Бизнес - модель как инструмент поддержки принятия решений при
управлении ИТ-проектами Business - model as a tool for supporting decision-making in IT - projects
management
Чертина Елена Витальевна Chertina Elena Vitalievna
соискатель,
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический
университет» saprikinae_1912@mail. ru Лунева Татьяна Викторовна Luneva Tatiana Victorovna канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический
университет» [email protected]
Соловьева Наталья Владимировна Solovieva Natalia Vladimirovna
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический
университет» gl^k_3d@ mail.ru
Аннотация
В статье рассмотрены возможности использования бизнес - модели для принятия управленческих решений при управлении инновационными ИТ -проектами. Приведены основные типы распространённых бизнес - моделей. Учитывая инновационных характер ИТ - проектов, предлагается структурная схема бизнес - модели, состоящая из ключевых блоков,
управление которыми направлено на повышений эффективности и формирование ценности в процессе реализации ИТ - проектов.
Abstract
The article discusses the possibility of using a business - a model for decision-making in innovative IT - projects management. There are main types of common business - models . Taking into account the innovative nature of IT -projects proposed block diagram of the business - model, consisting of the key block, control which aims to increase efficiency and the formation of values in the process of implementation of IT - projects.
Ключевые слова: управление инновационными ИТ - проектами, бизнес - модель, ситуационный анализ, принятие управленческих решений.
Keywords: innovative IT - project management, business - model, situational analysis, decision making.
Любой ИТ-проект - это совокупность отдельных бизнес-процессов, которые в совокупности можно представить в виде решения иерархии проблем. В теории принятия решений формализация данной задачи осуществляется в виде составления дерева проблем.
«Дерево проблем» используется в программно-целевом планировании ресурсов проекта и управлении при разработке бизнес-плана и дорожной карты по его выполнению. После составления дерева проблем составляется иерархическое дерево целей (рис. 1).
Рис. 1. Дерево целей инновационного ИТ-проекта (на примере некоторых типовых бизнес-целей ИТ-компании) Дорожная карта проекта представляет собой план-график с указанием сроков, размера ресурсов, ответственных исполнителей (в разрезе отдельных субпроектов), конкретных показателей-индикаторов продвижения проекта (сведённых в единую систему ^Г). Источник информации для дорожной карты - Бизнес-Модель проекта и Финансовая Модель проекта. Данные документы на сегодня стали уже практически обязательными для каждого инновационного ИТ-проекта, который подаётся на рассмотрения инвесторам.
Для составления вышеуказанных документов (которые, по сути, являются модификацией бизнес плана, только с учётом специфики и корпоративной культуры ИТ-отрасли) необходимо применять соответствующие методы моделирования. Однако, сама структура этих документов, в первую очередь, предусматривает их практическую направленность - это не рамочные, а рабочие документы, инструменты управления конкретным проектом. Поэтому составлять их должны непосредственно исполнители проекта, а не внешние пользователи. При этом методы моделирования выступают вспомогательными средствами управления проектами. К основным методам моделирования, применяемые в управлении ИТ-проектам можно отнести: экономико-математическое
моделирование (ЭММ), подходы экономического анализа (индексный, факторный анализ) и др.
Экономико-математическое моделирование базируется на использовании как однофакторных, так и многофакторных моделей. Широко применяются однофакторные регрессионные модели следующих типов: линейные модели, парабола и гипербола, logit&probit модели; среди многофакторных моделей наиболее востребованы линейная и логарифмическая. Примерами применения таких моделей в управлении инновационными ИТ-проектами являются скоринговые системы отбора ИТ-проектов.
Экономический анализ включает, в первую очередь, концепцию расчёта безубыточности по масштабу, которая предусматривает разделение расходов на постоянные и переменные, расчёт выручки от реализации, стоимости единицы продукции, минимального объем продаж (порог безубыточности, запас финансовой прочности). Также, используется множество экономических показателей, характеризующих проект с разных сторон, для которых рассчитываются плановые (нормативные) уровни, и которые сравниваются с аналогичными показателями по другим проектам, средними уровнями, конкурентами и т.п.
