Научная статья на тему 'Бизнес-учет и интегрированная отчетность'

Бизнес-учет и интегрированная отчетность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-УЧЕТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ПРОВАЙДЕР / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ ВО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников В.С., Плотникова О.В.

Статья посвящена раскрытию предметной сущности бизнес-учета как важного вида профессиональной деятельности бухгалтерского учета. Цель бизнес-учета заключается в формировании информации о процессах создания стоимости во времени в рамках бизнес-модели организации. Бизнес-учет должен стать механизмом информационного обеспечения и мотивационным элементом подтверждения правильности принятых провайдерами финансового капитала решений при распределении ресурсов и отражении результатов создания стоимости в интегрированной отчетности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-учет и интегрированная отчетность»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.1

бизнес-учет и интегрированная отчетность

в.С. ПЛОТНИКОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов

E-mail: vcplotnikov@yandex.ru Балаковский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

О.В. ПЛОТНИКОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов E-mail: vcplotnikov@yandex.ru Балаковский институт экономики и бизнеса (филиал) Саратовского государственного социально-экономического университета

Статья посвящена раскрытию предметной сущности бизнес-учета как важного вида профессиональной деятельности - бухгалтерского учета. Цель бизнес-учета заключается в формировании информации о процессах создания стоимости во времени в рамках бизнес-модели организации. Бизнес-учет должен стать механизмом информационного обеспечения и мотивационным элементом подтверждения правильности принятых провайдерами финансового капитала решений при распределении ресурсов и отражении результатов создания стоимости в интегрированной отчетности.

Ключевые слова: бизнес-учет, интегрированная отчетность, бизнес-модель, провайдер, финансовый капитал, процесс создания стоимости во времени.

Статья посвящена новому направлению развития одного из сложнейших видов профессиональной деятельности - бухгалтерского учета. В последнее время нередко можно услышать мнение о том, что профессия бухгалтера с развитием компьютерных технологий уходит в прошлое. Такое мнение не только не объективно, но и вредно для экономики страны. Усложнение экономической системы, формирующей рыночные отношения, требует от бухгалтера особого профессионального мышления по вопросам организации бухгалтерского учета, обеспечивающей достоверность финансовой отчетности. Более того, с выходом в свет проекта Международной

концепции интегрированной отчетности1 (проект МКИО) возникла потребность в интегрированном мышлении, способном формировать и пояснять информацию о процессах создания стоимости во времени в рамках обособленного вида учета -бизнес-учета.

Следовательно, в ближайшей перспективе с принятием стандарта по интегрированной отчетности идея создания бизнес-учета должна материализоваться. Именно на это нацеливают разработчики МКИО, говоря о необходимости формирования информации о влиянии факторов способности организации создавать стоимость во времени. При этом, несколько отступая от прямо обозначенной цели, трактуют ее как: «катализа-цию более целостного и эффективного подхода к корпоративной отчетности, который соединит другие ветви отчетности и расскажет о полном ряде факторов, существенно влияющих на способность организации создавать стоимость со временем» (п. 1.3 проекта МКИО).

Смеем утверждать, что любая существующая на сегодня отчетность, особенно управленческая и налоговая, преследует определенные конкретные цели и не имеет той масштабной цели, которая определена в МКИО. Поэтому никакая информация, взятая из других ветвей отчетности, не раскроет данные о полном ряде факторов, существенно влияющих на способность организации создавать стоимость во времени. Пользователь отчетной информации не найдет ни в одном из существующих отчетов комплексной и целостной информации о процессах создания стоимости, даже по отдельным компонентам создания стоимости.

Посмотрим на попытку создания системы интегрированного учета, о которой написаны десятки диссертаций и сотни статей. В большинстве из них сделан акцент на слияние информации управленческого и финансового учета о затратах в структуре себестоимости. Однако даже эта узкоспециализированная задача не привела к выделению системы интегрированного учета. По нашему мнению, разработчики проекта МКИО определяют несколько иную цель, которую можно уточнить следующим образом: консолидация информации с одновременной ее сегментацией по

1 URL: http://ir.org.ru/attachments/article/13/ Standard%20Prototype_rus.pdf.

видам деятельности (по стадиям жизненного цикла) процессов создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах (здесь и далее выделения наши. - Авт.).

