Научная статья на тему 'Бизнес-инкубаторы в Китае: модели развития и государственная поддержка'

Бизнес-инкубаторы в Китае: модели развития и государственная поддержка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1032
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / BUSINESS INCUBATOR / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC POLICY / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / INTERNATIONAL EXPERIENCE / БЕНЧМАРКИНГ / BENCHMARKING / МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Седаков Дмитрий Михайлович

Проведён анализ бизнес инкубации как направление государственной политики в области развития предпринимательства. Данная работа сосредоточена на анализе результатов адаптации международного опыта в Китае на макроуровне. Подробно рассмотрены следующие вопросы: реализуемые в стране модели бизнес-инкубирования, динамика развития бизнес инкубаторов, основные институты поддержки предпринимательства и бизнес инкубаторов, масштаб поддержки и его распределения между основными участниками, эффект государственных мероприятий на макроэкономическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS INCUBATORS IN CHINA: MODEL DEVELOPMENT AND STATE SUPPORT

The article analyzes the business incubation as the direction of public policy on entrepreneurship. This article focuses on the analysis of the adaptation of international experience in China at the macro level. following topics are discussed in detail: model of business incubation implemented in the country, the dynamics of business incubators, the basic institutions supporting entrepreneurship and business incubators, the scale of support and its allocation between the major parties, the effect of public measures at the macroeconomic level.

Текст научной работы на тему «Бизнес-инкубаторы в Китае: модели развития и государственная поддержка»

© Д.М. Ссдаков, 2014

УДК 334.72 Д.М. Седаков

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ В КИТАЕ: МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Проведён анализ бизнес инкубации как направление государственной политики в области развития предпринимательства. Данная работа сосредоточена на анализе результатов адаптации международного опыта в Китае на макроуровне. Подробно рассмотрены следующие вопросы: реализуемые в стране модели бизнес-инкубирования, динамика развития бизнес инкубаторов, основные институты поддержки предпринимательства и бизнес инкубаторов, масштаб поддержки и его распределения между основными участниками, эффект государственных мероприятий на макроэкономическом уровне.

Ключевые слова: бизнес-инкубатор, предпринимательство, адаптация, государственная политика, международный опыт, бенчмаркинг, модель развития.

В большинстве стран бизнес инкубаторы являются эффективным и тиражируемым инструментом государственной политики по поддержке предпринимательства. Государство является основным спонсором бизнес инкубаторов и распределяет финансовые ресурсы на их развитие в соответствии с национальными приоритетами. Страны используют различные модели бизнес-инкубирования, однако эффективность государственных инвестиций не всегда зависит от выбранной модели а зависит от множества социально-экономических факторов: регионального развития, уровня развитии рыночных институтов и др. Поэтому для выбора эффективной модели полезен накопленный опыт различных стран. Большинство исследований по тематике бизнес инкубаторов сосредоточены на анализе на микроэкономическом уровне, однако в меньшей степени эта область исследована на макроэкономическом уровне, без которой существующая оценка не полноценна . В этой связи в данной статье акцент

сделан на макроэкономическом анализе успешного опыта развития бизнес-инкубаторов в Китае.

Методика исследования

Методики исследования, используемые для оценки бизнес инкубаторов, можно разделить на 3 основных направления: бенчмаркинг, контрольная группа, углубленное исследование [1, с. 15]. На основе анализа преимуществ, недостатков и ограничений данных направлений, а также учитывая цели и задачи данного исследования, был применен метод "бенчмаркинг" с некоторыми корректировками: проведение анализа на агрегированном макроуровне, акцент на общие взаимосвязи, учет регионального (странового) фактора с помощью анализа макропоказателей.

Для проведения анализа использовались данные отраслевых ассоциаций, отчетов научно-исследовательских центров, научных статей международных специалистов в исследуемой области.

