Научная статья на тему 'БИЗНЕС КАК ДРАЙВЕР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЕАЭС'

БИЗНЕС КАК ДРАЙВЕР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ЕЭК / Деловой совет ЕАЭС / региональная интеграция / ведение бизнеса / деловое сотрудничество / транспортный коридор «Север – Юг» / EAEU / EEC / EAEU Business Council / regional integration / doing business / business cooperation / «North-South» transport corridor

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынова Елена Святославовна

Евразийская интеграция сегодня играет возрастающую роль в социально-экономическом развитии как нашей страны, так и ее ближайших партнеров по ЕАЭС. Раньше, несмотря на обилие официальных заявлений и документов, ЕАЭС играл периферийную роль в российской внешней политике. Теперь для России Союз превращается в важный инструмент по повышению сопротивляемости санкционному режиму, снижению технологической и финансовой зависимости от Запада и развитию внешнеторговых связей с дружественными странами. По мнению автора, комплексное вовлечение бизнеса в интеграционные процессы является важнейшим условием для реализации масштабных совместных проектов и углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества стран ЕАЭС. Именно бизнес заинтересован в интеграции и может сыграть цементирующую роль в дальнейшем развитии Евразийского союза. Кроме того, в статье рассмотрены перспективы расширения состава членов ЕАЭС, а также ряд важных проблем с уже действующими участниками объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business as a driver of Eurasian integration and a factor of the EAEU sustainability

Eurasian integration today plays an increasing role in the socio-economic development of both Russia and its closest partners in the EAEU. Previously, despite the abundance of official statements and documents, the EAEU played a peripheral role in Russian foreign policy. For Russia, the Union is now turning into an important tool for increasing resistance to the sanctions regime, reducing technological and financial dependence from the West, and developing foreign trade relations with friendly countries. The author posits that a comprehensive involvement of business in integration processes is the most important condition for the implementation of large-scale joint projects and the deepening of mutually beneficial economic cooperation between the EAEU countries. It is business that can play a cementing role in the further development of the Eurasian Union. The article also discusses the prospects for expanding the EAEU membership as well as a number of important problems with existing members of the association.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС КАК ДРАЙВЕР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЕАЭС»

DOI: 10.31249/rsm/2024.02.07

Е. С. Мартынова

БИЗНЕС КАК ДРАЙВЕР ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЕАЭС

Аннотация. Евразийская интеграция сегодня играет возрастающую роль в социально-экономическом развитии как нашей страны, так и ее ближайших партнеров по ЕАЭС. Раньше, несмотря на обилие официальных заявлений и документов, ЕАЭС играл периферийную роль в российской внешней политике. Теперь для России Союз превращается в важный инструмент по повышению сопротивляемости санк-ционному режиму, снижению технологической и финансовой зависимости от Запада и развитию внешнеторговых связей с дружественными странами.

По мнению автора, комплексное вовлечение бизнеса в интеграционные процессы является важнейшим условием для реализации масштабных совместных проектов и углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества стран ЕАЭС. Именно бизнес заинтересован в интеграции и может сыграть цементирующую роль в дальнейшем развитии Евразийского союза.

Кроме того, в статье рассмотрены перспективы расширения состава членов ЕАЭС, а также ряд важных проблем с уже действующими участниками объединения.

Ключевые слова: ЕАЭС; ЕЭК; Деловой совет ЕАЭС; региональная интеграция; ведение бизнеса; деловое сотрудничество; транспортный коридор «Север - Юг».

Мартынова Елена Святославовна - эксперт Управления международного многостороннего сотрудничества и интеграции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ответственный секретарь Интеграционного совета РСПП по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией. Россия, Москва. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7355-4544

Martynova E.S. Business as a driver of Eurasian integration and a factor of the EAEU sustainability

Abstract. Eurasian integration today plays an increasing role in the socio-economic development of both Russia and its closest partners in the EAEU. Previously, despite the abundance of official statements and documents, the EAEU played a peripheral role in Russian foreign policy. For Russia, the Union is now turning into an important tool for increasing resistance to the sanctions regime, reducing technological and financial dependence from the West, and developing foreign trade relations with friendly countries.

The author posits that a comprehensive involvement of business in integration processes is the most important condition for the implementation of large-scale joint projects and the deepening of mutually beneficial economic cooperation between the EAEU countries. It is business that can play a cementing role in the further development of the Eurasian Union.

The article also discusses the prospects for expanding the EAEU membership as well as a number of important problems with existing members of the association.

Keywords: EAEU; EEC; EAEU Business Council; regional integration; doing business; business cooperation; «North-South» transport corridor.

Martynova Elena Svyatoslavovna - Expert, Department of International Multilateral Cooperation and Integration, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs; Executive Secretary of the RSPP Integration Council for Interaction with the Eurasian Economic Commission. Russia, Moscow. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-7355-4544

Введение

В условиях геополитической неопределенности и тектонических сдвигов в мировой экономике становится очевидной необходимость углубления взаимодействия и наращивание взаимовыгодного сотрудничества дружественных государств.

Именно ЕАЭС оказался одним из интеграционных объединений, способных в определенной степени противостоять негативным тенденциям в мировой политике и экономике, а странам - участницам Союза удалось не только предотвратить масштабную рецессию, но и обеспечить макроэкономическую стабильность [Слуцкий 2023, с. 53]. Бизнес стран ЕАЭС активно переориентируется на внутренний рынок Союза. Взаимная торговля в рамках ЕАЭС продемонстрировала впечатляющую динамику, увеличившись в 2022 г. на

14,7% по сравнению с 2021-м годом: с 72,6 млрд долл. до 83,3 млрд долл. [Объем взаимной торговли 2023].

