Научная статья на тему 'Благотворительность и меценатство как компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса'

Благотворительность и меценатство как компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1876
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовные потребности / социальная отвественность / благотворительная деятельность / меценатство

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.Ю. Воробьёва

Исследована сущность понятия «корпоративная социальная ответственность», а также её компонент «благотворительность и меценатство». Выявлены современные тенденции в сфере реализации благотворительных проектов и предложены меры по стимулированию бизнеса к их осуществлению. Рис. 2, табл. 1, ист. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY AND SPONSORSHIP AS A COMPONENT OF BUSINESS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Essence of the concept «corporate social responsibility» and its component «charity and sponsorship» are searched. Modern tendencies in branch of charitable projects implementation are explored, and actions to stimulate their implementation by business are suggested.

Текст научной работы на тему «Благотворительность и меценатство как компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса»

Воробьёва О.Ю. Благотворительность и меценатство как компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса / О.Ю. Воробьёва // Управління проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ ім. В.Даля, 2011. - № 3(39). - С. 93-98._________________________________

УДК 330.526.39:364

О.Ю. Воробьёва

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЦЕНАТСТВО КАК КОМПОНЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Исследована сущность понятия «корпоративная социальная ответственность», а также её компонент «благотворительность и меценатство». Выявлены современные тенденции в сфере реализации благотворительных проектов и предложены меры по стимулированию бизнеса к их осуществлению. Рис. 2, табл. 1, ист. 5.

Ключевые слова: духовные потребности, социальная отвественность,

благотворительная деятельность, меценатство.

О.Ю. Воробйова

БЛАГОДІЙНІСТЬ ТА МЕЦЕНАТСТВО ЯК КОМПОНЕНТ КОРПОРАТИВНОЇ СОЦІФЛЬНОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ БІЗНЕСУ

Досліджена сутність поняття «корпоративна соціальна відповідальність», а також її компонент «благодійність та меценатство». Виявлені сучасні тенденції у сфері реалізації благодійних проектів та запропоновані заходи для стимулювання бізнесу до їх здійснення. Рис. 2, табл. 1, дж. 5.

O.Y. Vorobyova

CHARITY AND SPONSORSHIP AS A COMPONENT OF BUSINESS CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Essence of the concept «corporate social responsibility» and its component «charity and sponsorship» are searched. Modern tendencies in branch of charitable projects implementation are explored, and actions to stimulate their implementation by business are suggested.

Постановка проблемы. В конце XX - начале XXI века наметилась четкая тенденция к осознанию мировым сообществом необходимости ведения честного и «прозрачного» бизнеса, предназначенного удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности людей. Так возникло понятие социальной ответственности.

Общего подхода к трактовке данного понятия нет, однако это, прежде всего, ответственность за влияние принимаемых компанией решений и её деятельности на общество и окружающую среду, реализуемая на основе «прозрачного» и этического поведения [1].

Основным компонентом корпоративной социальной ответственности (КСО) является благотворительная деятельность и меценатство. При этом

большинство украинских компаний понимают под данным компонентом лишь предоставление периодической помощи, которая не решает существующие проблемы, а лишь на время маскирует их.

Анализ публикаций. Проблему сущности КСО, а также основные аспекты её реализации исследовали: Зинченко А.Г. и Сапрыкина М.А., Булеев И.П., Брюховецкой Н.Е. и Черных Е.В., Воробей В. и Журавской И. и другие, однако благотворительность и меценатство как компоненты социальной ответственности исследованы недостаточно.

Целью данной работы является анализ современных тенденций в Украине в сфере КСО, исследование основных благотворительных проектов, реализуемых социальноответственными компаниями, а также разработка рекомендаций, стимулирующих благотворительную деятельность в Украине.

Основная часть исследования. Ежегодно в Украине публикуется рейтинг социальноответственных компаний, который составляется на основе интегрального показателя открытости социальной политики и информативности социальной отчетности. Оценка проводится по четырем блокам показателей:

- «Социальный отчет как инструмент диалога с обществом»;

- «Направления и объемы социальных инвестиций»;

- «Системность в управлении КСО»;

- «Активность и системность в сфере благотворительности и меценатства».

