Научная статья на тему 'БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА'

БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
90
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО БЛАГОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ / УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ / РЕЙТИНГ БЛАГОУСТРОЕННОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / QUALITY OF COMMUNITY REDEVELOPMENT / LEVEL OF SATISFACTION WITH COMMUNITY REDEVELOPMENT / RATING OF IMPROVEMENT OF REGIONS OF RUSSIA / FEDERAL LAWS / SOCIOLOGICAL STUDIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ункуров Эдуард Юрьевич

В настоящей публикации представлены данные о реализации государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Согласно опубликованному рейтингу Республика Калмыкия занимает достаточно высокое, но довольно спорное двадцать восьмое место среди 81 региона страны. Для сравнения необходимо было узнать, как жители Калмыкии оценивают благоустройство населённых пунктов, где они проживают. В рамках выполнения государственного задания Институтом комплексных исследований аридных территорий ежегодно проводится социологический опрос по всей территории республики. Одним из показателей является качество благоустройства населённых пунктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNITY REDEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA BASED ON THE SOCIOLOGICAL RESEARCH

This publication presents data on the implementation of the state program “Formation of a comfortable urban environment”. According to the published rating, the Republic of Kalmykia occupies a rather high, but rather controversial, twenty-eighth place among 81 regions of the country. To compare, it was necessary to find out how the residents of Kalmykia evaluate the improvement of the settlements where they live. In the framework of the state task, the Institute of Complex Research of Arid Territories annually conducts a sociological survey throughout the republic. One of the indicators is the quality of community redevelopment.

Текст научной работы на тему «БЛАГОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА»

УДК 31

Благоустройство населённых пунктов в Республике Калмыкия по данным социологического опроса

Ункуров Эдуард Юрьевич 1

1 Институт комплексных исследований аридных территорий (д. 111, ул. Хомутникова, 358005, г. Элиста, Российская Федерация) научный сотрудник

ORCID: 0000-0003-0604-6133. E-mail: olmer11@yandex.ru Аннотация. В настоящей публикации представлены данные о реализации государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Согласно опубликованному рейтингу Республика Калмыкия занимает достаточно высокое, но довольно спорное двадцать восьмое место среди 81 региона страны. Для сравнения необходимо было узнать, как жители Калмыкии оценивают благоустройство населённых пунктов, где они проживают. В рамках выполнения государственного задания Институтом комплексных исследований аридных территорий ежегодно проводится социологический опрос по всей территории республики. Одним из показателей является качество благоустройства населённых пунктов. Ключевые слова: качество благоустройства населённых пунктов, уровень удовлетворенности благоустройством населённых пунктов, рейтинг благоустроенности регионов России, Федеральные законы, социологические исследования.

Для цитирования: Ункуров Э. Ю. Благоустройство населённых пунктов в Республике Калмыкия по данным социологического опроса. Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2019; (2): 165-180. DOI: 10.22162/2587-6503-2019-2-10-165-180.

UDC 31

Community Redevelopment in the Republic of Kalmykia Based on the Sociological Research

Eduard Yu. Unkurov 1

1 Institute for Comprehensive Research of Arid Territories (111, Khomutnikov St., 358005 Elista, Russian Federation) Research Associate

ORCID: 0000-0003-0604-6133. E-mail: olmer11@yandex.ru Abstract. This publication presents data on the implementation of the state program "Formation of a comfortable urban environment". According to the published rating, the Republic of Kalmykia occupies a rather high, but rather controversial, twenty-eighth place among 81 regions of the country. To compare, it was necessary to find out how the residents of Kalmykia evaluate the improvement of the settlements where they live. In the framework of the state task, the Institute of Complex Research of Arid Territories annually conducts a sociological survey throughout the republic. One of the indicators is the quality of community redevelopment.

