Научная статья на тему 'Блиц-технология переподготовки специалистов для технического диагностирования автотранспортных средств'

Блиц-технология переподготовки специалистов для технического диагностирования автотранспортных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА / АВТОДИАГНОСТИКА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / CAR / ELECTRONIC SYSTEM / EDUCATION PROCESS / CAR DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Добромиров В. Н., Войтко А. М.

Обосновывается внедрение технологии блиц-подготовки технических кадров для диагностики автотранспортных средств. Рассматриваются концепция и программа курса, устройство обучающих стендов, технология тестирования специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Blitz-technology for retraining specialists for technical diagnosis of motor vehicles

The article makes a case for introducing a technology for blitz-training technical staff for technical diagnosis of motor vehicles, looks at conception and programme of the course, structure of educational displays, and technology for testing specialists.

Текст научной работы на тему «Блиц-технология переподготовки специалистов для технического диагностирования автотранспортных средств»

Блиц-технология переподготовки специалистов для технического диагностирования автотранспортных средств

В. Н. ДОБРОМИРОВ, докт. техн. наук, профессор, директор Института безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (ИБДД СПбГАСУ), А. М. ВОЙТКО, руководитель группы информационного обеспечения в сфере безопасности дорожного движения ИБДД СПбГАСУ

Активное насыщение автомобильного парка России современными моделями, оснащенными сложными электронными системами, выявило острую проблему — прогрессирующий дефицит высококвалифицированных кадров для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Методики, основанные на опыте европейских компаний, позволяют существенно повысить качество и сократить сроки подготовки специалистов по автодиагностике.

Профессиональные учебные заведения, готовящие специалистов для автомобильной отрасли России, сегодня не в силах справиться с решением проблемы кадрового дефицита из-за отсутствия средств на современное лабора-торно-стендовое оборудование, оттока талантливых преподавателей в иные сферы деятельности, падения престижа инженерного труда, малочисленности абитуриентов, поступающих в вузы инженерного профиля, и по другим причинам [1]. Качество подготовки квалифицированных рабочих и специалистов для сферы технического обслуживания и ремонта (ТОР) современных автотранспортных средств (АТС) в России стало хронически отставать от мировых стандартов. В частности, по отношению к европейскому уровню численность и уровень подготовки специалистов для диагностирования, обслуживания и ремонта сложных электронных систем контроля и управления рабочими процессами многих агрегатов и систем АТС отстают на 20-25 лет.

Решением проблемы может стать активное освоение и внедрение инновационных для России технологий подготовки кадров совместно с зарубежными фирмами или под их патронажем. Предлагаемый путь соответствует концепции привлечения миро-

вых автомобильных брендов для восстановления утраченных позиций. Данная концепция предполагает активизацию развития российской автомобильной промышленности путем создания совместных предприятий по производству автомобилей и комплектующих к ним на условиях привлечения в Россию новых конструкций, технологий и локализации производства автокомпонентов.

Критическая ситуация

Необходимость безотлагательного решения кадрового вопроса в обозначенной области диктуется рядом причин.

На сегодня 70 % парка грузовых АТС в России имеют срок службы более 10 лет [2]. В ближайшее время независимо от желания автовладельцев произойдет сокращение парка в результате потери его конкурентоспособности с новыми современными автомобилями, в первую очередь иностранными, которые хлынут на рынок вступившей в ВТО России.

Фирменные учебные центры, открытые в нашей стране зарубежными производителями и поставщиками АТС, являясь в абсолютном большинстве мо-нобрендовыми, уже действуют в крупных городах. Современный же отечественный парк отличается разнообразием (это касается в том числе новых ав-

томобилей, как грузовых, так и легковых), и он приписан не только к крупным городам, но в значительной мере и к периферии, где фирменных центров обслуживания и подготовки кадров пока нет.

Многие станции техобслуживания (СТО) АТС по всей стране уже работают в мультибрендовом сегменте и нуждаются в специалистах-автодиагностах, способных работать со сложными электронными системами управления, которыми оснащаются автомобили практически всех марок. Функции таких специалистов выполняют талантливые самоучки, лишенные возможности на приемлемых условиях повысить свою квалификацию до должного уровня, а нередко и вообще не имеющие таковой, опирающиеся лишь на свои способности и изобретательность.

Российско-европейский курс

Таким образом, представляется целесообразным создать на базе российских вузов автомобильного профиля совместно с зарубежными партнерами учебные центры европейского уровня. В их задачи будут входить:

• оперативная блиц-доподготовка и переподготовка специалистов-автодиагностов для российских СТО на основе мультибрендовой идеологии изучения особенностей конструкции современных узлов и агрегатов АТС, электронных систем контроля и управления ими, алгоритмов поиска и устранения неисправностей, а также изучения современных диагностических приборов и оборудования;

• включение в программы подготовки студентов автомобильных вузов (в форматах специализации или дополнительной квалификации) курса

Рис. 1. Электронный обучающий стенд для подготовки специалистов по диагностированию электронных систем контроля и управления работой дизельного двигателя: 1 — панель, отображающая работу дизельного двигателя и его систем; 2 — диагностический разъем и приборная панель, позволяющая изменять параметры работы двигателя и внешние условия; 3 — панель компьютера для моделирования неисправностей с выводами контрольных точек для измерений; 4 — панель вывода контрольных точек; 5 —штекерный разъем.

