Научная статья на тему 'БИЗНЕС-АНАЛИЗ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ'

БИЗНЕС-АНАЛИЗ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС-АНАЛИЗ / ПОДХОД DATA DRIVEN DECISION / РЕШЕНИЕ / ОСНОВАННОЕ НА ДАННЫХ / VUCA-МИР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Ю.Г.

Современный мир изменился практически до неузнаваемости, и сейчас мы живем в VUCA-мире. VUCA-мир - это стрессовый, постоянно изменяющийся мир со множеством вызовов, мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Этот мир требует новых подходов во всех областях, начиная с компетенций специалистов и заканчивая реагированием организации на вызовы, постоянно возникающие перед ней. Бизнес-анализ - новая аналитическая концепция, представляющая собой высший уровень аналитики для бизнеса. Бизнес-анализ позволяет организациям противостоять VUCA-миру, разрабатывать решения, основанные на данных, используя подход data driven decision. Этот подход дает возможность гарантировать лучшее решение проблем бизнеса и разработки стратегии его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ANALYSIS - NEW ANALYTICS FOR MANAGEMENT

The modern world has changed almost beyond recognition and now we live in a VUCA world. The VUCA world is a stressful, constantly changing world with many challenges, a world in which huge amounts of information must be processed quickly and adequately. This world requires new approaches in all areas, from the competencies of specialists to the organization's response to the challenges that constantly arise in front of it. Business Intelligence is a new analytical concept that represents the highest level of business intelligence. Business analysis allows organizations to confront the VUCA world, develop data-driven decisions using the data driven decision approach. This approach makes it possible to guarantee the best solution to business problems and develop a strategy for its development.

Текст научной работы на тему «БИЗНЕС-АНАЛИЗ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ»

DOI 10.54220/1994-0874.2022.65.1.006 УДК 005, 65

Чернышева Ю.Г.

БИЗНЕС-АНАЛИЗ - НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИТИКИ

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Современный мир изменился практически до неузнаваемости, и сейчас мы живем в VUCA-мире. VUCA-мир - это стрессовый, постоянно изменяющийся мир со множеством вызовов, мир, в котором требуется быстро и адекватно перерабатывать огромные объемы информации. Этот мир требует новых подходов во всех областях, начиная с компетенций специалистов и заканчивая реагированием организации на вызовы, постоянно возникающие перед ней. Бизнес-анализ - новая аналитическая концепция, представляющая собой высший уровень аналитики для бизнеса. Бизнес-анализ позволяет организациям противостоять VUCA-миру, разрабатывать решения, основанные на данных, используя подход data driven decision. Этот подход дает возможность гарантировать лучшее решение проблем бизнеса и разработки стратегии его развития.

Ключевые слова

Бизнес-анализ, подход data driven decision, решение, основанное на данных, VUCA-

мир.

JEL: M21

Chernysheva Yu.G.

BUSINESS ANALYSIS - NEW ANALYTICS FOR MANAGEMENT

Annotation

The modern world has changed almost beyond recognition and now we live in a VUCA world. The VUCA world is a stressful, constantly changing world with many challenges, a world in which huge amounts of information must be processed quickly and adequately. This world requires new approaches in all areas, from the competencies of specialists to the organization's response to the challenges that constantly arise in front of it. Business Intelligence is a new analytical concept that represents the highest level of business intelligence. Business analysis allows organizations to confront the VUCA world, develop data-driven decisions using the data driven decision approach. This approach makes it possible to guarantee the best solution to business problems and develop a strategy for its development.

Keywords

Business analysis, data driven decision approach, data-driven decision, VUCA-world.

Введение. Концепция "УЦСА с конца 80-х годов вызвала необходимость работать в условиях нестабильности и быстрых изменений. Одним из проявлений "УЦСА-мира с 2020 года называют мир ВАМ. Есть различные мнения относительно того, является ли мир ВАМ тоже новым миров или одним из проявлений "УЦСА. Аналитики считают, что это одно из проявлений УЦСА, потому что для его преодоления нужны те же компетенции, что и для самого УЦСА. Ответами на УЦСА-мир и мир ВАМ являются видение, понимание, ясность, быстрота.

В УЦСА-мире уже не могут существовать специалисты, которые «замерли» на месте, организации, которые отвергают новинки, бизнесмены, которые не вкладывают средства в развитие. Больше невозможно опираться на чёткие ориентиры, нужно постоянно следить за ситуацией и оперативно на неё реагировать, уметь учиться новому и разучиваться, отказываться от старых привычек. В таком мире возникла профессия бизнес-аналитика, и этот специалист обладает всеми компетенциями, чтобы преодолевать сложности этого мира.

