Научная статья на тему 'БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
950
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ДИСТРИБЬЮТОР / ДИСТРИБЬЮЦИЯ / КОНТЕНТ / МЕДИАИНДУСТРИЯ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / КИНОКОНТЕНТ / КИНОТЕАТР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еникеева Лилия Аубакировна, Смирнов Константин Борисович

В статье проведен анализ существующих бизнес-моделей распространенияаудиовизуального контента в сети Интернет. Отмечено, что сеть Интернет - это технология, обладающая многими специфическими свойствами,способная трансформировать конкурентный ландшафт и создавать новыеотрасли. Рассмотрены особенности развития бизнес-моделей медиаиндустрии под влиянием процесса цифровизации общества. Обосновано, чтосовременные бизнес-модели будут использовать такие технологии, какискусственный интеллект, удаленное производство, блокчейн для развития индустрии аудиовизуальной, цифровой и мультимедийной продукции.Распространение аудиовизуального контента в сети Интернет позволяет с быстрой интерактивностью, с использованием сетевых внешних эффектов повысить охват целевой аудитории, уменьшить информационнуюасимметрию между участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS MODELS FOR AUDIOVISUAL CONTENT DISTRIBUTION IN THE INTERNET

The ar ticle analyz es the exi sting bu siness model s for audiov i sual contentdistribution on the Internet. It is noted that the Internet is a technology with manyspecific properties that can transform the competitive landscape and create newindustries. The features of the business models development of the media industryinfluenced by the digitalization process of the society are considered. It is provedthat modern business models will use such technologies as artificial intelligence,remote production, and blockchain to develop the industry of audiovisual, digital,and multimedia products. The distribution of audiovisual content on the Internetallows you to increase the reach of the target audience with rapid interactivity, usingnetwork externalities, and reduce information asymmetry between participants.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

БИЗНЕС-МОДЕЛИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

BUSINESS MODELS FOR AUDIOVISUAL CONTENT DISTRIBUTION IN THE INTERNET

УДК 338.467.6 DOI: 10.24412/2307-5368-2021-2-99-110

ЕНИКЕЕВА Лилия Аубакировна

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, [email protected]

ENIKEEVA, Lilia Aubakirovna

Professor at the Department of Management of the Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, St. Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Economics, Professor, [email protected]

СМИРНОВ Константин Борисович

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, [email protected]

SMIRNOV, Konstantin Borisovich

Associate Professor at the Department of Management of the Economic and Social Processes in the Film and Television Industry, St. Petersburg State University of Film and Television, Associate Professor, [email protected]

Аннотация.

В статье проведен анализ существующих бизнес-моделей распространения аудиовизуального контента в сети Интернет. Отмечено, что сеть Интернет - это технология, обладающая многими специфическими свойствами, способная трансформировать конкурентный ландшафт и создавать новые отрасли. Рассмотрены особенности развития бизнес-моделей медиаинду-стрии под влиянием процесса цифровизации общества. Обосновано, что современные бизнес-модели будут использовать такие технологии, как искусственный интеллект, удаленное производство, блокчейн для развития индустрии аудиовизуальной, цифровой и мультимедийной продукции. Распространение аудиовизуального контента в сети Интернет позволяет с быстрой интерактивностью, с использованием сетевых внешних эффектов повысить охват целевой аудитории, уменьшить информационную асимметрию между участниками.

© Еникеева Л. А., Смирнов К. Б., 2021.

Ключевые слова: бизнес-модель, дистрибьютор, дистрибьюция, контент, медиаиндустрия, интернет-сервисы, киноконтент, кинотеатр.

Abstract.

The article analyzes the existing business models for audiovisual content distribution on the Internet. It is noted that the Internet is a technology with many specific properties that can transform the competitive landscape and create new industries. The features of the business models development of the media industry influenced by the digitalization process of the society are considered. It is proved that modern business models will use such technologies as artificial intelligence, remote production, and blockchain to develop the industry of audiovisual, digital, and multimedia products. The distribution of audiovisual content on the Internet allows you to increase the reach of the target audience with rapid interactivity, using network externalities, and reduce information asymmetry between participants.

Key words: business model, distributor, distribution, content, media industry, Internet services, film content, cinema.

Бизнес-модель - это целостная структура для определения, понимания и проектирования всего бизнеса, а бизнес-моделирование -метод, с помощью которого бизнес строит и использует свои ресурсы, чтобы предложить своим клиентам лучшую ценность, чем конкуренты, и заработать на этом деньги.

Помимо взаимосвязей между компонентами бизнес-модели организации, существует взаимосвязь между бизнес-моделью и ее внешним окружением. Хорошая бизнес-модель всегда реализует изменения как открывающиеся возможности во внешней среде, пытаясь при этом смягчить последствия от угроз, исходящих из внешней среды.

