здравоохранения. Здесь наблюдалось решительное улучшение ситуации. Общее число зарегистрированных заболеваний резко снизилось: с 505 тыс. в 1956 г.39 до 61 тыс. в 1967 г.40 В докладах этот успех связывается с реализацией мер по профилактической и превентивной медицине. Для предотвращения заболеваний проводились массовые вакцинации, антималярийные программы, очищение пресных вод, курсы базовой медицинской подготовки и пр.41 Однако средств на создание и поддержание полноценной здравоохранительной системы, готовой к крупным эпидемиям, не хватало42.

26 БАПОР имело собственный медперсонал и медицинские центры, однако их количество всегда находилось в пределах 5, а в 1967 г. было временно сокращено до 2 43. Если беженец заболевал, его старались направлять в государственные или частные клиники. Если это было невозможно, людям помогали медработники организации. В 1956-1967 гг. общее количество медицинских сотрудников не достигало 4 тыс.44

27 Положительным явлениям в области здравоохранения также способствовало улучшению качества жилищных условий. В конце 1950-х гг. организация проводила

строительные программы. Для беженцев, проживающих в палатках или не имеющих крова,

сооружались бетонные бараки45. Это отражается на графике 1 в виде повышенного

финансирования сферы. Несмотря на уменьшение количества постоянных лагерей с 57 в

1958 г. (первые доступные данные за период)46 до 54 в 1967 г.47, доля беженцев,

проживающих в их границах, сохранялась в пределах 38-39%48.

28 В некоторых случаях беженцы могли рассчитывать на меры социальной поддержки. Они включали уход за сиротами, предоставление одежды детям, различные рекреационные мероприятия, небольшие займы, поддержку местных кооперативов и пр.49 Дополнительная помощь как правило предназначалась людям, переживающим особенно трудные обстоятельства. Повышение этого пункта расходов напрямую связано с военными действиями, поэтому за «мирное десятилетие» его финансирование не испытало серьёзных изменений. Самым нуждающимся также помогали международные благотворительные организации такие как CARE (Coopérative for American Relief Everywhere) и YMCA (Young Men's Christian Association)50.

29 Наконец, на графике 1 отражены медленно растущие расходы на администрирование деятельности БАПОР. Сюда входило содержание штабов организации на Ближнем Востоке и в Нью-Йорке, транспортировка сотрудников, оплата исследований и юридических услуг, контроль качества материальных ресурсов и т.п. То есть, всё необходимое для осуществления работы БАПОР на Ближнем Востоке. Увеличение внимания к сфере образования требовало расширения расходов на администрирование агентства. Руководство старалось бороться с растущими потребностями административного аппарата через найм сотрудников из стран расположения беженцев51. Несмотря на все усилия, уже к 1967 г. расходы примерно в 2 раза превысили аналогичные показатели 1957 г.

30 Итак, 1956-1967 гг. действительно стали для БАПОР временем относительно стабильного и конструктивного развития. Начав с решения финансовых проблем, агентство пересмотрело стратегию работы с беженцами и перешло на долгосрочное развитие образовательной сферы. В вопросе охраны общественного здоровья были развиты тенденции, заложенные в 1950-1956 гг. и наблюдалось улучшение ситуации. Тем не менее, количество беженцев продолжало расти, вопреки увеличению качества предоставляемых услуг.

31 При осуществлении своей деятельности БАПОР сталкивалось с острой проблемой недостатка финансовых ресурсов. Из-за этого реабилитационные меры хоть и имели положительный эффект, но не приводили к решению гуманитарной проблемы в целом. Главным источником финансирования агентства являлись страны-члены ООН, преимущественно США и Великобритания, которые наряду со многими другими участницами организации не были напрямую заинтересованы в решении гуманитарной проблемы. В таких условиях решение гуманитарной проблемы в отрыве от политического вопроса палестинской государственности было невозможным.

32 Работу БАПОР в 1956-1967 гг. возможно рассматривать в качестве примера развивающейся гуманитарной миссии, столкнувшейся с равнодушием международного сообщества. Реализация мер по решению проблемы беженцев требовала целенаправленной и скоординированной инициативы наиболее экономически развитых государств. Однако по всей видимости, выгода такого предприятия воспринималась недостаточной для того, чтобы покрыть политические и организационные издержки. Так, ресурсов, выделяемых для БАПОР всегда было недостаточно.

33 В связи с этим в ноябре 1959 г. представитель США на Генассамблее ООН заявил,

что подобная ситуация ставит под вопрос продление мандата БАПОР после 1960 г.52 Хотя до

этого, учитывая ограниченность ресурсов, работу организации в целом оценивали позитивно.

