Научная статья на тему 'Бизнес-модели функционирования малых форм бизнеса в агропромышленном комплексе в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора'

Бизнес-модели функционирования малых форм бизнеса в агропромышленном комплексе в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / БИЗНЕС-МОДЕЛИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / BUSINESS MODELS / SMALL BUSINESS / FOOD MARKET / PRODUCER / CONSUMER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамбетова Фуза Магомедовна, Шибзухова Рената Абубакировна, Абанокова Эмма Барасбиевна, Шадуева Эльвира Черимовна

В статье описаны бизнес-модели функционирования сельскохозяйственного рынка в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора. В частности, особое внимание уделяется моделям взаимодействия малых форм бизнеса в АПК с заинтересованными в их продукции предпринимательскими структурами (переработчики, экспортеры оптовые и розничные продавцы, конечные потребители).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The business model of operating a small business in the agricultural sector in the context of restructuring and modernizing the agri-food sector

The article describes the business models of the agricultural market in the context of restructuring and modernization of the agri-food sector. In particular, special attention is paid to the models of interaction of small businesses in the agricultural sector with the business structures interested in their products (processors, exporters, wholesale and retail sellers, end consumers).

Текст научной работы на тему «Бизнес-модели функционирования малых форм бизнеса в агропромышленном комплексе в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора»

Бизнес-модели функционирования малых форм бизнеса в агропромышленном комплексе в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного

сектора

The business model of operating a small business in the agricultural sector in the context of restructuring and modernizing the agri-food sector

Ь Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 658.78: 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10326 Мамбетова Фуза Магомедовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, «Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

Шибзухова Рената Абубакировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Абанокова Эмма Барасбиевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Шадуева Эльвира Черимовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Mambetova Fuza Magomedovna, Doctor of Economics, Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of «Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik

Shibzuhova Renata Abubakirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of «Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik

Abanokova Emma Barasbievna, Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik

Shadueva Elvira Cherimovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik Аннотация. В статье описаны бизнес-модели функционирования сельскохозяйственного рынка в контексте реструктуризации и модернизации агропродовольственного сектора. В частности, особое внимание уделяется моделям взаимодействия малых форм бизнеса в АПК с заинтересованными в их продукции предпринимательскими структурами (переработчики, экспортеры оптовые и розничные продавцы, конечные потребители). Summary. The article describes the business models of the agricultural market in the context of restructuring and modernization of the agri-food sector. In particular, special attention is paid to the models of interaction of small businesses in the agricultural sector with the business structures interested in their products (processors, exporters, wholesale and retail sellers, end consumers).

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, бизнес-модели, малый бизнес, продовольственный рынок, производитель, потребитель.

Keywords: agro-industrial complex, business models, small business, food market, producer, consumer.

Малый бизнес в агропромышленной сфере, формирующий основу для глобального предложения агропродовольственных товаров внутри любой страны, последние десятилетия функционирует в условиях непрерывно трансформирующегося рынка.

Модернизация внутренних рынков чаще всего обусловлена притоком инвестиций в развивающиеся экономики со стороны отечественных и транснациональных производителей продовольствия и розничных торговцев. В сочетании процессами урбанизации и изменением потребительских предпочтений и покупательной способности населения это приводит к активизации деятельности в сфере производства и реализации продовольствия.

Модернизация сферы АПК может обеспечить более широкие экономические возможности, как для сельхозпроизводителей, так и для потребителей сельхозпродукции, предпринимателей и других участников продовольственной цепочки. Эти возможности вытекают из снижения барьеров для входа в традиционно защищенные отрасли, которые дополнительно усиливаются обеспечением широкого доступа к информации, из максимального использования производственного потенциала сельхозпроизводителей через кооперацию и объединение имеющихся ресурсов, из формирования эффективных

бизнес-моделей взаимодействия производителей с другими участниками сельскохозяйственного рынка.

Процессы глобализации процессов в агропромышленной сфере, усиление роли крупных компаний, происходящие в последние десятилетия, показали, что глобализация все же носит фрагментарный характер и не доходит до "дна пирамиды", на которой находятся мелкие фермеры. Крупные структуры не в состоянии учесть множество специфических нюансов и особенностей развития агропромышленного комплекса той или иной территорией. Значение малого бизнеса в агропромышленном комплексе по-прежнему велико, и его задача максимально эффективно использовать возможности, которые дают процессы модернизации и глобализации.

Возможности эти могут быть реализованы через бизнес модели, сформированные исходя из возможностей, потребностей и задач, стоящих перед сельхозпроизводителями и иными участниками сельскохозяйственного рынка.

