Научная статья на тему 'Благотворительная помощь переселенцам в Западной Сибири (1861-1917 гг. )'

Благотворительная помощь переселенцам в Западной Сибири (1861-1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
459
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быков Александр Александрович

Рассматривается миграция в Западную Сибирь во второй половине XIX начале XX в., а также благотворительные формы помощи переселенцам из Европейской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Charitable Aid to the Western Siberia Migrants (1861-1917)

By means of the various historical facts use the author describes the charities and their relief activity towards the migrants to Western Siberia from the European Russia.

Текст научной работы на тему «Благотворительная помощь переселенцам в Западной Сибири (1861-1917 гг. )»

2009 Философия. Социология. Политология №1(5)

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

УДК 947.081/083

А.А. Быков БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПЕРЕСЕЛЕНЦАМ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1861-1917 гг.)

Рассматривается миграция в Западную Сибирь во второй половине XIX - начале

XXв., а также благотворительные формы помощи переселенцам из Европейской

России.

Ключевые слова: переселенцы, благотворительная помощь, Западная Сибирь.

Благотворительность как социокультурный феномен - органическая часть культурного наследия России. Современный историк П.И. Нещеретний определяет ее как социальный феномен, характеризующийся прежде всего целенаправленным вниманием к людям, не способным в силу объективных причин собственными силами обеспечить себе условия выживания, и оказанием им помощи в сохранении и организации жизнедеятельности [1. С. 3].

Благотворительность как функция социального организма прошла сложный путь: от подачи милостыни и кормления бедных до создания обществ, учреждений с весьма дифференцированными видами помощи. После реформы Александра II вторая половина XIX в. может быть охарактеризована как «золотой век» благотворительной деятельности в России.

Организационные формы общественной благотворительности имели несколько направлений: 1) филантропические объединения, помогавшие бедным учащимся, переселенцам, пострадавшим от неурожая и стихийных бедствий, больным, заключенным, сиротам и другим социально не защищенным категориям населения; 2) помощь участникам многочисленных войн, которые вела Россия, и их семьям; 3) благотворительные общества и учреждения при церквах [2. С. 163].

Всего в России к концу XIX в. насчитывалось 4959 благотворительных обществ и учреждений, и их услугами воспользовались в 1896 г. около 1 млн 900 тыс. человек, нуждающихся в социальной помощи [3. С. 54].

В сибирских губерниях, несмотря на малочисленность населения и богатые природные ресурсы, также были категории населения, нуждающиеся в различных видах социальной поддержки. Одна из таких категорий - переселенцы.

Строительство Транссибирской магистрали привело к масштабной миграции населения из европейских губерний Российской империи в восточные земли, слабо освоенные в хозяйственном отношении. Массовое переселение началось в 90-х гг. XIX столетия. В результате этих процессов количество жителей Сибири постоянно увеличивалось. Миграционными потоками необ-

ходимо было управлять, а переселенцам оказывать порой и неотложную помощь. Поэтому создаётся специальная структура государственных учреждений. 2 декабря 1896 г. в связи с необходимостью государственного контроля за перемещением больших крестьянских масс из Центральной России за Урал в Министерстве внутренних дел было учреждено Переселенческое управление как центральное государственное ведомство по переселенческим делам [4. С. 5].

Анализ источников свидетельствует о формировании продуманной переселенческой политики, которая в 90-е гг. XIX в. приобрела новые черты: расширение объема правительственной помощи переселившимся, осуществление экономико-статистических, биолого-ботанических и агрономических исследований земельных угодий, проведение исследовательских экспедиций, организация поземельно-устроительных, топографических, межевых, землеотводных и гидротехнических работ, развертывание агрономических школ и опытных полей, создание переселенческих земельных фондов, выделение ссуд, перевозка переселенцев и обеспечение водворения на заселяемой территории, строительство школ и церквей, открытие врачебных и фельдшерских пунктов в местах водворения [4. С. 6].

Столыпинская реформа резко увеличила масштабы переселенческого движения, которые превзошли все ожидания. После 1910 г. и до начала Первой мировой войны ежегодное число переселенцев колебалось в пределах 250-300 тыс. человек. С 1907 по 1914 г. только в Сибирь переселилось свыше 2,5 млн крестьян [4. С. 7].

Многие переселенцы нуждались в различных видах неотложной помощи. Н.М. Ядринцев писал, что «в деле обеспечения переселенца необходима помощь государства, так как случайные и частные пожертвования не могут правильно обеспечить всех нужд переселения и колонизации. Но, кроме правительственной помощи, конечно, желательно и участие общества» [5. С. 240].

Идея о необходимости создания общественных благотворительных организаций для оказания помощи переселенцам зрела давно. Однако между рождением идеи и ее реализацией на практике всегда есть темпоральный интервал. Поэтому такие организации стали появляться в России относительно поздно - в 1890-е гг., как реакция на новые общественные потребности, которые к тому времени достигли стадии «кристаллизации».

В 1890 г. в Санкт-Петербурге было основано Общество вспомоществования нуждающимся переселенцам. «Оно изложило свою программу деятельности помогать правительству в деле устройства переселения и снабжения переселенцев помощью во время пути, наконец, оно имеет в виду облегчать переселенцам водворения на местах, снабжать их необходимой субсидией, помогать возводить церкви, так как переселенцы из Европейской России чувствуют в этом потребность на новых местах, созидать школы и т.д.» [5. С. 241].

