Научная статья на тему 'БЛАГОДАРНЫЙ МЕРТВЕЦ: ДЖИМ МОРРИСОН В РУССКОМ РОКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ'

БЛАГОДАРНЫЙ МЕРТВЕЦ: ДЖИМ МОРРИСОН В РУССКОМ РОКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-ПОЭЗИЯ / РОК-ПОЭТЫ / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПОЭТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ / АМЕРИКАНСКИЙ РОК / РУССКИЙ РОК / СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпов Денис Львович

Джим Моррисон - один из символов рок-н-ролла, является не только рок-звездой, но и одним из персонажей произведений разных видов искусства. В статье рассматривается образ Джима Моррисона в русской рок-поэзии и русской литературе, делаются выводы о специфике рецепции фигуры рок-звезды отечественными авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GRATEFUL DEAD: JIM MORRISON IN RUSSIAN ROCK AND LITERATURE

Jim Morrison is one of the symbols of rock and roll, is not only a rock star, but also one of the characters in works of various types of art. The article examines the image of Jim Morrison in Russian rock poetry and Russian literature, conclusions are drawn about the specificity of the reception of the figure of a rock star by domestic authors.

Текст научной работы на тему «БЛАГОДАРНЫЙ МЕРТВЕЦ: ДЖИМ МОРРИСОН В РУССКОМ РОКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 821.161.1-192:821.111(73)-192(Моррисон Д.) ББК Ш33(7Сое)63-8,445+Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Д. Л. КАРПОВ

Ярославль

БЛАГОДАРНЫЙ МЕРТВЕЦ: ДЖИМ МОРРИСОН В РУССКОМ РОКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. Джим Моррисон - один из символов рок-н-ролла, является не только рок-звездой, но и одним из персонажей произведений разных видов искусства. В статье рассматривается образ Джима Моррисона в русской рок-поэзии и русской литературе, делаются выводы о специфике рецепции фигуры рок-звезды отечественными авторами.

Ключевые слова: рок-поэзия; рок-поэты; поэтическое творчество; поэтические жанры; американский рок; русский рок; современная русская литература.

Сведения об авторе: Карпов Денис Львович, кандидат филологических наук, доцент кафедры общей и прикладной филологии ЯрГУ им. П. Г. Демидова.

Контакты: 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14; karpovdl@yandex. ru

D. L. KARPOV

Yaroslavl

THE GRATEFUL DEAD: JIM MORRISON IN RUSSIAN ROCK AND LITERATURE

Abstract. Jim Morrison is one of the symbols of rock and roll, is not only a rock star, but also one of the characters in works of various types of art. The article examines the image of Jim Morrison in Russian rock poetry and Russian literature, conclusions are drawn about the specificity of the reception of the figure of a rock star by domestic authors

Keywords: rock poetry; rock poets; poetry; poetic genres; American rock; Russian rock; contemporary Russian literature.

About the author: Karpov Denis Lvovich, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of General and Applied Philology of Demidov State University.

Джим Моррисон - один из символов мирового рок-движения, легендарный музыкант, американский поэт, секс-символ, член «Клуба 27». Безусловно, статус рок-звезды делает его не только одним из героев рок-истории, но и рок-персонажем, который достаточно часто появляется в произведениях современной культуры: известная фотосессия Джоэля

© Карпов Д. Л., 2022

Бродски, фильм Оливера Стоуна, сериал «Симпсоны», произведения Стивена Кинга и пр.

Фигура Моррисона одна из часто упоминаемых и в произведениях русского рока, который, конечно же, искал самоопределения в советской культуре через сближение с западной рок-музыкой. Моррисон оказался одним из центральных образов в этой системе. Интересно, что американский музыкант является персонажем произведений как авторов, уже ставших классиками, так и молодых исполнителей. При этом в репрезентации образа Джима Моррисона можно заметить некоторую общность.

Так одним из первых появлений Джима Моррисона в произведениях русского рока является песня Егора Летова «Харакири», написанная в 1988 году. Текст песни открывает список «великих покойников» западного рока:

Сид Вишес умер у тебя на глазах Джон Леннон умер у тебя на глазах Джим Моррисон умер у тебя на глазах А ты остался таким же как был...