Сущность блока «Активность и системность в сфере благотворительности и

меценатства» сводится к следующему: систематическая (не менее года) работа компании с благотворительными либо другими фондами и общественными организациями, а какже реализация проектов по одному или нескольким направлениям: культура и искусство; наука и образование; социальная сфера; экология; спорт.

Согласно закону Украины о «Благотворительности и благотворительных организациях» благотворительность - это добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в оказании получателям материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи [2].

Основополагающим в данной сфере является понятие благотворительной программы - комплекса благотворительных мер, направленных на решение задач, соответствующих уставным целям благотворительных организаций [2].

Благотворительный менеджмент на предприятии имеет системный характер, схожий с формированием бизнес-идеи. Разработка благотворительного проекта осуществляется на основе потребностей и ожиданий общества. Этапы формирования и осуществления проекта представлены на рис. 1.

Компании Украины только начинают осуществлять свою деятельность по основным направлениям КСО. Десять наиболее социальноответственных компаний по итогам 2010 года представлены в табл. 1.

Рис. 1. Этапы формирования и осуществления благотворительного проекта

Таблица 1

Рейтинг украинских компаний в сфере корпоративной социальной ответственности

в 2010 году [3]

Рейтинговая позиция Компания Вид деятельности Итоговый балл

1 Систем Кэпитал Менеджмент, ЗАО Корпорации 83,25

2 Киевстар, ЗАО Мобильная связь 76,5

3 Метро Кэш энд Кэрри, ЗАО Ретейл-супермаркеты 72,25

4 Оболонь, ЗАО Производство пива 72,0

5 Украинская мобильная связь, ЗАО (ТМ «МТС») Мобильная связь 70,13

6 Славутич, Carlsberg group Производство пива 70,0

7 Кока-кола, ИП Производство безалкогольных напитков 68,0

8 Сименс Украина, ДПИИ Системная интеграция 67,0

9 «ПрикарпаттяОблэнерго», ОАО Энергетика 65,88

10 Астелит, ООО (ТМ life:)) Мобильная связь 65,0

В течение всего периода составления рейтинга лидирующую позицию занимает компания «СКМ». Получив в 2010 году 83,25 балла, она становится недостижимой для основных её конкурентов.

В сфере благотворительности и меценатства компания также является безоговорочным лидером. И проявляется это, прежде всего, в сотрудничестве с фондом «Развитие Украины», который был учрежден в 2005 году как корпоративный фонд СКМ, а в 2008 году стал личным фондом Рината Ахметова. Фонд реализует проекты в сферах современного образования, здоровья нации, культурного наследия, а также осуществляет адресную помощь. К наиболее значимым проектам можно отнести:

1. «Малыш ищет родителей» - совместный проект Фонда и общественной организации «Магнолия», целью которого является помощь малышам из домов ребенка. На протяжении 2008-2009 года в рамках этого проекта журналисты рассказали о судьбах 50 детей из домов ребенка. В результате 22 ребенка обрели семьи.

2. «Рак излечим». Первый и единственный в Украине масштабный всеукраинский проект по поддержке государственной системы оказания помощи онкологическим больным. Данный проект - это самая большая инвестиция в размере 315 млн. грн. в развитие государственной онкологической службы Украины. [4].

3. «Адресная помощь» - это поддержка людей нуждающихся и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации здесь и сейчас. Помощь предоставляется в первую очередь на обеспечение дорогостоящих и сложных курсов лечения, которые не обеспечиваются в полном объеме в рамках государственных программ и бюджетного финансирования. Фонд оказываем поддержку на обеспечение всех видов лечения детей: реабилитация детей с диагнозом ДЦП и нарушений функций опорно-двигательного аппарата, повреждения спинного мозга, проведение эндопротезирования, оплата офтальмологического лечения и операций, хирургическое лечение сердечно-сосудистых заболеваний.

И это только малая часть из тех проектов, которые реализуются на данный момент в фондом «Развитие Украины».