Организации не формулируют и не реализуют свои бизнес-модели в вакууме. Они делает это в конкурентной среде, сталкиваясь с конкурентами, которые имеют свои собственные бизнес-модели и которые так же заинтересованы в том, чтобы делать деньги, и которые могут быть в равной степени способны предложить такой же уровень ценности для клиентов. Они также конкурируют за ресурсы. Хотя поставщики могут быть партнерами или союзниками, они в некотором смысле являются конкурентами, поскольку их действия могут увеличить издержки организации и снизить

цены, которые организация может взимать со своих собственных клиентов. Точно так же, хотя клиенты могут быть верными союзниками, их действия часто приводят к тем же результатам, что и действия конкурентов. Если клиенты очень влиятельны, они могут получить более низкие цены от организации или заставить ее поставлять продукцию более высокого качества по более низким ценам. Наконец, тип технологии, на который опираются отраслевые продукты и виды деятельности, также оказывает влияние на эффективность работы организации.

Далее важна макросреда за пределами конкурентной среды - это макросреда изменений государственной политики, природной среды, национальных границ, дерегулирования/ регулирования и технологических изменений.

Изменения влияют на бизнес-модели или их окружение, что может привести к повышению или снижению прибыльности. Изменения могут исходить от конкурентов, поставщиков, клиентов, демографической ситуации, макросреды или самой организации.

Влияние изменений на бизнес-модель организации или бизнеса является функцией, зависящей от типа изменений. Радикальные, архитектурные или разрушительные из-

менения могут сделать существующие бизнес-модели устаревшими и резко изменить конкурентный ландшафт в существующих отраслях или создать совершенно новые отрасли, разрушая старые. Это может привести к тому, что экономист Й. Шумпетер (1883-1950) назвал «созидательным разрушением», когда оно приводит к появлению новых предпринимательских фирм, создающих богатство, и отмиранию старых. То же делает развитие сети Интернет со многими видами деятельности.

В современных условиях каждый бизнес знает, что одной из лучших платформ, где маркетинг является важной стратегией в настоящее время, являются средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет.

Маркетинг в сети Интернет является важной стратегией каждого бизнеса, чтобы удерживать свой диапазон рынка и распространять аудиовизуальный контент в сети Интернет (например, своего бренда, символизирующего качество бизнеса и доверие со стороны потребителей), так как это поможет им собрать клиентов, определить потенциал рынка, участвуя в конкуренции и соперничая за крупные бренды на рынке через медиаин-дустрию.

Жизнь показала, что сеть Интернет - это технология, обладающая многими специфическими свойствами, которые потенциально способны трансформировать конкурентный ландшафт во многих видах деятельности и в то же время создавать целые новые отрасли.

Сеть Интернет - это низкозатратный стандарт с быстрой интерактивностью, который проявляет сетевые внешние эффекты, имеет универсальный охват, действует как канал распределения и уменьшает информационную асимметрию между участниками. Эти свойства оказывают глубокое влияние на пять звеньев ведения бизнеса: координацию, коммерцию, сообщества, контент и коммуникации. Поскольку деятельность почти каждой организации затрагивает использование ресурсов сети Интернет, то можно ожидать, что сеть Интернет окажет глубокое влияние в будущем на всех. Она играет важную и глубокую роль в том, как координируется деятельность организаций (внутренняя или внешняя), как

осуществляется торговля, как люди и технические устройства «общаются», как формируются сообщества и как они взаимодействуют, а также как и когда производятся и доставляются товары. Ресурсы сети Интернет обладают потенциалом влиять на устоявшиеся способы ведения бизнеса, создавая при этом новые и новые виды бизнеса [1].

Медиаиндустрия является важнейшим участником, играющим важнейшую роль в раскрытии, продвижении, просвещении и распространении информации любого бизнеса, так как может влиять на решения потребителя и на успех бизнеса.

Медиаиндустрия, как известно, охватывает широкий спектр способов передачи информации и развлечений, предоставляемых большой аудитории в сети Интернет.

Рассмотрим особенности развития бизнес-моделей медиаиндустрии под влиянием процесса цифровизации общества. Ниже приведены наиболее распространенные бизнес-модели по сегментам медиаиндустрии [2].

Издательская деятельность в сети Интернет - это классическая бизнес-модель, цель которой - публикация, распространение и продвижение книг, журналов, комиксов, блогов, газет, статей, научных исследований в цифровой форме, которая становится все более популярной из-за роста онлайн-публи-каций и является предпочтительнее, чем бумажная печать. Например, научно-образовательная платформа «КиберЛенинка» (научная электронная библиотека) запустила сервисы Bibloid.ru (подбор литературы), Patenton.ru (поиск патентов) и т. д.

