Научная статья на тему 'Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт'

Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / ИННОВАЦИИ / BUSINESS INCUBATORS / UNIVERSITIES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Т.Л., Павлов А.А., Васильев В.Е.

В статье рассмотрена история появления бизнес-инкубаторов, определена роль университетов в их создании и ведении, проведен краткий сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень развития инновационной сферы в России и за рубежом. Изучен рейтинг лучших бизнес-инкубаторов при вузах, затронут вопрос о степени государственной поддержки данного направления в нашей стране и в мире, сформулированы рекомендации по развитию сегмента бизнес-инкубаторов при вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева Т.Л., Павлов А.А., Васильев В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS INCUBATORS AT UNIVERSITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article describes the history of the emergence of business incubators, defines the role of universities in their creation and maintenance, and conducts a brief comparative analysis of indicators characterizing the level of development of innovation sector in Russia and abroad. The rating of the best business incubators at universities is also studied, the question of the degree of state support for this direction in our country and in the world is raised, recommendations for the development of the business incubators segment at universities are formulated.

Текст научной работы на тему «Бизнес-инкубаторы при университетах: российский и зарубежный опыт»

УДК 338.24

СЕРГЕЕВА Т. Л., ПАВЛОВ А. А., ВАСИЛЬЕВ В. Е. SERGEEVA T. L., PAVLOV A. A., VASILYEV V. E.

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ ПРИ УНИВЕРСИТЕТАХ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

BUSINESS INCUBATORS AT UNIVERSITIES: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация. В статье рассмотрена история появления бизнес-инкубаторов, определена роль университетов в их создании и ведении, проведен краткий сравнительный анализ показателей, характеризующих уровень развития инновационной сферы в России и за рубежом. Изучен рейтинг лучших бизнес-инкубаторов при вузах, затронут вопрос о степени государственной поддержки данного направления в нашей стране и в мире, сформулированы рекомендации по развитию сегмента бизнес-инкубаторов при вузах.

Ключевые слова: бизнес-инкубаторы, университеты, инновации.

Развитие и усложнение инновационных процессов в современном мире становится частым предметом дискуссий в научном и предпринимательском сообществе, что делает данную тему крайне актуальной. В свою очередь, такой достаточно новый элемент инновационной системы, как бизнес-инкубаторы при вузах, набирает все большую популярность во всем мире и в России, в частности. Но прежде проведем краткий экскурс в хронологию становления данного явления.

История бизнес-инкубаторов берет свое начало в Америке, когда в 1959 г. бизнесмен Дж. Манусо, выкупив помещение склада, основал организацию «Batavia Industrial Center», целью которой была борьба с экономической депрессией путем создания новых рабочих мест. Конечно, первый бизнес-инкубатор лишь отчасти напоминает то, что имеет инновационная сфера сейчас,

Summary. The article describes the history of the emergence of business incubators, defines the role of universities in their creation and maintenance, and conducts a brief comparative analysis of indicators characterizing the level of development of innovation sector in Russia and abroad. The rating of the best business incubators at universities is also studied, the question of the degree of state support for this direction in our country and in the world is raised, recommendations for the development of the business incubators segment at universities are formulated.

Keywords: business incubators, universities, innovations.

однако это было важным шагом на пути к переосмыслению взаимодействия между существующими компаниями и носителями идей. Свой первый этап бурного развития данное направление пережило в период с 1985 г. по 1995 г. Идея о создании организаций, помогающих молодым предпринимателям, стала настолько популярной, что количество бизнес-инкубаторов увеличилось с 70 до 1100 всего за одно десятилетие. В России же первые бизнес-инкубаторы стали появляться в 1990 г. на базе Академии рынка и менеджмента. Позже, в 1996 г. Указом Президента они были провозглашены одной из мер государственной поддержки малого предпринимательства.

