DOI 10.24412/2713-1831-2023-2-44-47
бивуак - инсталляция на открытом воздухе
ТИР Сьюзан
докторант Университета Лесли (Кембридж, штат Массачусетс, США), магистр искусств в области фотографии и медиаисследований в колледже СМИ (Рокпорт, штат Мэн). Советник общинного проекта «Жёлтый тюльпан», ориентированного на преодоление предрассудков, связанных с психическим здоровьем.
Более двадцати лет я занималась коммерческой архитектурной фотографией. Однако, рассматривая свои фотографии на экране компьютера, поняла, что они кажутся мне всё более пустыми. Для того, чтобы это преодолеть, я стала работать более интуитивно, настраиваясь на окружающую среду. Я начала фотографировать воду, небо и огонь. Всё равно изображённое
на фотографии продолжало восприниматься мной как недостаточно живое и реальное. Поэтому я начала печатать на ткани, чтобы увидеть, как этот новый материал изменит моё восприятие процесса и его результатов. Я остановила свой выбор на мягком шёлке для печати, который помог сделать образы более живыми. Шёлк колыхался на ветру, как рябь на воде. Образы становились более
44
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2022, Том 3, №2. ISSN 2713-1831
© Экопоэзис, 2022
подвижными, меняясь на свету. Я начала погружать шёлк с находящимися на нём изображениями под воду, стараясь также фотографировать происходящие под водой изменения с картинами. Творческий процесс превратился для меня в физически ощущаемое действие, во время которого я чувствовала себя активным участником и частью природного ландшафта. Мои работы оживали, и я тоже.
Однако мои вопросы о том, как предупредить превращение напечатанных на шёлке изображений в неподвижные двумерные формы, не исчезали. Я решила, что они должны вернуться туда, где я сделала фотографии — в реальный ландшафт, чтобы они могли там дышать и жить. У близких друзей в моём
городе Вермонте был земельный участок, на котором произошёл микровзрыв, поваливший около шестидесяти деревьев в лесу за домом. Уцелевшие деревья создали структуру, похожую на каркас дома, дав мне каркас. В течение последующих шести месяцев мы с владельцами участка привели территорию в порядок, чтобы она стала проходимой и доступной для посещений. Я продумала варианты того, как можно повесить шёлковые изделия, много часов осматривая территорию. Я чувствовала умиротворение и сопричастность земле. Я напечатала изображения на маленьких и больших шёлковых поверхностях, сшила их, а затем повесила на проволоку между деревьями.
Тир Сьюзан
Инсталляция была завершена к празднованию зимнего солнцестояния 2018 года. Я поставила под висящим шёлком огоньки и разожгла два костра. Луна тоже давала свет. Более девяноста человек прошли по лесной тропинке, освещённой свечами, погружёнными в ледяные светильники, к отверстию, где светящийся шёлк мягко колыхался на вечернем ветру. Эта инсталляция, связанная с солнцестоянием, стала поворотным моментом в моём творчестве, потому что мои фотоработы были размещены не на бумаге, которая висит на стенах внутри помещения, а интегрированы в ландшафт, и люди могли соприкоснуться и с искусством, и с природой.
Весь следующий год я провела на месте созданной инсталляции. Иногда я ставила
палатку и спала под деревьями и колышущейся тканью. Я наблюдала за взаимодействием моих работ с природными стихиями и занималась искусством. Времена года менялись, и шёлк постепенно начал рваться. Одновременно с этим я видела, как Земля и её обитатели медленно восстанавливаются после взрыва. На территории наблюдалась активность растений и животных, особенно много было птиц. Некоторые их виды, очевидно, всегда жили там, но также появились и новые виды. Ирония времени заключалась в том, что пейзаж обновлялся, а шёлк тускнел и рвался. Новый естественный рост форм природной жизни и «упадок» моих произведений искусства резонировали со мной, отражая процесс моего внутреннего обновления.
46
Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. 2023, Том 4, № 2. ISSN 2713-1831
© Экопоэзис, 2023
Utk
Ji'
h ш
Ii
I f-'.-'/i [
Mk
I V 1
г
4 ■ 1 b-
i i.. ¡г-'».
»
J
.4, ,
. - ' [ДТ
r'-^'i iL
' f В
Инсталляция прекратила своё существование конце 2019 года. Я грущу, понимая, что больше никогда не увижу своё произведение. В то же время опыт создания и жизни моего произведения в природном ландшафте оказал на меня
глубокое воздействие. Я испытываю огромную радость, вспоминая о проекте и глядя на фотографии среды с инсталлированными ёизображениями. Это место я считаю своим временным домом — бивуаком.