УДК 334.7+332.01 Г.Д. БОУШ
ББК 65.01 кандидат экономических наук, доцент
Омского государственного университета e-mail: [email protected]
БИЗНЕС-КЛАСТЕРЫ КАК ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ПРОЯВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ КЛАСТЕРИЗАЦИИ СРЕД*
Бизнес-кластеры рассматриваются как частный случай проявления универсальных процессов кластеризации сред, широко распространенных в неживой, живой и социальной природе. Раскрывается содержание понятия кластера в экономике. Выявляются и описываются общие черты, присущие всем кластерам независимо от их природы. Показывается, как общие черты кластерных структур проявляются в бизнес-кластерах.
Ключевые слова: кластер, кластеризация, бизнес-кластер, общие черты кластеров, общие черты бизнес-кластеров.
G.D. BOUSH
PhD in Economics, Associate Professor, Omsk State University e-mail: [email protected]
BUSINESS CLUSTERS AS A PATTERN OF UNIVERSAL CLUSTERIZATION PROCESSES OF ENVIRONMENTS
Business clusters in the article are studied as a pattern of universal clusterization processes of environments, which are widely spread in inorganic, organic and social nature. The content of the notion of cluster in economics is presented. General features of all clusters irrespective of their natures are defined and described. It is shown how general features manifest themselves in business-clusters.
Keywords: cluster, clusterization, general features of clusters, general features of business-clusters.
В настоящее время бизнес-кластеры воспринимаются как одна из наиболее эффективных организационно-экономических форм. При этом, как правило, упускается из виду тот факт, что кластерные структуры широко распространены в неживой и живой природе, обществе, а не только в экономической среде. Кластеризация является одним из универсальных процессов объединения частей в целое и свойственна, очевидно, мирозданию в целом. Уместным будет предположение о наличии неких общих принципов формирования кластерных структур и неких общих свойств, присущих кластерам вне зависимости от среды их
возникновения и существования. Осмысление таких принципов и свойств с переносом на кластеры экономической природы обеспечит более точное и полное понимание условий образования и функционирования бизнес-кластеров, закономерностей их эволюционирования, обретения ими новых качественных свойств. Развитие кластерной экономической теории, в свою очередь, позволит повысить качество государственных кластерных программ и инициативных кластерных проектов, а также эффективность их реализации.
Несмотря на широкое распространение кластеров предприятий в экономике разных
* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (проект 2010-1.2.2-301-015-043).
© Г.Д. Боуш, 2011
стран, как уже было сказано, универсальность их кластерной природы осознана пока недостаточно. Хотя некоторые исследователи кластеров предприятий и приводят примеры кластеров, изучаемых разными научными дисциплинами [11], данная точка зрения не является распространенной в среде экономистов. Формирование бизнес-кластеров, мы убеждены, представляет собой частный случай кластеризации как универсального природного процесса объединения малых частей в большое целое.
При решении задачи выявления и описания общих свойств кластерных структур был использован метод аналогий [1]. Автором настоящей статьи обобщены свойства кластеров в таких естественно-научных дисциплинах, как физика и химия, и предпринята попытка переноса данных обобщений на предметную область бизнес-кластеров. Информационной базой исследования послужили работы В.Р. Белослудова и др. [2], Г.К. Будникова и др. [5], С.П. Губина [6], А.Я. Кипниса [7], В.Д. Лахно [8], Ю.И. Петрова [9], Б.М. Смирнова [10], Ю.В. Яблоко-ва и др. [12].
Заметим, что процессы объединения малых частей в большое целое — весьма распространенное явление как в природе, так и в обществе, хотя и проявляются эти процессы в разных формах. Среди природных явлений следует отметить кристаллизацию, когда из однородных частиц формируются кристаллы; агломерацию, при которой образуются скопления частиц (клеток или микроорганизмов в биологических жидкостях и тканях); конгломерацию, представляющую собой объединение разнородных частей в целое. В социальной среде процессы объединения частей в целое находят проявление в таких формах, как кооперирование, интегрирование, картелизация, консолидирование, и воплощаются в таких разновидностях хозяйственных объединений, как альянс, ассоциация, концерн, корпорация, синдикат, товарищество, трест и др.
Кластеризация, как уже отмечалось, является одной из форм объединения частей в целое, при этом она присуща не только природным процессам, но и общественным, включая экономические. Нужно заметить, что в понятие «кластер» в естественных и социальных науках вкладывается иной смысл,
нежели в когнитивных дисциплинах (математика, логика).
