ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338. 439. 02(470) doi.org/10.24411/2413-5518-2020-10707
Бизнес-анализ особенностей налогообложения прибыли перерабатывающих организаций АПК.
Часть 2. Направления оптимизации
Р.В. НУЖДИН1, канд. экон. наук, доцент кафедры теории экономики и учётной политики (e-mail: [email protected]) Г.В. БЕЛЯЕВА1, д-р экон. наук, проф. кафедры теории экономики и учётной политики (e-mail: [email protected]) Л.В. БРЯНЦЕВА2, д-р экон. наук, проф. кафедры финансов и кредита (e-mail: [email protected])
Е.В. ГОРКОВЕНКО1, канд. экон. наук, доцент кафедры экономической безопасности и финансового мониторинга (e-mail: [email protected])
Н.И. ПОНОМАРЁВА1, канд. экон. наук, доцент кафедры теории экономики и учётной политики ( e-mail: ponomareva220387@yandex)
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»
2ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»
Введение
Экономическая деятельность ор-ганизаций-налогоплательщиков направлена, как известно, на рост стоимости бизнеса, в том числе — получение прибыли, поэтому государство в лице соответствующих служб посредством конкретных регулирующих документов должно обеспечить условия для реализации поставленной цели. С одной стороны, необходимо наполнение бюджетов разных уровней путём извлечения части прибыли орга-низаций-налогоплательщиков, находящихся на общем режиме налогообложения, в виде налога на прибыль. С другой стороны, система налогообложения в России подвергается постоянной трансформации, в том числе введением новых льгот и преференций по налогам или отменой некоторых из них. Поэтому для субъекта хозяйствования становится важным знание и перманентный анализ возможностей оптимизации своих налоговых обязательств на основе целесообразной оптимизации. В полной мере это относится к процессу налогообложения при-
были перерабатывающих организаций, являющегося наиболее проблемным с точки зрения легитимного освоения существующих норм права в ходе реализации бизнес-интересов.
Материалы и методы
исследования
Осуществление процессов оптимизации налогообложения прибыли самым тесным образом сопряжено с получением организа-цией-налогоплательщиком налоговой выгоды. Разъяснение понятия этой категории приводится в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
Рассмотрим некоторые аспекты этого документа более детально.
Как правило, понятие «налоговая выгода» ассоциируется как у организаций-налогоплательщи-ков, так и у налоговых органов с оптимизационными процессами, в ходе которых субъект хозяйствования стремится снизить налогооблагаемую базу и налоговое бремя, в том числе воспользоваться льготами и преференциями по конкретному виду налогов. Могут
возникнуть ситуации, когда организация-налогоплательщик получает налоговую выгоду необоснованными или недостаточно обоснованными способами, что даёт основание налоговым органам усомниться в её правоте.
В качестве доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у организаций-налогоплательщиков Пленумом ВАС РФ на основании ст. 14 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» были сформулированы требования и условия получения налоговой выгоды, которую, по нашему мнению, и необходимо считать главным результатом оптимизации налогообложения субъектом хозяйствования. При этом основной целью налогового менеджмента организаций становится достижение должного уровня налоговой состоятельности.
В пункте 1 вышеуказанного Постановления впервые даётся весьма точное определение налоговой выгоды, в качестве которой понимается уменьшение размера на-
№ 7 • 2020 САХАР 41
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
логовой обязанности вследствие получения налоговых льгот и вычетов, в частности использования пониженной налоговой ставки, получения права на возврат, зачёт или возмещение налога из бюджета. При этом судебная практика относительно разрешения налоговых споров апеллирует к презумпции добросовестности орга-низаций-налогоплательщиков, в качестве которой понимаются экономически оправданные действия, достоверность, полнота и непротиворечивость налоговых деклараций и бухгалтерской отчётности.
