Научная статья на тему 'Благотворительность купечества Костромской губернии в середине XIX начале XX века'

Благотворительность купечества Костромской губернии в середине XIX начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2565
441
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / КУПЕЧЕСТВО / МЕЦЕНАТЫ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / PHILANTHROPY / MERCHANTRY / PATRONAGE / GUARDIANSHIP / CONTRIBUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репина Наталья Владимировна

XIX век «золотой век» русской благотворительности. Большую роль в развитии филантропической деятельности сыграло купечество, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Репина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOSTROMA PROVINCE MERCHANTRY PHILANTHROPY IN THE MIDDLE OF XIX IN THE EARLY OF XX CENTURIES

XIX century is the «golden era» of Russian philanthropy. At this particular time activity of public organisations and private persons in business of development of charity is allocated. The big role in development of philanthropic activity the merchant class which efforts had been created the most extensive and reliable system of charity ever existing in Russia has played.

Текст научной работы на тему «Благотворительность купечества Костромской губернии в середине XIX начале XX века»

УДК 396.5 Р 4 (Р 5): 361.7 (09)

Репина Наталья Владимировна

Костромской государственный технологический университет

jun 1709@yandex.ru

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КУПЕЧЕСТВА КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

XIX век — «золотой век» русской благотворительности. Большую роль в развитии филантропической деятельности сыграло купечество, усилиями которого была создана самая обширная и надежная система благотворительности, когда-либо существовавшая в России.

Ключевые слова: благотворительность, купечество, меценаты, попечительство, пожертвования.

Как система благотворительность начала складываться в рамках государственной .деятельности. В последней четверти XVIII века она осознавалась правительством как компонент политики «просвещенного абсолютизма». И именно в провинции «помощь сирым и убогим» развивалась по всем направлениям.

Религиозная мораль, идея свободы, взаимного уважения и солидарности становились нормой добродетельной жизни. «Благотворительность, - писал В.О. Ключевский, - была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием нравственного личного здоровья» [6, с. 78].

XIX и первая половина XX веков - наиболее яркий период в развитии благотворительности. На этом этапе благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований. Одновременно изменилась политика государства по отношению к неимущим. Это произошло не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать низшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с ускоренным внедрением в общественное сознание гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания.

Вклад русских купцов в отечественную науку и образование весьма весом. Собственно, в этой сфере у них был свой интерес: ведь без квалифицированных рабочих, инженеров, строителей невозможно развивать производство. Поэтому именно на купеческие деньги строятся ремесленные и коммерческие училища, институты, организуются курсы для рабочих (например, знаменитые Пречистенские курсы в Москве). Но купцы также финансировали учебные заведения, напрямую не связанные с их промышленной деятельностью: гимназии, университеты, художественные училища, консерватории. В 1908 году в Москве был учрежден Народный университет на средства, завещанные для этой цели золотопромышленником А.Л. Шанявским. Огромный медицинский комп-

лекс на Пироговской, принадлежащий ныне Первому медицинскому институту, создан в основном на частные пожертвования.

Меценатская деятельность проявлялась не только в столицах. Меценатство как социокультурное явление было характерно и для провинциального купечества.

В истории благотворительности Костромской губернии можно выделить целые семьи благотворителей. Особенно часто это явление имело место в купеческих семьях. Зачастую почетные члены обществ и попечители приютов, школ и больниц становились городскими головами и почетными гражданами своего родного города. С их мнением начинали считаться, их дети становились завидными партиями в браке. Постепенно под влиянием ряда факторов изменялся статус российского купечества.

Частная благотворительность в пределах Костромской губернии являлась делом традиционным, имела глубокие корни, ею были охвачены все слои населения. Наряду с церковной, земской и казенной помощью нуждавшимся она всегда органично находила себе место.