Считается, что термин «кластер» заимствован экономистами, в частности М. Портером, из математики, где кластерный анализ применяется для группировки однородных элементов в определенные классы. При этом упоминается Р. Трион, который дал указанному методу название. В настоящее время кластерный анализ широко используется в информатике, поэтому некоторые авторы склонны считать, что термин «кластер» был перенесен в экономическую науку из данной научной сферы. Однако не следует забывать, что кластеризация в других областях живой и неживой, а также социальной природы имеет иную онтологию и опирается на объективные процессы, протекающие в соответствующих средах. В природе наблюдаются скопления звезд и других космических объектов, в физике, химии, биологии изучаются скопления атомов, молекул, в социологии — скопления людей, в экономике — хозяйствующих субъектов. При этом все названные объекты могут возникать в результате объективного процесса кластеризации, когда однородные объекты группируются под влиянием неких сил притяжения. Но происходить это может и в результате кластеризации как математического метода, который упорядочивает исследуемые объекты по определенным заданным параметрам. Тогда такие объекты могут быть не пространственным скоплением, а лишь абстрактной группировкой. Поэтому не следует смешивать абстрактный процесс кластеризации, применяемый в когнитивных научных дисциплинах, и объективные кластеризационные процессы, протекающие в природе и обществе и приводящие к возникновению природных кластеров, изучаемых физикой, химией, биологией, социологией и другими науками. Для экономики наиболее характерен второй процесс, однако и кластерный анализ используется с целью группировки экономических объектов.
Естественные процессы кластеризации проявляются в экономике в такой базовой форме, как бизнес-кластеры. И хотя в литературе встречаются понятия «кластеры отраслей», «кластеры регионов» и «кластеры стран», на наш взгляд, выделение их является результатом абстрактной кластеризации как деятельности по упорядочению и система-
тизации объектов, обладающих сходными признаками. Однако кластерные процессы как процессы естественной интеграции однородных объектов имеют место в объективной реальности, и с этой точки зрения они воплощены именно в бизнес-кластерах, часто именующихся кластерами предприятий. Кластерный феномен в экономике обнаруживает себя только в мезоскопической среде, что связано с реализацией такого условия кластеризации, как подвижность и свобода, сохранение индивидуальности частей. А этому условию отвечают лишь хозяйствующие субъекты. Изменить свое местоположение ни регион, ни страна, ни отрасль не могут, поэтому выделение в специальной литературе того, что называют «кластер регионов», является результатом применения кластерного анализа как метода группировки сходных по определенным параметрам объектов, т.е. понятие «кластер регионов» носит абстрактный характер. Термин же «кластер отраслей» фактически означает бизнес-кластер, так как отрасль является совокупностью хозяйствующих субъектов. Поэтому в нашей статье под кластерным феноменом в экономике понимаются процессы кластеризации (объединения) однородных частей — предприятий, компаний и фирм — в единое целое — кластеры. Заметим, что кластеры отраслей с точки зрения данного подхода возможно рассматривать как межотраслевые бизнес-кластеры, а региональные кластеры — как внутрирегиональные бизнес-кластеры, которые могут быть и внутриотраслевыми, и межотраслевыми.
Выполненное автором исследование позволяет выделить у кластерных структур ряд особенностей, отличающих их от ряда сходных объединенных объектов. В силу сказанного ранее на наличие универсальных кластерных свойств протестированы бизнес-кластеры. Рассмотрим, каким образом проявляются перечисленные далее общие черты кластерных структур в бизнес-кластерах.
1. Однородность элементов. В кластеры объединяются однородные единицы для взаимного обмена имеющимися ресурсами и получения некоего позитивного эффекта. Бизнес-кластеры с этой точки зрения также представляют собой объединения однородных элементов — самостоятельных (обособленных) хозяйствующих субъектов,
заинтересованных в объединении, обмене, перераспределении собственных ресурсов с тем, чтобы оптимизировать их использование и повысить отдачу от них. При этом размер субъекта, его отраслевая принадлежность, форма собственности и прочие атрибуты имеют второстепенное значение.
