Научная статья на тему 'Благоприятное развитие этнокультурных анклавов в городах США: условия и смыслы'

Благоприятное развитие этнокультурных анклавов в городах США: условия и смыслы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
62
4
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АНКЛАВЫ / ETHNOCULTURAL ENCLAVES / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / ETHNOCULTURAL DIVERSITY / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / ETHNOCULTURAL MINORITIES / ГОРОДА США / ГОРОДСКОЙ РАЙОН / УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО РАЗВИТИЯ / CONDITIONS OF THE POSITIVE DEVELOPMENT / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВА / TOLERANCE OF THE SOCIETY / ОПЫТ ПРИНЯТИЯ / EXPERIENCE OF SOCIAL ACCEPTANCE / AMERICAN CITIES / NEIGHBORHOOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кельман Ю.Ф.

Феномен образования этнокультурных анклавов в городах США отражает на локальном уровне огромное разнообразие населения страны в целом. К подобным анклавам относят районы, выделяющиеся по составу населения, по высокой доле какой-либо группы меньшинств, по «этничности» деловой и культурной инфраструктуры. Они имеют специфический образ, топонимы, а также ряд других характерных признаков в разных сочетаниях. Зачастую американские городские этнокультурные анклавы становятся центрами туристической и экономической активности, «теплицами» комфортной адаптации новых иммигрантов, площадками культурного взаимодействия, а вовсе не маргинальными неблагополучными «гетто». Залог благоприятного пути развития этнокультурных анклавов лежит, по мнению автора, в сочетании пяти базовых условий, среди них: естественность формирования района, соблюдение и поддержание правопорядка, наличие внутреннего самоуправления, возможность культурной самопрезентации меньшинства, толерантность принимающего сообщества. Автор выводит также тезис об общенациональном позитивном смысле существования этнокультурных анклавов в городах США: возможность обособления меньшинств на локальном уровне косвенно способствует сохранению территориальной целостности страны; самопрезентация этнокультурных меньшинств в пространстве городов снимает их потребность в более крупном территориальном обособлении. Автор обращает внимание на то, что благополучный опыт становления крайне разнообразного в этнокультурном плане общества США уникален. Слепо копировать его в условиях других стран нельзя, однако изучать и адаптировать необходимо. То же относится к этнокультурным анклавам в других городах США.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кельман Ю.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The conditions and meanings of the positive way of ethno-cultural enclaves’ development in the American cities

The phenomenon of ethno-cultural enclaves’ development in the American cities is a reflection of the huge population diversity in the USA. The city areas with high share of minority groups, with “ethnic” businesses and culture infrastructure, areas having specific image, toponyms and other features can be defined as ethno-cultural enclaves. These city areas often tend to become tourist and economical centers, ’’greenhouses” of comfortable adaptation for new immigrants, platforms of cultural interaction, and they do not turn into dangerous depressive “ghettoes”. The author supposes that the positive way of the ethno-cultural enclaves’ development may be reached by five main conditions. They are: natural, spontaneous appearance of an enclave, high level of security, self-government of the community, cultural self-presentation of the minority, tolerance of the receiving society. The author also makes a suggestion that there is also a national meaning of existence of such enclaves in the American cities. The opportunity for different minorities of local presentation (having “their own” city areas) indirectly promotes preservation of the country’s territorial unity. The American experience of building a highly ethno-culturally diverse and successful society is unique. The same is relevant for the ethno-cultural enclaves in USA. It is impossible to copy and apply this experience to other countries. However, analyzing this experience is very important, it is essential for other countries to learn.

