Самофалов В.И.,
доктор экономических наук, профессор кафедры «Международные экономические отношения» РГЭУ (РИНХ) Эл. почта: [email protected] Саттарова Е.Ф.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международные экономические отношения» РГЭУ (РИНХ)
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ФИРМЫ
Интенсивная интеграция России в мировое экономическое пространство потребовала использования современных методов организации внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, ориентированных на использование процедур бизнес-планирования. В настоящей работе обосновывается тезис о том, что выбор условий внешнеторговых сделок должен осуществляться в соответствии с содержанием конкретных разделов бизнес-плана и вытекать из результатов бизнес-планирования. Сделан вывод о том, что планирование в условиях внешнеэкономической деятельности представляет собой сложный процесс, который требует дополнительных затрат времени, средств, привлечения дополнительных источников достоверной информации по широкому кругу вопросов, обозначенных методикой бизнес-планирования.
Ключевые слова: бизнес-
планирование, внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговая сделка, условия внешнеторгового контракта, эффективность внешнеэкономической деятельности.
Samofalov V.I., Sattarova E.F.
BUSINESS PLANNING IN MANAGING FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF AN ENTERPRISE
Intensive integration of Russia into the world economy requires modern methods of
organization of foreign economic activities of business units focused on using business planning procedures. In this paper the thesis proved that conditions of foreign trade transactions should be selected in accordance with the content of specific sections of a business plan and appeared as the result of business planning. It's concluded that in the context of foreign economic activity business plannning constitutes a complex process that requires additional time, money, extra sources of reliable information on a wide range of issues determined by business planning methods
Keywords: business planning, trade, foreign economic activity, international trade transaction, the terms of foreign trade contract, effectiveness of foreign economic activity.
В случае если бизнес фирмы связан с внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), то данное обстоятельство во многом предопределяет необходимость тщательного осмысления цели фирмы во внешнеэкономической сфере (цели бизнеса по конкретной форме ВЭД), так как от этого зависит выбор адекватной формы организации международного бизнеса, подготовки и реализации конкретных внешнеэкономических сделок, оценки допустимых для фирмы издержек, структура и глубина проработки отдельных разделов ее бизнес-плана, включая комплекс международного маркетинга.
Бизнес-планирование фирмы, функционирующей в условиях внешнеэкономической деятельности, требует учета ряда существенных обстоятельств при выборе ее коммерческой стратегии.
Планирование собственно внешнеэкономической деятельности обладает рядом особенностей по сравнению с планированием на предприятии, оперирующем только на национальном уровне.
Планирование ВЭД касается не только зарубежных рынков (поставщиков или покупателей), но также охватывает следующие сферы деятельности фирмы: производство, персонал, качество, сбыт, проведение НИОКР, финансы, маркетинг, складское и транспортное хозяйство (логистическая си-
стема предприятия), инвестиции, программы развития и сотрудничества.
Основная отличительная особенность планирования внешнеэкономической деятельности заключается в более высокой степени риска (а значит, неопределенности) при принятии управленческих решений. Международная рыночная среда от-
При подготовке и реализации внешнеэкономических сделок фирма стоит перед необходимостью мониторинга и постоянного анализа широкого набора факторов, которые оказывают непосредственное влияние на ее бизнес и которые необходимо учитывать в процессе бизнес-планирования (см. рис. 1) [2].
В качестве таких факторов можно отметить, например, состояние спроса на зарубежных рынках сбыта, политическую и экономическую стабильность в этих странах, состояние внутреннего национального рынка сырья, торгово-политические отношения своей страны со странами-партнерами.
личается высокой динамикой и разнона-правленностью изменений, высоким уровнем конкуренции.
В зависимости от сферы экономических интересов хозяйствующих субъектов и формы их присутствия на внешнем рынке выделяют следующие виды и формы ВЭД (см. табл. 1):
Некоторые из этих факторов могут быть достаточно точно измерены и спрогнозированы (например, сезонные колебания спроса на рынке); фирма может влиять на них, либо имеет возможность подготовить себя заранее к неблагоприятным изменениям.
