СТРЕКАЛОВА Алёна Александровна
Ассистент кафедры государственных и муниципальных финансов
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-26-07 e-mail: [email protected]
Благотворительность, меценатство и спонсорство как особый вид социальной помощи
Ключевые слова: социальная политика; социальная защита; благотворительность; меценатство; спонсорство.
Аннотация. Рассмотрены вопросы современной социальной политки государства, специфика реализации системы социальной защиты (помощи) как инструмента социальной политики. Особое место отведено анализу дополнительных форм социальной помощи, таких как благотворительность, меценатство и спонсорство, которые играют достаточно большую роль в решении вопросов благосостояния и поддержки определенных стандартов качества жизни населения.
Повышение благосостояния населения, качества и уровня его жизни - ключевая проблема государственной политики и одна из главных целей развития нашей страны. Благосостояние населения служит показателем удовлетворенности людей своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов, выражаемых через индикаторы уровня и качества жизни [1. С. 91].
Уровень и качество жизни являются количественной и качественной оценкой жизни общества, отдельных его групп и индивидов. Эти два критерия взаимосвязаны; они представляют оценку жизни общества с разных точек зрения. Качество жизни характеризует развитость личности, социальных групп и общества в целом и уровень реализации способностей людей, обусловленных удовлетворением всего комплекса их потребностей и интересов [2. С. 8]. Наблюдается перемещение приоритетов в социуме с удовлетворения физических потребностей на реализацию социальных, интеллектуальных и духовных устремлений, что непосредственно характеризует развитие личности и институтов гражданского общества, а это, в свою очередь, - рост качества жизни.
Государство является важным институтом, которому принадлежит приоритетное место в формировании условий, способствующих росту качества жизни. Предполагается, что деятельность государства должна быть направлена на реализацию интересов всего общества, но в силу как объективных, так и субъективных причин это не всегда возможно. Поэтому на защиту интересов отдельных групп людей встают семья, профсоюзы, политические партии, трудовые коллективы. Для решения проблем повышения качества жизни населения была разработана Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 г.
Для оценки благосостояния жизни людей международным сообществом используется категория «уровень жизни» - денежная оценка ресурсов, направляемых на потребление и созидательную деятельность личности, социальных групп и общества в целом [2. С. 13].
Понятие «уровень жизни» трактуется как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения [3. С. 73]. Уровень жизни может оцениваться
© Стрекалова А. А., 2012
с точки зрения потребления как совокупность характеристик потребления либо на основе анализа доходов, прежде всего их реальной величины [4. С. 650].
Статистическая комиссия ООН при оценке жизненного уровня населения в качестве приоритетных выделяет «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». Уровень жизни отражает экономическое благополучие (благосостояние) людей.
Современные ученые, разрабатывающие теорию общественных классов, предлагают классификацию уровней жизни, в основу которой положен уровень доходов, а также учет характеристик жилища, занятий, образования, социальных привычек. На этом основании они выделяют семь классов, которые подразделяются на низшие, средние и высшие [2. С. 19-20].
Среди инструментов повышения уровня и качества жизни населения страны - проведение государством социальной политики, направленной на поддержание благоприятных социальных отношений в обществе.
Одним из первых документов, регламентирующих социальные отношения в нашей стране, стала Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.). В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации, в которой провозглашено построение социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие личности, гарантирующее гражданам России право на труд, на социальное обеспечение и защиту, медицинское обслуживание, жилье, образование, охрану семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [5]. На основании этого органами исполнительной власти в государстве реализуется социальная политика.
Конституция Российской Федерации устанавливает суть социальных отношений в обществе, дает перечень общих социальных гарантий, определяет предметы ведения и полномочия в социальной сфере Российской Федерации и ее субъектов, определяет роль Президента и Правительства Российской Федерации в проведении государственной социальной политики и в гарантиях по социальным обязательствам государства, намечает контуры самостоятельной реализации социальной политики государства органами местного самоуправления. Всё это подтверждается, корректируется, дополняется и конкретизируется в региональных законодательных актах.
Социальная политика определяется как деятельность государства и других общественных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты [6. С. 8]. Социальная политика является инструментом поддержки экономически слабых граждан, сохранения культурных и исторических ценностей.
Цель социальной политики - создание в обществе благоприятного социального климата и социального согласия, условий, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения [7. С. 73]. Социальную политику можно рассматривать как специфическую деятельность государства, направленную на реализацию права каждого гражданина свободно участвовать во всех сферах социально-экономической, трудовой, духовной жизни общества, на удовлетворение сущностных потребностей человека, интересов социальных групп при постоянном выявлении и учете социальных последствий экономических, политических, мировоззренческих преобразований.
Реализация социальной политики как основы решения социальных проблем страны является комплексным процессом, в котором участвуют все без исключения. Социальная стабильность - цель не только субъектов, реализующих социальную политику,
но и всего населения. Наоборот, социальная нестабильность, безработица, неудовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами становятся причиной экономических проблем. Чтобы предотвратить появление нестабильности в какой-либо сфере, необходимо всеми силами поддерживать социальную стабильность в стране.
Основные инструменты социальной политики показаны на рис. 1.