Видео и анимация в сети Интернет - популярная в наши дни бизнес-модель, используемая видео или анимационными постановками, которые транслируют информацию для бизнеса или развлечения с использованием хорошей графики и передовых технологий для обеспечения реалистичной презентации на телевидении, умных мобильных телефонах, персональных компьютерах, ноутбуках и т. д.

Аудио и музыка в сети Интернет - еще одна бизнес-модель распространения и продвижения аудиовизуального контента, которая транслирует информацию или развлечения,

но больше фокусируется на слухе, а не на зрении. В настоящее время модель музыкального бизнеса может быть отдельной бизнес-моделью, включающей производство, распространение и исполнение музыки в сети Интернет.

Фильмы в сети Интернет - это на самом деле еще один случай, как и бизнес-модель музыкального бизнеса, которая вместо того, чтобы быть частью бизнес-модели видео и анимации, была отделена в особый сегмент. В эту бизнес-модель включают производство, распространение фильмов, документальных фильмов, музыкальных клипов и т. д.

Театр и искусство в сети Интернет - достаточно новая бизнес-модель, которая больше фокусируется на искусстве или изысканности исполнения через пьесы, музыкальный театр, фотографию и т. д. Этот тип бизнес-модели достаточно новый, но должен также найти своего зрителя, например, в условиях пандемии.

Видеоигры в сети Интернет - также очень популярная бизнес-модель распространения и продвижения аудиовизуального контента, особенно для нынешнего молодого поколения. Очарование развлечений, вызванных игрой, переносится в видеоформат и удобство того, чтобы иметь возможность играть везде, где вы находитесь. Эта бизнес-модель получила новое развитие после того, как технология смогла произвести лучшие онлайн-видеоигры и конфигурации в сети Интернет. Ассортимент этой бизнес-модели охватывает все виды медиапро-изводства, распространения и продвижения в виртуальных средах видеоигр.

Стриминг - эта бизнес-модель распространения и продвижения аудиовизуального контента набирает рост популярности в он-лайн-сетях, является еще одним способом предоставления цифрового доступа к продуктам или услугам, которые пользуются спросом, таким как фильмы или видеоролики, размещенные на веб-сайте потоковой передачи данных, прохождение игр, учебные пособия, повторное воспроизведение событий со всего мира и т. д. Стриминг —такой способ передачи данных от провайдера к конечному пользователю, при котором контент находится на удаленном сервере, и для его воспроизведе-

ния на устройстве ни загрузка, ни установка не требуются. Современные телеканалы используют стриминговые сервисы для доступа к аудиовизуальному контенту или создают собственный («Моге.ТУ» телеканала СТС). Так пользователю сервиса предоставляется доступ ко всей библиотеке канала, и он может смотреть, когда и как ему удобно, а многие проекты выходят раньше на стриминговой платформе, чем в эфире телеканала, что позволяет пользователям увидеть премьеру раньше других.

Социальные медиа в сети Интернет- одна из самых популярных бизнес-моделей распространения и продвижения аудиовизуального контента в сети Интернет. Социальные медиа -это группа цифровых сообществ, которая соединяет пользователей по всему миру и позволяет использовать такие функции, как общение через чаты или видеочаты, обмен сообщениями, производство медиа или видео и т. д. Эта бизнес-модель стала отличным инструментом для многих компаний в различных отраслях промышленности, чтобы получить репутацию и место для маркетинга своих продуктов и услуг.

Интерактивная медиа-бизнес-модель распространения и продвижения аудиовизуального контента появилась благодаря популярности онлайн-соединений и использованию современных технических устройств. Это удобно, поскольку предоставляется доступ к средствам массовой информации с пользовательским интерфейсом или платформой.

Графика в сети Интернет - еще одна бизнес-модель распространения и продвижения аудиовизуального контента в сети Интернет, которая транслирует информацию или маркетинг через показ графики, такой как плакаты, рекламные щиты, листовки, брошюры и т. д.

События в сети Интернет - этот тип бизнес-модели распространения и продвижения аудиовизуального контента в сети Интернет использует массовые события, в которых участвует большое количество людей (отраслевые конференции, фестивали, концерты).