Создание конкурентоспособной промышленности, достижение технологического суверенитета и проблемы импортозамещения являются приоритетными задачами для ЕАЭС на ближайшие годы. И для этого уже сделаны конкретные шаги. В октябре 2022 г. были выработаны согласованные в рамках ЕАЭС подходы по источникам и механизму льготного финансирования промышленной кооперации за счет дополнительно сформированных бюджетных средств Союза. Речь идет о субсидировании процентных ставок по кредитам за счет 10%-ных отчислений от антидемпинговых и иных защитных пошлин в ЕАЭС [Итоги заседания 2022].

25 мая 2023 г. на заседании Высшего евразийского экономического совета главы стран Евразийского экономического союза одобрили изменения в Договор о ЕАЭС в части новых полномочий Евразийской экономической комиссии по финансированию совместных многосторонних интеграционных проектов [Согласован переход 2023]. Новый механизм финансирования кооперации будет способствовать дальнейшему технологическому развитию промышленного сектора союзных государств и стимулировать интеграционные процессы на евразийском пространстве в целом. Данный механизм является прорывным событием, так как впервые формируется наднациональный финансовый инструмент для стимулирования кооперации в реальном секторе экономики. Финансовое содействие будет осуществляться в форме субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, выдаваемых международными и национальными финансовыми организациями. По предварительным оценкам, предлагаемый подход позволит сформировать фонд для поддержки финансирования из бюджета ЕАЭС в размере порядка 1,5 млрд руб. в год. Деловой совет ЕАЭС будет оказывать содействие в формировании перечня перспективных проектов и их представлении в финансовые организации, участвующие в программе субсидирования проектов евразийской промышленной кооперации.

Бизнес и Деловой совет ЕАЭС как факторы

расширения сотрудничества евразийской «пятерки»

Комплексное вовлечение бизнеса в интеграционные процессы является важнейшим условием для реализации масштабных совместных проектов и углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества стран ЕАЭС. Развитие предпринимательского сектора способствует созданию дополнительных рабочих мест, поддержанию устойчивости экономики и достижению высоких темпов роста промышленного производства. Предпринимательская деятельность имеет особое значение для экономики всех стран и союзов, так

как обладает способностью формировать технические и организационные нововведения, а также помогает быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка.

В 2015 г. был создан Деловой совет Евразийского экономического союза (Деловой совет ЕАЭС) - постоянно действующий координационно-совещательный орган деловых кругов стран Союза. Совет вырабатывает скоординированную позицию делового сообщества государств ЕАЭС при взаимодействии с органами Союза, налаживает прямые связи и диалог между деловыми кругами союзных стран, содействует развитию торгово-экономических отношений, промышленного и финансового сотрудничества, повышению конкурентоспособности национальных экономик, выявлению барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа на рынки интеграционного объединения. А с 2016 г. работает Консультативный совет по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и Делового совета ЕАЭС. Это подтверждает важность учета интересов бизнес-сообществ стран Союза для обеспечения его эффективного развития. В Деловом совете на постоянной основе действует ряд комитетов (комиссий) по основным направлениям деятельности Совета, а также специальные рабочие группы, которые создаются при необходимости, на временной основе, для выработки консолидированной позиции по сложным вопросам.

Одной из успешных практик, внедренных ЕЭК, является процедура оценки регулирующего воздействия. Она обеспечивает вовлечение предпринимателей в подготовку решений Евразийской экономической комиссии в рамках публичного обсуждения проектов актов. Значительная часть предложений от бизнеса в итоге включается в документы и нормативные акты, принимаемые ЕЭК. А Деловой совет ЕАЭС способствует выработке общей позиции предпринимательских кругов стран Союза на основе консенсуса и учета интересов друг друга, что повышает вероятность практической реализации бизнес-инициатив.

По мнению Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича, реализовать важнейшую задачу технологического развития ЕАЭС невозможно без активного участия делового сообщества. Устойчивые партнерские связи с союзами нанимателей и торгово-промышленными палатами наших стран позволяют оперативно получать обратную связь на решения и нормативно-правовые акты, которые принимает Евразийская экономическая комиссия [Мясникович, Ковалёв 2023].

Российские эксперты отмечают, что в ЕАЭС созданы вполне комфортные условия для ведения бизнеса. В частности, можно отметить такие преимущества, как довольно близкую нормативно-правовую среду стран-участниц, широкое использование в расчетах национальных валют, большое распространение русского языка, динамичную работу по устранению барьеров для 110

торгово-экономического сотрудничества [Красильников, Михневич 2019, с. 42]. Но имеется и ряд сложностей. Это и конкуренция предприятий стран-участниц по целому ряду отраслей, и недостаточно высокий уровень взаимного инвестирования, и проявления протекционизма для защиты чувствительных внутренних рынков.

В 2023 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) был проведен опрос российского бизнеса относительно перспективных направлений развития евразийской интеграции. По мнению бизнеса, необходимо развитие сети взаимных корреспондентских счетов между банками стран ЕАЭС для повышения надежности расчетов в национальных валютах, а в перспективе - интеграция национальных платежных систем и формирование единой евразийской платежной системы. Кроме того, деловое сообщество поддерживает внедрение системы по использованию навигационных пломб для отслеживания товарных потоков, что, помимо борьбы с нелегальным оборотом продукции, позволит минимизировать контрольные мероприятия на внутренних границах ЕАЭС и повысить транзитную привлекательность Союза.

Что меняет коридор

«Север - Юг»?

Важной проблемой для наращивания торговли остается высокая стоимость перевозки грузов и недостаточно развитая инфраструктура. Необходимо модернизировать действующую и создавать новую инфраструктуру для преодоления узких мест и выстраивания экономически выгодных логистических маршрутов.

