Научная статья на тему 'Благоприятная почва для богоискательства в эпоху серебряного века'

Благоприятная почва для богоискательства в эпоху серебряного века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SEEKERS / INTELLECTUALS / CONDITIONS / PHILOSOPHY / RELIGIOUS PHILOSOPHIC THINKING / THE EUROPEAN NEOROMANTICISM / БОГОИСКАТЕЛИ / ИНТЕЛЛИГЕНТЫ / УСЛОВИЯ / ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ / ЕВРОПЕЙСКИЙ НЕОРОМАНТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ли Сяотао

Автор статьи проводит исследование условий появления интеллигентов-богоискателей. По мнению автора, возникновение интеллигентов-богоискателей является результатом взаимодействия между европейской философией и реальными условиями в России. Впрочем, реальные условия в России в качестве имманентной причины играли решающую роль в процессе сложения богоискательства русской интеллигенции. Бурное развитие буржуазных производственных отношений во второй половине XIX в. вызвало поддержку, с одной стороны, концепции либерального, демократического обновления человечества в соответствии с идеалами гражданского общества, правового государства, а с другой стороны ‒ породило марксизм, ставший идеологией отторгаемых в этом обновляющемся мире низов. В такой обстановке в России образовались разные политические партии и идеологические течения. Конец XIX в. был ознаменован, как во всей Европе, так и в России отдельно, сильным влиянием двух человек. Это были Маркс и Ницше. Знакомство русских с марксизмом можно отнести еще к 40-м гг. XIX в., важным показателем чего было большое событие издание «Капитала» Маркса в 70-х гг. Десятилетие 1894‒1904 гг. характеризовалось широким распространением марксизма в России. А эти годы ‒ время распространения идеи Маркса и Ницше ‒ совпадают с ключевым периодом формирования мировоззрения представителей богоискательства. Автор по итогам проведенного исследования отмечает, что почти все русские интеллигенты-богоискатели второго поколения действовали под двойным влиянием русской традиционной религиозно-философской мысли и европейского неоромантизма. Идеи Вл. Соловьева уже заложили надежную базу для русских интеллигентов-богоискателей второго поколения рубежа столетий, тем более он оказал прямое влияние на них: в 1885 г. при Московском университете было организовано первое философское общество в России. Именно с этого общества новые религиозные философы начали свою философскую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FERTILE GROUND FOR SEEKING GOD IN THE SILVER AGE

The author of the article conducts a study of the conditions for the emergence of intellectuals-seekers. According to the author, the emergence of intellectualsseekers is the result of interaction between European philosophy and the actual conditions in Russia. However, the real conditions in Russia as power inherent causes played a decisive role in the process of searching for God adding the Russian intelligentsia. The rapid development of bourgeois relations of production in the second half of the nineteenth century brought to maintain on the one hand, the concept of a liberal, democratic renewal of mankind in accordance with the ideals of civil society, legal state, on the other hand, gave rise to Marxism, which became the ideology of the rejects in this changing world of the lower classes. In such a situation in Russia formed various political parties and ideological currents. The end of the 19th century was marked all over Europe, and in Russia alone, the strong influence of two people. It was Marx and Nietzsche. Familiarity with Russian Marxism can be attributed more to the 40-th years of 19th century, an important indicator of what was a great event the publication of "Capital" Marx in the 70-ies. Decade, he worked from 1894 to 1904 it was characterized by the wide spread of Marxism in Russia. And the years spreading the ideas of Marxism and Nietzsche coincide with a key period of formation of the worldview of the representatives of searching for God. The author, on the basis of the study notes that almost all Russian intellectuals God-seekers, second generation operated under the dual influence of traditional Russian religious-philosophical thought and European neoromanticism. V. Solovyov’s ideas has laid a solid Foundation for Russian intellectuals, the seekers of the second generation of the turn of the century, especially since he had a direct impact on them: in 1885 at Moscow University organized the first philosophical society in Russia. It is from this new religious philosophers began his philosophical life.

