Научная статья на тему 'Бизнес-анализ создания тепличного комплекса'

Бизнес-анализ создания тепличного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
клубника / зеленые культуры / импортозамещение / тепличное производство / инновационные технологии / цена / себестоимость / прибыль / рентабельность / точка безубыточности / срок окупаемости проекта.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русский В.Г., Бритик Э.В., Иус М.С., Шулдяков А.В.

Актуальность и практическая значимость исследования вызвана тем, что в последние годы на российском рынке появилось множество сельскохозяйственных организаций, имеющих возможность выращивания зеленых культур и свежих ягод клубники круглый год. Однако объём представленной продукции, произведенной отечественными производителями, не удовлетворяет потребительского спроса. Причиной можно считать преобладание производства открытого грунта и невозможность выращивания аграриями этих культур в осенне-зимний период. При этом, выбор производителей оказывается ограниченным, а цены на клубнику и зеленые культуры довольно высокими и не соответствующими качеству предлагаемой продукции. Существенное влияние на производство также оказывает последствие пандемии, усугубляющее кризисные явления. В результате чего уменьшился объём импортных поставок, что привело к значительному сокращению объёма поступления продукции из других стран. Вместе с тем, тенденция перехода к здоровому образу жизни и правильному питанию с уверенностью позволяет сказать о том, что потенциальный спрос на клубнику и зеленые культуры высок и отечественные товаропроизводители смогут найти своего потребителя. Целью исследования является бизнес-анализ создания тепличного комплекса по производству данных видов продукции. Авторами статьи предлагается проект по созданию тепличного комплекса «с нуля» и его маркетинговая поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-анализ создания тепличного комплекса»

gs4 инновации ^d

D0l:10.24412/2076-1503-2021-7-214-222 РУССКИЙ В.Г.,

NIION: 2018-0076-7/21-035 ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева,

MOSURED: 77/27-023-2021 -07-234 e-mail: ruvg99@gmail.com

БРИТИК Э.В.,

ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, e-mail: britik.elvira@mail.ru

ИУС М.С.,

г. Москва, Россия, e-mail: ius@rgau-msha.ru

ШУЛДЯКОВ А.В.,

г. Москва, Россия, e-mail: suldjkow@gmail.com

БИЗНЕС-АНАЛИЗ СОЗДАНИЯ ТЕПЛИЧНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Актуальность и практическая значимость исследования вызвана тем, что в последние годы на российском рынке появилось множество сельскохозяйственных организаций, имеющих возможность выращивания зеленых культур и свежих ягод клубники круглый год. Однако объём представленной продукции, произведенной отечественными производителями, не удовлетворяет потребительского спроса. Причиной можно считать преобладание производства открытого грунта и невозможность выращивания аграриями этих культур в осенне-зимний период. При этом, выбор производителей оказывается ограниченным, а цены на клубнику и зеленые культуры довольно высокими и не соответствующими качеству предлагаемой продукции. Существенное влияние на производство также оказывает последствие пандемии, усугубляющее кризисные явления. В результате чего уменьшился объём импортных поставок, что привело к значительному сокращению объёма поступления продукции из других стран. Вместе с тем, тенденция перехода к здоровому образу жизни и правильному питанию с уверенностью позволяет сказать о том, что потенциальный спрос на клубнику и зеленые культуры высок и отечественные товаропроизводители смогут найти своего потребителя. Целью исследования является бизнес-анализ создания тепличного комплекса по производству данных видов продукции. Авторами статьи предлагается проект по созданию тепличного комплекса «с нуля» и его маркетинговая поддержка.

Ключевые слова: клубника, зеленые культуры, импортозамещение, тепличное производство, инновационные технологии, цена, себестоимость, прибыль, рентабельность, точка безубыточности, срок окупаемости проекта.