2. Сочетание центростремительной и центробежной сил. Центростремительные силы (например, тяготение, гравитация) обеспечивают относительную «слипае-мость» частиц, удерживают их в кластерной структуре. Центробежные силы (отталкивание) препятствуют полной «слипаемости» частиц, потере их относительной самостоятельности. Сбалансированность центростремительной и центробежной сил позволяет кластеру находиться в относительно устойчивой форме. Бизнес-кластеры возникают и изменяются под воздействием сил, подобных указанным: центростремительная сила воплощена в стремлении к кооперации, сотрудничеству, центробежная — в конкуренции, соперничестве. Состояние внешней среды в значительной степени определяет равновесие этих сил. При обострении конкуренции во внешней среде растет потребность в кооперации, а значит, в объединении в кластер. Предприятия, стремясь поддержать собственную конкурентоспособность, активизируют кооперационные связи с ближайшим окружением. При снижении остроты конкуренции, как правило, складывается обратная ситуация.
3. Нечеткость и подвижность границ и конфигурации. Одни самостоятельные единицы под воздействием центростремительной силы присоединяются к кластерному образованию, а другие в это же время могут испытывать на себе действие центробежных сил и покидать кластер. Поэтому границы и конфигурация кластеров нестабильны, изменчивы. Однако при этом сохраняется относительная самостоятельность кластерных образований, в том числе пространственная, от внешней среды, а также относительная их устойчивость. Нечеткость и подвижность границ и конфигурации присущи и бизнес-кластерам. Заметим, что данный феномен фактически обнаружен относительно недавно: из-за нечеткости и подвижности границ кластеров его чрезвычайно сложно опознать в экономической среде.
Процесс образования кластерных структур, их подвижность наглядно представлены в научно-популярном фильме «Великая тайна воды» (режиссер А. Попова, впервые показан телеканалом «Россия» 9 апреля 2006 г.), где рассмотрен кластер из молекул воды и продемонстрированы процессы постоянного присоединения к нему одних молекул и отщепления от него других.
4. Общая ресурсная база. Она формируется как результат обобществления ресурсов частей кластера. У атомов, например, обобществляются электроны, у молекул — атомы и т.п. Такое обобществление ресурсов повышает устойчивость и адаптивность кластеров по отношению к внешней среде. Наличия сил притяжения недостаточно для сохранения кластера, и после объединения кластерных элементов начинает действовать механизм обобществления составных частей самих кластерных элементов или их ресурсов. В бизнес-кластерах обобществляются и становятся доступными для всех участников такие ресурсы, как местоположение, труд различного качества, научная и образовательная сферы, технико-технологический потенциал. Обобществление ресурсов связывает предприятия кластера в устойчивую (хотя и изменяющуюся) сеть, стимулирует разработку и реализацию совместных проектов, повышает рациональность использования имеющихся ресурсов, а также способствует созданию новых. Это обеспечивает рост производительности (продуктивности) и конкурентоспособности всего бизнес-кластера и его отдельных участников.
Итак, бизнес-кластеры выступают носителями общих кластерных черт, что подтверждает наш тезис о том, что они представляют собой лишь одну из форм проявления универсального процесса кластеризации. При этом отличие экономической среды от иных сфер бытия придает анализируемой форме специфические черты. Сочетание общих для кластерных образований свойств и специфических черт кластеров в экономике обусловливает особую природу бизнес-кластеров.
Черты, характерные для бизнес-кластеров и обусловленные их экономической природой, можно свести к следующему:
1. Однородные кластерные части здесь — хозяйствующие субъекты, обладающие волей и принимающие решение о при-
соединении либо неприсоединении их к кластерной структуре. Они однородны только по признаку хозяйственной самостоятельности, при этом могут иметь различные размеры, численность занятых, формы собственности и прочие атрибуты.
2. В качестве центробежной силы, как уже было указано, в бизнес-кластере выступают конкуренция, сотрудничество, партнерство.
3. Кластеры в экономике с точки зрения конфигурации двумерны, в отличие от атом-молекулярных кластеров, кластеров в биологических системах, а также космических кластеров и др., однако первые обретают многомерность за счет сети коммуникаций, имеющей объемный характер.
4. В бизнес-кластерах обобществляются, как видно, в большей степени нематериальные ресурсы: знания, опыт, навыки, информация, квалификация работников и специалистов и т.д.
5. В бизнес-кластерах дополнительно выделяется инфраструктура, аналогов которой в других природных кластерах специалистами не отмечается. Можно предположить наличие в кластерном образовании неких вспомогательных структур, обеспечивающих связность кластерных элементов и функционирование кластера как единого организма. Очевидно, что действия только механизма обобществления ресурсов для этого не достаточно. В бизнес-кластеры должны входить объекты физической, производственной, социальной, рыночной и других видов инфраструктуры, а также специальные кластерные институты взаимодействия и органы власти. Это способствует повышению эффективности внутрикластер-ных взаимодействий, улучшению использования и качества ресурсной базы.