О. Гассман, К. Франкенбергер, М. Шик в своей работе «Бизнес-модели: 55 лучших шабло-

нов» [3] рекомендуют методику построения укрупненной бизнес-модели, состоящей из основных четырех элементов: клиент (какие потребительские сегменты будут использованы в бизнес-модели), ценностное предложение (определение предложения (товаров и услуг) и описание того, как удовлетворяются потребности целевых покупателей), цепочка создания стоимости (процессы и действия в сочетании с соответствующими ресурсами и средствами, а также их распределение по цепочке создания стоимости для реализации ценностного предложения), механизм извлечения прибыли (структура затрат и механизмы генерирования выручки, делающая бизнес-модель финансово жизнеспособной, а бизнес-модель эффективной с коммерческой точки зрения).

В свое время Ив Пинье, Александр Остер-вальдер предложили концепцию, которая «позволит описывать и анализировать бизнес-модели любой организации». По их мнению, бизнес-модель должна содержать девять блоков, которые «охватывают четыре основные сферы бизнеса: взаимодействие с потребителем, предложение, инфраструктура и финансовая эффективность компании» [4, с. 18-19], заполнив которые и формируется уникальная бизнес-модель организации.

Также Александр Остервальдер, Ив Пинье, Грег Бернарда, Алан Смит в книге «Разработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители» предложили шаблон «инструментов для поиска ценностных предложений, нужных потребителю, и поддержания их соответствия потребностям потребителя в процессе последующего поиска» [5; 6; 7].

Особенности построения бизнес-моделей распространения аудиовизуального контента в сети Интернет отражаются в специфике решения поэтапно следующих задач [3].

• построение бизнес-плана;

• анализ целевого рынка;

• план финансирования;

• нишевый контент и маркетинг.

Это только самые основные шаги, на которых нужно сосредоточиться.

Создание бизнес-плана является наиболее важной частью при запуске бизнеса. Он со-

держит бизнес-модель, анализ целевого рынка, финансовые планы в течение выбранного горизонта планирования. Все планы должны включать в себя производство, дистрибью-цию, творческий консалтинг, человеческие ресурсы, а также будущих инвесторов или партнеров. Планы расширения бизнеса всегда должны быть разработаны заранее, поскольку на других рынках могут быть возможности, которыми можно воспользоваться. Хорошо подготовленные планы в течение определенного периода времени будут полезны перед началом бизнеса.

Анализ целевого рынка не только должен быть добавлен в бизнес-план, но более детальный и глубокий анализ рынка позволяет также открыть скрытые возможности. Именно поэтому некоторые бизнес-модели медиабиз-неса не просто изучают своих потенциальных потребителей, когда информацию можно очень легко получить через ресурсы сети Интернет, но и можно изучить информацию от потребителей, например, об их зрительских предпочтениях, симпатии, антипатии и т. д. Еще одним способом получения данных для анализа является проведение опросов, а иногда и собеседований. Поэтому, имея достаточно данных и зная свой целевой рынок, можно корректировать бизнес-план в соответствии с тенденциями и лучшими стратегиями, которые помогут добиться успеха.

Существует несколько способов финансирования медиа-бизнеса, которыми можно воспользоваться. Это наиболее распространенные финансовые инструменты, используемые многими медиабизнесами - коммерческие кредиты, первичные публичные предложения (IPO), инвесторы, реклама. Для медиакомпаний с несколькими бизнес-моделями традиционно IPO, чтобы собрать необходимый капитал. Хотя этот способ можно считать надежным источником финансирования, инвесторы лучше. Не менее важный вариант -это рекламная бизнес-модель. Это самый классический способ сбора средств для медиабизнеса, который был использован в течение длительного времени, таких как телевидение и радио. Однако в настоящее время реклама приходит в различных формах, таких как связывание

страниц или баннеров с их платформами, преобразование кликов в продажи с помощью рекламы pay-per-click (PPC) и т. д.

Выход на медиарынок без надлежащего нишевого контента и маркетинга нецелесообразен. Таким образом, создание контента для потребителей будет необходимым шагом. Например, в производственных студиях нанимают сценаристов, режиссеров, актеров и т. д., чтобы создать контент, для видеоигрового бизнеса нанимают графических дизайнеров, компьютерных программистов, звукорежиссеров и т. д., чтобы завершить производство новой игры. Демонстрация своего нишевого контента для привлечения большего количества потребителей может являться в то же время маркетингом продуктов или услуг, формированием репутации для увеличения объема клиентской базы.

В принципе, все задачи могут быть сгруппированы в одну общую задачу - компьютерного бизнес-моделирования по созданию единой бизнес-модели организации, включающей разработку бизнес-плана, финансового плана, анализа рынка, финансовые прогнозы, модели представления стратегического плана или бюджетного плана для инвесторов и т. д.

Бизнес-моделирование дает формализованное представление бизнеса в виде бизнес-модели. Помогает, например, при отслеживании поступлений и вывода денежных средств, при распределении ресурсов, расширении бизнеса или при выходе новых продуктов на рынок.