Кроме методов анализа и моделирования, в управлении инновационными ИТ-проектами широко используются методы прогнозирования, потребность в которых связана с вероятностным характером доходности проектов такого типа.
Методы прогнозирования применяются для предвидения изменений и степени влияния внешней и внутренней среды реализации проекта; в общем, их можно разделить на количественные и качественные. К качественным методам прогнозирования относятся методы предвидения спроса на ИТ-услуги, изучение мнения потребителей, мнения покупателей, менеджеров ИТ-проекта. Применение этих методов позволяет определить, как изменится объем и структура продаж при условии снижения/повышения цены, уровня
конкуренции, уровня доходов целевых клиентов и других рыночных факторов. К количественным методам прогнозирования следует отнести анализ временных рядов (трендов), корреляционно-регрессионный анализ. Анализ временных рядов позволяет выявить характер тенденции показателя, его цикличность и разработать экстраполяционный прогноз. Корреляционно-регрессионный анализ позволяет выявить степень влияния внешних и внутренних факторов на целевой показатель и провести его стресс-тестирование для различных сценариев значений факторов.
Специфика инновационных ИТ-проектов не позволяет в полной степени успешно применять количественные и качественные методы моделирования и прогнозирования. В таких условиях применяются также методы ситуационного анализа.
Ситуационный анализ (СА) - это комплексные технологии обоснования, принятия и выполнения управленческого решения, в основе которых находится анализ конкретной управленческой ситуации. Подходы ситуационного анализа оказывают ЛПР поддержку в проведении анализа бизнес-ситуации, установлении факторов, которые определяют её развитие, формулировки рамок и ограничений принятия управленческого решения. Применение ситуационного метода предусматривает гибкую адаптацию стандартных методов анализа и моделирования под конкретную ситуацию. Фактически методы - СА позволяют произвести систематизацию и обработку разнообразной информации, необходимой для корректной диагностики проблемы и формулировки направлений принятия управленческих решений. Методы СА-анализа предусматривают разработку экономических сценариев и факторное моделирование развития ИТ-проекта по сгенерированным сценариям. Набору сценариев в общей их совокупности присваиваются коэффициенты веса. В результате, целевой ожидаемый финансовый результат рассчитывается как математическое ожидание случайной величины показателя, которая распределена в соответствии с исходным весовым распределением сценариев [1].
Метод СА-анализа в роли объекта исследования использует гипотетическую ситуацию объекта управления. СА-анализ проводится в три этапа (рис 2).
Сбор и анализ информации, анализ ситуации
БШОТ-анализ ИТ -проекта Количественный и качественный анализ
Моделирование и разработка сценариев развития ИТ -проекта
Создание моделей проекта (Бизнес-Модель, Финансовая Модель) Создание набора наиболее вероятных сценариев развития
Стресс-тестирование по построенным моделям (порого безубыточности, период окупаемости проекта и т.п.1 Прогнозирование целевых показателей ИТ - проекта (норма доходности, уровень риска)
Рис. 2. Этапы проведения ситуационного анализа в управлении
ИТ-проектами
Среди используемых методов и моделей управления ИТ-проектам, особо следует выделить экспертные методы.