Сейчас уже недостаточно только применение описательной, предсказательной или нормативной аналитики. Современное развитие экономики глобально изменило контекст, в котором существует современный бизнес, следовательно, необходимы новые подходы. Бизнес-анализ был создан потребностью бизнеса развиваться и быть успешным. Бизнес должен уметь меняться вместе с той внешней средой, в которой он находится. Поэтому стал нужен такой специалист, как бизнес-аналитик, который сможет обеспечить эти изменения, сможет найти не только проблему, но и ее истинную причину, разработать решение, основанное на данных, обеспечить переход орга-

низации из текущего состояния в желаемое будущее состояние. Бизнес-анализ позволяет решить абсолютно любые проблемы бизнеса в любой организации вне зависимости от ее размера и вида деятельности.

Анализ ситуации. Бизнес-анализ не только объединяет все ранее разработанные и относительно «разрозненно» применяемые технологии управления и анализа, но и использует и помогает реализовать новые гибкие практики работы над проектами, поскольку вся деятельность аналитика - это проектная работа. Он также включает анализ данных, использует цифровые технологии, возможности интеллектуального анализа данных, анализа в области кибербезопасности. Бизнес-анализ можно рассматривать как новую аналитическую концепцию, как высший уровень аналитической работы, которая дает бизнесу значительно большие возможности для разработки решений возникающих проблем и для развития бизнеса.

Для понимания того, что такое бизнес-анализ и каковы его возможности в управлении и принятии решений, чем занимается бизнес-аналитик в организации, необходимо рассмотреть его концептуальную модель, области знания, ракурсы и понятийный аппарат.

Понятийный аппарат отражен на концептуальной модели и включает шесть базовых понятий: заинтересованные стороны, потребности, контекст, решения, ценность, изменения. Также в понятийный аппарат входят следующие ключевые понятия: риск, план, дизайн, польза.

Бизнес-анализ предполагает работу в рамках этих шести понятий, ни одно из них не является преобладающим, при этом ни одно из них не может быть исключено из области деятельности бизнес-аналитика, поскольку в этом случае существенно ухудшится качество разраба-

тываемого решения. Кроме этого, все понятия взаимосвязаны. В самом общем виде концептуальную модель следует трактовать следующим образом. Заинтересованные стороны имеют потребности, которые возникли и существуют в определенном контексте. Чтобы удовлетворить потребности (а следовательно, решить проблему/проблемы), необходимо разработать решение/решения. Это решение должно иметь ценность для заинтересованных сторон. Чем в большей степени удовлетворены потребности, тем большую ценность имеет решение. Бизнес-аналитик должен гарантировать, что решение будет наилучшим и проблема будет решена таким образом, что в данном

контексте она больше не возникнет. Для разработки решения используют подход data driven - решение, основанное на данных, а не на опыте и интуиции. Data Driven Decision Making (DDDM), то есть информационно обоснованные решения (или data driven decisions), стал альтернативой подходу HiPPO (Highest Paid Person's Opinion) - принятию решений на основе мнения руководства, который уже устарел. Разработанное решение должно быть реализовано, то есть должны быть проведены изменения. После этого решение становится частью контекста. То есть бизнес-анализ обязательно предполагает проведение изменений в результате разработки и реализации решения.

Ценность

Рисунок 1 - Концептуальная модель бизнес-анализа [1]

Этот подход сменил разработку решения, основанного на экспертных оценках, мнении и опыте руководителя. Проблема подхода ИРРО в том, что руководитель не может быть компетентным и

объективным во всех вопросах, знать все особенности и тонкости контекста.

Ключевые понятия связаны с базовыми. Для работ по бизнес-анализу разрабатывается их план. Решение имеет

определенный дизайн: его описание, характеристики и др. В работе бизнес-аналитик должен выявлять, оценивать риск, обеспечивать минимизацию его последствий и др. Риск может быть связан с каждым базовым понятием. Риск невыявления всех заинтересованных сторон, риск при анализе контекста, при проведении изменений и др. - каждый из них может значительно ухудшить качество разработанного и реализованного решения, повлечь рост затрат ресурсов. Понятие «польза» обычно используется как синоним понятия «ценность».

Кроме базовых и ключевых понятий бизнес-анализ использует такие понятия, как «ракурсы», «области знания».