технического диагностирования современных электронных систем управления АТС и работой их агрегатов;

• привлечение на основе взаимных договоренностей между образовательными структурами студентов технических колледжей автомобильного профиля к получению базовых знаний по конструкции агрегатов и узлов современных АТС, наукоемких электронных систем управления ими и диагностирования их технического состояния.

Принципиальных преград к реализации описанной модели организации подготовки специалистов-автодиагностов сегодня нет. Более того, есть положительный опыт в этой области: работа совместного российско-французского предприятия GNFA-Russia (Москва). Сегодня под патронажем этой компании в Институте безопасности дорожного движения (ИБДД) Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), на автомобильно-дорожном факультете, идет дальнейшая отработка методики подготовки специалистов-автодиагностов. Внедряемая методика позволяет решить все три вышеуказанные задачи. Ключевую роль в данном случае играет использование современного обучающего стендового оборудования GNFA, а также ее фирменной педагогической концепции и методик мультибрендовой подготовки специалистов.

Комплект такого оборудования, адаптированного строго для образовательных задач, дает возможность организовать обучение по шести программам диагностирования: электронных систем управления работой дизельного двигателя и бензинового — с электронным впрыском топлива; систем управления роботизированными коробками передач; систем электрооборудования и мультиплексных систем передачи управляющих сигналов; климатических установок и кондиционеров; антиблокировочных систем.

Согласно концепции курс обучения по любой программе содержит три макро-блока: теоретический курс, практические занятия на электронных обучающих стендах и занятия на стендах с натурными действующими агрегатами и системами.

Теория

Теоретический курс постоянно актуализируется, периодически обновляются и систематизируются знания в области конструкции, рабочих процессов, алгоритмов функционирования изучаемых агрегатов и систем, методов и средств их диагностирования. В курс включено изучение современных подходов к созданию систем автоматического или автоматизированного управления агрегатами, элементной базы систем управления (датчики и исполнительные механизмы) и выработке принципов коди-

рования при передаче сигналов в мультиплексных системах. Кроме того, рассматриваются наиболее характерные отказы в системах управления и алгоритмы их поиска по анализу реакции на управляющие тестовые сигналы.

Быстрому и качественному усвоению теоретического материала способствует просмотр учебных 3D-фильмов об устройстве и принципах работы агрегатов, протекании рабочих процессов и реализации тестовых алгоритмов управления.

Обучающие стенды

Блок практических занятий на электронных обучающих стендах обеспечивает освоение алгоритмов (процедур, технологий) поиска неисправностей в системах электронного управления работой агрегатов и систем. В конструкции стендов реализована прогрессивная обучающая идея многофункциональности и наглядности технологий.

Каждый обучающий стенд фирмы GNFA состоит из трех основных частей (рис. 1).

Базовая часть стенда — принципиальная схема функционирования агрегата (1). На ней с помощью светодиодов схематично отображаются все процессы в реально работающей конструкции, имитируется функционирование всех датчиков и исполнительных механизмов системы управления. Панель управления стендом (2) позволяет задавать необходимый режим и условия работы агрегата.

Вторая часть стенда — электронная система ввода типовых неисправностей в работу системы управления агрегатом (3). Преподаватель задает неисправности и совместно с обучаемыми исследует их проявление в работе агрегата непосредственно на принципиальной схеме.

Третья часть включает в себя панель вывода контрольных точек (4) и штекерный разъем (5) для подключения диагностических приборов. Данные устройства позволяют обучаемому в режиме реального времени проводить поиск задаваемых преподавателем неисправностей (более 40 вариантов), используя прилагаемые к стенду диагностические приборы и реализуя изученные ранее алгоритмы поиска.

Аналогичный принцип конструктивного исполнения и функционирования использован в стендах для диагностирования электронных систем управления работой бензинового двигателя с электронным впрыском топлива, роботизированных коробок передач, элек-

Рис. 2. Электронный обучающий стенд для подготовки специалистов по диагностированию электрооборудования автомобиля: 1 — задние сигнальные фонари; 2 — блок включения световых приборов и стеклоочистителей; 3 — приборная панель; 4 — зеркало заднего вида с механизмом регулировки его положения; 5 — блок управления кондиционером; 6 — аудиосистема.

трооборудования и мультиплексной передачи управляющих сигналов, климатических установок и кондиционеров. При этом для повышения информативности и наглядности стенды могут оборудоваться натурными приборами и системами из состава комплектации реальных автомобилей (рис. 2).