События последних лет радикально изменили логистику. Из-за санкций против России, введенных ЕС, заметно упал товарооборот на западном направлении, а многие логистические коридоры потеряли свое значение. В принципиально новых для себя условиях оказалась и Беларусь. Для экспорта своей продукции на внешние рынки она долгие годы использовала порты Литвы, Латвии и Украины. Но в 2021 г. Литва и Латвия перекрыли транзит грузов из Беларуси, а с началом СВО и Украина превратилась в логистический тупик [Энергетика, логистика, 1Т 2023]. В этих условиях для Беларуси резко возрастает значение российских портов. Сегодня основным направлением белорусского экспорта становятся порты Ленинградской области. В феврале 2022 г. стороны договорились о строительстве Беларусью собственного терминала рядом с новым портом Бронка. Кроме того, Минск планирует построить свой порт в Мурманской области [Беларусь и Россия 2023].

Развитие транспортного коридора «Север - Юг» является серьезным стимулом для интеграционных процессов в рамках Союзного государства и

ЕАЭС. Беларусь также выражает заинтересованность в участии в этом проекте. В 2022 г. Белорусская железная дорога совместно с партнерами запустила курсирование ускоренного поезда по маршруту Беларусь-Россия-Азербайджан [Белорусская железная дорога 2022]. В марте 2023 г. руководители особой экономической зоны (ОЭЗ) «Лотос» (Астраханская область) и свободной экономической зоны (СЭЗ) «Могилев» подписали соглашение о сотрудничестве с целью развития российско-белорусского экспорта в прикаспийские страны и в Индию [ОЭЗ Астрахани 2023].

Планируется также наращивать перевалку грузов через астраханские порты РФ. Ещё недавно экспорт белорусских грузов через астраханские порты фактически равнялся нулю, но уже в 2023 г. объем белорусских грузов, которые могут пойти через астраханские порты, по прогнозам составит 650850 тыс. т [Минск планирует 2022]. Ранее ставка на этом маршруте делалась на поставку белорусских калийных удобрений в Индию. Теперь речь идет не только об удобрениях, но и об экспорте пиломатериалов, химических веществ, грузовых автомобилей в разные страны.

Бизнес заинтересован и в развитии транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС, повышении конкурентоспособности транспортной инфраструктуры, в частности международного транспортного коридора «Север-Юг». Для этого необходимо согласовать единые подходы и выработать прозрачные и выгодные правила грузоперевозок с унифицированной системой электронного документооборота, которая снизит финансовые и временные издержки и упростит перевозки на пространстве ЕАЭС.

В сентябре 2022 г. Россия, Азербайджан и Иран по итогам трехсторонней встречи подписали совместную декларацию о развитии транспортного коридора «Север-Юг» [В Баку подписали 2022]. А 17 мая 2023 г. Россия и Иран подписали Соглашение о совместном строительстве железнодорожного участка Решт-Астара. На реализацию этого проекта выделяется межгосударственный кредит на сумму 1,3 млрд евро [На проект 2023]. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, кредит возвратный в течение срока окупаемости проекта, а российская доля в нем составляет 85%. Участок Решт-Астара необходим для соединения сухопутных участков международного транспортного коридора «Север - Юг». Его планируют ввести в эксплуатацию в 2025 г. Пока же двойная перегрузка с железной дороги на автомобиль на этом участке увеличивает стоимость и время доставки грузов.

Примечательно, что развитие МТК «Север - Юг» потенциально выгодно всем странам - членам ЕАЭС. Но Армения, к примеру, пока не спешит активно подключаться к этому проекту, который позволил бы стране выбраться из транспортного тупика ввиду отсутствия выхода к морю и из-за сложных отношений с соседними странами. К тому же такие партнеры, как Иран, также заинтересованы в присоединении к этому проекту Армении, что позволи-112

ло бы иранцам ослабить транспортную зависимость от предлагаемых Азербайджаном и Турцией маршрутов [Ереван отстает 2022].

Всего за пять месяцев 2023 г. железнодорожные перевозки по МТК «Север-Юг» выросли более чем на 40%, до 4 млн т. Основная доля пришлась на западный маршрут, соединяющий Россию с Ираном через Азербайджан, несмотря на отсутствие сплошного железнодорожного сообщения. Рост перевозок во многом связан с существенными льготами на контейнерные перевозки, которые ввели Россия и железнодорожные компании транзитных стран. Но российские порты пока не справляются с растущим грузопотоком вследствие нехватки причалов, терминалов, кранов и другой инфраструктуры в Астрахани и недостаточного количества судов на рейсах Иран-Россия.

Бизнес уже активно подключается к этому прибыльному транспортно-логистическому проекту. Председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарев на экономическом форуме «Россия - Исламский мир», проходившем в Казани в мае 2023 г., предложил как минимум вдвое расширить пропускную способность МТК «Север-Юг» с проектного уровня 30 млн т до 60 млн т грузов в год. По мнению Шишкарева, при большем объеме перевалки грузов окупить инвестиции получится быстрее [Бизнес выступает 2023]. А председатель совета директоров БЕ8СО Андрей Северилов в рамках заседания правления РСПП в Махачкале сообщил о том, что группа начала формировать собственный флот для перевозок по коридору «Север-Юг». Группа также выразила заинтересованность в приобретении контейнерного терминала, формировании пула потенциальных частных инвесторов, создании межведомственной рабочей группы и разработке плана работы по развитию логистического хаба [БЕ8СО формирует 2023]. Российские порты сейчас не справляются с растущим грузопотоком вследствие нехватки инфраструктуры на Каспии и недостаточного количества судов. Кроме того, навигационные глубины не позволяют использовать крупнотоннажные суда. Государство сосредоточено на крупных инфраструктурных проектах. А участие бизнеса позволит решить эту проблему.