Содержание дорогостоящей структуры, не демонстрирующей эффективной деятельности, со

временем начало восприниматься как бремя и теряло популярность в Конгрессе. Кроме того,

угроза расформирования БАПОР могла бы сподвигнуть ближневосточные страны к поиску

более эффективных способов решения проблемы беженцев. В 1960-х гг. в США на самом

высоком уровне началось обсуждение использования риторики её упразднения в качестве

инструмента давления на арабов для получения уступок с их стороны53. В начале 1960-х гг. в

Госдепартаменте США рассматривали возможность ликвидации БАПОР или хотя бы

постепенного сокращения его финансирования. При этом в руководстве США осознавали,

что это решение было бы крайне непопулярным в арабском мире 54. Однако и Израиль, и

арабские государства остались на принципиальных позициях. Мандат БАПОР был продлён

на Генеральной Ассамблеей, организация продолжает свою работу и до сих пор.

34 Агентство выполняло очень широкие функции и де-факто от имени ООН реализовывало ряд государственных функции по отношению к значительному числу беженцев, которые также являлись лицами без гражданства и в силу политических причин были лишены возможности создания собственной государственности. «Замораживание» конфликта и неопределенного статуса сотен тысяч людей являлось временной мерой, которая растянулась на десятилетия.

35 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-2801705.

Примечания:

1. Palestine // UN Digital Library. URL:>>>> (date of access: 01.06.2022). P. 14.

2. Memorandum by the Director of the Office of Near Eastern and African Affairs (Satterthwaite) to the Secretary of State // Office of the Historian. URL: >>>> (date of access: 01.06.2022).

3. Запарий Ю.В., Алисов М.В. ООН и проблема палестинских беженцев (1948-1949 гг.) // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2020. Вып. 23: Историческая память: генезис и проблемы преемственности. С. 80-82.

4. United Nations Conciliation Commission for Palestine: 4th progress report (for the period 9 June to 15 September 1949 inclusive): note / by the Secretary-General // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 01.06.2022). P. 2-3.

5. Assistance to Palestine Refugees (A/RES/212 (III)) // UN Digital Library. URL:>>>> (date of access: 03.06.2022).

6. Assistance to Palestine Refugees (A/RES/302 (IV)) // UN Digital Library. URL:>>>> (date of access: 03.06.2022).

7. Ibid. P. 23.

8. Алисов М.В. Образование и деятельность Ближневосточного агентства для помощи палестинским беженцам (1947-1956) // Мир Евразии: от древности к современности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Р.Р. Тухватуллин. Уфа, 2021. С. 107-109.

9. Близняков Р.А. Палестинская проблема в ООН в «Мирное десятилетие» (1956 - 1966) // Культура народов Причерноморья. 2007. № 118. С. 66-72. URL: >>>> (дата обращения: 01.06.2022).

10. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 59.

11. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 35.

12. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the financial year ended 30 June 1956 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3.

13. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1963 - 30 June 1964 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 37.

14. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East accounts for the period 1 May 1950 to 31 December 1950 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022). P. 6.

15. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 1 January 1951 to 30 June 1952 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022). P. 7.

16. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1963 - 30 June 1964 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 37.

17. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: covering the period 1 July 1957 to 30 June 1958 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 7.

18. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 31 December 1958 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022). P. 20.

19. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 7.

20. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 59.

21. Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 22.

23. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3.

24. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the financial year ended 30 June 1956 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3; United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 31 December 1967 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3.

25. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 27-28.

26. Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 13-14.

27. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 71-72.

28. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the near East, 1 July 1962 - 30 June 1963 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 12-13.

29. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 71-72.

30. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 28-31; Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 20-21; Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 25-27; Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 71-72.

31. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 30.

32. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 41.

33. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 6.

34. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 30.

35. Ibid. C. 31.

36. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 39.

37. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1963 - 30 June 1964 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 14.

38. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1967 - 30 June 1968 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 35.

39. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 17.

40. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 69.

41. Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 10-11.

42. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East,

1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 4.

43. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 68.

44. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1956 to 30 June 1957 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3.

45. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 4.

46. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: covering the period 1 July 1957 to 30 June 1958 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3.

47. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 66.

48. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 3; Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 28.

49. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1959 - 30 June 1960 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 8; Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). Pp. 9-10.

50. Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 21.

51. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022). P. 42.

52. General Assembly, 13th session, official records, Special Political Committee, 102nd meeting, Monday, 10 November 1958, New York // UN Digital Library. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

53. Notes of Conference // Office of the Historian. URL:>>>> (date of access: 05.06.2022).

54. Memorandum From Secretary of State Rusk to President Johnson // Office of the Historian. URL:>>>> (date of access: 05.06.2022).

Библиография:

1. Алисов М.В. Образование и деятельность Ближневосточного агентства для помощи палестинским беженцам (1947-1956) // Мир Евразии: от древности к современности. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Р.Р. Тухватуллин. Уфа, 2021. С. 104-111.

