ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 928: 2791-2796
Биоценотические связи птиц с сообществом животных на лежбищах ластоногих
А.М.Трухин
Алексей Михайлович Трухин. Тихоокеанский океанологический институт им. В.И.Ильичёва ДВО РАН, ул. Балтийская, д. 43, Владивосток, 690041, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 8 октября 2013
Одной их характерных экологических особенностей почти всех видов ластоногих, за исключение полосатого Histriophoca fasciata и гренландского Pagophoca groenlandica тюленей, является образование ими сезонных объединений, размещающихся на труднодоступных островах или материковых побережьях. Такое объединение ластоногих на береговом лежбище — это не просто сообщество тюленей разного пола, возраста и социального статуса, а это сложный биоценоз, в который, помимо собственно ластоногих, входят ещё и птицы, и беспозвоночные.
Наиболее стойкие биоценотические связи птиц возникают с лежбищами, используемыми представителями семейства ушастых тюленей, поскольку лежбища именно этих ластоногих представляют собой устойчивые долговременные объединения, существующие на протяжении всего их репродуктивного периода, который у ушастых тюленей длится до 4 месяцев. В течение этого периода на разных лежбищах ежедневно могут присутствовать от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч особей.
В этой связи мы описываем биоценотические связи птиц с лежбищами ушастых тюленей на островах Дальнего Востока России, но при этом не ставим перед собой задачу описывать фауну морских беспозвоночных (амфипод и др.), живущих в камнях на супралиторали. В разные годы с 1987 по 2010-й автором проведены экспедиционные исследования на острове Тюлений у восточного побережья Сахалина (8 полевых сезонов), а также на островах Райкоке (4 сезона) и Анциферова (3 сезона), расположенных в пределах Курильской островной дуги.
В дальневосточных морях обитает два вида ушастых тюленей: сивуч Eumetopias jubatus и северный морской котик Callorhinus ursinus. В названном регионе имеется чуть более десятка лежбищ этих видов, при этом морской котик размножается только на четырёх. На всех этих четырёх лежбищах размножается и сивуч. На остальных лежбищах в сезон воспроизводства размножается только сивуч.
Все береговые лежбища ушастых тюленей расположены на маленьких необитаемых островах, где размещены крупные и особо крупные гнездовые поселения морских колониальных птиц. Качественный со-
став морской орнитофауны на каждом из обследованных автором островов разнится. Число видов гнездящихся морских птиц на каждом из них составляет порядка 11-13 (Трухин 2006а, 2006б, 2008). Это представители трёх отрядов: трубконосые (1-3 вида), веслоногие (1-2 вида) и ржанкообразные: семейство чайковые (1-2 вида), семейство чистиковые (до 11 видов). Общая численность гнездящихся птиц на каждом из островов исчисляется десятками тысяч (остров Анциферова) и сотнями тысяч особей (острова Тюлений, Райкоке).
Напротив, авифауна наземных птиц, гнездящихся на названных островах, как правило, очень бедна. Представлена она, вероятно, не более чем десятью видами, из которых нами достоверно установлено гнездование (на островах Райкоке и Анциферова) белой трясогузки Motacilla alba, охотского сверчка Locustella ochotensis, крапивника Troglodytes troglodytes , соловья-красношейки Calliope calliope, ворона Cor-vus corax. Безусловно, на Курилах гнездится сапсан Falco peregrinus, охотящихся взрослых особей которого приходилось регулярно наблюдать в гнездовой период на островах Райкоке и Анциферова. На острове Тюлений из наземных птиц гнездится только белая трясогузка; численность её на этом острове ежегодно составляет 4-5 пар. Летом на остров Тюлений периодически с острова Сахалин залетают ворон, белоплечий орлан Haliaeetus pelagicus и некоторые другие птицы, которые на Тюленьем надолго не задерживаются. Численность всех назем -ных птиц повсюду низка: на мелких островах гнездится всего от нескольких пар до нескольких десятков пар.