В октябре 2023 г. в Астрахани состоялся форум «Международный транспортный коридор "Север-Юг" - новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии». В мероприятии приняли участие представители госструктур, бизнеса, экспортно-импортных компаний, промышленности и сельского хозяйства, банковской сферы и логистики из более десяти заинтересованных государств [Астраханский международный 2023]. Такие события наглядно демонстрируют большой потенциал этого масштабного проекта, а также способствуют налаживанию прямых связей между возможными контрагентами.

Для эффективного функционирования транспортного коридора также необходимо устранение ряда барьеров. Требуются правовая гармонизация

таможенного оформления, упрощение процедур по пересечению границ, разработка согласованной тарифной политики, страхование грузов и транспортных средств, создание координационного механизма для управления самим транспортным коридором. Необходимо продолжать формирование благоприятного делового и инвестиционного климата в ЕАЭС, в том числе путем выявления и устранения избыточных барьеров, изъятий и ограничений. Именно конструктивное взаимодействие бизнеса и власти позволит вывести евразийскую интеграцию на качественно новый уровень.

Что дальше: расширение иди «потеря бойца»?

Ожидания стран - участниц ЕАЭС от членства в Союзе формируются в тесной привязке к целевым показателям внутреннего экономического развития и решению своих актуальных задач. В качестве общих эффектов от интеграции, ожидаемых во всех государствах-членах, можно отметить повышение конкурентоспособности национального бизнеса и национальных товаров, повышение инвестиционной привлекательности, реализацию транзитного потенциала и развитие транспортно-логистической инфраструктуры, развитие промышленной кооперации, ликвидацию значимых барьеров и ограничений в торговле, формирование единого рынка труда [Перспективы развития, с. 36].

Обеспечение национальной безопасности и суверенитета также было одной из причин вступления в ЕАЭС Киргизии и Армении. Киргизия как и вся Центральная Азия является полем возрастающей конкуренции Турции и Китая, экономическая и культурная экспансия которых представляет существенную угрозу. Именно вопросами безопасности и карабахским конфликтом политическое руководство Армении в своё время объяснило решение вступить в ЕАЭС [Харитонова, Гущин 2023, с. 606]. Экономическая зависимость Армении от России тоже оказалась важным фактором присоединения к ЕАЭС [Ядрихинский 2019, с. 64].

Давно идут разговоры о возможности вступления Узбекистана и Таджикистана в ЕАЭС. Но руководство этих стран тщательно взвешивает все плюсы и минусы от такого решения, поэтому дискуссии о целесообразности присоединения к «пятерке» продолжаются.

Главным плюсом для Таджикистана в случае его возможной интеграции с ЕАЭС станут преимущества, связанные с участием в едином рынке труда. Нахождение в Союзе предоставит таджикским трудовым мигрантам неоспоримые привилегии для трудовой деятельности в странах ЕАЭС. Но такое положение дел может еще больше повысить уровень эмиграции из республики, что окажет негативное социально-демографическое влияние. В то же время адаптация законодательной базы под стандарты стран ЕАЭС будет способствовать улучшению инвестиционного климата, страна получит доступ к

транспортно-логистическим коридорам и обширному единому рынку. Таджикские эксперты в качестве рисков от вступления в Союз также указывают на возможность резкого увеличения цен на все товары, импортируемые из других стран, сокращение объема торговли на внутренних рынках из-за низкой конкурентоспособности местных производителей и, как следствие, сокращение рабочих мест и увеличение безработицы [Дадабаева 2016, с. 166].

В 2020 г. Узбекистан получил статус наблюдателя в ЕАЭС. По мнению ряда экспертов, в случае присоединения производители Узбекистана могут проиграть конкурентную борьбу другим странам Союза, а это угрожает коллапсом целым отраслям промышленности. В то же время, полноценное членство Узбекистана в Евразийском экономическом союзе позволит ликвидировать ряд препятствий для экспорта узбекской продукции в страны Союза. В настоящее время узбекская сторона проявляет интерес к расширению взаимодействия с ЕАЭС. Даже находясь в статусе наблюдателя, Узбекистан самым активным образом участвует в деятельности ЕАЭС. Ташкент стремится к упрощению взаимных поставок со странами Союза и уже завершил подготовительную работу по обеспечению гармонизации национальных технических регламентов с нормами ЕАЭС. А 25 мая 2023 г. на расширенном заседании Высшего Евразийского экономического совета Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил в октябре провести в республике аграрный форум в формате ЕАЭС+ [Мирзиёев предложил 2023]. А 29 ноября 2023 г. на полях форума-выставки «Российский промышленник» состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Деловым советом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан (ТИП Узбекистана). Стороны договорились способствовать развитию деловых контактов между странами - членами ЕАЭС и странами -наблюдателями ЕАЭС, а также проводить совместную работу по выявлению и устранению барьеров в сфере торгово-экономического сотрудничества.

В Узбекистане действует более двух тыс. компаний с российским капиталом [Число компаний 2023]. А в России более 500 предприятий с участием узбекского бизнеса. И в последние годы эти цифры только растут. К примеру, в 2022 г. был основан российско-узбекский индустриальный технопарк «Чир-чик». А в апреле 2023 г. в Узбекистане был открыт уже второй технопарк для локализации производств российских компаний «Джизак» [В Узбекистане 2023]. В октябре 2023 г. в Казани состоялся III Форум межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном. Это одна из наиболее масштабных двусторонних дискуссионных площадок, направленных на расширение практического взаимодействия между деловыми кругами двух государств, что способствует развитию кооперационных связей между малым и средним бизнесом России и Узбекистана [В Казани 2023].

Впрочем, у российского руководства тоже нет окончательного мнения по поводу того, насколько процесс расширения ЕАЭС стоит форсировать. Вхождение новых членов может создать новые проблемы и усугубить существующие. Поэтому вопрос о целесообразности расширения ЕАЭС нужно решать максимально взвешенно, с учетом выгод и издержек для всех сторон.