Для создания собственной бизнес-модели можно воспользоваться готовыми шаблонами бизнес-моделей, пригодными для медиаинду-стрии [7], или создавать свои.

Для оценки адекватности бизнес-модели можно воспользоваться тремя критериями.

Критерий 1. Соответствие разработанной бизнес-модели целям и ценностям организации.

Критерий 2. Надежность бизнес-модели, которая должна быть эффективной через год или два. Для этого она должна учитывать:

• доступность ресурсов;

• могут ли конкуренты легко скопировать или улучшить существующую бизнес-модель;

• оценены ли потребительские тенденции -будут ли клиенты по-прежнему хотеть такое бизнес-решение в будущем? Могут ли они заменить его другим?

Критерий 3. Гибкость бизнес-модели: возможность для инноваций. Если бизнес-модель сильно зависит от правильности всех предположений, она слишком жесткая. Целесообразно создавать бизнес-модель, которую можно повторно оценить и улучшать с учетом всех типов изменений.

На сегодняшний день существует более 50 видов бизнес-моделей и их гибридных решений, использующих ресурсы сети Интернет [7]. В таблице представлен ряд бизнес-моделей, рекомендуемых или используемых в медиаиндустрии для дистрибьюции аудиовизуальный продукции в условиях цифровой экономики [7-11].

Помимо упомянутых ниже бизнес-моделей, существует множество других, и в каждом конкретном случае, как правило, срабатывает комбинация нескольких бизнес-моделей [8].

Говоря о перспективах развития телеиндустрии в России отметим, что пандемия коронавируса, начавшаяся в феврале-марте

2020 г., привела к резкому росту линейного телесмотрения и повышению спроса на он-лайн-контент, что будет также способствовать монетизации контента через существующие модели.

Так, телевидение на сегодняшний день представляет собой интеграцию участников медиа-рынка: практически каждая медиакомпания стремится установить прямые отношения с потребителями, постепенно внедряя в свою работу потоковое онлайн-вещание, которое основывается на доставке мультимедийных потоков информации (видео, аудио) удаленным пользователям, в реальном режиме времени.

Существенным плюсом такой формы доставки контента, безусловно, является то, что провайдеры имеют возможность предлагать высоко настроенные пакеты контента, которые, помимо видео, могут включать потоковую передачу музыки и игр, а также возможность для клиентов принимать видео с поддержкой рекламы: реклама в обмен на «бесплатный» (без

Таблица

Примеры бизнес-моделей распространения аудиовизуального контента в сети Интернет

Бизнес-модель Идея Лучшие компании

Модель многосторонней платформы Бизнес-модель, когда предлагаются услуги бизнесу и потребителям. ЬткссПп предоставляет подписку менеджерам по персоналу для поиска кандидатов на вакансии, а также для кандидатов на вакансии Linkedln, Freelancer.com, OTT- платформы, например, развлекательного медиахолдинга WaltDisney, телевещательной компании NBC, оператора платного телевидения Comcast, телеком-опера-тораАТ&Т, технологической компании Apple. Онлайн-кинотеатр Okko — один из крупнейших российских VoD-сервисов. Проект стартовал в 2011 г. и на сегодняшний день представлен на всех ключевых платформах: SmartTV, mobile (IOS и Android), AppleTV, PlayStation 4, XBOX, web (ПК). Ежемесячная аудитория Okko - 1,83 млн человек

Бизнес-модель Бгеетшт Бизнес-модель, когда продукт или услуга предоставляется бесплатно, но деньги (премия) взимаются за дополнительные функции, услуги или виртуальные (онлайн) или физические (оффлайн) товары, которые расширяют функциональность бесплатной версии программного обеспечения. Эта биз-нес-модель используется в индустрии программного обеспечения с 1980-х гг., а ее версия используется в индустрии видеоигр (£гее4о-р1ау) Zoom, Dropbox, MailChimp, Evernote Spotify и др.