При дальнейшем сравнительном анализе российского и зарубежного опыта в сфере бизнес-инкубаторов необходимо учитывать озвученный выше исторический аспект - условия развития в России в период

1990-ых гг. были не столь благоприятными, и поддерживать достойный уровень конкурентоспособности с зарубежными организациями не представлялось возможным. Далее конкретизируем суть существования любого бизнес-инкубатора, уточним его функции и цели, преимущества и недостатки.

В соответствии с российским законодательством бизнес-инкубатором признается организация, осуществляющая поддержку малых предпринимателей на всех этапах развития - от зарождения идеи до ее монетизации. Цель бизнес-инкубатора - создать для его резидентов комфортные условия, в которых будет возможно планомерное развитие идей, проектов и предприятий, укрепление их конкурентоспособности и устойчивости перед внешними факторами. Достижение поставленной цели осуществляется посредством таких основных функций, как:

- обеспечение рабочими площадями и доступным оборудованием;

- качественная консультация по организационным моментам;

- методическая и образовательная поддержка;

- помощь в составлении и оформлении бизнес-планов, проектов;

- привлечение инвесторов и финансов, маркетинговые услуги;

- организация межрегионального сотрудничества.

Стоит отметить, что не каждый бизнес-инкубатор берет на себя все функции -круг функций зависит от возможностей самого инкубатора. Также необходимо понимать, что в среднем бизнес-инкубаторы России в значительной мере уступают зарубежным аналогам по многим показателям [1]. Рассмотрим роль университетов в формировании и ведении бизнес-инкубаторов.

Экономика, инновации, правовое регулирование - все это итог планомерного сотрудничества государства, бизнеса и сферы образования. И последняя играет даже более существенную роль, нежели другие. Подробное теоретическое обоснование данного аспекта было представлено в научной работе «Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в дей-

ствии», созданной Г. Ицковицом в середине 1990-ых гг. Университеты, по мнению ученого, наиболее близки к инновациям и оказывают прямое влияние на развитие инновационной сферы. Конечно, эта мысль очевидна, однако в научных кругах до появления этой теории мало кто уделял этому должное внимание. Это и вызывает интерес к исследованию Г. Ицковица. В своей работе профессор предполагает, что по типу взаимодействия между университетами, государством и предпринимателями можно понять, насколько развита инновационная сфера: либо это сильная роль государства, либо четкое разграничение обязанностей, либо тесное сотрудничество с пересечением некоторых функций. И именно последний тип сигнализирует о зрелости инновационных процессов. В настоящий момент тесное взаимодействие представлено в виде технопарков, которые объединяют научную, технологическую и финансовую составляющие для воплощения инновационных проектов [6].

Университеты, на базе которых имеются бизнес-инкубаторы, предоставляют возможность не только получить знания, но и апробировать свои идеи под покровительством профессоров и специалистов. Стоит отметить, что университеты, обладая статусом, престижем и признанием со стороны государства, также успешно выступают посредниками между инвесторами и носителями идей. Вуз - некая гарантия для всех заинтересованных лиц. И именно по этой причине все большей популярностью пользуются бизнес-инкубаторы на базе или при поддержке университетов [4].

Плодотворную работу по всесторонней оценке бизнес-инкубаторов при вузах вот уже продолжительное время ведет шведская компания «UBI Global», которая также сотрудничает с российской венчурной компанией АО «РВК» и бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ «HSE». Само исследование [3] обладает высокой ценностью в силу того, что оно содержит комплексную оценку большого количества бизнес-инкубаторов при вузах из различных регионов мира. Компания «UBI Global» разработала собст-

венную методологию оценки, которая базируется на так называемых ключевых показателях эффективности (КПЭ) - всего их 41, и они отражают наиболее существенные стороны изучаемого объекта. Сопоставить же значения КПЭ позволяет специальная система удельных весов, составленная совместно с отраслевыми экспертами и научными специалистами. Другими словами, КПЭ -универсальный критерий оценки. Все КПЭ разделены на три категории: ценность для экосистемы, ценность для клиентов и привлекательность инкубационных программ. В свою очередь, имеются семь подразделов, более детально раскрывающих данные аспекты. Для каждого раздела рассчитанные КПЭ суммируются и выявляется итоговый балл.