Бизнес-модель - это способ, с помощью которого бизнес создает и перераспределяет ресурсы в рамках рыночной сети производителей, поставщиков и потребителей, иными словами это то, "что компания делает и как она на этом зарабатывает деньги"[3].

Любая бизнес-модель представляет собой совокупность взаимодействующих элементов (рис. 1).

Рисунок 1. Структурные элементы бизнес-модели

Поскольку дифференциация современного агропродовольственного рынка осуществляется исходя из предпочтений потребителей, стандартов качества и безопасности продуктов питания, круглогодичной доступности и, иногда, более низких ценах, которые доводятся до потребителей через партнерскую сеть.

Отсюда следует, что партнерская сеть - цепочка поставок и ее координация -является жизненно важным источником конкурентных преимуществ. Любая модель весьма чувствительна к любому изменению затрат и рисков, и именно вокруг этой вершины в конечном счете вращается вопрос о рыночной инклюзивности.

Считается, что существуют высокие операционные издержки и повышенные риски, связанные с закупками у большого числа разрозненных мелких фермеров. Считается также, что мелкие фермеры менее надежны в выполнении обязательств и договоров, поскольку они не всегда обладают техническими навыками и технологиями для производства нужной продукции в нужное время (качество, своевременность и последовательность). Общая деловая практика показывает, что предпочтение отдается крупным поставщикам, имеющим большие возможности для модернизации и удовлетворения формальных требований рынка, имеющих доступ к информации, технологиям и финансам, чьи операционные издержки гораздо ниже, чем у мелких фермеров, которым, несмотря на значительные вложения времени и ресурсов, доступ к рынку все еще не всегда гарантирован.

Но, в конечном итоге, тип партнерской сети и выбор бизнес-модели будет зависеть от характера производимого продукта (скоропортящийся, дифференцированный или брендированный или массовый товар) и характера конечного покупателя (розничный торговец, оптовик и т. д.), которые определяют характер экономической зависимости между участниками цепочки.

Готовый продукт в сельском хозяйстве -это итог деятельности всех участников производственного процесса, каждый из которых на каждом последующем этапе увеличивает ценность исходной продукции.

Таким образом, любая бизнес-модель, в рамках которой функционирует сельхозпроизводитель, неразрывно связана с цепочкой создания ценности[3]. Специфика бизнес-модели сельхозпроизводителя зависит также от взаимоотношений, которые она реализует в рамках своей деятельности. Поскольку производство продуктов АПК подразумевает множество взаимодействий «всех со всеми» (при этом специфика зависит от конкретной сферы), следует уделить особое внимание этим взаимоотношениям [4].

Когда бизнес-модели переносятся из промышленно развитых стран, в которых тенденции в агропромышленном комплексе формируют крупные компании в страны с преобладанием в агросфере малых форм бизнеса, непредвиденные последствия переноса бизнес-моделей для сельской экономики потенциально могут быть весьма значительными.

Например, частные стандарты, которые покупатели считают необходимыми, могут осложнить деятельность мелких фермеров. Большие объемы производства делают стандарты выполнимыми, поскольку издержки, связанные с выполнением стандартов, снижаются по мере увеличения объема производства, в то время как мелкие землевладельцы не могут покрыть расходы на внедрение и поддержание таких стандартов.

Особенностью агропромышленного комплекса России является преобладание и активная позиция крупных агрохолдингов, которые имеют государственную поддержку и значимые позиции на рынке [6].

Малый же бизнес в АПК невосприимчив к структурным трансформациям, сложнее «встраивается» в современную рыночную систему. Попытки массово интегрировать малое, среднее и крупное сельскохозяйственное производство, укрупнить и кластеризовать отдельные уклады АПК в России не приносят предполагаемых результатов, имея в основном декларативный характер. А эталонные формы хозяйствования развитых стран не приживаются в российских реалиях и требует значительной адаптации[7].

Совершенно очевидно, что необходимы новые бизнес-модели, которые открывают широкие возможности с точки зрения интеграции и равенства именно для мелких фермеров.

Существует потенциальная возможность повышения эффективности разработки адаптированных к местным условиям бизнес-моделей, основанных на сравнительных преимуществах мелких землевладельцев с точки зрения земли, цены, управления фермерскими хозяйствами, качества и инноваций.

Ввиду более низких операционных издержек и возможности более эффективной передачи потенциала частные компании зачастую предпочитают работать с крупными агропромышленными структурами, а не с отдельными фермерами.

Для снижения издержек для малых сельхозпредприятий важное значение имеет организация производства.

