Научная статья на тему 'БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА)'

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
542
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / КОМФОРТНАЯ СРЕДА / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПАРК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Уразумбетова Юлия Азатовна

Благоустройство городской среды на территории г. Иркутска является одной из важнейших и активно развивающихся сфер городского хозяйства. Об этом свидетельствует ежегодное повышение значения индекса качества городской среды, выявлено, что согласно итоговому значению индекса, городская среда города Иркутска является благоприятной. Оценка качества среды города Иркутска в разрезе городских пространств показала, что в городе достаточно остро наблюдалась нехватка озелененных пространств: парков, скверов, набережных, садов. В настоящее время на территории города Иркутска действует государственная программа «Формирование комфортной и безопасной городской среды на 2018-2025 гг.» Целью данной программы является обеспечение развития городской среды Иркутска, посредством повышения уровня благоустройства городских территорий и создания условий для повышения уровня общественной и экологической безопасности. На основании проведенного анализа и изучения деятельности по организации благоустройства на территории г. Иркутска, сделан вывод, что при разработке проектов для благоприятной и комфортной жизни людей, ежегодно уделяется внимание: паркам отдыха, спортивным паркам, скверам. Однако проведенный анализ показал, что не уделяется должное внимание развитию социальной инфраструктуры - а именно, парки, детские площадки с инклюзивным уклоном, для людей с инвалидностью и ограниченными физическими возможностями здоровья. Предлагается идея создания инклюзивного парка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Уразумбетова Юлия Азатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TERRITORY AS A FACTOR OF THE MODERN DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK)

Improvement of the urban environment in Irkutsk is one of the most important and actively developing areas of the municipal economy. This is affirmed by the annual increase in the value of the quality index of the urban environment. According to the latest value of the index, the urban environment in Irkutsk is deemed favorable. However, it was assessed that the city has a rather acute shortage of green spaces such as parks, squares, embankments, and gardens. Currently, Irkutsk is being modernized under the state program of “Formation of a comfortable and safe urban environment for 2018-2025”. The purpose of this program is to ensure further amelioration of the urban environment in Irkutsk by landscaping urban areas and increasing public and environmental safety. According to our analysis and study of ongoing landscaping in Irkutsk, when working on projects for a wholesome and comfortable life of people, developers tend to focus on recreation parks, sports parks, and squares. However, they tend to overlook development of social infrastructure, in particular, inclusive parks and playgrounds, which could be available for the disabled and physically-challenged. Thus, it is proposed to develop an inclusive park available for people with special needs.

Текст научной работы на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА)»

Научная статья УДК 365.46 EDN МУИУБК

DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).16

Е.В. Зимина0 ©, Ю.А. Уразумбетова ©

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: Е.В. Зимина, ZiminaEV@bgu.ru

БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ Г. ИРКУТСКА)

АННОТАЦИЯ. Благоустройство городской среды на территории г. Иркутска является одной из важнейших и активно развивающихся сфер городского хозяйства. Об этом свидетельствует ежегодное повышение значения индекса качества городской среды, выявлено, что согласно итоговому значению индекса, городская среда города Иркутска является благоприятной. Оценка качества среды города Иркутска в разрезе городских пространств показала, что в городе достаточно остро наблюдалась нехватка озелененных пространств: парков, скверов, набережных, садов. В настоящее время на территории города Иркутска действует государственная программа «Формирование комфортной и безопасной городской среды на 2018-2025 гг.» Целью данной программы является обеспечение развития городской среды Иркутска, посредством повышения уровня благоустройства городских территорий и создания условий для повышения уровня общественной и экологической безопасности. На основании проведенного анализа и изучения деятельности по организации благоустройства на территории г. Иркутска, сделан вывод, что при разработке проектов для благоприятной и комфортной жизни людей, ежегодно уделяется внимание: паркам отдыха, спортивным паркам, скверам. Однако проведенный анализ показал, что не уделяется должное внимание развитию социальной инфраструктуры — а именно, парки, детские площадки с инклюзивным уклоном, для людей с инвалидностью и ограниченными физическими возможностями здоровья. Предлагается идея создания инклюзивного парка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Благоустройство территории, качество жизни, комфортная среда, инклюзивный парк.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 26 сентября 2022 г.; дата принятия к печати 18 ноября 2022 г.; дата онлайн-размещения 22 декабря 2022 г.

