Научная статья на тему 'Бизнес-планирование как элемент антикризисного управления предприятием'

Бизнес-планирование как элемент антикризисного управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
454
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильющенко И. Г.

В процессе антикризисного управления предприятием особое значение приобретает разработка бизнес-плана, так как именно бизнес-план позволяет сформировать антикризисную стратегию предприятия, разработать комплекс антикризисных мероприятий, определить источники и необходимые объемы финансирования. В этой связи большое значение приобретает разработка структуры антикризисного бизнес-плана обеспечивающей решение основных задач антикризисного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business planning as an element of anti-recessionary business management

In the process of anti-recessionary business management special significance is made by the business plan working out, as the business plan allows generating anti-recessionary strategy of the business, to develop the complex of anti-recessionary actions, to define sources and necessary financing volumes. So the working out of the structure of anti-recessionary business plan supplying the decision of the main goals of anti-recessionary management gets the great value.

Текст научной работы на тему «Бизнес-планирование как элемент антикризисного управления предприятием»

УДК 338.24

И. Г. Ильюшенко, к. э. н„ доцент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В процессе антикризисного управления предприятием особое значение приобретает разработка бизнес-плана, так как именно бизнес-план позволяет сформировать антикризисную стратегию предприятия, разработать комплекс антикризисных мероприятий, определить источники и необходимые объемы финансирования. В этой связи большое значение приобретает разработка структуры антикризисного бизнес-плана обеспечивающей решение основных задач антикризисного управления.

В процессе антикризисного управления предприятием особое значение приобретает разработка бизнес-плана, так как именно бизнес-план позволяет сформировать антикризисную стратегию предприятия, разработать комплекс антикризисных мероприятий, определить источники и необходимые объемы финансирования. В этой связи большое значение приобретает разработка структуры антикризисного бизнес-плана обеспечивающей решение основных задач антикризисного управления.

В условиях экономической нестабильности существенно возрастает роль планирования как одной из значимых функций управления предприятием. В процессе планирования должны обосновываться различные варианты хозяйственной деятельности, адекватные соответствующим прогнозным сценариям развития предприятий, с обязательным учетом таких вопросов как инвестирование, управление рисками, платежеспособность и финансовая устойчивость предприятий и т. д. Оптимальным вариантом позволяющим решить все эти вопросы в комплексе является бизнес-план.

В многочисленных публикациях можно встретить различные определения бизнес-плана, что свидетельствует не столько о противоречивости мнений, сколько об его универсальности. Некоторые авторы публикаций определяют бизнес-план как документ, который описывает основные аспекты будущего коммерческого проекта, анализирует возможные проблемы и определяет пути их решения. Другие полагают, что бизнес-план является инструментом технического, организационного и экономического обоснования какого-либо дела, включая взаимоотношения с инвесторами, потребителями, посредниками. Третьи считают бизнес-план только средством получения кредита.

Обобщая мнения специалистов и практику предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что бизнес-планирование представляет собой особый специфический вид целевого планирования предпринимательских проектов.

Бизнес-планирование - это экономическое обоснование программы проведения бизнес-операции, сделки, создания и реализации новых видов бизнеса, обеспечивающего достижение поставленных целей и получение прибыли.

В современных условиях ведения хозяйственной деятельности бизнес-планы составляют в различных формах. Однако влияние мирового финансового кризиса оказавшего отрицательное влияние на экономику России вынуждает уделять повышенное внимание к таким формам бизнес-плана как бизнес-план финансового оздоровления и бизнес-план санации предприятия. Эти формы бизнес-плана являются двумя разновидностями антикризисного бизнес-плана с одним принципиальным отличием, а именно какие механизмы финансового оздоровления применяются для вывода предприятия из кризиса - внутренние (бизнес-план финансового оздоровления) или внешние (бизнес-план санации предприятия).

В общем виде антикризисный бизнес-план представляет собой сводный документ, в котором анализируются процессы изменения предприятия, показывается каким образом руководство предприятия намеренно преодолеть кризисную ситуацию, возникшую на предприятии, наметить конкретные пути преодоления банкротства.