С политической точки зрения главной внутренней угрозой для ЕАЭС сейчас является позиция Казахстана, который проводит многовекторную политику и стремительно дистанцируется от России. Во многом это обусловлено сильной зависимостью от западных инвестиций, нежеланием попасть под вторичные санкции из-за сотрудничества с Россией и набирающими оборот антироссийскими настроениями в казахском обществе. В рамках ЕАЭС казахская сторона часто затягивает согласование документов, а некоторые инициативы и вовсе блокирует. В стране нередко звучат призывы к выходу из ЕАЭС и ОДКБ. С начала этого года Казахстан предпринял уже несколько недружественных шагов по отношению к России. В феврале 2023 г. власти Казахстана ликвидировали торговое представительство в России [Правительство Казахстана 2023]. С 1 апреля в Казахстане заработала онлайн-система отслеживания товаров, поставляемых в страну для последующего реэкспорта, что усложнило параллельный импорт в Россию [Казахстан прекращает 2023].

В то же время зависимость от торгово-экономического сотрудничества с Россией остается весьма высокой. Для Казахстана Россия - по-прежнему один из важнейших торговых партнеров и ключевой транзитер казахстанской нефти. На сегодняшний день в Казахстане действуют около 8 тыс. предприятий с российским участием и более 3 тыс. совместных казахстанско-российских предприятий [Казахстан и Россия 2022]. В апреле 2023 г. российская компания «РЖД Логистика», транспортно-логистический центр Туркменистана и Казахстанская транспортно-логистическая компания KTZ Express подписали меморандум о создании совместного предприятия для развития перевозок по МТК «Север-Юг» [Казахстан, Россия и Туркмения 2023].

Заключение

Всё вышеизложенное говорит о том, что экономический прагматизм все же берет верх над политической конъюнктурой. Комплексное вовлечение бизнеса в интеграционные процессы является важнейшим условием для реализации масштабных совместных проектов и углубления взаимовыгодного экономического сотрудничества стран ЕАЭС. Важно отметить, что именно бизнес заинтересован в интеграции и может сыграть цементирующую роль в дальнейшем развитии ЕАЭС. А эффективное взаимодействие органов власти и бизнеса будет способствовать последовательному углублению евразийской интеграции.

Библиография

Астраханский международный форум «Международный транспортный коридор "Север-Юг" - новая концепция. Быстрый выход на премиальные рынки Востока, Азии, Африки и Индии» // Астраханский международный форум. 25-26 октября 2023. URL: https://astrakhanforum. ru/ (дата обращения: 28.10.2023).

Беларусь и Россия развивают логистику в условиях новой геополитической реальности // RuBaltic.Ru - Аналитический портал о Балтийском регионе. 2023. 25 марта. URL: https://www. rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/20230325-belarus-i-rossiya-razvivayut-logistiku-v-usloviyakh-novoy-geopoliticheskoy-realnosti/?ysclid=liiqeswbcm959938432 (дата обращения: 13.06.2023).

Белорусская железная дорога начала поставку грузов в составе ускоренных поездов из Беларуси в Азербайджан // Белорусская железная дорога. 2022. 8 августа. URL: https://www.rw. by/corporate/press_center/corporate_news/2022/08/belorusskaya-zheleznaya-doroga-nachala-postavku-gruzov-v-sostave-uskorennykh-poezdov-iz-belarusi-v-a/?ysclid=lje3e8ip8l871050950 (дата обращения: 23.06.2023).

Бизнес выступает за более масштабное расширение коридора «Север-Юг», чем планирует кабмин // Ведомости. 2023. 18 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/05/ 18/975781-masshtabnoe-rasshirenie-koridora-sever-yug?ysclid=lohdy8z0lz137186635 (дата обращения: 28.08.2023).

В Баку подписали трехстороннюю декларацию о развитии транспортного коридора «Север-Юг» // ТАСС. 2022. 9 сентября. URL: https://tass.ru/ekonomika/15705847?ysclid= lohdwjnoui620903151 (дата обращения: 23.06.2023).

В Казани прошел Третий форум сотрудничества России и Узбекистана // Российская газета. 2023. 6 октября. URL: https://rg.ru/2023/10/06/reg-pfo/v-kazani-proshel-tretij-forum-sotrudnichestva-rossii-i-uzbekistana.html?ysclid=lohd18apf7754686914 (дата обращения: 21.10.2023).

В Узбекистане открылся второй технопарк для локализации производств российских компаний // Интерфакс. 2023. 24 апреля. URL: https://www.interfax.ru/russia/897407 (дата обращения: 29.10.2023).

Дадабаева З.А. Присоединение Таджикистана к ЕАЭС: преимущества и риски // Россия и современный мир, 2016. № 4. С. 161-168. URL: http://rossovmir.ru/files/122.pdf (дата обращения: 29.10.2023).

Ереван отстает в гонке за роль транспортного хаба: чем важен для Армении «Север-Юг» // Sputnik. 2022. 26 октября. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20221026/erevan-otstaet-v-gonke-za-rol-transportnogo-khaba-chem-vazhen-dlya-armenii-sever-yug-50434299.html?ysclid=loo7en0 bta911821047 (дата обращения: 23.08.2023).

Итоги заседания Евразийского межправительственного совета 20-21 октября 2022 г. // Евразийская экономическая комиссия. 2022. 21 октября. URL: https://eec.eaeunion.org/news/itogi-zasedaniya-evraziyskogo-mezhpravitelstvennogo-soveta-20-21-oktyabrya-2022-g/?ysclid=lohe15n0ha 220394573 (дата обращения: 21.06.2023).

