Научная статья на тему '«Блендерное обучение как интеграция он-лайн и традиционного метода обучения коммуникативным навыкам студентов медиков»'

«Блендерное обучение как интеграция он-лайн и традиционного метода обучения коммуникативным навыкам студентов медиков» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блендерное обучение / коммуникативные навыки / «смешанное» обучение / «гибридное» обучение / «обучение / поддерживаемое web -технологиями» / он-лайн обучение. / blended learning / communication skills / “mixed learning” / "hybrid" learning / "web-enhanced instruction" / on-line learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.Асимов, У. В.Ханклоски, А А.Курбанов, Т.Фоменко, А.Давлетбакова

Используя возможности дистанционного обучения, учитывая особенности обучения коммуникативным навыкам, «блендерное обучение» может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в медицинской сфере. При получении высокого уровня эффективности «блендерного обучения» нами планируется внедрение данного метода в педагогический процесс КазНМУ при развитии коммуникативной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.Асимов, У. В.Ханклоски, А А.Курбанов, Т.Фоменко, А.Давлетбакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"BLENDED LEARNING AS THE INTEGRATION OF ONLINE AND TRADITIONAL METHOD OF TEACHING COMMUNICATION SKILLS FOR MEDICAL STUDENTS"

Using the capabilities of distance learning and the implementation of "blended learning" communication skills teaching can provide additional opportunities for quality and optimal training of professionals in the medical environment. With successful results of "blended learning" studies we are planning to implement this method in the teaching process in KazNMU for the development of the communicative competence of future physicians.

Текст научной работы на тему ««Блендерное обучение как интеграция он-лайн и традиционного метода обучения коммуникативным навыкам студентов медиков»»

Н. АЛМАГАМБЕТОВА

МЕДИЦИНАЛЫ^ Б1Л1М БЕРУДЕ ^АШЫ^ТЫ^ТАН О^ЫТУ МУМК1НД1КТЕР1

Тушн: Бермген ж^мыста медициналы; б^м беру шепнде дистанциялы; б^м берудiц кец MYмкiндiкrерiне катысты мэселелер талкыланган. Онлайн сыныптар студентгер мен дэр^рлер Yшiн когамды; денсаулы; сактаудыц эртYPлi бeлiмдерi бойынша сертификатталган багдарламалар Yшiн крлданылуы mymkík Осындай сертификаттар TYлекrер мен дэрiпэрлердi ц ж^мыска орналасу кезiнде бэсекеге кайлеттмтн жо гарылатады.

T^^i сездер: медициналы; бiлiм беру, кашыктыктан о;ыту, кргамды; денсаулы; са ктау, сертификат.

N. ALMAGAMBETOVA

POSSIBILITIES OF DISTANT EDUCATION IN MEDICAL UNIVERSITIES

Resume: The article discusses the wide possibilities offered by online education in medical universities. Online dasses could be utilized for various public health certificate programs for students and medical professionals. Having such certificates will increase employability of medical graduates and physiaans.

Keywords: medical education, distant education, public health, certificate program.

УДК 378:614 ББК74.58:51

М.АСИМОВ, У. В.ХАНКЛОСКИ, А А.КУРБАНОВ, Т.ФОМЕНКО, А.ДАВЛЕТБАКОВА, П.ШЕИН, Т.АЙБАСОВА, АНУРМУХАМБЕТОВА, Б.ЖАНТУРИЕВ

Кафедры коммуникативных навыков, основ психотерапии, общей и медицинской психлогии

КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, Медицинская школа университета Южная Каролина (США)

«БЛЕНДЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ИНТЕГРАЦИЯ ОН-ЛАЙН И ТРАДИЦИОННОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫМ НАВЫКАМ СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ»

Используя возможности дистанционного обучения, учитывая особенности обучения коммуникативным навыкам, «блендерное обучение» может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в медицинской сфере. При получении высокого уровня эффективности «блендерного обучения» нами планируется внедрение данного метода в педагогический процесс КазНМУ при развитии коммуникативной компетенции обучающихся.

Ключевые слова: блендерное обучение, коммуникативные навыки, «смешанное» обучение, «гибридное» обучение, «обучение, поддерживаемое web -технологиями», он-лайн обучение.

Вводная часть

С 2011 года в на территории КазНМУ в году стал доступен WiFi, это способствовало развитию таких форм обучения, как «блендерное обучение». «Блендерное обучение» - образовательная программа, сочетающая в себе стандартные методики обучения в классе и компьютерное управление деятельностью

обучающегося. В рамках этой образовательной программы студент получает часть образовательного контента (содержания) и инструкций через он-лайн обеспечение, одновременно имея возможность самостоятельно контролировать время, место, способы и темп работы. Таким образом, традиционная школьная структура, так называемого классического обучения «лицом к лицу» сочетается с деятельностью управляемой через компьютер [1]. Методология «блендерного обучения» включает классическое (традиционное) школьное обучение, мобильное получение образования и возможность получения онлайн образования.