RUSSKIY V.G.,

Russian State Agrarian University -Timiryazev of Moscow Agricultural Academy

BRITIK E.V.,

Russian State Agrarian University -Timiryazev of Moscow Agricultural Academy

IUS M.S.,

Moscow, Russia

SHULDYAKOV А.У.,

Moscow,Russia

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

BUSINESS ANALYSIS OF THE CREATION OF A GREENHOUSE

COMPLEX

Annotation. The relevance and practical significance of the study is due to the fact that in recent years many agricultural organizations have appeared on the Russian market that have the opportunity to grow green crops and fresh strawberries all year round. However, the volume of products presented by domestic producers does not meet consumer demand. The reason can be considered the predominance of open ground production and the impossibility of growing these crops by farmers in the autumn-winter period. At the same time, the choice of producers turns out to be limited, and the prices for strawberries and green crops are quite high and do not correspond to the quality of the products offered. The consequences of the pandemic, aggravating the crisis phenomena, also have a significant impact on production. As a result, the volume of imports decreased, which led to a significant reduction in the volume of receipts of products from other countries. At the same time, the trend towards a healthy lifestyle and proper nutrition makes it possible to say with confidence that the potential demand for strawberries and green crops is high and domestic producers will be able to find their consumers. The aim of the study is a business analysis of the creation of a greenhouse complex for the production of these types of products. The authors of the article propose a project to create a greenhouse complex "from scratch" and its marketing support.

Key words: strawberries, green crops, import substitution, greenhouse production, innovative technologies, price, cost, profit, profitability, break-even point, payback period of the project.

Введение. Бизнес-анализ создания нового продукта включает в себя определение конкретных свойств продукта и параметров маркетинговой стратегии его коммерческой реализации, а также составление необходимых финансовых прогнозов. Кроме того, устанавливается, можно ли его продавать через уже существующие каналы или же для его реализации потребуются новые торговые точки. Приняв решение относительно концепции товара и маркетинговой стратегии, менеджмент компании приступает к оценке деловой привлекательности предложения [8].

Как известно, возделывание клубники в России носит сезонный характер, так же, как и спрос на данный продукт. Это связано с тем, что выращивание ягоды осуществляется преимущественно в открытом грунте, соответственно, свежая клубника представлена в продаже традиционно в летнее время. В оставшиеся периоды приходится довольствоваться либо импортной дорогой ягодой, либо замороженной. При этом следует отметить, что около 80% клубники выращивается в личных подсобных хозяйствах населения, а остальная часть в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах. Проведенные исследования показали, что на потребительском рынке свежих ягод и зеленых культур Москвы и Подмосковья существует неудовлетворенный спрос порядка 12 тыс. т клубники в год [4]. При этом совокупный спрос российского рынка свежей клубники оценивается 230-250 тыс. т в год, включающий как импортные поставки, так и отечественное производство ягод, выращенных в сельхозпредприятиях и в личных подсобных хозяйствах населения.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

Согласно данным, приведенным ФГБУ Центра Аналитики Минсельхоза России за прошедший год, по отношению к аналогичной дате 2019 г., средние оптовые цены на клубнику в России выросли на 63/5% [9]. Причина этого кроется в чрезмерном спросе, при этом высокие цены позволяют уменьшить число реальных покупателей. До введения санкций основным поставщиком свежей клубники в Россию была Греция (до 40%); а также Польша, Италия, Турция [2]. В 2019 г. главными импортерами клубники являлись Турция и Сербия.

Таким образом, объемы импорта клубники превышают объемы отечественного производства этой ягоды в России. Однако восполнение дефицита отечественных ягод импортными не устраивает потребителей в связи с тем, что цены на зарубежную клубнику высокие, а вкусовые качества оставляют желать лучшего.