Бизнес-модель подписки Бизнес-модель позволяет клиенту получать услуги, оплачивая фиксированную сумму за их использование. В этом случае компания должна предоставить достаточную ценность своим клиентам, для того чтобы они посещали веб-сайт снова и снова. Модель полезна для веб-сайтов на основе контента или услуг Netflix, Linkedln, Amazon Prime, Dollar Shave Club, Apple Music,

Одноранговая бизнес-модель Согласно этой модели, компания выступает в качестве посредника между двумя отдельными сторонами и создает ценность как для спроса, так и для предложения, зарабатывая на комиссионных Модель позволяет осуществлять транзакции между хостами и хост-получателями Airbnb, Uber, eBay, Offerup , Freelancer.com

0) ф

1-К

m

о о з о

3

<

0) 3

а

m з

с 5"

(Q

г*

О О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 "ö

ф

<

ф з ф

(Л (Л

Продолжение таблицы

Бизнес-модель Идея Лучшие компании

Скрытая доходная бизнес-модель Бизнес-модель относится к системе получения дохода, в которой пользователи не должны платить за предлагаемые услуги, но компания по-прежнему зарабатывает из скрытых источников Google, Facebook, Instagram, Twitter. Например, Google зарабатывает на позиционировании в поисковой системе, в то время как обычные пользователи не платят за пользование самой поисковой системой

Обратная бизнес-модель «бритвы и лезвия» Бизнес-модель подразумевает предложение недорогих продуктов, чтобы побудить клиентов покупать дорогостоящие предметы. Бизнес-модель противоположна модели «лезвия и бритвы» Например: магазины приложений Apple и iTunes продают приложения, фильмы, песни и т. д. по разумным ценам, но устанавливает премиальные цены для своих устройств, таких как iPhone, iPad, Mac .Apple, iTunesiPhone, iPad и Mac

Бизнес-модель прямых продаж Бизнес-модель, где продукты сразу продаются клиентам по рекомендации. Продавец получает долю от каждой продажи Многие сетевые компании по-прежнему предпочитают индивидуальный подход к своим клиентам. Tupperware, Avon, Arbonne, Herbalife

Бизнес-модель партнерского маркетинга Бизнес-модель, где компании зарабатывают деньги, показывая, рассматривая и рекомендуя продукты или услуги других компаний NerdWallet, Capterra, MoneySavingExpert.com, Thewirecutter .

Агентская бизнес-модель Бизнес-модель, основанная на проекте, где внешняя компания нанимается для выполнения конкретной задачи, чтобы получить настраиваемое решение для своих потребностей в цифровом маркетинге, СМИ, связях с общественностью, брендинге, разработке веб-сайтов, социальных медиа и т. д. TBWA, Media Arts lab (рекламное агентство Apple go-to), Leo Burnett Company (United Airlines, Mcdonald's, Kellogg "s)

Бизнес-модель пользовательского контента Бизнес-модель позволяет пользователям бесплатно создавать качественный контент на веб-сайтах и предоставлять собственные обзоры Youtube, Quora, Yelp, Yahoo Answers, Reddit

Онлайн-образовательная бизнес-модель Бизнес-модель ориентирована на образовательные услуги, позволяет получать доступ к образовательным ресурсам с помощью фиксированной платы за курс или организацию подписки Khan Academy, Linkedln learning, Coursera, Udemy, edX, Anvio VR (AO «Газпромнефть»)

Мгновенная новостная бизнес-модель Бизнес-модель фокусируется на обмене и обновлении новостей мгновенно без какого-либо посредника Twitter является лучшим примером

Мультибрендовая бизнес-модель Бизнес-модель основана на маркетинге более чем двух продуктов, почти одинаковых, конкурирующих друг с другом, имеющих разные фирменные наименования, но принадлежащие одному собственнику. Это делается для того, чтобы создать экономию от масштаба и построить империю Бизнес-модель двух лицензионных анимационных брендов, правами на которые владеет ЦТВ. В ТОП-3 российских лицензий по объемам продаж: «Сказочный Патруль» уверенно занял первое место, а «Ми-ми-мишки» - третье место (по данным компании NPD). Это произошло благодаря грамотно выстроенной работе с брендом и контрактами с крупнейшими российскими производителями и дистрибьюторами игрушек - компаниями «Гулливер» и «Симбат», а также с десятками менее крупных лицензиатов Procter & Gamble, Unilever и Nestle

Бизнес-модель электронной коммерции Позволяет покупателям и продавцам подключаться и совершать сделки с использованием онлайн-платформы Amazon, Alibaba, eBay, OLX, Walmart и др.

Бизнес-модель на основе дистрибьюции Компания, которая работает, имея один или несколько ключевых каналов распределения для интеграции со своими конечными клиентами, следует этой модели Unilever тратит большую часть своей выручки на поддержание надлежащего распределения

Бизнес-модель предприятия Ориентируясь и фокусируясь только на крупных клиентах, корпоративная бизнес-модель полностью основана на получении крупных сделок и сложных продажах Как правило, клиенты Fortune 500 имеют многомиллиардный бюджет

Бизнес-модель прямого обращения к потребителям Бизнес-модель позволяет компаниям или брендам продавать свою продукцию конечным клиентам напрямую. Для удержания клиентов необходимы высокоэффективные маркетинговые кампании и рекламные мероприятия Unilever является лучшим примером, крупнейшим рекламодателем в мире