Традиционно методологический анализ учетных процедур процессов создания стоимости в динамической концепции сводился к главной задаче - исчислению финансовых результатов в рамках метода имущественного обособления предприятия в балансе. За последнее десятилетие Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) несколько расширяет эту концепцию, в которой под «результатом деятельности» рассматриваются в широком смысле все изменения чистых активов (помимо взносов в капитал и возврата капитала), а не только более традиционная реализованная прибыль. Однако даже такое трактование результатов деятельности организации отражает лишь попытку разработчиков МСФО ввести в оценку результатов деятельности внешние факторы, факторы изменения рыночных условий.

Отмечаем, что в МКИО поставлена фундаментальная задача - информационное обеспечение бизнес-модели о процессах создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Решение этой задачи потребует уточнения концепции финансового, производственного капитала и поддержания капитала и приведения их в соответствие с фундаментальными концепциями МКИО: «Фундаментальные концепции, лежащие в основе интегрированной отчетности <ИО>, вращаются вокруг различных видов капитала, которые организация использует и на которые оказывает влияние, бизнес-модели организации, а также создания стоимости с течением времени» (п. 1.3 проекта МКИО). Ниже подчеркивается: «Бизнес-модель организации является инструментом, с помощью которого она создает свою стоимость. Эта стоимость находит отражение в капиталах, которые компания использует и на которые оказывает воздействие» (п. 1.8 проекта МКИО). При этом: «оценка способности организации создавать стоимость в кратко-, средне- и долгосрочном периодах зависит от понимания связи между ее бизнес-моделью и широким рядом внутренних и внешних факторов» (п. 1.8 проекта МКИО).

В этом и заключается первое принципиальное различие - различие в методологических подходах, определяющих процессы формирования информации. Если МСФО нацеливают на процессы создания информации о прошлых результатах деятельности (ретроспективный подход), то в МКИО превалирует перспективный подход, нацеливая формирование информации на возможности создания стоимости во времени.

Второе различие не менее существенно, оно касается объектов информационного обеспечения. В то время как Концепции МСФО ориентируют пользователей отчетной информации на итоговую стоимость, созданную в рамках деятельности (на результаты деятельности в рамках метода имущественного обособления предприятия в балансе), МКИО выделяют другую предметную область учета - бизнес-модель.

«Бизнес-модель определяется как «система входов, действий по приросту стоимости и выходов, которые направлены на создание стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах» (п. 2.23 проекта МКИО).

Аналогичный подход в определении бизнес-процесса находим в книге профессоров Р.П. Булыги и М.В. Мельник «Аудит бизнеса»: «Бизнес-процесс - это структурный набор видов деятельности в рамках хозяйствующего субъекта, предназначенной для достижения определенного результата. Также можно сказать, что это - совокупность действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая на выходе результат, имеющий ценность для потребителя. Вход бизнес-процесса - продукт, необходимый для выполнения бизнес-процесса, обеспечивается внешним поставщиком, при выполнении процесса вход преобразуется в выход. Выход бизнес-процесса - материальный или информационный объект, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами» [2, с. 110].

Подтверждение обозначенных выше концептуальных подходов находим в статье Д.А. Ендо-вицкого, Н.П. Любушина и Н.Э. Бабичевой, где говорится о развитии «системы моделей и пороговых значений показателей, характеризующих устойчивое развитие организации, их жизненный цикл, риск, связанный с эффективностью

использования ресурсов, что позволит дополнить разработанный комплекс методов оценки, анализа прогнозирования экономической деятельности, направленный на поиск резервов в использовании ресурсов на протяжении жизненного цикла организации» [3, с. 8]. Однако при этом представляется необходимым несколько расширить эту узкоспециализированную цель ресурсоориентированного анализа до рамок интегрированной отчетности.

