Научная статья на тему 'Бизнес из пробирки'

Бизнес из пробирки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анна Рождественская

«Медицинский» франчайзинг вырос в России за прошлый год на 30%, и предпосылки для дальнейшего роста сохраняются: у граждан полно претензий к государственной системе здравоохранения. Самый массовый сегмент — франшизы медицинских лабораторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес из пробирки»

ФРАНЧАИЗИНГ

материалы рубрики подготовлены в партнерстве с порталом FRANsHizA.Ru

Бизнес

из пробирки

«медицинский» франчайзинг вырос в россии за прошлый год на 30%, и предпосылки для дальнейшего роста сохраняются: у граждан полно претензий к государственной системе здравоохранения. самый массовый сегмент — франшизы медицинских лабораторий.

Анна

Рождественская

руководитель отдела продажи франшиз компании «фрАНКоН», эксперт портала Franshiza.ru

Частные лаборатории действительно обходят государственные по многим параметрам: делают анализы любой сложности, работают по удобному для пациентов графику, предоставляют услуги с выездом на дом и даже готовы (госмедицина к такому, видимо, еще не скоро придет) присылать результаты по почте на следующий день. Предложение находит спрос: российский рынок частных лабораторных услуг в стоимостном выражении сегодня можно оценить в 12,9 млрд рублей; на «частника» приходится 70% всех платных лабораторных исследований.

— Частные компании уже получили право работать в системе обязательного медицинского страхования, и сегодня уже есть регионы, в которых лабораторные услуги выделены как самостоятельные, — говорит Сергей Амбросов, генеральный директор «Независимой лаборатории ИНВИТРО». — Следовательно, будут наблюдаться и изменения в государственно-частном партнерстве, где частные компании все чаще станут выступать в роли аутсорсера клинико-диагностических услуг для медучреждений госсектора. Коммерческие компании более мобильны и быстрее адаптируются к потребностям рынка.

Спрос на «лабораторные» франшизы, который отмечают многие эксперты в последнее время, разумеется, не что иное, как производное от растущего спроса на услуги лабораторных исследований. «Активность пациентов, помимо прочего, вызвана сокращением государственного финанси-

рования медицины на 3°%», — уверена Виктория Горобченко, руководитель отдела по продаже франшиз «Лаборатории Гемотест».

Но и без того расти сегменту есть куда: средний уровень потребления лабораторных услуг на душу населения у нас заметно ниже, чем в развитых странах. Не удивительно, что, по оценкам экспертов, стоимостный рост рынка диагностических лабораторных исследований составляет 15-20% в год, а в мегаполисах — 30%.

Безусловным лидером среди сетей вот уже несколько лет остается «Независимая лаборатория ИНВИТРО», насчитывающая 616 лабораторных офисов, из которых 354 — франчайзинговые. Другими крупными игроками сегмента выступают «Лаборатория Гемотест», «Ситилаб», «Хеликс» и CMD. Компании широко представлены в Москве и регионах, расширяют свое присутствие как за счет открытия собственных точек, так и путем активного партнерства по схеме франчайзинга.

Наличие медицинского образования у франчай-зи, возможно, и помогает делу, но не является требованием франчайзера. «Процент людей с опытом в сфере медицины среди наших франчайзи небольшой, — говорит Виктория Горобченко. — Благодаря поддержке и обучению со стороны франчайзера шансы преуспеть в этом бизнесе у новичков и «бывалых» быстро уравниваются. В этом и заключается смысл франчайзинга».

Общая сумма инвестиций в открытие лабораторного отделения по франшизе варьируется в пределах от 1,2 до 3,5 млн рублей; средний срок окупаемости составляет полтора-два года.

Схема взаимодействия в рамках сети проста. Франчайзи организует прием анализов для ис-

следования по технологиям франчайзера. Взятый у пациента биоматериал доставляется из лабораторного отделения в производственную лабораторию франчайзера в специальных термоконтейнерах с хладоэлементами курьерской компанией, самолетом или поездом. Очень важно соблюсти правильный температурный режим транспортировки: для этого следует строжайшим образом следовать стандартам работы, полученным от франчайзера в рамках передачи франчайзингового пакета. После исследования биоматериала на «лабораторной фабрике» франчайзер отправляет результат в офис франчайзи. Пациент также может посмотреть результаты в личном кабинете на сайте, получить их по e-mail или СМС либо забрать в печатном виде.

Разумеется, при такой технологии работы очень важны вопрос логистики и расстояние между лабораторным отделением и лабораторией. Поэтому географическая экспансия сетей зависит от количества и расположения имеющихся у них «фабрик анализов». Например, сеть диагностических центров «Хеликс» имеет три лабораторных комплекса, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. У «Независимой лаборатории ИНВИТРО» таких фабрик на территории России пять. Некоторые франчайзеры строят комплексы в стратегически важных для себя регионах, чтобы быть ближе к конечному пациенту, а кто-то решает сосредоточить все производственные вопросы и сервисы в Москве.

