Научная статья на тему 'Благосостояние регионов – важнейший социально-экономический ориентир модернизации, инновационного и научно- технологического развития страны'

Благосостояние регионов – важнейший социально-экономический ориентир модернизации, инновационного и научно- технологического развития страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / бюджетная политика / социальная политика / благосостояние регионов / инновационное и научно-технологическое развитие.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Благосостояние регионов – важнейший социально-экономический ориентир модернизации, инновационного и научно- технологического развития страны»

Морозов М.Ф.

главный специалист, Витебский городской Совет депутатов

Шлык П.Н.

главный специалист, Витебский городской Совет депутатов

mageerus2007@mail.ru

БЛАГОСОСТОЯНИЕ РЕГИОНОВ - ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР МОДЕРНИЗАЦИИ, ИННОВАЦИОННОГО И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, социальная политика, благосостояние регионов, инновационное и научно-технологическое развитие.

На современном этапе развития экономики, государственный бюджет становится одним из основных инструментов в проведении экономической и социальной политики. Государство должно способствовать благосостоянию регионов, городов, повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан. Главной его целью является повышение уровня и качества жизни населения. В сфере его прямой ответственности -удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, социальных услугах, а именно: в услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге; безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.

Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь бюджетные отношения определяются как «отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства»1.

Бюджет города Витебска на год разработан на основе параметров прогноза социально-экономического развития и денежно-кредитной политики Республики Беларусь на соответствующий год, оценки исполнения бюджета в предыдущем году, изменений и дополнений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство.

Основные подходы и показатели формирования доходов бюджета г. Витебска:

В области налоговой политики на среднесрочную перспективу предусматривается:

- соблюдение моратория на введение новых налогов, сборов (пошлин) и повышение налоговых ставок, что не увеличивает уровень налоговой нагрузки.

- комплексная корректировка Налогового кодекса. В новой редакции Кодекса будет обеспечено:

- сближение налогового и бухгалтерского учета;

- упрощение нормирования отдельных затрат, учитываемых при налогообложении;

- индексация (на параметр инфляции) критериев выручки для целей применения упрощенной системы налогообложения;

- расширение возможности применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, а также по машинам и оборудованию за счет его увеличения;

- снижение до 6 процентов ставки налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц в отношении дивидендов при условии нераспределения полученной прибыли в течение трех лет и полного освобождения дивидендов от налогообложения при нераспределении прибыли в течение пяти лет;

- освобождение вновь построенных (после 1 января 2019 г.) объектов и земельных участков, на которых они расположены, от налога на недвижимость и земельного налога в течение первого года эксплуатации этих объектов и

1 Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2018 г.). - С. 1.

применение понижающих коэффициентов к ставкам указанных налогов по таким объектам и земельным участкам в течение второго-пятого годов эксплуатации в следующих размерах: второй год - коэффициент 0,2, третий год - 0,4, четвертый год - 0,6, пятый год - 0,8.

Указанные меры направлены на привлечение инвестиций в экономику, стимулирование вложение прибыли в развитие производства, создание новых рабочих мест и увеличение в перспективе поступлений налогов в бюджет.

Кроме того, предлагается:

- отменить право местных Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки налога на недвижимость по неиспользуемым и неэффективно используемым объектам недвижимости, а также земельного налога на земельные участки, занятые такими объектами.

- отменить ставку налога на недвижимость в отношении объектов сверхнормативного незавершенного строительства (2 процента);

- отменить 10-ти кратное увеличение ставок земельного налога на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные в соответствии с законодательством, самовольно занятые, используемые не по целевому назначению.

Начиная с 2020 года проектом Налогового кодекса предусмотрено постепенное ограничение прав местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога и налога на недвижимость (на 2020 год - не более чем в 2,4 раза, на 2021 год - не более чем в 2,3 раза, на 2022 год - не более чем в 2,2 раза, на 2023 год - не более чем в 2,1 раза, на 2024 год и последующие годы - не более чем в 2 раза).

Прогнозные показатели по доходам бюджета на 2019 год определены на основе базовых параметров с учетом индексации ставок налогов, установленных в белорусских рублях в целях их адаптации к инфляционным процессам (земельный налог, арендная плата за земельные участки, доходы от продажи земельных участков в частную собственность гражданам, налог за добычу природных ресурсов, экологический налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходный налог в фиксированных суммах).