Original article

E.V. Zimina^ ©, Yu.A. Urazumbetova ©

Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: E.V. Zimina, ZiminaEV@bgu.ru

IMPROVEMENT OF THE TERRITORY AS A FACTOR OF THE MODERN DEVELOPMENT OF THE URBAN ENVIRONMENT (BASED ON THE EXAMPLE OF IRKUTSK)

ABSTRACT. Improvement of the urban environment in Irkutsk is one of the most important and actively developing areas of the municipal economy. This is affirmed by the annual increase in the value of the quality index of the urban environment. According to the latest value of the index, the urban environment in Irkutsk is deemed favorable. However, it was assessed that the city has a rather acute shortage of green spaces such as parks, squares, embankments, and gardens. Currently, Irkutsk is being modernized under the state program of "Formation of a comfortable and safe urban environment for 2018-2025". The purpose of this program is to ensure

© Зимина Е.В., Уразумбетова ЮА., 2022

further amelioration of the urban environment in Irkutsk by landscaping urban areas and increasing public and environmental safety. According to our analysis and study of ongoing landscaping in Irkutsk, when working on projects for a wholesome and comfortable life of people, developers tend to focus on recreation parks, sports parks, and squares. However, they tend to overlook development of social infrastructure, in particular, inclusive parks and playgrounds, which could be available for the disabled and physically-challenged. Thus, it is proposed to develop an inclusive park available for people with special needs.

KEYWORDS. Landscaping, quality of life, comfortable environment, inclusive park. ARTICLE INFO. Received September 26, 2022; accepted November 11, 2022; available online December 22, 2022.

Существенной проблемой для современного города является обеспечение комфортных условий проживания для всех категорий населения, независимо от месторасположения и общей численности [1].

Современный горожанин воспринимает всю территорию города как единое пространство и ожидает от него безопасности, комфорта и функциональности. Рационально выстроенная городская среда позволяет снизить социальную напряженность, на освещенных людных улицах ниже уровень преступности, при наличии безопасных и современных спортивных площадок увеличивается доля населения, регулярно занимающегося спортом, снижается уровень заболеваемости. В комфортных, современных и безопасных районах городов формируются творческие и интеллектуальные кластеры, создаются новые точки притяжения талантливых людей, растет востребованность недвижимости, за счет повышения спроса на бытовые услуги создаются новые рабочие места [2, с. 26].

Одним из главных приоритетов развития городской территории является создание благоприятной для проживания и ведения экономической деятельности городской среды [3]. Благоустройство является неотъемлемой составляющей городской среды, которая формирует комфорт, качество и удобство жизни горожан [4, с. 60]. Приоритетным направлением развития городской среды на современном этапе является благоустройство территорий муниципального образования, соответствующих функциональному назначению (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, иных пространств и дворовых территорий многоквартирных домов) [5, с. 53—54].

Объект исследования — городская среда города Иркутска. Предмет исследования — деятельность органов местного самоуправления города Иркутска в сфере формирования городской среды на территории муниципального образования, в том числе в рамках участия в реализации федерального проекта «Формирование комфортной и безопасной городской среды».

В настоящее время проблема оптимального благоустройства городской территории является актуальной во всем мире. С каждым годом все больше исследователей формулируют новые подходы по созданию комфортных для жизнедеятельности населения городов [6].

Обзор научной литературы показал, что авторы во многом сходятся в своих теоретических разработках и понимают благоустройство как одну из главных, значимых проблем современности, решение которой оздоровит окружающую среду. Для решения исследовательских задач, следует привести основные взгляды, теории ученых на вопрос благоустройства территорий. В.И. Вернадский одним из первых осознал новую реальность, он подчеркивал, что человечество становится мощной геологической силой, способной производить глобальные изменения на Земле. В теории ученого существует важный принцип гармоничного совместного развития человечества и биосферы. Любое производство и потребление связано с

использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду [7]. С точки зрения композиционной теории Г. Ганса, жизнь людей обычно протекает в небольших группах: в семье, в трудовом коллективе и так далее. Представляющие эти группы миры не дают людям одичать в чуждой городской среде, воплощающей системы воздействующих на человека факторов общественного бытия. изменения в сфере естественного окружения человек воспринимает их двояко: через микрокосм — микрорайон, квартал, улица, и макрокосм — страна, планета [8]. З.Х. Френкель предложил следующую формулу: «К общему городскому благоустройству относятся все те стороны устройства города, вся та часть его материальной культуры, которая назначением своим имеет обратить город в общее жилище — здоровое, безопасное, по возможности долговечное, прочное, красивое и уютное». В его работе «Основы общего городского благоустройства», к общему городскому благоустройству была отнесена вся та часть «материальной культуры города», которая предназначена превратить город в общее жилище — здоровое, безопасное, по возможности долговечное, прочное, красивое [9]. Над теоретическим обоснованием термина «благоустройство территорий», работали такие деятели как М.Н. Петров, П.В. Сытин, В.В. Таболин, выделяя в их понимании главную мысль этого понятия, можно сказать, что благоустройство это все то, что нас окружает вне стен дома, различные зеленые насаждения, облагораживание улиц или их освещение, светофорные объекты, остановочные комплексы или строительство на соседней площадке, жилищный или земельный вопрос, все это общая цель и общий результат деятельности муниципального образования для достижения комфортных условий для населения [10—12].

Анализируя основные взгляды, теории ученых по вопросу благоустройства территорий можно сделать следующий вывод, что управление в муниципальном образовании экологическими процессами довольно сложный процесс, который можно реализовать, учитывая одновременно социальные и природные факторы, которые окружают человека.