Летов выстраивает Пантеон рок-кумиров, являющий нравственный идеал, модель взаимодействия с миром, которая противопоставлена «нечестному» советскому образу мысли:

Цель оправдывает средства - давай Убивай, насилуй, клевещи, предавай Ради светлого,светлого,светлого,светлого Светлого здания идей Чучхе...

Шаблонизированное мышление советского гражданина противопоставлено самоотверженным смертям рок-идолов. «Харакири» представляет достаточно традиционный взгляд на рок-культуру, героизирующуюся, мифологизирующуюся в молодёжной субкультуре 1980-х годов в СССР. При этом отметим, что гораздо позже Летов почти пренебрежительно высказывается о Моррисоне: «Love - группа элитарная, очень специфическая, по текстам вообще равных не имеет. А Doors - это вообще другая опера от начала до конца. Такая красочная, трагическая показуха. "Коммерчески успешно принародно подыхать" (Янка). В Doors есть нечто вот такое, что меня всегда как-то отталкивало» [2, с. 90]. Но несмотря на такое отношение к группе, Летов всё же не вычёркивает её лидера из рок-пантеона, хотя оттуда со временем уходит Джон Леннон, заменённый в более поздних версиях на Яна Кёртиса. Определённо автор подбирает более близких своему образу мысли представителей рок-культуры, недаром к рок-героям причисляется и «друг» лирического субъекта, «повесившийся у вас на глазах».

Почти религиозные обертона сопровождают упоминание лидера «Doors» и в песне А. Григоряна «Гончие псы» (1988, год премьеры песни), где опять прежде всего констатируется смерть Моррисона:

Jim Morrison давно уже мёртв, но мы верим в то, что он ещё жив И собираем пыль давно остывшей звезды

Как и в первом примере, Моррисон у Григоряна - прежде всего идол, в жизнь которого верит поющий, рок-звезда, отблески которой он ещё ловит. В тексте А. Григоряна мы видим также все атрибуты мифа рок-звезды: яркое горение и раннее сгорание («все мёртвые мстят за себя / И забирают с собой самых ярких звёзд»), ритуал поклонения и чаемое счастье, им даруемое («Мы бы стали счастливее всех, если б мы смогли найти / Великий корень добра в пустых колодцах любви»), возвращение к легендарному прошлому («Наше время движется вспять»).

Сюжет умирания сопровождает рок-звезду и в песне Д. Ревякина, иногда называемого «русским Моррисоном», «Честное слово» (первая запись в 1988 г.). Достаточно распространённый блюзовый сюжет о случайной встрече с легендарным персонажем или мертвецом у Ревякина также приобретает ритуальный характер как общение с «героем», отправляющимся «на небо». Если в песне Григоряна Моррисон «давно уже мёртв», то у Ревякина он ещё жив, но на пороге смерти:

Его поджидала смерть И он знал об этом.

И лирический персонаж, наблюдающий за последними минутами кумира, запечатлевает не столько жизнь, сколько его смерть: «В душном июле я запомнил, как он умирал». Лирический субъект явно занимает позицию адепта культа, представляемого Моррисоном, более того, образы персонажей в ходе развёртывания текста почти сливаются в нераздельное единство: «я», действующее в тексте, «мерит» вечность, встречает могикан, ступает по дымящейся земле и пр. Границу между персонажами провести очень трудно, встреча с кумиром превращается в бэд-трип:

Я припал к воде запёкшимся ртом И жадно пил, глотая своё отраженье. Да видно перебрал живительной влаги, Меня начал бить озноб.

В памяти кипел раскалённый июль. Париж не поперхнулся своею жертвой. Я решил двигаться чтобы согреться, Я начал двигаться чтобы согреться.

Но всё же разница между персонажами в итоге эксплицируется: «Я не хочу умереть в ожидании солнца», - произносит лирический субъект, в то время как Джим Моррисон знает, что его путь лежит на небо, и он принимает эту участь, становясь «небожителем», умирающим и преодолевающим смерть.