Цель разработки модели бизнес-учета и интегрированной отчетности заключается в обеспечении провайдеров финансового капитала и других стейкхолдеров информацией, отражающей пороговые значения показателей, характеризующих устойчивое развитие бизнес-модели и этапов ее жизненного цикла создания стоимости во времени с учетом рисков, связанных с эффективностью использования различных видов капиталов, в рамках которых бизнес-модель создает свою стоимость.

Р.П. Булыга и М.В. Мельник, уточняя цель эволюции корпоративной отчетности, утверждают, что «представители новой экономики осуществляют управленческую квантификацию исходя из границ целостных бизнес-процессов, а не собранных под крышей департамента отдельных функций» [2, с. 110].

Посмотрите, насколько это близко к фундаментальной концепции интегрированной отчетности, которая «признает, что стоимость не создается только одной или только внутри одной организации, но:

- на нее оказывают влияние внешние факторы (такие как экономические условия, технологические изменения, общественные вопросы и проблемы окружающей среды), которые создают контекст, в котором организация ведет свою деятельность;

- создается совместно через взаимоотношения с другими (включая работников, партнеров, сети, поставщиков и клиентов);

- зависит от доступности, обеспеченности, качества различных ресурсов и управления ими» (п. 2.1 проекта МКИО).

Далее разработчики МКИО уточняют: «Для целей интегрированной отчетности термин "бизнес-модель" определяется как "система входов, действий по приросту стоимости и выходов,

которые направлены на создание стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах". ... Бизнес-модель существует в центре организации и представляет основы ее деятельности, действуя внутри всеохватывающей архитектуры организации» (пп. 2.23, 2.24 проекта МКИО).

Однако в этих определениях все-таки ощущается давление традиционной концепции представления финансовой корпоративной отчетности. Она, как ее ни критикуют, показывая недостатки, все же неплохо справляется с отражением процессов создания стоимости за отчетный период, в то время как сформулированная цель интегрированного отчета направлена, как мы уже отмечали выше, на: «катализацию более целостного и эффективного подхода к корпоративной отчетности, который... расскажет о полном ряде факторов, существенно влияющих на способность организации создавать стоимость со временем» (п. 1.3 проекта МКИО).

Здесь также упускается весьма важный момент - бизнес-модель организации должна быть структурирована по отдельным ее компонентам, например: бизнес-модель объединения бизнеса, формирующая стоимость консолидированного капитала группы; бизнес-модель создания стоимости нового продукта, структурированная по жизненному циклу его создания; бизнес-модель реконструкции и модернизации бизнеса и т.п.

С учетом этого уточнения можно утверждать, что предметную сферу бизнес-учета определяет бизнес-модель организации, структурированная по отдельным объектам создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах.

Из приведенных выше определений целей бизнес-учета и интегрированной отчетности в бизнес-модели несложно определить основные системные задачи бизнес-учета, каждая из которых требует решения соподчиненных задач:

1) информационное обеспечение системы входа, т.е. системы оценки имеющегося запаса капитала относительно необходимого его объема для устойчивого развития бизнес- модели создания стоимости во времени;

2) информационное обеспечение действий в жизненном цикле преобразования ресурсов (капиталов) в новую стоимость во времени.

По существу, эта задача может успешно решаться и в традиционной системе финансового учета и отчетности; 3) информационное обеспечение выходов бизнес-модели, т.е. информации о том, какие изменения в стоимости различных видов капитала произошли или ожидаются в результате действий по созданию стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Решение этих задач требует и переноса акцентов в профессиональном мышлении бухгалтеров на формирование интегрированного мышления.