Непосредственно порядок и механизмы реализации деятельности в данной сфере регулируют такие нормативно-правовые акты, как национальные проекты, федеральные, региональные и муниципальные проекты и программы в сфере благоустройства городской среды, а также различные методические рекомендации организации деятельности по благоустройству городов РФ и акты технического регулирования. В настоящее время законодательством РФ закреплены различные механизмы реализации деятельности по благоустройству городской среды. Помимо разработки и исполнения национальных проектов, федеральных, региональных, муниципальных проектов и программ по благоустройству городской среды, а также реализации законодательно закрепленных полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, существуют и другие механизмы осуществления деятельности по благоустройству территории своего проживания.

Проанализировав организационно-правовые основы деятельности по благоустройству городской среды, можно сделать вывод. В РФ на всех уровнях публичной власти существует нормативно-правовая база в сфере исследования, разработаны и реализованы проекты и программы, законодательно закреплены полномочия органов местного самоуправления по благоустройству городской среды, а также наличествуют различные механизмы реализации деятельности в данной сфере. Однако несмотря на это, все же существуют несовершенства деятельности по организации благоустройства городской среды, в связи с чем, изучение зарубежного опыта, а также опыта городов РФ является своевременной и актуальной задачей.1

1 Дом РФ. Формирование комфортной городской среды. URL: Ь^рз://дом.рф/аЬои^ЬшЫше/ priority proiects/formirovanie-komfortnoj-gorodskoisredy/.

В настоящее время на примере многих городов РФ можно увидеть успешную реализацию проектов в сфере городского благоустройства посредством привлечения частных инвестиций.

Актуальность государственно-частного (муниципально-частного) партнерства в сфере благоустройства заключается в том, что данный механизм представляет собой взаимовыгодное сотрудничество, которое обеспечивает эффективное выполнение задач органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере путем привлечения частных ресурсов для использования современных технологий обустройства городского пространства и повышения качества городской среды, в целом2.

Несмотря на довольно успешный опыт деятельности органов местного самоуправления по организации благоустройства городской среды посредством механизма государственно-частного (муниципально-частного) партнерства многие города РФ уже продвинулись в данном вопросе далеко вперед и реализовали не один подобный проект. В общем рейтинге городов по уровню развития ГЧП в сфере благоустройства городской среды в 2020 г. первое место занимает Иркутск3, где около 28 % всех проектов в сфере благоустройства реализовываются посредством привлечения частных инвестиций (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг городов РФ по уровню развития ГЧП (МЧП) в сфере благоустройства городской среды в 2020 г.

Город Интегральный показатель, % Опыт, баллы Количество проектов Объем инвестиций, млн р.

Иркутск 28,1 0,89 5 166,9

Сызрань 21,2 0,48 1 100

Ростов-на-Дону 20,4 0,22 1 422

Астрахань 20,3 0,24 2 42,2

Оренбург 16,6 0,27 2 64,2

Среди наиболее известных и успешно реализованных проектов по благоустройству городской среды посредством механизма государственно-частного (муници-пально-частного) партнерства в городах РФ являются следующие:

1. Проект реконструкции набережной в г. Ростове-на-Дону.

2. Проект реконструкции Центрального парка культуры и отдыха в г. Волгограде.

3. Проект создания «умных остановок» в г. Химки.

4. Проект строительства парка в 45-м микрорайоне г. Сургута.

Проект по реконструкции набережной в г. Ростове-на-Дону является самым крупным проектом в сфере благоустройства, реализуемым в рамках заключения концессионного соглашения. Данный проект был запущен в 2013 г., а общий срок реализации концессионного соглашения по данному проекту составляет 32 г. Итоговая стоимость реконструкции набережной составила 330 млн р.

До проведения реконструкции набережная не имела единого стиля, однако после проведения работ по благоустройству она превратилась в современное и комфортное место отдыха горожан и стала визитной карточкой города Ростов-на-Дону.

2 О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ : Федер. закон от 13 июля 2015 № 224-ФЗ : (ред. от 29 дек. .2020) // СПС «Консультант Плюс».

3 Рейтинг субъектов по реализации федерального проекта «формирование комфортной городской среды» за 2019 г. URL: https://belgkh.ru/media/site platform media/2020/4/7/reyting-subektov-rf-za-2019-godpdf.pdf.

Отдельного внимания заслуживает проект реконструкции Центрального парка культуры и отдыха в г. Волгограде. Реконструкция данного парка аналогично с проектом набережной в г. Ростов-на-Дону предполагалась посредством заключения концессионного соглашения.

Экономическая эффективность проекта предполагает, что данный проект будет приносить доход не только концессионеру, но и городу, в целом: частная сторона обязуется выплачивать публичному органу более 2,5 млн р. ежегодно.

Одним из лучших проектов в сфере благоустройства городской среды посредством привлечения частных инвестиций является строительство парка в 45-м микрорайоне г. Сургута. Идея данного проекта заключается в том, чтобы сохранить зеленые насаждения и уникальные ландшафты парка в изначальном виде и наряду с этим организовать пространство для отдыха и досуга населения. На территории в 9 гектаров планируется создать малые архитектурные формы, используя срубленные и поваленные деревья, а также различные тематические зоны: для занятия спортом, для выгула домашних животных, для организации пикника и др.

