Научная статья на тему 'БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ'

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА / ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС ПЛАНА / BUSINESS PLAN / BUSINESS PLAN DEVELOPMENT / BUSINESS PLAN FUNCTIONS / GOALS AND OBJECTIVES OF THE BUSINESS PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аракелян Г. А.

В статье рассмотрены основные вопросы и роль бизнес-планирования. Авторы рассматривают причины, формы и виды бизнес-плана. Цели и задачи составления бизнес плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS PLANNING

The article discusses the main issues and the role of business planning. The authors consider the causes, forms and types of business plans. Goals and objectives of a business plan.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»

УДК3

Аракелян Г. А. студент

факультет Экономики и управления АНО ВО «Московский гуманитарный университет»

Россия, г. Москва

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация: в статье рассмотрены основные вопросы и роль бизнес -планирования. Авторы рассматривают причины, формы и виды бизнес-плана. Цели и задачи составления бизнес плана.

Ключевые слова: бизнес-план, разработка бизнес-плана, функции бизнес-плана, цели и задачи бизнес плана.

Arakelyan G.A.

Student of the faculty of "Economics and management" Moscow University for the Humanities

Russia, Moscow

BUSINESS PLANNING

Abstract: The article discusses the main issues and the role of business planning. The authors consider the causes, forms and types of business plans. Goals and objectives of a business plan.

Keywords: business plan, business plan development, business plan functions, goals and objectives of the business plan.

Бизнес-план — план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.

Иногда бизнес-план отождествляют с техпромфинпланом, который был основным плановым документом деятельности предприятий в СССР. Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Виды планирования

Планирование — это непрерывный процесс, имеющий целью привести деятельность предприятия в соответствие с условиями рынка.

Виды планирования:

• стратегическое (долгосрочное);

• среднесрочное;

• краткосрочное.

Стратегические планы отображают перспективы развития предприятия в будущем (свыше 5 лет).

Среднесрочные планы (3-5 лет).

Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).

Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях. Количественные — характеризуют объёмы продаж, увеличение прибыли, снижение себестоимости.

К качественным планам относятся повышение престижа предприятия, охрана окружающей среды, повышение культурного и образовательного уровня работников предприятия.

План развития предприятия включает следующие разделы:

1. план производства и реализации продукции (производственная программа);

2. план развития науки и техники;

3. план повышения экономической эффективности производства;

4. план материально-технического обеспечения (МТО);

5. план капитального строительства и капитальных вложений;

6. план по труду и кадрам;

7. план по издержкам, прибыли, рентабельности производства;

8. финансовый план;

9. план социального развития коллектива;

10. план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Цели и задачи составления бизнес-плана

Бизнес-план служит двум основным целям:

• Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

• Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

• определить конкретные направления деятельности фирмы,

• целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

• сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

• определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

• оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

• выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта

и др.;

• оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

• какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

• каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

• какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

• сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;

• каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

• какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;

• какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

• каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Содержание бизнес-плана

1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)

2. Цели и задачи проекта

3. Описание компании

4. Анализ отрасли и тенденций её развития

5. Целевой рынок

6. Конкуренция

7. Стратегическая позиция и оценка рисков

8. План маркетинга и стратегия продаж

9. Операционная деятельность

10. Технологический план

11. Организационный план

12. План персонала

13. Финансовый план

14. Социальная и экологическая ответственность

15. Условия выхода из бизнеса

Методика UNIDO (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию)

Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна иметь следующие параметры:

1. Резюме

2. Идея (сущность) предлагаемого проекта

• Общие исходные данные и условия.

• Описание образца нового товара.

• Оценка опыта предпринимательской деятельности.

• Оценка рынка сбыта.

• Описание потребителей нового товара.

• Оценка конкурентов.

• Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

3. План маркетинга

• Цели маркетинга.

• Стратегия маркетинга.

• Финансовое обеспечение плана маркетинга.

4. План производства

• Изготовитель нового товара.

• Наличие и требуемые мощности производства.

• Материальные факторы производства.

• Описание производственного процесса.

5. Организационный план

• Организационно-правовая форма собственности фирмы.

• Организационная структура фирмы.

• Распределение обязанностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Сведения о партнёрах.

• Описание внешней среды бизнеса.

• Трудовые ресурсы фирмы.

• Сведения о членах руководящего состава.

6. Финансовый план

• План доходов и расходов.

• План денежных поступлений и выплат.

• Сводный баланс активов и пассивов фирмы.

• График достижения безубыточности.

• Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).

• Оценка риска и страхование.

Методика ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития)

• Титульный лист

• Меморандум о конфиденциальности

• Резюме

• Предприятие

1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности

2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия

3. Текущая деятельность

4. Финансовое состояние

5. Кредиты

• Проект

1. Общая информация о проекте

2. Инвестиционный план проекта

3. Анализ рынка, конкурентоспособность

4. Описание производственного процесса

5. Финансовый план

6. Экологическая оценка

• Финансирование

1. Графики получения и погашения кредитных средств

2. Залог и поручительство

3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств

4. 81№ОТ-анализ

5. Риски и мероприятия по их снижению Методика KPMG

• Резюме

1. Краткий обзор

2. Предлагаемая продукция и услуги

3. Миссия, цели и задачи

• Продукция и услуги

1. Введение

2. Продукция и услуги

3. Сопутствующие товары и услуги

• Анализ рынка и отрасли

1. Использование продукта и услуги

2. Демографический анализ

3. Конкуренция

4. 81№ОТ-анализ

• Целевые рынки

1. Целевые потребители

2. Географический целевой рынок

3. Ценообразование

• Стратегии рекламы и продвижения

1. Стратегия продвижения

2. Средства распространения рекламы

3. Прогноз продаж

• Управление

1. Организация и ключевой персонал

2. Постоянное потребление активов

3. Затраты на подготовку производства

• Финансовый анализ

1. Себестоимость реализованной продукции

2. Анализ безубыточности

3. Количественный анализ

4. Доходы и убытки

5. Движение денежных средств

6. Балансы предприятия

7. Риски

Использованные источники:

1. Куликова О.В. Современная концепция финансового планирования хозяйствующего субъекта // Проблемы и перспективы развития региональной экономики и финансов. Сборник научных работ. - 2017. - С. 146-154

2. Добрикова Ю.В., Еременко Н.В. Роль бизнес-плана в становлении фирмы // Научные труды SWorld. -2015. - Т. 23. - № 4. - С. 41-43

3. Григорьев М.С., Сергеева Е.В. Бизнес-план как инструмент управления // Экономика. Общество. Человек Межвузовский сборник научных трудов. -Белгород, 2015. - С. 106-108.

4. Горбов А.А. Бизнес-план как ключевой фактор успешного предпринимательства. - С. 191-197

Reference:

1. Kulikova O.V. The modern concept of financial planning of an economic entity // Problems and prospects of development of the regional economy and finance. Collection of scientific papers. - 2017. - p. 146-154

2. Dobrikova Yu.V., Eremenko N.V. The role of the business plan in the development of the company // Scientific works of SWorld. -2015. - V. 23. - № 4. - P. 41-43

3. Grigoriev, MS, Sergeeva, E.V. Business plan as a management tool // Economy. Society. Man Interuniversity collection of scientific papers. - Belgorod, 2015. - p. 106-108.

4. Gorbov A.A. Business plan as a key factor in successful entrepreneurship. - p. 191-197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.