Научная статья на тему 'Бизнес-идея как центральное звено проекта бизнес-деятельности в малом и среднем предпринимательств'

Бизнес-идея как центральное звено проекта бизнес-деятельности в малом и среднем предпринимательств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ИДЕЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА / BUSINESS IDEA / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмаков Борис Васильевич, Карпушкина Анжелика Викторовна

Рассмотрена сущность предпринимательства через личные качества человека, занимающегося предпринимательской деятельности в аспекте проявления их в социуме и существующих институтах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шмаков Борис Васильевич, Карпушкина Анжелика Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business idea as the central part of project business activity in small and medium business

The essence of entrepreneurship through the personal qualities of a person engaged in entrepreneurial activity in the aspect of their manifestation in the society and existing institutions is considered in the article.

Текст научной работы на тему «Бизнес-идея как центральное звено проекта бизнес-деятельности в малом и среднем предпринимательств»

УДК 658.1 + 338.22 ББК У9(2)09

БИЗНЕС-ИДЕЯ КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО ПРОЕКТА БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Б.В. Шмаков, А.В. Карпушкина

Рассмотрена сущность предпринимательства через личные качества человека, занимающегося предпринимательской деятельности в аспекте проявления их в социуме и существующих институтах.

Ключевые слова: бизнес-идея, предпринимательство, развитие бизнеса.

В Законе РФ от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 2 ГК РФ) предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.

Такое толкование упрощено, поскольку отождествляет предпринимательство с любой деятельностью, приносящей доход. При таком рассмотрении в предпринимательскую деятельность попадает деятельность, связанная с выпуском новой продукции по собственному патенту и открытие торговой точки хлебобулочными изделиями.

Рассмотрим сущность предпринимательства через функции, осуществляемые предпринимателем при развертывании своего дела. Как правило, это общеполагающие функции, присущие всем направлениям деятельности [1, 4]:

• общеэкономическая функция, обусловленная ролью любых субъектов рынка;

• ресурсная функция, обусловленная необходимостью эффективного использования ресурсов, как правило, обладающих свойством ограниченности;

• инновационная (творческо-поисковая) функция, присущая любой деятельности, однако наиболее остро стоящая перед предпринимательской деятельностью;

• социальная функция - созданием возможностей для получения соответствующих доходов;

• организационная функция - в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, выявлении наиболее выгодных и перспективных секторов рынка.

Исходя из этого, субъект предпринимательской деятельности берет на себя и, как правило, вынужден самостоятельно осуществлять ряд производственных (и социальных) ролей:

1. Предприниматель - его функция - создание

проекта новой структуры общественной системы производства-потребления, в которой отведено место создаваемому предприятию.

2. Организатор - здесь его функция связана с непосредственным созданием внутренней структуры (оргструктуры) нового предприятия и ее материальным наполнением (людьми, технологиями, оборудованием и другими компонентами, образующими потенциал предприятия, т. е. формирующие его возможности в осуществлении производства, воспроизводства, функционирования и развития).

3. Управленец - его функцией является приведение в движение всех компонентов потенциала предприятия и внешних ресурсов, реализация процессов как во внешних связях, так и во внутренней структуре предприятия, оперативное регулирование его функционирования и управление развитием. Продукт деятельности управленца - реально воплощенные процессы, реализующие заданные предпринимателем цели.

4. Исполнитель - здесь его функцией выступает непосредственно механизм осуществляемых предприятием процессов. Материальное наполнение позиции исполнителя есть кадры (персонал) предприятия. Продукт деятельности исполнителя есть продукт предприятия.

5. Руководитель - здесь функция лежит в сфере материального наполнения производственной системы. Его объект - кадры, применяя к которым инструменты власти, руководитель должен добиться осуществления процессов и функций, иначе говоря - выполнения задач, поставленных управленцем. При этом управленец и руководитель могут быть персонифицированы в одном лице.