Модели бизнес-инкубаторов в Китае

Местные социально-экономические условия, такие, как необходимость модернизации экономики, привлечения талантливых китайских студентов, обучающихся за рубежом, необходимость трудоустройства избыточной рабочей силы, как следствие реструктуризация государственных предприятий, привели к переосмыслению роли бизнес-инкуби-роввания в экономике в рамках общепринятых мировых подходов. Это привело к возникновению одной из самых успешных систем бизнес-инкубаторов в Азии.

Основные модели бизнес-инкубаторов, существующие в Китае, были разделены на шесть категорий: (1) многоцелевой бизнес-инкубатор, (2) специализированный технологический бизнес-инкубатор, (3) бизнес-инкубатор на базе университета, (4) бизнес инкубатор для ученых репатриантов, (5) международный бизнес-инкубатор, (6) бизнес-инкубатор государственных предприятий. Первые три модели можно охарактеризовать как классические или ранние модели, так как они имеют элементы обычно встречающиеся в мировой практике, в то время как последние три - локализованные модели, отвечающие местным условиям.

1. Многоцелевой бизнес-инкубатор - этот тип инкубатора, который открыт для всех типов технологически ориентированных новых предприятий, является первой и крупнейшей по количеству моделью технологических инкубаторов в Китае (более 200 инкубаторов) [2, с. 64]. Стратегический акцент деятельности инкубатора-создание рабочих мест и стимулирование экономического роста. Основные предоставляемые услуги - сдача в аренду помещений и коллективное обслуживание (телефон, интернет, конференц-залы и т.д.

2. Специализированный технологический бизнес-инкубатор - второе поколение бизнес-инкубаторов в Китае, деятельность которых, как правило, сосредоточены на конкретных технологических секторах, таких как электротехника и электроника, биомедицина, информационные технологии, альтернативные источники энергии, экологические технологии, новые материалы и т.д. Технологические бизнес-инкубаторы предоставляют более специализированный спектр услуг (бизнес консультации, обучение и нетворкинг1) в определенной области при поддержке университетов или исследовательских институтов. Около 200 [2, с. 64] бизнес-инкубаторов размещены в 245 высокотехнологичных специализированных зонах (ВТЗ), большинство из которых расположено в развитых южных провинциях Китая, включая Чжэцзян, Гуанчжоу и Шаньдун.

3. Бизнес-инкубатор на базе университетов - являются наиболее распространенной формой инкубатора во всем мире. В 2006 г. в Китае насчитывалось 62 университетских бизнес-инкубатора [2, с. 64]. Стратегическим направлением деятельности бизнес-инкубаторов является трансфер и коммерциализация исследований в первую очередь осуществляемых в рамках университето и в местных высокотехнологичных компаниях.

4. Бизнес инкубатор для ученых репатриантов является уникальной китайской моделью инкубатора, которая возникла в ответ на необходимость решения проблемы «утечки мозгов» из Китая. Стратегический акцент в данной модели инкубатора заклю-

1 Социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга партнеров быстро и эффективно решать сложные задачи.

чается в разработке и коммерциализации технологий, создаваемых учеными, которые ведут исследования в университетах и научно-исследовательских институтах в различных частях мира.

5. Международный бизнес-инкубатор. Распространение инкубаторов данного типа началось в 1996 г. при поддержке экспертов Организации Объединенных Наций со стратегической целью оказания помощи китайским малым и средним предприятиям по выходу на международные рынки и помощи иностранным компаниям выхода на китайский рынок. По состоянию на 2006 г. в Китае насчитывалось 9 инкубаторов такого типа, [2, с. 64] в таких городах, как Сиань, Сучжоу, Шанхай, Ухань, Чэнду, Тяньцзинь и Чунцин.

6. Инкубаторы при государственных предприятиях - в период перехода Китая к рыночной экономике и реорганизации традиционных отраслей промышленности, данные инкубаторы стали необходимы для трудоустройства высвобождаемых трудовых ресурсов. Примерно 45 инкубаторов было создано для обеспечения занятости работников, увольняемых в ходе преобразований. Основной акцент в услугах делается на инфраструктуру, аренду офисного помещения, доступ к внутренним промышленным и государственным связям [3, с. 45].