Интересен опыт г. Химки по реализации проекта «Умные остановки», разработанного в рамках ведомственного проекта «Умный город». В рамках проекта предполагалось создание и обустройство 48 остановочных павильонов, каждый из которых оборудован экранами, электронными табло с расписанием движения транспорта и его маршрутами, сетью Wi-Fi, тревожной кнопкой для вызова спецслужб и системой видеонаблюдения, а также системой «климат-контроль». Цель данного проекта: создание комфортных условий для населения города, пользующегося услугами общественного транспорта, а также развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Общий объем инвестиций на создание «умных остановок» в г. Химки составил 71,6 млн р.

Отдельного внимания заслуживает инклюзивная площадка — это игровое пространство, каждая зона которого подходит как для обычных детей, так и для инвалидов. Ее основная задача — объединение и коммуникации детей разной категории в игровой форме. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями, ведь им необходима социальная реабилитация, поддержка единомышленников и здоровых детей.

Детские площадки для инвалидов как проект появились в нашей стране относительно недавно, поэтому на эту тему проводится немало семинаров и конференций, где участвуют члены административного управления и разработчики проектов благоустройства. Они предлагают установить современные инклюзивные детские площадки для маломобильных детей, инвалидов по слуху и зрению, которые позволяют ощутить радость жизни и подарить лучезарное детство.

Игровые площадки для инвалидов имеют большую площадь с широкими бортами для того чтобы маломобильный ребенок мог свободно проезжать по игровому комплексу и быть частью команды среди обычных детей.

Конструкция оснащена широкими пандусами и дополнительными перилами для безопасного въезда на игровой комплекс. Строение и размещение элементов спроектировано так, чтобы ребенку было комфортно передвигаться без чьей-либо помощи.

Площадки для инвалидов-колясочников включают различные комплексы, качели, горки и тренажеры для развития. Все они имеют нестандартную форму и размер для того чтобы ребенок насладился всеми прелестями игры наряду со здоровыми ребятами. Проектируя инклюзивное оборудование для детских площадок, производитель учитывает физические особенности каждого маломобильного ребенка и старается создать все условия для комфортного и веселого досуга.

На примере представленных проектов по благоустройству городской среды видно, что каждый город имеет свою специфику в сфере обустройства городского

пространства. Однако объединяет перечисленные выше проекты общая идея — создание или повышение качества общественных пространств для отдыха и досуга горожан. Привлечение частных инвестиций в благоустройство городской территории способствует не только развитию городской инфраструктуры и созданию комфортной городской среды, но и развитию малого и среднего бизнеса, стимулированию экономической деятельности на территории города и увеличению поступлений налоговых и неналоговых средств в местный бюджет4. В свою очередь, решение данных задач в настоящее время является актуальной и необходимой мерой по развитию городов в РФ.

Иркутская область — один из лидирующих регионов Сибирского федерального округа по важнейшим макроэкономическим показателям: валовому региональному продукту, прибыльности предприятий, налоговой отдаче, инвестициям в основной капитал. Город Иркутск является одним из крупнейших городов Иркутской области по площади территории и численности населения, что имеет определенные преимущества перед другими городами региона, но в тоже время создает проблемы в вопросах организации благоустройства городской среды. Площадь города составляет 277 км2, что представляет собой 0,04 % от всей территории региона.

Численность населения города Иркутска на 2021 г. составляет 617 315 чел. Как мы видим, до 2018 г. в городе Иркутске наблюдалась тенденция увеличения численности населения, однако в 2019 г. численность населения начала снижаться, и к 2021 г. происходит резкое снижение численности населения (рис. 1).

626 000 624 000 622 000 620 000 618 000 616 000 614 000

2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 1. Динамика численности населения города Иркутска за 5 лет, чел.

В разрезе административных округов города Иркутска видно, что наибольшая численность населения представлена в Свердловском округе. Наибольший темп роста численности населения за анализируемый период наблюдается в Ленинском округе, что связано с возрастанием объема жилищного строительства и развитием инфраструктуры в данном округе (табл. 2).

Благоустройство городской среды на территории г. Иркутска является одной из важнейших и активно развивающихся сфер городского хозяйства. Об этом свидетельствует ежегодное повышение значения индекса качества городской среды.5

Так согласно итоговому значению индекса городская среда города Иркутска является благоприятной. Однако статус города с благоприятной городской средой Иркутск приобрел лишь в 2019 г., набрав необходимое количество баллов для отнесения города к разряду благоприятных — 181 балл из 360 возможных. В 2020 г. значение Индекса увеличилось до 182 баллов (В 2020 г. значения, полученные в ходе оценки качества среды города Иркутска в разрезе город-

4 Жители Иркутска обсудили проекты благоустройства общественных пространств. URL: https:// irkutskmedia.ru/news/906254/.