При формировании бюджета сохраняются:

- действующие в прошлом году ставки по налогу на добавленную стоимость (20 процентов) и налогу на прибыль (18 процентов);

- полное зачисление в республиканский бюджет налога на прибыль, уплачиваемого республиканскими предприятиями, а также организациями с преобладающей долей государства, а в местные бюджеты - налога, уплачиваемого коммунальными предприятиями и организациями частной формы собственности;

- начисление и уплата налога на прибыль, исходя из фактически полученных результатов финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период (ежеквартально), а также уплата в декабре 2/3 от начисленной суммы за 3 квартал с последующим перерасчетом по итогам года в марте следующего года;

- принципы распределения налога на добавленную стоимость (пропорционально численности населения, постоянно проживающего на территории регионов). Норматив распределения налога в бюджет города установлен 9,607 процента от суммы НДС, поступающего в бюджет Витебской области);

- перечень местных налога и сборов, которые могут устанавливаться на территории области: налог за владение собаками, курортный сбор и сбор с заготовителей.

Областным Советом депутатов для города утверждены нормативы отчислений от:

- подоходного налога с физических лиц - 50%;

- налога на прибыль, уплачиваемого иными организациями, - 50%.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь в бюджет города зачисляется 60% налога на недвижимость, исчисленного по объектам, находящимся на территории города, в том числе от налога на недвижимость физических лиц.

Основные доходные источники: подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налоги на собственность, налоги на доходы и прибыль, налог при упрощенной системе налогообложения, доходы от сдачи в аренду земельных участков, компенсации расходов государства, доходы от отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности.

Расчет налога на добавленную стоимость (НДС) в консолидированном бюджете на год произведен исходя из установленных порядка уплаты и ставки налога в размере 20 процентов, динамики поступлений за текущий год, а также с учетом прогнозного темпа роста ВВП в 108,6 к 2018 году.

Распределение НДС по регионам области произведено дифференцированно в зависимости от численности населения. Для города Витебска установлен норматив отчисления 9,607% от причитающегося Витебской области объёма отчислений.

При расчете налога на прибыль за основу принят прогноз Министерства экономики Республики Беларусь на 2019 год для Витебской области по увеличению прибыли до налогообложения на 111,5% к ожидаемому исполнению за 2018 год, а также увеличение количества плательщиков налога в 2019 году и улучшение финансовых результатов работы организаций без ведомственного подчинения.

Налог на недвижимость и земельный налог с организаций доведены с учетом максимальных поступлений за счет реализации прав местных Советов депутатов по установлению повышающих коэффициентов к ставкам данных налогов, направление которых предусматривается на благоустройство города и погашение долговых обязательств.

Формирование проекта бюджета на 2019 год при снижении налоговой нагрузки на экономику требует оптимизации бюджетных расходов, реализации принципов жесткой экономии и использования имеющихся резервов на всех уровнях бюджетной системы при его исполнении.

Бюджетная политика в области расходов в 2019-2021 гг. будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, своевременное и полное исполнение долговых обязательств, повышение эффективности бюджетного планирования, а также на рациональное использование бюджетных средств в соответствии с приоритетами социально-экономического развития.

Основные меры бюджетной политики включают:

- сохранение сбалансированности и устойчивости бюджета;

- усиление социальной направленности бюджета;

- последовательное повышение заработной платы в бюджетной сфере до уровня не менее 80% от средней заработной платы по экономике, включая повышение тарифных окладов, установление доплат отдельным категориям работников образования и здравоохранения;

- поддержание наиболее уязвимых слоев населения, в том числе за счет расширения сферы предоставления безналичных жилищных субсидий по выявительному принципу;

- развитие нормативных методов бюджетного планирования;

- снижение государственной поддержки организаций реального сектора экономики, за исключением поддержки экспортеров;

- оптимизацию структуры государственного долга;

- выравнивание с помощью дотаций доходных возможностей местных бюджетов с целью выполнения социальных стандартов на территории всей страны.

В связи с этим при формировании бюджета города на 2019 год в первоочередном порядке предусмотрены средства на финансирование бюджетных обязательств, обеспечивающих функционирование организаций бюджетной сферы (на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование, трансфертов населению, оплату продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, коммунальных услуг, субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг, оказываемых населению, субсидии организациям, реализующим твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения по фиксированным розничным ценам), а также обслуживание долговых обязательств органов местного управления и самоуправления.

Согласно части 2 пункта 4 статьи 94 Бюджетного кодекса вышеперечисленные расходы предусмотрены в соответствии с доведенным расчетными показателями объемом и не подлежат изменению в сторону уменьшения при утверждении бюджета на 2019 год в связи с необходимостью соблюдения параметров, установленных расчетными показателями Министерства финансов по консолидированному бюджету Витебской области на 2019 год. Расходы предусмотрены на основе утвержденных Витебским областным Советом депутатов норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя города, норматива бюджетной обеспеченности расходов на образование по г. Витебску, норматива бюджетной обеспеченности расходов на проведение капитального ремонта, реконструкции, модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Предусматривается:

- планирование расходов на оплату труда в бюджетном секторе с учетом реализации мер по повышению тарифной ставки первого разряда (на 5,5 % в среднегодовом исчислении) и уровня оплаты труда отдельных категорий работников образования и здравоохранения;