Keywords: quality of community redevelopment, level of satisfaction with community redevelopment, rating of improvement of regions of Russia, Federal laws, sociological studies

For citation: Unkurov E. Yu. Community Redevelopment in the Republic of Kalmykia Based on the Sociological Research. Bulletin of the Kalmyk Scientific Center of the RAS. 2019; (2): 165-180. DOI: 10.22162/2587-6503-2019-2-10-165-180.

Благоустройство населенных пунктов является важным фактором комфортной жизни граждан, который напрямую влияет на уровень жизни населения. Прежде чем обсуждать, как благоустройство населенных пунктов влияет на повседневную жизнь жителей нашей страны, надо определить, что такое благоустройство населённых пунктов. Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории» [Федеральный закон... 2003]. Благоустройство территории относится к вопросам местного значения.

Основными видами работ по благоустройству территории являются:

• уборка территории от грязи, мусора, снега и льда, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега;

• ремонт тротуаров (асфальтирование, укладка тротуарной плитки);

• содержание элементов внешнего благоустройства зданий и сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

• озеленение территории;

• возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения.

Как видим, спектр работ по благоустройству населённых пунктов довольно широк. Поэтому самый благоустроенный регион России — это не просто пустые слова. Чтобы получить такое звание, населенный пункт должен соответствовать ряду требований, которые были утверждены Министерством строительства Российской Федерации [Названы самые благоустроенные... 2016]. Для этого регион должен добиться высоких показателей по многим направлениям:

• внедрение муниципальных и государственных программ не только экономического, но и социального развития;

• выполнение определенных норм строительства коммунальных и жилищных объектов;

• осуществление текущего и капитального ремонта уже существующих жилых домов; благоустройство и развитие имеющегося жилищного фонда (подключение водоснабжения, газификация и т. д.);

• установка в зданиях жилого и общественного фонда приборов индивидуального потребления воды, энергии, тепла;

• капитальный ремонт и постройка новых автодорог в городе, а также тротуаров и дождевых ливневых систем;

• физическое состояние транспорта, который обслуживает городское население, безопасность самого дорожного движения;

• техническая исправность городских инженерных сооружений;

• уровень озеленения города, а также качество его озеленения; своевременная замена или перестройка старых инженерных коммуникаций;

• ремонт и содержание фасадов зданий в надлежащем виде;

• сохранение природного, культурного и исторического наследия; уменьшение объемов неоконченного строительства во всех сферах; архитектурная и художественная завершенность городских построек; обеспечение автолюбителей благоустроенными автомобильными стоянками и даже гаражами;

• правильное санитарное положение в городе; экологическая безопасность проживания людей;

• правильная и своевременная подготовка жилищного фонда и коммунальных хозяйств к работе в зимний период.

На основания этих и других показателей Минстрой России составил рейтинг субъектов Федерации по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в 2018 г. Лидером стала Московская область, которая набрала 82 из 122 возможных баллов. Второе место заняла Тульская область, получившая 81 балл. Третью строчку рейтинга с 80 баллами разделили Калужская область и Красноярский край [Определены регионы-лидеры... 2019].

В рейтинге участвовал 81 регион Российской Федерации. Отдельно необходимо отметить субъекты Российской Федерации, которые не включены в общий рейтинг, так как они не являлись получателями средств федерального бюджета на поддержку муниципальных программ по формированию комфортной городской среды: Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ.

Наша республика тоже участвовала в данном проекте и заняла 28 место. Довольно неплохой результат, но до регионов-лидеров нам еще очень далеко. Поэтому хотелось бы узнать, какие проблемы более всего волнуют жителей нашей республики.

В Институте комплексных исследований аридных территорий с момента вступления в силу Федерального закона № 131-Ф3 ста-

ли осуществляться социологические исследования в этой сфере с целью осуществления обратной связи с населением республики [Лиджи-Горяева 2006: 282].

С января 2012 г. в отделе социологических исследований Института комплексных исследований аридных территорий осуществляется разработка темы: «Организация и проведение социологического опроса при определении уровня оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия».