Наибольший интерес с точки зрения опыта адаптации представляет развитие технологических инкубаторов в рамках государственной программы "Факел" (Torch Program). На примере этой программы далее рассмотрены этапы развития бизнес инкубаторов, механизмы управления и финансирования.

Государственная программа "Факел"

Программа "Факел" охватывает четыре основные направления: созда-

ние и развитие ВТЗ, развитие технологических бизнес-инкубаторов (далее бизнес инкубаторов), обеспечение посевного и венчурного финансирования малых и средних предприятий. Особенностью программы "Факел" является ориентация на малые и средние предприятия. В отличие от многих китайских национальных программ технологического развития, направленных на государственные предприятия и научно-исследовательские институты, программа "Факел" изначально была создана для поддержки отдельных исследователей или их небольших групп без опыта управления бизнесом в доведении результатов НИОКР до рынка через свои собственные, как правило, малые фирмы.

Согласно Программе [4], создание ВТЗ обеспечивалось путем создания национальных научно - технологических промышленных парков (БТРэ), софтверных парков и центров по повышению производительности труда, неотъемлемой и ключевой частью которых были бизнес-инкубаторы.

Механизмы управления программой "Факел"

Министерство науки и технологий КНР выступает в качестве главного организатора и органа продвижения программы "Факел" на общегосударственном уровне и стимулирует инициативы местных властей. Выбор конкретных способов финансирования и реализации большинства проектов были предоставлены местным органам власти и администрациям ВТЗ. В следствие передачи части функций по реализации рассматриваемой программы механизмы ее управления опираются на индикативные, а не директивные целевые показатели.

Корректировка программы

Первоначальные цели Программы не были в полной мере достигнуты.

Вопреки ожиданиям китайского правительства, многие ВТЗ не стали зонами роста, основанными на внутреннем технологическом развитии, а превратились в экспортные базы и привлекли значительный объем иностранных инвестиций и технологий. В 2009 г. национальные китайские предприятия, обеспечили только

46.4 % общего объема экспорта ВТЗ, тогда как компании с участием иностранного капитала обеспечили

35.5 %, а фирмы, созданные инвесторами из Гонконга, Макао и Тайваня, 18,1 %, от общего экспорта ВТЗ [5, с. 8]. Несоответствие плановых показателей и результатов реализации программы вызвал серию изменений в национальной программе "Факел": главные приоритеты, определенные в программе подверглись существенным корректировкам, ключевым из которых стал акцент на национальные научно-исследовательские ресурсы и снижение зависимости от прямых иностранных инвестиций.

Спонсорство и финансирование

В настоящее время, инвестиции в китайские бизнес-инкубаторы, в основном, финансируются из следующих источников: местное правительство и квази-государственные организации; университеты, научно-исследовательские институты; государственные и частные предприятия, как национальные, так и с зарубежным капиталом; неправительственные и международные организации.

В отличие от большинства других национальных программ в области технологии, федеральное правительство осуществляет максимальную сдержанность в вопросе непосредственного субсидирования программы: в период между с 1988 по 2005 гг. лишь около 1% от общего объема финансирования программы "Факел"

финансировалось из федерального бюджета, в то время как львиная доля расходов осуществляется за счет региональных бюджетов [5, с. 6].

В большинстве своем, инкубаторы в рамках программы "Факел" полностью спонсируются и финансируются местными органами власти и администрациями научно-технологических индустриальных парков. Более 70% бизнес-инкубаторов в Китае находятся в государственной собственности [2, с. 64].