Текст научной работы на тему «Благоприятное развитие этнокультурных анклавов в городах США: условия и смыслы»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Ю.Ф. Кельман, соискатель,

кафедра социально-экономической

географии зарубежных стран,

Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова,

г. Москва, Россия,

ukelman@mail.ru

БЛАГОПРИЯТНОЕ РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ АНКЛАВОВ В ГОРОДАХ США: УСЛОВИЯ И СМЫСЛЫ

Феномен образования этнокультурных анклавов в городах США отражает на локальном уровне огромное разнообразие населения страны в целом. К подобным анклавам относят районы, выделяющиеся по составу населения, по высокой доле какой-либо группы меньшинств, по «эт-ничности» деловой и культурной инфраструктуры. Они имеют специфический образ, топонимы, а также ряд других характерных признаков в разных сочетаниях. Зачастую американские городские этнокультурные анклавы становятся центрами туристической и экономической активности, «теплицами» комфортной адаптации новых иммигрантов, площадками культурного взаимодействия, а вовсе не маргинальными неблагополучными «гетто». Залог благоприятного пути развития этнокультурных анклавов лежит, по мнению автора, в сочетании пяти базовых условий, среди них: естественность формирования района, соблюдение и поддержание правопорядка, наличие внутреннего самоуправления, возможность культурной самопрезентации меньшинства, толерантность принимающего сообщества. Автор выводит также тезис об общенациональном позитивном смысле существования этнокультурных анклавов в городах США: возможность обособления меньшинств на локальном уровне косвенно способствует сохранению территориальной целостности страны; самопрезентация этнокультурных меньшинств в пространстве городов снимает их потребность в более крупном территориальном обособлении. Автор обращает внимание на то, что благополучный опыт становления крайне разнообразного в этнокультурном плане общества США уникален. Слепо копировать его в условиях других стран нельзя, однако изучать и адаптировать — необходимо. То же относится к этнокультурным анклавам в других городах США.

Ключевые слова: этнокультурные анклавы, этнокультурное разнообразие, этнокультурные меньшинства, города США, городской район, условия благоприятного развития, толерантность общества, опыт принятия.

Одно из наиболее ярких проявлений колоссального этнокультурного разнообразия населения США — это всевозможные этнокультурные анклавы (ЭА) многих крупных городов. Подобными анклавами в самом широком смысле можно считать и районы повышенной концентрации представителей какой-либо группы меньшинств в населении, и районы культурного и/или экономического влияния данный группы. Знаменитые чайнатауны, маленькие италии, индии, кубы, японии и др. стали важной частью городского и социально-

го пространства США. В отличие от многих стран Европы, где селитебное сосредоточение какого-либо этнического меньшинства воспринимается зачастую негативно, ассоциируется с «гетто», маргинализацией и социально-экономическим неблагополучием, в США ситуация иная. Многие этнические анклавы в городах США становятся культурными центрами, полюсами экономической активности, районами туристической привлекательности, площадками сплочения локальных сообществ либо просто спокойно соседствуют с другими райо-

нами, отличаясь лишь своей этнокультурной «изюминкой».

Крайне важно понимать, что наличие территориального скопления представителей какого-либо мень- : шинства не становится залогом формирования здесь «образцового» этнокультурного анклава. Проведенный автором анализ примеров современных американских ЭА и ряда работ по близкой тематике позволили вывести пять ключевых условий, при соблюдении которых формиро- = вание этнокультурного анклава можно считать положительным явлением с благоприятным влиянием на городскую среду.

Естественное обособление меньшинств в пространстве города по добровольному желанию, а не под внешним давлением — государственных или муниципальных властей, дискриминирующих законы или общественные настроения и способствующих сегрегации). Стихийная основа формирования анклава подразумевает возможность для жителей района переехать в другую часть города, наличие доступа к городской инфраструктуре, а для людей из других частей города — возможность посетить данный район или переехать сюда.

Примерами от противного в США могут быть «военные лагеря перемещения» в 1942—1946 годах, куда были депортированы японцы с западных побережий. Более полувека Чайна-таун Сан-Франциско был практически отрезан от городской инфраструктуры (например, во время бубонной чумы в начале прошлого века городские власти предпочли закрыть район на карантин, нежели открыть для его жителей городские больницы).