Казахстан и Россия реализуют 20 крупных проектов стоимостью 4 млрд долларов // Sputnik. 2022. 09 июня. URL: https://ru.sputnik.kz/20220609/kazakhstan-rossiya-20-krupnykh-proektov-25419153.html?ysclid=lohe6mn1tf170764624 (дата обращения: 21.06.2023).

Казахстан прекращает параллельный импорт в Россию, прогнувшись перед США // Московский Комсомолец. 2023. 24 марта. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/03/24/kazakhstan-prekrashhaet-parallelnyy-import-v-rossiyu-prognuvshis-pered-ssha.html?ysclid=lohcypk2xq119314817 (дата обращения: 21.06.2023).

Казахстан, Россия и Туркмения создадут совместное предприятие для развития перевозок // ТАСС. 2023. 21 апреля. URL: https://tass.ru/ekonomika/17576425?ysclid=lohe7rvwe88280565 (дата обращения: 28.06.2023).

Красильников С.Р., Михневич С.В. Продвигая евразийскую интеграцию: роль бизнеса в развитии сотрудничества в сфере услуг и торговой политике // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 4. С. 41-49.

Минск планирует в 2023 году направить до 850 тыс. тонн грузов через астраханские порты // ТАСС. 2022. 26 октября. URL: https://tass.ru/ekonomika/16162329?ysclid=lje33uywuy 967920911 (дата обращения: 13.06.2023).

Мирзиёев предложил провести в Узбекистане аграрный форум в формате ЕАЭС в октябре // ТАСС. 2023. 25 мая. URL: https://tass.ru/ekonomika/17843653?ysclid=loh8scqcph522496451 (дата обращения: 28.08.2023).

Мясникович М.В., Ковалёв В.С. Новые страницы интеграции в Евразийском экономическом союзе // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 207-218. URL: https:// globalaffairs.ru/articles/novye-straniczy-integraczii/?y sclid=loh80ie9vh395354167 (дата обращения: 28.08.2023).

На проект ж/д участка Решт-Астара выделили межгосударственный кредит в €1,3 млрд // ТАСС. 2023. 17 мая. URL: https://tass.ru/ekonomika/17767315?ysclid=lohdxaru2r317323144 (дата обращения: 13.06.2023).

Объем взаимной торговли в ЕАЭС вырос более чем на 14 процентов за 2022 год // РИА Новости. 2023. 27 июля. URL: https://ria.ru/20230727/torgovlya-1887315674.html?ysclid=lohannai 49313187366 (дата обращения: 02.08.2023).

ОЭЗ Астрахани и СЭЗ Могилева будут сотрудничать в рамках развития МТК «Север-Юг» // ТАСС. 2023. 22 марта. URL: https://tass.ru/ekonomika/17339999?ysclid=liitbxrklj433875893 (дата обращения: 12.06.2023).

Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск. - М.: НП РСМД, 2017. URL: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Paper-ru.pdf?ysclid=lon9ih7or 4299983036 (дата обращения: 12.06.2023).

Правительство Казахстана ликвидировало торгпредство в России // Известия. 2023. 27 февраля. URL: https://iz.ru/1475875/2023-02-27/pravitelstvo-kazakhstana-likvidirovalo-torgpredstvo-v-rossii (дата обращения: 12.06.2023).

Слуцкий Л.Э. Вызовы и перспективы евразийской интеграции в меняющемся мире // Статистика и Экономика. 2023. № 20 (3). С. 46-55.

Согласован переход ЕАЭС к полноформатной поддержке промышленности // Евразийская экономическая комиссия. 2023. 25 мая. URL: https://eec.eaeunion.org/news/soglasovan-perekhod-eaes-k-polnoformatnoy-podderzhke-promyshlennosti/ (дата обращения: 28.06.2023).

Харитонова Н.И., Гущин А.В. Ключевые проблемы евразийской интеграции в контексте современных международных трансформаций и политики России на Евразийском пространстве // Постсоветские исследования. 2023. № 6. С. 597-609.

Число компаний в Узбекистане с российским капиталом выросло в два раза // РИА Новости. 2023. 04 октября. URL: https://ria.ru/20231004/uzbekistan-1900318600.html?ysclid=lohbmre 7tf401236338 (дата обращения: 23.10.2023).

Энергетика, логистика, IT: топ инвестиционных проектов России в Беларуси // RuBal-tic.Ru - Аналитический портал о Балтийском регионе. 2023. 28 мая. URL: https://www.rubaltic. ru/article/ekonomika-i-biznes/20230528-energetika-logistika-it-top-investitsionnykh-proektov-rossii-v-belarusi/?ysclid=lij0s5zu5867365378 (дата обращения: 15.06.2023).

Ядрихинский М.Д. Выбор Армении: почему ЕАЭС, а не Евросоюз? // Обозреватель - Observer. - 2019. - № 7 (354). С. 58-68.

FESCO формирует собственный флот для МТК «Север-Юг» // Информационно-аналитическое агентство SeaNews. 2023. 13 июня. URL: https://seanews.ru/2023/06/13/ru-fesco-formiruet-sobstvennyj-flot-dlja-mtk-sever-jug/?ysclid=lohdzmz7ie686361430 (дата обращения: 23.10.2023).

References

Astrahanskij mezhdunarodnyj forum «Mezhdunarodnyj transportnyj koridor "Sever-Yug" - no-vaya koncepciya. Bystryj vyhod na premial'nye rynki Vostoka, Azii, Afriki i Indii» [Astrakhan International Forum «International Transport Corridor "North-South" - a new concept. Quick access to the premium markets of the East, Asia, Africa and India».]. October 25-26, 2023. URL: https:// astrakhanforum.ru/ (date of access: 28.10.2023). (In Russ.)