В последние годы модель финансирования бизнес-инкубаторов Китая подверглась изменению. С 2009 г. и в последующие годы из-за чрезмерной зависимости от государственной поддержки, инкубаторы и их клиенты начали сталкиваться с проблемой нехватки капитала. Кроме того, исследования взаимосвязи между уровнем участия государства в процессе инкубации и ее влиянием на их предпринимательскую активность в Китае показывают, что более высокие уровни участия государства негативно влияют на рыночную ориентацию инкубаторов и предпринимательскую активность инкубатора, а также на характер их услуг [2, с. 64]. Чтобы решить данные проблемы, китайские инкубаторы начали переходить от практики полного государственного финансирования к диверсификации источников финансирования и построению сетей совместного использования ресурсов.

Результаты реализации программы и сравнительный анализ

К 2010 г. инвестиции в бизнес-инкубаторы привели к появлению в общей сложности 896 инкубаторов, которые являются домом для 57 382 компаний и 1,1 млн. сотрудников. Среди всех 36 485 компаний-выпускников (на долю которых приходится треть всех высокотехноло-

гичных малых и средних предприятий в Китае), процент выживаемости составил 80 % компаний, из которых около 600 компаний имеют годовой доход свыше 100 млн долл., более 50 компаний успешно прошли процедуру IPO [6, с. 358].

Так как львиная доля бизнес-инкубаторов в Китае создана за счет программы "Факел", мы можем сопоставить результаты программы с характеристиками инкубаторов в других страна. В табл. 1 представлены основные характеристики по 5 регионам: США, ЕС, Бразилия, Индия и Китай. Информация представлена на основе анализа аналитических отчетов научно-исследовательс-ких центров, международных и национальных организаций и отраслевых ассоциаций [7].

Выводы

В ходе сравнительного анализа бизнес инкубаторов в США , ЕС, Китая, Индии, модели бизнес-инкубаторов могут быть обобщены в два типа. Первый тип - инклюзивная модель, предполагающая максимизацию эффективности правительственных мер через развитие инновационных технологий и устойчивое экономическое развитие регионов посредством активной инициативы со стороны местных сообществ и предпринимательства. США, большинство европейских стран, Бразилия приняли данную модель.

Второй тип - эксклюзивная модель, которой является программа развития инкубаторов в Китае, а также Индии: При такой модели федеральные правительства административно интегрируют инкубаторы в местное сообщество для реформирования научно-исследовательского сектора. Данная модель широко распространена в Центральной Азии и на Ближнем Востоке и на сегодняшний день явля-

ется одной из наиболее эффективных, но зависит от инвестиций и поддержки международных организаций. Правительства стран, применяющие данную модель, как правило, используют международную поддержку для ускорения развития институтов предпринимательства.

Эксклюзивная модель находит отражение в ключевых показателях деятельности бизнес инкубаторов. Анализ приведенных выше показателей в Китае и других регионах мира выявляет следующее. За исключением Индии, которая начала развивать бизнес инкубаторы сравнительно недавно, в начале 2000-х гг., Китай и представленные страны для сравнения (США, страны Европы, Бразилия) имеют схожие характеристики только по уровню выживаемости фирм-клиентов. По остальным представленным показателям, таким как средняя площадь инкубатора, количество компаний-клиентов в год, количество компаний-клиентов в год на 1 инкубатор Китай имеет более высокие показатели. Такие показатели китайских инкубаторов можно объяснить тем, что их становление связано непосредственно с масштабными государственными инвестициями в развитие ВТЗ, ключевыми элементами которых являются инкубаторы.

Чрезмерная зависимость инкубаторов от государственного финансирования снижает их предпринимательскую активность.

Очевидная тенденция, характерная в том числе для китайских бизнес инкубаторов, - зависимость между технологической ориентацией инкубатора и характером предоставляемых клиентам услуг - чем глубже специализация инкубатора на определенной технологической отрасли, рынке, продукте, тем глубже специализация предоставляемых услуг.