2. Близняков Р.А. Палестинская проблема в ООН в «Мирное десятилетие» (1956 - 1966) // Культура народов Причерноморья. 2007. № 118. С. 66-72. URL: >>>> (дата обращения: 01.06.2022).

3. Запарий Ю.В., Алисов М.В. ООН и проблема палестинских беженцев (1948-1949 гг.) // Запад, Восток и Россия: Вопросы всеобщей истории. 2020. Вып. 23: Историческая память: генезис и проблемы преемственности. С. 77-85.

4. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1955 to 30 June 1956 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

5. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East covering the period 1 July 1956 to 30 June 1957 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

6. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: covering the period 1 July 1957 to 30 June 1958 // UN Digital Library.

[Электронный ресурс]. URL:

(date of access: 03.06.2022).

7. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1958 - 30 June 1959 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

8. Annual report of the Director of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1959 - 30 June 1960 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

9. Annual report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1961 - 30 June 1962 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

10. Assistance to Palestine Refugees (A/RES/212 (III)) // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

11. Assistance to Palestine Refugees (A/RES/302 (IV)) // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

12. General Assembly, 13 th session, official records, Special Political Committee, 102nd meeting, Monday, 10 November 1958, New York // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

13. Memorandum by the Director of the Office of Near Eastern and African Affairs (Satterthwaite) to the Secretary of State // Office of the Historian. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 01.06.2022).

14. Memorandum From Secretary of State Rusk to President Johnson // Office of the Historian. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

15. Notes of Conference // Office of the Historian. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

16. Palestine // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 01.06.2022).

17. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

18. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the near East, 1 July 1962 - 30 June 1963 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

19. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1963 - 30 June 1964 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

20. Report of the Commissioner-General of the United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, 1 July 1967 - 30 June 1968 // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

21. United Nations Conciliation Commission for Palestine: 4th progress report (for the period 9 June to 15 September 1949 inclusive): note / by the Secretary-General // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 01.06.2022).

22. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for

the financial year ended 30 June 1956 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

23. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East accounts for the period 1 May 1950 to 31 December 1950 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

24. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 1 January 1951 to 30 June 1952 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

25. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 31 December 1958 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 05.06.2022).

26. United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East: accounts for the year ended 31 December 1967 and report of the Board of Auditors // UN Digital Library. [Электронный ресурс]. URL: >>>> (date of access: 03.06.2022).

UN Relief Agency for Palestine Refugees in Near East in 1956-1967: a Case of a Humanitarian Action

Makar Alisov

Master's Student, Ural Federal University (UrFU) Russian Federation, Yekaterinburg

Abstract

Following the outbreak of hostilities between Israel and the Arab states in 1948, a problem of Arab refugees from Palestine appeared. Presence of a large group of destitute people in such a strategically valuable region was posing a threat to the interests of the Unites States and the United Kingdom pressuring them to conduct measures of humanitarian relief. In 1950 United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East (UNRWA) was established to facilitate material and rehabilitative needs of the Palestine refugees.

A period of Agency's history between the Suez Crisis of 1956 and the Six-Day War of 1967 was a time of relatively stable and peaceful development. Its works and services were developing in general accordance with trends established in the first half of 1950s. Basic food rations remained the same, while the Agency continued to eliminate more self-sustaining refugees from the ration roll. Building programs took place in the refugee camps, aimed at replacing huts and tents with houses for Palestinians to live in. Public health improved dramatically due to the Agency's advancements in preventative medicine.

By the end of 1950s the UNRWA change its approach to refugees' rehabilitation and integration in the socio-economic systems of the Arab states bordering Palestine. From 1958 onwards education became a focal point in the Agency's efforts to ensure refugees' self-sustenance.

Despite visible progress and pragmatic measures, the UNRWA was not able to solve the humanitarian problem. The number of refugees continued to grow in spite of the Agency's efforts to roll out an effective educational program. One of the primary reasons behind its inability to fully address the issue was lack of finances. Over-reliance on UN member states for funds made it impossible for the Agency to sustain costly operations necessary for full relief and rehabilitation of displaced persons. It is possible that most of the UN member states did not view large donations as a venture worth perusing, forcing UNRWA work with very limited resources.

Keywords: UNRWA, UN, humanitarian aid, the Palestine question, the Arab-Israeli conflict, humanitarian crisis

Publication date: 17.06.2022

Citation link:

Alisov M. UN Relief Agency for Palestine Refugees in Near East in 1956-1967: a Case of a Humanitarian Action // Metamorphoses of History - 2022. - Issue 24 [Electronic resource]. URL: https://history-metamorph.ru/S230861810020632-5-1 (circulation date: 05.07.2022). DOI: 10.37490/S230861810020632-5

Код пользователя: 38443; Дата выгрузки: 05.07.2022; URL - http://ras.jes.su/history-metamorph/s230861810020632-5-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.