Безопасность района, низкий уровень преступности. Один из главных негативных стереотипов, связанных с образом ЭА, — повышенный уровень преступности. Однако преступность связана в большей степени с социально-экономическим неблагополучием и слабостью полиции, а не с этническим составом жителей. При нормальном

Многие этнические анклавы в городах США становятся культурными центрами, полюсами экономической активности, районами туристической привлекательности, площадками сплочения локальных сообществ либо просто спокойно соседствуют с другими районами, отличаясь лишь своей этнокультурной «изюминкой».

ЭА, как правило, не выделяются по уровню преступности. Так, в нью-йоркском Литтл-Итали на Малберри стрит больше нет знаменитой итальянской мафии, а в «Адской кухне» благодаря усилиям полиции уже десятилетиями не противоборствуют ирландская и пуэрториканская банды. Среди десяти районов Лос-Анджелеса, лидирующих по уровню преступности за последние полгода, нет ни одного «этнического» названия1. Важный залог = безопасности — это наличие на улицах района множества «глаз» — неформальной местной системы слежения за правопорядком, которая естественным образом формируется в локальных сообществах. Магазины, кафе, скверы, наполненные людьми, обращенные на улицу окна — все это способствует контролируемости и безопасности пространства, доказывала Д. Джекобс2.

Самоорганизация района. Наличие местной группы активистов или более развитых институтов самоорганизации общины. Плодами сплоченности локального сообщества могут быть чистота улиц, социальная поддержка, проведение праздников, поддержание правопорядка и др. Общинные организации зачастую способствуют закреплению этнического названия за районом, открытию церквей, школ, проведению культурно-массовых мероприятий, организации музеев, лоббируют интересы жителей района. Например, в 1999 году Тай Таун как отдельный район был признан городским советом Лос-Анджелеса, а в 2008 году получил грант на сохранение культурного наследия благодаря «Центру развития тайской общины». Благодаря усилиям японских общинных организаций Маленький Токио в Лос-Анджелесе стал крупным центром японской культуры, а в Джапен-тауне Сан-Франциско действуют историческое общество, религиозные и юношеские организации. Активисты относительно молодого Бангла-тауна — анклава в центре Бруклина — ратуют за переименование Мак Дональд авеню в честь

функционировании служб правопорядка первого президента Бангладеш2. Чикагский

Чайна-таун создал свою собственную торговую палату — деловую организацию на базе анклава. Представители Маленькой Италии готовы «утроить пикет», если популярная американская сеть «Старбакс» откроет кофейню с «итальянским» кофе на территории анклава3.

Самопрезентация и открытость анклава. Этническая инфраструктура, в первую очередь коммерческая и культурная, формируются в анклаве для «внутренних нужд», повышая качество жизни общины. Однако при благоприятном развитии событий (при наличии трех перечисленных выше условий) она используется и другими жителями города. Самыми яркими проявлениями этого служат различные рестораны национальной кухни. Итальянская, китайская, эфиопская, японская, корейская, польская, русская, мексиканская кулинарная культура открывает свои двери всем желающим и закрепляет за районом размещения ресторанов этническую ассоциацию. Фестивали, праздники, парады и ярмарки — форма самопрезентации, особенно сильно ориентированная на взаимодействие с внешней средой, а выбор улицы или площади для проведения указывает на центр максимального проявления «этнич-ности» на территории района. Например, парады в дни Колумба, месяцы итальянской культуры (итальянский клуб Стейтен Айлен-да), праздник Святого Духа в Фолл Ривере, Марди Гра в Новом Орлеане, бангладешский Новый год в Бруклине и многие другие. Третий пример открытой самопрезентации — наличие этнических музеев и тематических памятников. Например, музей черных ковбоев в Денвере, памятник итальянскому спортсмену на Плазе в Чикаго, памятник первому японскому космонавту в Литл Токио, музей польского наследия в «Польском треугольнике» Чикаго, памятник Т. Шевченко в украинском квартале Манхеттена и другие. В Майами существуют целые путеводители по Маленькой Гаване.