При сравнительно разнообразном видовом составе морских птиц, гнездящихся поблизости от лежбищ ушастых тюленей, ценотическую привязанность к территории лежбищ испытывает только один вид — тихоокеанская морская чайка Larus schistisagus. Эта птица - неизменный спутник всех без исключения лежбищ ушастых тюленей. Все остальные виды морских птиц индифферентны по отношению к лежбищам и его населению.
Тихоокеанские чайки предпочитают гнездиться в непосредственной близости от территории лежбища, обычно устраивая гнезда по периферии последнего. Создаётся впечатление, что тихоокеанские чайки от территории лежбища вообще не отлучаются. Нам никогда не приходилось наблюдать, чтобы птицы этого вида улетали с острова на кормёжку в море, или возвращались на остров из прилежащей акватории. Вероятно, весь гнездовой период чаек, укладывающийся по срокам в репродуктивный сезон тюленей, связан с территорией лежбища, на котором для данного вида птиц имеются хорошие кормовые условия.
Излюбленный корм чаек - плаценты тюленей. Плаценты не поедаются родившими самками, вполне доступны для птиц, имеют рыхлую структуру, что позволяет чайкам без труда расчленять этот орган
на отдельные фрагменты. Чайки концентрируются около рожающих самок уже во время родов в ожидании плаценты. Кроме плаценты поедаются и другие производные родов - околоплодные оболочки.
На протяжении всего репродуктивного периода сивуча и морского котика на лежбище в изобилии присутствуют трупы павших по разным причинам тюленей, главным образом, щенков, часть из которых гибнет уже в первый месяц после рождения, а некоторые были рождены мёртвыми. Нападают чайки и на ещё живых, но сильно ослабленных, обессиливших, обречённых на гибель щенков, потерявших своих матерей. Щенков чайки умерщвляют даже тогда, когда падаль вокруг присутствует в изобилии. Павшие тюлени — наиболее обильная пища на территории лежбища, находящаяся здесь в течение долгих месяцев. Новорождённые щенки ушастых тюленей имеют очень прочную шкуру, которую сложно «разорвать» и ворону, и тихоокеанской чайке. Обычно эти птицы довольствуются лишь глазными яблоками павшего щенка и кишечником, который им удаётся вытаскивать из брюшной полости через анус погибшего детёныша. То же можно констатировать и в отношении трупов взрослых тюленей.
Пища на лежбище, поедаемая тихоокеанскими чайками, становится более разнообразной за счёт нередких отрыгиваний слабо переваренных остатков пищи, съеденной взрослыми котиками и сивучами в море и вернувшихся на лежбище после кормёжки. Состоит эта пища обычно из рыбы и головоногих моллюсков, которых тут же подбираются чайками. Чайки поедают также густое, содержащие свыше 40% жира, молоко сивучей, которое нередко отрыгивают перекормленные щенки.
Тихоокеанская морская чайка, кроме того, отнимает пищу у чистиковых птиц, гнездящихся на периферии лежбищной территории и приносящих еду птенцам из открытого моря. Более того, чайки занимаются и прямым хищничеством, отлавливая и поедая случайно оказавшихся на открытых пространствах лежбища (или вблизи его) мелких чистиковых, главным образом, конюг Aethia, стариков Synthliboramphus antiquus и белобрюшек Cyclorrhynchus psittacula.
Ещё один вид морских птиц, гнездящихся на всех трёх исследованных островах — обыкновенная моевка Rissa tridactyla — изредка использует площадь лежбища как территорию, на которой можно собрать для гнёзд строительный материал в виде выброшенных морем на берег водорослей и остатков травянистой растительности. Подходящая для этого вида пища на лежбище отсутствует.
