БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ И.Ю. Стеблюк, магистрант
Научный руководитель: П.В. Трифонов, канд. экон. наук, доцент Финансовый университет при правительстве Российской Федерации (Россия г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10449
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к пониманию понятий «цифровая трансформация», «управление бизнес процессом». Приведена актуальность процесса цифровой трансформации бизнес-процессов. В статье определено, что для цифрового преобразования, организации необходима четкая стратегия, которая соединяет разрывы между различными объектами, включая людей, отделы, информацию, процессы и технологии.
Внедрение цифровых технологий меняет наше общество в геометрической прогрессии. Геометрическая прогрессия стала новой формой линеарного развития. В то время как многие лишь постепенно начинают осознавать этот переход, в игру вступает новый фактор, который влечет за собой еще одну несоизмеримо более сильную волну изменений - искусственный интеллект. Также было определено, что для полноценной трансформации бизнес-процессов необходимо осуществить следующие пять этапов: результат, анализ, расставление приоритетов, публикация, развертывание.
Ключевые слова: цифровая трансформация, бизнес-процессы, искусственной интеллект, BPM.
Несмотря на растущую склонность к преимуществам, которые дает цифровое преобразование, поиск правильного подхода к использованию цифрового преобразования в его истинной сущности все еще остается сложной задачей для многих компаний.
Цифровая трансформация радикально меняет глобальный бизнес-ландшафт. Руководители предприятий практически во всех отраслях используют ключевые рычаги цифровой трансформации, включая социальные платформы, мобильность, облако и аналитику, чтобы повысить производительность и охват клиентов для своего бизнеса. Принятие и использование таких разрушительных технологий в нужное время и в нужном месте позволяет организациям повысить гибкость бизнеса, повысить качество обслуживания клиентов и определить новые возможности для бизнеса [1].
Цифровая трансформация является важной темой для компаний во всем мире. Обычно это дискуссии о продвинутой аналитике, социальных сетях, мобильной связи или подобных явлениях. Таким обра-
зом, ИТ стало тесно связано с деловым миром. Компании, которые намереваются развивать свои цифровые возможности, то есть способность генерировать ценность для бизнеса, должны участвовать в одновременном (ре) проектировании как технологических бизнес-процессов, так и определённых бизнес-требований, чтобы добиться успеха.
По мере развития технологий организации во всех отраслях сталкиваются с жесткой конкуренцией. тобы выжить на рынке и оставаться конкурентоспособными, организации должны принять цифровую эпоху и определить пути оптимизации внутренних бизнес-процессов с целью снижения затрат и увеличения доходов. Оптимизация бизнес-процессов может быть реализована с помощью программного обеспечения для управления бизнес-процессами.
Цифровая трансформация охватывает весь мир и напрямую связана с примерно 20% мирового ВВП. Это не следует недооценивать, так как это способ повысить эффективность и конкурентоспособность
бизнеса. Действительно, автоматизация процессов растет на 60% в год [2].
Цифровую трансформацию можно рассматривать как третью стадию охвата цифровых технологий: от цифровой компетенции до использования цифровых технологий. Стадия трансформации означает, что цифровое использование по своей сути позволяет создавать новые виды инноваций и творчества в определенной области, а не просто усиливать и поддерживать традиционные методы.
Управление бизнес-процессами - это сложная процедура анализа бизнес-процессов и их автоматизации с помощью
программного обеспечения для автоматизации рабочих процессов.
Управление бизнес-процессами (ВРМ) -это область, в которой цифровое преобразование может сыграть ключевую роль. Однако во многих организациях существует множество недоразумений относительно того, как добиться цифровой трансформации в управлении бизнес-процессами [3].
Существует множество методов, приемов и инструментов для поддержки проектирования, принятия, управления и анализа операционных бизнес-процессов. Обычно процедура состоит из следующих этапов (рис. 1).
1. Анализ
3. Выполнение
5. Техническое обслуживание
Моделировани е
4. Мониторинг
6. Оптимизация
Рис. 1. Этапы управления бизнес-процессами
Понимание значения и ценности каждого из вышеуказанных шагов необходимо для продвижения вперед. При изучении наилучшей тактики автоматизации процессов и создании проекта плана автоматизации необходимо учитывать особенности отрасли, а также особенности бизнеса. Работа с шаблонами рабочих процессов, примерами рабочих процессов и профессиональным консультантом по управлению бизнес-процессами может оказаться жизненно важной на этапе планирования.
Чтобы обеспечить цифровое преобразование, организации требуется четкая стратегия, которая соединяет разрывы между различными объектами, включая людей, отделы, информацию, процессы и технологии.