Текст научной работы на тему «Благоприятная почва для богоискательства в эпоху серебряного века»

УДК 993 ЛИ Сяотао

Юго-Западный университет г. Чунцин, КНР lxt928lxt@163.com

БЛАГОПРИЯТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ БОГОИСКАТЕЛЬСТВА В ЭПОХУ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Автор статьи проводит исследование условий появления интеллигентов-богоискателей. По мнению автора, возникновение интеллигентов-богоискателей является результатом взаимодействия между европейской философией и реальными условиями в России. Впрочем, реальные условия в России в качестве имманентной причины играли решающую роль в процессе сложения богоискательства русской интеллигенции. Бурное развитие буржуазных производственных отношений во второй половине XIX в. вызвало поддержку, с одной стороны, концепции либерального, демократического обновления человечества в соответствии с идеалами гражданского общества, правового государства, а с другой стороны -породило марксизм, ставший идеологией отторгаемых в этом обновляющемся мире низов. В такой обстановке в России образовались разные политические партии и идеологические течения. Конец XIX в. был ознаменован, как во всей Европе, так и в России отдельно, сильным влиянием двух человек. Это были Маркс и Ницше. Знакомство русских с марксизмом можно отнести еще к 40-м гг. XIX в., важным показателем чего было большое событие - издание «Капитала» Маркса в 70-х гг. Десятилетие 1894-1904 гг. характеризовалось широким распространением марксизма в России. А эти годы - время распространения идеи Маркса и Ницше - совпадают с ключевым периодом формирования мировоззрения представителей богоискательства. Автор по итогам проведенного исследования отмечает, что почти все русские интеллигенты-богоискатели второго поколения действовали под двойным влиянием русской традиционной религиозно-философской мысли и европейского неоромантизма. Идеи Вл. Соловьева уже заложили надежную базу для русских интеллигентов-богоискателей второго поколения рубежа столетий, тем более он оказал прямое влияние на них: в 1885 г. при Московском университете было организовано первое философское общество в России. Именно с этого общества новые религиозные философы начали свою философскую жизнь.

Ключевые слова: богоискатели, интеллигенты, условия, философия, религиозно-философская мысль, европейский неоромантизм

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-172-175

Syaotao LI South-West University Chongqing, China lxt928lxt@163.com

FERTILE GROUND FOR SEEKING GOD IN

THE SILVER AGE

The author of the article conducts a study of the conditions for the emergence of intellectuals-seekers. According to the author, the emergence of intellectuals' seekers is the result of interaction between European philosophy and the actual conditions in Russia. However, the real conditions in Russia as power inherent causes played a decisive role in the process of searching for God adding the Russian intelligentsia. The rapid development of bourgeois relations of production in the second half of the nineteenth century brought to maintain on the one hand, the concept of a liberal, democratic renewal of mankind in accordance with the ideals of civil society, legal state, on the other hand, gave rise to Marxism, which became the ideology of the rejects in this changing world of the lower classes. In such a situation in Russia formed various political parties and ideological currents. The end of the 19th century was marked all over Europe, and in Russia alone, the strong influence of two people. It was Marx and Nietzsche. Familiarity with Russian Marxism can be attributed more to the 40-th years of 19th century, an important indicator of what was a great event - the publication of "Capital" Marx in the 70-ies. Decade, he worked from 1894 to 1904 it was characterized by the wide spread of Marxism in Russia. And the years -spreading the ideas of Marxism and Nietzsche - coincide with a key period of formation of the worldview of the representatives of searching for God. The author, on the basis of the study notes that almost all Russian intellectuals - God-seekers, second generation operated under the dual influence of traditional Russian religious-philosophical thought and European neo-romanticism. V. Solovyov's ideas has laid a solid Foundation for Russian intellectuals, the seekers of the second generation of the turn of the century, especially since he had a direct impact on them: in 1885 at Moscow University organized the first philosophical society in Russia. It is from this new religious philosophers began his philosophical life.

Keywords: seekers, intellectuals, conditions, philosophy, religious philosophic thinking, the European neo-romanticism

Благодарность. Статья опубликована при финансовой поддержке Юго-Западного университета (КНР, г. Чунцин, 400715, район Бейбей, ул. Тяньшен, д.2) в рамках научно-исследовательского проекта (проект № SWU1509501)

Acknowledgement. The article is published with the financial support of the South-West University (China, Chongqing, 400715, district Beibei,2, Tianshi Str.) in the framework of the research project (Project № SWU1509501)

Имена Н. Бердяева, С. Булгакова, В.В. Розанова, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Минского и других русских мыслителей и деятелей русской культуры в Китае теперь известны, но о богоискательстве, честно говоря, даже в кругу русистов знают не так много, как следует. Одна из важных причин заключается в том, что, используя традиционную историческую науку СССР [5, с. 151] как первоисточник, составитель авторитетного «Большого русско-китайского словаря» снабдил слово «богоискательство» следующим примечанием: «русское реакционное религиозно-философское течение» [1, с. 109]. Вполне понятно, почему долгое время оно оставалось в тени. Однако в отрыве от своей родины это идейное течение продолжало существовать, его

духовное излучение ощущалось на Западе, оплодотворяло духовную жизнь Европы - оно послужило одним из источников религиозной философии, экзистенциализма и персонализма как в русской эмигрантской, так и западной философской литературе. И без знакомства с этими «лучшими представителями русской интеллигенции» и идейным движением, поднятым ими -«русским религиозным философским возрождением» [3], нет возможности лучше узнать русскую интеллигенцию в мировой философии.