Таким образом, нами сформировано представление о бизнес-кластерах как об объектах, являющихся носителями общих свойств природных и общественных кластеров и особенных черт, присущих бизнес-кластерам в силу специфики экономической среды. Осмысление общих кластерных свойств и особенностей их проявления в бизнес-кластерах позволило, в частности, по-новому взглянуть на сущность кластеров в экономике, их именование, дефиницию [3], а также компонентный состав и типологию [4].
В контексте данного уточненного понимания содержания кластерного феномена в экономической среде становится возможным, во-первых, учитывать сущностные аспекты бизнес-кластеров при проектировании их создания, разработке и реализации государственных кластерных программ и негосударственных кластерных проектов,
во-вторых, осуществлять дальнейшее развитие кластерной экономической теории по таким направлениям, как исследование механизма формирования и развития бизнес-кластеров, условий, необходимых для их возникновения и прогрессивного развития, состава, структуры, модели функционирования и др.
Список использованной литературы
1. Батороев К.Б. Кибернетика и метод аналогий: Материал по курсу марксист.-ленин. философии для вузов. М., 1974.
2. Белослудов В.Р., Дядин Ю.А., Лаврентьев М.Ю. Теоретические модели кластерообразования / отв. ред. В.И. Белеванцев. Новосибирск, 1991.
3. Боуш Г.Д. Кластеры предприятий: терминологическая нечеткость и определение понятия // Вестник Омского университета. Сер. Междунар. бизнес. 2009. № 3. С. 4—9.
4. Боуш Г.Д. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 121—131.
5. Будников Г.К., Дьячкова Т.А., Глебова А.Н. Электрохимия полиядерных кластерных и гетеровалентных соединений. Казань, 1989.
6. Губин С.П. Химия кластеров: Основы классификации и строение / отв. ред. И.И. Моисеев. М., 1987.
7. Кипнис А.Я. Кластеры в химии. М., 1981.
8. Лахно В.Д. Кластеры в физике, химии, биологии. Ижевск, 2001.
9. Петров Ю.И. Кластеры и малые частицы / отв. ред. М.Я. Ген. М., 1986.
10. Смирнов Б.М. Физика фрактальных кластеров. М., 1991.
11. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. М., 2006.
12. Яблоков Ю.В., Воронкова В.К., Мосина Л.В. Парамагнитный резонанс обменных кластеров / отв. ред. М.М. Зарипов. М., 1988.
Bibliography (transliterated)
1. Batoroev K.B. Kibernetika i metod analogii: Material po kursu marksist.-lenin. filosofii dlya vuzov. M., 1974.
2. Belosludov V.R., Dyadin Yu.A., Lavrent'ev M.Yu. Teoreticheskie modeli klasteroobrazovaniya / otv. red. V.I. Belevantsev. Novosibirsk, 1991.
3. Boush G.D. Klastery predpriyatii: terminologicheskaya nechetkost' i opredelenie ponyatiya // Vestnik Omskogo universiteta. Ser. Mezhdunar. biznes. 2009. № 3. S. 4—9.
4. Boush G.D. Tipologizatsiya, identifikatsiya i diagnostika klasterov predpriyatii: novyi metodologicheskii podkhod // Voprosy ekonomiki. 2010. № 3. S. 121—131.
5. Budnikov G.K., D'yachkova T.A., Glebova A.N. Elektrokhimiya poliyadernykh klasternykh i geterovalentnykh soedinenii. Kazan', 1989.
6. Gubin S.P. Khimiya klasterov: Osnovy klassifikatsii i stroenie / otv. red. I.I. Moiseev. M., 1987.
7. Kipnis A.Ya. Klastery v khimii. M., 1981.
8. Lakhno V.D. Klastery v fizike, khimii, biologii. Izhevsk, 2001.
9. Petrov Yu.I. Klastery i malye chastitsy / otv. red. M.Ya. Gen. M., 1986.
10. Smirnov B.M. Fizika fraktal'nykh klasterov. M., 1991.
11. Tret'yak V.P. Klastery predpriyatii. M., 2006.
12. Yablokov Yu.V., Voronkova V.K., Mosina L.V. Paramagnitnyi rezonans obmennykh klasterov / otv. red. M.M. Zaripov. M., 1988.