БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА
И.П. Лаптева, канд. экон. наук, доцент П.В. Смышляев, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-9-1-160-163
Аннотация. Статья содержит научные результаты по исследованию понятия бизнес-плана с точки зрения рассмотрения его как инструмента развития малых предприятий в регионе. Целью написания статьи с одной стороны выступила систематизация понятий «бизнес-план» с другой стороны актуализация данного понятия с точки зрения применения бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий региона. В статье рассмотрены актуальные понятия бизнес-планирования, дан их анализ с содержательной точки зрения. На основе понятийного аппарата были сформированы и сгруппированы цели написания бизнес-плана. Соответственно сделаны выводы о возможности использования бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий в регионе. Полученные результаты лягут в основу продолжения научного исследования и доведения его до конкретных рекомендаций по использованию инструментов бизнес-планирования для развития регионального малого бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-план, малые предприятия, регион, дефиниция бизнес-план.
В настоящее время предпринимательство является распространенным видом деятельности. При этом значительную часть частных предприятий составляют мелкие фирмы благодаря более простой процедуре создания и меньшему количеству необходимых сотрудников. Однако малое предпринимательство в большей степени подвержено влиянию негативных обстоятельств внешней среды. В частности, таких как сокращение производственной активности, снижение доходов населения, пандемия.
Это обстоятельство заставляет задумываться над вопросами обеспечения устойчивого развития малого бизнеса, не столько за счет государственных и региональных средств финансовой поддержки, сколько за счет поиска путей развития и трансформации бизнеса [2, с. 5].
Результаты исследований, их обсуждение.
Целью исследования является систематизация понятий «бизнес-план» в научной
литературе, анализ понятий с точки зрения применения бизнес-плана как инструмента развития малых предприятий региона.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания.
Отбор литературы для анализа понятий строился на принципах актуальности, научности и новизны. Основу исследования составили учебники и учебные пособия, так как в настоящее время нет широкого научного дискурса по содержанию понятия «бизнес-план». Принцип новизны реализовался путем отбора источников, опубликованных за последние 5 лет.
В качестве гипотезы была выдвинута идея, об отсутствии единого содержания дефиниции в науке и отсутствия выраженной специфики формулирования понятия для малого бизнеса.
Результаты исследования сведены в общую таблицу, позволяющую провести систематизацию определений понятия «бизнес-план» (табл. 1).
Таблица 1. Определение понятия «бизнес-план»
Автор Определение
М. М. Алексеева [1, с.58] Это юридический документ, включающий в себя программу предпринимательской деятельности, в которой аргументированы необходимость и выгода этой деятельности. Кроме того, автор добавляет, что бизнес-план является постоянным документом, он постоянно обновляется, изменяется, согласно переменам, происходящим внутри предприятия, и на рынке, где действует предприятие
И. Ю. Бринк [3, с.22] Представляет собой подробный план предпринимательской деятельности на определенный период, устанавливающий показатели, которые необходимо достичь предприятию.
В. П. Буров [4, с.5] Новый способ планирования, который служит для создания разнообразных инновационных объектов, связанных с проектированием или созданием новых предприятий и их подразделений, а также для разработки и сбыта на рынке определенных товаров и услуг. Бизнес -план способствует совершенствованию технологии и организации производства, модернизации и развитию предприятий и увеличению количества выпускаемой продукции, и, как следствие, повышению качества товаров и производительности труда
С. И. Головань [5, с.20] Это задокументированная стратегия развития предприятия, которая позволяет более подробно разработать экономический и финансовый аспекты работы данного предприятия, дает технико-экономическую аргументированность конкретным мероприятиям. Для новых предприятий бизнес-план является обязательным документом, позволяющим эффективно распоряжаться капиталом или получить кредит
М.В. Романова [6, с.1] План осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
А.М. Сатаев [7, с.70] Содержит хорошо структурированную и тщательно продуманную систему данных и информации, в которой представлен комплекс важнейших составляющих бизнеса и функциональных сфер деятельности — цели проекта, рынок, маркетинг, производство, менеджмент, финансы и риски, календарный план работ.
Х.Ю. Тухтаева [8, с.17] Это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
И.И. Ушаков [9, с.2] Инструмент для коммуникации и привлечения инвестора (кредитора) с целью получения денежных средств из внешних источников.
Б.И. Черняховский [10, с.1] Бизнес-план выступает тем документом, который определяет направления долгосрочного функционирования предприятия, поэтому должен быть основан на общей стратегии развития компании, что обусловливает потребность в адаптации процесса БП к системе осуществления управленческой деятельности предприятия в целом.