В пунктах 3 и 4 Постановления прописаны также случаи, когда налоговая выгода считается необоснованной:
— если для целей налогообложения учтены операции, которые не соответствуют их действительному экономическому смыслу или не обусловлены целями делового характера;
— если выгода получена вне связи с осуществлением реальной бизнес-деятельности.
Особый интерес, по нашему мнению, представляют собой условия, характеризующие связи между налоговой выгодой организации-налогоплательщика и деловой целью, перечисленные в п. 9, 10 Постановления. Иначе говоря, обоснованность получения налоговой выгоды может быть не признана, если:
— налоговая выгода рассматривается как самостоятельная деловая цель;
— главной целью организации-налогоплательщика являлось получение дохода за счёт налоговой выгоды — исключительно или в большей степени;
— организация-налогоплательщик действовала без должной осмотрительности и осторожности;
— организация-налогоплательщик совершала операции, связанные с налоговой выгодой, в боль-
шей степени с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.
Таким образом, становится ясно, что оптимизационные процессы, направленные на получение налоговой выгоды, имеют ряд существенных ограничений, и их, безусловно, необходимо учитывать. Своеобразным «ограничителем» стремлений организаций-налого-плательщиков получить налоговую выгоду являются принципиальные установки, которые нужно соблюдать и которые в определённой степени, хотя и в другом контексте, были изложены в выше рассмотренном документе. Поясним, каким образом характеризуются эти виды и особенности данных принципов, опираясь на мнения отечественных авторов.
Российскими специалистами в области налогового менеджмента описанию и значимости его принципов, в том числе распространяемых на оптимизационные процессы, уделяется особое внимание. На наш взгляд, наиболее полно базовые принципы оптимизации налогообложения изложены А.П. Гарновым [2]:
— комплексный характер разработки управленческих решений относительно налогообложения;
— многовариантность способов в ходе разработки решений по управлению налоговыми потоками;
— ориентированность на стратегические цели развития организации-налогоплательщика.
Как правило, выделяется несколько подходов к оценке видовой принадлежности принципов оптимизационной налоговой политики:
— экономический предполагает: справедливость, соразмерность, учёт интересов налогоплательщика, эффективность;
— юридический предусматривает: законность, отрицание обратной силы действия налогового
органа, приоритетность налогового законодательства над иным, согласованность интересов федерального, регионального, местного уровней управления и налогоплательщиков;
— организационный ограничивается: стабильностью, направленностью на гармонизацию в соответствии с международными стандартами, балансом используемых льгот и преференций, простотой и удобством льготирования, открытостью, определённостью.
Очевидно, что игнорирование, например, принципа эффективности, может снизить налоговую состоятельность организации.
И.А. Коростелкиной принцип эффективности определён как совокупность мероприятий по формированию эффективной системы налогообложения. Автором выделено их несколько, среди которых, как мы считаем, главными можно признать независимость системы налогообложения от принимаемых управленческих решений и её непротиворечивость [7].
Также следует, по нашему мнению, в процессе оптимизации налогообложения обеспечить приемлемый уровень издержек по внедрению соответствующих мероприятий относительно конкретного налога. Недоучёт этого принципа может разбалансировать всю организационную налоговую систему и существенно повлиять на уровень налоговой состоятельности.
В ходе проведения оптимизационных налоговых мероприятий в организациях необходимо следовать принципу отсутствия дублирования: приемлемому размеру налогового бремени и налоговой нагрузки (относительно сопти-мизированной налоговой системы); дифференциации налоговых льгот; удобства своевременности использования, времени взимания налогов, льгот и разумного их сочетания.
42 САХАР № 7 • 2020
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
В связи с этим считаем вполне уместным утверждение И.В. Оро-бинской о принципиальной роли предела налогообложения в стимулировании бизнес-деятельности, когда он (предел) зависит от совокупного фискального бремени и платёжеспособности самих хозяйствующих субъектов [11, 5].