Далее приведем основные элементы цифровой трансформации бизнес-процессов (рис. 2) [4].
Реализация
Рис. 2. Основные элементы цифровой трансформации
2
Реализация. Чтобы обеспечить успешную стратегию, организации должны иметь четкое представление о том, как все происходит / изменяется в их областях бизнеса. Необходимо изучить конкурентов, а также провести анализ рынка.
Результат. Результатом этого этапа будет решение о том, нужно ли переходить на цифровое преобразование или нет с необходимой подтверждающей документацией.
Анализ. Необходимо провести углубленный анализ того, что организации могут лучше выполнять с текущими бизнес-процессами. Необходимо тщательно изучить существующие процессы и понять сильные стороны технологий, которыми они в настоящее время обладают. На основе этой информации необходимо определить, какие технологические достижения могут быть приняты для обеспечения положительных изменений в бизнесе.
Признание. В процессе цифровой трансформации организациям необходимо определить изменения, которые они могут внести в процессы/бизнес, чтобы сделать его лучше. Эти изменения включают действия, утверждения, документацию, взаимодействия, сообщения, напоминания, обновления статуса и т. д. Для этого необходимо выполнить множество действий, таких как [5]:
1. Изучение существующих бизнес-процессов. Определить, как исключить бумажные входные и исходные данные, обновления статуса, напоминания.
2. Вовлечение ключевых заинтересованных сторон (клиенты, партнеры, сотрудники).
3. Изучить инновационные технологии. Изучить последние технологические инновации и их использование и как они могут помочь в бизнесе.
4. Определить технологии, технические продукты, которые можно использовать в бизнесе.
5. Пересмотреть и совершенствовать продукт, сервисные предложения, если требуется, даже бизнес-модель.
Расстановка приоритетов. Организациям необходимо переосмыслить выявленные изменения, провести анализ затрат и выгод, оценить возможности, ресурсы, бюджеты и т. д., а затем на основе этого они должны расставить приоритеты.
Внедрение. Этот этап относится к реализации изменений. Он включает в себя получение необходимых бюджетов, определение групп, ответственных за внедрение, перепроектирование процессов с выявленными изменениями и выполнение технической реализации с использованием идентифицированных технологий и технических продуктов.
Развертывание. Последний шаг в структуре заключается в том, чтобы сделать новую систему доступной для использования. Это также включает разработку четкого плана развертывания с четко определенными ролями, обязанностями и сроками.
Таким образом, цифровое преобразование - это новый этап в управлении бизнес-процессами, и оно меняет способ ведения бизнеса. Используя цифровую трансформацию, организации могут оптимизировать свои существующие операции, изучать новые возможности для бизнеса, расширять сферу своей деятельности и получать ценные сведения для принятия правильных решений, которые помогают улучшить качество обслуживания клиентов.
Бизнес-процессы в наш век цифровой трансформации не только занимаются внутренними процессами, но и учитывают ожидания клиентов нового поколения. Управляемый клиентами, поддерживаемый ИТ-отделом и обладающий эффективными процессами, преобразованный в цифровую форму ВРМ позволяет повысить эффективность бизнеса и качество
обслуживания клиентов. Библиографический список
1. Роджерс Д. Цифровая трансформация. - М.: ЛИТЕКО, 2017. - 344 с.
2. Федорова Г. Цифровая экономика // Стратегия. - 2017. - № 3 (28). - С. 86-87.
3. Симонов Н. Каждая четвертая компания потерпела неудачу в цифровой трансформации // Директор информационной службы. - 2017. - №9. - С. 6.
4. The 2017 State of Digital Transformation, Brian Solis. URL: https://marketing.prophet.com/acton/ media/33865/altimeter — the-2017-state-of-digital-transformation?
5. Gerbert van den Berg, Paul Pietersma Key Management Models. The 75+ models every manager needs to know. - Pearson. 2015. - 326 p.
BUSINESS PROCESSES IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION I.Yu. Steblyuk, graduate student
Supervisor: P.V. Trifonov, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. The article discusses the main approaches to understanding the concepts of "digital transformation", "business process management". The relevance of the process of digital transformation of business processes is given. The article defines that for digital transformation, an organization needs a clear strategy that bridges the gaps between different objects, including people, departments, information, processes and technologies.
The introduction of digital technology is changing our society exponentially. The geometric progression has become a new form of linear development. While many are only gradually beginning to realize this transition, a new factor comes into play, which entails another disproportionately stronger wave of changes - artificial intelligence. It was also determined that for the full transformation of business processes it is necessary to carry out the following five stages: result, analysis, prioritization, publication, deployment.
Keywords: digital transformation, business processes, artificial intelligence, BPM.