Д. А. Шевчук [11, с.11] Это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развития бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании
Авторское понятие бизнес-плана Это документ, который представляет собой тщательно разработанный план проекта трансформации или развития предприятия, который кроме внутреннего анализа управления, производства, персонала и конкурентной среды, включает в себя структурированный анализ внешнего (прежде всего регионального) окружения, где выявлены экономические, трудовые, экологические или иные потребности региона. План реализации мероприятий и инвестиционная часть направлены на улучшение ситуации в регионе по выявленным потребностям.
Из высказываний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 1-3 года. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения.
Размер и содержание плана сильно зависит от того для каких целей он пишется, а также в какой сфере ведется бизнес. Например, для открытия производства, желательно очень подробно, пошагово прописать весь процесс его изготовления, от склада сырья, до передачи конечному потребителю-заказчику. Тогда как для строительства какого-либо магазина или объекта недвижимости под сдачу в аренду, можно обойтись менее подробным и де-
тальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
Авторское определение бизнес-плана для малых предприятий региона представлено в таблице 1.
На основании изучения определений были выделены различные группы целей разработки бизнес-плана. Они представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Цели разработки бизнес-плана
Первая группа целей ориентирована на коммерческий успех малого предприятия. Вторая группа целей «Социальные цели», направленна на решение проблем региона: создание новых рабочих мест, решение продуктовых, транспортных, экологических и других проблем региона. Третья группа целей «Повышение статуса предпринимателя» носит внутренний, мотива-ционный характер, и относиться к реализации личностью потребностей, связанных с предпринимательской деятельностью.
Бизнес-планирование, как достаточно гибкий инструмент может быть расширено в область экономико-географической привязки малого предприятия. Возможно расширение документа в ряде разделов, например: раздел «план производства» может быть расширен путем учета особенностей природных и земельных ресурсов региона, имеющейся в наличии рабочей силы; раздел «план маркетинга» должен раскрывать не только усилия по про-
движению товара или услуги, но и раскрывать нишевые потребности в экономике региона. Так же бизнес-план может быть дополнен разделом, описывающим влияние нового производства, или его расширения на экологию региона. Такой подход позволит консолидировать государственное регулирование и развитие малого бизнеса для позитивного влияния на экономику региона.
Выводы. Вследствие стремительного развития пандемии и изменений, происходящих, в связи с этим в рыночной среде, даже правильно составленный бизнес-план не может служить гарантом успеха. Предприятие должно более четко идентифицировать направление своего развития, а также выявить имеющиеся в регионе проблемы и потребности, обеспечение которых может взять на себя малое предприятие. Именно поэтому бизнес-план является незаменимым инструментом управления.
Библиографический список
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирм. - М.: Финансы и статистика, 2019.
2. Братухина Е.А., Курышева Т.Н. Интегрирование решения по управлению организацией как основа эффективной деятельности малого и среднего бизнеса //Оригинальные исследования. - 2018. - Т. 8. - № 3. - С. 58-65.
3. Бринк И.Ю. Савельева H.A. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. - Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2020.
4. Буров В.П., Галь В.В., Казаков А.П., Морошкин В.А. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. - М.: Совместное издание ЦИПКК АП и ООО «Пресс», 2017.
5. Головань С.И. Бизнес-планирование. - Ростовна-Дону: Изд-во Феникс, 2018.
6. Романова М.В. Бизнес-планирование: учеб. пособ. / М.В. Романова; ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.
7. Сатаев А.М. Азбука бизнес-планирования: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2013.
8. Тухтаева Х.Ю. Роль бизнес-планирования в современных условиях. - 2020. - 218 с.
9. Ушаков ИИ. Бизнес-план. - СПб.: Питер, 2014. - 224 с.
10. Черняховский Б.И. Актуальные аспекты существующих подходов к формированию инвестиционных бизнес-проектов // Экономика и предпринимательство. - 2018. - №10.
11. Шевчук Д.А. Бизнес-планирование: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. -208 с.
BUSINESS PLANNING AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL
BUSINESS IN THE REGION
I.P. Lapteva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor P.B. Smyshlyaev, student Vyatka State University (Russia, Kirov)
Abstract. The article contains scientific results on the study of the concept of a business plan from the point of view of considering it as a tool for the development of small businesses in the region. The purpose of writing this article, on the one hand, was the systematization of the concepts of "business plan", on the other hand, the actualization of this concept from the point of view of the application of a business plan as a tool for the development of small enterprises in the region. The article discusses the actual concepts of business planning, provides their analysis from a meaningful point of view. On the basis of the conceptual apparatus, the goals of writing a business plan were formed and grouped. Accordingly, conclusions were drawn about the possibility of using a business plan as a tool for the development of small businesses in the region. The results obtained will form the basis for the continuation of scientific research and bringing it to concrete recommendations on the use of business planning tools for the development of regional small business.
Keywords: business plan, small businesses, region, definition of business plan.