В то же время мы считаем возможным отнести к организационным принципам и другие, например принцип должной осмотрительности, который предполагает проведение целостной системы мероприятий и наличие квалифицированных специалистов в соответствующей области. Иначе говоря, доказательства того, что налогоплательщик оптимизировал налогообложение без должной осмотрительности, так же значимы, как и реальные факты. Не вызывает сомнения тот факт, что несоблюдение данного принципа может оказать негативное влияние на уровень налоговой состоятельности организации.
Необходимо также, учитывая реалии современной налоговой российской действительности, с юридической точки зрения, опираться на принцип законодательного покоя налоговой нормы, введённый Н.А. Фальшиной [16]. По мнению автора, которое мы разделяем, этот принцип не только должен будет обеспечить организации возможность получения некоторых гарантий на запрет относительно внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство на период действия льгот и преференций, но и, поскольку существует латентная угроза роста налогового бремени, что сказывается на финансировании производства и его объёмах, особое внимание законодателям необходимо будет обратить на сокращение льгот. Последнее особенно важно, поскольку в настоящее время в экономике России имеют место кризисные финансовые явления, вызванные в большей мере внешними факторами, противостоять
которым организациям весьма сложно.
Соблюдение этого принципа самым наилучшим образом, по нашему мнению, может сказаться на налоговой состоятельности организации.
Для того чтобы организации-налогоплательщики могли реализовать имеющиеся оптимизационные возможности, опираясь на рассмотренные принципы и следуя системному логико-дедуктивному методу, они должны чётко представлять себе сущность оптимизации и формулировать задачи, вытекающие из поставленной в ходе этого процесса цели и ориентированные на результат — получение налоговой выгоды.
Рассмотрим, каким образом эти вопросы излагаются компетентными авторами, чьё мнение мы разделяем. В табл. 1 приведена информация, интерпретированная нами, о взглядах, существующих в настоящее время относительно вышеназванных аспектов опти-
Таблица 1. Характеристика особенностей, целей и задач процесса оптимизации налога на прибыль
Автор, источник Особенности Цели, задачи
1 2 3
Дедова О.В., Дворецкая Ю.А. [4] Льготы по налогу на прибыль носят скрытый характер: выражаются в наличии перечня необлагаемых доходов, не связанных прямо с бизнес-деятельностью или носящих социальный характер (субсидии); связаны с видами условий, ограничивающих состав признаваемых расходов; применение пониженных налоговых ставок для зачисления в региональный бюджет; перенос убытков прошлых лет на положительный финансовый результат отчётного периода 1. Уменьшение налоговой нагрузки. 2. Нивелирование ошибок при расчётах по налоговым обязательствам. 3. Разграничение регистров налогового учёта по совпадающим в бухгалтерском и налоговом учёте видам расходов (автоматизированная форма) и несовпадающим (составляется отдельная форма регистра)
Козлюк Н.В. [6] Методы оптимизации налоговых платежей являются одним из критериев эффективности системы налогообложения. Специфика налоговой оптимизации определяется особенностями объекта и субъекта налоговых операций, методов налогообложения, вариантами учётной и договорной политики и др. 1. Минимизация налоговой нагрузки. 2. Учёт особенностей производственной деятельности. 3. Создание системы контроля процесса налогообложения. 4. Мониторинг налоговых льгот
Никонов И.В. [9] Между применением налоговых стимулов и ростом капиталовложений существует положительная связь. Применение льгот — фактор отклонения налоговой нагрузки от нормативного уровня 1. Использование особого порядка принятия к налогообложению расходов, связанных с вложениями в основные средства. 2. Использование возможностей преференциального налогообложения