Метод экспертного оценивания (МЭО) относится к инструментарию формализованной оценки качества альтернатив решения проблемной ситуации. Экспертные оценки - это вербально-числовые качественные оценки, основанные на информации неколичественного типа, которые могут быть получены исключительнно с помощью узких специалистов - экспертов. В процессе реализации инновационных ИТ-проектов принимают участие несколько типов экспертов: ИТ-специалисты, инвестиционные аналитики, специалисты по продвижению товара (услуг), менеджеры проектов, менторы венчурных проектов, профессиональные инвесторы (бизнес-ангелы). Сущность метода экспертных оценок заключается в логико-интуитивном
анализе сильных и слабых сторон ИТ-проекта, внутренней и внешней среды команды-реализатора проекта. Большинство методов экспертных оценок предусматривает обобщение мнений группы (нескольких групп) экспертов, с расчётами специальных показателей. Обобщенное заключение экспертов служит основанием для принятия управленческого решения и выбора оптимальной альтернативы. В сфере инвестирования инновационных ИТ-проектов методами экспертного оценивания решаются несколько типовых задач:
- проверка достоверности информации в заявке на инвестирование ИТ-проекта;
- отбор наиболее эффективных и отвечающих критериям инвестиционной политики ИТ-проектов и формирование портфеля;
- создание структуры сделки по финансированию ИТ-проекта;
- аудит основных акторов (т.н. процедура «due diligence») проекта;
- управление реализацией проекта.
Формой реализации методов экспертного оценивания выступают экспертные суждения, которые представляют собой краткие содержательные высказывания, в которых заключена суть качественной оценки какой-либо сущности (т.е. выявление качественных атрибутов и их значений) [2].
На практике наиболее часто применяется метод экспертного ранжирования. Ранжирование применяется в ситуации, когда невозможна или нецелесообразна прямая оценка проекта. Недостатком метода является то, что ранжирование проектов содержит лишь сведения о том, какой из них более привлекателен, и не содержит информации о том, насколько именно один проект привлекательнее остальных. Экспертами используются несколько методов ранжирования: метод простого ранжирования; метод непосредственной экспертной оценки; метод парных сравнений и другие методы [3].
Современные формы реализации ИТ-проектов предусматривают использование конкретных бизнес-моделей как инструмента принятия управленческих решений при управлении ИТ-проектами.
На практике нередки случаи, когда смешивается понятие «бизнес-модель отраслевого сегмента» и «бизнес-модель компании». Т.е. отраслевая специфика ИТ-компании, вид ИТ-проекта, стартапа выдается за бизнес-модель. Для более точного понимания сути бизнес-модели необходимо раскрыть сущность моделирования в управлении ИТ-проектами.
Моделирование даёт возможность исследования объекта не непосредственно, а с помощью конструирования и рассмотрения другого, аналогичного ему по базовым свойствам и более управляемого объекта -модели. Соотношения, описывающие взаимосвязи между параметрами объекта управления и критериями эффективности, являются математическими моделями. Математическая модель проекта - это условное описание важнейших параметров какого-либо проекта с помощью математических формул. Возможность разработки и применения математических моделей для поддержки принятия управленческих решений во многом обусловлена тем, что традиционно большинство управленческих решений можно связать с группой индикаторов, характеризующих как сам объект управления, так и его внешнюю среду. Количественно измеряемые индикаторы и характеристики проекта, с помощью которых ЛПР может осуществлять управление являются управляемыми переменными или переменными принятия решения.
В современной экономической науке концепция бизнес-модели состоит из следующих представлений:
- бизнес-модель - это набор конкретных рецептов для успешного ведения бизнеса на заданном рынке и в заданный промежуток времени (отмечается временный характер, «срок годности» данного рецепта);
- существует реальная возможность провести описание бизнес-модели;
- бизнес-модель логически описывает, каким образом организация создает, поставляет клиентам и приобретает стоимость - экономическую, социальную и другие формы стоимости;
- бизнес-модель - это экономическая логика, используемая для того, чтобы доставить продукт до потребителя по привлекательной для него цене и приемлемым издержкам, или «Как Ваша компания делает деньги»;
- бизнес-модель возможно и необходимо постоянно адаптировать к изменению условий работы компании-реципиента модели.
Исследователи на основании обобщения практик рассматривают 6 типов бизнес-моделей (рис. 3):
Рис. 3. Основные типы бизнес-моделей Недифференцированная бизнес-модель используется большинством ИТ-компаний. Применение данной модели подразумевает, что она сформировалась стихийно либо была скопирована и практически не управляется компанией. Модель является весьма экономичной, но недолговечной.