Русская интеллигенция образовалась в процессе слияния европейской культуры с русской национальной. Вторая половина XVIII в. и начало XIX в. с революционными потрясениями во Франции и победой легитимизма на Востоке Европы ввели в русское общество идеологию Просвещения, тесно связанную в государственной сфере с идеалами просвещенного абсолютизма. Во время Отечественной войны 1812 г. и походов 1813-1814 гг. молодые дворяне-офицеры в полной мере узнали и прочувствовали патриотизм русского народа. Они увлекались идеями мыслителей Просвещения и мечтали превратить Россию в республиканское или конституционное государство. Но после возвращения на Родину они заметили, что жизнь народа после Отечественной войны нисколько не улучшалась, и решили вооруженным восстанием свергнуть самодержавие и отменить крепостничество в России. Несмотря на то, что восстание декабристов потерпело поражение, деятельность этих офицеров все-таки оказала сильное воздействие на самосознание русского народа, заставив все больше и больше образованных людей думать о судьбе Родины, о путях развития страны. В 1833 г. министр народного просвещения С. Уваров выдвинул знаменитую формулу «Православие, Самодержавие, Народность». Но почти все образованные люди России понимали, что крепостничество полностью изжило себя. Они начали думать о роли и месте религии в развитии государства и пришли к единому мнению, что православие - это национальная религия русского народа. Конечно, образованные люди сторонились официозного православия, в которое Уваров призывал верить. Часть образованных людей подчеркивала, что народное бытовое православие является корнем русской традиционной культуры и только на основе православной веры Россия может быстро развиваться. А другая часть интеллигенции рассматривала путь развития России под углом зрения европейской христианской культуры. Они рассуждали следующим образом: все европейские страны соблюдают общий закон в развитии, и раз Россия является одной из составных частей Европы, то она должна идти по пути передовых стран Европы. По их мнению, русское православие слишком много обращает внимания на обряды и ритуалы. Русские должны учиться у католиков Западной Европы, и благодаря христианскому верованию Россия может стать цивилизованной страной. Таким образом, в России уже созрела обстановка изучения религии. В 30-40 гг. XIX в. во всей Европе утвердилось философское течение - романтизм. После того, как это иррациональное философское течение распространилось в России, оно сразу заинтересовало русских мыслящих людей. Это совпадение подстегнуло темп построения богоискательства русской интеллигенции. В результате чего в России сформировалось первое поколение интеллигентов-богоискателей. Их называют славянофилами.

На рубеже Х!Х-ХХ вв. в России сложилась подобная ситуация. Бурное развитие буржуазных производственных отношений во второй половине XIX в. вызвало поддержку, с одной стороны, концепции либерального, демократического обновления человечества в соответствии с идеалами гражданского общества, правового государства, а с другой - породило марксизм, ставший идеологией отторгаемых в этом обновляющемся мире низов. В такой обстановке в России образовались разные политические партии и идеологические течения. Конец XIX в. был ознаменован, как во всей Европе, так и в России отдельно, сильным влиянием двух человек. Это были Маркс и Ницше. Знакомство русских с марксизмом можно отнести еще к 40-м гг. XIX в., важным показателем чего было большое событие - издание «Капитала» Маркса в 70-х гг. Десятилетие 1894-1904 гг. характеризовалось широким распространением марксизма в России. А эти годы - время распространения идей Маркса и Ницше - совпадают с ключевым периодом формирования мировоззрения представителей богоискательства. В середины 90-х гг., с распространением марксизма в России, возникновение ленинизма было важным фактором в развитии общественного сознания. Многообразие столкнувшихся сил, особый характер российской буржуазно-демократической революции оказывали влияние на культуру, творческие и идейные искания ее деятелей, открывали новые пути для культурно-политического развития масс. Как отметил Н. Бердяев, «с возникновением марксизма очень повысились умственные интересы интеллигенции, молодежь стала читать научные книги, исключительно эмоциональный народнический тип стал меняться под влиянием интеллектуальной струи» [2, с. 15]. Молодые мыслители П.Б. Струве, Н.С. Булгаков, Н.А. Бердяев и другие были уверены, что учение Маркса дает

ключ к пониманию всего, что происходит в человеческом обществе, и присоединились к нему, и увлеклись его диалектическим методом, но они относились к материализму марксизма с предубеждением, считая его окаменелым, догматическим, принадлежащим к метафизическим учениям.