Татаренко Н.Н. [15] Налоговые льготы имеют большое значение, так как модернизация требует значительных вложений. Налоговое стимулирование является важным фактором при принятии инвестиционных решений и способствует направлению капитала в развитие перспективных видов деятельности 1. Использование налогового кредита (изменение срока исполнения налогового обязательства). 2. Использование ускоренной амортизации основных средств для целей стимулирования инновационной активности
№ 7 • 2020 САХАР 43
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
Продолжение табл. 1
Автор, источник Особенности Цели, задачи
Сёмкина Т.И. [14] Налоговые льготы — это фискальные преимущества, снижающие налоговые обязательства налогоплательщиков и являющиеся выпадающим доходом бюджета. Налоговая льгота должна соответствовать четырём критериям: 1) являться преимуществом; 2) являться объектом отражения; 3) не являться элементом расчёта налога; 4) относиться к определённой категории налогоплательщиков 1. Выделение из общего количества льгот тех, которые относятся к базовой структуре налога и налоговым расходам. 2. Основные требования к базовым налоговым льготам: 1) не нарушать принципы эффективности и нейтральности взимания налога; 2) иметь долговременный характер
Михайлишина Я.А. [8] Налоговое стимулирование оказывает целенаправленное воздействие на экономическое поведение налогоплательщика. Налоговые льготы приводят к экономии на налоговых издержках, улучшающих экономическое положение налогоплательщиков 1. Формирование системы отношений (государство — хозяйствующий субъект), в результате которых создаются условия экономической заинтересованности в осуществлении поощряемой деятельности, согласование государственных и частных интересов. 2. Осуществление системного анализа налогового стимулирования
Белоярская Т.С. [1] На микроэкономическом уровне предприятие стремится к минимизации налогов, на макроэкономическом уровне государство в лице налоговых органов стремится к их максимизации. Уклонение от налогов может быть обусловлено и тем, что налогоплательщик видит в действиях государства факты ущемления своих интересов 1. Выявление оптимальных соотношений между фискальными интересами государства и налоговой нагрузкой на хозяйствующие субъекты. 2. Обеспечение возможностей согласования названных интересов путём повышения прибыльности деятельности законопослушного налогоплательщика
Гереев Р.А. [3] Налоговые льготы — это экономические выгоды, предоставляемые государством определённым налогоплательщикам, и издержки, понесённые государством от предоставления льгот. Существующие налоговые льготы в сельхозпроизводстве не могут обеспечить формирование эффективной деятельности и успешное импортозамещение. Современные кризисные условия требуют активных мер государственной поддержки, а не пассивных бюджетных субсидий, налоговых льгот 1. Применение стресс-тестов для оценки факторов риска возможных последствий изменений в налогообложении. 2. Построение прогнозной модели прибыли в зависимости от сценария развития деятельности. 3. Использование системы вычетов по налогу на прибыль в сумме расходов, направляемых на научные разработки и (или) приобретение инноваций
Хорев А.И., Беляева Г.В., Полозова А.Н., Нуждин Р.В. [17] Оптимизационные налоговые процедуры предполагают использование целесообразных методов и инструментов, дающих возможность учесть интересы налоговых служб и повысить устойчивость деятельности налогоплательщиков. В налоговых взаимоотношениях произошёл отказ от термина «недобросовестность» и его замена терминами «обоснованная и необоснованная» налоговая выгода 1. Обоснование критериев налоговой оптимизации с юридической точки зрения. 2. Выявление явных и неявных резервов налоговой оптимизации. 3. Использование права на инвестиционный налоговый вычет. 4. Оптимизацию налогообложения следует проводить, начиная с учётной политики