В благотворительной деятельности костромскому купечеству принадлежала далеко не последняя роль. Основная масса купцов «не за страх, а за совесть» несла благотворительные расходы. Не было благотворительного налога в государстве, но была традиция, действовавшая строже закона. Купец, пожадничавший на благое дело, навсегда умирал в общественном сознании, дорого обходилась ему не отданная бедным копеечка. Не последнюю роль играло и соблюдение престижа «фирмы». В Костромской губернии известна была своей благотворительностью семья Чумаковых. Купец I гильдии Михаил Николаевич Чумаков был награжден орденом Станислава III степени. Состоя с 1871 г. церковным старостой и с 1877 г. заведуя детским приютом, на пользу церкви и на обеспечение приюта он израсходовал из собственных средств до 69 тысяч рублей [5, с. 38-39].

Масштабы губернии конца XIX в. превосходили размеры Костромской области. Ярким примером благотворительности среди промышленников

324

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Репина Н.В., 2012

в Нерехтском уезде можно считать Товарищество мануфактур, основанных плесским купцом Иваном Ивановичем Скворцовым. Первая фабрика, устроенная Иваном Ивановичем, находилась в селе Середа Нерехтского уезда, далее дело Скворцовых значительно расширилось, но в 1892 г. Иван Иванович скончался, оставив производство в наследство дочери Матрене Ивановне Павловой. Крупное пожертвование Матреной Ивановной было сделано в Московский университет на устройство здания и библиотеки имени отца, а также она сочла необходимым построить для детей рабочих и служащих фабрики народное училище, израсходовав на его устройство 35 тыс. рублей.

Не оставалось без внимания народное здравоохранение и образование. Середская фабричная больница была выстроена в 1873 г. В 1895 г. там же открылось одноклассное училище, которое в 1897 г. было преобразовано в двухклассное. Оно помещалось в отдельном двухэтажном здании, имело библиотеку с учительским и ученическим отделами, квартиру для учителя, просторный зал для народных чтений. С 1907 г. в селе Середа открылись вечерние курсы для взрослых рабочих. В вечернее и свободное от работы время занятия проводились по однолетнему курсу с рабочими в возрасте от 15 до 50 лет. В селе Писцово тоже многое было сделано для жизни рабочих. Там имелась аналогичная фабричная больница. С 1875 г. открылось мужское, а с 1894 г. женское одноклассные училища. Первое с 1907 г. располагало собственным просторным зданием. При фабрике имелась библиотека-читальня, в ее состав в 1912 г. входило 157 книг духовного содержания, 1147 - по литературе, 173 - по истории, 78 - по географии, 94 - по естествознанию, 84 - по прикладным знаниям, 34 -по экономике и более 60 современных журналов. Всего же в библиотеке насчитывалось 1827 томов [1, с. 22].

Среди знаменитых уроженцев и деятелей земли Ивановской нельзя не назвать купцов Ясюнинс-ких из Кохмы. Не менее половины зданий г. Кох-мы, занесенных в Свод памятников истории и культуры, связаны с этой славной фамилией. Ивановских фабрикантов часто связывали не только деловые, но и родственные отношения. Кохомские купцы Ясюнинские состояли в родстве с семействами Киселевых, Полушиных, Борисовых, Гарелиных.

Активно проявил себя Николай Арсеньевич и на ниве народного просвещения. Первым его опытом в данном направлении можно считать организацию и устройство в с. Кохма женского училища. Благодаря хлопотам Николая Арсеньевича, 26 февраля 1886 г. училище было открыто сначала в наемном помещении, а в 1887 г. переехало в каменное двухэ-тажое здание, выстроенное на земле и на средства как крестьян, так и Ясюнинских. С самого первого

дня существования училища и на протяжении долгих лет его попечительницей была жена Николая Арсеньевича Мария Николаевна, которая не жалела ни средств, ни времени на его обустройство.