Толерантность принимающего общества. Возможно, это одно из самых слож-

ных и трудоемких по обеспечению условий благополучного развития ЭА — ведь оно зависит не от внутренних сил населения анклава, а от социального климата в городе и в государстве в целом. В США в этом аспекте сказываются долгосрочный опыт иммиграции и разнообразия населения. Здесь интеграционная политика направлена на адаптацию, а не ассимиляцию иммигрантов или других этнокультурных меньшинств.

Пожалуй, один из главных «секретов» спокойного восприятия в США темы иммиграции и разнообразия — это наличие опыта принятия, который закреплен в общественном сознании. США обладают многовековым опытом массовой иммиграции и успешной интеграции приезжих. Общество США выросло на долгой и непростой истории иммиграции, веками принимая новых американцев со всех частей света. В отличие от Европы и России, столкнувшимися с ростом миграционного притока не так давно, трехвековая история США неразрывно связана с ростом уровня этнокультурного разнообразия населения.

Подчеркнем, что к нынешнему уровню толерантности и отношения к многообразию населения США пришли долгим и непростым, выстраданным путем. За это время страна прожила ряд напряженных периодов, тяжелейших общественных конфликтов (неприятие католиков, враждебное отношение ирландцев к англичанам, пренебрежение к итальянцам, акт исключения китайцев, агрессивные организации типа «Ку-Клус-Клана», депортации японцев, не говоря уже о глубочайшей «черно-белой» проблеме равноправия).

Этнокультурная толерантность американского общества развивается вместе с ним, она активно пропагандируется властью и поддерживается обществом не только в теории, но и на практике. От доминирования идей ассимиляции и смешения страна пришла к инкорпорации (интеграции как включения) и со-существования. От концепции «плавильного тигля», где «представи-

Общество США выросло на долгой и непростой истории иммиграции, веками принимая новых американцев со всех частей света

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отличие от Европы и России, столкнувшимися с ростом миграционного притока не так давно, трехвековая история США неразрывно связана с ростом уровня этнокультурного разнообразия населения.

тели всех народов словно сплавляются в новую расу» (о чем с восторгом писал в 18 веке Э. Кревекер4), «томатного супа» — англоконформистской модели, где меньшинства играют роль специй, добавляющих новые ароматы, но не меняющих общий культурный фон5, США пришли к «салатной чаше» этнокультурного разнообразия. Национальный девиз США — Е р1ипЪиз ипиш (из множества — единство) звучит в наши дни все более актуально.

Итак, при наличии благоприятных условий, рассмотренных : выше, этнокультурные анклавы становятся не проблемным, а положительным явлением в городах США. Перечислим ряд положительных смыслов существования подобных этнокультурных районов, ссылаясь на мнения экспертов.

Адаптация: проживание в этнических анклавах дает возможность недавним иммигрантам адаптироваться к условиям новой страны постепенно, оставаясь в психологически комфортных условиях (Р. Парк6).

Этнокультурная толерантность американского общества развивается вместе с ним, она активно пропагандируется властью и поддерживается обществом не только в теории, но и на практике. От доминирования идей ассимиляции и смешения страна пришла к инкорпорации (интеграции как включения) и со-существования.

Самопрезентация: наличие подобной территории открывает возможность для культурного самовыражения группы в городском сообществе (О. Вендина7).

Связь с корнями: этнические анклавы могут становиться «местами памяти», местом соприкосновения нынешних американцев с историей своих предков-иммигрантов и становления страны (Л. Ян8).

Разнообразие городской среды: наличие этнических вкраплений в городское пространство вносит в него необходимый для гармоничного развития и восприятия компонент неоднородности (Д. Джекобс3)

Развитие соседств: территориальное обособление общин стимулирует формирование необходимых для успешного развития города в целом локальных сообществ, соседств = (К. Александер9).