Оробинская И.В., Оробинский А.С., Попова Л.С. [10, 11] Композиция налоговых регуляторов связана с учётом совокупности внешних и внутренних факторов, включая предоставление налоговых льгот. Деятельность в агропромышленном комплексе чувствительна не только к уровню налогообложения, но и к комбинации различных видов налогов. С помощью налогов могут стимулироваться или, наоборот, подавляться определённые виды деятельности. Сохранение налоговых льгот обеспечивает конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках 1. В учётной политике для целей налогообложения должны найти отражение все нюансы налогообложения прибыли. 2. Предоставление льготы по переносу убытков на будущее только тем налогоплательщикам, которые осуществляют инновационную деятельность. 3. Осуществление выбора из двух лимитов при определении резерва по сомнительным долгам
Попова Е.М. [12] Налоговые льготы — это отклонения от нормативной структуры налога, нарушающие принцип построения налоговой системы — нейтральность по отношению к решениям других экономических агентов 1. На этапе введения налоговых льгот необходимо определять индикаторы инвестиционного климата
44 САХАР № 7 • 2020
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
Окончание табл. 1
Автор, источник Особенности Цели, задачи
Савина О.Н. [13] Привлекательность налоговых льгот заключается в том, что органы государственной власти и местного самоуправления отказываются от части денежных средств, которые должны поступать в бюджеты в виде налогов. Предоставление налоговых льгот связано с большим объёмом выпадающих бюджетных доходов. К инструментам налогового стимулирования относятся не только льготы, но и прочие инструменты снижения налогового бремени. В отличие от налоговых льгот, которые носят необязательный характер, налоговая преференция носит обязательный характер 1. Необходима оценка эффективности налоговых льгот. 2. Нужно использовать инструменты, влияющие на налоговое бремя
мизации системы налогообложения в целом и налога на прибыль в частности.
Оценивая перечисленные особенности и задачи процесса оптимизации налогообложения в целом и прибыли в частности, можно констатировать следующее:
— необходимо строго различать понятия «льготы» и «преференции налогообложения»;
— льготирование способов налогообложения прибыли в организа-циях-налогоплательщиках имеет сложности, связанные с определённой скрытностью их характера;
— направленность льгот, связанных с налогообложением прибыли организаций, носит явно инвести-
ционный характер ввиду очевидной эффективности последних;
— между оптимизацией налогообложения и минимизацией налоговых потерь не существует определённой законодательством тождественности;
— первоначальным этапом оптимизации процесса налогообложения прибыли следует считать корректировку положений учётной политики организации-налогоплательщика для целей налогообложения.
Для организаций сахарного производства данные вопросы не исчерпали своей актуальности, о чём свидетельствует информация, приведённая в табл. 2 и на рис. 1, 2.
За 2013—2019 гг. наблюдался рост всех приведённых в табл. 2 показателей. Причём масса уплаченного налога на прибыль увеличилась более чем в 7 раз, несмотря на меньший (2,5 раза) рост его доли в налоговом бремени. Однако для обеспечения корректности выводов необходимо учесть резкое инфляционное обесценение национальной валюты в 2015 г. и отдельно изучить динамические результаты показателей в 2016— 2018 гг. В этот период наблюдалось снижение массы налогового бремени, в том числе налога на прибыль, более быстрыми темпами при ежегодном сокращении стоимости продаж. В 2019 г. доля
Млрд р. (ось 1) Млрд р. (ось 2)
Годы
Рис. 1. Сравнительная динамика стоимости продаж и налогооблагаемой прибыли организаций сахарного производства Воронежской области (2013—2019 гг.): —— стоимость продаж, млрдр. (ось 1);
—•— прибыль до налогообложения, млрдр. (ось 2).
Млн р. %
Годы
Рис. 2. Сравнительная динамика доли налога на прибыль в налоговом бремени и его массы в организациях сахарного производства Воронежской области (2013—2019 гг.):
♦ — налоговое бремя, млн р.;
—•----доля налога на прибыль в налоговом бремени, %.
№ 7 • 2020 САХАР 45
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
Таблица 2. Показатели системы налогообложения организаций сахарного производства Воронежской области
(2013-2019 гг.)