В социальном аспекте бизнес как деятельность порождает 3 типа процессов:

• создание, изменение, удовлетворение потребностей людей;

• воспроизводство и изменение социальной стратификации;

• формирование, воспроизводство и изменение межличностных, личностно-групповых и меж-групповых отношений.

Предпринимательская деятельность

В то же время современное предпринимательство концентрирует ряд специфических функций:

• постоянный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, эксклюзивных профессиональных способностей, новых идей;

• поиск, разработка и введение новых ресурсов, методов, технологий, инновационных процессов, продуктов информации, организационноэкономических систем управления и т. п.;

• создание благоприятной рыночной конъюнктуры, разработка адекватных условиям организационно-управленческих решений, захват, удержание и расширение рыночного сегмента товарами и услугами высокого спроса;

• информационное обеспечение реализации инновационных продуктов через выбор секторов рынка, выгодных стратегий ведения предпринимательской деятельности, выявления и реализация конкурентных преимуществ;

• защита права собственности на результаты предпринимательской деятельности и интеллектуальной собственности;

• реализация мер по выживанию в экстремальных, трансформационных условиях;

• деловое общение на короткой психологической дистанции;

• несение полной ответственности за принимаемые решения, риск в условиях экономической неопределенности.

Как можно отметить, реализация всех этих функций одним человеком в непростых экономических условиях, изобилующих неопределенностью, становится весьма проблематичной. И как следствие, требует разработки специфических мероприятий поддержки предпринимательской деятельности со стороны государственных и муниципальных структур.

Макконнелл К. и Брю С., авторы «Экономикс», рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которой лежит ряд непременных условий и требований [2].

Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов: земли, капитала и труда в единый процесс производства товаров и услуг. Выполняя роль катализатора, предприниматель является движущей силой производства, которое должно быть прибыльным.

Во-вторых - берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса.

В-третьих - это новатор, стремящийся вводить новые продукты, новые производственные технологии и новые формы организации бизнеса.

В-четвертых - это человек, идущий на риск. Он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами,- своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

В целом современное предпринимательство отличается особым, новаторским, антибюрократическим стилем хозяйствования, базирующимся на постоянном поиске новых возможностей и ориентированном на инновации, умением привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

Рассмотрим ситуации возникновения нового бизнеса. Необходимым условием возникновение нового бизнеса является генеральное противоречие: «Я хочу, но я не могу». Это означает, что возникновение нового бизнеса не есть решение указанной проблемы (новый бизнес возникает, как правило, если указанная проблема неразрешима) -предпринимательство есть создание некоторых новых условий, в которых возникновение данной проблемы невозможно. Однако, это только необходимое условие.

Второе необходимое условие - наличие проблемной ситуации потребителя: «Я хочу, но я не могу».

Как и бизнесмен, потребитель не решает этой проблемы - он получает готовое решение «из рук» бизнесмена. Выручка бизнесмена - это плата потребителя за уход от необходимости решать проблему самостоятельно.

Таким образом, бизнес состоит в том, что бизнесмен уходит от решения собственной проблемы, создавая возможность потребителю уйти от его проблемы. При этом оба достигают желаемого, не преодолевая невозможного.

Бизнес возможен и оправдан:

• если бизнесмену легче достигнуть желаемого, «решая» чужие проблемы, чем собственные;

• а потребителю легче достигнуть желаемого, воспользовавшись услугами бизнесмена, чем решая свои проблемы самостоятельно.

Такое состояние порождает 3 типовые ситуации потребителя:

1. Ситуация новых возможностей состоит в том, что потребитель приобретает новые возможности для решения ранее поставленных задач, как правило, в результате каких-либо изменений во внешней среде (принятия новых законов и иных нормативных актов, получения ранее неизвестной информации, ухода конкурентов из сегмента рынка и др.), но не может их использовать; в таком случае возможен бизнес, основанный на продаже потребителю средств использования этих возможностей.