5 Об утверждении Методики определения индекса качества городской среды муниципальных образований РФ : Приказ Минстроя России от 31 окт. 2017 г. № 1494/пр // СПС «КонсультантПлюс».

623 736

623 869

623 479

623 562

Таблица 2

Динамика численности населения города Иркутска в разрезе административных округов за 2017—2020 гг., чел.

Административный округ 2017 2018 Темп роста, % 2019 Темп роста, % 2020 Темп роста, %

г. Иркутск, всего в том числе: 623 736 623 869 100,02 623 479 99,94 623 562 100,01

Ленинский 149 462 149 872 100,27 151 210 100,89 152 773 101,03

Октябрьский 151 015 150 586 99,72 148 092 98,34 147 784 99,79

Правобережный 118 256 118 116 99,88 117 022 99,07 117 230 100,17

Свердловский 205 003 205 295 100,14 207 155 100,91 205 775 99,33

ских пространств, существенно изменились. Количество баллов, относящихся к категории озелененных пространств, увеличилось до 20. Однако по сравнению с 2019 г. в 2020 г. наблюдается снижение доступности жилья для населения, вызванное значительным и необоснованным повышением цен на рынке недвижимости в г. Иркутске.

Ключевым механизмом для управления и развития сферы благоустройства в городе Иркутске является участие в федеральных и региональных программах по повышению качества городской среды, а также самостоятельная разработка и реализация органом местного самоуправления муниципальных программ в данной сфере.

В настоящее время на территории города Иркутска действует государственная программа «Формирование комфортной и безопасной городской среды» на 2018—2025 гг. Целью данной программы является обеспечение развития городской среды Иркутска посредством повышения уровня благоустройства городских территорий и создания условий для повышения уровня общественной и экологической безопасности6.

Муниципальная Программа скоординирована с национальными (федеральными) и региональными проектами и встроена в муниципальные программы города Иркутска. Изначально в городе Иркутске «Программа» воплощалась в рамках одноименной муниципальной программы. С 2020 г. ее реализация осуществляется как самостоятельный муниципальный проект. Первоначально назначенный срок реализации «Программы» периодом 2018—2022 гг. впоследствии был увеличен по 2025 г.

Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах партнерства исполнительных органов государственной власти Иркутской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области7.

Финансирование программ осуществляется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств бюджета города в общем объеме 8 647 млн р. (табл. 3).

Согласно данным табл. 3, видно, что основной объем финансирования должен быть обеспечен из бюджета города Иркутска, далее федеральный бюджет и бюджет субъекта.

6 О мероприятиях в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды : Письмо Минстроя России от 06 марта 2019 г. № 7778-МЕ/06 // СПС «КонсультантПлюс».

7 Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018—2022 гг.» : Приказ Минстроя России от 06 апр. 2017 г. N° 691/пр : (ред. от 21 дек. 2017) // СПС «КонсультантПлюс».

Таблица 3

Финансирование Программы по источникам, млн р.

Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Общий объем финансирования 565,9 649,0 1603,7 1800,7 1003,1 1002,0 1158,4 1188,3

Объем финансирования за счет средств бюджета города 304,4 263,9 1213,0 1413,8 978,0 978,2 1155,1 1185,0

Объем финансирования за счет средств областного бюд- 73,9 69,2 101,0 111,3 24,7 24,7 3,3 3,3

жета

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета 187,6 315,9 289,7 275,6 - - - -

В 2018—2021 гг. реализация Программы осуществляется с привлечением средств областного и федерального бюджетов. В бюджете на 2022—2025 гг. расходы на реализацию программы предусмотрены только за счет собственных средств бюджета города.

Органом местного самоуправления, осуществляющим организацию деятельности по благоустройству городской среды в г. Иркутске, является комитет городского обустройства администрации города Иркутска. Деятельность Комитета направлена на управление городским хозяйством на территории города, а также связана со сферой гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории города Иркутска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях подведения итогов реализации и оценки эффективности муниципальной Программы администрация города Иркутска ежегодно размещает отчет в свободном доступе. Проведем анализ результатов выполнения Программы, опираясь на данные представленные в отчетах.

Результаты освоения бюджетных средств в рамках Программы представлены в табл. 4. Можно сделать вывод, что фактическое исполнение запланированных бюджетных средств не достигло 100 % значения в 2018 г. (98,8 %), в 2019 г. (96 %) и в 2020 г. (93,1 %). В том числе на уровне бюджета города, федерального бюджета, областного бюджета, фактическое исполнение запланированных средств, тоже не достигло 100 % значения.

Таблица 4

Результат освоения бюджетных средств, 2018-2020 гг., млн р.

