Научная статья на тему 'Бизнес-этикет Южной Кореи'

Бизнес-этикет Южной Кореи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2274
443
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес отрасль Южной Кореи / инновационное развитие в Республике Корея / особенности корейского менталитета в предпринимательской деятельности / South Korean business industry / innovative development in the Republic of Korea / features of the Korean mentality in entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Валерия Сергеевна

В высококонкурентной бизнес-среде, как никогда важно, понять бизнес-культуру це-левых рынков. Понимание бизнес-культуры поможет понять, предвидеть и реагировать на непредвиден-ное поведение рынка предпринимательства. Южнокорейский рынок является фаворитом среди прямых иностранных инвесторов. Процвета-ющая экономика страны, либерализация рынка и широкое использование английского языка в бизнесе де-лают его привлекательным выбором для западных инвесторов, но существуют некоторые культурные различия и проблемы, о которых следует знать. Целью данной статьи является выявление особенности корейской культуры в области ведения бизнеса с иностранцами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ETIQUETTE OF SOUTH KOREA

In a highly competitive business environment, it is more important than ever to understand the business culture of the target markets. Understanding the business culture will help understand, anticipate and re-spond to the unforeseen behavior of the business market. The South Korean market is one of the favorite one among foreign investors. The country's thriving econ-omy, market liberalization, and the widespread use of English in business make it an attractive choice for Western investors, but there are some cultural differences and issues they should be aware of. The main idea of the article is finding out features of Korean culture in running business.

Текст научной работы на тему «Бизнес-этикет Южной Кореи»

УДК 327

БИЗНЕС - ЭТИКЕТ ЮЖНОЙ КОРЕИ В.С. Павлова

[email protected] Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. В высококонкурентной бизнес-среде, как никогда важно, понять бизнес-культуру целевых рынков. Понимание бизнес-культуры поможет понять, предвидеть и реагировать на непредвиденное поведение рынка предпринимательства.

Южнокорейский рынок является фаворитом среди прямых иностранных инвесторов. Процветающая экономика страны, либерализация рынка и широкое использование английского языка в бизнесе делают его привлекательным выбором для западных инвесторов, но существуют некоторые культурные различия и проблемы, о которых следует знать. Целью данной статьи является выявление особенности корейской культуры в области ведения бизнеса с иностранцами.

Ключевые слова: бизнес отрасль Южной Кореи, инновационное развитие в Республике Корея, особенности корейского менталитета в предпринимательской деятельности.

Введение

Согласно последним ежегодным рейтингам Всемирного банка, Южная Корея занимает 5 место среди 190 стран по легкости ведения бизнеса. Рейтинг Южной Кореи остался неизменным: 5 в 2019 году - 5 в 2018 году. Легкость ведения бизнеса в Южной Корее в среднем составляла 8,75 с 2008 по 2019 год, достигнув рекордного максимума в 23 года в 2008 году и рекордно низкого уровня в 4 года в 2014 году [1].

Это в свою очередь делает рынок Кореи привлекательным для иностранных бизнесменов. Однако для его успешного ведения, иностранцам следует сперва изучить корейский менталитет.

На первый взгляд, Корея выглядит «как любая другая нация». Его столица, Сеул, является современным процветающим мегаполисом со всеми новейшими технологиями, которые может предложить мир. По всей Корее можно найти первоклассные телекоммуникации, необходимые пятизвездочные отели, западные рестораны, современные транспортные системы (включая очень эффективные сети метро в Сеуле и Пусане), инновационную архитектуру и так далее. Тем не менее, он по-прежнему очень корейский, и обязательно, чтобы любой американец, ведущий бизнес в Корее, понимал, что Сеул - это не Лос-Анджелес (хотя последний, на самом деле, имеет значительное корейское сообщество). С каждым годом Корея становится все более современной, но важно признать, что современная не равняется западной. Корейцы не ожидают, что вы станете экспертом по нюансам их культуры, но они оценят проявление интереса к важным для них вопросам. Корейцы, как правило, ценят стремление иностранца выразить благодарность (gam-sa-ham-ni-da) или привет (an-yong-ha-say-yo) на корейском языке.

Хотя корейцы в значительной степени перешли в западное общество, традиционные методы мышления во многих областях все еще практикуются. Корейцы очень уважают семью и иерархию. Расширенные семьи, то есть родители, живущие с женатыми «детьми» среднего возраста и их внуками, по-прежнему обыденный устрой, хотя ситуация изменяется. Среди старшего поколения отец является основным кормильцем, а мать остается дома. В связи с изменением социальных норм и экономического давления в Корее быстро растет потребность в семьях с двойным

141

доходом. Хотя отцы являются основными источниками дохода, в большинстве случаев зарплаты поручаются их женам, и большинство повседневных решений в отношении потребления принимаются по усмотрению супруги-женщины. Иностранным компаниям следует принять во внимание традиционные семейные роли при маркетинге для корейских потребителей.