Комитет организации, не имея возможности непосредственно общаться с переселенцами, обращался к губернаторам, чтобы они приняли на себя посредничество в своем районе. Посылая деньги, общество четко определяло их

Благотворительная помощь переселенцам в Западной Сибири (1861-1917 гг.)

назначение. По данным Е.А. Дегальцевой, в дальнейшем суммы на пособия и ссуды стали распределяться между местными благотворительными комитетами, организованными в Тюмени, Томске, Омске, Барнауле, Тобольске.

Как иллюстрацию к работе региональных благотворительных комитетов можно рассмотреть деятельность Тобольского благотворительного комитета по оказанию помощи переселенцам в начале XX в. При содействии данной организации была открыта «школа-приют-мастерская» для десяти девочек, детей переселенцев. Первоначально их обучали двум «мастерствам» - ковровому и кружевному. На содержание мастерской комитет тратил 300 рублей в год.

К другим видам поддержки переселенцев относятся: выдача ссуд, безвозвратных пособий, ежемесячных пособий. При выдаче ссуд и пособий комитет оказывал помощь преимущественно тем семьям, которые не имели права на получение пособий от казны. Помощь конкретным семьям осуществлялась по заключению местных «крестьянских начальников и переселенческих чиновников». «Дело выдачи ссуд и пособий нуждающимся переселенцам развивается благодаря ознакомлению населения с деятельностью комитета, просьбы о помощи становятся всё чаще и, по силе возможности, за редкими исключениями, удовлетворяются комитетом» [6. С. 2,4,5]. Так заканчивается отчет председательницы комитета М. Д. Лаппа-Старженецкой.

Кроме материальной помощи, общества содействия переселенцам направляли свою деятельность и на «удовлетворение умственных потребностей переселения». По мнению Е.А. Дегальцевой, развитием просвещения среди переселенцев активисты организаций стремились «поднять их на подобающее значение среди инородческого населения в Степном крае» [2. С. 179]. Данное заявление позволяет сделать вывод о натянутых отношениях пришлых с местным населением, да и те факты, что власти помогали переселенцам купить лошадей, устраивали склады земледельческих орудий, строили путевые колодцы, бараки, бесплатные столовые, оказывали медицинскую помощь в условиях царившей нищеты, а инородцам не помогали, говорят о многом [2. С. 179].

Миграционные потоки «текли» не только в степную и лесостепную ландшафтные зоны, но и в таежную, где им также оказывалась определенная помощь. В 1889 г., когда «наплыв» переселенцев в Томскую губернию был весьма значителен и переселенцы особенно нуждались в помощи, по инициативе бывшего председателя Губернского правления Н.Н. Петухова был учрежден комитет, состоящий из десяти человек, который организовывал помощь переселенцам в виде денежных пособий из сумм, поступивших от частных пожертвований, а также хлеба, чая и мясных продуктов, пожертвованных мясоторговцами. На оказание помощи переселенцам было израсходовано до 4000 рублей [7. С. 72].

Известный благотворитель В.Т. Зимин построил в 1889 г. на свои средства больницу на 30 человек с отделением для «заразных», помещением для аптеки и комнатой для фельдшера. Больница была снабжена всем необходимым, отчасти за счет пожертвований и частично на средства, отпущенные в распоряжение заведующего переселенческой частью [7. С. 73].

В конце 1891 г. томский купец П.В. Михайлов кормил за свой счет в течение месяца 59 человек из числа переселенцев, снабжал их необходимой одеждой и деньгами на дорогу. На всё это он израсходовал около 500 рублей [7. С. 73].

Голод 1891 г. в Европейской России вызвал интенсивное переселенческое движение осенью того же года, продолжавшееся всю зиму 1891/92 г. Огромное скопление в г. Томске переселенцев из регионов, пострадавших от неурожаев, вызвало особую деятельность местной администрации для возможного облегчения положения переселенцев. Тогда же был организован Епархиальный комитет по оказанию помощи пострадавшим от неурожая. Комитет после прекращения сбора пожертвований в пользу голодающих выдал часть оставшихся у него средств (4529 руб.) на пособия более нуждающимся (615) семьям. В это же время была устроена для питания переселенцев бесплатная столовая с пекарней. За время существования этой столовой, в том же году, воспользовались «даровыми» обедами 10278 человек [7. С. 73].

По данным С. Соболева, чиновника по особым поручениям при губернаторе, за 10 лет существования Томской переселенческой станции было израсходовано на приют, продовольствие и лечение переселенцев из казенных сумм 34343 рубля 63 коп. и из частных пожертвований (1889 г.) 4812 рубля 27 коп. [7. С. 75].

Таким образом, анализ статистических данных по Западной Сибири позволяет сделать выводы о структуре финансирования переселенческого движения. Основную роль играло государство - освоение зоны фронтира всегда требует вмешательства правительства. Однако частная благотворительность также сыграла свою роль в закреплении переселенцев в Сибири и их последующей адаптации.

Литература

1. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. М., 1993.

2. Дегальцева Е.А. Общественные неполитические организации Западной Сибири (18611917 гг.). Барнаул, 2002.

3. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.

4. Дедлов В.Л. Переселенцы и новые места. Панорама Сибири. Художественная публицистика. М., 2008.

5. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. В географическом, этнографическом и историческом отношении. СПб., 1892.

6. Отчет о деятельности Тобольского благотворительного комитета по оказанию помощи переселенцам за время с 20 июня 1901 по 1 января 1905. Тобольск, 1905.

7. Соболев С. Благотворительные учреждения Томской губернии. Томск, 1895.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.