Показатель Годы Темпы динамики
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 (в среднем за период), %
Стоимость продаж, тыс. р. 12 487 210 14 045 657 21 894 205 25 876 292 24 817 438 22 015 582 27 323 611 115,88
Налоговое бремя, тыс. р. 486321 575913 1 780 045 2101007 1 643 242 947 684 1 112 345 133,13
в том числе налог на прибыль организаций, тыс. р. 84 152 105151 1 403 003 1 258289 614 434 480 702 603 190 300,24
Доля налога на прибыль в налоговом бремени, % 21,68 22,56 83,98 64,01 41,33 61,07 54,23 142,28
налога на прибыль в налоговом бремени снизилась до 54,23 % при увеличении его массы в 1,3 раза. Нами констатировано более сильное влияние факторов внешней среды на финансовые показатели экономической деятельности организаций. Поэтому для обеспечения прогрессивности структуры налогового бремени субъектов хозяйствования посредством мобилизации факторов внутренней среды необходимо изыскать возможности оптимизации налогообложения прибыли.
Учитывая охарактеризованные выше содержательные оптимизационные аспекты — особенности, цели, задачи, выявленные принципы и взаимосвязи, процесс оптимизации системы налогообложения прибыли организаций-на-логоплательщиков формулируется нами следующим образом:
— налоговая оптимизация является элементом системы налогового менеджмента, обеспечивающего налоговую состоятельность, поскольку организация-налогоплательщик функционирует и развивается в сложной финансовой, в том числе налоговой, среде;
— основной целью налоговой оптимизации является сбалансированность интересов организа-ций-налогоплательщиков и налоговых служб, основным результатом — получение налоговой выгоды экономически оправданными действиями субъектов хозяйство -вания на основе представленных ими достоверных сведений, содер-
жащихся в бухгалтерском и налоговом учёте и отчётности;
— налоговую оптимизацию ор-ганизаций-налогоплательщиков можно обеспечить только при соблюдении определённых принципов — справедливости, эффективности, осмотрительности, приоритетности налогового законодательства, согласованности интересов налогоплательщиков и государства, законодательного покоя налоговой нормы.
Результаты
Поскольку налог на прибыль, как было установлено выше, является довольно обременительным с точки зрения расчёта и учёта,
окончательная величина зависит от конечного финансового результата экономической деятельности организации, т. е. от понесённых расходов и полученных доходов.
Анализ недостатков положений учётной политики, а также способов их реализации в учётной и отчётной практике в отдельных перерабатывающих субъектах (на 01.01.2020), позволил разработать, используя процессный подход, ряд оптимизационных мероприятий по налогу на прибыль, которые структурированы нами по направлениям, представленным в табл. 3. При этом в качестве процесса необходимо понимать действие, связанное с бухгалтер-
Таблица 3. Направления оптимизационных мероприятий по налогу
на прибыль организаций
Область оптимизации Перечень рекомендаций
1. Бухгалтерский учёт 1.1. Применение ПБУ 18/02 «Учёт расчётов по налогу на прибыль организаций»
1.2. Дополнения к рабочему плану счетов по счёту 68
2. Налоговый учёт 2.1. Применение амортизационной премии
2.2. Применение инвестиционного налогового вычета как альтернативы амортизационной премии
2.3. Перенос убытков отчётного периода на следующие периоды
2.4. Формирование резервов по сомнительным долгам, на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год, предстоящих расходов на ремонт основных средств
2.5. Применение иного порядка признания отдельных видов расходов
3. Отчётность 3.1. Отражение бухгалтерской информации в соответствии с положениями ПБУ 18/02 в «Бухгалтерском балансе» и «Отчёте о финансовых результатах»
3.2. Добавление дополнительного раздела в «Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах» в соответствии с ПБУ 18/02
4. Внутренний налоговый контроль 4.1. Применение программы «Гарант-Аудит»
46 САХАР № 7 • 2020
ЭКОНОМИКА • УПРАВЛЕНИЕ
ским и налоговым учётом (разработка учётной политики и непосредственное ведение учёта), составлением бухгалтерской и налоговой отчётности, проведением внутреннего налогового контроля; каждый процесс связан с другими входом и выходом соответствующей информации. Следует отметить, что процессы, включённые нами в конкретные направления, осуществляются последовательно только для одного факта хозяйственной жизни, для системы фактов хозяйственной жизни они осуществляются параллельно-последовательно.