Нормативно-правовой базой проведения мониторинга являются: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Федеральный закон... 2003; Указ Президента... 2012]; постановление правительства Российской Федерации «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Постановление Правительства... 2008; Указ Президента... 2012]; Указ Главы Республики Калмыкия «О грантах муниципальным образованиям Республики Калмыкия в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Республики Калмыкия»; закон Республики Калмыкия «Об отдельных вопросах, регулируемых правилами благоустройства муниципальных образований Республики Калмыкия» [Указ Главы РК... 2010; Закон РК 2019].

Указанными актами утверждены показатели и критерии оценки населением эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Целью разработанных и утвержденных показателей измерения уровня удовлетворенности населения республики предоставляемыми муниципальными услугами является получение адекватной и достоверной оценки деятельности органов местного самоуправления, то есть установление «обратной связи» с жителями республики.

Цели и задачи

Цель исследования: выявление мнения населения, проживающего на территории муниципального образования, о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых муниципальных услуг, непосредственно затрагивающих интересы жителей городского округа и районных муниципальных образований.

Объект исследования: муниципальные услуги, предоставляемые сельскими и городскими муниципальными образованиями на территории Республики Калмыкия.

Предмет исследования: удовлетворенность населения, проживающего на территории муниципального образования, качеством предоставляемых услуг и деятельностью органов местного самоуправления.

Основные задачи исследования

1. Выявление мнения населения о работе органов местного самоуправления и качестве предоставляемых услуг.

2. Поддержание «обратной связи» между республиканскими органами власти, органами местного самоуправления и населением муниципальных образований.

3. Формирование информационной базы для выработки приоритетов, направленных на обеспечение полноты, качества и доступности муниципальных услуг в установленной сфере деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.

4. Подготовка письменных отчетов по результатам опроса с целью выявления оценки удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в установленных сферах населением всех районов республики, города Элисты и республики в целом.

5. Формирование материала для подготовки Сводного доклада Республики Калмыкия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия за 2019 г.

Методы исследования

В качестве основного метода сбора первичной информации используется метод массового анкетного опроса населения.

Социологическая анкета разрабатывается согласно цели и основным задачам исследования по годам. Анкета согласуется с Аппаратом Правительства Республики Калмыкия.

Генеральная совокупность: взрослое население Республики Калмыкия (с 18 лет).

Выборка анкетного опроса проектируется как территориальная и квотная по полу и возрасту респондентов в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2014 г.

Размер выборки вычисляется по формуле:

Размер выборки

г2 * (р)

8 * (1-р)

где:

Z = г фактор (например, 1,96 для 95 % доверительного интервала)

p = процент интересующих респондентов или ответов,

в десятичной форме (0,5 по умолчанию) c = доверительный интервал в десятичной форме (например, 0,04 = ±4 %)

Доверительная вероятность («точность») — 99,7 %. Доверительный интервал («погрешность») — ±5 %.

При построении выборки ежегодно определяются типичные населенные пункты в районах республики по фактической численности населения.

Выборка исследования в 2019 г. составила 547 респондентов: из них мужчины составили 46,0 %, женщины — 54,0 %. Опрос проведен в г. Элисте и во всех районах республики. При построении выборки были определены типичные населенные пункты. Всего их было выявлено около 30. Распределение числа респондентов по этим населённым пунктам осуществлялось пропорционально фактической численности жителей в них.

Соотношение городских и сельских респондентов в выборке: жители города Элисты — 38,6 %; жители районов Республики Калмыкия — 61,4 % (в том числе: жители райцентров — 46,3 %, жители сел — 15,1 %).

Помимо квот по территориям и по полу опрашиваемых, при формировании выборки были предусмотрены квоты по возрасту респондентов.

Опрошенные респонденты представлены следующими возрастными группами: 18-29 лет — 23,8 %; 30-49 лет — 35,6 %; 50-59 лет — 23,1 %; 60 лет и старше — 17,5 %.