В начале XX в. Россия, занимавшая четвертое место в мире по объему промышленного производства и второе - по объему сельскохозяйственного производства, находилась в составе мировой системы империализма. Здесь, как во всей Европе, ускорялся процесс концентрации производства и капитала. Резко обострившаяся в начале эпохи империализма борьба крупных капиталистических держав за сферы экономического и политического влияния на Дальнем Востоке не оставила в стороне и Российскую империю. Борьба за сферы влияния в этой части планеты привела к столкновению интересов России с Японией. В результате вспыхнула русско-японская война 1904-1905 гг. Поражение русских войск на войне ухудшило обстановку в России. Многие интеллигенты-патриоты воспринимали его как большой позор. Настроение негодования и ненависти к самодержавию охватило всю русскую образованную элиту. Кроме того, в 1905 г. в России поднялась первая буржуазно-демократическая революция. В ней как самостоятельная политическая сила участвовала марксистская партия рабочего класса - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков). Поражение первой буржуазно-демократической революции подорвало авторитет марксизма в сердце последовательных марксистов. С этого момента марксисты в России разделились на две группы: одна из них, под руководством В.И. Ленина, по-прежнему активно готовится к свержению самодержавия революционным путем; а другая часть, бывшие легальные марксисты, уже разочаровались в завоевании победы вооруженной борьбой. Они начали обращаться к духовному наследию России, пытаясь изменить российский политический строй с помощью идеологической революции. Таким образом, идеи русских интеллигентов-богоискателей первого поколения (славянофилов) стали центром внимания этих молодых мыслителей. Принципиальные расхождения во взглядах между ними затрагивают в основном следующие вопросы: реальные процессы классовой борьбы, вступление в России на историческую арену рабочего класса в качестве гегемона и успехи революционного социал-демократизма. А «благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» [4, с. 16]. С одной стороны, увлечение марксизмом у них было серьезным и значительным, они восприняли его, по словам С. Франка, как «свежий ветер с Запада», в особенности они высоко ценили диалектический метод марксизма. Но с другой стороны, они считали, что в отличие от домарксистских социальных течений марксизм требовал интеллектуальной дисциплины и усидчивости, серьезного изучения философии и истории. Но те, кто последовал этим требованиям марксизма, вскоре обнаружили его несостоятельность, моральную и интеллектуальную безвыходность материализма. В их глазах нравственные проблемы, поднимаемые марксизмом, остаются неразрешимыми в рамках материализма и классовой этики: понятия несправедливости, отчуждения и эксплуатации в моральном смысле - чисто духовные христианские понятия, и такие проблемы возможно разрешить только в рамках христианской нравственности, для них позитивистский XIX век уходил в прошлое. В таких условиях Россия объективно уже предоставила благоприятную почву для распространения европейского неоромантизма. Когда книги Шопенгауэра и Ницше распространялись в России, они сразу становились настольными книгами этих молодых идеалистических мыслителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Большой русско-китайский словарь. - Шанхай: Шан У, 1992. - C. 109.

2. Вехи. Из глубины. - М., 1991. - С. 15.

3. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. - Екатеринбург, 1995.

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. - С. 16. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uaio.ru/vil/06.htm.

5. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - C. 151.

REFERENCES

1. Comprehensive Russian-Chinese dictionary [Bol'shoy russko-kitayskiy slovar']. Shanghai: Publishing House «Shang», 1992. P. 109.

2. Vekhi. Iz glubiny [Milestones. From the depths]. Moscow, 1991. P. 15.

3. Emelyanov B.V., Novikov A.I. Russkaya filosofiya serebryanogo veka [Russian philosophy of the silver age]. Ekaterinburg, 1995.

4. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochineniy [Complete works]. Vol. 6. P. 16. Available at: [http://www.uaio.ru/vil/06.htm].

5. Soviet encyclopedic dictionary. Moscow: Publishing house «Soviet encyclopedia», 1980. P. 151.

Информация об авторе

Ли Сяотао, доктор филологических наук, профессор, факультет русского языка, Юго-Западный университет, г. Чунцин, КНР lxt928lxt@163.com

Получена:12.06.2016

Для цитирования статьи: Ли С. Благоприятная почва для богоискательства в эпоху серебряного века. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 172-175. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-172-175.

Information about the author

Syaotao Li, Doctor of Philological Sciences, Professor, Faculty of Russian language, SouthWest University, Chongqing, China lxt928lxt@163.com

Received: 12.06.2016

For article citation: Lи C. Blagopriyatnaya poch-va dlya bogoiskatel'stva v epokhu serebryanogo veka [Fertile ground for seeking god in the silver age.]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 172-175.

DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-172-175. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.