Научная статья на тему '\ благотворительность \ вернуться к свету'

\ благотворительность \ вернуться к свету Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ благотворительность \ вернуться к свету»

Вернуться к свету

По информации ФСКН, около 100 тыс. молодых людей ежегодно погибает в России от наркотиков. На XIX Международных Рождественских чтениях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с горечью отметил: «Мы ставим приоритеты: развитие экономики, экономическая мощь страны... Но для кого будет эта страна, для кого будет эта экономика, если народ вымирает ?» Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского на Крутицком Патриаршем подворье в Москве — одно из немногих мест в России, где наркоманам помогают заново обрести смысл жизни, а вместе с ним — и выздоровление.

«...У О. Генри есть рассказ, где говорится, что самый нижний круг ада уготован для нерадивых отцов, которые не смотрели за дочерьми. Видать, с конца XIX века ад слишком переполнился, поэтому таких родителей стали наказывать наркоманией еще на этом свете. Преступление всегда одно и то же: невнимание к детям. Его совершить может каждый. Хоть простой спившийся пролетарий, хоть преуспевающий новый русский. Только у прола дитя начнет с клея, а мажор на папины деньги купит кокаин. Наркомания молодых — это месть родителям за равнодушие. Нет у вас минуты, чтобы просто поговорить и поинтересоваться, что у нас на душе? Ничего, завтра будете по докторам на руках носить!

Наркомания — это месть государству. Тоже за равнодушие. За политику равнодушия. За «либерализм»: «каждый заботится сам о себе. Об остальных позаботится дьявол». Уж он-то никогда не поленится подобрать неприкаянную душу. У вас сегодня нет денег

Ольга на кружки и секции, чтоб убрать нас с улиц и подворо-

КАМЕНЕВА тен? Ничего, завтра будете искать деньги на милицию

и принудительное лечение!»

.Эта пронзительная правда об истоках современной наркочумы — от первого лица; строки принадлежат Н. Владимирову — молодому человеку, страдающему наркозависимостью. В книге «Достигнув дна, вернуться к свету», выпущенной в 2007 году издательством Душе-попечительского Православного Центра (ДПЦ) святого праведного Иоанна Кронштадтского, опубликованы исповеди наркоманов — реабилитированных и не сумевших справиться со своей болезнью, ныне здравствующих и уже скончавшихся; размышления «созависимых» отцов и матерей, советы священников, в том числе бессменного духовника и руководителя ДПЦ игумена Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук, профессора, который с 1985 по 1995 год исполнял обязанности главного невропатолога Москвы.

ш

м

Игумен Анатолий (Берестов) с пациентами и сотрудниками ДПЦ.

5

'А' -.-^,. .. ,■

-V' --У

ФОТОСОЮЗ

Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского существует на Крутицком Патриаршем подворье с 1996 года. Поначалу здесь проходили реабилитацию лица, пострадавшие от оккультизма и тоталитарных сект. С лета 1998 года Центр занялся реабилитацией наркозависимых, алкоголиков, а также людей, страдающих лу-доманией — зависимостью от игровых автоматов и компьютеров.

«Где умножается грех, преизобилует благодать» (Рим. 5:20). Крутицкое подворье в Москве напоминает тихий сказочный городок с храмами, палатами, теремами и переходами, украшенными цветными изразцами. Издревле монастырь был связан со спасением русских людей, оказавшихся сначала в ордынском, а затем польском плену. В XIII веке отсюда отправлялись по разным делам в Орду, здесь молились и испрашивали Божьего благословения на благополучное возвращение с чужбины. В 1612 году в Крутицы пришло ополчение князя Дмитрия

Крутицкое Патриаршее подворье, где с 1996 года находится Душепопечи-тельский Центр.

Пожарского и гражданина Козьмы Минина, освободившее Первопрестольную от латинян — шляхтичей.

Теперь на подворье спасают молодежь, попавшую в сети наркодельцов. В алтаре храма Воскресения Сло-вущего прислуживают бывшие наркоманы. Те, кто приходит в себя, оказываются на редкость одаренными людьми — будто в награду за перенесенные страдания и труды Господь щедро наделяет их горячей верой и талантами. Некоторые из «бывших» стали священниками, кто-то решил трудиться в Центре, кому-то помогли найти работу по специальности.