Среди основных производителей данной культуры можно выделить следующие предприятия: агрокомплекс ООО «Русская ягода»; ЗАО «Совхоз имени Ленина»; агропромышленный комплекс ООО АПХ «Экокультура». Анализ маркетинговой деятельности перечисленных сельскохозяйственных организаций позволил сделать следующие выводы:

1. Агрокомплекс ООО «Русская ягода» находится в Луховицком районе Подмосковья. Площадь, выделенная под посадку клубники, занимает 23 га. Хозяйство специализируется также на выращивании нескольких видов ягод, таких как клубника, малина, ежевика, голубика, смородина и крыжовник. К сильным сторонам конкурента следует отнести плодородные земли для возделывания сельскохозяйственных культур и то, что

хозяйственная деятельность осуществляется в экологически чистом районе Подмосковья. При этом используются инновационные технологии, обеспечивающие получение стабильного урожая. К слабым - только открытый грунт, низкий объём производства.

2. ЗАО «Совхоз имени Ленина» специализируется на выращивании клубники (на площади 93 га) и является крупнейшим производителем ягоды в России. Данное предприятие ведет производство только на открытом грунте. Сбор клубники за сезон составляет в среднем 600 т. При этом любой желающий может стать сборщиком ягод, а оплата работы производится ягодами клубники. К сильным сторонам следует отнести широкую известность хозяйства, высокоэффективное производство, программы по личному сбору ягод. К слабым - только открытый грунт.

3. Агропромышленный комплекс ООО АПХ «Экокультура», в котором на сегодняшний день не выращивают клубнику. Но здесь планируется строительство комплекса по выращиванию крупноплодной садовой земляники к 2022 г., общей площадью 30 га. Данный комплекс будет тепличным, и при выходе на полную мощность предприятие будет производить 1,5 тыс. т ягод в год [5].

К сильным сторонам конкурента следует отнести перспективу развития производства, круглогодичное производство в тепличном комплексе. К слабым - малая известность, цена продукции.

В работе применялись следующие методы исследования: монографический, расчетно-кон-структивный, абстрактно-логический, графический. При этом был реализован комплексный под-

ход для расчета показателей эффективности внедрения инвестиционного проекта, применяется метод сравнения, анализа и синтеза информации. Исследования рынка основаны на детальной оценке существующей емкости рынка, его фирменной структуры, сегментации, динамики нормы прибыли и объема продаж продукции, аналогичной новшеству.

Результаты исследования. Авторами статьи предлагается бизнес-анализ создания тепличного комплекса по выращиванию клубники и зеленых культур.

С целью более качественного удовлетворения покупательских предпочтений необходимо, чтобы были соблюдены следующие условия: во-первых, доступная цена, во-вторых, высокое качество ягод, в-третьих, возможность приобретения продукции через онлайн и офлайн каналы, а так же использование массмедиа для популяризации круглогодичного и регулярного потребления свежих ягод.

Первым шагом построения бизнеса является выбор земельного участка для создания тепличного комплекса. Среди выставленных на продажу земель сельскохозяйственного назначения был выбран участок площадью 2,39 га, расположенный на удалении 55 км от МКАД по Дмитровскому шоссе. Данный участок, предлагаемый местной администрацией, предназначен исключительно для сельскохозяйственного пользования. Стоимость покупки составляет 2,151 млн руб. Ниже представлен расчёт стоимости строительства тепличного комплекса и наладки необходимого оборудования (табл. 1).

Таблица 1

Слагаемые стоимости одной теплицы

№ п/п Статья затрат Итого, тыс. руб.

Каркас теплицы 4059.31

Строительно-монтажные и пуско-наладочные работы 12 406.25

Фундаментные столбики 249.18

Система опорных лотков 1719.44

Ограждение конструкций теплицы 1416.51

Система досвечивания и дежурного освещения 4947.37

Система ливневой канализации 312.36

Система капельного полива 1796.96

Система отопления 4904.43

Система автоматического управления микроклиматом 1866.82

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

Итоговая стоимость 1 теплицы составит 33.68 млн руб. Площадь теплицы равняется 576 м2, полезная площадь составляет 560 м2. Для реализации проекта необходимо построить 18 теплиц. В этом случае итоговая сумма инвестиций составит 606.22 млн. руб.

Следовательно, из 18 построенных теплиц 12 будет использовано для выращивания клубники, 4 - для рукколы, 1 - для базилика и 1 - для кресс-салата.