Области знания - это области компетенций бизнес-аналитика. Они включают в себя умение работать с заинтересованными сторонами, требованиями, разрабатывать решение, основанное на данных, и его дизайн, проводить оценку его ценности, проводить анализ стратегии, то есть проводить бизнес-анализ в целях использования возможностей бизнеса для его успешного развития и осуществлять деятельность в области планирования и мониторинга бизнес-анализа. Анализ стратегии и планирование бизнес-анализа - это высший уровень компетенций бизнес-аналитика.

Ракурсы можно рассматривать как призму, сквозь которую бизнес-аналитик смотрит на свои задачи в текущем контексте. Любая инициатива может рассматриваться в одном или нескольких ракурсах: agile, business intelligence, информационные технологии, бизнес-архитектура и управление бизнес-процессами. Большинство инициатив задействуют один или более ракурсов. При этом перечисленные ракурсы не являются исчерпывающими, а отражают наиболее распространенные из них. По мере развития профессии перечень ракурсов расширяется.

Видами и задачами деятельности бизнес-аналитика являются:

- взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- выявление, обобщение и анализ информации из разных источников (внутри организации и вне ее), при этом основной источник - данные, полученные самим бизнес-аналитиком, чаще всего при взаимодействии с заинтересованной стороной;

- выявление проблем, их причин, разработка их решений на основе подхода Data Driven Decision, то есть решений, основанных на данных;

- анализ потребностей и работа с требованиями;

- разработка моделей бизнес-процессов и их анализ;

- оценка возможностей и ограничений организации при реализации решения, то есть при проведении изменений;

- оценка полезности (ценности) разработанного решения (анализ эффективности решения) для заинтересованной стороны;

- разработка стратегии изменения организации, описание будущего и переходных состояний;

- оценка риска в разрезе различных аспектов: при работе с заинтересованными сторонами (например, риск невыявления всех заинтересованных сторон); при разработке решения (например, риск формирования некорректного решения в связи с недостаточным объемом информации о проблеме); при проведении изменений (изменения практически всегда предполагают отказ от чего-либо привычного, поэтому возникает риск возникновения проблем, как следствие, отсутствия полной информации о будущем новом состоянии после проведенных изменений).

Основным нормативным документом в области бизнес-анализа является

ВАВОК [1] (свод знаний по бизнес-анализу), в котором описано, что есть бизнес-анализ. В России кроме всемирно признанного свода знаний нормативным документом является профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» [2], утвержденный в 2018 году и по содержанию профессии бизнес-аналитика совпадающий с ВАВОК. То есть сейчас понимание сущности анализа в организации, бизнес-анализа полностью совпадает с международной практикой [3].

Среди пятидесяти техник бизнес-анализа, описанных в своде знаний по ВАВОК, большое место занимают техники моделирования, работы с заинтересованными сторонами, анализа и оценки текущего состояния бизнеса, разработки KPI, работы с требованиями, осуществления проектной деятельности, техники для разработки и оценки решения. При этом количество пятьдесят - это не все техники, поскольку практически каждая из них раскрывается еще на несколько техник -от 2 до 10. Бизнес-аналитик в своей работе может и должен использовать все существующие техники анализа и управления, причем какие именно он будет использовать при решении конкретной проблемы, решает он сам, исходя из того, какие техники в данном конкретном случае могут принести наибольшую пользу. То есть методика бизнес-анализа как бы подстраивается под конкретную ситуацию и практически всегда уникальна, так же как и его результаты.

Показательными являются результаты исследования, проведенного Международным институтом бизнес-анализа в области описания возможностей и ценности бизнес-анализа для организации, проводимого ежегодно [4]. Результаты исследования профессии бизнес-аналитика 2021 года показали, что большая часть бизнес-аналитиков работают в коммерческих организациях, в крупных организа-

циях и в таких ведущих отраслях, как информационные технологии, банки и финансы, производство и др.

Бизнес-аналитики выделяют следующие навыки и наиболее востребованные компетенции при выполнении работ по бизнес-анализу18:

- решение проблем - 87 %;

- критическое мышление - 72 %;

- опыт работы с заинтересованными сторонами (клиентами) - 64 %;

- принятие решения - 64 %;

- гибкое мышление - 60 %;

- создание пользовательских историй - 60 %;

- управление изменениями - 59 %;

- дизайн-мышление - 54 %;

- навыки ведения переговоров -

53 %;

- другие навыки - 9 %.

