УДК3
Аракелян Г. А. студент
факультет Экономики и управления АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
Россия, г. Москва
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы и роль бизнес -планирования. Авторы рассматривают причины, формы и виды бизнес-плана. Цели и задачи составления бизнес плана.
Ключевые слова: бизнес-план, разработка бизнес-плана, функции бизнес-плана, цели и задачи бизнес плана.
Arakelyan G.A.
Student of the faculty of "Economics and management" Moscow University for the Humanities
Russia, Moscow
BUSINESS PLANNING
Abstract: The article discusses the main issues and the role of business planning. The authors consider the causes, forms and types of business plans. Goals and objectives of a business plan.
Keywords: business plan, business plan development, business plan functions, goals and objectives of the business plan.
Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.
Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР. Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Виды планирования
Планирование — это непрерывный процесс, имеющий целью привести деятельность предприятия в соответствие с условиями рынка.
Виды планирования:
• стратегическое (долгосрочное);
• среднесрочное;
• краткосрочное.
Стратегические планы отображают перспективы развития предприятия в будущем (свыше 5 лет).
Среднесрочные планы (3-5 лет).
Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).
Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях. Количественные — характеризуют объёмы продаж, увеличение прибыли, снижение себестоимости.
К качественным планам относятся повышение престижа предприятия, охрана окружающей среды, повышение культурного и образовательного уровня работников предприятия.
План развития предприятия включает следующие разделы:
1. план производства и реализации продукции (производственная программа);
2. план развития науки и техники;
3. план повышения экономической эффективности производства;
4. план материально-технического обеспечения (МТО);
5. план капитального строительства и капитальных вложений;
6. план по труду и кадрам;
7. план по издержкам, прибыли, рентабельности производства;
8. финансовый план;
9. план социального развития коллектива;
10. план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Цели и задачи составления бизнес-плана
Бизнес-план служит двум основным целям:
• Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
• Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
• определить конкретные направления деятельности фирмы,
• целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
• определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
• оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта
и др.;
• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
• какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
• каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
• какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
• сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
• каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
• какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
• какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
• каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Содержание бизнес-плана
1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
2. Цели и задачи проекта
3. Описание компании
4. Анализ отрасли и тенденций её развития
5. Целевой рынок
6. Конкуренция
7. Стратегическая позиция и оценка рисков
8. План маркетинга и стратегия продаж
9. Операционная деятельность
10. Технологический план
11. Организационный план
12. План персонала
13. Финансовый план
14. Социальная и экологическая ответственность
15. Условия выхода из бизнеса
Методика UNIDO (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию)
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна иметь следующие параметры:
1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
• Общие исходные данные и условия.
• Описание образца нового товара.
• Оценка опыта предпринимательской деятельности.
• Оценка рынка сбыта.
• Описание потребителей нового товара.
• Оценка конкурентов.
• Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
3. План маркетинга
• Цели маркетинга.
• Стратегия маркетинга.
• Финансовое обеспечение плана маркетинга.
4. План производства
• Изготовитель нового товара.
• Наличие и требуемые мощности производства.
• Материальные факторы производства.
• Описание производственного процесса.
5. Организационный план
• Организационно-правовая форма собственности фирмы.
• Организационная структура фирмы.
• Распределение обязанностей.
• Сведения о партнёрах.
• Описание внешней среды бизнеса.
• Трудовые ресурсы фирмы.
• Сведения о членах руководящего состава.
6. Финансовый план
• План доходов и расходов.
• План денежных поступлений и выплат.
• Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
• График достижения безубыточности.
• Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
• Оценка риска и страхование.
Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)
• Титульный лист
• Меморандум о конфиденциальности
• Резюме
• Предприятие
1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
3. Текущая деятельность
4. Финансовое состояние
5. Кредиты
• Проект
1. Общая информация о проекте
2. Инвестиционный план проекта
3. Анализ рынка, конкурентоспособность
4. Описание производственного процесса
5. Финансовый план
6. Экологическая оценка
• Финансирование
1. Графики получения и погашения кредитных средств
2. Залог и поручительство
3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств
4. 81№ОТ-анализ
5. Риски и мероприятия по их снижению Методика KPMG
• Резюме
1. Краткий обзор
2. Предлагаемая продукция и услуги
3. Миссия, цели и задачи
• Продукция и услуги
1. Введение
2. Продукция и услуги
3. Сопутствующие товары и услуги
• Анализ рынка и отрасли
1. Использование продукта и услуги
2. Демографический анализ
3. Конкуренция
4. 81№ОТ-анализ
• Целевые рынки
1. Целевые потребители
2. Географический целевой рынок
3. Ценообразование
• Стратегии рекламы и продвижения
1. Стратегия продвижения
2. Средства распространения рекламы
3. Прогноз продаж
• Управление
1. Организация и ключевой персонал
2. Постоянное потребление активов
3. Затраты на подготовку производства
• Финансовый анализ
1. Себестоимость реализованной продукции
2. Анализ безубыточности
3. Количественный анализ
4. Доходы и убытки
5. Движение денежных средств
6. Балансы предприятия
7. Риски
Использованные источники:
1. Куликова О.В. Современная концепция финансового планирования хозяйствующего субъекта // Проблемы и перспективы развития региональной экономики и финансов. Сборник научных работ. - 2017. - С. 146-154
2. Добрикова Ю.В., Еременко Н.В. Роль бизнес-плана в становлении фирмы // Научные труды SWorld. -2015. - Т. 23. - № 4. - С. 41-43
3. Григорьев М.С., Сергеева Е.В. Бизнес-план как инструмент управления // Экономика. Общество. Человек Межвузовский сборник научных трудов. -Белгород, 2015. - С. 106-108.
4. Горбов А.А. Бизнес-план как ключевой фактор успешного предпринимательства. - С. 191-197
Reference:
1. Kulikova O.V. The modern concept of financial planning of an economic entity // Problems and prospects of development of the regional economy and finance. Collection of scientific papers. - 2017. - p. 146-154
2. Dobrikova Yu.V., Eremenko N.V. The role of the business plan in the development of the company // Scientific works of SWorld. -2015. - V. 23. - № 4. - P. 41-43
3. Grigoriev, MS, Sergeeva, E.V. Business plan as a management tool // Economy. Society. Man Interuniversity collection of scientific papers. - Belgorod, 2015. - p. 106-108.
4. Gorbov A.A. Business plan as a key factor in successful entrepreneurship. - p. 191-197