УДК 657.6
Калабина Н.А. студент магистратуры 3 курса Воронежский государственныйаграрный университет имени императора Петра I научный руководитель: Павлюченко Т.Н.,
доцент Россия, г. Воронеж БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОПУТСВУЮЩИХ АУДИТУ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматриваются практика оказания сопутствующих аудиту услуг. Раскрывается теоретический и практический вопрос составления бизнес- плана, как одного из вида сопутствующих аудиту услуг.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, бизнес-план, аудитор.
Kalabina N.A.
Master's student 3 course Voronezh state agrarian University University named after Emperor Peter I
Russia, Voronezh Scientific adviser: Pavlyuchenko T.N. candidate of economic Sciences, associate Professor BUSINESS PLANNING AS A FORM OF AUDIT-RELATED
SERVICES
Abstract. The article deals with the practice of providing audit-related services. The theoretical and practical question of drawing up a business plan as one of the types of audit - related services is revealed.
Keywords: audit activities, audit related services, business plan, audit.
На сегодняшний день в России не осталось практически ни одной организации и ни одного индивидуального предпринимателя, которые не осведомлены о сущности деятельности аудиторских компаний. Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с проведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под термином «сопутствующие услуги аудита» понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. К числу таких услуг относится составление обзоров и бизнес-планов.
Для того чтобы предпринимательская деятельность была успешной, на начальном этапе нужно провести бизнес-планирование. Это необходимо для привлечения инвесторов, поскольку развитие дорогостоящих проектов
невозможно без бизнес-плана. На сегодняшний день овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным. Основной проблемой в составлении бизнес-плана является то, что человек просто не знает с чего начать. Как правильно составить бизнес-план и что должно туда входить? В этом случае можно прибегнуть к помощи аудиторской организации, которая может оказать услугу по составлению бизнес-плана.
Рассмотрим основные виды работ, выполняемые аудитором при составлении бизнес-плана. Целью создания бизнес-плана является предоставление данных в банк для получения кредита на строительство новой свиноводческой площадки.
В бизнес-плане выделяются следующие основные части:
1. Резюме проекта. Оно представляет собой обобщенную информацию об организации, показывает её цели и задачи, потенциал и прибыльность. Если резюме не заинтересует потенциальных инвесторов, то велика вероятность, что бизнес-план так и не будет дочитан.
ООО «Специализированное хозяйство Московское» зарегистрировано в МИФНС №12 по Воронежской области 13 апреля 2006 года (ОГРН 1063652010080 ИНН/КПП 3602008789 / 360201001). Оно ведет историю своего существования с 2006 года. Создано на базе ООО «Мясокомбинат Бобровский». Специализированное хозяйство занимается разведением свиней и обеспечивает сырьевую базу мясокомбината.
В 2017 году началась подготовка строительства новой площадки. Была произведена уборка и распланировка территории, проведены переговоры с потенциальными партнерами по строительству и поставкам технологического оборудования, по итогам которых составлен ориентировочный бюджет проекта - 845 млн. руб.
Условно, бюджет проекта можно разделить на три основных составляющих:
1.Строительно-монтажные работы - 586 млн. руб.
2.Технологическое оборудование - 174 млн. руб.
Оборудование приобретается у завода-изготовителя - БХАБАК .
Расчет стоимости приобретения и поставки оборудования EXAFAN
имеет следующие слагаемые:
а) стоимость самого оборудования = 1 802 тыс. евро.
При переводе в национальную валюту, используем пессимистичный курс евро = 75 руб., итого - 135 млн. руб.;
б) стоимость доставки оборудования =40 машин * 4200 евро/машина = 168 тыс. евро * 75 руб. = 12,6 млн. руб.
в) Таможенные платежи (НДС на импортируемый товар).
Расчет ведется исходя из таможенной стоимости (стоимость самого оборудования + стоимость доставки до границы РФ) * 18% =(1802тыс. евро * 75 руб. + 40машин * 3800 евро.*75 руб.)*18%=26,4 млн. руб.
3. Приобретение основного стада - 85 млн. руб.
Стоимость определена на основе коммерческого предложения АО
«Шувалово»= 1 135 тыс. евро * 75 руб. = 85 млн. руб.
Структура реализации животных будет осуществляться по следующей схеме:
- реализация племенных свиней;
- реализация свиней на убой.