Belarus' i Rossiya razvivayut logistiku v usloviyah novoj geopoliticheskoj real'nosti [Belarus and Russia are developing logistics in the context of a new geopolitical reality]. RuBaltic.Ru - Analytical portal about the Baltic region. 2023. March 25. URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/20230325-belarus-i-rossiya-razvivayut-logistiku-v-usloviyakh-novoy-geopoliticheskoy-realnosti/ ?ysclid=liiqeswbcm959938432 (date of access:13.06.2023). (In Russ.)

Belorusskaya zheleznaya doroga nachala postavku gruzov v sostave uskorennyh poezdov iz Belarusi v Azerbajdzhan [The Belarusian Railways began supplying goods as part of express trains from Belarus to Azerbaijan]. Belarusian Railway. 2022. August 8. URL: https://www.rw.by/ corporate/press_center/corporate_news/2022/08/belorusskaya-zheleznaya-doroga-nachala-postavku-gruzov-v-sostave-uskorennykh-poezdov-iz-belarusi-v-a/?ysclid=lje3e8ip8l871050950 (date of access: 23.06.2023). (In Russ.)

Biznes vystupaet za bolee masshtabnoe rasshirenie koridora «Sever-Yug», chem planiruet kab-min [Businesses are in favor of a larger expansion of the North-South corridor than the Cabinet of Ministers plans]. Vedomosti. 2023. May 18. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/ 05/18/975781-masshtabnoe-rasshirenie-koridora-sever-yug?ysclid=lohdy8z0lz137186635 (date of access: 28.08.2023). (In Russ.)

Chislo kompanij v Uzbekistane s rossijskim kapitalom vyroslo v dva raza [The number of companies in Uzbekistan with Russian capital has doubled]. RIA Novosti. 2023. October 04. URL: https://ria.ru/20231004/uzbekistan-1900318600.html?ysclid=lohbmre7tf401236338 (date of access: 23.10.2023). (In Russ.)

Dadabaeva Z.A. Prisoedinenie Tadzhikistana k EAES: preimushchestva i riski [Tajikistan's accession to the EAEU: benefits and risks]. Rossiya i sovremennyj mir [Russia and the modern world], 2016. N 4. Pp. 161-168. URL: http://rossovmir.ru/files/122.pdf (date of access: 29.10.2023). (In Russ.)

Energetika, logistika, IT: top investicionnyh proektov Rossii v Belarusi [Energy, logistics, IT: top investment Russia's projects in Belarus]. RuBaltic.Ru - Analytical portal about the Baltic region. 2023. May 28. URL: https://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/20230528-energetika-logistika-it-top-investitsionnykh-proektov-rossii-v-belarusi/?ysclid=lij0s5zu5867365378 (date of access: 15.06.2023). (In Russ.)

Erevan otstaet v gonke za rol' transportnogo haba: chem vazhen dlya Armenii «Sever-Yug» [Yerevan is lagging behind in the race for the role of a transport hub: why is North-South important for Armenia?]. Sputnik. 2022. October 26. URL: https://ru.armeniasputnik.am/20221026/erevan-otstaet-v-gonke-za-rol-transportnogo-khaba-chem-vazhen-dlya-armenii-sever-yug-50434299.html? ysclid=loo7en0bta911821047 (date of access: 23.08.2023). (In Russ.)

FESCO formiruet sobstvennyj flot dlya MTK «Sever-Yug» [FESCO is forming its own fleet for the North-South international transport corridor]. Information and analytical agency SeaNews. 2023. June 13. URL: https://seanews.ru/2023/06/13/ru-fesco-formiruet-sobstvennyj-flot-dlja-mtk-sever-jug/ ?ysclid=lohdzmz7ie686361430 (date of access: 23.10.2023). (In Russ.)

Haritonova N.I., Gushchin A.V. Klyuchevye problemy evrazijskoj integracii v kontekste sovre-mennyh mezhdunarodnyh transformacij i politiki Rossii na Evrazijskom prostranstve [Key problems of Eurasian integration in the context of modern international transformations and Russian policy in the Eurasian space]. Postsovetskie issledovaniya [Post-Soviet Studies]. 2023. N 6. Pp. 597-609. (In Russ.)

Itogi zasedaniya Evrazijskogo mezhpravitel'stvennogo soveta 20-21 oktyabrya 2022 g. [Results of the meeting of the Eurasian Intergovernmental Council on October 20-21, 2022]. Eurasian Economic Commission. 2022. October 21. URL: https://eec.eaeunion.org/news/itogi-zasedaniya-evraziyskogo-mezhpravitelstvennogo-soveta-20-21-oktyabrya-2022-g/?ysclid=lohe15n0ha220394573 (date of access: 21.06.2023). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kazahstan i Rossiya realizuyut 20 krupnyh proektov stoimost'yu 4 mlrd dollarov [Kazakhstan and Russia are implementing 20 large projects worth $4 billion]. Sputnik. 2022. June 09. URL: https://ru.sputnik.kz/20220609/kazakhstan-rossiya-20-krupnykh-proektov-25419153.html?ysclid= lohe6mn1tf170764624 (date of access: 21.06.2023). (In Russ.)

Kazahstan prekrashchaet parallel'nyj import v Rossiyu, prognuvshis' pered SShA [Kazakhstan stops parallel imports to Russia, bending to the United States]. Moskovskij Komsomolecz. 2023. March 24. URL: https://www.mk.ru/economics/2023/03/24/kazakhstan-prekrashhaet-parallelnyy-import-v-rossiyu-prognuvshis-pered-ssha.html?ysclid=lohcypk2xq119314817 (date of access: 21.06.2023). (In Russ.)

Kazahstan, Rossiya i Turkmeniya sozdadut sovmestnoe predpriyatie dlya razvitiya perevozok [Kazakhstan, Russia and Turkmenistan will create a joint venture to develop transportation]. TASS. 2023. April 21. URL: https://tass.ru/ekonomika/17576425?ysclid=lohe7rvwe88280565 (date of access: 28.06.2023). (In Russ.)