2. Ситуация новых проблем - появление у потребителя новых затруднений (тупиков, разрывов в деятельности) или осознание (конструирование) новых проблем (противоречий) по поводу старых трудностей; в этом случае возможен бизнес, основанный на продаже потребителю средств разрешения, устранения или «обхода» этих проблем.

3. Ситуация новых целей (задач), когда новые цели (задачи) поставлены, а средств их достижения (выполнения) потребитель не имеет; данная

142

Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент»

Шмаков Б.В., Карпушкина А.В. Бизнес-идея как центральное звено проекта

бизнес-деятельности в малом и среднем предпринимательстве

ситуация, по существу, есть разновидность ситуации новых проблем (п. 2).

Таким образом, ситуация предпринимательского бизнеса есть двойная проблемная ситуация:

• когда у двух субъектов (бизнесмена и потребителя) одновременно возникают проблемы одного и того же вида «Хочу, но не могу»,

• причем бизнесмен имеет возможность достигнуть желаемого, обеспечив потребителю достижение желаемого им без самостоятельного решения потребителем его проблемы.

Следовательно, инновационная функция предпринимателя является не только ведущей в процессе создания функции, но и воспроизводится во все моменты изменения бизнеса [3]. Именно эта функция и отличает предпринимательскую деятельность от других видов деятельности.

Менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого бизнеса, поэтому он нуждается в государственной поддержке.

Опыт развития мировой и отечественной экономики показывает, что политика государства, ориентированная на оказание помощи малому и среднему предпринимательству и содействие их развитию, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Следует отметить, что выделение малого и среднего предпринимательства в России в отдельный блок в соответствии с федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ связано с необходимостью оказания им государственной поддержки для развития деятельности. Данный

подход означает в конечном итоге поддержку конкретных предприятий в финансовой, имущественной, консультационной, информационной и других сферах.

В основу предпринимательской деятельности сегодня закладывается именно способность экономического субъекта качественно видоизменять сети хозяйственных отношений. С этой стороны, по нашему мнению, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства путем содействия в создании инновационных сетей, в том числе технопарков, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, а также региональных предпринимательских кластеров и сетей.

Литература

1. Данилова, О.В. Социальная ответствен-

ность бизнеса в системе рыночного хозяйства (теоретико-экономический аспект): автореф.

дис. ... д-ра экон. наук / О.В Данилова. - М., 2009. -С. 12-14.

2. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт. // Вопросы экономики. -1997. - № 3. - С. 7.

3. Татьянкина, А.А. Оценка инновационной инфраструктуры как основы развития предпринимательской экономики / А.А. Татьянкина, Т.А. Шиндина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2011. - Вып. 20. -№ 41(258). - С. 85-89.

4. Шиндина, Т.А. Влияние финансового кризиса на рынок рекламы и предпринимательство / Т.А. Шиндина, И.С. Карабанова // Вестник Университета. - 2010. - № 8. - С. 79-81.

Поступила в редакцию 4 февраля 2013 г.

Шмаков Борис Васильевич. Кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - развитие личных способностей менеджера и их влияние на бизнес-деятельность, развитие юнговской школу управления в образовании и практике предпринимательской деятельности. Тел. (351) 267-97-21.

Boris Vasilievich Shmakov. Candidate of Economic Science, Associate Professor of the Department of Entrepreneurship and Management, South Ural State University (Chelyabinsk). Research interests: the development of personal skills of a Manager and their effect on business, development of Jungian school of management in education and practice of entrepreneurship. Tel. (351) 267-97-21.

Карпушкина Анжелика Викторовна. Доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Экономика фирмы и рынков», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - институциональный анализ социальнотрудовых отношений, региональная экономика. Контактный телефон: 8 (351) 900-59-955, e-mail: angelvik28@mail.ru.

Angelika Viktorovna Karpushkina, Doctor of Economic Science, Head of Company and Market Economy Department, South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: institutional analysis of social and labor relations, regional economy. Tel: 8 (351) 900-59-95, e-mail: angelvik28@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.