«Интегрированное мышление - это способность организации понимать взаимоотношения между ее различными операциональными и функциональными единицами и капиталами, которые организация использует и на которые оказывает воздействие. Интегрированное мышление ведет к интегрированному принятию решений и действиям, фокусирующимся на создании долгосрочной, а также кратко- и среднесрочной стоимости. Интегрированное мышление можно сравнить с тем, что иногда называют «замкнутым мышлением» (silo thinking), в том, что оно учитывает связь и взаимозависимости между целым рядом факторов, которые оказывают существенное влияние на способность организации создавать стоимость с течением времени» (п. 1.17 проекта МКИО).

Интегрированное мышление, по нашему мнению, не только определяет способность организации понимать взаимоотношения между ее различными операционными и функциональными единицами и капиталами, оно гораздо шире. Интегрированное мышление - это способность объединять сопряженные экономические исследования, которые способны объяснить процессы создания стоимости во времени и их значимость в обеспечении устойчивого развития организации. Например, профессор В.И. Бариленко, исследуя проблемы бизнес-анализа, подчеркивает: «Чаще всего проблемы возникают в периоды резких колебаний деловой активности, связанные с изменениями рыночной ситуации, со сменой стадии жизненного цикла самих предприятий или с макроэкономической цикличностью. ... Сегодня принципиально важно определить реальную потребность в конкретных нововведениях и мотивы, которыми следует руководствоваться, принимая

решения об инновациях. Собственно, сам бизнес-анализ признан стать важнейшим элементом механизма, побуждающего предприятия к инновационной активности» [1, с. 203].

К этому можно добавить, что бизнес-учет должен стать механизмом информационного обеспечения, в том числе и бизнес-анализа, призванного стать мотивационным элементом подтверждения или принятия решений провайдеров финансового капитала при распределении ресурсов, необходимых для создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах.

Весьма интересным для формирования интегрированного мышления является исследование Р.П. Булыги и М.В. Мельник по вопросу аудита бизнеса: «В современных условиях информация и знания, понимаемые как непосредственная производительная сила, становятся важным фактором современного хозяйства» [2, с. 81].

Далее вышеназванные авторы приводят весьма существенные характеристики одного из видов капитала - интеллектуального капитала, определяя его в качестве компонента структурного капитала бизнеса, имеющего фундаментальное значение для оценки данного объекта в структуре бизнес-учета. Это ли не подтверждение интеграции сопряженных экономических исследований в достижении общей цели - помощи провайдерам финансового капитала в выработке обоснованных и реальных управленческих решений, обеспечивающих устойчивое развитие бизнес-модели в процессе создания стоимости во времени?

Вот такое понимание интегрированного мышления действительно соответствует МКИО: «Чем больше интегрированное мышления встраивается в бизнес, тем больше вероятность того, что более полное рассмотрение потребностей заинтересованных сторон в настоящее время включено в качестве обычной составляющей ведения бизнеса» (п. 3.18 проекта МКИО).

Вышеприведенные высказывания и другие факторы побудили нас определить процедуры консолидации и сегментации информации по жизненному циклу создания стоимости во времени, присущие бизнес-учету. В то же время следует признать существование широко трактуемого понятия бухгалтерского учета как языка бизнеса.

В нашем исследовании мы бы несколько уточнили эту трактовку: бизнес-учет - это язык бизнеса, отражающий возможности интегрированного мышления объяснить взаимоотношения между различными операционными и функциональными видами деятельности организации и капиталами, которые организация использует и на которые оказывает воздействие, результатом чего является составление интегрированного отчета, отражающего процессы создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах.

Ключевую, можно сказать даже определяющую, роль в конструкции бизнес-учета играет бизнес-модель, в которой бизнес-учет можно обозначить как «систему» входов, действий по приросту стоимости и выхода, который направлен на создание стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах» (п. 2.23 проекта МКИО).