Антикризисный бизнес-план решает две основные задачи. Во-первых, обосновывается правильность выбора антикризисных мероприятий, а во-вторых, бизнес-план способствует привлечению инвестиций необходимых для реализации проекта.

Таким образом, основным назначением антикризисного бизнес-плана является:

- обоснование стратегии вывода предприятия из кризисной ситуации или состояния несостоятельности;

- определение рыночных перспектив предприятия (объемов продаж, завоевание определенных сегментов рынков и категорий потребителей;

- определение источников и объемов финансирования намеченных мероприятий, а также времени и порядка расчетов с инвесторами.

Структура бизнес-плана финансового оздоровления предприятия утверждена Федеральным управлением по делам несостоятельности (банкротства) предприятий. Однако эта структура в зависимости от специфических особенностей предприятия может существенно видоизменяться, в связи, с чем многие российские ученые считают целесообразным увеличить количество разделов бизнес-плана финансового оздоровления предприятия [1-4].

Схожая ситуация складывается и со структурой бизнес-плана санации предприятия. Так, например, И. А. Бланк приводит пять основных разделов бизнес-плана санации предприятия, которые должны быть включены в структуру бизнес-плана в обязательном порядке [5]. Но для разработки эффективных мероприятий финансового оздоровления предприятия структура бизнес-плана санации должна быть существенно расширена.

Следовательно, структуры бизнес-плана финансового оздоровления и бизнес-плана санации предприятия должны состоять из 9-10 разделов, которые могут видоизменяться в зависимости от текущего положения предприятия и стоящими перед разработчиками бизнес-плана задачами.

В целом состав разделов и решаемые этими разделами цели антикризисного биз-нес-плана во многом схожи, так как эти бизнес-планы решают практически одну и ту же задачу, а именно способствуют разработке, обоснованию и внедрению антикризисных мероприятий.

Каждый раздел бизнес-плана финансового оздоровления или бизнес-плана санации предприятия состоит из определенных элементов позволяющих решить стоящие перед этим разделом цели. Анализ основных разделов этих бизнес-планов позволяет выделить две группы разделов, а именно общие - характерные для всех видов антикризисных бизнес-планов и специфические - присущие только одному из них.

Рассмотрим общие разделы антикризисного бизнес-плана и цели, решаемые в рамках каждого из разделов.

1. Резюме. В разделе дается объективная, обоснованная оценка мероприятий финансового оздоровления предприятия, с обязательной оценкой выпускаемой продукции или оказываемых услуг, рынка, цены и эффективности предлагаемых мероприятий.

2. Общая характеристика предприятия. В этом разделе приводится основная информация производственного характера необходимая для последующего анализа и выполнения технико-экономических расчетов.

3. Анализ финансового состояния предприятия. Этот раздел антикризисного бизнес-плана может решать несколько целей, например, определение финансового состояния предприятия, прогноз вероятности наступления банкротства или определение глубины финансово-экономического кризиса.

4. Рынок и конкуреш{ия. В этом разделе антикризисного бизнес-плана составляется прогноз объемов продаж, а также разрабатывается стратегия и тактика конкурентной борьбы.

5. Деятельность предприятия в сфере маркетинга. Основными целями этого раздела является прогноз деловой среды, оценка спроса, предложения и цены, а также формирование рекламного плана предприятия.

6. План производства. Этот раздел бизнес-плана позволяет установить оптимальное соотношение объемов продаж (в ассортименте) и производственной мощности предприятия.

7. Финансовый план. Этот раздел бизнес-плана решает несколько задач, основными из них являются оценка объема и структуры затрат, объема производства, баланса финансовых расходов и поступлений, а также эффективность инвестиций.

8. Мероприятия по восстановлению платежеспособности (финансовому оздоровлению) предприятия. В этом разделе разрабатывается система мероприятий направленных на восстановление нормальной хозяйственной деятельности предприятия, прежде всего по восстановлению платежеспособности и финансовой устойчивости.

