Научная статья на тему 'Бизнес - это психология'

Бизнес - это психология Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
355
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ГАРМОНИЯ C САМИМ СОБОЙ / ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ / BUSINESS / PSYCHOLOGY OF INTERACTION / HARMONY WITH YOURSELF / BODY LANGUAGE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зельдович Борис Захарович, Усольцева Софья Игоревна

Рассматриваются основные аспекты формирования своего внутреннего«я»,анализируется взаимодействие с окружающими людьми, основываясь на знаниях языка телодвижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS IS PSYCHOLOGY

The paper discusses the main aspects of the formation of his inner self, examines the interaction with other people, based on the knowledge of body language.

Текст научной работы на тему «Бизнес - это психология»

УДК 65.012.4

БИЗНЕС — ЭТО ПСИХОЛОГИЯ

Зельдович Борис Захарович

профессор кафедры экономиким и менеджмента медиабизнеса, кандидат экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А zeld1804@mail.ru

Усольцева Софья Игоревна

студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А sofia. usolceva97@gmail. com

Аннотация. Рассматриваются основные аспекты формирования своего внутреннего«я»,анализируется взаимодействие с окружающими людьми, основываясь на знаниях языка телодвижений.

Ключевые слова: бизнес, психология взаимодействия, гармония c самим собой, язык телодвижений.

Бизнес достаточно опасная сфера деятельности. Каждый день подстерегают капканы, которые расставляет собственная неопытность, нерешительность, порою даже глупость, а также и враги. Как стать успешным бизнесменом? Как понять, что собеседник не желает зла, а действительно хочет стать компаньоном или помощником? Как научиться слушать собеседника, чтобы уловить самое главное и не распыляться на мелочи? В успешной карьере бизнесмена немаловажное место занимает психология. Человек должен обладать знаниями, которые помогли бы ему распознавать информацию, содержащуюся в жестах и мимике, ведь подчас возникают тупиковые ситуации в отношениях с партнерами, подчиненными, клиентами.

Понять другого человека очень сложно, порою в нашей голове возникают мысли: «я не понимаю, зачем он это делает», «какую цель он преследует?», «что им движет?» Для того, чтобы понимать, слышать своего собеседника, чтобы налаживать контакты с ним, в первую очередь необходимо научиться ладить с самим собой.

Часто мы задумываемся, а что нужно сделать, чтобы стать успешным? Успех в жизни начинается в гармонии с самим собой, с понимания и принятия себя. Если вы не понимаете себя, то, следовательно, и не доверяете, не уважаете и не любите себя. Сразу встает вопрос: а чего же вы ждете от окружающих людей? Почему они должны уважительно к вам относиться, если даже вы сами этого не делаете? Понимание самого себя помогает выбрать свое предназначение узнать, что нравится, а что нет и поставить для себя конкретную жизненную цель, которой можно следовать всю жизнь.

Ученые установили и доказали, что, когда человек изучает себя и начинает хоть немного сам себя понимать, то он тем самым изучает и всех людей и вскоре начнет понимать не только себя, но и всех людей, не прилагая для этого особых усилий.

Самое главное — это понять свою индивидуальность, найти то, что вас отличает от окружающих. Это

намного важнее чем стремиться стать «круглым отличником», получить «пятерки» по всем предметам, но ни в одном из них не сделать открытия. Для начала стоит задаться вопросами: чем я отличаюсь от окружающих? Что я люблю? Что я умею? В какой сфере я сильнее и лучше, чем окружающие? Несомненно, ответить на данные вопросы достаточно трудно, ведь в нашем сознании зачастую возникает такое понятие как «выгода», которая достаточно часто мешает людям заниматься любимым делом.

Пример. В психологии есть немало тестов, которые помогают людям выявить свой уровень стресса, понять, составить свой психологический портрет и т.д. Данные тестирования можно проводить на предприятиях, для того, чтобы выявить общий уровень напряженности в отношениях с сотрудниками, внести какие-либо изменения в график работы и т.п.

