Благосостояние населения России и Казахстана: потенциал и современное состояние
О. С. Руднева, к.г.н., А.А. Соколов, к.г.н.,
Институт степи УрО РАН
Россия и Казахстан обладают значительным потенциалом для развития (природные ресурсы, развитая инфраструктурная база, трудовые ресурсы, в том числе и квалифицированные, близость к развитым и интенсивно развивающимся странам и т.д.), но в то же время по величине благосостояния населения не достигают уровня развитых стран. В мировой практике бедными считаются люди, имеющие доход в два и менее доллара в день (четыре и менее доллара с учётом паритета покупательной способности — ППС). В странах бывшего Советского Союза уровень бедности определялся иначе, что не отражало настоящей ситуации. В связи с этим возникла необходимость введения новых показателей оценки состояния благосостояния населения. Сформировав Таможенный союз, Россия и Казахстан вступили в тесные партнёрские отношения, которые в свою очередь затронут большинство важных сфер развития обоих государств.
Являясь крупными экспортёрами природных ресурсов при высоких мировых ценах на сырьё и энергоносители, государства — члены Таможенного союза располагают значительными средствами для поддержания высокого уровня жизни населения. Повышение благосостояния населения — важная задача социальной политики государства. Но сегодня Россия и Казахстан занимают невысокие места в мировых рейтингах по уровню социального и экономического развития — по индексам развития человеческого потенциала, качества жизни, счастья, экономических свобод и пр.
Одним из показателей благосостояния населения страны и наличия социальной справедливости является распределение общего объёма денежных доходов по группам населения (от наименее к наиболее обеспеченным). При анализе этого показателя с середины 1990-х г. в России наблюдается снижение объёма денежных средств в группе наименее обеспеченных и рост доходов в наиболее богатом слое населения. В Казахстане наблюдается снижение доли денежных средств в группе обеспеченных слоёв населения при росте показателя в группе наименее обеспеченных [1, 2]
В настоящее время при оценке благосостояния населения большое внимание уделяется показателю ВВП на душу населения и уровню дохода, но эти данные не в полной мере отражают настоящую картину уровня жизни населения. В мире немало примеров, когда страны, обладаю-
щие более низким ВВП на душу населения, чем в странах Таможенного союза, в то же время обеспечивают сравнительно высокий уровень жизни своего населения.
По данным международных аналитических агентств, по уровню ВВП на душу населения Россия занимает 54-е место в мире, Казахстан — 71-е.
С 1990 г. ООН каждый год публикует доклад о качестве жизни человека в странах мира. В оценке достижения стран учитываются следующие факторы, определяющие место страны в рейтинге: продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, социальная защищённость, экология, уровень преступности, соблюдение прав человека [3].
На рисунке 1 представлено распределение стран по рейтингам ВВП на душу населения и уровню жизни. Имея более низкий уровень ВВП (по сравнению с Россией и Казахстаном), население большого количества стран имеет сравнительно высокий уровень жизни. Очевидно, что показатель ВВП на душу населения не определяет уровень благосостояния населения страны.
Для развёрнутой сравнительной характеристики благосостояния населения с учётом социальной дифференциации целесообразно использовать следующие показатели.
1. Уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.
2. Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.
§ so I 7o g 6o
а
I 5o
4o
CL
3o
2o
lo
Ботсвана
о
Россия #
Латвия ф
Малайзия ^ Аргентина ф
Колумбия
Ф Монголия ф
Мексика Китай „ • „
Ф _ Парагвай
Казахстан • •
• Таиланд Бразилия
Чили
США
фф Нидерланды
Ф ф Финляндия а, • Новая Зеландия
w Австралия
o 2o 4o 6o So loo 12o
Рейтинг по объёму ВВП на душу населения
Рис. 1 - Распределение стран по рейтингу ВВП на душу населения и уровня жизни
К
o
3. Уровень прожиточного минимума (Subsistence Level). В западной традиции прожиточный минимум отражает такие доходы, которые обеспечивают «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами потребления. В российской практике прожиточный минимум отражает уровень доходов, обеспечивающий лишь минимальное (в физиологическом смысле) потребление. Соответственно, под прожиточным минимумом понимается стоимость набора продуктов питания, отвечающего медико-физиологическим требованиям жизнеобеспечения человека, а также потребление непродовольственных товаров и услуг, характерное для низкодоходных домашних хозяйств.
4. Уровень бедности (Poverty Level): абсолютный и относительный. Абсолютная бедность соответствует такому уровню благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определённого социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам или группам со средним достатком и т. д.). Критерий относительной бедности часто задаётся 50-процентным уровнем среднего душевого дохода в данный период времени.