Krasil'nikov S.R., Mihnevich S.V. Prodvigaya evrazijskuyu integraciyu: rol' biznesa v razvitii sotrudnichestva v sfere uslug i torgovoj politike [Promoting Eurasian integration: the role of business in the development of cooperation in the service sector and trade policy]. Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, law, politics]. 2019. N 4. Pp. 41-49. (In Russ.)

Minsk planiruet v 2023 godu napravit' do 850 tys. tonn gruzov cherez astrahanskie porty [Minsk plans to send up to 850 thousand tons of cargo through Astrakhan ports in 2023]. TASS. 2022. October 26. URL: https://tass.ru/ekonomika/16162329?ysclid=lje33uywuy967920911 (date of access: 13.06.2023). (In Russ.)

Mirziyoev predlozhil provesti v Uzbekistane agrarnyj forum v formate EAES v oktyabre [Mirziyoyev proposed holding an agricultural forum in Uzbekistan in the EAEU format in October]. TASS. 2023. May 25. URL: https://tass.ru/ekonomika/17843653?ysclid=loh8scqcph522496451 (date of access: 28.08.2023). (In Russ.)

Myasnikovich M.V., Kovalyov V.S. Novye stranicy integracii v Evrazijskom ekonomicheskom soyuze [New pages of integration in the Eurasian Economic Union]. Rossiya v global'noj politike [Russia in global affairs]. 2023. T. 21. N 2. Pp. 207-218. URL: https://globalaffairs.ru/articles/novye-straniczy-integraczii/?ysclid=loh80ie9vh395354167 (In Russ.)

Na proekt zh/d uchastka Resht-Astara vydelili mezhgosudarstvennyj kredit v €1,3 mlrd [An interstate loan of €1.3 billion was allocated for the Rasht-Astara railway section project]. TASS. 2023. May 17. URL: https://tass.ru/ekonomika/17767315?ysclid=lohdxaru2r317323144 (date of access: 13.06.2023). (In Russ.)

Ob"em vzaimnoj torgovli v EAES vyros bolee chem na 14 procentov za 2022 god [The volume of mutual trade in the EAEU increased by more than 14 percent in 2022]. RIA Novosti. 2023. July 27. URL: https://ria.ru/20230727/torgovlya-1887315674.html?ysclid=lohannai49313187366 (date of access: 02.08.2023). (In Russ.)

OEZ Astrahani i SEZ Mogileva budut sotrudnichat' v ramkah razvitiya MTK «Sever-Yug» [The Astrakhan SEZ and the Mogilev SEZ will cooperate as part of the development of the North-South international transport corridor]. TASS. 2023. March 22. URL: https://tass.ru/ekonomika/17339999? ysclid=liitbxrklj433875893 (date of access: 12.06.2023). (In Russ.)

Perspektivy razvitiya proekta EAES k 2025 godu. Rabochaya tetrad'. Specvypusk [Prospects for the development of the EAEU project by 2025. Workbook. Special issue]. Moscow: NP RSMD, 2017. URL: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU2025-Paper-ru.pdf?ysclid=lon9ih7or4299983036 (date of access: 12.06.2023). (In Russ.)

Pravitel'stvo Kazahstana likvidirovalo torgpredstvo v Rossii [The government of Kazakhstan has liquidated the trade mission in Russia]. Izvestiya. 2023. February 27. URL: https://iz.ru/1475875/ 2023-02-27/pravitelstvo-kazakhstana-likvidirovalo-torgpredstvo-v-rossii (date of access: 12.06.2023). (In Russ.)

Sluckij L.E. Vyzovy i perspektivy evrazijskoj integracii v menyayushchemsya mire [Challenges and prospects of Eurasian integration in a changing world]. Statistika i Ekonomika [Statistics and Economics]. 2023. N 20 (3). Pp. 46-55. (In Russ.)

Soglasovan perekhod EAES k polnoformatnoj podderzhke promyshlennosti [The transition of the EAEU to full-scale support for industry has been agreed upon]. Eurasian Economic Commission. 2023. May 25. URL: https://eec.eaeunion.org/news/soglasovan-perekhod-eaes-k-polnoformatnoy-podderzhke-promyshlennosti/ (date of access: 28.06.2023). (In Russ.)

V Baku podpisali trekhstoronnyuyu deklaraciyu o razvitii transportnogo koridora «Sever-Yug» [A trilateral declaration on the development of the North-South transport corridor was signed in Baku]. TASS. 2022. September 9. URL: https://tass.ru/ekonomika/15705847?ysclid=lohdwjnoui 620903151 (date of access: 23.06.2023). (In Russ.)

V Kazani proshel Tretij forum sotrudnichestva Rossii i Uzbekistana [The Third Forum of Cooperation between Russia and Uzbekistan was held in Kazan]. Rossijskaya gazeta. 2023. October 6. URL: https://rg.ru/2023/10/06/reg-pfo/v-kazani-proshel-tretij-forum-sotrudnichestva-rossii-i-uzbekistana.html? ysclid=lohd18apf7754686914 (date of access: 21.10.2023). (In Russ.)

V Uzbekistane otkrylsya vtoroj tekhnopark dlya lokalizacii proizvodstv rossijskih kompanij [A second technology park has opened in Uzbekistan to localize the production of Russian companies]. Interfax. 2023. April 24. URL: https://www.interfax.ru/russia/897407 (date of access: 29.10.2023). (In Russ.)

Yadrihinskij M.D. Vybor Armenii: pochemu EAES, a ne Evrosoyuz? [Armenia's choice: why the EAEU and not the European Union?]. Obozrevatel' - Observer. [Observer]. 2019. N 7 (354). Pp. 58-68. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.