Добавим к перечню положительных аспектов существования ЭА следующее предположение: городские этнокультурные анклавы косвенно способствуют сохранению

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

территориальной целостности США. Поскольку этнические меньшинства и культурные общности имеют возможность некоторой обособленности непосредственно в пределах города про- :

живания, у них не возникает потребности в более крупном территориальном обособлении. Это своего рода «демократия в пространстве», географическое решение проблемы многосоставного общества в пределах одного государства: этнокультурные группы име- : ют возможность самовыражения и обособления в пространстве городов.

Подтвердить это хотя бы косвенно может тот факт, что из более чем двух десятков подробно рассмотренных нами движений в США, поддерживающих идеи сецессионизма, выхода из состава страны и получения суверенитета, нет ни одного «анклавного». Другими словами, среди групп, образующих такие движения, нет тех, которые совпадали бы с образующими этнические анклавы в США. Расширив перечень рассматриваемых сепаратистских организаций (Ф. Попов10 выделяет более 80 подобных организаций), в числе которых есть политические и региональные движения, а также организации коренных народов, также не находим совпадений с меньшинствами городских этнокультурных анклавов. Жители чайнатанунов и «маленьких сенегалов» довольствуются своими владениями на внутригородском уровне, осваивая, наполняя, разнообразя пространство городов США.

Уникальность американского опыта в формировании толерантного, пестрого в этническом плане общества США состоит и в истории освоения территории страны. Здесь нет «понаехавших» и нет «хозяев земли» (что характерно для стран переселенческого капитализма). Кроме индейцев, здесь никто не может выступать от имени «коренных» американцев. В отношении иммиграции, напротив, многие по праву могут сказать «мы через это прошли», у других в роли иммигрантов были приехавшие когда-то в Америку предки. Географические прояв-

Кроме индейцев, здесь никто не может выступать от имени «коренных» американцев. В отношении иммиграции, напротив, многие по праву могут сказать «мы через это прошли», у других в роли иммигрантов были приехавшие когда-то в Америку предки.

ления разнообразия в городской среде (обособление титульных районов или, наоборот, области смешанного расселения) отражают в некоторой мере отношение американцев = к разнообразию. Они признают право самовыражения и стихийного компактного расселения представителей разных общин, принимают разнообразие городской среды так же, как и пестроту горожан.

Таким образом, американский опыт = принятия «других», позитивного взгляда на иммиграцию и возможность сосуществования в целостном обществе представителей разных культур получен долгим и непростым путем, накоплен поколениями. Ценность этого опыта для других стран бесспорна, однако в силу своей уникальности он не подлежит прямому копированию, его необходимо адаптировать к условиям каждой конкретной страны.

Литература

1. Semple K. Take the A Train to Little Guyana [Электронный ресурс]. URL: http://www.nytimes.com/ interactive/2013/06/09/nyregion/new-york-citys-new-est-immigrant-enclaves.html?_r=0 (дата обращения 10.02.2014).

2. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое издательство, 2011. 460 с.

3. Tonelli B. Arrivederci, Little Italy. [Электронный ресурс]. URL: http://nymag.com/nymetro/urban/ features/9904/ (дата обращения 15.10.2013).

4. Shlesinger, Jr. A., The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. New York. 1992. 160 p.

5. Huntington S.P. Who We Are? The Challenges of America's National Identity. New York, 2004. 448 p.

6. Баньковская С.П. Роберт Парк // Современная американская социология / под ред. В.И. Добрень-кова. М.: изд-во МГУ, 1994. 296 с.

7. Вендина О.И. Культурное разнообразие и «побочные» эффекты этнокультурной политики в Москве // Иммигранты в Москве / под ред. Ж.А. Зайончков-ской. М.: «Триквадрата», 2009.

8. Lin J. The Power of Urban Ethnic Places: Cultural Heritage and Community Life. Taylor&Francis. The Metropolis and Modern Life. New York. 2011.