Выручка от реализации племенных животных рассчитывается следующим образом. За основу берется цена 1 головы племенного животного = 320 евро, переводится по курсу ЦБ на дату реализации = 75 руб.Итого = 320 евро * 75 руб/евро = 24 000 руб/голова.
ООО «Специализированное хозяйство Московское» сначала получает выручку от племенных животных как от реализации на убой:
= 110 руб/кг * 110 кг/голова = 12 100,00 руб.+ 50% дельты между стоимостью 1 племенной и головы и головы на убой:= (24 000 руб. - 12 100 руб.)*50% = 5 950 руб.
Итого выручка от реализации 1 племенной головы =12 100 руб. + 5 950 руб. = 18 050 руб.
Учитывая объем и цену реализации, получаем, что ежегодная выручка от реализации племенных животных составит 260 млн. руб. при маржинальности- 52 %.
Учитывая объем и цену реализации, получаем, что ежегодная выручка от реализации свиней на убой составит 534 млн. руб. при маржинальности- 30 %. 100% реализации на ООО «Мясокомбинат Бобровский».
Итого, валовая годовая выручка после выхода на проектную мощность, составит 785 млн. руб.
Расчет точки безубыточности:
Таблица 1-Расчет точки безубыточности.
в год Племенные животные На убой Итого:
Выручка: 260 520 000,00 534 248 000,00 794 768 000,00
кол-во голов 15 600,00 48 568,00 64 168,00
цена, с НДС 16 700,00 11 000,00 -
Переменные затраты 125 293 139,39 374 969 262,85 500 262 402,24
Постоянные затраты 20 311 448,26
Цена за единицу товара 12 385,74
Средние переменные издержки 7 796,14
Точка безубыточности (руб.) 54 813 522,15
Точка безубыточности (шт.) 4 425,54
Расчет точки безубыточности показывает, что при определенном уровне постоянных и переменных затрат, порог рентабельности будет достигнут при достижении среднегодовой выручки - 54,8 млн. руб., или валовой реализации голов в количестве - 4 425. При соотношении к максимальной производственной мощности, для покрытия всех расходов, предприятию
достаточно задействовать 7% своей производственной мощности.
Срок окупаемости проекта 7лет.
Учитывая особенности производственного цикла, от момента первого осеменения до реализации, возникает дефицит бюджета производственной деятельности - 140 млн. руб. Так же возникают обязательства по уплате процентов за пользование кредитными средствами - 88 млн. руб. Итого - 228 млн. руб. Покрытие дефицита предполагается за счет:
- возмещения НДС (по результатам инвестиционной деятельности) в размере 124 млн. руб.;
- государственная поддержка в виде субсидий на возмещение части затрат по уплате % за пользование кредитами - 79 млн. руб.;
- привлечение дополнительных заемных средств на пополнение оборотных средств в размере 93 млн. руб. (с учетом рисков при неполном возмещении НДС и/или несвоевременном получении субсидий).
Величины рассчитанных значений, доказывают, что рассматриваемый проект рентабелен, его реализация экономически обоснована.
2.Инвестиционный план. Он предназначен для создания модели реализации проекта во времени и оптимального распределения инвестиционных ресурсов.
Описывая потребности в инвестициях, источников этих инвестиций, аудитору следует привести обобщенные сведения о расходовании средств по направлениям деятельности в процессе реализации проекта. Необходимо изложить план получения средств: сколько необходимо средств для реализации данного проекта; источники получения средств; ожидаемый срок возврата вложенных средств и получения инвесторами прибыли. Следует точно указать объем необходимого кредита, а также подробно разработать графики его получения и погашения.
Строительство предполагает следующие источники финансирования:
- собственные средства участников Общества - 245 млн. руб.;
- заемные средства (долгосрочные кредиты) - 600 млн. руб.
Первоначальная структура финансирования представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Структура финансирования проекта.
Источники финансирования проекта Сумма, млн. руб. Структура:
Собственные средства (средства участников Общества) 245,00 29%
Кредит ООО "Первый клиентский банк" 250,00 30%
Кредит АО "Альфа Банк" 350,00 41%
Итого: 845,00 100%
Получено положительное решение кредитного комитета ООО «Первый клиентский банк» на финансирование проекта в размере 250 млн. руб. Целевое использование - выполнение строительно-монтажных работ, приобретение технологического оборудования и транспортных средств.