Дифференцированная бизнес-модель используется в рамках стратегии дифференциации на рынке и применяет отдельные фрагменты инновационного подхода.
Сегментированная бизнес-модель используется в многоотраслевых компаниях, присутствующих на нескольких рыночных сегментах. Управление инновациями поставлено на высокий уровень, отбираемые ИТ-проекты соответствуют бизнес-модели.
Внешнеориентированная бизнес-модель предусматривает привлечение внутренних потребителей на смежных рынках, при этом инновации заимствуются у контрагентов компании (поставщиков, заказчиков).
Интегрированная бизнес-модель предусматривает широкое использование инновационной деятельности (НИОКР становятся одним из основных направлений деятельности компании).
Адаптивная бизнес-модель предусматривает активное влияние на бизнес-модели заказчиков и поставщиков, которые совместно участвуют в инновационной деятельности.
Учитывая рисковых характер инновационных ИТ - проектов, бизнес -модель можно представить в следующем виде на рис. 4.
о х со 15
£
Ш &
т
Ключевые Ключевые Риски Предложение Сегменты
партнеры ИТ - виды реализации ИТ - ценности потребителей
проекта деятельности проекта
по ИТ - Приводится Целевые
Типы партнеров, проекту подробное потребители или
требуемых для описание потребители
поддержания возможных товаров-
деятельности или Ключевые рисков Каналы заменителей
снабжения ресурсы для я реализации продаж ИТ -
ресурсами реализации проекта в разработки
ИТ - проекта условиях
неопределеннос- Пути к
ти потребителям
Структура затратИТ - проекта Структура доходов от реализации ИТ -
проекта
Носители затрат
Источники, потоки, типы доходов
В
е
н н о о т ь
Рис. 4. Схема бизнес- модели инновационного ИТ - проекта
В целом, «бизнес - модель» ИТ-проекта - это набор инструментов его стратегии и способов реализации, обеспечивающим приемлемую доходность, долю рынка и клиентскую базу. Очевидно, что понятие бизнес-модели является сугубо индивидуальным применительно к каждому отдельному проекту и не может быть универсальным.
Инновационный характер деятельности ИТ-компаний требует ежедневной генерации нестандартных управленческих и технических решений, которые могут быть не описаны в бизнес-модели.
Библиографический список
1. Асаул, А.Н. Теория и практика принятия решений по выходу организации из кризиса / А.Н. Асаул, И.П. Князь, Ю.В. Коротаева. - СПб: АНО ИПЭВ, 2007.-150 с.
2. Чертина, Е.В. Комплексная количественная оценка инновационных ИТ- проектов на основе нечетко - множественных описаний /Е.В. Чертина, И.Ю. Квятковская // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. - 2016. - № 1 (33). - С. 50-62.
3. Трофимова, Л.А., Методы принятия управленческих решений: учебное пособие / Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.- 280 с.
References
1. Asaul, A.N. Teorija i praktika prinjatija reshenij po vyhodu organizacii iz krizisa [Theory and practice of decision-making in the organization exit from the crisis]/ A.N. Asaul, I.P. Knjaz, Ju.V. Korotaeva. - SPb: ANO IPEV, 2007.-150 p.
2. Chertina, E.V. Kompleksnaja kolichestvennaja ocenka innovacionnyh IT-proektov na osnove nechetko - mnozhestvennyh opisanij [The complex quantitative estimation of innovative IT-projects based on fuzzy - multiple descriptions] Prikaspiyskiy zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii [Caspian Journal: Management and High Technologies], 2016, № 1, pp. 50-62.
3. Trofimova, L.A., Metody prinjatija upravlencheskih reshenij: uchebnoe posobie [Methods of management decision-making: a tutorial] / L.A. Trofimova, V.V. Trofimov. - SPb: SPbGUEF, 2012.- 280 p.