Согласно мнению сторонников, эта образовательная стратегия создает более интегрированный (оптимальный) подход как для преподавателей, так и для студентов [2]. В современной литературе используется и взаимозаменяют друг друга термины «смешанное»

("blended"), «гибридное» ("hybrid"), «обучение посредством компьютерной технологии» ("technology-mediated instruction"), «обучение, поддерживаемое web -технологиями» ("web -enhanced instruction") и «обучение через смешанные способы» ("mixed-mode instruction") [3].

Данная педагогическая модель широко используется США. В настоящее время в КазНМУ «блендерное обучение» является пилотным проектом. Используя возможности дистанционного обучения, учитывая особенности обучения коммуникативным навыкам «блендерное обучение» может дать дополнительные возможности в качественной и оптимальной подготовке профессионалов в развитии коммуникативной компетентности. При получении высокого уровня эффективности «блендерного обучения» нами планируется внедрение данного метода в педагогический процесс КазНМУ для развития коммуникативной компетенции обучающихся. Цель проекта

Определение эффективности уровня овладения практическими и теоретическими знаниями по коммуникативным навыком при блендерном обучении и традиционном обучении студентов медиков.

Задачи проекта

• Создание он - лайн обучающего материала по коммуникативным навыкам.

• Создание оценочных листов по коммуникативным навыкам.

• Обучение студентов медиков коммуникативным навыкам традиционным методом.

• Обучение студентов медиков коммуникативным навыком методом блендерного обучения.

• Сбор полученных данных.

• Анализ полученных результатов. Научная новизна и значимость проекта

Впервые в КазНМУ будет использоваться блендерное обучение коммуникативным навыкам студентов медиков, разработаны сценарии «ролевых игр» по коммуникативным навыкам, отсняты «ролевые игры» по предмету коммуникативные навыки, будет внедрено блендерное обучение коммуникативным навыкам. Методы исследования

1.Анализ

2.Синтез

3.Анкетирование

4.Статистический (дисперсионный анализ и факторный анализ).

Материал исследования:

4 группы студентов 2 курса факультета ОМ. В каждой группе по 10 человек (всего 40 студентов). 40 студентов будут поделены на 2 группы: 20 студентов (группа № 1), проходящие обучение коммуникативным навыкам традиционным методом освоения, 20 студентов (группа № 2) экспериментальных, находящихся на блендерном обучении.

Результаты будут измерены посредством статистического дисперсионного анализа (АНОВА). Полученные результаты оценочных листов будут оценены с помощью фа кторного анализа. Результаты проекта

К настоящему моменту проведены следующие мероприятия, согласно плану проекта:

1) Разработаны сценарии по коммуникативным навыкам, отражающие различные клинические ситуации, охватывающие заболевания основных органов и систем: ОРЗ, Туберкулез, Острый аппендицит, Ишемическая болезнь сердца, Мигрень, Внематочная беременность. Каждый сценарий имеет 3 варианта ведения медицинского интервью врачом и соответствующего оказания медицинских услуг;

2) Разработаны универсальные оценочные листы по коммуникативным навыкам, которые отражают основные принципы оценочных листов Калгари-Кембриджского гида (Kurtz, Silverman & Draper, 1998) и Калгари-Кембриджские Навыки Коммуникационного процесса (Silverman, Kurtz & Draper, 2005) [4,5,6] Оценочный лист содержит в себе определенные параметры медицинского интервью, охватывающие такие разделы как начало медицинского интервью, выявление проблемы, сбор информации, сбор анамнеза, выяснение видения пациента, развитие раппорта, клиническое обследование, поддержка структуры интервью, объяснение, совместные решения, завершение интервью. Суть данных параметров

раскрывают последовательные шаги (коммуникативные навыки), которые оцениваются по 4-х бальной системе: «0» - навык отсутствует; «1» -выполнен скромно; «2» -адекватно, достаточно; «3» - выполнен отлично, превосходно;

3) Снято 18 обучающих видеороликов по коммуникативным навыкам, на каждую тему снято 3 модели (варианта) медицинского интервью и поведения врача, с разной степенью профессионализма и коммуникативной компетентности;

4) Осуществлен просмотр и анализ каждого обучающего ролика по разработанному оценочному листу преподавателями кафедры коммуникативных навыков в количестве 12 человек (экспериментальная часть). По анализу всех оценочных листов (12 штук на ролик) -созданы эталонные оценочные листы, отражающие объективную оценку, отражающую степень профессионализма и коммуникативную компетентность врача в каждой конкретной клинической ситуации. Эталонные оценочные листы на соответствующий ролик являются ориентиром, на который студент в процессе обучения будет опираться, сравнивая свой анализ видеоролика с «правильным ответом».

В дальнейшем планируется:

1. Подготовить и провести обучение студентов медиков коммуникативным навыкам традиционным методом.