Интересно, что все три песни написаны (записаны) в «юбилейном» 1988 году, в котором Джиму Моррисону могло бы исполниться 45 лет. И все три песни прежде всего обращаются к смерти рок-музыканта. Мифологизация смерти [1] рок-героя, безусловно, характерна для русского рока, как, впрочем, и для западного, но образ Моррисона оказывается с ней непосредственно связан, причём можно сказать, что это стало определённой традицией.

Так в 1995 году выходит мини-альбом «Абориген» группы «Teqш-lajazzz», собранной бас-гитаристом группы «Объект насмешек» Евгением Фёдоровым. Второй композицией альбома стала песня «Розенбом», обыгрывающая образ старого служаки из мультфильма (и одноимённой сказки С. Лагерлёф) «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Ситуация в песне Е. Фёдорова повторяет схему, предложенную Е. Летовым в «Харакири»: «старший боцман на линейном корабле "Дристигхетен"», являющийся «крепким стариком» и после смерти, противопоставлен умершим в раннем возрасте кумирам, правда, среди них не только рок-звёзды, но и иные кумиры массовой культуры - Джеймс Дин, Айртон Сенна. И, конечно, одним из пантеона героев является Джим Моррисон.

Образ Моррисона как одного из главных рок-покойников будет тиражироваться и дальше. В 1998 году появляется новый альбом группы «Сплин» «Гранатовый альбом», на котором звучит песня «Джим». Начинающаяся с цитаты из С. Есенина песня воспринимается как развитие диалога с собакой Качалова, образ которой начинает дальше в тексте явно антропоморфизироваться:

Ты просто вышли мне наколку, Если не с кем выпить виски с колой, Если не с кем снять двух девок на ночь, Не с кем спеть под утро пьяным

И только по последним строчкам становится понятно, что речь идёт уже не о собаке из хрестоматийного стихотворения русского поэта, а о Джиме Моррисоне, который спешит на Пер-Лашез, кладбище, на котором был похоронен американский музыкант. Так в более изощрённом сюжете повторяется ситуация, уже знакомая по песне «Честное слово» Дмитрия Ревякина. А Моррисон опять предстаёт спешащим на встречу со смертью, сопровождаемый всеми атрибутами рок-звезды: менты, любовь, виски, девки. И, конечно, несвоевременная смерть.

Окончательно утверждается статус звезды в одной из первых песен группы «5'nizza» «Ушедшим слишком рано», появившейся на первом альбоме группы в 2003 году.

Слава

Безумная орава, крики «Браво»

Всё время мало голо-голова идёт кругом

Каждый хочет быть твоим другом

Не слишком ли много желаний для одного джина?

Напружена пружина

Сердце не машина, стертая шина

Оставляет следы ног, 27 лет

Как у Джима

Но я сам, я не Моррисон

Слишком рано к небесам

Come on baby, light my fire

Так ярко летят, так быстро сгорают

Образ Моррисона здесь представлен уже как портрет на могиле члена «Клуба 27»; перечисляя все атрибуты рок-звезды, авторы, впрочем, проводят границу между ними сегодняшними и Моррисоном - вчерашним: «Захлопнуты двери с другой стороны», «Но я сам, я не Моррисон». Если в XX веке Моррисон герой актуального контекста, идол, с которого берут пример (Григорян, Ревякин), то для участников группы «5'nizza» он - легендарная история рок-н-ролла, как и Кобейн, Марли, Цой, Высоцкий, попавший в один ряд с перечисленными. Драматическая судьба поэта не примеряется на себя, она скорее повод для переживания, а, может быть, и переосмысления судьбы современного рок-музыканта.

В рассказе П. Беседина «Мальчишник» герой идёт на встречу с друзьями, где обещают караоке: «Ребята собираются петь что-то из Doors или Led Zeppelin. Серёга - рыхлый, взопревший, как свежеприготовленный омлет, - выбирает песни». И герой также прочерчивает границу между собой и Джимом Моррисоном: «В душной маршрутке рыжий Откинс пускает двухлитровую баклашку по кругу, а Серёга завывает People are strangers. Как и Джиму Моррисону, мне двадцать семь. Ему теперь всегда двадцать семь. И Курту Кобейну, и Дженис Джоплин, и Джимми Хендрик-су. А я ещё поживу».