- нормативное финансирование учреждений общего среднего образования и дошкольного образования;

- продолжение государственной поддержки льготного кредитования жилищного строительства, в том числе в рамках развития новой формы государственной поддержки граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений - предоставление за счет средств бюджета адресных субсидий на уплату части процентов за пользование кредитными ресурсами коммерческих банков на строительство жилья и субсидий на погашение основного долга по этим кредитам;

- направление средств на субсидирование:

- жилищно-коммунальных услуг для населения - с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 года № 550, согласно которому повышение субсидируемых государством тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги для населения осуществляется ежегодно с 1 января исходя из допустимого роста платежей населения за такие услуги в размере, эквивалентном пяти долларам США, в расчете на семью из трех человек, проживающую в двухкомнатной квартире общей площадью 48 кв. метров, при нормативном потреблении жилищно-коммунальных услуг;

- пассажирских перевозок транспортом общего пользования - с учетом повышения тарифов для населения в текущем году на 5 копеек и в 2019 году - на 5 копеек;

- продолжается адресная социальная поддержка уязвимых категорий населения в части оплаты коммунальных услуг на основе критериев нуждаемости (безналичные жилищные субсидии).

Расходы по проекту бюджета города сформированы на основе общих принципов бюджетной политики и прогнозируются в общей сумме 316 176,6 тыс. рублей (110,5% к ожидаемому исполнению за 2018 год).

Поскольку социальная сфера удовлетворяет общественный интерес, реализует конституционно гарантированные права, способствует благосостоянию региона, то наибольшее значение в регулировании ее функционирования и развития имеет его бюджетное финансирование.

В Республике Беларусь в социальную сферу традиционно включают образование, здравоохранение, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации, социальную политику.

Удельный вес расходов консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов консолидированного бюджета составляют 73,7% (232 975,2 тыс. рублей) (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета за 2018-2019 гг., % (без учета средств Фонда социальной защиты населения)

Показатель 2018 год 2019 год

Расходы консолидированного бюджета, всего 100,0 % 100,0 %

Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу, в т.ч. 76,2 73,7

здравоохранение 21,1 13,6

культуру 1,2 1,3

образование 46,6 51,2,4

физическую культуру, спорт 1,1 1,3

молодежную политику, деятельность объединений, СМИ, другие вопросы социальной политики 2.5 2,4

социальную политику 3,7 3,0

Резервный фонд на 2019 год определен в размере 0,8 % от объема собственных доходов бюджета города (2041,5 тыс. рублей).

Предусмотрена передача в областной бюджет доходов (межбюджетных трансфертов) в сумме 5099,3 тыс. рублей от приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда, которые направляются на финансирование расходов Государственной программы «Строительство жилья» на 2016-2020 годы».

На здравоохранение расходы сформированы в соответствии с действующим порядком, в основу которого положен норматив бюджетной обеспеченности расходов в расчете на одного жителя в сумме 96,58 рубля.

Объем расходов на оказание медицинской помощи рассчитан в сумме 43 026,1 тыс. рублей (13,6% в объеме бюджета/

На социально-значимые расходы (заработная плата с начислениями, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, продукты питания, трансферты населению и оплату коммунальных услуг) предусматривается 39 971, 6 тыс. рублей, что составляет 92,9% от общей суммы расходов.

На расходы физической культуры и спорта предусмотрено 4363,9 тыс. рублей (1,3% в объеме бюджета/

На культуру предусмотрено 6111,7 тыс. рублей (1,8% в объеме бюджета/

Расходы на образование предусмотрены в сумме 169 612,9 тыс. рублей (51,2% в объеме бюджета), при установленном минимальном нормативе бюджетной обеспеченности расходов на образование в размере 148 281,7 тыс. рублей.

Расходы на социальную политику предусмотрены в сумме 10 060,5 тыс. рублей (3,0% в объеме бюджета/

На предоставление помощи в обеспечении жильем предусмотрено 1401,0 тыс. рублей (0,4% в объеме бюджета/

На финансирование других вопросов в области социальной политики, молодежной политики и деятельности общественных объединений, СМИ предусматривается 7943,2 тыс. рублей (2,4% в объеме бюджета).

Следует, однако, отметить, что в последние годы происходит снижение удельного показателя расходов консолидированного бюджета на отрасли социальной сферы в общей сумме расходов консолидированного бюджета.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства должна получить определенное развитие практика использования внебюджетных источников финансирования учреждений социальной сферы.

Как видим, в настоящее время за счет бюджетных средств население в значительной степени обеспечивается услугами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, социального обеспечения на бесплатной либо льготной основе, а это свидетельствует о том, что наше государство заботится о благосостоянии своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.