Благодаря инициативе АО «РВК» и бизнес-инкубатора «HSE» на базе НИУ ВШЭ, обратившихся к «UBI Global» в целях сотрудничества, данное исследование имеет подробную интерпретацию для российского сегмента.

Основными объектами дальнейшего анализа выступают российский, европейский и мировой сегменты в период с 2016 г. по 2017 г. Европейский сегмент был выбран не случайно, ведь именно этот регион содержит огромный и качественный опыт в сфере бизнес-инкубаторов при вузах.

Исходя из данных исследования [3], хочется сразу отметить, что университетские программы в России достаточно «молодые» (средний возраст 4 года) в сравнении с зарубежными (средний возраст 9-10 лет). Этот факт необходимо учитывать при дальнейшем анализе, делая «скидку» на «возраст».

Самая распространенная специализация как у российских, так и зарубежных бизнес-инкубаторов при вузах - техническая. Так, 34% российских инкубаторов занимается в сфере информационно-коммуникационных технологий. В Европе и мире данный показатель - 39% и 48% соответственно. Около 17% инкубаторов заявляют о намерении взять любой проект или идею. В свою очередь, непопулярным направлением являются экологически чистые технологии -

доля организаций всего 2%.

Поиск инвесторов и источников финансирования - один из ключевых моментов работы любого бизнес-инкубатора. В отличие от зарубежных коллег российские бизнес-инкубаторы при вузах основной доход получают от проведения мероприятий (КПЭ 39; 22 и 20 в России, Европе и в мире соответственно) и оказания платных услуг (КПЭ 54; 48 и 45 в России, в Европе и в мире соответственно). Также стоит отметить и активное сотрудничество с корпоративными инвесторами, что позволяет снизить зависимость от государственных субсидий.

Совокупный экономический эффект российских бизнес-инкубаторов на базе университетов составляет 36,1, что в среднем на 5-10 пунктов ниже, чем в мировой практике. Однако, это объясняется тем, что средний бюджет инкубаторов России составляет 125 тыс. долл., в то время как в мире этот показатель в 2-2,5 раза больше.

Важным показателем деятельности бизнес-инкубаторов при вузах является его привлекательность для будущих резидентов. Конечно, у российского сегмента основные показатели в этой категории проседают в сравнении с европейскими и мировыми (доступ к финансированию - 39 против 45,6 и 43,2, доступ к рынку - 41 против 44,2 и 42,4 соответственно). Все это значительно повлияло на объем привлеченных средств -5 млн. долл. в России по сравнению с 27 млн. долл. в Европе и 23 млн. долл. в мире. Но необходимо понимать, что европейские государства и предприниматели уже достаточно давно сотрудничают с бизнес-инкубаторами и доверяют им, в то время как на территории России данное направление хоть и обретает популярность, но находится лишь на начальной стадии.

В свою очередь, российский сегмент занимает лидирующую позицию по проведению различных мероприятий - тренинги, конференции, семинары. Так, бизнес-инкубаторы при вузах в России в среднем организовали около 48 мероприятий. В Европе и в мире данный показатель равен лишь 33 и 31 соответственно. Хочется отметить важность данного аспекта, ведь частое проведе-

ние различных событий позволяет повышать узнаваемость инкубаторов, налаживать и поддерживать связи, развивать и прививать инновационную культуру.

Последняя категория, на которую хотелось бы обратить внимание, - постинкубационная эффективность. Данный показатель характеризует жизнь инновационного проекта после инкубации. По России ситуация неоднозначная: с одной стороны, 27% проектов в течение 5 лет начинают получать прибыль (в Европе - 19%), с другой стороны, около 22% после инкубации прекращают свою деятельность (в Европе - 17%).