Отсюда, развивая дальше понятие «бизнес-учет», его можно дополнить следующим содержанием: бизнес учет - это информационная система бизнес-модели о процессах создания стоимости и прироста стоимости, отражающая измерение изменений результатов деятельности организаций. В основу этой системы должна быть заложена информация о прогнозных и фактических запасах капитала, необходимых для финансирования процессов создания стоимости, выраженных количественно в виде монетарных обязательств, обеспечивающих финансовую поддержку объектов создания стоимости - монетарных активов. Результатом такой информационной системы отражения действий по преобразованию монетарных активов и обязательств в факты хозяйственной жизни (стоимость заработанного дохода) является составление интегрированного отчета, отражающего изменение всех видов капитала.

На это нацеливают и разработчики МКИО, определяя, что интегрированный отчет «должен определять ключевые капиталы, от которых зависит организация или которые являются для нее источником дифференциации, в той мере, в какой они существенны для понимания устойчивости и жизнестойкости бизнес-модели» (п. 2.26 проекта МКИО).

Попытка экономической интеграции информации бизнес-учета требует изначально анализа того, какой капитал и в каком объеме необходим для имеющихся ресурсов организации, как его можно использовать в бизнес-модели создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочной перспективах. Говоря языком финансового анализа, организация должна представить всю схему финансирования, отражающую, как она прогнозирует использовать финансовый капитал в бизнес-модели создания стоимости в перспективе.

Результаты анализа оценки возможностей использования различных видов капитала должны быть взаимоувязаны с объектами создания стоимости во времени. Иными словами, должен быть сформирован баланс монетарных активов (объектов стоимости) и обязательств (финансирования процессов создания стоимости), обеспечивающих бизнес-модель создания стоимости в перспективе.

Относительно производственного капитала интегрированный отчет должен давать пояснения, какие виды активов необходимо включить в бизнес-модель и как они придают операционную прибыль и эффективность процессу создания стоимости во времени. Кроме того, необходим анализ отвлечения производственного капитала из имеющейся бизнес-модели без ущерба к их устойчивому развитию и жизнеспособности или при их «уничтожении». Следует оценить необходимость и возможность привлечения дополнительного производственного капитала, увязав это со схемой финансирования, т.е. с использованием финансового капитала.

Значимость человеческого капитала должна быть подтверждена анализом ключевых навыков и опыта сотрудников, обеспечивающих использование своих способностей для эффективного создания стоимости. Следует обратить особое внимание на способность человеческого капитала формировать интеллектуальный капитал, являющийся жизненно важным компонентом бизнес-модели создания стоимости во времени. Безусловно, интеллектуальный капитал весьма трудно сформировать полностью, исходя только из способностей собственного человеческого капитала. Необходимо привлечение стороннего интеллектуального капитала в виде патентов и

запатентованных знаний и т.п. Поэтому использование как человеческого, так и интеллектуального капитала должно быть увязано с общей схемой финансирования, т.е. использования финансового капитала.

В той же последовательности можно рассматривать и другие виды капитала (природный, экологический, социальный и т.п.). Главное то, что все виды капитала должны быть четко взаимоувязаны в схеме финансирования, т.е. должно быть отражено использование финансового капитала в бизнес-учете, обеспечивающем информацией бизнес-модель создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах для «информирования провайдеров финансового капитала, занимающихся распределением ресурсов, что будет способствовать созданию как долгосрочной, так и кратко- и среднесрочной стоимости» (п. 1.3 проекта МКИО). Именно поэтому МКИО, определяя пользователей интегрированной отчетности, подчеркивает: «Хотя представление информации в результате интегрированной отчетности принесет пользу ряду стейкхолдеров, она направлена прежде всего на провайдеров финансового капитала, с тем чтобы оказать им поддержку в процессе принятия решений о распределении финансового капитала. Таким образом, целевая аудитория интегрированных отчетов - провайдеры финансового капитала» (п. 1.4 проекта МКИО).

Такой подход мы видим в одной из последних статей профессора В.Ф. Палия, который высказал предположение о том, что «капитал и его оборот есть действительный предмет бухгалтерского учета» [4, с. 97]. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что для бизнес-учета оборот и преобразование различных видов капитала в их взаимосвязи и взаимозависимости - это действительно то, что определяет содержание его предмета.

Стоимость, созданная в бизнес-модели, по большому счету - это приведенная стоимость ожидаемых будущих денежных потоков, определяемых широким рядом внутренних и внешних факторов. Это основное ее отличие от стоимости компании, определяемой на основе потоков прибыли, кратной балансовой прибыли, или результатов прошлых лет. По сути, концепция стоимости в интегрированной отчетности близка по своему

содержанию Концепции экономической прибыли. «В основе Концепции экономической прибыли лежит утверждение, что денежные потоки являются реальной базой для оценки прибыли или убытка, а нереализованная стоимость формирует будущие денежные потоки. Здесь важна сама Концепция: разделить денежные потоки от операционной деятельности и стоимостную составляющую, отражающую изменения в оценке финансовым рынком стоимости будущих ожидаемых денежных потоков от текущих и будущих видов деятельности» [5, с. 116].

Стоимость бизнес-модели ориентирована на будущее и основана на ожидаемых результатах деятельности с учетом имеющихся возможностей и рисков, реально существующих и возможных в будущем. В конечном счете информация о стоимости бизнес-модели должна раскрывать информацию о том, как вновь созданная стоимость возмещает использованный капитал провайдерам финансового капитала.

Комментируя процесс создания стоимости, МКИО обращает внимание на следующие условия:

- как созданная стоимость проявляется в возврате на вложенный капитал, а также в позитивном или негативном влиянии на экономику, окружающую среду и общество. По существу, бизнес-учет должен сформировать информацию по логически взаимосвязанным действиям, выполняемым для достижения определенного выхода бизнес-модели;

- как при создании стоимости создаются или уничтожаются отдельные виды капитала в результате использования капиталов, при их взаимодействии. То есть бизнес-учет должен быть спроецирован на структурирование множества действий в спроектированных для производства объектов стоимости;

- информация о стоимости в бизнес-учете, кроме непосредственно связанной с финансовыми доходами или финансовым приращением капитала, должна быть дополнена широким спектром данных о взаимодействии, деятельности, отношениях, причинах и последствиях внешних факторов рыночных условий, факторов социального и экологического характера. Поясняя это условие, можно сказать, что бизнес-учет определяет стои-

мость в точках входа и выхода бизнес-модели, во временном лаге которых происходит наращивание стоимости, поэтому он должен отразить множество внутренних шагов деятельности, начиная с одного или более входов и заканчивая созданием стоимости, необходимой клиенту и удовлетворяющей его потребностям;

- заключительный этап должен сформировать и консолидировать информацию для интегрированной отчетности таким образом, чтобы ее пользователи могли оценить способность организации создавать стоимость с течением времени, что «представляется через описание того, каким образом организация использовала и планирует использовать различные виды капитала для эксплуатации своей бизнес-модели, а также ее влияния на них и "компромиссов" между этими капиталами в течение различных периодов времени; факторов стоимости организации, рисков и возможностей, которые затрагивают их интересы» [п. 2.24 проекта МКИО).

Таким образом, бизнес-учет должен отразить логические серии взаимосвязанных действий организации, которая использует капиталы (ресурсы) для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для провайдера финансового капитала и потребителя объекта стоимости.

Все виды капитала в той или иной форме являются входами в бизнес-модель организации: «Общий запас различных видов капитала не является постоянным в течение продолжительного времени. Существует постоянный поток между капиталами и внутри капиталов во время их увеличения, уменьшения или преобразования» (п. 2.11 проекта МКИО). Поэтому система входов, действий по приращению стоимости и выходов, цель которых создавать стоимость в жизненном цикле, нуждается в информации о результативности деятельности организации по приросту стоимости и о полученных результатах в контексте возврата на вложенный капитал провайдеров.