Процентная ставка за пользование кредитом - 21% годовых. Срок кредита - 5 лет, отсрочка в погашении основного долга - 2 года.
Предполагается одобрение лимита кредитования в размере 600 млн. руб. со стороны АО «Альфа Банк». Данный лимит подразумевает две составляющие:
- рефинансирование ссудной задолженности в ООО «Первый клиентский банк» в размере 250 млн. руб. Срок кредита - до 5 лет с сохранением графика погашения рефинансируемого кредита. Процентная ставка - до 5% по льготной программе Министерства Сельского Хозяйства РФ. Основная цель - высвобождение залоговой массы в виде земельного участка под строительство и объектов недвижимости, возводимых в будущем, а так же оборудования и транспортных средств. Дополнительная цель -снижение кредитной нагрузки в части уплаты процентов за пользование кредитом. Эффект от снижения процентной ставки за весь период реализации проекта (5 лет) составит - 74 млн. руб.;
- финансирование строительства и приобретение технологического оборудования в размере - 350 млн. руб. Срок кредита - 5 лет, отсрочка в погашении основного долга - 2 года.
Участники Общества готовы инвестировать 245 млн. руб., чем подтверждают серьезность своих намерений в реализации данного проекта. Вливание средств будет выполняться по мере возникновения дефицита бюджета на стадии инвестиционной деятельности. Данный вид финансирования будет выполняться в форме вкладов в уставный капитал (увеличение УК) или в форме долгосрочных беспроцентных займов.
Таким образом, анализ всех источников покрытия инвестиционных затрат, рассматриваемых на данном этапе, показывает, что конечная структура финансирования следующая:
Таблица 3- Источники финансирования проекта.
Источники финансирования проекта Сумма, млн. руб. Структура:
Собственные средства (средства участников Общества) 245,00 29%
Кредит АО "Альфа Банк" 600,00 71%
Итого: 845,00 100%
3. Операционный план. Он раскрывает организацию производства продукции. В данном плане описывается номенклатура, материалы и комплектующие для производства, накладные расходы на производство и реализацию, план производства, план продаж и налоговая информация. Так,
описывая продукт, аудитору необходимо понять, какие потребности он призван удовлетворять, что в нем особенного, каков его жизненный цикл и так далее. Далее в плане производства должны указываться источники
сырья и материалов.
Для детального понимания операционного плана и выхода на
проектную мощность свиноводческой площадки, необходимо наглядно
Рисунок 1- Цикл промышленного выращивания свиней.
Согласно циклограмме производства и сроков поставки ремонтного стада, заполнение корпусов животными будет происходить по следующему графику:
Марта 2018 г - Июнь 2018г. - Хрячник, Отделение Осеменения;
Июнь 2018 г - Август 2018г. - Отделение Супороса;
Сентябрь 2018 г. - Сентябрь 2018г. - Отделение Опороса;
Октябрь 2018 г. - Декабрь 2018г. - Отделение Доращивания;
Декабрь 2018 г. - Март 2019г. - Отделение Откорма/Накопитель для племенных животных.
График заполнения корпусов содержания животных соответствует графику ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, включая все необходимые коммуникации и монтаж технологического оборудования.
По факту заполнения всех отделений свиноводческой площадки, получаем общую производственную мощность единовременного содержания свиней равную 35 тыс. голов.
Первая реализация животных намечена на март 2019 года. После выхода на полную проектную мощность, ежемесячная реализация составит - 5 289 голов при среднем весе одной головы 110 кг и стоимости - 100 руб/кг .
4. Финансовый план. Данный план предназначен для описания процедур финансирования инвестиционных затрат и формирования оборотных средств, который включает следующие разделы: экономическое окружение проекта (ставки рефинансирования, курсы валют, ставки
дисконтирования), описание источников финансирования проекта, условия финансирования проекта, структуру распределения прибыли. После расчета модели проекта финансовую состоятельность можно будет оценить по таблицам денежных потоков, отчета о прибылях и убытках, балансу, финансовым коэффициентам и показателям (чистый дисконтированный доход, период окупаемости, внутренняя норма доходности инвестиций, индекс прибыльности инвестиций). Финансовый план обязательно должен содержать планируемый график выполнения (календарный план) работ в рамках проекта.