Однако для полного понимания уровня развития инновационной сферы России прибегнем и к другим показателям. Так, например, согласно глобальному индексу инноваций [7], основывающемуся на двух критериях - располагаемые ресурсы для осуществления инновационной деятельности и ее фактические итоги, - Россия в 2017 г. занимала 45 место в общем рейтинге с индексом в 38,76. Возглавляют же список страны Западной Европы (Швейцария -67,69, Швеция - 63,82, Нидерланды - 63,36), США (61,4) и некоторые представители Азии (Сингапур - 58,69). Данный индекс ежегодно составляется Международной бизнес-школой Г^ЕАО, Корнельским университетом и Всемирной организацией интеллектуальной собственности и представляет собой соотношение затрат и полученного эффекта. Согласно полученным данным, становится очевидным факт того, что развитие инновационных процессов в России еще находится в достаточно ранней стадии.

Согласно самостоятельным исследованиям НИУ ВШЭ [2], в сфере инноваций наблюдается значительное отставание России по таким показателям как: инновационная активность организаций (9,3% против 75,3% в Швейцарии, 47,9% в Японии), удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации (8,3% против 52,9% в Бельгии, 37% в Италии). Однако, процент организаций, получивших финансирование из государственного бюджета, в России не так уж мал и составляет 23,5%

по сравнению с 35% в среднем по Европе. Высок и показатель интенсивности затрат на внедрение технологических инноваций (2,9% в России против 3,45% в Дании и 2,98% в Швеции). Основываясь на представленных результатах, можно предположить, что многие компании на территории Российской Федерации в настоящий момент либо игнорируют, либо не воспринимают всерьез сферу инноваций. Стимулирующая же политика, проводимая государством в сфере инноваций, хоть и имеется, однако не обладает высокой эффективностью.

Негативным моментом являются и общие объемы затрат на инновационную деятельность. Согласно исследованию R&D Magazine, - популярного научного журнала, учредившего награду «R&D 100», так называемую «Оскар в технологиях», - вложения в инновации в России в 2017 г. составили всего 56,2 млрд. долл., в то время как аналогичный показатель в США и Китае равен 521 и 427 млрд. долл. соответственно. Объем патентных заявок, выставленных на международные рынки, также крайне мал: Россия - 1097 заявок, США - 56624, Китай -48882, Германия - 18982 [7].

Приведенная выше информация об уровне развития инновационной сферы в России необходима для того, чтобы понимать, в каких условиях функционируют и развиваются отечественные бизнес-инкубаторы при вузах. И, как видно из представленного анализа, ситуация сложилась неоднозначная: с одной стороны, популярность и интерес к бизнес-инкубаторам при вузах в нашей стране растет, с другой, активность в сфере инноваций как со стороны государства, так и предпринимателей находится на низком уровне.

Исследовав средние показатели как инновационной сферы в целом, так и функционирования бизнес-инкубаторов при вузах в частности, перейдем к рассмотрению лидеров. На основании вышеперечисленных оценок «UBI Global» также составила свой рейтинг лучших бизнес-инкубаторов при вузах в России, в список которых вошли бизнес-инкубаторы на базе ИТМО, ИрНИТУ, ТУСУР, а также крупнейшие представители

данной сферы - «Технопарк в Сфере Высоких Технологий «Жигулевская долина», «Корпорация развития Зеленограда» и «Ин-грия» [3].

Мировая практика, в свою очередь, содержит обилие примеров эффективно функционирующих инкубаторов. Лучшие бизнес-инкубаторы при вузе в мире в 2018 г. согласно рейтинговой системе UBI Index компании «UBI Global»: 1) британский инкубатор SETsquared - совместный проект университетов Бата, Бристоля, Эксетера, Саутгемтона и Суррея, и DMZ, инкубатор канадского университета Райерсона; 2) итальянский PoliHub; 3) инкубатор Торонтского университета (Канада).

Изучение краткого рейтинга российских и мировых бизнес-инкубаторов при вузах порождает вопрос о степени государственной поддержки данного направления в России и за рубежом.