Рассмотрим основные технологические этапы производства клубники и зеленых культур. Нами была выбрана технология выращивания клубники с помощью капельного полива, поскольку гидропонная система не является подходящей для данной культуры (возникает множество проблем и болезней, включая корневые гнили). Основными элементами данной технологии являются:

1. Посадка саженцев в специальные маты -плодоношение начнется через 30-35 дней после посадки.

2. Уход за посадками - подача питательного раствора, обработка бактериальными препаратами при возникновении болезней.

3. Замена кустов - замену производят через год после посадки, т.к. из-за постоянного плодоношения куст теряет свою продуктивность.

Наиболее важным шагом построения тепличного комплекса является распределение площадей под производство возделываемых культур. Расчетная доступная площадь при этом составляет 10 080 м2 (рис. 1).

При выращивании зеленых культур необходимо соблюдение следующих технологических приемов:

1. Посадка семян и время до полного созревания культуры: руккола - 20-25 суток, кресс-салат - 16-20 суток, базилик - 35-50 суток.

2. Уход за посадками: растения выращиваются методом подтопления, семена кресс-салата высеиваются на кокосовый субстрат, руккола и базилик - в кокосовые диски.

3. Замена кустов: после созревания растения кресс-салата удаляются вместе с ковриком, руккола и базилик - вместе со стаканчиком и заменяются на новые.

4. Предполагается 10 оборотов зелени в год. На обслуживание тепличного комплекса

согласно штатному расписанию предусмотрены 33 единицы основного производственного и обслуживающего персонала с фондом оплаты труда 26 371.44 тыс. руб.

Проведенный нами анализ маркетинговой среды по созданию тепличного комплекса для выращивания клубники и зеленых культур позволил оценить слабые и сильные стороны проекта, возможности и угрозы (табл. 2).

Кресс-салат

Клубника "Руккола "Базилик "Кресс-салат

Рис. 1. Размер площади под выращиваемые культуры, м2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

Таблица 2

SWOT- анализ создания тепличного комплекса по выращиванию клубники и зеленых культур

Сильные стороны □ Относительно стабильный спрос на свежую клубнику и зеленые культуры со стороны населения; □ большой выбор каналов реализации продукции; □ высокий адаптационный потенциал производства к изменяющимся внутренним и внешним условиям; □ индивидуальный подход к запросам клиентов по ассортименту и объему поставок; □ выгодное географическое положение производства продукции; □ развитый потребительский рынок; □ эффективное использование территориальных ресурсов (земли, недвижимости) Слабые стороны □ Конкуренция со стороны импортных поставщиков; □ большое количество продукции, производимой на приусадебных участках и фермерских хозяйствах с открытым грунтом в летнее время; □ недостаток собственных оборотных средств; □ необходимость устройства дополнительных систем для охлаждения теплиц в жаркое время и отопления в холодное; □ инфраструктурные ограничения конкуренции; □ высокая стоимость проекта; □ отсутствие сформированного положительного имиджа.

Возможности □ Расширение бизнеса за счет увеличения площади тепличного комплекса; □ возможность создания сопутствующих видов бизнеса по переработке продукции (консервация, изготовление джемов, соков, заморозка и т.д.) □ повышение конкурентоспособности продукции на основе развития высоких технологий и инноваций, эффективного брендинга; □ получение государственной (в т.ч. федеральной и региональной) поддержки для реализации крупного инфраструктурного проекта; □ уход с рынка конкурирующих компаний; □ расширение рынков сбыта; □ появление новых партнеров; □ увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Угрозы □ Потеря части и даже всего урожая из-за нарушения агротехнологии; □ слабое агрономическое образование и нехватка нужных специалистов; □ усиление конкуренции; □ рост темпов инфляции; □ рост налогов в отрасли; □ рост цен на энергоносители; □ перенасыщенность рынка; □ неправильный выбор маркетинговой стратегии; □ болезни растений; □ поломки оборудования; □ повышение цен на семена, саженцы и удобрения; □ снижение покупательной способности коммерческого сектора и снижение спроса на продукцию со стороны продуктового ритейла, магазинов, рынков.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