Мелкотоварное производство может быть организовано самими производителями, конечными потребителями или посредниками, такими как, трейдер, оптовик или экспортер (таблица 1).

Независимо от того, основана ли выбранная модель на существующих факторах и навыках или нет, эти модели могут быть сгруппированы в зависимости от направленности, которую они придают различным факторам в цепочке.

Таблица 1. Типичная организация мелкотоварного производства.

Тип Организатор Цель

У прав ля емый производителем Мелкие производители — новый рынок — более высокая рыночная пена — стабилизация рыночной позиции

Крупные фермеры — дополнительные объемы поставок

У прав ля емый покупателем Экспортеры, розничная торговля — поиск и удовлетворение запросов клиентов

У прав ля емьш посредником Оптовые покупатели, трейдеры, и другие традиционные участники рынка — обеспечение поставок

Федеральные, региональные и местные органы власти — региональное развитие

Существующие модели, подразделяются на три общие категории: модели, ориентированные на развитие и поддержку сельхозпроизводителей;

- модели, ориентированные на специализированных посредников;

Данная бизнес-модель характеризуется доминирующей ролью посредников, которые сосредоточили в своих руках всю информацию о потребителях, что позволяет им диктовать сельхозпроизводителям, какой товар, для кого и в каких количествам нужно производить (рис. 3.).

- модели, ориентированные на покупателей.

С развитием и распространением информационных технологий и систем, потребитель получил доступ к информации об имеющихся товарах и услугах, возможность и право выбора лучших, что и сделало его суверенным.

Он уже не зависит от посредника и может диктовать условия производителю относительно характеристик, комплектации, качества, количества и даже цены требуемого товара. Потребитель является инициатором коммуникации с производителем и посредником, что дает право говорить о существовании третьей модели -интерактивного

Ну ждал потребности выоэр

Рисунок 4. Бизнес-модель, ориентированная на потребителя

Несмотря на различия в точках входа и акцентах, все модели направлены на установление связей между участниками для содействия эффективной рыночной интеграции.

Тем не менее, ни одна из приведенных выше бизнес-моделей не является по своей сути приоритетной или предпочтительной для мелких землевладельцев и фермеров.

Но, посреднические или ориентированные на покупателя модели достаточно эффективны, поскольку они предоставляют собой готовые решения и несколько снижают риск.

Постепенное сокращение роста прибыли компаний, использующих традиционные бизнес - модели, необходимость увеличения скорости бизнес-процессов и их реакции на поведение рынка привели необходимости формирования инновационных бизнес-моделей.

Инновационные бизнес-модели могут оказать положительное влияние с точки зрения инклюзивности.

Влияние государства не является главным предметом рассмотрения в статье. Но важно отметить, что государственный сектор играет жизненно важную роль в содействии

созданию успешных союзов между мелкими землевладельцами и крупным бизнесом, особенно в том случае, если необходимо расширять успешные малые инициативы.

Одним из ключевых элементов успешных связей между мелкими фермерами и динамичными рынками является:

- наличие организованных, готовых взаимодействовать и развиваться фермеров;

- наличие восприимчивого предпринимательского сектора;

- эффективная государственная политика и государственные программы государственной политике и программам.

На сегодняшний день, в соответствии с имеющимися и предполагаемыми внутренними, а также глобальными трендами, а также в рамках долгосрочного прогноза развития АПК до 2030 года Министерством сельского хозяйства РФ разработаны два сценария развития агропромышленного комплекса страны:

1. «Локальный рост» - насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными продуктами;

2. «Глобальный прорыв» - Россия - мировой поставщик продуктов питания высокой глубины переработки [1].

В рамках обоих сценариев были выделены доминирующие бизнес-модели, которые тем или иным образом будут способствовать развитию усилению позиций субъектов малого бизнеса в АПК в нужном направлении.

Приоритет в доступе к национальным земельным ресурсам для отечественных производителей. Данная включает элементы поддержки отечественного инвестора через предоставление льгот при получения доступа к земельным ресурсам. При этом текущие ограничения для иностранных компаний сохраняются.

Сохранение отдельных мелких и средних сельхозорганизаций, действующих в отдалённых районах, которые выполняют роль социального буфера. Учитывая, тенденции убыли сельского населения в отдалённых районах на востоке и севере страны, необходимо приложить усилия к сохранению традиционных для местного населения сельскохозяйственных производств. В обозримом будущем они будут выполнять роль своеобразного буфера, который обеспечит занятость населения и будет способствовать поддержке сельской инфраструктуры.