О нежелании идти по пути кумира говорится и в песне Елены Никита-евой 2008 года «Моррисон Джим». Воспроизводя уже знакомую по песне Д. Ревякина ситуацию:

Сегодня ко мне во сне приходил Моррисон Джим. Красивый, весёлый и пьяный «Привет, - говорил, - бежим.

Я знаю здесь на границе Отличный дешёвый бар.

Там каждое третье виски бармен наливает в дар.

Правда, диалог развивается совершенно иначе, лирический субъект отказывается сопровождать кумира:

Из этого бара не выйти,

Если решился в него войти.

«Нет, Моррисон Джим,

Я не пройду фейс-контроль, прости».

И мы разминулись,

Он двинул границы,

А я осталась одна.

Эй, Моррисон Джим,

Ты выпей за душу мою до дна.

Впрочем, это не является десакрализацией образа, но определённо указывает на некоторые парадигмальные изменения в сознании современных исполнителей, уходящих от идей саморазрушения и прочей деструкции [4]. При этом Моррисон сохраняет своё место в рок-пантеоне, который не обесценивается. Современный рок-персонаж в свою очередь не готов принять судьбу члена «Клуба 27».

Сакрализацию образа Моррисона можно наблюдать и в песне группы «Tracktor Bowling» «Outside», вышедшей на альбоме 2007 года. В этом тексте Моррисон не просто оказывается в ряду таких рок-героев, как Ко-бейн, Леннон, Вишез, но приравнивается вместе с остальными к Христу:

Жертвы своих идей

Что пронзили мир насквозь

Мориссон и Кобэйн

Леннон, Сид Вишез или Христос

Сделали нужный шаг

По чьим-то расписанным ходам

Так, чтоб узнали все

Чтобы не скучно было нам

Ряд рок-героев опять становится примером для подражания, которые противопоставлены ленной жизни в тени. Но и здесь подчёркивается прежде всего трагический финал кумиров:

Легче смотреть на жизнь, Обсуждать издалека Тех, кто застрял в петле, Кто пляшет с дулом у виска...

В рок-композициях Моррисон так и остаётся тесно связанным с текстом смерти.

Эта тенденция поддержана рядом песен, которые написаны в 2000-е, но их авторы относятся к более раннему поколению рок-музыкантов, это группы «Конец фильма», «Электропартизаны», «Бригадный подряд».

Так в ироничной песне 2005 года «Легко умирать молодым» группа «Конец фильма» вновь обращается к умершим кумирам - Скотту, Бонему, Хендриксу, Джоплин, Кобейну и др. Безусловно, в этом ряду появляется Моррисон:

Не купит Мориссон кабак, Отель с годами не откроет И передачу типа «Смак» Вести не будет, и не стоит.

Песня как раз обращена к тем, кто не видит за мифом о смерти музыки и поэзии, является полемичной, но, как и рассмотренные выше вариации сюжета Моррисона в русской рок-поэзии, актуализирует сюжет смерти, который, впрочем, переоценивается автором, перестаёт быть ведущим в мифе о рок-звезде.

Подобная ситуация воспроизводится и в песне «Бригадного подряда» «Всерьёз» (вышла на альбоме 2009 года), в которой несерьёзность и асо-циальность («Волоса, цветы, клеши, / Кислота, трава и вши») рок-музыки противопоставлены легендарным биографиям рок-героев, всерьёз воспринявшим этот путь:

Так и Джим Моррисон тоже всё принял всерьёз! Джим Моррисон тоже всё принял всерьёз! Джим Моррисон тоже всё принял всерьёз! Он тоже всё принял всерьёз!

В песне эксплицируется цена серьёзного отношения к пути рок-легенды, и по этой причине вновь актуализируется ситуация финала рок-звезды, подтверждающего ценность избранной судьбы.

