Научная статья на тему 'Блаватская Елена Петровна (1831 – 1891)'

Блаватская Елена Петровна (1831 – 1891) Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
192
24
Поделиться
Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Блаватская Елена Петровна (1831 – 1891)»

БЛАВАТСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА1

1831-1891

Русский религиозный философ, учёный, просветитель, основатель Теософического общества. В 1848 г. покидает Россию и вплоть до 1870 г. путешествует по странам Европы, Азии и Америки. В ноябре 1875 г. создаёт в Нью-Йорке Теософическое общество, которое выдвинуло следующую программу:

1) образовать всечеловеческое братство без различия пола, национальности и религии;

2) изучать все философские и религиозные учения, особенно Древнего Востока;

3) изучать таинственные и необъяснимые явления природы и развивать сверхчувственные способности человека.

В целях пропаганды своего учения выезжает в Индию. После возвращения в Европу в 1884 г. жила в Париже, затем в Лондоне, где и скончалась. Главная работа — «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии», написанная на английском языке и переведённая на русский продолжательницей её дела Е.И.Рерих. Учение Блаватской — теософия — ставило целью спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий, раскрыть их единую основу,

1 Публикуется по: Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; под ред. А.П.Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С.34-35. Словарь подготовлен коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

15

Героическая жизнь Е.П.Блаватской

указать человеку его законное место во Вселенной. В учении отрицалось существование антропоморфного бога-творца и утверждалась вера в Универсальный Божественный Принцип — Абсолют, вера в то, что Вселенная разворачивается сама, из своей собственной Сущности, не будучи сотворённой. Самым важным для теософии Блаватская считала очищение душ, облегчение страданий, моральные идеалы, соблюдение принципа Братства человечества. Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины.