Научная статья на тему '\ бизнес с нуля \ машиноместо Вячеслава Зубарева'

\ бизнес с нуля \ машиноместо Вячеслава Зубарева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
569
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ бизнес с нуля \ машиноместо Вячеслава Зубарева»

Бизнес Вячеслава Зубарева начался не просто с нуля, а буквально вырос из пепла - после пожара на заводе двигателей ОАО «КамАЗ». ТрансТехСервис - крупнейший региональный дилер по продаже иностранных автомобилей в России.

___2___

Алена

АХМАДУЛЛИНА

Машиноместо

Несчастье помогло

Случайность, помноженная на халатность, обернулась в 1993 году страшным пожаром на заводе двигателей ОАО «КамАЗ». Узнав о том, что его родной завод в огне, Вячеслав ринулся туда. Вряд ли он мог чем-нибудь помочь, но и усидеть дома не сумел.

Трудовая биография Вячеслава Зубарева к этому времени имела только один пункт остановки: завод двигателей КамАЗа. Окончив в 1976 году школу в Златоусте, он поступил в Челябинский политехнический институт. На распределение выпускников прибыл представитель КамАЗа, и выбор молодого специалиста по автомобилям и тракторам был сделан. «У нас глаза загорелись: бурная стройка, самый крупный в Европе завод!» - вспоминает Вячеслав Викторович.

Начав мастером арматурного цеха, Вячеслав поднялся по карьерной лестнице до должности начальника производственного комплекса «Мотор-1», а к моменту пожара

уже почти два года трудился начальником отдела маркетинга. Завод восстанавливался долго, но когда стало очевидно: в прежнем виде его не будет, Вячеслав Зубарев отправился в самостоятельное плавание.

Свое дело у него уже существовало: компания «ТрансТехСервис» (ТТС) была зарегистрирована в Набережных Челнах еще в октябре 1992 года. Но развивать идеи было некогда: основная работа отнимала все время. Вялотекущая деятельность ТТС, может, вскоре сошла бы на нет, но пожар на заводе стал движущей силой, тем самым несчастьем, которое помогает.

Заниматься решил, разумеется, автомобилями. Продавать в Челнах машины -все равно, что печь в Туле пряники. Но Зубарев знал, чем «взять» клиента: «Я хотел заниматься не только куплей-продажей, как все, а уделять внимание сервису: сам ездил на «жигулях» и постоянно сталкивался с наплевательским отношением к клиенту. Я точно понимал, как не надо

делать, и взял за правило принцип: интересы клиента превыше всего». Оставалось собрать команду. В фирму, у которой нет ничего, кроме идеи, люди пойдут только благодаря авторитету лидера, которому доверяют. Костяк ТТС сформировался из личных знакомых Вячеслава Зубарева. Директор управляющей компании ТТС Тагир Ибрагимов работал со своим будущим шефом на КамАЗе. В отношении своего подчиненного Зубарев соблюдает принцип: «Не вмешивайся в дела, если поручил их заместителю». Вместе коллеги уже шестнадцатый год.

Цели ставили масштабные, работали, не считаясь с тем, выходной или праздник на календаре, раннее утро или поздний вечер за окном - камазовская закалка. С заводом ТТС связывали теперь деловые нити. Автосборочный завод по-прежнему работал, но машины выпускали без двигателя.

Вокруг КамАЗа в то время суетилась масса кооперативов по скупке и ремонту

Вячеслава Зубарева

двигателей. В ТТС тоже чистили, мыли, заново собирали старые агрегаты. Успех был невелик: «Камазы» и так не очень хорошо расходились, а тут еще и качество страдало, восстановленный двигатель - не чета новому.

Практически не видели «живых» денег. «Жигули» меняли на двигатели, которые ставили на «Камазы», «Камазы» отдавали за мебель, мебель - за телевизоры. Тагир Ибрагимов вспоминает, что иногда к концу месяца фирма подходила без копейки прибыли, зато, например, с энным количеством ящиков вина - последнее звено очередной цепочки натурального обмена.

Молодая фирма занималась и легковыми автомобилями. Постепенно это направление стало ведущим и единственным.

Сейчас у ТТС кредитная история без белых (и темных) пятен и внушительный кредитный портфель; только в Сбербанке компания заняла 600 млн. руб. А тогда Зубарев стучался буквально в каждый банк Казани

и Набережных Челнов, рассказывал о планах, «производил впечатление», по его собственным словам. Первые кредиты были взяты под честное слово.

Первые продажи - порядка десяти «Ва-зов» в месяц. Но к клиентам относились так, будто те покупали как минимум «Бентли»: обзванивали их, рассылали письма, все контакты заносили в специальный журнал.

Шли разными путями. Работали с компаниями, которые брали машины якобы для экспорта, но продавали их на российском рынке. Скупали те автомобили, что изначально вывозились за рубеж, но, будучи не проданными, возвращались из «эмиграции».

На АвтоВАЗ прямого выхода не было: он реализовывал свою продукцию через собственную фирменную сеть, не подпуская к себе «чужаков». В 1994 году на тольят-тинском предприятии случился кризис, завод под завязку оказался набит авто. Только тогда руководство дало добро продавать машины фирмам со стороны.

На большой дороге

«Это случилось при перегоне автомобилей из Тольятти в Набережные Челны, — рассказывает Тагир Ибрагимов. — Местные бандиты остановили автокавалькаду и предложили сделку, от которой «нельзя было отказаться»: оставить им одну машину. Водитель, старший колонны, человек то ли сверхответственный, то ли отчаянно безрассудный, уперся: материальную ценность не брошу, за нее расписывался и отдать не могу. В результате в заложниках оказались и машина, и шофер». Именно за водителя переживал, по его собственным словам, Вячеслав Зубарев, отправляясь в Тольятти на переговоры с криминальными элементами. Страшно ли ему было одному (такое условие было поставлено) ехать на эту встречу, как он смог уладить дело с автотеррористами, не известно. Но в Набережные Челны вернулись и Зубарев, и машина, и водитель.

Вячеслав Викторович — руководитель строгий, но и «много шума из ничего» не

| ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №0£ (82) £009 | реальный сектор

бизнес с нуля

устраивает. «Он никогда не переходит грань, всегда выслушивая оппонента, - отмечает Тагир Ибрагимов, директор управляющей компании ТТС. - Он может повысить голос, но скорее для того, чтобы вывести человека из какой-то ситуации, тупика, подвигнуть его сделать еще больше».

Правила движения

С середины девяностых фирма замахнулась на сотрудничество с иностранными компаниями. Вячеслав Зубарев знал: если не стучаться в двери, вам не откроют. «Мы рассылали письма, ездили на переговоры, смотрели, изучали, - вспоминает он. - Мы еще были мало знакомы с правилами бизнеса, только учились действовать не по наитию, не исходя из наших «хочу — не хочу», а в соответствии с мировым автомобильным опытом».

Hyundai - первая компания, с которой ТТС всерьез начал сотрудничать. В настоящее время он является официальным дилером 20 известных автопроизводителей, среди которых BMW, Land Rover, Volvo, Toyota, Chevrolet, UZ-Daewoo.

У самого Зубарева сейчас две машины, обе - марки BMW. Наш герой любит ездить быстро - если есть настроение и хорошая дорога, его рабочая скорость может достигать 200 км/ч. Но лихачества не терпит: «Предпочитаю передвигаться скоро, но не безрассудно. Если кто-то обгоняет, уступаю, не переживая, что меня обошли. Иногда вовсе нет настроения газовать: ведешь вальяжно, думаешь, разговариваешь».