Согласно полученным данным можно сделать вывод, что проект имеет как сильные стороны и потенциальные возможности, позволяющие предприятию выполнять намеченные показатели, так и большое количество рисков, присутствующих в данной сфере агробизнеса. Несмотря на тот факт, что выращивание и продажа ягод и зеленых культур на российском потребительском рынке сельхозпродукции относится к высокорентабельным типам бизнеса, существуют риски, которые могут привести к серьезным убыткам. К основным из них следует отнести: потерю части и даже всего урожая из-за нарушения агротехноло-гии; конкуренция с импортной продукцией; риски потери рентабельности из-за роста цен на энергоносители; ужесточение налогового и лицензионного законодательства; выход на рынок новых сильных игроков; снижение уровня спроса как результат перенасыщенности рынка; риски согласований на получение кредита в банке; снижение

Как свидетельствуют расчеты, текущая годовая выручка тепличного комплекса по итогам года превысит 851 млн руб. Затраты при этом составят 547.3 млн руб. Ежегодная прибыль до налогообложения будет равняться 304.1 млн руб., а чистая прибыль (с учетом единого сельскохозяй-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

качества продукции как результат недостаточного опыта персонала; поломки оборудования; болезни растений, связанные с изменением микроклимата в теплице и повышение цен на семена и удобрения.

Управление данным проектом требует оптимальной схемы его финансирования. Основным источником финансирования проекта был выбран кредит в Россельхозбанке на сумму 746 млн руб. сроком на 2 года. Согласно указу Министерства сельского хозяйства РФ, реализуемого в рамках Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 г. № 1528, льготная ставка финансирования устанавливается в размере 5% годовых. При этом залогом получения денежных средств для банка будет приобретаемое технологическое оборудование тепличного комплекса и земельный участок. Инвестиционные затраты и текущие затраты на производство продукции представлены в табл. 3.

ственного налога в размере 6%) - 285.9 млн руб. Рентабельность производства при этом составит 52.2%. Урожайность выращиваемых культур и получаемая годовая выручка представлены в (табл. 4).

Таблица 3

Инвестиционные затраты и текущие затраты на производство продукции

Период Статья расходов Сумма затрат, тыс. руб.

Только на 1 год Покупка участка 2151.27

Строительство тепличного комплекса 606 215.43

Итого за 1 год 608 366.70

За каждый год Субстраты + кассеты для гидропоники 22 662.90

Семенной материал 1308.31

Удобрения 1172.80

Досвечивание 36 000.00

Отопление 3150.00

Вода 1728.00

Фонд заработной платы с начислениями 26 371.44

Маркетинг 410.00

Амортизация 40 414.36

Прочие издержки 4000.00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выплаты по кредиту 410 072.26

Итого за каждый год 547 290.10

Таблица 4

Урожайность культур и выручка за год

Культура Урожайность, кг/м2 Кол-во урожаев/ оборотов Площадь, м2 Валовый сбор, т Цена, руб./кг Выручка, млн руб.

Клубника 39.3 5 6720 1320.0 600 792.00

Кресс-салат 2.0 10 396 7.92 1100 8.71

Руккола 1.5 10 1584 23.76 1800 42.77

Базилик 1.0 10 396 3.96 2000 7.92

Итого - - - - - 851.40

Окупаемость проекта рассчитывается, исходя из инвестиционных затрат по строительству тепличного комплекса, отнесённых к чистой прибыли [10; 11]. В данном случае это отношение 608.4 млн руб. к 285.9 млн руб. Экономическая эффективность данного проекта очевидна, он окупится за 2.13 года или 26 месяцев.