Показатель 2018 2019 2020

план факт выполнение, в % план факт вы-полне- ние, в % план факт вы-полне- ние, в %

Объем финансирования за счет средств бюджета города 304,4 298,3 98,0 263,9 254,6 96,5 1213,5 1029,1 84,8

Объем финансирования за счет средств областного бюджета 73,9 73,8 99,9 69,2 66,3 95,8 100,9 94,4 93,5

Объем финансирования за счет средств федерального бюджета 187,6 187,3 99,8 315,9 302,4 95,7 289,7 280,9 96,9

В 2018 и 2019 гг. отклонение от плана финансирования программы реализация мероприятий муниципальной программы «Формирование комфортной и безопасной городской среды» сложилось по следующим причинам8:

1. В связи с получением экономии по результатам проведения закупок (по итогам проверки смет), в том числе:

— на выполнение работ по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий;

— на обновление топографической основы масштаба 1:500 территорий общественных пространств г. Иркутска;

— на оказание услуг по контролю качества за выполнением работ по благоустройству дворовых территорий, являющихся земельными участками, принадлежащими на праве общей долевой собственности собственникам жилых помещений в многоквартирных домах;

— в связи с экономией по фактически выполненным объемам работ и услуг по благоустройству общественных территорий.

2. За счет невостребованного остатка ассигнований, в том числе:

— на благоустройство общественных территорий, на разработку проектно-смет-ной документации и дизайн-проектов благоустройства, выполнение работ по благоустройству, установку информационных табличек, оказание услуг по контролю качества за выполнением работ на общественных территориях.

Благоустройство по минимальному перечню выполнялось за счет средств местного бюджета.

В 2020 г. город Иркутск принимал участие в трех национальных проектах в сфере благоустройства: «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Экология». В рамках последнего ведется реконструкция КОС правого берега Иркутска, а по программе «Жилье и городская среда», кроме благоустройства общественных и дворовых территорий, идет переселение граждан из ветхого и аварийного фонда.

Стратегическими приоритетами развития комфортной городской среды в городе Иркутске можно назвать:

— развитый человеческий капитал определяется как создание необходимых условий для улучшения проживания в городе Иркутске путем повышения доступности и качества услуг социальной сферы, отвечающих современным тенденциям и потребностям населения;

— гармоничная городская среда определяется как обеспечение должного уровня развития городской инфраструктуры и формирования комфортного пространства для проживания горожан;

— архитектура и градостроительство должны быть реализованы в рамках обеспечения устойчивого развития территории города Иркутска на основе сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов посредством территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

— управление жилищным фондом, решение жилищных проблем реализуется через создание условий для обеспечения населения города Иркутска доступным и комфортным жильем на территории города;

8 Об отчете о реализации в 2019 г. муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды г. Иркутска на 2018—2024 гг., утвержденной постановлением Администрации г. Иркутска от 02 нояб. 2017 г. № 031-06-1057/7 : Постановление Администрации г. Иркутска от 20 апр. 2020 г. № 31-06-209/0. URL: http://docs.cntd.ru/document/570802896.

— дороги и пассажирский транспорт представлены обеспечением сбалансированного развития автомобильных дорог и пассажирских перевозок в соответствии с потребностями населения на территории города Иркутска.

Следовательно, в целом под благоустройством города Иркутска понимается обеспечение сбалансированного развития городской среды, сочетающего качественное концептуальное многообразие с нормами экологической безопасности.

Проведя анализ основных результатов деятельности комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска, можно сделать вывод. Комитет осуществляет свою деятельность исходя из закрепленных нормативно-правовых основ, полномочий и функций, а также активно участвует в реализации национальных и федеральных проектов по организации городского обустройства, самостоятельно разрабатывает муниципальные проекты по формированию комфортной городской среды.9

Одним из направлений деятельности комитета по экономике является сопровождение и реализация инвестиционных проектов по организации благоустройства городской среды на территории г. Иркутска. Реализация данных инвестиционных проектов осуществляется на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, в том числе, с использованием механизма концессии и предоставления земельных участков в аренду (с использованием конкурентных процедур).

В 2020 г. комитетом по экономике и стратегическому планированию Администрации г. Иркутска было продолжено сопровождение двух концессионных соглашений в сфере организации благоустройства городской среды, права и обязанности концедента, по которым раннее осуществлял комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска. Данные соглашения подразумевают реализацию двух проектов: проект по организации центра отдыха на острове Юность и проект по созданию в городе Иркутске спортивного парка и зоны отдыха «Солнечная дорога».

В 2020 г. в реестр инвестиционных проектов города Иркутска был включен еще один инвестиционный проект, относящийся к организации благоустройства городской среды. Это проект по созданию парка развлечений и отдыха на острове Конный в городе Иркутске. Реализация данного проекта предусматривает создание площадок для активного отдыха и развлечений в районе имеющегося колеса обозрения.

Также, в 2020 г. решением комиссии по инвестиционной деятельности при мэре города Иркутска была определена муниципальная поддержка инвестиционному проекту по созданию в городе Иркутске зоны отдыха «Солнечная дорога». Форма поддержки подразумевает предоставление инвестору льготных условий пользования землей, находящейся в муниципальной собственности города Иркутска, на период с 01 января 2021 г. по 31 декабря 2023 г.