Другие факторы не могут контролироваться менеджментом фирмы, они весьма сложно прогнозируемы (например, ухудшение торгово-политического режима, валютно-финансовые кризисы)
Еще одной важной отличительной чертой функции планирования ВЭД является ее зависимость от конъюнктуры внешних рынков.
Таблица 1. - Виды и формы ВЭД
Виды ВЭД Формы ВЭД
Внешняя торговля Экспорт Импорт Реэкспорт товаров и услуг Реимпорт
Международное инвестиционное сотрудничество Кредитные соглашения Международный финансовый лизинг Прямые иностранные инвестиции
Международная производственная кооперация Предоставление лицензий с оплатой продукцией Поставка производственных линий и заводов с оплатой продукцией Совместное производство на основе специализации Подрядная кооперация СП двух или более партнеров
Международное научно-техническое сотрудничество Продажа патента или лицензии Оказание консультационных, инжиниринговых услуг Поставка оборудования Строительство гражданских и промышленных объектов Оказание технической помощи Управленческие услуги Обучение специалистов
Валютно-финансовые и кредитные операции Проведение международных расчетов Предоставление кредитов и займов Другие
Источник [1].
т е х н о л о г и и
к
у
л ь
т у
р а
ф
и н а н с о в ы
е р
ы н к и
к о н к у р е н ц и я
м и р о в ы е р ы н к и с б ы т а
Государ-ственные органы
Местный перевозчик
Страховая компания
Поставщики
Экспортер
1
Органы по
сертифи-
кации
Канал распределения
Таможня
=±=
Таможен брокер
Экспедитор
Сюрвейер
Банк экспортера
Грузовой терминал
п
е р
е в о
3
4 и к
СВХ
Банк импортера
Грузовой терминал
Таможня
Импортер
Государственные органы
п о с р е д н и к и
р ы н к и т р а н с п о р т н ы х у с л у г
р
ы н о ч н а я
д
и н а м и к а
в н е ш н е т
о р
г о в ы
е р
е ж и м ы
з а к о н
о д
а т е л ь с т в о
Рис. 1. Типовая схема взаимодействия участников внешнеторговой сделки
При составлении бизнес-плана в условиях ВЭД расчеты обычно проводят в иностранной валюте. Это влечет за собой необходимость учета курсовых разниц, динамики изменения валютных курсов, а также уровня инфляции в странах-партнерах.
В бизнес-плане совместной деятельности, например, приходится также учитывать разницу в системах налогообложения стран - участников, различия в системах учета. Последнее обстоятельство оказывает воздействие на следующие аспекты: сопоставление финансовой отчетности компаний - партнеров; учет обязательств и платежей; учет имущества; консолидацию результирующих показателей деятельности в единую систему отчетности.
Проникновение на зарубежный рынок, организация производственной и сбытовой деятельности за рубежом могут быть затруднены различиями в практике ведения бизнеса, неблагоприятным режимом иностранных инвестиций в принимающей стране, а также национальными государственными ограничениями.
Таким образом, планирование в условиях внешнеэкономической деятельности представляет собой сложный процесс, который требует дополнительных затрат времени, средств, привлечение дополнительных источников достоверной информации по широкому кругу вопросов.
Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия иногда выделяют в самостоятельный блок управления фирмой, равно как и в отдельный информационно-аналитический блок в бизнес-плане хозяйствующего субъекта. В равной мере процедура (методика) бизнес-планирования может отражать сам прецедент (особенности) внешнеэкономической деятельности фирмы практически по всем разделам бизнес-плана.
Здесь важно учитывать и неукоснительно следовать следующей парадигме планирования бизнеса предприятия, ведущего внешнеэкономическую деятельность:
определять будущее положение фирмы в системе международного бизнеса исходя не из возможностей производства, а на основе анализа рынка, когда исходным пунктом планирования производства становится маркетинг, воздействие рыночного спроса и его формирование.