Основными обязанностями и ролями бизнес-аналитика в организации являются:

- бизнес-анализ - 89 %;

- развитие процессов - 55 %;

- тестирование продукта - 49 %;

- обучение - 44 %;

- анализ - 43 %;

- управление проектом (Project Management) - 41 %;

- обеспечение качества (Quality Assurance) - 35 %;

- Scrum - 32 %;

- владелец продукта (Product Owner) -

31 %;

- технический дизайн - 21 %;

- собственник проекта (Project Ownership) - 20 %;

- организационное развитие - 19 %;

- разработка - 17 %;

- создание архитектуры - 16 %;

18 Результаты исследования «Achieving More with Data: Business Data Analytics Survey, IIBA, 2021» размещены на официальном сайте IIBA (https ://www .iiba. org).

- финансовый анализ - 15 %;

- другое - 10 %.

Наиболее часто используемыми техниками являются техники, связанные с работой с заинтересованными сторонами и требованиями, техники моделирования, техники для представления и анализа информации.

Бизнес-аналитики имеют три основных уровня сертификации. Первый предполагает наличие знаний (при отсутствии опыта) работы с заинтересованными сторонами и требованиями, второй - наличие опыта от 2 до 5 лет, третий - свыше 5 лет.

Кроме этих уровней есть еще четыре уровня сертификации, которые подтверждают компетенции бизнес-аналитиков в различных смежных областях и позволяют понять широкие возможности и ценность бизнес-анализа для организации при разработке решений.

Сертификация в области Agile Business Analysis (гибкий бизнес-анализ) -это один из ракурсов бизнес-анализа, основанный на Agile-мышлении. Это умение работать над проектом с применением гибких методов, которые предполагают умение быстро реагировать на изменение запроса заинтересованной стороны, изменять техники работы, что практически всегда обеспечивает уникальную методику анализа и позволяет разрабатывать лучшие решения, что, по сути, можно назвать визитной карточкой бизнес-аналитиков, поскольку они гарантируют, что разработанное ими решение будет лучшим в данном контексте.

Бизнес-аналитик, работающий с применением гибких подходов, часто выполняет работу в области анализа собственности на продукт - Product Ownership Analysis (POA). Анализ собственности на продукт - это набор практик для решения проблем, связанных с созданием успешных продуктов и исключительных продуктов и услуг.

Сертификация в области аналитики бизнес-данных - это соединение компетенций бизнес-аналитика и Data scientists, которыми также обладают бизнес-аналитики. Создание этой сертификации явилось следствием цифровой трансформации деятельности организаций. В 2021 году 77 % бизнес-аналитиков, участвовавших в опросе IIBA, указали, что их организация внедрила цифровые технологии или находится на стадии планирования их внедрения. По недавним оценкам, сделанным в 2020 году, более 70 % цифровых преобразований терпели неудачу, и основной причиной этого является отсутствие грамотной аналитической интерпретации и использования полученных данных.

Использование цифровых преимуществ, конечно, приносит дополнительную ценность организации, при этом, как показал опыт внедрения IT-технологий, на этапе их возникновения наблюдался некоторый парадокс: выполнение проектов с применением новейших технологий не приносило желаемого результата и почти не добавляло организации ценности. Эта ситуация была характерна до тех пор, пока не была признана польза роли бизнес-аналитика в IT-проектах, и в настоящее время большая часть подобных проектов выполняется уже с участием бизнес-аналитика.

С появлением технологий обработки больших данных (big data), обладающих широкими возможностями их применения и высокой потенциальной ценностью практически повторяется предыдущий сценарий: применение больших данных для принятия решения, основанного на данных (data driven), без участия специалиста (бизнес-аналитика), умеющего с ними работать, интерпретировать и интегрировать в решение, не приносит желаемого положительного эффекта.

Проблемы кибербезопасности в современном мире являются особо острыми. С 2020 года совместно с Профессиональным обществом Института инженеров электротехники и электроники была создана сертификация в области бизнес-анализа кибербезопасности как одной из наиболее значимых угроз современного бизнеса, обострившейся в последние годы. Сертификация подтверждает компетенции бизнес-аналитика при работе в области обеспечения кибербезопасности вместе с IT-специалистами.

Одними из задач обеспечения ки-бербезопасности со стороны бизнес-аналитика являются выявление наиболее вероятных областей атаки, выявление наиболее значимых данных, требующих приоритетной защиты, и прогнозирование возможных сценариев атак, а также разработка действий в случае, если кибе-ратака все же произошла.