Следствием такого подхода в методологии бизнес-учета, анализа и аудита является концепция управления, нацеленная на создание стоимости по отдельным этапам жизненного цикла, предопределяющая выделение ключевых факторов стоимости. Эти факторы включают планирование,

разработку и производство продуктов, которые удовлетворяют потребителей рынка.

Исходя из этого конструирование моделей бухгалтерских записей в бизнес-учете должно быть основано на отражении изменений в структуре различных видов капитала (увеличение или уменьшение), в модели их преобразования из одного вида в другой в жизненном цикле процесса создания стоимости во временных рамках конкретной бизнес-модели организации.

Именно на эти причины, по нашему мнению, указывают разработчики МКИО, подчеркивая, что основными причинами включения модели капиталов в стандарт являются следующие: «Служить частью теоретического обоснования для концепции стоимости. ... Служить в качестве инструмента, позволяющего убедиться, что организации при подготовке интегрированных отчетов рассматривают все формы капитала, которые они используют и на которые влияют» (п. 2.16 проекта МКИО).

Исходя из этого можно сказать, что бизнес-учет должен быть тем инструментом в структуре информационного обеспечения бизнес-модели и в подготовке интегрированных отчетов, который позволяет убедиться, что интегрированные отчеты рассматривают все формы капитала, которые они используют и на которые оказывают влияние.

Различные бизнес-модели создают свою, присущую только им стоимость в различные промежутки времени. Главная задача бизнес-учета -синхронизировать по времени созданную стоимость всех бизнес-моделей и консолидировать информацию в интегрированном отчете, отразив таким образом изменения, произошедшие во всех видах капиталов, как это показано на рисунке, исходя из которого нам представляется возможным структурировать конструирование модели бизнес-учета в несколько логически взаимосвязанных этапов:

1) прогнозирование использования отдельных и в совокупности различных видов капитала для обеспечения устойчивого развития бизнес-модели организации с отражением их в интегрированном балансе в качестве монетарных активов (производственного, человеческого, интеллектуального и т.п.) и монетарных обязательств (схема финансирования объектов создания стоимости);

2) оценка возможности использования имеющихся ресурсов и степени необходимости привлечения стороннего капитала, тем самым отчасти монетарные активы и обязательства преобразуются в факты хозяйственной жизни (активы и обязательства);

3) отражение действий по использованию ресурсов в рамках отдельных бизнес-моделей создания стоимости во времени и действий, обеспечивающих наращивание стоимости капиталов;

4) определение изменений в измерении стоимости отдельных видов капитала на выходе отдельной бизнес-модели;

5) консолидирование и синтезирование во времени информации о создании стоимости и изменении в капиталах в целом по организации с отражением ее в интегрированной отчетности организации.

Главное, на что необходимо обратить особое внимание разработчикам модели бизнес-учета, - это на обеспечение информации провайдеров финансового капитала о распределении ресурсов по объектам жизненного цикла создания стоимости во времени. Поэтому на каждом этапе жизненного цикла создания стоимости должны быть выделены ключевые показатели параметров деятельности, выраженные в качестве монетарных активов и обязательств, участвующих в процессе создания стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. По сути, речь идет о фиксации во временном периоде информации, о создании ценностей на протяжении жизненного цикла, формирующего стоимость бизнес-модели.

Бизнес-учет направлен на создание информации для широкого круга пользователей, но прежде всего - на провайдеров финансового капитала, так как именно долгосрочные инвестиции в бизнес-модель «сопровождаются неопределенностью, которая в свою очередь требует сложных подходов к оценке рисков и возможностей на основе широкого спектра информации о финансовых, операционных, репутационных, правовых, социальных, экологических и политических рисках. Поэтому для интегрированной отчетности требуется более широкий спектр информации, чем тот, который обычно был представлен в традиционной корпоративной отчетности» (п. 2.38 проекта МКИО).