Налог на имущество рассчитан на основании остаточной стоимости (балансовая за вычетом амортизации) ОПФ и налоговой ставки, равной 1,1% (установлена для сельскохозяйственных товаропроизводителей Воронежской области). Ежемесячный платеж по налогу на имущество составит от 1 320 тыс. руб. в первый квартал после ввода в эксплуатацию объектов недвижимости, до 984 тыс. руб. в 4 кв. 5 инвестиционного года.
Земельный налог рассчитан на основании кадастровой стоимости земельного участка 3 208 467 руб., на котором будет выполнено строительство и налоговой ставки, равной 0,3%. Ежеквартальный платеж по налогу составит - 2 407 руб.
Транспортный налог рассчитан на основании мощности (л.с.) приобретаемых транспортный средств (суммарная мощность 480 л.с.) и налоговой ставки в размере 65 руб./л.с. Годовой платеж составит - 31 200 руб.
Страхование животных. Расчетной базой для определения страховой премии служит балансовая стоимость животных на отчетную дату. Предполагаем, что ежегодная страховая премия, после выхода на проектную мощность единовременного содержания свиней составит - 2 356 тыс. руб. Принимаем во внимание, что на территории Воронежской области действует государственная поддержка по страхованию поголовья сельскохозяйственных животных в виде возмещения затрат в размере 50% от страховой премии, подлежащей уплате страховой компании. Таким образом, величина затрат на страхование всего поголовья свиней составит - 1 178 тыс. руб.
Прочие расходы. Это общехозяйственные расходы, понесенные на содержание административно-управленческого персонала, обслуживающего производства: канцелярские товары, услуги связи, юридические услуги, информационно-консультационные услуги, комиссии банков за обслуживание, ГСМ и т.п. Величина данных затрат установлена в размере 250 тыс. руб. ежемесячно.
Предполагаемая величина постоянных затрат по выплате заработной платы и страховых взносов во внебюджетные фонды составит 735,5 тыс. руб. ежемесячно (административно управленческий персонал и общехозяйственные подразделения).
Переменные затраты производственной деятельности.
За основу расчета затрат на кормление свиней, использованы:
циклограмма производства для определения кормодней, текущий уровень стоимости кормов и норма потребления.
_Таблица 4 - Виды СК и сумма затрат по видам кормов.
План, по видам: Цена за 1кг, руб. Потребность, кг/месяц Сумма затрат по видам кормов:
СК-1 12,72 193 344,00 2 459 142,34
СК-2 20,09 51 072,00 1 026 062,02
СК-3 50,68 35 020,80 1 774 871,65
СК-4 27,72 193 344,00 5 358 528,96
СК-5 18,75 247 760,00 4 644 261,20
СК-6 15,64 412 933,33 6 458 277,33
СК-7 12,85 578 106,67 7 426 069,19
Итого в месяц, руб.: 1 711 580,80 29147212,69
Затраты на корма имеют наибольший удельный вес в структуре себестоимости готовой продукции. Предполагается, что производство кормов будет осуществляться на комбикормовом заводе, принадлежащем ООО «Специализированное хозяйство Московское». Мощность завода составляет 20 тонн/час готовых полнорационных кормов. Принимая во внимание, что потребность в кормах составит 1,7 тыс. тонн в месяц, а потребность двух других площадок ООО «Специализированное хозяйство Московское» - 3,2 тыс. тонн в месяц, мощности комбикормового завода смогут полностью обеспечить потребность свиноводческих площадок:
20тн/час*12ч.рабочий день*21р.д./месяц = 5,04 тыс. тонн в месяц. Приобретение транспортных средств в рамках реализации проекта обусловлено необходимость доставки кормов от комбикормового завода до проектируемой площадки. Вместимость одного кормовоза с прицепом составляет 30 м.куб. или 13 тонн. Имея две единицы ТС, получаем, что необходимо будет совершать ежедневно 2,3 рейса каждой единице ТС в течении месяца:13тонн * 2 ед. ТС * 2,3 рейса * 30 дней = 1,79 тыс. тонн.