Компания «Киевстар» (2 место в рейтинге) также осуществляет ряд благотворительных и меценатских программ. Все социальные направления, над которыми работает компания, осуществляются в рамках единой социальной инициативы «Для людей, для страны». Среди них: программа «Вместе победим» (помощь детям-сиротам, воспитанникам 9 интернатов по всей Украине); программа «Одиночеству нет!» (поддержка пожилых одиноких людей, которые живут в гериатрических центрах); программа помощи инвалидам, проживающим в отдаленных сельских территориях; программа помощи социальной адаптации инвалидов; именные стипендии «Киевстар» для талантливых студентов [5].

Особое место занимает именно программа «Вместе победим» в рамках которой в 2011 году более 100 волонтеров записали 6 дисков литературных сборников для слепых и слабовидящих детей. Более того, 8 интернатов были оборудованы мультимедийными комнатами и аудио-библиотеками. Теперь более 1500 детей получили возможность чувствовать себя полноценными людьми и обрели надежду на светлое будущее.

Не смотря на это, проблема благотворительности и меценатства как элемента корпоративной социальной ответственности достаточно остро стоит в Украине. Ведь нуждающихся в помощи гораздо больше, чем компаний, желающих им помочь. Усугубляет ситуацию тот факт, что в связи с политической и экономической нестабильностью в Украине становится все больше людей,

которые нуждаются в помощи и все меньше компаний, которые способны её оказать.

Факторы, оказывающие влияние на количество и масштаб реализации благотворительных проектов в Украине представлены на рис. 2.

Со стороны населения

Падение жизненного уровня

Высокий уровень безработицы

Низкий уровень здоровья нации

Благотворительная помощь

Со стороны предприятия

Желание (нежелание) оказать посильную помощь населению

Уровень прибыльности предприятия

нестабильность вследствие кризиса

Благотворительные

проекты

Со стороны государства

Слабая координация благотворительной деятельности на национальном и местных уровнях

Отсутствие льгот для предприятий, занимающихся благотворительностью

Г лубокий финансовый и экономический кризис Низкий уровень социальной поддержки населения

Рис. 2. Зависимость факторов, оказывающих влияние на осуществление благотворительных проектов в Украине

Выводы. Таким образом, благотворительность и меценатство как основной компонент корпоративной социальной ответственности бизнеса находится только на стадии зарождения и не имеет систематического характера. Происходит это вследствие непродуманной политики государства в данной сфере, отсутствия у предприятия понимания сущности понятия «благотворительность», а также обычное нежелание тратить часть прибыли на благо других.

На современном этапе необходима немедленная реализация следующих мер по стимулированию бизнеса к осуществлению благотворительных проектов и программ:

1. Введение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих систематическую благотворительную деятельность.

2. Создание специализированных координационных центров, помогающих компаниям в формировании благотворительного проекта.

“Управління проектами та розвиток виробництва”, 2011, № 3(39) 5

3. Создание базы данных с перечнем наиболее острых проблем, требующих немедленного решения.

4. Проведение семинаров для руководителей предприятий с целью обоснования необходимости осуществления благотворительной деятельности.

5. Создание на местном уровне союзов компаний, решающих острые социальные проблемы регионального характера.

Однако, основная проблема состоит в том, что государственная власть не способна ни создать условий для успешного развития бизнеса ни стимулировать благотворительную деятельность, поэтому компании, реализующие благотворительные проекты в столь тяжелые для Украины времена, дающие людям надежду на светлое будущее, действительно можно назвать социальноответственными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зінченко А.Г. Соціальна відповідальність в Україні: Погляди різних стейкхолдерів. Регіональний аспект [Текс] / А.Г. Зінченко, М.А. Саприкіна. - К., 2008. - 60 с.

2. Про благодійництво та благодійні організації. Закон України [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/Z970531.html.

3. Гвардия социально ответственных компаний 2010 [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://kontrakty.com.ua.

4. Благотворительный фонд «Развитие Украины» 2010 [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.fdu.org.ua/.

5. «Для людей, для страны» [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://www.kyivstar.ua/ru/about/social_responsibility/for_people/.

Рецензент статті Стаття надійшла до редакції

Д.е.н., проф. Козаченко Г.В. 21.04.2011 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.