Построение отношений с корейскими партнерами

В деле бизнеса, в большинстве своем все зависит от личных отношений, поэтому важно тратить время на установление хороших рабочих отношений и укрепление доверия с южнокорейцами [2]. Спорт, семья и хобби - хорошие темы для разговоров. Южнокорейцы могут узнать о личной жизни, попытаться установить свой возраст и статус, а также построить отношения с партнером. Иностранным предпринимателям следует ответить на эти вопросы честно и открыто, но не хвастливо.

Успешный бизнес требует строительства межличностных отношений прежде всего. Поэтому необходимо посвятить время знакомству со своими коллегами как профессионально, так и лично, работать над развитием личной сети знакомств так же, как и над развитием профессиональные навыки. Таким образом можно совмещать приятное с полезным.

В то время как многие южнокорейцам свободно общаются на английском языке, многие талантливые и предприимчивые южнокорейцы такой способности не имеют. Поэтому важно приспособить свой язык к своей аудитории. Важно говорить на понятном, базовом английском. Не полагаться исключительно на устное общение, а повторять свои сообщения в письменном виде.

Культурные различия также влияют на общение. Традиционная культура предпочитает гармонию, а не конфронтацию, часто заставляя западных людей воспринимать тишину как принятие [3]. Отрицательные вопросы понимаются по-разному, а вопросы «да / нет» ненадежны. Нужно задавать вопросы в нескольких направлениях, чтобы убедиться, что сообщение было успешно передано. Собеседник вряд ли запросит разъяснения, даже если понимание неполное.

Делая презентации, необходимо минимизировать слова и максимизировать графики, диаграммы и визуальные эффекты, которые помогут более доступно понять изложенную информацию.

Южная Корея - это страна, где все может произойти очень быстро. Ответ в тот же день является нормой. Неделя без общения интерпретируется как отсутствие интереса и / или прекращение проекта.

Встречи необходимо бронировать заблаговременно и следить за тем, чтобы партнёры приходили точно в указанное время. Подход должен быть формальным, но дружелюбным, нужно стараться избегать шуток, поскольку это может быть истолковано как неуважение к вашему коллеге.

Нисходящий стиль управления южнокорейскими компаниями означает, что важно проявлять уважение к авторитету. В идеале, самый старший человек в команде должен сначала войти в комнату и поприветствовать самого старшего представителя Южной Кореи.

В общем, нужно познакомить пожилых людей с молодыми людьми и женщин с мужчинами. Убедиться, что проявляете должное уважение и правильно используете названия людей. Лидеры должны сидеть напротив друг друга за столом.

Казанский вестник молодых ученых

Необходимо помнить, что целью первоначальных встреч обычно является знакомство друг с другом, поэтому нет необходимости начинать деловые переговоры сразу же.

Вам всегда предложат «чай» (это может быть также кофе, сок, вода или что-то еще); лучше это принять, даже если не употреблять. Нужно подождать, пока эти ритуалы не будут завершены, чтобы начать деловые дискуссии.

Дайте вашему коллеге достаточно времени, чтобы высказать свое мнение; избегайте доминирования в разговоре, но постарайтесь слушать и понимать, что думает ваш коллега. Это особенно верно, если ваш коллега слабо владеет английским языком.

Южные корейцы обычно одеваются в соответствии с рабочей обстановкой. Рекомендуется черный, синий и коричневый цвета. Следует избегать узких юбок, низких горловин и топов без рукавов, а также шорт [4].

Иерархия является важной концепцией в южнокорейском бизнесе. См. раздел «Встречи» в этом руководстве, чтобы узнать, как проводить деловые встречи с должным учетом опыта и стажа работы людей.

Все южнокорейские отношения являются иерархическими. К человеку, находящемуся в «превосходящем» положении, относятся с уважением, в то время как «младший» подчиняется (иногда до степени грубости западными ценностями). Возраст, должность в компании, образование и семейное положение определяют свое положение в обществе.

Обращаясь к кому-то в бизнесе, вы должны использовать его профессиональные (например, профессор, доктор, инженер) и почетные звания.

Корейские имена пишутся Фамилия, а затем Имя. Часто в общении с западными людьми порядок меняется, чтобы приспособиться к культуре. Инициалы и английские имена иногда используются для облегчения общения с западными людьми. Хотя это очень продуманно и удобно для жителей Запада, южнокорейцы часто не будут знать об англизированном имени, поэтому могут не знать, о ком идет речь. Титулы очень важны среди южнокорейцев и используются при обращении к людям [5]. Наиболее распространенным адресом на корейском языке является фамилия, за которой следует заголовок, например, «Директор Ли».