Проект зоны отдыха «Солнечная дорога» позволит улучшить качество окружающей среды и создать притягательное рекреационное пространство в черте города. В результате реализации данного проекта в городе Иркутске будут созданы условия для массового, активного и содержательного отдыха жителей города. Социальная направленность проекта заключается в обеспечении жителей и гостей города услугами в сфере отдыха, развлечений, организаций досуга.

Актуальной проблемой организации благоустройства городской среды на территории г. Иркутска является отсутствие уникальности и новизны в вопросах организации городского пространства. На примере муниципальных образований Иркутской области видно, что из года в год используются одни и те же методы и

9 Администрация г. Иркутска. Федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Иркутск, 2022. URL: https://fkgs.admirk.ru.

шаблоны создания элементов городской среды, принципиально не отличающиеся друг от друга. В силу этого теряется индивидуальность города, его «изюминка».

Причина данной тенденции заключается в отсутствии у муниципальных служащих, занимающихся планированием и организацией деятельности по благоустройству городской среды, новых идей и концепций улучшения внешнего облика города. В связи с чем, решением данной проблемы является изучение муниципальными служащими опыта других городов и регионов РФ, зарубежных стран в вопросе организации деятельности по благоустройству городского пространства, а также изучение мнения исследователей, привлечение экспертов, обучающихся и жителей города Иркутска к совместному планированию городской среды.

На основании проведенного анализа и изучения деятельности по организации благоустройства на территории г. Иркутска можно сделать вывод, что при разработке проектов для благоприятной и комфортной жизни людей, ежегодно уделяется внимание: паркам отдыха, спортивным паркам, скверам, острову Юность, острову Конный, набережным — все это поддается реконструкции, внедрению новых развлечений и т.д. Но, не уделяется должному вниманию обеспечения социальной инфраструктуры — а именно, парки, детские площадки с инклюзивным уклоном. Например, для людей с ограниченными физическими возможностями здоровья. Для Иркутска, внедрение инклюзивных парков, площадок, решит проблемы толерантности, формирования понимания и принятие особенных детей. Эта будет та самая «изюминка», которая внесет актуальность и новизну благоустройства городской среды. Инклюзивный парк можно расположить на острове «Юность». За такими площадками будущее. Огромный плюс этого проекта в том, что он будет использоваться круглогодично. Правильно спланированная и хорошо организованная площадка, где дети будут проводить до 5—6 ч, создаст благоприятные условия для их гармоничного развития. Но к сожалению, в Иркутской области наблюдается недостаток опыта в создании инклюзивных парков, площадок. Как показал анализ деятельности органов местного самоуправления, основная деятельность по благоустройству города Иркутска, сводится к обустройству общественных пространств и дворовых территорий. Причем благоустройство территории города ежегодно характеризуется «шаблонными» способами организации городского пространства, а не предусматривает использование новейших технологий, креативных идей и опыта городов-лидеров в сфере благоустройства и создания комфортной городской среды.

Благоустройство территории городов в настоящее время является одной из актуальных проблем современного градостроительства. Научно доказано, что оптимальное обустройство городского пространства напрямую влияет не только на эстетический облик города, но и, в частности, на здоровье человека, взаимоотношения между людьми и качество жизни, в целом. [13] Поэтому, наряду с ключевыми сферами государственной политики по обеспечению жизнедеятельности граждан РФ, такими как здравоохранение, образование, демография, предпринимательство и др., сфера благоустройства городской среды имеет немаловажное значение.

Список использованной литературы

1. Полякова Н.В. Диагностика комфортности среды проживания в городах: обоснование и формирование методики / Н.В. Полякова, В.Е. Залешин, В.В. Поляков. — Б01 10.17150/2500-2759.2020.30(1).121-129. — ЕБЫ XEQZYC // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 1. — С. 121-129.

2. Деркач М.В. Формирование комфортной среды жизнедеятельности населения региона / М.В. Деркач. — ЕБЫ QKFBAB // Научные Записки ОрелГИЭТ. — 2020. — N 3 (35). — С. 25-28.

3. Колодина Е.А. Трансформация региональной экономической политики на примере Иркутской области / Е.А. Колодина. — EDN SKCUNV // Известия Байкальского государственного университета. — 2014. — № 4 (96). — С. 71-79.

4. Захарова Е.Е. Общественные пространства — новый вектор социокультурного развития территории / Е.Е. Захарова. — EDN YWJLFW // Урбанистика. — 2018. — № 1. — С. 59-65.

5. Грызенкова Ю.В. Проблемы и перспективы формирования комфортной городской среды в России / Ю.В. Грызенкова, А.А. Цыганов. — EDN HXDEED // Корпоративная экономика. — 2020. — № 2 (22). — С. 52-56.

6. Роль общественных пространств в формировании комфортной городской среды (на примере Иркутска) / Н.В. Полякова, Т.И. Кубасова, Н.Г. Новикова, В.В. Поляков. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).333-342. — EDN AGKWUY // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 333-342.

7. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни / В.И. Вернадский. — Москва : Сов. Россия, 1989. — 702 с.

8. Хотунцев Ю.Л. Экология экологическая безопасность : учеб. пособие / Ю.Л. Хотун-цев. — 2-е изд., перераб. — Москва : Academia, 2004. — 478 с.

9. Френкель З.Х. Основы общего городского благоустройства / З.Х. Френкель. — Москва : Изд-во Глав. упр. коммунального хозяйства НКВД, 1926. — 264 с.

10. Таболин, В.В. Экономика города: правовой аспект / В.В. Таболин, А.С. Емельянов, Н.Н. Черногор. — Москва : Финансы и статистика, 2004. — 245 с.

11. Петров К.И. Комплексное благоустройство города : метод. пособие. / К.И. Петров. — Москва : Моспроект-3, 2014. — Ч. 2: Общие вопросы. Комплексное благоустройство территорий различного функционального назначения. — 374 с.

12. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Л.А. Велихов. — Москва : Наука, 2015. — 470 с.

13. Хаустов Д.С. Окружающая природная среда как фактор формирования качества жизни населения г. Иркутска: результаты количественного исследования / Д.С. Хаустов. — EDN PEOPMJ // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5 (85). С. 164-166.

References

1. Polyakova N.V., Zaleshin V.E., Polyakov V.V. Diagnosis of the Comfort of the Living Environment in Cities: Substantiation and Development of Methods. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 1, pp. 121-129. (In Russian). EDN: XEQZYC. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(1).121-129.

2. Derkach M. V. Formatoin of Comfortable Life Activity Environment of the Population of the Region. Nauchnye Zapiski OrelGIET = Science Journal Orel GIET, 2020, no. 3, pp. 2528. (In Russian). EDN: QKFBAB.

3. Kolodina E.A. Transformation of Regional Policy on the Example of the Irkutsk Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2014, no. 4, pp. 71-79. (In Russian). EDN: SKCUNV.

4. Zakharova E.E. Public Spaces — a New Direction of Social and Cultural Development of the Territory. Urbanistika = Urban Science, 2018, no. 1, pp. 59-65. (In Russian). EDN: YWJLFW.

5. Gryzenkova Yu.V., Tsyganov A.A. Problems and Prospects of Creating a Comfortable Urban Environment Is in Russia. Korporativnaya ekonomika = Corporate Economy, 2020, no. 2, pp. 52-56. (In Russian). EDN: HXDEED.

6. Polyakova N.V., Kubasova T.I., Novikova N.G., Polyakov V.V. The Role of Public Space in Creating a Comfortable Urban Environment (On the Example of Irkutsk). Izvestiya Bai-kal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 333-342 (In Russian). EDN: AGKWUY. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).333-342.

7. Vernadskii V.I. The Beginning and Eternity of Life. Moscow, Sovetskaya Rossiya Publ., 1989. 702 p.

8. Khotuntsev Yu.L. Environment and Environmental Security. 2nd ed. Moscow, Academia Publ., 2004. 480 p.

9. Frenkel Z.Kh. Basics of General Municipal Landscaping. Moscow, Glavnoe upravlenie kommunal'nogo khozyaistva NKVD Publ., 1926. 264 p.

10. Tabolin, V.V., Emel'yanov A.S., Chernogor N.N. Urban Economy: Legal Aspect. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2004. 245 p.

11. Petrov K.I. Complex Landscaping of the City. Moscow, Mosproekt-3 Publ., 2014. Pt. 2. 374 p.

12. Velikhov L.A. Basics of Urban Economy. Moscow, Nauka Publ., 2015. 470 p.

13. Khaustov D.S. Environment as a Factor of Forming Population's Life Quality in Irkutsk: Results of Quantitative Study. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5, pp. 164-166. (In Russian). EDN: PEOPMJ.

Информация об авторах

Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ZiminaEV@bgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-код: 7407-8413, Scopus Author ID: 56809118800.

Уразумбетова Юлия Азатовна — аспирант, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, urazumbetova96@mail.ru, О https://orcid.org/0000-0002-2206-1440, SPIN-код: 31213093, AuthorID РИНЦ: 1167335.

Authors

Ekaterina V. Zimina — PhD in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ZiminaEV@ bgu.ru, © https://orcid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-Code: 7407-8413, Scopus Author ID: 56809118800.

Yuliya A. Urazumbetova — PhD Student, Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russain Federation, urazumbetova96@mail.ru, © https://orcid. org/0000-0002-2206-1440, SPIN-Code: 3121-3093, AuthorID RSCI: 1167335.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Зимина Е.В. Благоустройство территории как фактор современного развития городской среды (на примере г. Иркутска) / Е.В. Зимина, Ю.А. Уразумбетова. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(4).16. — EDN MVUVDK // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 4.

For Citation

Zimina E.V., Urazumbetova Yu.A. Improvement of the Territory as a Factor of the Modern Development of the Urban Environment (Based on the Example of Irkutsk). Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 4. (In Russian). EDN: MVUVDK. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(4).16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.