Один из наиболее простых методов расчета экономической эффективности проекта - анализ

Расчеты свидетельствуют, что объем производства, при котором значение общей выручки равно общим издержкам, соответствует 187.7 т продукции на сумму 117.88 млн руб. При данном объеме продукции прибыль равняется нулю, но

точки безубыточности, с помощью которого руководство предприятия, зная примерную стоимость разработок и структуру затрат на производство продукта, определяет, сколько единиц товара необходимо продать, чтобы окупить все расходы.

На рис. 2 представлено графическое изображение точки безубыточности проекта.

каждая последующая тонна продажи будет приносить тепличному комплексу положительный результат.

Проведенный нами опрос целевой аудитории показал, что основными потребителями про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

250

200

100

Объем пронэвоичвод стаа, тонны Постоянные издержки Общие издержки Выручка Прибыль

Рис. 2. График точки безубыточности проекта по созданию тепличного комплекса по выращиванию клубники и зеленых культур.

дукции будут молодые люди, семьи с детьми, ведущие здоровый образ жизни. Возраст родителей - от 24 до 45 лет, детей - 5-10 лет. Средний доход на семью должен составлять порядка 60 000 руб., что является достаточным для приобретения предлагаемого товара по среднерыночной цене. Создание собственного бренда позволит повысить узнаваемость производимой продукции. Существуют следующие возможные причины переключения на создаваемый бренд: размер, вкус и качество ягод особых сладких сортов, высокое качество производимой продукции, возможность использования экологичной упаковки, привлечение детей и родителей яркой рекламой. При этом существуют определённые возможные причины отказа от приобретения продукции, например, появление аллергии на клубнику, а также высокая цена. На продвижение своей продукции в проекте предусмотрены затраты 410 тыс. руб. При этом использовалась методика «сравнения с конкурентами».

Так же были предложены варианты сбыта продукции. Это и интернет-магазины, и реализация продукции через известные торговые сети, например, «Перекрёсток», «Азбука Вкуса», «Утконос» и «Глобус Гурмэ». Продукция наилучшего качества может поставляться в сеть магазинов «Азбука Вкуса». Для сбыта зелени представляется возможным заключать договора с ресторанами здорового питания (Avocado Point, Prime, Рецептор), которые поставляют готовую еду с помощью сервисов «Яндекс. Еда» и «Delivery Club», стремительно набирающие популярность в условиях пандемии.

Заключение. Бизнес-анализ создания тепличного комплекса для выращивания клубники и зелени показал экономическую целесообразность и окупаемость проекта. Круглогодовое выращивание ягод и зеленых культур (рукколы, базилика и кресс-салата) на основе применения передовых инновационных технологий является успешным рентабельным производством, а применение современных маркетинговых инструментов продвижения позволят предприятию информировать потенциального потребителя о новинках, расширять рынки сбыта и ассортимент производимой продукции.

Список литературы:

[1] Анализ рынка сельскохозяйственных товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroxxi.ru/analiz-rynka-selskohozjaistvennyh-tovarov/zelen-kitaiskogo-proizvodstva-prinosit-v-rossii-milliony.html

[2] Анализ импорта клубники в Россию в 2001-2019 гг. [Электронный ресурс]. - Режим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

доступа: https://ab-centre.ru/news/analiz-importa-klubniki-v-rossiyu-v-2001-2019-gg

[3] Голландская технология выращивания клубники [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://diz-cafe.com/sad-ogorod/vyirashhivanie-klubniki-po-gollandskoy-tehnologii.html

[4] «Зеленая ниша российского овощеводства» // Газета «Защита растений» № 01/2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.agroxxi.ru/gazeta-zasch ita-raste nii/num456. html

[5] Комплекс по выращиванию ягод планируют построить в Воскресенске [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riamo.ru/ article/486689/kompleks-po-vyraschivaniyu-yagod-planiruyut-postroit-v-voskresenske.xl

[6] Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71385784/#:~:text=12%20%D1 %81 %D0%B5% D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1 %8F%202016

[7] Промышленная круглогодичная теплица [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https:// agroteplitsa.ru/teplitsi/promyshlennaya-kruglogodichnaya-teplica-576/?gclid=Cj0KCQjw3du CBhCAARIsAJeFyPWoH9yHEIwU05T00vdC4qwF KTRxsbJ1sVdQ84YtRPukdGHnKbjV8y0aAv7CE ALw_wcB

[8] Бритик, Э.В. Управление разработкой и реализацией нового продукта: учеб. / Э.В. Бритик, Н.Г. Володина и др. / под ред. Н.Г. Володиной. - М: Изд-во РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2012. -210 с.