Вам понадобится хороший запас визиток, так как их обычно нужно обменивать (используя обе руки) при первой встрече с деловым человеком. Ваши визитки должны быть переведены с одной стороны на корейский.

Обязательно относитесь к чьей-либо визитной карточке с уважением, иначе рискуете оскорбить их. Изучите карточку перед тем, как убрать ее, или положите ее на стол перед собой во время встречи [6]. Никогда не пишите на чьей-либо карточке в их присутствии, если они не будут рады, если вы сделаете это. Один хороший совет - задать вопрос, основываясь на информации на карте.

Относитесь к карточкам с уважением; они представляют «лицо» ваших коллег, дают важные подсказки относительно их важности и являются ключевым инструментом для управления отношениями.

Предоставление небольших подарков является частью процесса построения деловых отношений в Южной Корее. Изделия из вашего региона будут особенно хорошо приняты, так же, как и товары с логотипом вашей компании. Обычно южнокорейцы отказываются от подарка один или два раза в знак смирения.

Вы должны дать и получить подарок обеими руками. Подарки должны быть обернуты, и принято ждать, пока даритель не будет в поле зрения, прежде чем открывать его. Подарки всегда должны отвечать взаимностью на одном уровне.

143

Язык тела с деловыми партнерами

Небольшой поклон, сопровождаемый рукопожатием, является предпочтительным способом приветствовать кого-то в Южной Корее. Более младший персонал склонится в первую очередь перед своими старшими коллегами. Следует подождать, пока более высокопоставленный персонал первым предложит свою руку.

Южные корейцы предпочитают более мягкое рукопожатие, и во время рукопожатия можно поддерживать правое предплечье левой рукой. Некоторые старшие южнокорейцы считают зрительный контакт грубым, но это не норма. При обращении к профессионалам южнокорейского бизнеса рекомендуется установить прямой зрительный контакт, чтобы проявить честность и заинтересованность.

Мужчина, приветствующий южнокорейскую деловую женщину, должен подождать, пока она начнет рукопожатие, поскольку некоторые женщины предпочитают вместо этого поклониться. Никогда не нужно указывать пальцем на кого-либо [7].

Язык тела - важный способ проявить уважение к кому-то старше в Южной Корее. Держа ноги прямо, а верхняя часть тела в небольшом наклоне означает уважение. Легкий поклон также используется при выражении извинения (например, если вы наступаете на чью-то ногу). Вы также должны глубоко поклониться, когда прощаетесь и сказать Annyeong-hee-gaseyo.

Чихать и сморкаться на публике считается грубым, а иногда и смешным. Если щекочет нос, постарайтесь успокоить его. Если чихаете перед кем-то, обязательно извинитесь.

При подаче или получении чего-либо (включая визитные карточки) нужно использовать обе руки, так как это считается вежливостью.

Деловые застолья

Знание о здоровом образе жизни вытеснило пьянство игрой в гольф и другими занятиями, но еда и питье остаются важными составляющими построения отношений, особенно среди людей старше 50 лет - и выпивка серьезна, а не случайна [8]. Хотя на обед не принято пить, часто пиво или вино подаются в соответствии с «западными» привычками.

В Южной Корее один из самых высоких показателей потребления алкоголя в мире, и ожидается, что мужчины будут участвовать в культуре потребления алкоголя в стране. Серьезное питье делается ночью и часто является затяжным делом, демонстрирующим доблесть и выносливость. Часто ключевая коммерческая информация раскрывается в самом конце питьевого сеанса, поэтому нужно быть достаточно внимательным, чтобы поймать сообщение. Однако, отношения между потребителями и ресторанами все еще важны, специфика сделок и контрактов все чаще подписывается в обычном деловом стиле и ситуации, знакомой западным фирмам.

Необходимо избегать опустошения своего стакан. Если вы не хотите пить, выразит это логичным путем, например, по медицинским или религиозным соображениям.

Еда является важным компонентом построения отношений и «сближения» в Корее. Редко, когда встреча, которая заканчивается обедом, не приводит к приглашению «хозяина», и хозяин обычно платит за еду - разделение стоимости еды (в деловой обстановке) неслыханно на юге Корея. Семинары и мастер-классы всегда включают в себя трапезу, обычно проводимую спонсором мероприятия.

Есть несколько правил, которые нужно соблюдать, обедая. Большинство из них являются основными хорошими манерами за столом, но есть некоторые, которые являются специфическими для Южной Кореи. Например, вы не должны держать рис

Казанский вестник молодых ученых

или суп в руке во время еды. Ложки и палочки для еды не должны быть опущены на какую-либо миску или блюдо, и вы не должны держать их вместе в одной руке[9]. Когда пожилой человек встает, вы также должны встать. Молодые люди не должны забирать свою посуду раньше, чем пожилые люди.

