Научная статья на тему 'Бизнес-сессия как инструмент разработки стратегии компании'

Бизнес-сессия как инструмент разработки стратегии компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / БИЗНЕС-СЕССИЯ / STRATEGIC SESSION / СЕМИНАР / SEMINAR / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ / МОДЕРАТОР / MODERATOR / BUSINESS-SESSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черных А.В., Ткаченко Юлия Александровна

Бизнес-сессия часто является наиболее эффективным способом разработать стратегию развития компании. Организованная и специальным образом структурированная дискуссия в рамках рабочей группы позволяет в короткий срок получить нужный результат. Стратегические сессии начали использовать 10-15 лет назад ведущие мировые компании. Основное преимущество этого подхода в том, что в разработку и реализацию стратегии руководством компании вовлекаются руководители, ведущие и наиболее активные специалисты компании. Таким образом, максимально реализуется весь потенциал развития компании. По результатам сессии разрабатывается стратегический план развития компании, и определяются направления для дальнейших действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business-session as the tool of development of strategy of the company

Business-session often is the most effective way to develop strategy of progress of the company. Special image the structured discussion within the limits of working group allows in short timeframe to receive the necessary result. Strategic sessions have started to use 10-15 years ago the leading world companies. The basic advantage of this approach that in development and realization strategy the company management involves the heads leading and the most active experts of the company. Thus, at the most all potential of progress of the company is realized. By results of session the strategic plan for development of the company is developed and directions for the further actions are defined.

Текст научной работы на тему «Бизнес-сессия как инструмент разработки стратегии компании»

А.В. ЧЕРНЫХ кандидат экономических наук, эксперт ООО «Сайнер»

Ю.А. ТКАЧЕНКО кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова'

Бизнес-сессия как инструмент разработки стратегии компании

Что представляет собой стратегия? Какого-то одного общепризнанного определения стратегии сегодня не существует. Многие ученые и практики рассматривают процесс определения целей и задач как неотъемлемую часть стратегии, в то время как другие проводят между ними четкое разделение.

Под стратегией мы понимаем целенаправленно создаваемый образ действий компании и ее структурных подразделений, позволяющий ей отличаться от компаний-аналогов и конкурентов и достигать долгосрочных целей. Стратегия содержит формулировки, касающиеся сферы деятельности, ресурсов, конкурентных преимуществ и структуры предприятия с учетом взаимосвязанности элементов или синергии.

Одним из эффективных инструментов для генерации креативных идей, определения стратегии развития компании является стратегический семинар (бизнес-сессия).

Стратегический семинар - это форма групповой работы с участием ключевых руководителей и сотрудников компании, направленная на совместную разработку стратегически значимых решений организации, вовлеченность сотрудников в процесс и предполагающая организационное и методологическое сопровождение со стороны профессионального модератора.

Для участия в стратегической сессии могут быть приглашены генеральный директор и топ-менеджмент компании, представители акционеров, руководители структурных подразделений по различным направлениям деятельности, а также «перспективные» сотрудники. Оптимальное количество участников стратегического семинара - от 12 до 18 человек. Такая численность позволяет работать быстро, слаженно, не тратить время на заслушивание каждого участника, на неконтролируемые дискуссии.

Основными целями проведения бизнес-сессии при разработке стратегии являются:

' Ткаченко Юлия Александровна, e-mail: tkach_v@mail.ru

•выработка, генерация конкретных идей, принятие единых стратегических решений и позиций всеми членами команды;

•разработка и принятие документов, определяющих работу компании на определенный период;

•оптимизация бизнеса с учетом требований времени, рынка и клиентских потребностей;

•развитие корпоративной культуры управления, мышления и сплочения команды.

Подготовка и проведение стратегической сессии может осуществляться двумя способами:

•группой внутренних консультантов компании;

•специалистами тренинговых, коучинговых и консалтинговых компаний.

Исходя из опыта работы консалтинговой компании «Сайнер», подготовку и проведение стратегической сессии можно разделить на этапы, приведенные на рис. 1.

Остановимся подробнее на каждом этапе.

1. Стратегический анализ и диагностика текущего состояния компании.

На этом этапе выполняются следующие работы: •проведение интервью с топ-менеджментом и ключевыми сотрудниками компании, изучение регламентирующих документов и других предоставленных материалов, анализ показателей деятельности компании за предыдущие периоды;

•анализ сильных и слабых сторон компании, угроз и возможностей (SWOT), идеологии компании, PEST-анализ;

•изучение, анализ и обобщение необходимого методического и отраслевого опыта, «лучших практик» ведущих российских и зарубежных компаний;

•разработка программы проведения стратегического семинара, определение состава участников;

•разработка методологических и презентационных материалов для проведения стратегической сессии.

Также на диагностическом этапе определяется список всех участников стратегического семинара, которым раздаются правила участия, программа его проведения, методологические материалы для

2. Проведение стратегического семинара

Рис. 1. Этапы подготовки и проведения стратегического семинара.

ознакомления. Целесообразно в этих материалах перед началом мероприятия определиться с основными понятиями, дать определения, что такое стратегическая сессия, какова миссия компании, ее доля рынка на рынке, в чем идеология организации, какими инструментами стратегического управления и планирования предприятие оперирует, привести опыт крупных компании данной отрасли1.

Всех участников стратегической сессии можно разделить на несколько групп по направлениям деятельности (например, финансы, клиенты, производство, персонал). При этом в каждой группе должны присутствовать не только узкопрофильные специалисты по направлению работы данной группы, но и сотрудники направлений работы других групп.

Например, группа «Финансы» должна включать не только финансистов и экономистов, но и технических специалистов, сотрудников по продажам продукции, товаров, услуг, по управлению персоналом. Это необходимо для сбалансированности потребностей и возможностей компании при разработке стратегических целей, исключения перекосов в одно из направлений.

2. Проведение стратегического семинара.

Обычно семинар проводится в течение одного-двух рабочих дней с перерывами на кофе-паузы и полноценный обед. Однако возможно и проведение серии стратегических семинаров, если вопросы, поднимаемые на них, требуют более длительной проработки и обсуждения.

Желательно, чтобы стратегический семинар проводился не в офисе компании. Это необходимо для полного отвлечения сотрудников от повседневной работы, активной работы участников группы, генерации идей. Поэтому эти мероприятия назначаются, как правило, на последний рабочий день недели.

Стратегической сессией, как правило, управляет модератор, от профессионализма которого зависит, насколько успешна будет работа всех участников семинара. Модератор управляет динамикой группы, нейтрализует сопротивление отдельных деструктивно-активных участников, вызывает интерес к работе у тех, кто не вовлекается2.

Привлечение независимого модератора обеспечивает непредвзятость и увеличивает шансы найти, услышать и проработать здравые идеи, даже если они идут в противоречие с идеями руководства компании.

В ходе проведения бизнес-сессии модератором инициируется обсуждение следующих вопросов:

•разработка миссии и идеологии компании, место компании на рынке, в конкурентной среде;

1

http://bzzn.ru/article/Strategicheskaya sessiya Moschnii instrumentarii dlya generatsii idei.

2 http://www.ritaivanova.ru/articles/strateg sessia.

•обсуждение сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, сформированных в ходе этапа диагностики текущего состояния компании;

•выявление конкурентных преимуществ компании; •разработка новых направлений развития бизнеса; •разработка стратегических целей компании и подразделений, выявление причинно-следственных связей между ними, определение ответственных за достижение разработанных целей;

•определение ключевых показателей эффективности, оценивающих достижение стратегических целей;

•каскадирование стратегии на структурные подразделения компании и до каждого сотрудника, трансформация стратегии в оперативные планы, создание новых концепций и выработка инициатив;

•формирование портфеля проектов, реализация которых направлена на достижение желаемых результатов в деятельности компании;

•принятия плана работы на ближайшую и длительную (до 5 лет) перспективу.

В процессе обсуждения целесообразно выносить вопросы и результаты работы групп на листы ватмана (или флип-чарты), которые можно в дальнейшем использовать для анализа и подведения итогов.

3. Подведение итогов стратегического семинара и подготовка документов.

Сразу после проведения стратегического семинара необходимо проанализировать результаты работы групп, подготовить рекомендации, выводы, оформив их в отдельный рабочий документ. На этот этап может уйти от недели до месяца, в зависимости от сложности поднятых на семинаре вопросов.

Данный документ должен содержать:

•уточненную идеологию компании (миссия, ценности, видение), описание позиции компании на рынке и существующих угроз бизнесу;

•иерархию (дерево) стратегических целей на средне- или долгосрочную перспективу с указанием ответственных лиц за их достижение, причинно-следственные связи между стратегическими целями (стратегические карты компании и руководителей);

•перечень или «дерево» ключевых показателей, оценивающих достижение стратегических целей компании, с описанием методики их расчета и целевых значений на период планирования;

•перечень проектов, нацеленных на реализацию разработанных стратегических целей, с описанием их результатов и основных параметров;

•дополнительные рекомендации модератора и группы консультантов, обеспечивших проведение стратегической сессии и участвовавших в анализе результатов работы.

Таким образом, к преимуществам проведения стратегического

о

семинара (бизнес-сессии) относится следующее :

•в разработке стратегии принимают участие те сотрудники, кто действительно заинтересован в этом процессе и кому это необходимо;

•разработка стратегии происходит с использованием результатов диагностики текущего состояния компании, что позволяет участникам сессии, модератору и консультантам учитывать особенности бизнеса компании, а не основываться только на общетеоретических положениях;

•форма проведения бизнес-сессии позволяет «извлечь запасы» стратегических идей, накопленных акционерами и менеджерами компании, при этом практически каждая идея проходит всестороннюю оценку;

•модератор и привлеченные консультанты, как незаинтересованная третья сторона, могут объективно оценить качество предлагаемых идей и их соответствие общепринятым правилам разработки стратегии;

•в ходе стратегической сессии формируется консолидированное мнение заинтересованных сотрудников по ключевым вопросам, устраняются противоречия между ожиданиями сотрудников и акционеров;

•участники семинара получают теоретические знания и практические примеры их использования, достаточные для дальнейшей самостоятельной работы над стратегией;

•по итогам семинара акционеры, топ-менеджмент и наиболее активные сотрудники компании могут оценить креативный потенциал друг друга, способность обоснованно высказывать и грамотно формулировать свои мысли.

В заключение хотелось бы отметить, что стратегический семинар -современный гибкий инструмент, позволяющий оптимизировать все бизнес-процессы в компании, быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, заранее прогнозировать возможные угрозы, принимать взвешенные, выверенные, грамотные решения по адаптации предприятия в изменяющейся бизнес-среде.

Черных А.В., Ткаченко Ю.А. Бизнес-сессия как инструмент разработки стратегии компании. Бизнес-сессия часто является наиболее эффективным способом разработать стратегию развития компании. Организованная и специальным образом структурированная дискуссия в рамках рабочей группы позволяет в короткий срок получить нужный результат.

Стратегические сессии начали использовать 10-15 лет назад ведущие мировые компании. Основное преимущество этого подхода в том, что в разработку и реализацию стратегии руководством компании вовлекаются руководители, ведущие и наиболее активные специалисты компании. Таким образом, максимально реализуется весь потенциал развития компании. По результатам сессии

http://www.iteam.ru/publications/strategv/section 17/article 4045/.

разрабатывается стратегический план развития компании, и определяются направления для дальнейших действий.

Ключевые слова: стратегия, бизнес-сессия, семинар, стратегическая сессия, модератор.

Chernykh A.V., Tkachenko Y.A. Business-session as the tool of development of strategy of the company. Business-session often is the most effective way to develop strategy of progress of the company. Special image the structured discussion within the limits of working group allows in short timeframe to receive the necessary result.

Strategic sessions have started to use 10-15 years ago the leading world companies. The basic advantage of this approach that in development and realization strategy the company management involves the heads leading and the most active experts of the company. Thus, at the most all potential of progress of the company is realized. By results of session the strategic plan for development of the company is developed and directions for the further actions are defined.

Key words: strategy, business-session, seminar, strategic session, a moderator.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.