«Наркомания — это в первую очередь грех, и только во вторую — болезнь», — говорит игумен Анатолий (Берестов). — Это результат греховного образа жизни — без Бога и вопреки Богу. Грехи программируют соответствующее поведение и создают психотип человека. Наша задача — изменить программу, вложенную в душу, изменить образ жизни, «начинку души», мировоззрение. Этого нельзя достичь лечением, ибо грех не лечится. Эта сложная задача непосильна медицине, но посильна благодати Божи-ей, которую человек получает в Церкви по вере своей».

Александр Желобанов, психолог Центра, специалист по биологической обратной связи (БОС), продолжает: «К нам обращаются с маниями, то есть со страстью. Многие люди погибают, так как не могут победить страсть. Потому что за ней стоит живая сущность: лукавый дух, у которого опыт обольщения людей — более чем 7,5 тыс. лет. И человек сам, естественно, просто не справляется — слишком он молод и к тому же инфантилен. Но когда он обретает Христа, начинает благодарить Его, обращаться к Нему, Христос в нем перебарывает эту страсть».

С 1998 года через Душепопечительский Центр прошло около 10 тыс. пациентов. По словам отца Анатолия (Берестова), если в 1990-е годы из 100 приходящих на реабилитацию оставались 80-85 человек, то сейчас — всего лишь 15-20. Из тех, кто решил лечиться, выздоравливают, возвращаются к нормальному образу жизни — и в 1990-х, и теперь — все те же 80-90% пациентов Центра.

Чтобы пройти курс восстановления, действительно требуются решимость и немалый труд. Часто наркоманам, утратившим свою волю, это не по силам. Но милость Божия безгранична: многие зависимые теряют тягу к наркотикам после первого же Причастия либо после

Крещения. В Центре зафиксировано 19 случаев исчезновения ВИЧ-инфекции у наркоманов — по сле того как исцелялась душа, выздоравливало и тело.

Работа над ошибками

При необходимости человеку, обратившемуся в ДПЦ, оказывают медикаментозную помощь, снимают абстинентный синдром. Центр сотрудничает с клиникой Национального научного центра наркологии (ННЦН) Минздрава РФ, наркологической больницей №17, где есть православное отделение, Московским научно-практическим центром наркологии. После выхода из стационара реабилитацию пациента отслеживают сотрудники Центра — врачи, священники, психологи. Многие ребята занимаются в группах катехизации — изучают Закон Божий, Псалтирь и Священное Писание. Трудовые послушания пациенты Центра несут в православных обителях, в частности — в соседнем Новоспасском монастыре, где ребята помогают в ремонтных и восстановительных работах, трудятся в саду, пекут просфоры.

Какие ошибки в воспитании молодых людей приходится исправлять психологам Центра?

Рассказывает Александр Желобанов: «Любой родитель, если он любит ребенка больше Бога, совершает ошибку, потому что проявляет гиперопеку. А гиперопека, потакание желаниям — это воспитание зависимого человека. Потому что главный принцип зависимости — инфантилизм. Человек не вырос: ему 20, 30 лет, а в реальности — 15, хотя я встречал и пятилетнего в 25. И здесь нужна терапия — чтобы человек с психологом потихонечку научался ответственности, решимости, самостоятельности, то есть возрастал. Требуется проработка тех эмоций, обид, злобы, которые появляются у человека, не принятого современным обществом.

Родители должны относиться к своему ребенку как к свободной личности, но иметь силу молитвенного совета. Можно ведь и розги применить для воспитания, если у вас любящее сердце. А если оно в гневе, то розги — к озлоблению. Родители должны стоять перед Богом, быть в Духе и от этого со-стояния строить общение с чадом».

Александр Желобанов учит своих пациентов древней традиции чтения церковнославянской Псалтири для отроков (по методу Б.А. Успенского).

Игумен Анатолий (Берестов): «Наркомания — это в первую очередь грех, и только во вторую — болезнь».

Александр Желобанов ведет лечебные сеансы в кабинете БОС. Метод основан на разработках ученых-физиологов петербуржской школы — Павлова и его учеников — Сеченова, Бехтерева, Ухтомского.

Сеанс проходит следующим образом: человеку предлагают занять удобное положение в кресле и расслабиться. Пациенту снимают электроэнцефалограмму головного мозга, делают электрокардиограмму сердца, прикрепляют датчики для регистрации дыхания. Все клинические показатели видны на экране монитора.