Бизнес-модель на основе блокчейна Бизнес-модель использует современную технологию блокчейна для проведения транзакций через децентрализованную сетевую систему в глобальном масштабе Многие криптовалюты, такие как Bitcoin, Ethereum и Litecoin, используют бизнес-модель, основанную на технологии Blockchain

О) ф

1-К

m

о о з о

3

<

0) 3

а

m з

с 5"

(Q

г*

О О

3 "ö

ф

<

ф з ф

(Л (Л

Окончание таблицы

Бизнес-модель Идея Лучшие компании

Вертикально интегрированная бизнес-модель цепочки поставок Бизнес-модель предполагает контроль для своей продукции самой компанией (через приобретение существующих предприятий или создание новых предприятий) все звенья цепи поставок конечному потребителю (производство, дистрибьюция, розничная торговля). Медиахолдинг Rambler Group объединяет такие ведущие интернет-издания, как Lenta.ru, Gazeta.ru, Afisha.ru, Championat, com, Rambler.ru. Компании, имеющие как фабрики, так и розничные интернет-магазины: Amazon, Tesla, Luxottica, Apple, Walmart и другие продуктовые магазины

Сочетание цепочек и франчайзинговой бизнес-модели Бизнес-модель дает сочетание управляемых сетей прямых магазинов и лицензированных магазинов (франчайзинг). Starbucks работает в 65 странах как в виде прямых магазинов, управляемых компанией, так и в лицензированных магазинах. Использует технологии не только для процессов, связанных с кофе (для обеспечения согласованности вкуса и качества наряду с экономией), но и для подключения к своим клиентам. Многие клиенты используют магазины Starbucks в качестве офиса или места встречи из-за бесплатной и неограниченной доступности Wi-Fi.

Бизнес-модель лицензирования данных Бизнес-модель сбора «данных» популярна в технологическом секторе как коммерческий продукт Twitter продает своим партнерам данные в режиме реального времени, которые затем используются для рекламы и информирования клиентов

Бизнес-модель -торговая площадка в сети Интернет Бизнес-модель использует сеть Интернет как рекламную площадку, привлекая внимание своей целевой аудитории Примеры: Snapchat & Instagram позволяет брендам продавать себя через рекламу на своей платформе.

Бизнес-модель дискаунтера Бизнес-модель используют супермаркеты и универмаги, которые получают продукцию оптом и продают по оптовой цене Продажа продуктов высокого качества с дисконтом - по ценам ниже средних рыночных (ALDI, Tesco, Lidl, Ross Stores и Asda Stores)

Никелевая и десятицентовая бизнес-модель Бизнес-модель состоит из самой низкой ценовой стратегии для базового продукта или услуги. При сохранении низкой цены базовой услуги, дополнительная сумма взимается за другие льготы и услуги, которые предлагаются с основной базовой услугой Бюджетные авиакомпании устанавливают низкую цену на авиабилеты, но повышают цены на дополнительные услуги, такие как распечатка посадочного талона, провоз ручной клади, багажа, выбор места в салоне, VIP-обслуживание, беспроводной доступ в сеть Интернет, продажа напитков, еды и т. д.

Бизнес-модель агрегатора Бизнес-модель агрегатора - это сетевая модель, которая предоставляет коллективную информацию о конкретной услуге и продает услуги под своим фирменным знаком в одном сегменте Zillow и Оуо для отелей, Uber для службы такси, Yodlee для финансового обслуживания, все они используют бизнес-модель агрегатора

Бизнес-модель лицензирования интерфейса программирования приложений Бизнес-модель лицензирования интерфейса прикладного программирования (Application Programming Interface, API) позволяет получать протоколы лицензирования, которые дают возможность сообществу разработчиков создавать сторонние плагины и надстройки для известных платформ. Разработчики платят за доступ к API Microsoft, Apple, Linkedln и Twitter, все они предоставляют услуги лицензирования API

Бизнес-модель краудсорсинга Краудсорсинговая бизнес-модель облегчает компаниям доступ к операционным решениям, таким как идеи и технологии, улучшенное взаимодействие с потребителями, возможности для сотрудничества, оптимизация работы и снижение затрат Wikipedia, YouTube, Kickstarter, LEGO ideas, Unilever, Coca Cola (новый вкус напитка) участвуют в краудсорсинге

Бизнес-модель комплектации Бизнес-модель, которая позволяет сочетать в себе продукты или услуги в виде единой комбинированной единицы, чтобы продать по сравнительно низкой цене. Это форма удобной покупки для нескольких продуктов и услуг от одной бизнес-единицы Microsoft Office 365 (PowerPoint, Excel, Word, OneNote, Outlook), еда в Burger King или Mcdonald's.