Распределение респондентов по уровню их образования показало, что в числе охваченных социологическим опросом жителей республики лиц с начальным образованием оказалось совсем немного (0,2 %), среднее и неполное среднее образование имеют 13,0 % опрошенных, среднее специальное образование — 35,6 %; более половины опрошенных — 51,3 % — лица с высшим и неоконченным высшим образованием.

Результаты исследования

Чтобы узнать оценку населением Республики Калмыкия качества работ по благоустройству населенных пунктов, был задан следующий вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством услуг по благоустройству Вашего населенного пункта?». Мнения респондентов по данному вопросу распределились следующим образом (см. рис. 1).

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством услуг по благоустройству в Вашем населенном пункте?» (Сводные данные по РК, в %)

□ Удовлетворен

□ Не удовлетворен

□ 3 а тру дня ю с ь отв е"п гть

Как видно из полученных данных, удовлетворены качеством услуг по благоустройству в своем населенном пункте немногим более трети (38,2 %) жителей республики. Более половины (54,0 %) жителей не удовлетворены организацией услуг по благоустройству населенных пунктов. 7,8 % респондентов не смогли дать определенного ответа на поставленный вопрос.

В целом можно говорить о том, что большинство жителей республики недовольны тем, как благоустроены их населенные пункты, хотя это один из важных факторов комфортности проживания граждан.

В табл. 1 приведены данные по уровню удовлетворённости населения республики качеством услуг по благоустройству.

Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос

«Удовлетворены ли Вы качеством услуг по благоустройству Вашего населенного пункта?»

Сводные данные по республике в целом за 2012-2019 гг., в %

2012 2013 2014 2015 2019

Удовлетворен 37,1 30,8 29,3 36,5 38,2

Не удовлетворен 59,3 64,3 62,8 57,2 54,0

Затрудняюсь ответить 3,6 4,9 7,9 6,3 7,8

Как видно, за время мониторинга 2012-2019 гг. жители республики невысоко оценивали качество услуг по благоустройству.

Меньше всего жители республики были удовлетворены качеством услуг по благоустройству в 2014г. Тогда менее трети жителей республики (29,3 %) были удовлетворены данным показателем.

В 2019 г. граждане республики дали более высокую оценку — более трети респондентов (38,2 %) удовлетворены качеством услуг по благоустройству населённых пунктов. Вполне возможно, на оценку граждан республики повлияла работа Федеральной государственной программы «Формирование комфортной городской среды» [ЖКХ и городская среда 2019].

В ходе опроса выяснилось, что жители сел чаще выражали свою удовлетворенность качеством организации услуг по благоустройству своих поселений по сравнению с жителями райцентров и горожанами. Более всего неудовлетворённых организацией благоустройства населённых пунктов жители города Элисты (см. рис. 2).

Рис. 2. Ответы жителей сёл, райцентров и г. Элисты на вопрос «Удовлетворены ли Вы качеством организации услуг по благоустройству Вашего населенного пункта?», в %

числе гг. Городовиковск, Лагань)

□ Удовлетворен □ Не удовлетворен □ Затрудняюсь ответить

В табл. 2 представлены данные по уровню удовлетворенности населения республики качеством услуг по благоустройству по месту их проживания, полученные в ходе исследования.

Таблица 2. Уровень удовлетворенности населения качеством услуг по благоустройству населенных пунктов по районным муниципальным образованиям и городскому округу за 2012-2019 гг., в %

Муниципальные образования Годы

2012 2013 2014 2015 2019

Городовиковский район 50,0 37,5 25,0 40,3 61,3

Ики-Бурульский район 50,0 34,1 29,5 22,7 55,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кетченеровский район 23,8 47,6 35,8 38,1 66,7

Лаганский район 69,7 7,6 30,4 29,1 54,8

Малодербетовский район 35,7 45,5 23,8 31,0 31,6

Октябрьский район 36,1 38,9 30,6 33,3 31,6

Приютненский район 33,3 41,7 37,5 22,9 54,5

Сарпинский район 20,7 23,2 30,4 14,3 61,5

Целинный район 22,8 22,5 27,5 29,5 56,8

Черноземельский район 60,4 70,0 62,0 58,0 70,8

Юстинский район 46,5 16,7 19,0 26,2 26,3

Яшалтинский район 20,9 18,4 29,4 43,3 62,1

Яшкульский район 27,6 37.3 20,7 27,6 59,3

г. Элиста 34,5 27,4 27,4 43,4 16,6

В целом за указанное время мониторинга жители республики весьма невысоко оценивали качество услуг по благоустройству своих населенных пунктов.