Таблица 1

Характеристики бизнес-инкубаторов в регионах мира*

Характеристики бизнес-инкубаторов США ЕС Бразилия Индия Китай

Тип модели по критерию ориентированности на прибыль Некоммерческая модель Некоммерческая модель Некоммерческая модель Некоммерческая и коммерческая модель Некоммерческая модель

Основные спонсоры (структура финансирования: государство/бизнес/ университеты) Некоммерческие организации, университеты Смешанное спонсорство Некоммерческие организации, университеты В основном федеральное правительство (2/3), (1/3) - частные спонсоры В основном региональные власти, а также университеты, гос.корпорации, частный сектор.

Эволюционное развитие Снизу-вверх Сверху вниз Снизу-вверх Сверху вниз Сверху вниз

Количество инкубаторов 1000 1000 400 200 896

Средняя площадь инкубатора, кв.м. 3 041 3 000 3 000 1000 - 2000 3 456

Количество компаний-клиентов в год 25 000 24 000 4 500 500 56 382

Количество компаний-клиентов в год на 1 инкубатор 25 20-30 15-20 10-12 60

Уровень выживаемости, % 87% 85% 85% 70 - 80% 80%

"Последний доступный год данных цифры указаны по состоянию на последний имеющийся год данных.

о

ьо

Ключевыми особенностями программы "Факел" являются наличие сильной обратной связи между федеральным правительством и местными органами власти и широкое распро-

странение опыта среди местных администраций, гибкость программы, позволяющая осуществлять постоянные корректировки программы по результатам региональных экспериментов.

- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

REFERENCES

1. Dee N., Gill D., Lacher R., Livesey F., Minshall T. A review of research on the role and effectiveness of business incubation for high-growth start-ups. Centre for Technology Management Working Paper Series № 2012/01, 2012. 15-20.

2. Chandra A., An Chao С. Growth and evolution of high-technology business incubation in China / Human Systems Management 30. IOS Press, 201155-69.

3. Zedtwitz M., Que L. Internal incubators in Chinese state-owned enterprises / Tech Monitor, Mar-Apr 2004. 44-51

4. URL: http://www.ctp.gov.cn/ctp-eng/index.htm (дата обращения 15.10.2013).

5. Heilmann S., Shih L., Hofem A. National Planning and Local Technology Zones: Experimental Governance in China's Torch Program / The China Quarterly 18, October 2013. 1-24.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -

6. Guo T., Hong J., Zhao D., Wu Y., Fan J. The Incubators, Venture Capital, and New Ventures in China // International journal of innovation, management and technology, vol 3, № 4, August 2012.

7. Global Good Practice in Incubation Policy Development and Implementation. The International Bank for Reconstruction and Development /The World Bank. 2010; Global Good Practice in Incubation Policy Development and Implementation: Brazil Incubation Country Case Study 2010. The International Bank for Reconstruction and Development /The World Bank; Tang M., Angathevar B., Pancholi J. Technology Business Incubators in China and in India / African Journal of Science, Technology, Innovation and Develope-ment vol.3, №2, 2011. pp 248 - 290; National Business Incubation Association. 2010.

Седаков Дмитрий Михайлович - аспирант кафедры международных экономических отношений, экономический факультет, Российский университет дружбы народов, e-mail: dsedakov@gmail.com)

UDC 334.72 --

BUSINESS INCUBATORS IN CHINA: MODEL DEVELOPMENT AND STATE SUPPORT

Sedakov D.M., PhD-candidate, department of International economic relations, faculty of economics, Peoples' friendship university of Russia, email: dsedakov@gmail.com)

The article analyzes the business incubation as the direction of public policy on entrepreneurship. This article focuses on the analysis of the adaptation of international experience in China at the macro level. following topics are discussed in detail: model of business incubation implemented in the country, the dynamics of business incubators, the basic institutions supporting entrepreneurship and business incubators, the scale of support and its allocation between the major parties, the effect of public measures at the macroeconomic level.

Key words: business incubator, entrepreneurship, adaptation, public policy, international experience, benchmarking, developement model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.