В соответствии с таким подходом процедура подготовки и реализации внешнеэкономической (например, внешнеторговой) сделки должна согласовываться с процедурой бизнес-планирования: выбор условий внешнеэкономического контракта фирмы является следствием полученных в ходе бизнес-планирования данных (см. рис. 2, 3).
При проведении внешнеторговой сделки, как известно, выделяют три основных этапа (см. рис. 2) [2]: предконтракт-ную деятельность; заключение контракта; исполнение контракта.
1..Предконтрактная деятельность начинается с анализа возможностей фирмы и исследования ее внешней среды. Если предварительные расчеты показывают, что фирме выгодно заниматься этим бизнесом (выходить на данный рынок, заниматься реализацией данной продукции), необходимо переходить к следующей стадии предконтрактной деятельности - детальному планированию внешнеэкономической сделки. Оно включает: анализ конъюнктуры внешнего рынка, уровня и динамики изменения цен; подготовку прогнозов изменения рынка; анализ конкурентов; оценку эффективности сделки (соотношение затраты/прибыль); проектирование вариантов осуществления сделки.
Когда предложение о заключении сделки сформулировано, происходит установление контактов с инопартнером (партнерами). Это может произойти посредством использования уже сложившихся деловых связей с зарубежными фирмами, рассылки оферт, участия в выставках, ярмарках, других мероприятиях.
Анал из внутренних возможностей компании
Анализ внешней среды компании
Оценка предполагаемой эффективности внешнеторговой сделки
тт
Принятие решения о целесообразности внешнеторговой сделки
и 1-
Детальное планирование внешнеторговой сделки и расчет ее эффективности
Поиск иностранного партнера. Заключение контракта
Исполнение контракта
Т
Производство экспортного товара
Подготовка товара к отгрузке
Транспортировка
Оформление товаросопроводительных документов
Страхование товара
Таможенное оформление
Получение гос. разрешений
У
1 этап
Проведение расчетов
Анализ полученных результатов (план-факт)
3 этап
Рисунок 2. Схема организации и исполнения типовой внешнеторговой сделки
Каждый из этих этапов также включает в себя ряд операций.
Основными формами заключения внешнеторговой сделки являются, как известно, оферта и контракт.
2.Заключение контракта включает в себя несколько стадий:
- уточнение статей контракта, подготовку его окончательного варианта,
- уторговывание цены, ее корректировку в соответствии с возможными изменениями прочих статей контракта (увеличение или уменьшение количества поставляемого товара, сроков поставки, формы оплаты),
- достижение наиболее оптимального соотношения интересов сторон в связи с реализацией сделки,
- подписание контракта сторонами сделки.
После подписания контракта и вступления его в силу стороны приступают к следующему этапу контрактной деятельности - этапу 3 - Реализации сделки.
3. Реализация сделки. Участниками этого этапа является большое количество отделов и служб предприятия - участника ВЭД: производственный отдел, финансовый, транспортный, юридический, логистический.
Для эффективной реализации сделки необходимо взаимодействие с многочисленными сторонними организациями: перевозчиками, экспедиторами, банками, агентами, страховыми компаниями, государственными органами.
Таким образом, в реализацию внешнеторгового контракта входят следующие операции (см. рис. 2 и 3) [1, 3]:
- производство экспортного товара,
- подготовка товара к отгрузке (изготовление, доработка качественных показателей, специальная упаковка и маркировка),
- транспортировка (заключение договоров с перевозчиком (перевозчиками), экспедитором),
- подготовка товаросопроводительной документации и погрузочных инструкций,
- обработка и складирование груза,
- погрузка товара на транспортное средство,
- страхование груза, транспортных средств,
- таможенная очистка и сертификация груза,
- проведение расчетов по контракту (выставление счета, открытие транзитного и текущего валютного счета, оформление паспорта сделки, получение необходимых разрешений на проведение операций с капиталом, контроль выполнения графика платежей, осуществление прочих платежей, связанных с исполнением контракта),
- прочие операции, связанные со специфическими характеристиками предмета сделки.