5. Жизненный стандарт (Standard of Living). В западной традиции это понятие характеризует такой объём и структуру потребления товаров и услуг, которые средние представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира (норматива) потребления (включая затраты на жильё, транспорт, медицину, образо-
■ Канада
■ США Велико британия
„ Эстония ф Финляндия Латвия Германия
Чехия
Венгрия
• О Словакия
Румыния
* Польша Португалия
А Бразилия
# Франция
• Италия > Греция
Россия
♦
♦ Беларусь
А Аргентина
▲ Украина
Рис. 2 - Распределение стран по соотношению индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) и индекса экономических свобод (ИЭС)
вание). В складывающейся российской традиции под стандартами понимается тот минимальный объём потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену [4].
Экономический потенциал страны может быть представлен в виде комплекса взаимоувязанных потенциалов: научно-технического, промышленно-производственного, аграрнопромышленного, инвестиционного и социального развития и др. Каждый из указанных потенциалов может быть определён совокупностью отраслей народного хозяйства, предприятий, учреждений, производящих промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию, оказывающих различные услуги производственного и непроизводственного назначения. Экономические результаты отражаются в объёме, структуре, качестве и техническом уровне производимых товаров и услуг. Обобщённой характеристикой экономических результатов выступают ВВП, ВНП, национальный доход и их структура. Кроме того, в качестве показателей экономических результатов могут выступать физические объёмы производства отдельных видов товаров, признаваемых на данном историческом этапе важнейшими.
Одним из постоянно наблюдаемых феноменов в современной экономике стало нарастание социальной усталости и пассивности населения, снижение ожидания благополучного будущего, сужение горизонтов хозяйственного, личного и семейного социально-экономического планирования. Особенно ярко это наблюдается в сельской местности, где происходит практически люмпенизация населения. Нестыковка заключается в том, что личная заинтересованность индивидуумов в настоящий момент мало совмещена с государственными интересами, всё это приводит к снижению степени общего благосостояния и увеличению его у отдельных индивидуумов, которые представлены немногочисленной прослойкой общества. В итоге происходит растрата природных, экологических, материальных и людских ресурсов страны, накопленного ранее квалификационного, интеллектуального, духовного и физического потенциала народа.
Кроме того, наряду с экономическими и политическими изменениями в обществе подверглись трансформации и нравственные критерии, нормы, представления всех членов общества о социальном неравенстве. Это привело к смещению акцентов, приоритетов, а также резкой дифференциации интересов различных социальных групп. Появился большой слой незащищённого населения, что обострило социально-личностную неустойчивость и ещё большее неравенство, проявляющееся в уве-
85 -
80
75
70 -
65
60
55 -
50
45
40
0.7
0.8
0.9
личении доли населения с низкими доходами. Это не способствует эффективному развитию экономики общества и росту благосостояния.
На графике представлены страны — участницы экономических блоков — ЭС, НАФТА, БРИК и пр. На основе тренда прослеживается зависимость ИРЧП и ИЭС от свободы экономической деятельности и уровня благосостояния населения (рис. 2).
Благосостояние — это широкое, ёмкое понятие, представляющее собой сложный социальноэкономический феномен, объединяющий и включающий различные характеристики уровней, образа и качества жизни населения, каждый из которых представляет некоторый срез единого, многогранного и объёмного общественного организма, к которому необходимо подходить с уровневой точки зрения; т.к. доход и первоначальный уровень материального обеспечения у разных индивидуумов неодинаков, соответственно уровни благосостояния разные, при объединении всех уровней мы можем рассмотреть уровень благосостояния с общественной точки зрения в определённых временных параметрах для определённой общественной системы [1].
Общество, как и экономика, не стоит на месте, оно постоянно изменяется, переходя с
одной стадии развития на другую, более высокую. Такой переход, как правило, сопровождается изменением общего благосостояния в целом за счёт улучшения или ухудшения реализации факторов, характеризующих благосостояние. Соответственно каждому уровню развития, которого достигает общество, соответствует определённый уровень жизни общества с использованием тех или иных факторов, реализация которых и предопределяет этот уровень.
Процесс обобщения различных уровней благосостояния в усреднённый уровень благополучия всего общества является некорректным, т.к. такое усреднение размывает реальную картину. Необходимо изучать специфику благосостояния на каждом уровне, уделяя особое внимание тем категориям населения, доля которых наиболее велика, и вырабатывать механизмы выравнивания уровней благосостояния.
Литература
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
2. Агентство Республики Казахстан по статистике. URL: http:// www.stat.kz
3. Доклад о человеческом развитии -2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех / пер. с англ.; ПРООН. М.: Изд-во «Весь мир», 2011. 188 с.
4. Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность. М., 2005.
5. Благосостояние. URL: http://www.abc.informbureau.com