Расчет затрат на ГСМ, включаемых в переменные затраты, основан на затратах для обеспечения бесперебойной работы двух кормовозов:
2 ед. * 2,3 рейса * 200 км (один рейс) * 35 л (расход на 100км) * 35 руб. (цена за 1 литр) * 30 дней (месяц) =338 100 руб.
Получаем ежемесячную сумму затрат на ГСМ в размере 400 тыс. руб. Дополнительно введены затраты на подготовку племенных животных к реализации. Предполагаем, что на дополнительную вакцинацию, проведение лабораторно-диагностических исследований и получение ветеринарных свидетельств потребуется 400 тыс. руб. ежемесячно.
Таблица 5 - Калькуляция себестоимости готовой продукции _(племенные свиньи)._
Племенные свиньи:
Статьи затрат: на 1 голову на 1 кг Структура:
корма 5 744,00 52,22 72%
вет/зоо 479,15 4,36 6%
электроэнергия 264,72 2,41 3%
природный газ 208,00 1,89 3%
ГСМ 75,63 0,69 1%
З/плата 290,01 2,64 4%
Прочие расходы 172,32 1,57 2%
аммортизация ОПФ 797,78 7,25 10%
Итого: 8 031,61 73,01 100%
Таблица 6 - Калькуляция себестоимости готовой продукции (свиньи на
убой).
Свиньи на убой:
Статьи затрат: на 1 голову на 1 кг Структура:
корма 5 744,00 52,22 74%
вет/зоо 245,81 2,23 3%
электроэнергия 264,72 2,41 3%
природный газ 208,00 1,89 3%
ГСМ 75,63 0,69 1%
З/плата 290,01 2,64 4%
Прочие расходы 94,54 0,86 1%
аммортизация ОПФ 797,78 7,25 10%
Итого: 7 720,50 70,19 100%
5. Приложения. В приложения включается любая дополнительная информация, подтверждающая эффективность проекта - статьи, экспертные оценки, характеристики оборудования и т. д. Сюда включается второстепенная и справочная информация. К примеру, в приложения стоит включить результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, подробные технические характеристики продукции, план предприятия, копии учредительных документов, копии балансов и отчетов о финансовых результатах предприятия, договора аренды, договора на поставку сырья, оборудования, договора на сбыт продукции, перечень основного имущества и т. п. Объем приложений не ограничивается.
Подводя итоги, можно сказать, что составление грамотного, четко структурированного бизнес-плана очень важно. Бизнес-план - это документ, в котором просматриваются самые главные элементы будущего или уже существующего предприятия; это документ, позволяющий проанализировать все проблемы предприятия и способы их решения, выявить сильные и слабые
стороны; это документ, позволяющий выстроить прочные взаимоотношения с заинтересованными лицами.
Использованные источники:
1. Алиев, В.С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы ProjectExpert / В.С.Алиев. - М.: Инфра-М, Форум, 2017. - 893 с.
2. Бекетова, О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Эксмо, 2018. - 160 с.
3. Бизнес-планирование. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2017. - 970 с.
4. Бронникова, Т. С. Разработка бизнес-плана проекта / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2018. - 224 с.
УДК 37.034
Калашников Е. С. студент магистратуры 1 курса факультет информатики и вычислительной техники Академия маркетинга и социально-информационных технологий -
ИМСИТ
научный руководитель: Нестерова Н.С., к.техн.н.
доцент
кафедра математики и вычислительной техники Российская Федерация, г. Краснодар ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СРЕДЕ MOODLE
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые аспекты использования электронного обучения в среде Moodle.
Ключевые слова: электронное обучение, студент, преподаватель, тест
Kalashnikov E.S.
graduate student 1 year, Faculty of Informatics and Computer Science Academy of Marketing and Social Information Technologies IMSIT
Russia, Krasnodar
Department Academy of Marketing and Social Technologies (IMSIT)
Krasnodar city, Russia Scientific advisor: Nesterova N.S. PhD technical Assistant Professor of mathematics and computer technology E-LEARNING IN MOODLE ENVIRONMENT Abstract: The article deals with some aspects of the use of e-learning in the Moodle environment
Keywords: e-learning, student, teacher, test
В настоящее время весьма актуальным является электронное обучение, представляющее собой обучение при помощи компьютера и современных информационных технологий.
Благодаря ему студенты имеют возможность:
• получать знания вне зависимости от времени и места пребывания;