Все люди разные, о ком-то окружающие говорят: «С ним тяжело... невозможно общаться», о другом мы слышим: «С ним разговаривать, иметь дело — одно удовольствие!». Секрет этих отзывов не столько в личных особенностях человека, сколько в умении слушать, понимать собеседника и в конечном счете правильно реагировать на то, что он говорит.

Понять — значит, услышать самое главное: мотивы человека, его стремления; осознать, что именно движет человеком, его мотивы и цели; изучить его жесты, мимику и поведение в целом. Как правило, в таких ситуациях мы отталкиваемся от собственной точки зрения на те или иные вещи, основываясь на сугубо личных представлениях о правильности. Однако для выстраивания успешного общения этого мало: важно стремиться понять собеседника с позиции его взглядов, установок, критериев и ценностей. Именно такое понимание — достоверное представление о человеке как о личности.

Пример. Два друга обсуждают недавно вышедшую статью об убийстве одного из серийных маньяков. Один убежден, что смерть маньяка приведет только к лучшему, ведь убив одного, спасли десятки жизней. Другой же уверяет, что никто не вправе распоряжать-

ся человеческими жизнями в угоду своему мнению. Конфликт состоит в том, что у друзей различные точки зрения, касающиеся ценности человеческой жизни.

Как же научиться понимать другого? Вообразите, что у вас встреча с человеком — клиентом, сотрудником или просто знакомым. Попробуйте задать себе несколько вопросов и после встречи на них ответить:

1. Кто этот человек, что он собой представляет?

2. Что он говорит, каково содержание его речей?

3. Зачем он приходил, зачем все это говорил?

Пример. На полиграфическом предприятии с каждым годом растет угроза банкротства, вследствие чего директор принимает решение о слиянии с другой компанией, но перед ним стоит сложный выбор между несколькими небольшими компаниями. Плюс директора состоит в том, что он умеет слушать и слышать необходимую и важную информацию, сортируя и отбрасывая ненужное. Входя в положение представителей других фирм, понимая их намерения и цели, директор полиграфического предприятия делает правильный выбор в пользу слияния с молодой и малоизвестной, но все же активно развивающейся компанией, тем самым спасая собственную фирму.

Понять другого и сложно, и легко. Сложно, потому что «чужая душа — потемки», легко, потому что мы все в чем-то схожи друг с другом. На самом деле, вопрос — как понять другого человека — возникает довольно редко, намного чаще — почему меня не понимают. Залогом успеха во взаимопонимании являются два условия.

1. Желание понять другого.

Да, это звучит достаточно странно, ведь по сути, изначальным мотивом общения является именно желание понять. Но желание желанию рознь. Каждый должен усвоить, что нами не должно двигать праздное любопытство, а искренняя заинтересованность.

Так уж получается, что когда мы делаем что-то ради другого, но не заинтересованы в этом сами, то особенных усилий не прикладываем и обычно дальше сочувствующих фраз дело не идет. А когда на карте стоят собственные интересы — это является сильным стимулом для того, чтобы задействовать все способности. Это не хорошо и не плохо. Так устроен человек.

Пример. В одном офисе работают двое мужчин: Василий и Евгений. В один из рабочих дней Василий попросил ускорить работу, потому что хотел сходить в театр, на что Евгений согласился неохотно и по сути дела не торопился. Но когда Евгению потребовалась уйти раньше с работы, то он приложил все усилия для того, чтобы закончить работу поскорей.

2. Человек должен хотеть быть понятым.

Человек должен не только сорить словами — меня

не понимают, и искать повод для обиды, а должен быть готов к откровенному разговору.

Если эти два условия выполнены, то понимание не гарантированно, но вполне вероятно. Если вопрос касается лично вас, будьте готовы услышать какие-то неприятные вещи, отодвинув эмоции в сторону. Эмоции мешают объективно оценить ситуацию.

Очень важно запомнить, что понимание состоит, в главной мере, в принятии чужой точки зрения как допустимой и вполне верной. Важно именно принять право другого человека думать иначе, не так как вы и, то есть по сути являться другим, отличным от вас.