2. Подготовить и провести обучение студентов медиков коммуникативным навыкам он - лайн методом.

3. Сбор полученных данных, посредством оценки приобретенных коммуникативных навыков посредством экзамена, в материалы которого будут включаться видеоролики, которые не использовались в процессе обучения данной группы студентов.

4. Анализ полученных результатов, формулировка выводов с учетом оптимальности, пользы внедрения в обучение коммуникативных навыков соответствующих форм обучения.

Исследовательская среда Использование сервера Moodle. Ожидаемые результаты

Предполагаемый результат подразумевает, что речевой ответ будет простым измерением понятий и принципов учащегося, в то время как письменный ответ, при блендерной форме обучении, будет документом, подтверждающим логическое мышление, теоретические знания, коммуникативные навыки, клинические навыки учащегося. При блендерном обучении у студентов происходит слияние анализа и синтеза предлагаемого материала. Во время изучения материала в он-лайн режиме, студент должен подробно остановиться на информационном блоке, который ему необходим для аргументации своего мнения. В сравнении, во время традиционного обучения, необходимая информация для аргументации своего мнения сжата в наиболее важные моменты, чтобы суммировать или синтезировать краткие идеи, требуемые для сохранения регламента занятия. При блендерном обучении происходит процесс изучения той же информации, как и при традиционном обучении, но на более высоком и более сложном уровне взвешенных результатов учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Strauss, Valerie (22 September 2012). Three fears about blended learning, The Washington Post

2 Jacob, Anna M. (2011). Benefits and Barriers to the Hybridization of Schools. Journal of Education Policy, Planning and Administration. - 1(1). - P. 61-82.

3 Martyn, Margie (2003). "The hybrid online model: Good practice.". - Educause Quarterly. - P. 18-23.

4 Silverman, Johnathan, Kurtz, Suzanne & Draper, Juliet (2005). "Skills for Communicating with Patients (2nd Ed.)" Radcliffe Publishing Ltd. : Abingdon, Oxon. - P. 19-26.

5 Kurtz, Suzanne; Silverman, Jonathan & Draper, Juliet (1998). "Teaching and Learning Communication Skills in Medicine." Radcliffe Medical Press Ltd.: Abington, Oxon. - P.38-50

6 The Calgary-Cambridge Guide to the Medical Inten/iew. Jonatan Silverman, Suzanne Kurts, Juliet Draper. - 2005. - P. 1-4

М.АСИМОВ, У. В.ХАНКЛОСКИ,А А.КУРБАНОВ, Т.ФОМЕНКО, А.ДАВЛЕТБАКОВА, П.ШЕИН, Т.АЙБАСОВА,

А.НУРМУХАМБЕТОВА, Б.ЖАНТУРИЕВ

« ДЭИГЕР СТУДЕНТТЕРД1 КОММУН ИКАТИВТ1К ДАЕДЫЛАРДЫН, ДЭСТУРЛ! ЭД1СПЕН ЖЭНЕ БЛЕНДЕРЛ1К О^ЫТУДЫН, ОНЛАЙН ИНТЕГРАЦИЯСЫН ЖУРПЗУ »

ty^h: «Блецдерлт о;ыту» коммуникативпк дагдылардыц о;ыту ерекшелтн, сонымен ;атар, дистанционды; о;ытуды есепке алып, медициналы; сферасында сапалы кэст;ойлык;тарды y^neaMgi дайындау MYмкiндiктердi ;олдана алады. «Блендерлiк окыгтудыц» жогары дэрежеан ц тимдмтне жету ма ;сатында, студенттерде коммуникативтiк компетенциясын дамыту Yшiн, б^л эдiстi КазНМУ - дагы педагогикалы; YPДiсiне енriзу,

ТYйiндi сездер: блендерлiк о;ыту, коммуникативтiк дагдылар, «аралас» о;ыту, «гибридтЬ» о;ыту, «web -технологиялар» ;олдаумен, о ;ыту, он-лайн о;ыту.

M. ASSIMOV, U.B. HANKLOWSKY, A. DAVLETBAKOVA, T. FOMENKO, A. KURBANOVA, A. AYBASOVA, A.NURMUHAMBETOV, P.

SHEIN, В. ZHANTURIEV.

"BLENDED LEARNING AS THE INTEGRATION OF ONLINE AND TRADITIONAL METHOD OF TEACHING COMMUNICATION SKILLS FOR

MEDICAL STUDENTS"

Resume: Using the capabilities of distance learning and the implementation of "blended learning" communication skills teaching can provide additional opportunities for quality and optimal training of professionals in the medical enwronment. With successful results of "blended learning" studies we are planning to implement this method in the teaching process in KazNMU for the development of the communicative competence of future physicians.

Keywords: blended learning, communication skills, "mixed leaming","hybrid" learning, "web-enhanced instruction", on-line learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.