Иногда на лежбищах ненадолго появляются одиночные залётные особи некоторых других видов чаек: серебристой Larus argentatus и бургомистра Larus hyperboreus. Это преимущественно неполовозрелые особи, как правило, 1-2-летнего возраста в переходном наряде. Подобно тихоокеанской морской чайке, оба названных вида активно исполь-
зуют в пищу биологическую продукцию, биомасса которой на территории лежбища в течение сезона размножения ластоногих имеет высокие значения. Однако пребывание птиц этих видов на лежбище бывает, как правило, кратковременным.
Из тех немногих видов наземных птиц, которые гнездятся на исследованных островах, интерес к лежбищу проявляют всего два: ворон и белая трясогузка. Причём первый вид не гнездится на острове Тюлений. Ворона, подобно тихоокеанской чайке, лежбища привлекают продуктами жизнедеятельности тюленей. На территории лежбища вороны собирают плаценты, падаль и, кроме того, здесь же на периферии лежбищ из гнёзд тихоокеанских чаек таскают яйца и птенцов. Но если тихоокеанскую чайку можно считать видом, сильно зависящим от лежбища, то ворон сравнительно нечасто посещает лежбище. Возможно, происходит это потому, что эта осторожная птица испытывает определённый страх и осторожничает по причине присутствия поблизости от лежбища наблюдателей. Не исключено, что во время отсутствия у лежбища людей вороны более часто посещают лежбище.
Очень бедный растительный покров на острове Тюлений является препятствием для гнездования здесь разнообразных видов наземных птиц. Поэтому из наземной орнитофауны здесь регистрируется только один вид — белая трясогузка; ежегодно на этом острове гнездятся 4-5 пар этих птиц. Трясогузки устраивают гнезда в расщелинах скал.
На островах Анциферова и Райкоке в течение вегетационного периода развивается мощный растительный покров травянистых и кустарниковых видов флоры, что обуславливает возможность скрытного гнездования в растительных сообществах других воробьиных птиц. Однако все они с лежбищем никакой хорологической или трофической связи не проявляют. В итоге трофоценотически с лежбищем связана только белая трясогузка. Но кормовыми ресурсами лежбища пользуются, как правило, только две-три пары трясогузок, изгоняющих от территории лежбища птиц из других пар, гнездовые участки которых находятся на удалении от лежбища. Данное обстоятельство подтверждает наличие у этого вида ярко выраженной территориальности.
В период выкармливания птенцов практически постоянно можно наблюдать на лежбище одну-двух трясогузок, собирающих для птенцов насекомых. Таковыми являются двукрылые, в массе питающиеся и плодящиеся на подходящем для этих процессов субстрате, перенасыщенном испражнениями тюленей и находящимися на нём многочисленными трупами тюленей. 12 июля 2004 на острове Райкоке обнаружено гнездо белой трясогузки, содержащее птенцов примерно недельного возраста. В течение двух последующих дней от птенцов методом наложения лигатур собрано 9 проб корма. Анализ состава проб показал, что все они состоят исключительно из двукрылых.
Возможно, прочие воробьиные птицы также используют в пищу двукрылых, которые могут разлетаться (расползаться) от лежбища по острову. Следовательно, эти виды птиц также являются потенциальными потребителями энтомофауны лежбищ.
Видовой состав наземных птиц становится значительно разнообразнее во время миграционных пролётов весной и осенью. Весенний пролёт в связи с поздним началом полевых работ (конец мая — начало июня) нам проследить не приходилось. А отъезд наш с лежбища тюленей происходил обычно в первой декаде августа, т.е. до начала массового пролёта, и нам удавалось в это время застать лишь первые небольшие стайки куликов: камнешарок Arenaria interpres, песочников и некоторых других.
Можно предположить, что воробьиные и кулики активно используют лежбище как кормовое поле в течение позднелетнего и осеннего пролёта, когда здесь хоть и затухает сезон размножения ластоногих, но всё же сохраняется значительная их численность, имеются множество трупов и массовые скопления двукрылых, а пролёт птиц приобретает массовый характер. В течение весеннего периода на лежбищах только начинается привал ластоногих с мест зимовок. В это время температура воздуха ещё сравнительно низка и территория лежбища не содержит питательного субстрата для насекомых. Вряд ли можно ожидать, что в течение этого периода лежбище имеет сколько-нибудь заметное значение для пролётных насекомоядных птиц.