К специфическому разделу бизнес-плана финансового оздоровления предприятия относится раздел «Краткие сведения по плану финансового оздоровления», в рамках которого определяются основные причины кризиса и рассматриваются мероприятия, способствующие его устранению. Таким образом, основной целью этого раздела является сбор и обработка исходной информации необходимой для разработки антикризисных мероприятий.

В составе разделов бизнес-плана санации предприятия, выделяют два специфических раздела, а именно «Обоснование концепции и формы санации предприятия» и «Ожидаемые результаты санации».

Основными целями раздела «Обоснование концепции и формы санации предприятия» является:

- определение концепции осуществления предполагаемой санации предприятия (оборонительная или наступательная);

- направления её осуществления (направленная на рефинансирование долга предприятия или его реструктуризацию (реорганизацию));

- обоснование выбора формы санации (в зависимости от направления санации);

- подбор санатора (в зависимости от направления санации).

Целью раздела «Ожидаемые результаты санации» является экономическое обоснование нормализации хозяйственной деятельности предприятия, при помощи расчета эффективности санации и оценки различных альтернативных форм санации.

В целом рассмотренные нами структуры бизнес-планов, используемых в процессе антикризисного управления, позволяет решить основные цели антикризисного биз-нес-плана, среди которых выделяется:

- выработка стратегии выживания предприятия;

- составление плана проведения реорганизационных процедур;

- организация управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

- обоснование необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.

Таким образом, можно констатировать, что использование процессов бизнес планирования в антикризисном управлении позволяет с одной стороны представлять в нем информацию для вех заинтересованных в оздоровлении предприятия лиц, а с другой дает возможность решения основных целей и задач антикризисного управления.

Список литературы

[1] Жмачинский, В. И. Бизнес-планирование: теория, методика, практика: Учебное пособие / В. И. Жмачинский. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. - 256 с.

[2] Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие. - 2-изд., испр. и доп. / В. А. Баринов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 256 с.

[3] Валдайцев, С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник / С. В. Валдай-цев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 312 с.

[4] Орехов, В. И. Антикризисное управление: учебное пособие / В. И. Орехов, К. В. Балдин. Н. П. Гапоненко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 544 с. '

[5] Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. - Т. 2 / И. А. Бланк. - К.: Ника-Центр, Эль-га, 2003. - 624 с.

BUSINESS PLANNING AS AN ELEMENT OF ANTI-RECESSIONARY BUSINESS MANAGEMENT

I. G. Iljuschenko

In the process of anti-recessionary business management special significance is made by the business plan working out, as the business plan allows generating anti-recessionary strategy of the business, to develop the complex of anti-recessionary actions, to define sources and necessary financing volumes. So the working out of the structure of anti-recessionary business plan supplying the decision of the main goals of anti-recessionary management gets the great value.

УДК 338.32:656.6

М. В. Киреева, главный бyx¿aлmep, ФГУ «Волжское ГБУ». 603950, Нижний Новгород, ул. Рождественская, 23.

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА В ВОЛЖСКОМ БАССЕЙНЕ

В статье рассматривается современное состояние дноуглубительного флота в Волжском бассейне и проблемы, решение которых позволит выполнить решения ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в части обеспечения гарантированных глубин Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.

Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей (ВВП), используемых для транспортного судоходства, с общей протяженностью 102 тыс.км, из них путей с гарантируемыми габаритами - 32 тыс.км. В европейской части РФ функционирует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о ВВП международного значения, а также являются маршрутами европейских и евроазиатских транспортных коридоров.

Современное состояние инфраструктуры ВВП, находящихся в федеральной собственности, не позволяет эффективно использовать транспортный флот, снижает скорость движения судов и их грузоподъемность.

Основной причиной этого является многолетнее недофинансирование объектов инфраструктуры ВВП из средств федерального бюджета (не более 60% от потребности).

Более того, с введением в действие федерального закона 122-ФЗ прекращено финансирование объектов инфраструктуры ВВП, находящихся в федеральной собственности из бюджетов субъектов Российской Федерации. Потери составили более 400 млн. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.