Внешние факторы

Б1, Б2, Б3

Модель бизнес-учета:

£К - входная суммарная стоимость капиталов; . Бп - бизнес-модели, формирующие сегмент интегрированного отчета; ^К + А^К - выходная стоимость капиталов

Принципиально отличительной чертой бизнес-учета, выделяющей его из традиционных видов учета, следует признать перенос акцента в формировании информации на будущее на процессы создания стоимости во времени. Именно этим должно отличаться интегрированное мышление, мышление, способное интегрировать информацию различных экономических исследований, мышление, способное оказать существенную поддержку различным группам стейкхолдеров в

понимании информации, содержащейся в интегрированной отчетности о результатах деятельности по созданию стоимости в кратко-, средне- и долгосрочном периодах.

Список литературы

1. Бариленко В.И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 4. С. 202-207.

2. БулыгаР.П., МельникМ.В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р.П. Булыги. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2013.

3. Ендовицкий Д.А., Лю-бушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория, методология, практика // Экономический анализ: теория и

практика. 2013. № 38 (341). С. 2-8.

4. Палий В. Ф. Определение предмета бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2012. № 5. С.95-98.

5. Плотников В. С., Плотникова О.В. Учет финансовых инструментов как фактор обеспечения достоверности информации о функционировании компании на рынке: монография. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2013.

Reformation of reporting BUSINESS ACCOUNTING AND INTEGRATED REPORTING

Viktor S. PLOTNIKOV, Olesia V. PLOTNIKOVA

Abstract

The article considers the subject essence of business accounting as an important kind of professional activities, i.e. accounting. The purpose of business accounting is to form information on value creation

in time progress within the organization's business model . Business accounting is to become a mechanism to ensure information. It should as well become a motivational element to validate the decisions taken by providers of financial capital, when distributing

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

resources and reflecting results of value creation in the integrated reporting .

Keywords: business accounting, integrated reporting, business model, providers, financial capital, value creation

References

1. Barilenko V.I. Biznes-analiz kak vazhnyi vid konsaltingovykh uslug [Business analysis as an important form of consulting]. RISK: Resursy, informatsiia, snabzhenie, konkurentsiia - RISC: Resources, information, supply, competition, 2012, no. 4, pp. 202-207.

2. Bulyga R.P., Mel'nik M.V. Audit biznesa. Praktika i problemy razvitiia: monografiia [Audit of business. Practice and problems of development]. Moscow, IUNITI-DANA Publ.

3. Endovitskii D.A., Liubushin N.P., Babicheva N.E. Resursoorientirovannyi ekonomicheskii analiz: teoriia, metodologiia, praktika [A resource-based economic analysis: theory, methodology, practice]. Ekonomicheskii analiz: teoriia i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 38, pp. 2-8.

4. Palii V.F. Opredelenie predmeta bukhgalter-skogo ucheta [Defining the subject of accounting].

Bukhgalterskii uchet - Accounting, no. 5, 2012, pp.95-98.

5. Plotnikov V.S., Plotnikova O.V. Uchet fin-ansovykh instrumentov kak faktor obespecheniia dostovernosti informatsii o funktsionirovanii kompa-nii na rynke: monografiia [Accounting of financial instruments as a factor to ensure the reliability of information on the company's functioning in the market]. Moscow, Izdatel'skii dom "FINANSY i KREDIT" Publ., 2013.

Viktor S. PLOTNIKOV

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration (RANEPA),

Balakovo Branch, Balakovo, Saratov region,

Russian Federation

vcplotnikov@yandex.ru

Olesia V. PLOTNIKOVA

Balakovo Institute of Economics and Business

(branch), Saratov State Socio-Economic University,

Balakovo, Saratov region, Russian Federation

vcplotnikov@yandex.ru

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» ИнфорМИруеТ

о продолжении подписки на I полугодие 2014 г.

Все издаваемые журналы и отдельные статьи, публикуемые в наших изданиях, доступны и в электронном виде на сайте интернет-магазина www.dilib.ru.

По всем вопросам подписки либо приобретения предыдущих выпусков журналов

обращаться в отдел реализации.

(495) 989-96-10 podpiska@fin-izdat.rn

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.