В 1888 г. умирает отец Н.А. Ясюнинского Арсений Васильевич, являвшийся почетным блюстителем кохомского мужского двухклассного училища. Старший сын не только берет на себя заботу об училище, но и затевает строительство нового здания для школы. Позаботился он и о доме для учителей, о необходимых надворных постройках. В 1890-е годы Н.А. Ясюнинский являлся членом общества вспомоществования нуждающимся ученикам Шуйского Духовного училища (в 1894 г. им было пожертвовано 60 рублей).

30 сентября 1901 г. открывается Иваново-Вознесенская Торговая школа. Членом Попечительского Совета, а затем и председателем Совета утверждается Н.А. Ясюнинский. Повторно его переизбирают в 1906 и 1910-х годах. Его забота о низших и средних учебных заведениях была оценена по достоинству. По представлению начальства московского Учебного округа распоряжением Министра народного просвещения от 6 декабря 1905 года

Н.А. Ясюнинскому был всемилостивейше пожалован орден св. Станислава 2-й степени.

В 1912 году Н.А. Ясюнинский продолжает решать различные важные вопросы: занимается содержанием, ремонтом и постройкой колодцев в селениях Шуйского уезда по течению реки Уводи, ниже г. Иваново-Вознесенска, хлопочет о преобразовании городского четырехклассного училища в с. Кохме (бывшее мужское двухклассное) в Высшее начальное училище. 2 сентября 1912 г. принимает участие в чествовании столетнего юбилея Товарищества мануфактур И.В. Коновалова с сыном в Москве, 10 сентября избирается председателем на особом Совещании при Совете съездов о сточных водах фабрик и заводов в России [8, с. 82-87].

Почти все меценаты и коллекционеры конца прошлого - начала нынешнего века были купца-ми-старообрядцами. И Щукин, и Морозов, и Рябу-шинский, и Третьяков. Ведь старообрядческий мир традиционен, глубоко связан с истинной культурой - они из века в век научились спасать и сохранять свое духовное наследие, это было заложено в семейных генах.

История костромской частной благотворительности изобилует примерами многолетней семейной благотворительной практики и традициями преемственности в деле попечения бедных.

Семья купцов Юдиных из города Чухломы прославила себя долговременной службой на благо родному городу. Иван Иванович Юдин был потомственным почетным гражданином, с 1860 по 1902 гг. служил городским головой и удостоился звания почетного гражданина г. Чухломы [7, с. 21].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

325

По ходатайству И.И. Юдина в Чухломе открылись женское городское училище, богадельня, общественный банк; были благоустроены улицы, разбиты бульвары, налажено уличное освещение. Учитывая тот факт, что подобные Чухломе уездные города находились в плачевном состоянии, многие здания требовали ремонта и реконструкции, благотворительность в градостроительстве являлась наиполезнейшим шагом на пути сохранения лица города, поддержания удобства для его обитателей.

Геннадий Васильевич Юдин, двоюродный брат И.И. Юдина, коллекционер редких рукописей, собиратель библиографической литературы, владелец богатейшей библиотеки в десять тысяч томов, будучи купцом, одновременно издавал журналы и книги. Хорошо образованный, Г.В. Юдин понимал, насколько богата и интересна история Костромского края, и поэтому пожертвовал средства на строительство здания Романовского музея (ныне музей изобразительных искусств в г. Костроме). Примечательно, что ни до этого, ни после 1917 г. в городе не предпринималось строительство специального здания для музея.

Судиславский купец, предприниматель Иван Петрович Третьяков - известная личность в Костромском крае. Миллионер, фабрикант, сын крепостного крестьянина, И. П. Третьяков родился в 1840 г. в селе Жвалово близ г. Судиславля Костромского уезда. Отец Ивана, Петр Федорович Третьяков, вольноотпущенный крестьянин помещика Елагина, в 1845 г. на 500 рублей серебром устроил деревянный кожевенный завод. И уже через год был в числе лучших граждан города. С детства приучая сына к предпринимательству, постепенно отец передал ему все дела.