Таким образом, в летний период, когда на лежбищах ушастых тюленей происходит их размножение, трофически с лежбищем связаны только три вида птиц: один морской колониально гнездящийся и два наземных. Все они проявляют чёткую пищевую специализацию. Пищей белой трясогузке служат исключительно двукрылые, в массе присутствующие на всей территории лежбища. Ворон — преимущественно падальщик. У тихоокеанской чайки, как показано выше, питание более разнообразное. Последний вид следует признать наиболее зависимым от лежбища и его обитателей, а у трясогузки и ворона на островах есть достаточно много альтернативных кормов.
Те птицы, которые проявляют биоценотическую связь с территорией лежбища, в разной степени зависят от особенностей функционирования лежбищного сообщества. Одни используют территорию исключительно как место сбора строительного материала для гнёзд (моевка), другие — только как место сбора обильной и легко доступной пищи (белая трясогузка, ворон, тихоокеанская чайка). Многолетние наблюдения, выполненные на разных лежбищах ушастых тюленей в течение их репродуктивного периода, позволяют заключить, что в основе прочных биоценотических связей птиц, так или иначе связанных с лежбищем, лежит трофическая составляющая.
Трухин А.М. 2006а. Краткие заметки по фауне морских птиц острова Райкоке, Средние Курилы // Рус. орнитол. журн. 15 (306): 34-35.
Трухин А.М. 2006б. Состояние птичьего базара на острове Тюлений (Охотское море) в условиях роста численности ластоногих // Рус. орнитол. журн. 15 (328): 794-798. Трухин А.М. 2008. Гнездовая морская орнитофауна острова Анциферова (Северные Курилы) в районе репродуктивного лежбища сивучей // Рус. орнитол. журн. 17 (418): 746-749.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 928: 2796-2797
Сбор птиц, разбившихся ночью о высокие мачты около Алма-Аты
А.М.Сема
Второе издание. Первая публикация в 1978*
В 1976 году с 15 августа по 1 ноября в окрестностях Алма-Аты ежедневно утром осматривали основания двух 200-метровых мачт.
Всего было найдено 25 птиц (в августе — 7, в сентябре — 14, в октябре - 4), относящихся к 16 видам: серощёкая поганка Podiceps gresigena, чирок-трескунок Anas querquedula, перепел Coturnix coturnix, коростель Crex crex, пастушок Porzana porzana, лысуха Fulica atra, чибис Vanellus vanellus, малый жаворонок Calandrella brachydactyla, обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe, плешанка Oenanthe pleschanka, варакушка Luscinia svecica, пеночка-весничка Phylloscopus trochilus, садовая камышевка Acrocephalus dumetorum, обыкновенный сверчок Locustella naevia, серая славка Sylvia communis и домовый воробей Passer domesticus. Наиболее часто (4 раза) находили перепелов. По три раза встречены коростели и обыкновенные сверчки. Дважды обнаружены обыкновенные каменки и садовые камышевки.
По месяцам находки отдельных видов распределялись следующим -образом. В августе обнаружены серощёкая поганка, коростель, малый жаворонок, плешанка, садовая камышевка, обыкновенный сверчок; в сентябре - перепел, коростель, пастушок, лысуха, обыкновенная каменка, варакушка, весничка, садовая камышевка, обыкновенный сверчок, серая славка, домовый воробей; в октябре - трескунок, перепел, чибис, обыкновенная каменка. В большинстве случаев даты встреч в определённой мере характеризуют сроки пролёта, так как трупы птиц
* Сема А.М. 1978. Сбор птиц, разбившихся ночью о высокие мачты // 2-я Всесоюз. конф. по миграциям птиц. Алма-Ата, 1: 61-62.