Выше всего оценили качество организации услуг по благоустройству своих населенных пунктов жители Черноземельского, Кетченеровского, Городовиковского, Яшалтинского районов. Но даже в этих районах оценка организации благоустройства населённых пунктов заметно колеблется.

Практически не меняется ситуация в сфере благоустройства населенных пунктов в Малодербетовском, Октябрьском, Юстин-ском районах. Удовлетворённость граждан, проживающих в этих населенных пунктах, ниже, чем в среднем по республике. Однако меньше всего удовлетворены качеством услуг по благоустройству жители города Элисты. Только каждый шестой горожанин (16,6 %) удовлетворен этим показателем. Данная оценка элистинцами качества услуг по благоустройству территории города может говорить о значительных проблемах в данной сфере муниципальных услуг, на которые органам городской власти следует обратить внимание.

Хочется отметить, что в 2019 г. удовлетворенность жителей республики благоустройством населённых пунктов выросла во многих районах республики. Это отметили не только простые жители республики, но и эксперты. Например, город Городовиковск стал одним из победителей Всероссийского конкурса «Исторические поселения и малые города» в номинации малые города до 10 000 тысяч населения. Данный конкурс проводится с целью грантовой поддержки лучших проектов благоустройства.

Респонденты назвали следующие причины неудовлетворенности качеством услуг по благоустройству населенных пунктов, в которых они проживают (см. табл. 3).

Таблица 3. Основные причины неудовлетворенности населения республики качеством услуг по благоустройству населенных пунктов.

Сводные показатели по Республике Калмыкия за 2012-2019 гг., в %

Причины неудовлетворенности Годы

2012 2013 2014 2015 2019

Плохое освещение улиц 31,2 40,9 38,2 39,7 67,3

Внешний вид зданий, мест общего пользования находится в неудовлетворительном состоянии 21,6 22,2 31,8 32,6 30,6

Причины неудовлетворенности Годы

2012 2013 2014 2015 2019

Не проводится озеленение населенного пункта 15,5 21,8 25,9 20,5 58,6

Работа по благоустройству вообще не проводится 20,5 18,3 20,4 14,5 55,8

Тротуары, пешие дорожки и др. находятся в неудовлетворительном состоянии 24,4 19,7 18,7 12,7 16,9

Зоны отдыха населения (парки, скверы, лесопарки и др.) находятся в плохом состоянии 14,8 21,1 12,9 13,7 40,3

Не вывозятся регулярно мусор и бытовые отходы 9,7 13,9 11,9 7,8 7,2

Отсутствуют указатели с названиями улиц, номерами домов 4,5 10,4 9,6 9,5 47,1

Объекты культуры находятся в неудовлетворительном состоянии 7,2

Спортивные площадки, стадионы находятся в плохом состоянии - - - - 4,3

Детские площадки находятся в неудовлетворительном состоянии - - - - 4

Детские площадки отсутствуют - - - - 3,6

Другие причины 2,0 1,7 1,8 1,2 0,0

Факторный анализ выявил следующее более двух третей (67,3 %) отрицательно ответивших на этот вопрос жителей основными причинами недовольства организацией услуг по благоустройству указали отсутствие освещения улиц в темное время суток. Большинство (58,6 %) граждан из этой группы отметили отсутствие озеленения в населенных пунктах. Более половины (55,8 %) пожаловались на то, что работа по благоустройству вообще не проводится. Почти половина (47,1 %) граждан недовольна отсут-