В 21 год Иван Третьяков, использовав капитал отца, входит в судиславский купеческий мир. Талантливый от природы, И.П. Третьяков сумел вложить свой капитал так, что к 1882 г. в окрестностях Судиславля стояло 40 химических заводов (против одного в 1860 г.) [9, с. 30]. Эти предприятия обслуживали текстильную промышленность от Костромы до Кинешмы. И.П. Третьяков брался за все: в его ведении находились мельницы, фабрики, транспорт, торговля, земля. Он скупал у разорившихся помещиков имения (несколько десятков тысяч), а потом сдавал в аренду другим купцам, а те в свою очередь привозили ему свою овощную продукцию на винокуренные заводы.

Нельзя не отметить его попечительской деятельности. Несмотря на то что И.П. Третьяков не жил постоянно в главном городе губернии, он являлся добросовестным попечителем Мариинского детского приюта в Костроме [3]. Ежегодно им вносились не только членские взносы, но и средства на нужды приюта.

Попечительство учебных заведений - не менее значимая часть благотворительной деятельности И.П. Третьякова. Десятки «третьяковых» делали порой для того или иного учебного заведения гораздо больше, чем это могло сделать государство.

Так, в ноябре 1860 г. в Шуе было открыто женское училище второго разряда. Меценатами в этом благородном деле выступили шуйские купцы А.А. Пошлин и П.А. Борисов, а также купчихи А.И. Попова и А.В. Горелина. В 1871 г. при помощи купечества была открыта мужская прогимназия (неполная гимназия). Она считалась классической, и согласно уставу гимназий выпускникам классических гимназий предоставлялось монопольное право поступления в университеты Российской империи.

В первой половине XIX века энтузиасты стали создавать благотворительные организации для сирот и беспризорников. Наибольшую известность получили те из них, что относились к Ведомству учреждений императрицы Марии. Императрица Мария Федоровна после смерти Екатерины II приняла на себя попечительство над воспитательными домами. Она сумела привлечь на свою сторону многих состоятельных людей. С годами Ведомство императрицы превратилось в крупную организацию; в 1856 г. в ней было 365 учебных благотворительных заведений, а в воспитательных домах и приютах насчитывалось свыше 60 тыс. детей [4, с. 20].

Состоявшийся в марте 1910 г. первый Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил наличие в стране 4 762 благотворительных обществ и 6 278 благотворительных заведений [2, с. 25].

В условиях становления новых общественных отношений и распада прежней сословной структуры общества благотворительность становилась формой нравственной и гражданской самореализации, позволяла ощущать единство с нуждами народа, была для многих состоятельных людей формой общественного служения.

Библиографический список

1. Бердова О.В. Из опыта частного благотворения в Костромской губернии // Предприниматели и рабочие России в трудах историков XX в. - Ч. 2. -Кострома: Изд-во КГУ им. Некрасова, 2001.

2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. - М., 1992.

3. ГАКО. Ф. 400. Оп. 1. Д. 210. Л. 1-2.

4. Жукова Л.А. По заветам Марфы и Марии // Родина. - 1996. - № 3.

5. Кивокурцева О. Попечители // Губернский дом. - 1995. - № 5.

6. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М, 1998.

7. Купцы Юдины из Чухломы // Костромская старина. - 1994. - № 6.

326

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

8. Павлова Т.В. Благотворители // Альманах 9. Смирнов Ю. Торговое дело купцов Третьяко-

Всероссийского общества охраны памятников ис- вых // Губернский дом. - 1994. - №1. тории и культуры. - 1991. - № 1.

УДК 008-058.232.6«18-19»

Смурова Ольга Вениаминовна

доктор исторических наук Костромской государственный технологический университет

olga-smuro va@mail. ш

СПРАВОЧНЫЕ КНИГИ О ЛИЦАХ, ВЫБИРАВШИХ КУПЕЧЕСКИЕ И ПРОМЫСЛОВЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА, КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ОТХОДА КОСТРОМИЧЕЙ НА ЗАРАБОТКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ (ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД)

Статья преследует цель показать информативные возможности такого источника, как справочные книги о лицах, выбиравших купеческие и промысловые свидетельства в столице. Исторические аспекты отходничества актуальны сегодня в связи с его реанимацией.