Заключительным этапом реализации внешнеторговой сделки является оценка и анализ ее фактической эффективности. Для этого используются количественные показатели, которые позволяют оценить экономический эффект внешнеэкономической сделки и рассчитываются как разница между выручкой от реализации сделки и затратами на нее.
Необходимо помнить, что экономический эффект от внешнеэкономической операции может проявляться не только в улучшении финансовых показателей (прямой эффект), но и в развитии производства, углублении международной специализации фирмы (косвенный эффект).
Собственно эффективность внешнеэкономической сделки позволяют оценить относительные показатели, при расчете которых сопоставляются результаты сделки (выручка, прибыль) и затраты на ее осуществление.
К таким показателям относят показатели доходность, в том числе:
- коэффициент чистой прибыли - отношение чистой прибыли к доходу от продаж,
- оборот на вложенный капитал - отношение чистой прибыли к общей сумме активов.
Основные разделы бизнес-плана
Основные разделы планирования внешнеторговой деятельности
Основные статьи контракта
Описание отрасли, предприятия, продукта
Стратегия производства
Организационный план
Финансовый план
Планирование продукта -» Предмет контракта
Планирование ассортимента Цена и общая сумма
Планирование рынка
--¥■—* Количество товара
Планирование объема продаж Качество товара
Планирование производства
1 Сроки и условия платежа
Ценовая политика
Планирование НИОКР Сроки и условия поставки
Планирование логистики Страхование
Финансовое планирование
Претензии
Рисунок 3. Типовая структура
и технология разработки бизнес-плана в условиях внешнеэкономической деятельности
При анализе внешнеэкономической сделки необходимо учитывать также сезонность, продолжительность делового цикла. В том случае, если проект носит долгосрочный характер, рассчитывают срок его окупаемости с учетом приведенной стоимости денег и динамикой изменения валютных курсов.
Наконец не менее важным показателем финансовых результатов деятельности компании являются:
- ликвидность - отношение активов и пассивов предприятия,
- оборот счетов к оплате - показывает отношение чистых продаж в кредит к сумме счетов к оплате,
- оборот товароматериальных запасов - рассчитывается как отношение стоимости проданных товаров к сумме запасов.
Для полноты проводимого анализа необходимо сравнить анализируемые показатели за текущий период (или по конкретной завершенной сделке) с аналогичными показателями прошлых периодов (с результатами реализации ранее заключенных сделок). Это позволит оценить динамику развития предприятия.
Целью анализа эффективности сделки является оценка ее результатов и выявление отклонений типа «план-факт», которые должны быть учтены менеджментом компании при заключении и реализации последующих сделок.
В процессе реализации каждой конкретной сделки международной купли-
продажи могут возникать специфические вопросы, связанные с ее реализацией и документальным оформлением и соответственно требующие выполнения дополнительных операций в рамках процедуры бизнес-планирования фирмы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воронкова ОН., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой, 2-е изд., доп. и пе-рераб. - М: Экономистъ, 2008. - 624 с.
2. Бизнес-планирование в условиях внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие в 2-х частях/Воронкова ОН., Пузакова Е.П., Самофалов В.И., Сатарова Е.Ф./Под общ. ред. проф. В.И.Самофалова/Часть 1 «Методика», РГЭУ. - Ростов н/Д, 2005. - 327с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Voronkova O.N., Puzakova E.P.. Foreign Economic Activity: organization and management: textbook / ed. prof. EP Puza-kova, 2nd ed., supplemented and revised. - M: Economist, 2008. -p 624.
2. Business Planning in Terms of Foreign Economic Activity: Textbook in 2 vol/ / Voronkova O.N., Puzakova E.P., Samofalov V.I., Sattarova E.F. / Ed. prof. V.I.Samofalov / Vol. 1 "Methods", RSEU. - Rostov -on-Don, 2005. - 327p.