Программа устроена так, что, если человек успокаивается, начинают звучать православные песнопения, на экране открываются мозаики, возникают картинки храмов, древняя иконопись. Это сигнал, что пациент спокоен. Если же в голове мелькает мысль, связанная, прежде всего, со страстью, сердце начинает биться чаще, мозг перестраивается в другой режим — тогда видеоряд исчезает.

Постепенно человек начинает различать тонкие изменения в своем состоянии, на уровне помыслов. Это ему помогает в повседневной жизни при встрече с искушениями. При помощи специальных навыков дыхания, молитвы ребята учатся быстро успокаиваться. Они читают Священное Писание, псалмы, некоторые из них — 1, 33, 102, 145 — учат наизусть. Александр Желобанов отмечает важность четкого проговаривания текста Писания на церковнославянском языке и его святоотеческого осмысления: человек как бы пьет от Писания.

«Мы же приходим с вами в церковь, причащаемся Телом и Кровью Христовой, — поясняет Александр Желобанов. — Чтение церковнославянской Псалтири перестраивает речь и мышление человека. Он учится психофизиологической регуляции, при этом его душа запечатлевает Слово Божие. В результате страждущий получает не только опыт спокойного состояния — он испытывает умиротворение. Но главное, чтобы у человека

неумен \наш,IV,

ИГУМЕН АНАТОЛИЙ (в миру АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕРЕСТОВ) родился в 1938 году, в неверующей семье. После окончания школы поступил в фельдшерское училище, стал медиком, служил в армии в Подольске. Позднее учился во 2-м Московском медицинском институте на педиатрическом факультете. Был лучшим студентом, единственным на курсе ленинским стипендиатом. Во время учебы на 2 курсе пришел к вере благодаря своему брату Михаилу (позднее — схииеромонаху Рафаилу).

На 5 курсе руководством института был поставлен вопрос о его отчислении «за аморальное поведение» (посещение храма), а голосование вынесено на комсомольское собрание. Студенты-сокурсники отстояли своего товарища, посчитав, что вера в Бога

не повод для исключения из высшего учебного заведения. После окончания института Анатолий женился, хотя женитьба была необычная: его духовный наставник, старец Троице-Сергиевой Лавры, посоветовал стать монахом. Молодой человек был влюблен и серьезно не воспринял совета старца, а благословение на женитьбу взял у архиерея. Узнав об этом, старец вздохнул: «Теперь поделать нечего — благословение архиерея выше моего. Имей в виду, Анатолий, ты проживешь с ней 10 лет, она ум рет, у тебя останутся от нее двое детей, и ты все равно станешь монахом». В 1977 году скончалась его супруга, оставив ему на воспитание двоих детей. С 1966 по 1991 год Анатолий Берестов прошел путь от ординатора, аспиранта, ассистента, доцента — до кандидата, доктора медицинских наук и профессора

PHOTOXPRESS РИА-НОВОСТИ

сердце загорелось на молитвенное Богообщение. Потому что наркозависимому нельзя быть теплохладным, не получится — сорвется. Если человек не станет другом Божиим явно, на все 100%, он будет мытариться».

Часто пациентов Душепопечительского Центра отправляют пожить в монастыри, расположенные подальше от мегаполиса с его искушениями, — окрепнуть духовно перед курсом восстановления либо, наоборот, — набраться сил после реабилитации.

Иногда о. Анатолий (Берестов) благословляет больных на продолжительную (около года) реабилитацию в мини-общинах. Одна из них находится в подмосковном Дедовске, у батюшки в доме, который подарил ему

В Новоспасском монастыре ребята помогают в ремонтных работах, пекут просфоры.

кафедры детской невропатологии в Российском государственном медицинском институте.

С 1985 по 1995 год работал главным невропатологом Москвы. В декабре 1991 года был рукоположен в сан дьякона и начал служить в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. В 1993 году пострижен в монашество на Валааме с дальнейшим прохождением послушания на Московском подворье Валаамского монастыря. В 1995 году рукоположен во иеромонаха. 15 апреля 2009 года в Храме Христа Спасителя в Москве Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан игумена. Ныне — сотрудник Российского православного университета (Высокопетровский монастырь в Москве), настоятель храма св. прп. Серафима Саровского при Институте трансплантологии.