Рис. 1. Инструменты социальной политики1
Система социальных гарантий включает в себя социальные блага и услуги, которые гарантированы человеку и являются составной частью общественного сектора экономики страны.
Система социального страхования представляется как система экономических отношений, характеризуемая совокупностью разных форм и методов формирования целевых фондов денежных средств для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, а также для оказания помощи гражданам при наступлении страховых случаев [6. С. 26]. Таким образом, все граждане должны уплачивать страховые взносы и в соответствии с ними получать определенные социальные услуги.
Одним из важных элементов социальной политики, проводимой государством, и механизмом управления социальным развитием территории является социальная защита населения. Социальная защита представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения [7. С. 283].
В соответствии с Конституцией РФ государство несет ответственность за обеспечение достойной жизни всех людей, проживающих стране, их достойное и полноценное развитие. Однако это не означает, что государство берет на себя попечительство над каждым гражданином. В данном случае предполагается, что должны создаваться экономические, организационные, социальные, правовые условия, при которых каждый человек будет иметь возможность самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни и материального благополучия для себя и своей семьи.
Таким образом, социальная защита населения - это особая деятельность государства в рамках социальной политики, направленная на предоставление социально значимых благ и услуг всем без исключения гражданам, без каких-либо ограничений, например: статуса занятости, уровня доходов или наличия определенного количества детей в семье [4. С. 284-285].
Инструменты реализации социальной защиты населения в Российской Федерации представлены на рис. 2.
Социальное обеспечение нуждающихся функционирует в нашей стране на основании Конституции Российской Федерации, согласно ст. 39 которой «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Социальное обеспечение представляет собой обеспечение и обслуживание престарелых и нетрудоспособных граждан, семей в которых есть дети.
1 Составлено по: [6. С. 25-26].
Рис. 2. Инструменты социальной защиты1
В России социальное обеспечение представлено следующим перечнем: пенсии; пособия работающим, в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; пособия по безработице; пособия семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов; и др.
Социальная помощь осуществляется аналогично механизму социального обеспечения. Специфика социальной помощи заключается в том, что проводится оценка нуждаемости на основе учета уровня доходов и размеров собственности соответствующих лиц. Социальная помощь выдается при непосредственном обращении нуждающегося в органы социальной защиты. Социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на атомных электростанциях или других аварий, и др.
В соответствии с конституционными правами граждан государство предоставляет социальные гарантии на получение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии в Российской Федерации включают в себя [5]:
• право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;
• минимальный размер оплаты труда;
• минимальный размер пенсии;
• единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
• ритуальное пособие;
• минимальный размер пособия по безработице;
• право на жилище;
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;
• право на образование;
• и др.
Социальное страхование представляет собой систему материального обеспечения в случае потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха и др.). Социальное страхование зависит от вида социального риска; в связи с этим определяется форма социального страхования: пенсионное, медицинское, страхование от несчастных случаев, от безработицы.
Социальная помощь и социальные гарантии населению - лишь одна сторона социальной политики и ее механизмов реализации; помимо этого государство непосредственно влияет на социальное обеспечение населения, проводя политику доходов, что вызвано необходимостью равновесия в обществе.
Механизмом социального развития территорий может выступать не только государственная поддержка населения, выражаемая в социальной защите, но и деятельность организаций, учреждений, предприятий, которые являются непосредственными субъектами социальной политики страны. Достаточно большая роль в решении вопросов благосостояния и поддержки определенных стандартов качества жизни отводится дополнительным формам социальной помощи, таким как благотворительность, меценатство и спонсорство.
1 Составлено по: [4. С. 75; 5. С. 306].
Появление благотворительности относят к временам доисторическим и связывают с религиозными и нравственными взглядами на мир и окружающих людей. На сегодняшний день существует множество трактовок определения благотворительности, но все они несут схожую сущностную информацию: благотворительность - оказание безвозмездной помощи.
В дореволюционной России благотворительность активно развивалась. Однако в Советском Союзе она фактически перестала существовать. Возрождение началось в 90-х годах прошлого века.
Благотворительность - это синоним филантропии (от греч. philanthropia - человеколюбие); она не предполагает каких-то финансовых обязательств со стороны получающих поддержку; благотворитель демонстрирует свободную волю, оказывает поддержку как акт дарения в форме перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей с баланса на баланс, дарственной и т. д. [8. С. 185]. Согласно ст. 1 Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки» [9].
Состояние общества не влияет на прибыльность профессиональной деятельности в области культуры, науки, спорта, просвещения. Поэтому в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки национального культурного достояния. В России этот институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность, - меценатами.
Меценатство (от имени римского вельможи Мецената, умершего в 8 г. до н. э.) -сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние государства.
Деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, если на уровне и государства, и общества существуют благоприятные условия, а именно: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.