Заключение
Проведённые исследования процессов оптимизации налогообложения прибыли дали основание сделать следующие выводы:
1) оптимизация процессов учёта и составления отчётности по налогу на прибыль находятся в прямой связи с получением организа-циями-налогоплательщиками налоговой выгоды обоснованными способами реализации налоговой политики. Последняя должна базироваться на ряде специальных принципов трёх видов: экономических, юридических, организационных. Игнорирование какого-либо конкретного принципа, принадлежащего одному из этих видов, может снижать налоговую состоятельность организации;
2) изучение особенностей процесса оптимизации налога на прибыль в организациях, находящихся на общем режиме налогообложения, дали возможность сформулировать основные её специфические свойства: оптимизация является атрибутивным элементом системы налогового менеджмента; целью оптимизации является сбалансированность интересов субъектов хозяйствования и налоговых служб, результатом — получение налоговой выгоды на основе достоверных доказательств; опти-
мизацию можно эффективно проводить, опираясь на соблюдение определённых принципов;
3) в ходе изучения положений нормативных правовых актов российского законодательства установлено существование законодательно допустимых возможностей оптимизации налоговых обязательств, которые можно использовать в организациях-налогопла-тельщиках для повышения уровня их налоговой состоятельности;
4) разработана и рекомендована перерабатывающим организациям АПК система оптимизационных мероприятий, структурированных с позиции процессного подхода по четырём направлениям: совершенствование бухгалтерского учёта, совершенствование налогового учёта, совершенствование процесса составления отчётности, совершенствование организации внутреннего налогового контроля.
Внедрение перечисленных мероприятий будет способствовать повышению уровня налоговой состоятельности, а также обеспечит сбалансированность государственных и организационных интересов относительно надлежащего исполнения обязательств по налогу на прибыль.
Список литературы
1. Белоярская, Т.С. Использование DEA-моделей при согласовании интересов налоговых органов и налогоплательщиков / Т.С. Белоярская // Современная экономика: проблемы и решения. — 2017. - № 8(92). - С. 44-53.
2. Тарное, А.П. Налоговый менеджмент как эффективный инструмент управления налогами / А.П. Гарнов // Аудит и финансовый анализ. — 2013. — № 2. — С. 13-14.
3. Тереев, Р.А. Моделирование объёма динамики производства при применении налоговых льгот / Р.А. Гереев // Налоги и налогоплательщик. - 2018. - № 12. - С. 1-9.
4. Дедова, О.В. Совершенствование налогового учёта на предприятии / О.В. Дедова, Ю.А. Дворецкая // Вестник Брянского государственного университета. - 2019. -№ 3. - С. 112-119.
5. Елоеацкая, Т.А. Налог на прибыль организаций: оценка динамики и особенности механизма его оптимизации в РФ / Т.А. Еловац-кая, И.В. Оробинская, Л.В. Брянцева // Налоги и налогообложение. - 2018. - № 1. - С. 37- 48.
6. Козлюк, Н.В. Критерии оценки эффективности системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей / Н.В. Козлюк // Управленческий учёт. -2013. - № 1. - С. 37-46.
7. Коростелкина, И.А. Использование принципов многоуровневой налоговой политики / И.А. Ко-ростелкина // Управленческий учёт. - 2015. - № 5. - С. 81-90.
8. Михайлишина, Я.А. Системный анализ понятия налогового стимулирования / Я.А. Михайлишина // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2012. - № 3 (20). -С. 223-227.