Бизнес-модель базовых сообществ пользователей Сообщества пользователей сети Интернет, использующие интерактивные платформы, где пользователи общаются самостоятельно друг с другом, могут покупать, продавать, рекламировать. Бизнес-модель генерирует доход как с абонентской оплаты, так и с коммерческих рекламных объявлений Craigslist, Avito, Юла - сайты электронных объявлений, пользующиеся большой популярностью у пользователей сети Интернет

Лизинговая бизнес-модель Бизнес-модель аренды отдельных предметов, но не их продажи, таких как машины, электронное оборудование Приняли аналогичную бизнес-модель Home Depot (Tool rental) Machinery Link, Hertz, Enterprise и др.

Бизнес-модель потокового вещания (стриминг) Бизнес-модель использует стриминговые сервисы, где пользователь сам может выбрать «где», «когда» и «какой» контент он хочет получить Netflix, Spotify, Freemium

Бизнес-модель низкого касания Бизнес-модель, в которой продукт или услуга предоставляются при минимальном взаимодействии с клиентами Amazon, Zendesk, SurveyMonkey используют платформы для поддержки и привлечения клиентов

О) ф

1-К

m

о о з о

3

<

0) 3

а

m з

с

з'

(Q

г*

О О

3

ф

< ф ф

(Л (Л

подписки) контент. Уже сейчас стриминг (потоковое онлайн-вещание) обязательных телеканалов стал доступен в онлайн-кинотеатрах. Важно, что интернет-сервисы могут не только увеличить производство уникального контента, повышая лояльность аудитории, но и отвоевать некоторые телевизионные ниши контента, к которым относятся новогодние шоу и трансляции спортивных событий. Пандемия коронавируса СОУГО-19 изменила даты премьер мировых и российских кино и телевизионных проектов, а также некоторые из них сделала сразу онлайн,

минуя кинотеатральную сеть. Все чаще происходит взаимодействие онлайн-кинотеатров и операторов, социальных сетей и телеканалов.

Новые бизнес-модели будут использоваться аудиовизуальной, цифровой и мультимедийной индустриями для распространения аудиовизуального контента в сети Интернет, так как они позволяют с быстрой интерактивностью, с использованием сетевых внешних эффектов повысить охват целевой аудитории, уменьшить информационную асимметрию между участниками.

Список литературы

1. Afuah-Tucci: Internet Business Models & Strategies Text & Cases, Second Edition. URL: https://www.researchgate.net/publication/37408327_Internet_Business_Models_and_ Strategies/link/54ae1ec80cf2828b29fcbb7c/download/ (дата обращения: 05.05.2021).

2. Media Industry Business Models. URL: https://www.efinancialmodels.com/downloads/ category/financial-model/media/ (дата обращения: 10.04.2021).

3. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Оливер Гассман, Каролин Фран-кенбергер, Микаэла Шик; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. URL: https://ipps. hse.ru/mirror/pubs/share/222762482.] (дата обращения: 05.05.2021).

4. Пинье И., Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. Серия «Сколково». URL: http://www.mega-eworld.com/upload/iblock/843/ pdf_bk_1856_postroenie_biznes_modeley_nastolnaya_kniga_stratega_i_novatora_iv_ pinebook.a4.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

5. Остервальдер А., Пинье И., Бернарда Г., Смит A. Разработка ценностных предложений. Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители: пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 312 c. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=542275&p=1 (дата обращения: 05.05.2021).

6. 3 traits of a good business model. URL: https://digital.com/blog/business-model/(дата обращения: 05.05.2021).

7. Business Model Canvas: nine business model building blocks, Osterwalder, Pigneur & al. 2010. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Business_Model_Canvas#/media/File:Business_ Model_Canvas.png (дата обращения: 05.05.2021).

8. 50 видов бизнес-моделей (2020) - лучшие примеры компаний, использующих ИТ. URL: https://bstrategyhub.com/50-types-of-business-models-the-best-examples-of-companies-using-it/ (дата обращения: 05.05.2021).

9. BIT MEDIA 2020 will now be held in October, adapting to the audiovisual industry calendar and opening up to new business models/ URL: https://www.ifema.es/en/bit-media/what-is (дата обращения: 05.05.2021).

10. Changing Channel Distribution Models in the Internet Age/. URL: https://www.inc. com/articles/2001/06/22820.html (дата обращения: 05.05.2021).

11. Обзор индустрии развлечений и медиа: прогноз на 2019-2023 годы. Ключевые тренды российского и мирового рынков. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ media-outlook/mediaindustriya-v-2019.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.