ствием указателей с номерами домов и названиями улиц. Многие (40,3 %) указали на неудовлетворительное состояние зон отдыха (парков, скверов). Около трети (30,6 %) респондентов из данной группы указали на неудовлетворительное состояние (внешнего вида) зданий и сооружений, прилегающих территорий, мест общего пользования. Примерно каждый шестой (16,9 %) сослался на плохое состояние пеших дорожек и тротуаров. Каждый девятый (11,2 %) отметил отсутствие в поселениях спортивных площадок. Также были указаны следующие причины неудовлетворенности граждан: нерегулярный вывоз мусора и бытовых отходов (7,2 %); неудовлетворительное состояние объектов культуры, спортивных и детских площадок; отсутствие в поселениях детских площадок.

Приведенные данные социологического исследования свидетельствовали о сложившейся весьма неблагоприятной ситуации в сфере услуг по благоустройству населенных пунктов Республики Калмыкия на тот период. В сфере благоустройства населенных пунктов республики есть немало проблем, на которые следует обратить внимание не только муниципальным, но и республиканским органам власти.

Однако есть и положительные моменты, согласно полученным данным: качество благоустройства в населённых пунктах республики начинает улучшаться. Вполне возможно, что доля граждан, удовлетворённых качеством благоустройства в населенных пунктах республики, выросла благодаря реализации государственной программы «Формирование комфортной городской среды». Поэтому следует продолжать работу в данном направлении, чтобы наш регион был более благоустроенным.

Источники

Закон РК 2019 — Закон Республики Калмыкия от 10 июля 2019 года № 61-VI-3 «Об отдельных вопросах, регулируемых правилами благоустройства муниципальных образований Республики Калмыкия» [электронный ресурс] // Народный хурал (Парламент) Республики Калмыкия. URL: http://www.huralrk.ru/deyatelnost/zakonodatelnaya-deyatelnost/zakony-rk/item/1752-zakon-respubliki-kalmykiya-ot-10-iyulya-2019-goda-61-vi-3.html (дата обращения: 03.10.2019).

ЖКХ и городская среда 2019 — Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» [электронный ресурс] // Минстрой. Городская среда. 30 мая 2019. URL: http://www.minstroyrf.ru/trades/ gorodskaya-sreda/ (дата обращения: 03.10.2019).

Постановление Правительства... 2012 — Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 (ред. от 16.08.2018) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов»»[электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_139508/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee563 3b/ (дата обращения: 03.09.2019).

Указ Президента... 2012 —Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129336/ (дата обращения: 03.09.2019).

Указ Главы РК... 2010 — Указ Главы Республики Калмыкия от 19 июля 2010 г. № 220 «О грантах муниципальным образованиям Республики Калмыкия в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городского округа и районных муниципальных образований Республики Калмыкия» [электронный ресурс] // Портал «Гарант.ру». URL: https://base.garant.ru/24919976/ (дата обращения: 03.10.2019).

Федеральный закон... 2003 — Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 3.10.2019).

Литература

Лиджи-Горяева 2006 —Лиджи-Горяева С. Э. Реформа местного самоуправления: проблемы и противоречия реализации // Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сб. тезисов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов н/Д - Горячий Ключ: Изд-во СКАГС. 2006. С. 282-294.

Названы самые благоустроенные... 2016 — Названы самые благоустроенные города России [электронный ресурс] // National Geographic - Россия. 11 октября 2016 г. URL: https://nat-geo.ru/planet/nazvany-samye-blagoustroennye-goroda-rossii/ (дата обращения:29.09.2019).

Определены регионы-лидеры... 2019 — Определены регионы-лидеры в рейтинге субъектов по формированию комфортной городской среды [электронный ресурс] // Минстрой Российской Федерации. Новости. 7 марта 2019 г. URL http://www.minstroyrf.ru/press/opredeleny-regiony-lidery-v-reytinge-subektov-po-formirovaniyu-komfortnoy-gorodskoy-sredy/(дата обращения:29.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.