Государственная поддержка оптово-распределительных центров.Оптово-распределительные центры, создаваемые при активном участии государства, в рамках данной модели заметно упростят доступ к рынку для мелких сельхозпроизводителей. Данная модель является чуть ли не единственным эффективным инструментом,

способным в обозримом будущем укрепить интеграцию между поставщиками и потребителями.

Внедрение систем интегрированного контроля качества выпускаемой продукции и сырья. Данная модель позволит добиться повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, особенно если будет включать элементы ужесточения отдельных норм биобезопасности и качества сырья.

Переход к принципам безотходного производства. Отходы многих растениеводческих и животноводческих предприятий могут использоваться в энергетическом, фармацевтическом и химическом секторах экономики.

Переход к новому технологическому укладу, внедрение новых цифровых технологий - еще один важный тренд в развитии АПК.

Агропромышленному комплексу России нужна новая бизнес-модель, которая кардинально изменит рынок.

Переход сельского хозяйства на бизнес-модель, базирующуюся на интернете вещей является одним из самых перспективных направлений[2].

Необходимы грамотные подходы в создании новой бизнес-модели, которая предполагает практически прямой вариант общения между производителем и покупателем.

Переход на сквозные автоматизированные цепочки производства и поставок сельхозпродукции сделает этот процесс прозрачным, что немаловажно для банков, поскольку позволит им минимизировать риски кредитования в первую очередь мелких и средних сельхозпроизводителей.

Ключевым ресурсом для стабильного роста производительности в сельском хозяйстве, повышения конкурентоспособности как на локальном уровне, так и в мировом масштабе становятся данные и системы управления данными (data science и data management).

Потенциал проектов интернета вещей в России может быть реализован только при комплексном решении задач, связанных, в частности: с развитием экосистемы IoT, использованием облачных технологий, повышением уровня образования и квалификации не только в сфере сельского хозяйства, но и в таких направлениях как "ИТ в сельском хозяйстве", "Математика, анализ больших данных", "Робототехника в сельском хозяйстве", "Автоматизация и управление бизнес-процессами"[2].

На сегодняшний день многочисленные инновации в агробизнесе слабо связаны между собой, и это становится проблемой и для аграриев, и для продвижения технологий.

Частичная автоматизация не может полностью решить проблему аграриев, так как само по себе избавление от рабочей силы сократит себестоимость производства только на 5-15%. Необходимо создавать комплексные системы, для того чтобы:

- поддерживать новые бизнес-модели и процессы у отдельных игроков рынка;

- объединить в единую сеть фермеров, производителей сельскохозяйственной техники, производителей удобрений, агрономов, логистических операторов[5].

Выбор конкретной модели или элементов из различных моделей в значительной степени зависит от рыночных условий, участвующих субъектов и их знаний и навыков, а также наличия (или отсутствия) вспомогательных учреждений и стратегий.

По мере развития рыночных связей модели должны адаптироваться к меняющимся рыночным условиям, а также к отношениям между участвующими участниками.

Подходы должны быть опробованы на конкретных местах, продуктах, условиях и рынках, с тем, чтобы лучше понять, как обновить существующие модели и какие формы передовой практики необходимо адаптировать, чтобы помочь поддерживать устойчивое развитие малого предпринимательства.

Список литературы

1. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 12 января 2017 г. N 3 Об утверждении Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2030 г.

2. J'son & Partners Consulting "Интернет вещей в сельском хозяйстве (Agriculture IoT/AIoT): мировой опыт, кейсы, применения и экономический эффект от внедрения в РФ". [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/intemet-veschey-v-selskom-hozyaystve-agriculture-iot-aiot-mirovoy-opyt-keysy-primeneniya-i-ekonomicheskiy-effekt-ot-vnedreniya-v-rf-20170621045316

3. Miller C. et al. Agricultural value chain finance: Tools and lessons, Rome and Warwickshire: Food and Agriculture Organization of the United Nations and Practical Action Publishing, 2010.

4. Кусраева О.А. Особенности бизнес-моделей российских компаний АПК // ЭКО. 2017. №1 (511). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-biznes-modeley-rossiyskih-kompaniy-apk.

5. Петунин А. Каким будет цифровое будущее сельского хозяйства в России [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.rbc.ru/trends/innovation/5d67bbf49a7947c7eb6a630c

6. Семенов В., Прудников А. Аналитическая записка о состоянии агропромышленного комплекса Российской Федерации. - М.: Комитет ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, 2014

7. Черепухин Т. Ю. Трансформационные возможности малого бизнеса в агропромышленном комплексе // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. №6А.С.93-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.