Компания же в своем развитии скорость не сбавляла. 11 июля 1996 года заложили камень в основание офиса ТТС в Набережных Челнах, запустили первый участок по рихтовке и покраске. В 1 998-м открыли первый автосалон в Казани, вышли на авторынок региона как официальный дилер BMW и к 2000 году уже продавали в столице Татарстана эту марку. Одним из показа-

телей успеха стало и сотрудничество фирмы со Сбербанком.

В 2007 году пятнадцатилетие ТТС отмечал с солидным багажом. 48 автосалонов компании работают в городах Татарстана, в Уфе, Ижевске, Чебоксарах, Кирове, Оренбурге, Йошкар-Оле. Сегодня это крупнейший региональный дилер по продаже иностранных автомобилей в России: каждый 68-й автомобиль в стране приобретается именно здесь. Компания в прошлом году продала 26235 машин (в том числе 24080 иномарок), ее годовой оборот составил $650 млн.

По итогам 2007 года ТрансТехСервис занял 143-е место среди 200 крупнейших непубличных компаний России, по версии журнала Forbes; был признан Российским обществом автомобильных дилеров лучшей региональной компанией.

ТТС - это две с половиной тысячи рабочих мест. В числе сотрудников — и дети самого Зубарева. Сын Даниил после окончания КГФЭИ работает в департаменте по закупке сопутствующих товаров и аксессуаров. Дочь Мария вернулась из Голландии: она училась в Роттердамской высшей экономической школе. За пять лет получила образование маркетолога и логистика. Позже — диплом психолога, работает начальником одного из подразделений компании.

О карьере младшей, девятилетней дочки бизнесмен еще не задумывается. Речи о заграничном образовании не идет. «До определенного возраста детей нужно растить в родительском доме», - уверен Вячеслав Зубарев. А пока Лена занимается плаванием и радует отца упорством и закалкой.

Сам Вячеслав Викторович предпочитает беговые и горные лыжи, большой и настольный теннис. И коллектив свой «спортивным вирусом» заразил: на соревнования по футболу и волейболу съезжаются команды фи-

лиалов из разных городов. Зубарев в состязаниях не участвует: считает, что это не совсем корректно, да и непредсказуемый режим дня мешает тренировкам.

Вячеслав Викторович — депутат Госсовета республики Татарстан. Мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков рассказывает: «Это депутат, который живет не по принципу: «Завтра выборы, поэтому сегодня встречусь с избирателями», а исходит из обратной формулировки: «Меня избрали эти люди, значит, я должен знать их чаяния, их проблемы и по возможности помогать им».

Когда грянул дефолт 1998 года, ТТС занимался иностранными автомобилями и все платежи вел в долларах. Более трехсот машин было продано в кредит. Всех, кто оказался в офисе, тогда посадили на телефоны: обзванивать клиентов, взявших машины в рассрочку. Удивительно, но в ближайшие месяцы почти 90% клиентов расплатились за автомобили!

Как удастся преодолеть нынешнюю ситуацию, не известно. Пока — по инерции — есть спрос и продажи. Но в ноябре 2008 года они уже сократились на 25% по сравнению с этим же периодом 2007-го. ТТС приостановил 22 проекта, находившиеся в разных стадиях завершения. Кредиты получать все труднее: компания продолжает сотрудничать с десятью банками, но стоимость заемных ресурсов везде выросла.

Особенно тревожит Вячеслава Зубарева нынешний январь — месяц традиционного финансового спада: «Мы настолько зависим от окружающего мира, что зарекаться не может никто. Надеемся, что краха предприятия не произойдет. По крайней мере, наш черед наступит тогда, когда обанкротятся три четверти предприятий. Мы более устойчивы, и наша задача - не допустить самого худшего, ресурсы для этого есть».

Мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков (слева), гендиректор BMW Group Russia Кристиан Кремер, Вячеслав Зубарев на открытии салона ТТС

Компания «ТрансТехСервис» - это 48 автосалонов и 2,5 тысячи рабочих мест

реальный сектор | ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №Qg (82) 2009 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.