Пожалуй, единственным текстом в русском роке, в котором Джим Моррисон представлен «не умершим», является текст группы Вадима Ку-рылёва, бывшего гитариста «ДДТ», «Электрические партизаны», в песне «Электрический дзен» сюжет Моррисона описывается так:

ДЖИМ МОРРИСОН НЕ УМЕР ОН УЕХАЛ В ЛЕС ДЖИМ МОРРИСОН НЕ УМЕР ОН УЕХАЛ

МЕДИТИРОВАТЬ В ЛЕС ГДЕ НИКАКИХ ДВЕРЕЙ И НЕ ДОХОДЯТ НИЧЬИ СМС

Впрочем, и здесь воспроизводится ещё одна часть мифа о несостоявшейся смерти рок-звезды: он не умер, а лишь ушёл в тень, оборвал связи с

83

профанным и безжалостным миром массовой культуры и фанатичного почитания («никаких дверей»). Таким образом, песня Вадима Курылёва имплицитно оказывается связана с сюжетом смерти.

А вот в песне «Я хочу быть как Джим» (2005) Виталия Малыгина, лидера группы «Пыль» Моррисон приобретает целый ряд биографических и легендарных черт, мимо которых проходят упомянутые выше музыканты:

Тело кожей обтянуть Дверь сознанья распахнуть Словно пульс нащупать путь Стать как он крутым Я хочу быть как Джим

Малыгин воспринимает образ Моррисона более целостно, репрезентируя его и как рок-звезду, и как секс-символ, и как «шамана» от рок-н-ролла и пр. При этом, как и в песнях музыкантов младшего поколения, автор всё же, идентифицируя себя через образ американского музыканта, в итоге преодолевает диктат звёздности и возвращается к себе, своей «самости»:

Никто не выйдет отсюда живым Смерть играет мной и тобой Но если я стану как Джим Я перестану быть самим собой

Так я хочу быть собой Я хочу быть собой Я хочу быть собой Я хочу быть собой

Интересно, что причиной отталкивания вновь становится ранняя смерть кумира, что, впрочем, помогает принять герою свою смертность: «Я боюсь быть как он». Это, безусловно, сближает песню М. Малыгина с цитировавшейся выше песней группы «5'nizza», написанной примерно в то же время, в 2003 году. Это в очередной раз указывает на некоторую общность мировоззрения рок-музыкантов младшего поколения.

Но для широкого круга рок-исполнителей и в сознании иных представителей культуры образ Моррисона связан в первую очередь с сюжетом смерти рок-звезды, что иллюстрирует композиция рэп-исполнителя Ассаи, в которой смерть Моррисона становится лишь частью поэтического сравнения:

Внутри меня чуть прилизаны раны, Но я не могу удержать воды Коллара, И я-то знал, что кололи воздух, Как табу на слова, как передоз Мориссона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Легендарность фигуры рок-музыканта позволяет ему стать частью текста молодого исполнителя в качестве культурного явления, включённого в обязательный ряд образов, знание которых необходимо современному человеку.

Подобным образом Моррисон попадает и в стихотворение Дениса Липатова, в котором противопоставляется «музыкальному поп-корну»:

С хрипотцою, с гнильцою и даже С крокодильей бандитской слезой, Так бумажные розы в плюмаже Настоящей съедались козой.

Запотевший графинчик «Столичной» Размывает культурный барьер: Вдруг попросишь музон поприличней -Джима Моррисона, например.

Моррисон не только осмысляется как часть обязательно культурного багажа, но и как часть высокой культуры, которая противопоставляется эстраде и шансону.