Ключевые слова: отходничество, промысловые свидетельства, торговля, промысловая деятельность, Санкт-Петербург.

Справочные книги о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство, - незаменимый источник по выявлению персоналий, круга наиболее удачливых крестьян в сфере торговли и промысловой деятельности. Крестьянин, отправлявшийся по торговым и промысловым делам в город, должен был взять свидетельство либо купеческое (1 и 2 гильдий), либо промысловое. Купеческие свидетельства делились на два разряда. Свидетельство 1 гильдии давало право ведения оптового торга, 2-й - розничного торга. Промысловые свидетельства выдавались на мелочный, развозной и разносный торг, на мещанские промыслы и торговым приказчикам [2, т. 1, с. 89-91]. Сведения об этом фиксировались в специальных книгах. По Санкт-Петербургу сохранились книги 1865-1880, 1882-1913, 19151916 гг. По Москве - 1869-1875, 1877-1917 гг. [4].

Однако московские и петербургские книги отличались по информативности. Если по книгам Санкт-Петербурга мы можем узнать уезд и губернию выхода крестьянина, его возраст, как давно он выбирал промысловое или купеческое свидетельство в столице, род занятий, место работы и проживания, то книги Москвы предоставляли более скупые сведения (не указывались социальное положение и губерния выхода).

Для анализа мы выбрали справочную книгу 1913 г. [4], позволяющую прояснить ситуацию перед началом Первой мировой войны, которая, несомненно, внесла в жизнь российского общества новые настроения и видоизменила прежние экономические связи. Автором была осуществлена выборка информации о костромичах. Дальнейшая работа с источником позволила определить количественный, поуез-дный, в некоторых случаях - возрастной состав, род деятельности, место проживания и торговли.

Всего в 1913 г. выбрали свидетельства 30 костромичей, из них - 23 крестьянина и 7 мещан. К сожалению, поуездная характеристика не может быть полной, так как в некоторых случаях (8) была указана только Костромская губерния. Остальные распределились следующим образом. Более всего со-лигаличан - 8, за ними следуют галичане - 5, далее - чухломичи - 4, буевляне - 3, один представитель города Костромы и один - посада Большие Соли. Таким образом, мы видим, что более всего было представителей северо-западных уездов, что подтверждается и анализом других источников [3, с. 23]. Статистическая форма предполагала указание вероисповедания. Однако в 6 случаях ответ на этот вопрос отсутствует, а в остальных 24 - указано православие. Из 30 человек - 4 женщины (Борисова Екатерина Андреевна - крестьянка из посада Большие Соли, Бубина София Ивановна (вдова) - крестьянка из д. Шокша Галичского уезда, Ершова Евдокия Родионовна - крестьянка из Верховской волости Солигаличского уезда и Иванова Василиса Михайловна - мещанка города Буя).

В 12 случаях указан год, с которого выбирается промысловое свидетельство. Самая ранняя дата -1890 г. - Ершова Евдокия Родионовна, что означает, что она проживает в Петербурге уже 23 года. Далее следует 1898 г. - 1 человек, 1899 - 2 человека, 1901 - 1 человек, 1907 - 1 человек, 1909 - 1 человек, 1910 - 2 человека, 1912 - 2 человека, 1913 -1 человек. В ряде случаев значится возраст отходника: 38 лет - два человека, 40 - два, 45 - 1, 47 - 1, 48 - один, 50 - один, 60 - один и 61 - один.

Анализ деятельности этих костромичей в столице говорит о том, что преимущественно они вели торг продовольственными товарами, и более всего - мясом (14 человек; буевляне, солигаличане, чухломичи). Параллельно у некоторых из них су-

© Смурова О.В., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.