Заключение. Следует отметить, что одной из главных особенностей бизнес-анализа, обеспечивающей его особую ценность для организации, является применение подхода Data Driven Decision при разработке решения.

Подход Data Driven значительно повышает возможности успешного развития бизнеса и получения преимуществ перед конкурентами поскольку решения разработаны именно для данной ситуации, согласованы с возможностями организации и ее стратегией и обеспечивают минимизацию всех рисков.. Сейчас на этом подходе строится успешная тактика и стратегия управления в современном мире.

Подход Data Driven предполагает, что на этапе разработки решения должно быть полное понимание того, на что это решение повлияет, кого и как затронет, что нужно будет изменить в процессе его реализации, какого результата можно добиться в итоге.

Работая с данными, в том числе с большими данными, бизнес-аналитик сначала выявит потребности бизнеса и

только после этого перейдет к разработке решение для достижения целей и задач организации в соответствии с имеющимися у нее ограничениями и возможностями. В результате при разработке решений удается избежать ошибок выбора «трендового» решения, каждое решение является уникальным и воздействует именно на причину его возникновения и именно в данном контексте.

Библиографический список

1. BABOK v.3.0. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge / International Institute of Business Analysis (2015) [Electronic resource] // AKIJ Group. - URL: https://book.akij .net/eBooks/2018/September/ 5b8a80dd494ce/BABOK_Guide_v3_Membe r.pdf.

2. Профессиональный стандарт «Бизнес-аналитик» [Электронный ресурс]: утв. приказом Минтруда России от 25 сентября 2018 г. № 592н // СПС «Консультант-Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_308997/1ac917d3 4a7f56d6b27f2e467d58c7c6fb9b27e4/.

3. Бизнес-аналитик. Описание профессии [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - URL: https:// spravochnik.rosmintrud.ru/professions/1670.

4. Global State of Business Analysis report. - 2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bibliography list

1. BABOK v.3.0. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge / International Institute of Business Analysis (2015) [Electronic resource] // AKIJ Group. - Access mode: https://book.akij.net/eBooks/2018/ September/5b8a80dd494ce/BABOK_Guide_ v3_Member.pdf.

2. Professional standard «Business Analyst» [Electronic resource]: approved by order of the Ministry of Labor of Russia dated September 25, 2018 No. 592n // SPS

«ConsultantPlus». - Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_308997/1ac917d34a7f56d6b27f2e467d5 8 c7c6fb9b27e4/.

3. Business analyst. Description of the profession [Electronic resource] / Ministry

DOI 10.54220/1994-0874.2022.65.1.007 УДК 338(045)

of Labor and Social Protection of the Russian Federation. - Access mode: https://spravochnik.rosmintrud.ru/profession s/1670.

4. Global State of Business Analysis report. - 2021.

Шаркова А.В., Бондарчук Н.В., Лемм Е.А.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ОРГАНИЗАЦИЙ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПО ПАРАМЕТРАМ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена исследованию эффективности деятельности организаций газовой промышленности с использованием методов кластерного анализа. В настоящее время повышение эффективности является актуальным при ведении финансово-хозяйственной деятельности в газовой промышленности, что важно для обеспечения притока инвестиций, стимулирующих процесс социально-экономического развития страны, в том числе усиление влияния страны на международной арене и улучшение уровня жизни населения. Для проведения кластерного анализа авторами был использован метод Уорда и рейтинговая оценка организаций газовой промышленности. Полученные кластеры проанализированы по ряду следующих признаков: тенденции параметров рентабельности, принадлежность к структурам вертикально интегрированных компаний, регион регистрации, размер организаций, а также их возраст и степень эффективности. Выявлены проблемы использования указанных методов при исследовании параметров рентабельности. Авторами предложен модифицированный алгоритм проведения кластерного анализа организаций газовой отрасли на основе коэффициента эффективности. По результатам апробации авторского алгоритма определены и классифицированы кластеры, проведен факторный анализ выбранных показателей эффективности, а также предложены пути повышения рентабельности компаний в составе малоэффективных кластеров.

Ключевые слова

Газовая промышленность, добыча газа, рентабельность, эффективность деятельности, кластер, кластерный анализ.

JEL: М21

Sharkova A. V., Bondarchuk N. V., Lemm E.A.

IMPROVEMENT OF CLUSTER ANALYSIS OF GAS INDUSTRY COMPANIES

BY PROFITABILITY PARAMETERS

Annotation

The article deals with the survey of operating efficiency of gas industry companies by using cluster analysis methods. Currently, efficiency improvement is relevant in the conduct of finan-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.