9. Alexander C. Wholeness. The foundation of the living neighborhood. [Электронный ресурс]. URL: http://

www.livingneighborhoods.org/ht-O/wholeness.htm^aTa 10. Попов Ф.А. География сецессионизма в совре-обращения 10.10.2013). менном мире. М.: Новый Хронограф, 2012. 672 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CONDITIONS AND MEANINGS OF THE POSITIVE WAY OF ETHNO-CULTURAL ENCLAVES' DEVELOPMENT IN THE AMERICAN CITIES

Y.F. Kelman, applicant, the department of social and economic geography of foreign countries, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, ukelman@mail.ru

The phenomenon of ethno-cultural enclaves' development in the American cities is a reflection of the huge population diversity in the USA. The city areas with high share of minority groups, with "ethnic" businesses and culture infrastructure, areas having specific image, toponyms and other features can be defined as ethno-cultural enclaves. These city areas often tend to become tourist and economical centers, "greenhouses" of comfortable adaptation for new immigrants, platforms of cultural interaction, and they do not turn into dangerous depressive "ghettoes". The author supposes that the positive way of the ethno-cultural enclaves' development may be reached by five main conditions. They are: natural, spontaneous appearance of an enclave, high level of security, self-government of the community, cultural self-presentation of the minority, tolerance of the receiving society. The author also makes a suggestion that there is also a national meaning of existence of such enclaves in the American cities. The opportunity for different minorities of local presentation (having "their own" city areas) indirectly promotes preservation of the country's territorial unity. The American experience of building a highly ethno-culturally diverse and successful society is unique. The same is relevant for the ethno-cultural enclaves in USA. It is impossible to copy and apply this experience to other countries. However, analyzing this experience is very important, it is essential for other countries to learn.

Kew words: ethnocultural enclaves, ethnocultural diversity, ethnocultural minorities, American cities, neighborhood, conditions of the positive development, tolerance of the society, experience of social acceptance

References

1. Semple K. Take the A Train to Little Guyana. Available at: http://www.nytimes.com/interactive/2013/06/09/ nyregion/new-york-citys-newest-immigrant-enclaves. html?_r=0 (accessed 10.02.2014).

2. Dzhekobs D. Smert' i zhizn' bol'shikh amerikanskikh gorodov [The death and life of great American cities]. Moscow, Novoe izdatel'stvo Publ., 2011. 460 p.

3. Tonelli B. Arrivederci, Little Italy. Available at: http:// nymag.com/nymetro/urban/features/9904/ (accessed 15.10.2013).

4. Shlesinger, Jr. A., The Disuniting of America. Reflections on a Multicultural Society. New York. 1992. 160 p.

5. Huntington S.P. Who We Are? The Challenges of America's National Identity. New York, 2004. 448 p.

6. Sovremennaia amerikanskaia sotsiologiia. Pod red. V.I. Dobren'kova [Contemporary American sociology. Ed. by C. I. Dobrenkov]. Moscow, izd-vo MGU Publ., 1994. 296 p.

7. Vendina O.I. Kul'turnoe raznoobrazie i «poboch-nye» effekty etnokul'turnoi politiki v Moskve [Cultural diversity and "side" effects of ethnic and cultural policy in Moscow]. Immigranty v Moskve. Pod red. Zh.A. Zaionchkovskoi [Immigrants in Moscow, Russia. Ed. by J.A. Zaionchkovskii]. Moscow, «Trikvadrata» Publ., 2009, pp. 45-148. Lin J. The Power of Urban Ethnic Places: Cultural Heritage and Community Life. Taylor&Francis. The Metropolis and Modern Life. New York. 2011.

9. Alexander C. Wholeness. The foundation of the living neighborhood. Available at: http://www.living-neighborhoods.org/ht-0/wholeness.htm (accessed 10.10.2013).

10. Popov F.A. Geografiia setsessionizma v sovremen-nom mire [The geography of secessionism in the modern world]. Moscow, Novyi Khronograf Publ., 2012. 672 p.