Согласно программе поддержки малого предпринимательства России, инкубаторы могут обращаться за помощью в расширении рабочих площадей и получении консультации. Размер выделяемых средств на развитие инновационных технологий составляет не более 60 тыс. рублей. Очевидным становится факт того, что в России в настоящее время программы комплексной государственной поддержки бизнес-инкубаторов отсутствуют [5]. В свою очередь, мировая практика показывает, что развитие правового регулирования деятельности бизнес-инкубаторов позволяет достичь высоких результатов. Так, в Сингапуре бизнес-инкубаторам положены налоговые преференции, а во Франции действует 12-летняя программа налоговых льгот. В зарубежных странах государство выступает в роли посредника между университетами и предпринимателями, создавая комфортную правовую среду, в рамках которой становится возможным плодотворное сотрудничество.

Успешное развитие бизнес-инкубаторов при вузах - совместная ответственность образовательной, экономической и государственной сфер. Инкубаторы, безусловно, получают распространение, популярность и востребованность на территории

России. Однако без инициативы со стороны государства и частных инвесторов данное направление может еще долгий период оставаться в стагнации.

Исходя из проведенного анализа, можно составить рекомендации, которые будут пригодны для российского сегмента бизнес-инкубаторов, а именно: увеличение эффективности и постоянный мониторинг своей деятельности, повышение узнаваемости среди инвесторов как СНГ региона, так и мировых масштабов, налаживание контакт ов с зарубежными технопарками, создание с о вместных проектов и обмен опытом, модернизация существующего подхода к созданию и управлению бизнес-инкубаторами при вузах, совместная работа университетов и государства по улучшению правового регулирования сферы инноваций, а также по вопросам предоставления льгот и субсидий.

В целом, направление бизнес-инкубаторов при вузах в России хоть и достаточно молодое, однако обретает все большую популярность и востребованность, а также показывает приемлемые результаты в сравнении с европейской и мировой практикой. Следуя вышеуказанным рекомендациям, в ближайшие годы российский сегмент сможет увеличить эффективность своей деятельности и составить конкуренцию зарубежным бизнес-инкубаторам.

Литература

1. Артемова Д.И., Малова А.С., Мок-ринская Н.А., Мухачева А.В., Рыбакова Ю.В. Функционирование бизнес-инкубаторов при университетах Европы, Северной Америки и Азии // Инновации. - 2016. -№ 7(213) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionirovan ie-biznes-inkubatorov-pri-universitetah-evropy-severnoy-ameriki-i-azii (дата обращения: 07.10.2018).

2. Индикаторы инновационной деятельности 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дит-ковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2018. -344 с. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.hse.ru/data/2018/03/23/1164003717/Indic

ators_of_Innovation_2018.pdf (дата обращения: 07.10.2018).

3. Национальный сравнительный анализ 2016/17. Оценка эффективности российских Бизнес-инкубаторов и акселераторов [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rvc.ru/upload/iblock/4b1/UBI_Global-Russia-Impact_Assessment_University-Linked _Business_Incubators_Accelerators_RU.pdf (дата обращения: 04.10.2018).

4. Рогова Е.М. Бизнес-инкубаторы как элементы системы технологического трансфера российских университетов // Инновации. - 2014. - № 7(189) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/biznes-inkubatory-kak-elementy-sistemy-tehnologicheskogo-transfera-rossiyskih-universitetov (дата обращения: 07.10.2018).

5. Трейман М.Г. Исследование экономических особенностей деятельности

технопарков, бизнес-инкубаторов, наукоградов мирового и отечественного уровня // Kant. - 2018. - № 1(26) [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/issledovanie-ekonomicheskih-osobennostey-deyatelnosti-tehnoparkov-biznes-inkubatorov-naukogradov-mirovogo-i-otechestvennogo-urovnya (дата обращения: 09.10.2018).

6. Тройная спираль: университеты -предприятия-государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. - 237 с.

7. Global innovation Index: место России в мире инноваций [Электронный ресурс]. - URL: https://www.rvc.ru/press-service/media-review/eco/132926 (дата обращения: 09.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.