[9] ФГБУ «Центр Аналитики» Минсельхоз России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://specagro.ru/sites/default/files/2020-05/ daydzhest_plodyovoschi-05.05-18.05.2020g_0.pdf

[10] Проектирование создания молокопере-рабатывающего завода [Текст] / В.Г. Русский, М.С. Иус // Экономика сельского хозяйства России. -2019. - № 3. - С. 59 - 62.

[11] Управление проектом создания модульной сыроварни [Текст] / В.Г. Русский, Г.З. Ибиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2021. -№ 3. - С. 43 - 49.

Spisok literatury:

[1] Analiz rynka sel'skokhozyaystvennykh tovarov. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.agroxxi.ru/analiz-rynka-selskohozjaist-vennyh-tovarov/zelen-kitaiskogo-proizvodstva-pri-nosit-v-rossii-milliony.html

[2] Analiz importa klubniki v Rossiyu v 20012019 gg. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ab-centre.ru/news/analiz-importa-klubniki-v-rossiyu-v-2001 -2019-gg

[3] Gollandskaya tekhnologiya vyrashchivaniya klubniki. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://diz-cafe.com/sad-ogorod/vyirashhivanie-klub-niki-po-gollandskoy-tehnologii.html

[4] «Zelenaya nisha rossiyskogo ovoshchevod-stva» / Gazeta «Zashchita rasteniy» № 01/2020 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. agroxxi.ru/gazeta-zaschita-rastenii/num456.html

[5] Kompleks po vyrashchivaniyu yagod plan-iruyut postroit' v Voskresenske [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://riamo.ru/article/486689/ kompleks-po-vyraschivaniyu-yagod-plan-iruyut-postroit-v-voskresenske.xl

[6] Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 avgusta 2016 g. № 614 «Ob utverzhdenii Rekomendatsiy po ratsional'nym normam potre-bleniya pishchevykh produktov, otvechayushchikh sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/#:~:-text=12%20%D1%81%D0%B5%D0%B-

D%D1 %82%D1%8F%D0%B1%D1 %80%D1%8F% 202016

[7] Promyshlennaya kruglogodichnaya teplitsa. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:https:// agroteplitsa.ru/teplitsi/promyshlennaya-kruglogod-ichnaya-teplica-576/?gclid=Cj0KCQjw3duCBh-CAARIsAJeFyPWoH9yHEIwU05T00vdC4qwFK-TRxsbJ1 sVdQ84YtRPukdGHnKbjV8y-0aAv7CEALw_wcB

[8] Britik, E.V. Upravleniye razrabotkoy i reali-zatsiyey novogo produkta. Uchebnik / E.V. Britik, N.G. Volodina, S.V. Zolotarev i dr. Pod red. N.G. Volodinoy. - M: Izdatel'stvo RGAU - MSKHA imeni K.A. Timiryazeva, 2012. - 210 s.

[9] FGBU «Tsentr Analitiki» Minsel'khoz Rossii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https:// specagro.ru/sites/default/files/2020-05/daydzhest_ plodyovoschi-05.05-18.05.2020g_0.pdf

[10] Proyektirovaniye sozdaniya molokoperera-batyvayushchego zavoda [Teks] / V.G. Russkiy, M.S. lus // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. -2019. - № 3. - S. 59 - 62.

[11] Upravleniye proyektom sozdaniya modul'noy syrovarni [Teks] / V.G. Russkiy, G.Z. Ibiyev // Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii. - 2021. -№ 3. - S. 43 - 49.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.