Стенды с натурными действующими агрегатами

Третий блок общего курса обучения — практические занятия на стендах с натурными действующими агрегатами. Он обеспечивает приобретение практических навыков поиска неис-

правностей в системах управления агрегатами непосредственно при их работе. Неисправности в работу систем управления вводятся через специальные электронные блоки, подсоединенные к системе управления с помощью разъемов. Поиск неисправностей производится по алгоритмам с использованием штатного стендового диагностического оборудования, которое обучаемый подключает к соответствующим диагностическим разъемам на панелях управления. Конструктивное исполнение этих стендов на подвижной раме с откидными прозрачными защитными капотами обеспечивает хорошую обзорность и доступность к элементам двигателя (рис. 3).

Обязательным элементом обучения является самостоятельная работа и контроль усвоения знаний по программам каждого блока путем решения тестовых задач.

Предварительная оценка компетентности

Для формирования учебных групп (не более 6 чел.) с примерно одинаковым базовым уровнем подготовки обучаемых педагогическая концепция фирмы GNFA предусматривает до начала обучения оригинальную процедуру самооценки (самопозиционирования) обучаемых и автоматическое тестирование их квалификации в заявленной области с помощью специальной лицензионной программы фирмы GNFA «Е-профиль». По результатам решения тестовых задач формируется обобщенная оценка компетентности специалиста в заявленной области и выдаются рекомендации по содержа-

Рис. 3. Стенд действующего дизельного двигателя (а) с подключенными блоками задания неисправностей и диагностическим прибором (б): 1 — подвижная рама стенда; 2 — двигатель; 3 — блоки задания неисправностей; 4 — панель управления стендом с разъемом для подключения диагностического прибора; 5 — диагностический прибор

нию программы его индивидуальной подготовки. Компетентность оценивается в процентах по количеству правильных ответов на тестовые вопросы в каждом заявленном направлении (см. таблицу).

Уровень компетентности ниже 50% свидетельствует о необходимости углубленного изучения всего материала раздела, от 50 до 70 % — углубленного освоения отдельных вопросов раздела, более 70% — о целесообразности актуализации знаний по разделу. Так, исходя из приведенных в таблице данных, программа обучения этого специалиста должна включать в себя изучение в полном объеме материала по четырем разделам (1, 3-5) и пополнение знаний по второму разделу.

Интегральная оценка общего уровня компетентности основывается на оценках по разделам с учетом коэффициентов весомости каждого из них. В представленном примере общий уровень компетентности по направлению «Бензиновый двигатель» составил 35 %, что свидетельствует о необходимости углубленного изучения всего материала этого направления.

Быстро и качественно

Инновация описанной технологии состоит в системном подходе к совершенствованию процесса обучения, основанном на широком использовании современных технических средств, информационной насыщенности процесса и наличии устойчивой обратной связи — оперативного и объективного тестового контроля усвоения материала, в том числе с возмож-

Оценка компетентности специалиста по программе «Е-профиль» фирмы GNFA

Направление Раздал коктрольных вопросов Оценка собственных знаний и практики выполнения работ Выявленный уровень компе-тентноеш по разделу Выявленный уровень компетентности по направлению

1. Диагностирование топливной системы бензинового двигателя Наличие знаний и практических навыков 30%

2. Диагностирование системы зажигания Наличие знаний и практических навыков 60%

Диагностирование и ТО бензинового двигателя 3. Диагностирование системы подачи воздуха (включая турбонадцув) бензинового двигателя Наличие знаний и практических навыков 0%

4. Проверка и регулировка системы контроля Наличие знаний

содержания вредных выбросов в отработав- и практических навыков 50%

ших газах

5. Диагностирование системы управления бензиновым двигателем Наличие знаний, но отсутствие практических навыков Не проверялся

| Итого по направлению в целом 35%

ностью сравнения объема и качества полученных знаний с их начальным уровнем.

По сравнению с традиционными программами российских учебных заведений эта технология позволяет существенно сократить сроки обучения, что дает основание отнести ее к условной категории «блиц». Так, продолжительность переподготовки специалиста в области технического диагностирования системы управления работой дизельного двигателя (одна из наиболее сложных программ) для группы переподготовки специалистов-автодиагностов, имеющих практический опыт работы на СТО, составляет всего 36 ч, из них 6 ч — теоретические занятия, 12 ч — практика на электронных учебных стендах и 18 ч — освоение и закрепление навыков выполнения работ

на натурном стенде с действующим дизельным двигателем.

По результатам обучения при успешном выполнении контрольных тестовых заданий знания и навыки обучаемых удостоверяются сертификатом фирмы GNFA европейского образца, подтверждающим уровень компетенции специалиста и признаваемым в среде ведущих европейских автопроизводителей.

Литература

1. Кравченко П. А. Об инновационных технологиях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Транспорт РФ. 2010. № 5 (30).

2. Титов И. В., Батищев И. И. Грузовой автомобильный транспорт России: состояние и перспективы развития // Транспорт РФ. 2011. № 5 (36).

Учебный центр фирмы GNFA во Франции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.