Заключение

Еще в 60-70-е годы прошлого века Республика Корея была отсталой и нищей азиатской окраиной с преимущественно аграрной экономикой. Сегодня эта страна входит в двадцатку самых развитых экономик мира и является четвертой экономикой в Азии с индустриальной составляющей на основе высоких технологий.

Согласно рейтингу Bloomberg 's Global Innovation Index, Республика Корея (сегодня страну неофициально принято называть Южной Кореей) стоит на первом месте в мире в таких категориях, как «Исследования и разработки», «Образование» и «Патенты». Трудно представить, но Южная Корея — крупнейший в мире судопроизво-дитель, владеющий 45% долей мирового рынка.

Макроэкономический рост страны обусловлен в значительной степени тем, что правительство на протяжении уже многих десятилетий сосредоточено на приоритетном развитии национального бизнеса, товарного и технологического экспорта, а также на привлечении инвестиций в страну. Что отличает эту страну, так это невероятная работоспособность: несмотря на то, что официально нормированная рабочая неделя среднего южнокорейца составляет 40 часов в неделю, на практике они работают до 10-12 часов в сутки.

Южная Корея - маленькая страна с ограниченным запасом полезных ископаемых и природных ресурсов. Именно поэтому приоритетным, жизненно важным для нее является расширение экономического пространства за счет внешних рынков. Основными внешнеэкономическими потребителями товаров из Южной Кореи являются США, ЕС и Китай. Россия в списке внешнеэкономических партнеров стоит на 12-м месте.

Таким образом, иностранцам, решившим открывать бизнес в Корее следует принять во внимание все вышеописанные культурные особенности корейцев для успешного осуществления своего предпринимательского дела. И при этом следует помнить, что корейский рынок - очень хорошая платформа для развития своего бизнеса.

Литература

1. Левицкая Е. И. Экономика Южной Кореи на перепутье: вызовы и шансы // Проблемы Дальнего Востока. No 6. 2015. C. 54-63.

2. Рязанова А.Н. Научно-техническое развитие и инновационная политика Республики Корея в 1960-2010-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2012.

3. Самойлова В.О. Культура Южной Кореи в условиях ведения бизнеса с иностранцами. М.: ИДВ РАН, 2014. С. 139-152.

4. Суслина, С.С., Самсонова, В.Г. Экономика Республики Корея: новые перспективы и вызовы // Проблемы Дальнего Востока. 2013. No 3. С. 66-78 (70).

5. Великая Е.Г., Папян А.Г. Современная экономическая конъюнктура и её влияние на развитие предпринимательской структуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. No 3 (12). С. 17-20.

6. KOSIS 100tae jiphyo [Электронный ресурс]. - URL: http://kosis.kr/nsportalStats/nsportalStats_ 0102Body. jsp?menuId=2&NUM=79

7. Cha Doo-won. Building a Creative Economy. The Creative Economy of the Park Geun-hye Administration. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.keia.org/sites/ default/

les/publications/kei_koreaseconomy_cha.pdf

8. President Park Geunhye, 2015 nyondo, yesanan si- jong younsol [Электронный ресурс]. - URL: http://blog. president.go.kr/?p=31626

9. Трехлетний план инновационного развития, на- правленный на активизацию экономики. (Kyongjae hw- alsonghwaryl wihan kyongjae hyoksin 3genyon kyehwek) [Электронный ресурс]. - URL: http://blog.president. go.kr/?p=32328

BUSINESS ETIQUETTE OF SOUTH KOREA V. Pavlova

Kazan Federal University, Kazan, Russian Federation

Abstract. In a highly competitive business environment, it is more important than ever to understand the business culture of the target markets. Understanding the business culture will help understand, anticipate and respond to the unforeseen behavior of the business market.

The South Korean market is one of the favorite one among foreign investors. The country's thriving economy, market liberalization, and the widespread use of English in business make it an attractive choice for Western investors, but there are some cultural differences and issues they should be aware of. The main idea of the article is finding out features of Korean culture in running business.

Keywords: South Korean business industry, innovative development in the Republic of Korea, features of the Korean mentality in entrepreneurship.

Сведения об авторе Author of the publication

Павлова Валерия Сергеевна, студент, Казанский Valeriia Pavlova, student, Kazan Federal University,

(Приволжский) федеральный университет, г. Ка- Kazan, Russia. E-mail: [email protected] зань, Россия. E-mail: [email protected]

Дата поступления 29.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.