минимизация
сельскохозяйственных
рисков
биржевое хеджирование ценовых рисков
сельскохозяйственных производителей
Россия исторически была одним из крупнейших производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Еще в 2006 г. РФ занимала 1-е место в мире по производству подсолнечника и 5-е место в мире по производству зерна (44,9 млн. тонн зерна, 7% от мирового производства) [2].
Однако теперь Россия все чаще выступает в роли импортера. По нашему мнению, этот факт является прямым следствием утраты отечественными сельхозпроизводителями конкурентных преимуществ на рынке продовольствия вследствие резкого, почти в два раза, роста стохастичности [1]. Из этого следует, что ценовые риски российских предприятий АПК значительно выросли и становится чрезвычайно актуальным вопрос об эффективном управлении ими. В настоящее время большое количество отечественных сельхозпредприятий пытается самостоятельно решать проблемы рисков, выбирая способы хозяйственной интеграции и диверсификации продуктов. Это приводит к монополизации отрасли и росту цен на продовольственные товары.
1 Стохастичность - случайность, порожденная внешними для данного объекта причинами и неустойчивостью внешних норм развития - прим. ред.
Сальников С.В.
аспирант факультета экономики и управления, Волгоградский государственный педагогический университет
инимательство, 2008, № 10 (2)
Выход найден:
биржевое хеджирование рисков
Попытки переложить риски на систему страхования с государственным участием также не дают желаемых результатов и приводят к поощрению заведомо самых неэффективных сельхозпроизводителей. В связи с этим актуальным становится вопрос о разработке и более широком распространении рыночных механизмов трансферта ценовых рисков сельхозпроизводителей, в частности хеджирования.
Цель хеджирования заключается в том, чтобы сделать максимально предсказуемой величину будущих денежных доходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Основным инструментом хеджирования ценовых рисков сельхозпроизводителей являются биржевые контракты опционов и фьючерсов.
Опцион - это контракт, по которому продавец за определенную плату предоставляет покупателю право купить или продать актив, лежащий в его основе, в рамках определенного времени по заранее оговоренной цене. В качестве актива могут выступать фьючерсы, валюта, товары. Затраты на приобретение опциона составляют уплаченную премию. Дополнительного обеспечения в виде маржи не требуется. Фьючерсный контракт представляет собой право и обязательство купить или продать актив в установленный срок в будущем на условиях, согласованных в настоящее время и по цене, определенной сторонами при совершении сделки. Так, соответствующей биржевой спецификацией принято определять в одном контракте количество товара конкретного сорта, место и сроки его поставки, форму оплаты, санкции за нарушение условий, порядок арбитража и другое. Высокая степень стандартизации позволяет вести на бирже ликвидные торги фьючерсами, т.к. име-
1 Хеджирование (от англ. hedge - страховка, гарантия) - страхование рисков - прим. ред.
в настоящее время большое количество отечественных сельхозпредприятий пытается самостоятельно решать проблемы рисков
риск-менеджмент
т
цель
хеджирования. -
_сделать
_максимально
_предсказуемой
_величину будущих
денежных доходов,
_возникающих
_в процессе
_хозяйственной
_деятельности
_предприятия
ется единственный пункт, по которому покупатель и продавец должны прийти к соглашению - это цена [4].
Правила фьючерсной торговли предполагают, что если один контракт изначально был продан, то затем необходимо будет приобрести аналогичный на тот же актив и в том же количестве, чтобы закрыть позицию. То есть хеджер, при неблагоприятном движении цены свой убыток на наличном рынке компенсирует прибылью на фьючерсном рынке. И, наоборот, при благоприятном движении - дополнительная прибыль будет покрывать убыток по фьючерсной позиции. Таким образом, при любом ценовом развитии сельхозпредприятие, участвующее в хеджировании, имеет возможность получить заранее запланированную норму прибыли.
Этапы хеджирования
Сам процесс хеджирования включает следующие этапы:
1) Этап анализа. Проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью выявления основных рисков и принятия решения о том, какие именно риски будут хеджироваться. Сельхозпроизводителями традиционно хеджируются:
- ценовые колебания некоторых видов сельхозпродукции и ресурсов (в т.ч. горюче-смазочных материалов),
- риски, связанные с изменением погодных условий,
- процентные риски,
- валютные риски (для предприятий, участвующих во внешнеэкономической торговле).