Кроме того, Моррисон остаётся и эмблемой субкультуры, как это показано в рассказе Д. Антиповой «Колесо на воде» из цикла «Есть люди», истории о трудных подростках, наркотиках и рок-музыке, рок-фанатах, которые собираются то на могилу к «Джиму Моррисону», то «Янке». В рассказе именно Моррисону отводится роль фигуры, олицетворяющей весь рок-н-ролл: «Сколько знакомого народу!!! Пришли Любка, Катька, Лёха, Белов, Фрэнк и многие другие. Кеша забыл мои кассеты дома. Егорка вышел на сцену, и все стали кричать: "Моррисон жив!"». Следует отметить, что в рассказах Беседина и Антиповой речь идёт про поколение, выросшее в 90-е годы, следовательно, это слушатели тех песен, о которых речь идёт в начале обзора, этим объясняются параллели в изображении Джима Моррисона.

Подобную же роль образ Моррисона играет в пьесе Я. Пулинович «Свой путь», в которой рок-звезда появляется как кумир молодёжи 1980-х годов:

ПЁТР. Это не музыка, Вера, это божественное откровение. Он знал, как нужно жить, понимаешь? И если ты будешь слушать Джима Моррисона, Вера, ты тоже поймёшь, как надо жить, и больше не будешь задаваться глупыми вопросами и мучиться всякой ерундой.

ВЕРА. А что мне делать, чтобы понять? Просто слушать?

ПЁТР. Танцуй.

Если в рассказе Д. Антиповой Моррисон - скорее примета времени, то у Я. Пулинович этот образ более развит, читателю не только даётся представление о субкультурной актуальности музыканта, но и даётся крат-

кий экскурс в субкультурное мировоззрение, частью которого являются идеи Д. Моррисона.

Отдельно в ряду произведений о Джиме Моррисоне в русской литературе стоит роман М. Липскерова «Весь этот рок-н-ролл» (2013 г.). Несмотря на то, что на обложке романа изображён Джим Моррисон вместе с Д. Хендриксом и Д. Джоплин, в книге героя с таким именем найти нельзя. Зато в романе встречается герой по имени Джем Моррисон, который, как и другие герои произведения, спешит в город Замудонск-Тверской, где «есть местечко Вудсток, с островом Буяном, с часовенкой, где дожидался всех тоскующих камень Алатырь». Одним из таких страждущих и является Джем Моррисон. Знаменательно, что именно этот персонаж оказывается ближе всех к прототипу, так как связан и с рок-музыкой (в группе «Хеви солдиерс» играет полный тёзка героя, исполняющий в том числе песни «Doors»), носит с собой записную книжку, куда заносит воспоминания, а кроме того, он известен своей ранней сексуальной активностью. Конечно, постмодернистское ризомное повествование Липскерова имеет очень мало общего с историей рок-звезды Джима Моррисона, но и не включить в ряд «мемориальных» произведений об американском рок-музыканте и поэте роман «Весь этот рок-н-ролл» было бы ошибочным.

В итоге следует отметить, что собственно миф о Моррисоне-поэте, музыканте и пр. не формируется в русском роке и русской литературе, и это совершенно не означает, что Моррисон не повлиял на русскую рок-поэзию. Моррисон - великий мертвец для русской культуры. И с одной стороны, это не странно, так как, видимо, он слишком далёк от магистральных путей исканий русской рок-культуры, с другой же стороны, это указывает на некоторую, прежде всего языковую, отчуждённость русского слушателя. Но это может быть также связано и с мифологизацией смерти самим поэтом [3, c. 81].

В любом случае Моррисон - остаётся одной из самых значимых рок-икон и для русскоязычной публики, является важной частью культурного контекста и одним из символов мирового рок-движения.

Литература

1. Доманский Ю. В. «Тексты смерти» русского рока: Пособие к спецсеминару / Ю. В. Доманский - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2000. - 109 с.

2. Летов Е. Оффлайн / Е. Летов - М.: Выргород, 2017. - 257 с.

3. Ойцевич Г. Без легенды не обойтись: Джим Моррисон в оценке Ярослава Могутина / Г. Ойцевич // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. -2006. - № 8. - С. 78-84.

4. Фролов А. За всё хорошее, против гомофобии и сексизма: почему новый панк-рок отказался от агрессии и селфдестракта - и куда его это привело / А. Фролов // Нож: сайт. - 19 октября 2019. - URL: https://knife.media/punk-rock (дата обращения: 15.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.