9. Никонов, И.В. Влияние налоговых льгот на налоговую нагрузку в предпринимательском секторе / И.В. Никонов // Налоги и налогообложение. - 2017. - № 9. -С. 27-37.
10. Оробинская, И.В. Методические рекомендации по оптимизации налогообложения горизонтально ориентированных объединений АПК / И.В. Оробинская // Налоги и налогообложение. -2013. - № 10 (112). - С. 730-741.
11. Оробинская, И.В. Анализ поступления налога на прибыль организаций в бюджеты областей Центрально-Чернозёмного района / И.В. Оробинская, А.С. Оро-бинский, Л.С. Попова // Налоги и налогообложение. - 2016. -№ 7(145). - С. 510-519.
12. Попова, Е.М. Оценка влияния инвентаризационного кли-
№ 7 • 2020 САХАР 47
6-7 октября 2020
ьиф масса
топливо и энергия
Конгресс & экспо
Отель Холидей Инн Лесная, Москва
+7(495)585-5167
www.biotoplivo.com
Темы конгресса
• Состояние отрасли: развитие технологий и рынка первого и второго поколения биотоплив
• Биозаводы (biorefinery): компоновка, производимые продукты, экономика, капитальные вложения
• Гранты и другие финансовые возможности для разработки технологий биотоплива
• Конверсия заводов пищевого спирта на производство биотоплива
• Целлюлозный биобутанол: технологии производства и возможность коммерциализации
• Топливный биоэтанол, бутанол и другие транспортные биотоплива
• Пиролиз и газификация: бионефть и сингаз
• Биодизель и биокеросин. Биотоплива для авиации
• Твердые биотоплива: пеллеты и брикеты
• Другие вопросы биотопливной отрасли
\Ь, Ьиотогшивная Ассоциация™
мата региона на экономическую эффективность налоговых льгот по налогу на прибыль организаций / Е.М. Попова // Налоги и налогообложение. — 2018. — № 12. — С. 10-29.
13. Савина, О.Н. Инвентаризация налоговых льгот как инструмент повышения качества оценки их эффективности [Электронный ресурс] / О.Н. Савина. URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=20188 (дата обращения: 07.07.2020)
14. Сёмкина, Т.И. Налоговые льготы: основы формирования и практика применения / Т.И. Сёмкина // Налоги и налогообложение. — 2018. — № 11. — С. 16—22.
15. Татаренко, Н.Н. Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: инвестиционно-инновационный подход / Н.Н. Тата-
ренко // Налоги и налогообложение. — 2013. — № 7 (109). — С. 525— 534.
16. Фальшина, Н.А. К вопросу о принципах налогового права / Н.А. Фальшина // Налоги. — 2015. — № 5. — С. 5—8.
17. Хорев, А.И. Оптимизационные процедуры в системе налогообложения перерабатывающих организаций / А.И. Хорев, Г.В. Беляева, А.Н. Полозова, Р.В. Нуждин // Вестник ВГУИТ. — 2019. — № 1. — С. 357—365.
Аннотация. Описана взаимосвязь процесса оптимизации системы налогообложения субъектов хозяйствования и получения налоговой выгоды обоснованными средствами. Охарактеризованы принципы построения оптимизационных процессов. Рассмотрены особенности, цели и задачи процесса оптимизации системы налогообложения. Представлены разработанные направления оптимизационных решений по налогообложению прибыли в перерабатывающих организациях.
Ключевые слова: налогообложение прибыли, принципы налогообложения, налоговое бремя, направления налоговой оптимизации.
Summary. The interrelation of the process of optimizing the taxation system of organizations and obtaining tax benefits with justified means is described.
The principles of construction of optimization processes are characterized. Features, goals and objectives of the process of optimizing the tax system are described.
The developed areas of optimization decisions on taxation of profits in processing organizations are presented.
Keywords: profit taxation, principles of taxation, tax burden, areas of tax optimization.
48 САХАР № 7 • 2020