Имеет публикации в области педиатрии и неврологии, является автором (соавтором) большого количества книг, посвященных проблемам наркомании и оккультизма, взаимоотношениям медицины и Церкви. («Головные боли у детей и подростков», «Осторожно — метадон!», «Духовная агрессия против России», «Черные тучи над Россией, или Бал колдунов», «Православные колдуны» — кто они?», «Под маской Православия», «Удар по здоровью», «Возвращение в жизнь», «Колдуны в законе», «Беседы с православным врачом», «Духовные основы наркомании», «Грех, болезнь, исцеление», «наркоманию вылечить нельзя, но победить можно», «Достигнув дна, вернуться к свету», «Легальная наркоагрессия в России(Хроники необъявленной войны)» и др.

бывший наркоман. Священник занял в нем одну келью, остальные комнаты передал своим пациентам. Другая община размещается в московском районе Люблино, в особняке, переданном Центру в долгосрочную аренду московским правительством. Помещение сейчас ремонтируется силами ребят, проходящих реабилитацию, а также их родителей. Вместе они строят домовый храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Интересно, как расшифровывают обитатели Центра в Люблино его адрес: ул. Новороссийская, дом 12А. Люблино, оказывается, означает Любовь, Новороссийская — Новая Россия, а 12А — не что иное, как 12 апостолов. При Душепопечительском Центре действует Родительский комитет «Вера, надежда, любовь». Его возглавляет заместитель руководителя ДПЦ Игорь Геннадьевич Шепелев, который рассказывает: «Человек 30-40 родителей, у которых дети страдают от наркотической, алкогольной или игровой зависимости, объединились, чтобы помочь своим близким и друг другу. Одному ведь очень трудно нести этот крест. Мы сами стали регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, участвовать в молебнах, вместе читаем Псалтирь, акафисты, молитвы по соглашению. Ведем просветительскую работу: организуем конференции, фестивали на антинаркотические и семейные темы, пишем письма руководителям государства, Москвы — с предложениями по решению проблем наркомании и алкоголизма, требованиями закрыть известные нам притоны. Помогаем госпитализировать молодых наркоманов и алкоголиков, навещаем их, проводим беседы, при необходимости приглашаем священников.

Пришло ясное осознание того, что в случившемся есть огромная вина нас, родителей. Самое главное сейчас — исправить ошибки, измениться самим, вытащить из беды своих сыновей и дочерей.

Сегодня у многих ситуация в семье изменилась в лучшую сторону, есть исцеления. Но главное —

Дорогие читатели! Душепопечительский Центр святого праведного Иоанна Кронштадтского нуждается в финансовой помощи. У нас есть возможность поддержать людей, которые борются за жизнь и здоровье наших детей.

Реквизиты Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского

Юридический и фактический адрес: 109044, г. Москва, Крутицкое Патриаршее подворье, ул. Крутицкая, д. 17, стр. 5

Получатель: Душепопечительский Православный

БИК 044525225

Кор. счет 30101810400000000225 Назначение платежа:

Пожертвование на уставные

Центр (ДП Ц) Московский Банк Сбербанка России ОАО цели Центра

г. Москва Тел.: 8 (495) 676-67-63

Расчетный счет 40703810438160100382 (регистратура),

ИНН/КПП 7705331389/770501001 8 (495) 358-55-78

Банк Получателя ОАО «Сбербанк России» г. Москва (Центр в Люблино)

появилась вера в Бога, желание жить по Божией правде и, конечно, надежда на Его милосердие».

Каждый в ответе

Помощь больным в Душепопечительском Центре оказывают бесплатно, Центр существует на добровольные пожертвования, в основном мелких и средних фирм. Здесь профессионально трудятся примерно 20 человек. Сотрудники Центра получают 3-5 тыс. руб. в месяц, причем последнее время и эти символические зарплаты не выдают — из-за отсутствия средств. Люди знают, на что идут, о деньгах здесь говорить не принято, но все дорожает, и некоторые не выдерживают аскетичного образа жизни. Ограниченное число пациентов в общинах также объясняется, в частности, нехваткой средств.