Во всем мире основные жесты, позволяющие передать какую-либо информацию, не особо отличаются друг от друга. Когда нам весело — мы улыбаемся, когда мы любим, то стараемся поцеловать, когда весело — смеемся и т.д. Чтобы «видеть человека насквозь», необходимо правильно и своевременно декодировать всю информацию, которую он доносит всем своим поведением, а не только смыслом сказанных им слов. Достаточно часто возникает вопрос: а реально ли подделать язык жестов? Как правило, ответ на этот вопрос отрицательный, ведь опытный человек всегда различит микросигналы вашего организма и узнает врете вы или нет.

Пример. Раскрытые ладони ассоциируются с честностью, но, когда обманщик раскрывает вам свои объятия и улыбается вам, одновременно говоря ложь, микросигналы его организма выдадут его потайные мысли. Это могут быть суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка рта, и все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке.

Расшифровку поведения другого человека легко сделать, опираясь на четыре источника информации. Расшифровывая речевой код. Голос человека дает только часть ключей к его внутреннему миру; не меньшее значение имеет и то, какие он использует слова и что на самом деле имеет в виду.

1. Что в действительности подразумевают люди под тем, что говорят?

2. Насколько они искренни?

3. Не отпускают ли они сомнительные комплименты, не являются ли их любезности, по сути, замаскированными колкостями?

Прислушиваясь к голосовому коду. Голос может многое сказать о вашем состоянии. Голосовой код задается тоном голоса.

1. Диапазон голоса говорящего (голос высокий или низкий).

2. Отличительные особенности (человек бормочет, разговаривает все тише и тише, голос жалобный, резкий и т.д.).

3. Громкость голоса и темп речи, которые в первую очередь зависят от техники речи того или иного человека.

Присматриваясь к коду языка тела. Код языка тела — это своеобразная калька с человека, которая показывает, как он ходит, сидит и стоит, как держит голову.

1. Походка с высоко поднятой головой, с опущенными плечами, шаркая ногами и т.д.

2. Человек сидит широко, расставив ноги или же положив руки на сомкнутые колени.

3. Голова прямо, наклонена в сторону или вниз? Например, когда голова наклоняется в сторону, это говорит о том, что у человека пробудился интерес.

Читая код выражения лица.

Лицо каждого человека что-нибудь да выражает, и именно по лицу мы понимаем, что у него на душе. В коде выражения лица проявляется, как меняется у кого-нибудь лицо, когда он слушает других или говорит сам. При этом выражение глаз имеет не меньшее значение, чем мимика рта. Стоит обращать внимание на следующее.

1. Как часто меняется выражение лица?

2. Стоит обращать внимание на зрачки, уголки губ, нос и т.д.

В заключение отметим следующее. Умение понимать себя и окружающих является залогом успеха в нашей повседневной деятельности. Люди, которые хорошо ладят с самими собой, способны легко и без труда научиться быстро находить контакт с окружающими. Разобравшись в себе, мы сможем иначе взглянуть на окружающих.

Для того чтобы стать успешным бизнесменом, необходимо слышать и понимать своих собеседников

(компаньонов и подчиненных). Для этого необходимо сосредоточить свое внимание на мимике человека, на его жестах, тембре голоса и на движениях. Сумев правильно растолковать все это, мы сможем избежать обмана, конфликтных ситуаций и недопонимания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дэкон Л. Психология. Как понять себя и других людей. — М.: Претекст, 2010. — С. 97-125.

2. Мелия М. Бизнес — это психология.- М.: Эксмо, 2006. — С. 21-52.

3. Ниренберг Дж., Каперо Г., Грейсон Г. Как читать мысли людей. Практическое руководство по расшифровке языка тела. — П.: Попурри, 2012. С. 112-135.

4. Пиз А. Язык телодвижений. — М.: Эксмо, 2007. — С. 378.

BUSINESS IS PSYCHOLOGY

Boris Zakharovich Zeldovich

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Sophia Igorevna Usoltseva

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2А

Annotation. The paper discusses the main aspects of the formation of his inner self, examines the interaction with other people, based on the knowledge of body language.

Keywords: business, psychology of interaction, harmony with yourself, body language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.