Спонсорство нередко пытаются квалифицировать как благотворительность, но по сути это разные виды помощи. Спонсорство (от лат. spondeo - ручаюсь, гарантирую) -это, как правило, деятельность юридических лиц, основанная (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией - с другой [8. С. 85]. Компании зачастую выделяют спонсорство как вид непрофильного использования средств и поэтому не относят его к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу. Законодательно понятие «спонсорство» было закреплено только в 1995 г. в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля № 108-ФЗ [10]: спонсорство определяется как осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Данный Закон уже перестал действовать. 13 марта 2006 г. был принят новый Федеральный закон № 38-Ф3 «О рекламе» [11]; в нем фигурируют только понятия «спонсор»
и «спонсорская реклама», которые не противоречат ранее приведенному определению, а только уточняют его. В частности, «спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле-или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности» [11]. Так или иначе, спонсорство представляет собой вид социальной помощи общества, целью которого является социальная поддержка.
На основании представленных определений исследуемых видов социальной помощи можно выделить их специфические черты в зависимости от цели, субъекта, объекта, мотивации и результата (см. таблицу).
Критерии сходства и различия благотворительности, меценатства и спонсорства
Благотворительность Меценатство Спонсорство
Цель
Обеспечение социального благополучия Обеспечение сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности Получение выгоды посредством финансирования нуждающихся
Субъект
Физические и юридические лица, в том числе нерезиденты страны
Объект
Определяется целями благотворительной деятельности, прописанными в законодательстве (п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ) [11]: физические и юридические лица Поддерживается не человек, а его талант в области культуры, науки, искусства, образования, спорта Вложение финансовых и материально-технических средств в любое дело
Мотивация
Сострадание и милосердие Безвозмездная социальная взаимопомощь и протекционизм Взаимная выгода объекта и субъекта спонсорства
Результат
Безвозмездная помощь, поддержка нуждающихся, социальная стабильность и благополучие Развитие института культуры в целом, создание и сохранение культурного наследия Получение ожидаемой встречной услуги и пользы, в том числе в виде рекламы, для спонсора, что может увеличить его доход
Итак, благотворительность является, главным образом, безвозмездной помощью; это означает, что компания не должна получать от данной деятельности непосредственную финансовую выгоду, т. е. организация, выделяющая деньги на благотворительные цели, не ждет отдачи, адекватной вложенным средствам, в отличие от спонсора.
Особенность благотворительной деятельности состоит в том, что она должна соответствовать конкретным целям, определенным федеральным законом. Такими целями, например, являются помощь малообеспеченным группам граждан, охрана окружающей природной среды и защита животных, содействие защите материнства, детства и отцовства и т. д. В зависимости от субъекта выделяют три основных вида благотворительности: частная, корпоративная и благотворительность, осуществляемая некоммерческим сектором. Благотворительная деятельность, проводимая благотворительными некоммерческими организациями, является более эффективным механизмом социального развития территории. Коммерческие организации занимаются благотворительной деятельностью из желания помочь нуждающимся и повысить качество жизни на
территории, но с целью, как правило, снижения рисков для бизнеса. На сегодняшний день многие крупные предприятия имеют возможность жертвовать средства на благотворительность; часть их даже создают свои фонды, которые успешно функционируют и, соответственно, положительно позиционируют компанию. Однако случается, что организация не безвозмездно передает денежные средства, а с целью получения выгоды, т. е. спонсирует мероприятия, а взамен получает рекламу, выдавая такую помощь за благотворительность.
Меценатство считается одной из форм благотворительности; его отличие - в социальных и культурных целях. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния. Важно отметить, что меценатами, как правило, становятся физические лица, состоятельные граждане, ценящие и поддерживающие развитие культуры. Имена меценатов закрепились в истории: Строгановы (начало XVI - конец XVII века), П. М. Третьяков (1838-1898 гг.), С. И. Мамонтов (1841-1918 гг.) и многие другие.
Спонсорство означает вложение финансовых и материально-технических средств в любое дело. Спонсоры преследуют цель признания их в обществе, для чего тратят очень большие деньги на самые заметные мероприятия. Спонсор финансирует с целью рекламы, но спонсорство - не реклама, так как спонсор обладает гораздо меньшим контролем над коммуникационным процессом, чем рекламодатель. Таким образом, спонсорская помощь налагает на получателя определенные обязательства. Спонсорство можно представить как бизнес: компания делает вложения, независимо в какой форме, и получает выгоду сначала в виде рекламы, а после в виде дополнительного дохода.
Благотворительность и меценатство, в свою очередь, не предполагают в результате никакой выгоды и отдачи - только помощь и поддержку нуждающихся.
Источники
1. Лебедева А. М. Уровень благосостояния россиян: сравнительный анализ объективных и субъективных оценок // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 5.
2. Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2009.
3. Экономика сферы услуг: учеб. пособие / рук. авт. кол. Э. В. Пешина. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2009.
4. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н. А. Горелова. СПб. : Питер, 2003.
5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1991 г.
6. Ахинов Г. А., Калашников С. В. Социальная политика. Теория и практика. М. : Экономика, 2008.
7. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М. : Изд-во РАГС, 2003.
8. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Н. Новгород : Изд. центр агентства «РК.-Эксперт», 2002.
9. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях : федер. закон от 7 июля 1995 г. № 135-ФЗ.
10. О рекламе : федер. закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ (в ред. от 20 августа 2004 г.).
11. О рекламе : федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (в ред. от 28 июля 2012 г.).