Доходная часть франчайзи делится на три составляющие: лабораторные исследования, забор биоматериала, оказание дополнительных услуг (УЗИ-диагностика, ЭКГ, консультации специалистов и т. д.). Для франчайзи скидка на лабораторные исследования составляет 35-50% от цены, указанной в прайс-листе (в зависимости от условий франшизы). С этой статьи дохода франчайзи также

платит роялти, если это предусмотрено договором. Доход от взятия биоматериала получает франчайзи, в среднем это составляет 10-12% от общей выручки медицинского отделения.

Не все просто в лабораторном бизнесе. При выборе франшизы очень важно обращать внимание на технологическую базу франчайзера, поскольку от этого зависит спектр предлагаемых клиенту лабораторных исследований. Бывает нелегко найти подходящее помещение, соответствующее стандартам сети и требованиям проверяющих органов (от 40-60 кв.-м с отдельным входом, в проходимом месте на первой линии домов, со всеми коммуникациями). Обычно перед франчайзи весьма остро встает вопрос подбора квалифицированных кадров. По сравнению с торговыми франшизами медицинские отличаются гораздо большим уровнем контроля деятельности франчайзи со стороны франчайзера — ведь речь идет о жизни и здоровье людей, поэтому любые проявления «свободного творчества» здесь под запретом. От франчайзи ожидают точнейшего следования стандартам сети. Поэтому нужно приготовиться к тому, что франчайзер регулярно будет проводить тайные и открытые проверки, и не оставлять без внимания малейшие жалобы пациентов.

— Одно из наших нововведений — дистанционное видеонаблюдение, — говорит Сергей Амбросов, генеральный директор «Независимой лаборатории ИНВИТРО». — Независимо от того, в какой точке расположен медофис, благодаря современным устройствам у нас есть возможность наблюдать за его жизнью, работой сотрудников, контролировать уровень сервиса и обслуживания. Это помогает выявить и исправить недостатки и в конечном счете улучшить качество работы.

Чаще всего штат франчайзинговой медицинской лаборатории состоит из администратора и трех-че-

Доходная часть франчайзи

стоимость медицинских услуг, оплаченных пациентом

Стоимость лабораторных исследований

Стоимость взятия материала

Дополнительные услуги

Доход франчайзи 35-50%

Доход франчайзи 100%

роялти взимается

роялти, как правило, не взимается

II

тематические страницы | бизнес-журнал август #8 2014

Крупнейшие в России лабораторные сети и их франшизы

Название сети / формат, программа Количество предприятий (из них — франчайзинговых) Паушальный взнос, тыс. руб. Роялти Необходимые инвестиции, млн руб. Оценка срока окупаемости, мес.

ИНВИТРО — стандарт для Москвы 500 28 тыс. руб. в мес. (с 4-го мес.) 2,7-3,5 24-30

ИНВИТРО — стандарт для регионов 616 (354) 250 28 тыс. руб. в мес. (с 25-го мес.) 1,5-2,3 24-30

ИНВИТРО — городок 100 2% (с 25-го мес.) 0,63 6

Гемотест 234 (190) 150 2,36% от 2 14-36

Ситилаб 160 100 2% (начиная с 7-го мес.) от 1,1 18-24

Хеликс 119 (95) 150 2% 1,5-2 22-28

CMD — для Москвы 58 (56) 220 2-4,5% (с 6-го мес.) от 1,7 18-19

CMD — для регионов 195 2% (с 6-го мес.) от 1,1 18-19

КЭ1_ 119 (21) 150 0 1,7 от 24

Источник: ФРАНКОН

тырех медицинских сестер, которые занимаются забором биоматериала.

Во всех «лабораторных» франшизах применяется паушальный платеж за право вступить в сеть и получить набор опций на старте. Основные из них — организационная помощь в момент запуска офиса, передача стандартов работы и обучение персонала.

При этом франчайзеры, «занявшие» большинство российских регионов, создают специальные программы для небольших городов со сниженным паушальным взносом. Например, франшиза «ИНВИТРО.Городок» предназначена для франчайзи из городов с населением в 10-50 тыс. жителей. Инвестиции в такой проект значительно ниже (630 тыс. рублей), а необходимая площадь помещения — меньше (30 кв. м). «Лаборатория Гемотест» в 2013 году предложила аналогичную программу со сниженным паушальным взносом и требованиями к партнерам.

Чаще франчайзеры обеспечивают своим франчайзи расходные материалы, компенсацию части затрат на доставку биоматериала до места прове-

дения исследования, услуги колл-центра, централизованные консультации врачей-специалистов по телефону, информационную и ИТ-поддержку. Например, сеть «Гемотест» в качестве дополнительной небезвозмездной опции для своих франчайзи предлагает воспользоваться услугами бухгалтера и юриста на аутсорсинге. Роялти с дохода от взятия биоматериала и оказания дополнительных услуг могут взиматься («Гемотест», «ИНВИТРО», «Хеликс») или не взиматься (KDL) в зависимости от условий франчайзинга.

Главная прелесть этого бизнеса, пожалуй, в том, что он лишь в незначительной степени зависит от экономической ситуации в стране: обследоваться и лечиться люди не перестанут ни при каких обстоятельствах. А госмедицина вряд ли в ближайшие десятилетия будет способна составить конкуренцию «частнику». ■■

В подготовке публикации принимала участие Анастасия Бабенко, эксперт портала Franshiza.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.