2) Этап подбора и оценки эффективности инструментов. На этой стадии выбирается торговая площадка и срочные инструменты, клиринговая компания и биржевой брокер. Подписываются договоры на обслуживание и открываются счета, используемые в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям. В России еще не закончилось формирование полноценного рынка срочной торговли. Первые попытки
гредпринимательство, 2008, № 10 (2)
биржевого хеджирования рисков сельхозпроизводителей делаются на торговых площадках «Российская торговая система» и «Национальная товарная биржа». Однако следует помнить, что хеджинг разрабатывается с целью трансформации риска из неприемлемой формы в приемлемую, когда преимущества хеджирования сопоставимы с издержками на его осуществление, которые складываются из:
- комиссионного вознаграждения биржи, на которой торгуется используемый при хеджировании фьючерс;
- комиссионного вознаграждения брокера;
- залога, который должен быть внесен в качестве обеспечения открываемой фьючерсной позиции;
- вариационной маржи, списываемой при движении рынка в направлении, противоположном открытой фьючерсной позиции.
В целом данная группа затрат составляет относительно небольшую величину. Так, при совершении операций на биржах США (СВОТ, СМЕ и др.) размер комиссионных равен в среднем 40 долл. за round trip (операция по открытию и последующему закрытию контракта). Эта сумма покрывает комиссионные биржи и брокера.
Величина залога по фьючерсам на сельскохозяйственные товары колеблется в интервале от 52 (ячмень, WCE) до 2700 долл. (масло, CME) за контракт [3].Однако если затраты все же превышают возможные ценовые риски, то проводить хеджирование экономически не целесообразно.
3) Этап активного хеджирования. Он состоит из открытия позиции на срочном рынке, контроля и принятия корректирующих решений в случае непредвиденного стечения обстоятельств. Для эффективной реализации этого этапа необходима разработка специальных стратегий хеджирования в каждом конкретном случае. Кроме того, требуется построение программ с использованием не только биржевых фьючерсов, но и др. внебиржевых инструментов срочной торговли. И очень
основным инструментом хеджирования ценовых рисков сельхозпроизводителей являются биржевые контракты опционов и фьючерсов
риск-менеджмент
Г
при любом ценовом
_развитии сельхоз-
_предприятие,
_участвующее
_в хеджировании,
_имеет
_возможность
_получить заранее
_запланированную
_норму прибыли.
важно, чтобы такими программами постоянно и профессионально управляли.
Результат -стабилизация доходов
Несмотря на трудности, с которыми сельхозпредприятие может столкнуться в процессе хеджирования, его роль в обеспечении устойчивого развития отечественного сельского хозяйства достаточно велика, т.к. позволяет:
- существенно снизить ценовые риски, связанные с закупками сырья и поставкой готовой продукции для отдельных сельхозпроизводителей;
- высвободить ресурсы сельскохозяйственных предприятий, уменьшить финансовые издержки и стабилизировать доходы;
- обеспечить стабильность политики хозяйственных запасов предприятия без необходимости заключать невыгодные долгосрочные форвардные контракты;
- своевременно информировать всех участников сельскохозяйственного рынка об объемах продаж и ценах, решать вопросы стандартизации качества, что снижает уровень трансакци-онных издержек и повышает рентабельность, а, следовательно, и конкурентоспособность всей сельскохозяйственной отрасли.
Литература
1. Кирилов И.Хеджирование для предприятий АПК // Рынок ценных бумаг. - 2008.- №8.-С.35-38.
2. Кутовой В. В. Новые инструменты управления рисками в коммерческом обороте зерна. [Электр. документ]. - Режим доступа http:// www.cfin.ru/management/finance/payments/ grain_risk.shtml.- Загл. с экрана.
3. Рэдхэд К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 288 с.
4. Худолей С., Шапошникова И. Хеджирование ценовых рисков. [Электр. документ].- Режим доступа: http://www.cfin.ru/managmtnt/finance/ paymtnts/hedging.shtm.- Загл. с экрана.
_российское предпринимательство, 2008, № 10 (2)