Парадокс современного общества: национальную проблему страны решают подвижники-одиночки, брошенные на произвол судьбы; кучки православных бессребреников сражаются против наркомафии с ее миллиардами.

Расплата за равнодушие и бездействие большинства — стремительное разрастание наркомании: каждый зависимый со временем вовлекает в свой образ жизни 10-15 человек.

В день открытия XIX Международных Рождественских чтений, 24 января 2011 года, Святейший Патриарх Кирилл с горечью отметил: «Мы ставим приоритеты: развитие экономики, экономическая мощь страны. Но для кого будет эта страна, для кого будет эта экономика, если народ вымирает?»

Кстати, об экономике. Россия — страна, где продаются самые дешевые в мире пиво, сигареты, водка (цены соответственно в 4, 6, 7 раз ниже мировых). Отметим, что акцизы на табачные изделия в России в пять раз меньше, чем в США, Германии или Финляндии. Ввозная пошлина на сырой табак составляет 5% — как на детское питание. При этом в России, где табачная промышленность в основе своей принадлежит иностранным собственникам, сырье на 90% импортное.

«Курению «травки» всегда предшествует курение обычных сигарет», — говорится в Концепции профилактики наркомании в России, разработанной игуменом Анатолием (Берестовым). Неокультуренный табак издревле применяется американскими индейцами в ритуально-мистических целях, шаманами — для вве-

дения в состояние транса, галлюциногенных видений потусторонних сил и духов.

Оказывается, курящие дети и подростки имеют шанс стать наркоманами в 55 раз чаще некурящих, а те, которые курят и употребляют алкоголь, — в 100 раз чаще. Специалисты отмечают особое влияние рок-музыки на психику молодого человека: мозг слушателя выделяет большое количество собственных наркотических веществ — эндорфинов, человек при этом находится в состоянии измененного сознания, он открыт к принятию наркотиков.

Еще одним серьезным провокатором зависимости стало телевидение. На вопрос «что повлияло на ваше решение принимать наркотики?» многие молодые люди говорят о желании подражать героям боевиков. Таким образом, усаживая рядом с собой детей перед телевизором, родители сами создают себе будущие проблемы.

Между тем купить наркотические средства у нас не представляет труда. В России существует легальный — аптечный — наркорынок. Без рецептов продают кодеинсодержащие препараты, из которых делают дезо-морфин — еще более тяжелый и страшный наркотик, чем героин; и пустые упаковки этих препаратов сегодня можно увидеть у московских школ.

Вот строки из предсмертного письма молодого человека по имени Александр (опубликовано в уже упомянутой книге «Достигнуть дна.»): «Я пишу эти строки и ужасаюсь прогневить Бога: ведь все самоубийцы попадают в ад, а я ведь не самоубийца — меня убили, у меня есть убийцы, имя им — наркоторговцы, и убили они меня ядом, имя которому — героин».

Расплата тех, кто ведет бизнес на крови, неминуема: наркобароны вместе со своими детьми лечатся в тех же центрах, что и их жертвы. «Попирая Божий закон, они не замечают жернов, который невидимо опускается на них, чтобы смолоть их в прах», — пишет святой Николай Сербский о подобных людях. (Письма к духовным чадам. «Христианская жизнь», 2006.)

По данным Душепопечительского Центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, в настоящее время проблема наркомании в России затрагивает около 30 млн человек (учитывая число «созависимых» — родителей и близких родственников больных).

По информации ФСКН на конец 2005 года, официально было признано существование в России 6 млн наркозависимых. Причем цифра не учитывала огромного числа лиц, употребляющих марихуану и ее производные.

Но почему страдают юные, неокрепшие души? «Не спрашивай, за что Бог мучает Россию, — говорит святитель. — В Писании сказано: «Господь, кого любит, того наказывает; и бьет» (Евр. 12:6). Так и написано, что милостивый Бог бьет того, кого любит. Бьет в земном царстве, чтобы сильнее прославить его в Царстве Небесном. Бьет его, чтобы он не прилеплялся к бренности земной, к мирским кумирам — обманчивым кумирам человеческой силы, ловкости и богатства, к переходящим теням и болезненным соблазнам. Без великих ударов Православие не пронесло бы правду Божию через такое количество пропастей и чрез мрак веков и не одолело бы такой долгий путь, исполненный препятствий, сохранив в чистоте Истину и Святость».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.