Научная статья на тему 'Биотопливо второго поколения'

Биотопливо второго поколения Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Олег Никифоров

В конце мая 2008 г. в саксонском г. Фрайберг (Германия) была принята в эксплуатацию крупнейшая в мире установка по производству биотоплива второго поколения. Ее особенность в том, что в качестве сырья используются не продовольственные культуры, такие как рапс и кукуруза, а отходы – древесина и солома. Значение этого события подчеркнула канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая специально приехала на торжественное открытие нового производства. По ее словам, «сегодня синтетическое топливо имеет все основания, чтобы быть существенной опорой безопасного для климата энергоснабжения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биотопливо второго поколения»

Альтернативное топливо

ы

Биотопливо второго поколения

Олег Никифоров

В конце мая 2008 г. в саксонском г. Фрайберг (Германия) была принята в эксплуатацию крупнейшая в мире установка по производству биотоплива второго поколения. Ее особенность в том, что в качестве сырья используются не продовольственные культуры, такие как рапс и кукуруза, а отходы - древесина и солома. Значение этого события подчеркнула канцлер ФРГ Ангела Меркель, которая специально приехала на торжественное открытие нового производства. По ее словам, «сегодня синтетическое топливо имеет все основания, чтобы быть существенной опорой безопасного для климата энергоснабжения».

Одно из главных преимуществ нового метода изготовления биоспирта - это возможность экономить продукты питания. Как предполагают специалисты фирмы-разработчика «Choren», биотопливо второго поколения сможет постепенно заменить растительное масло, добываемое из различных сельскохозяйственных культур и применяемое сейчас для изготовления этанола. С другой стороны, этот процесс не имеет ничего общего с ферментацией, которая лежит в основе изготовления биоэтанола из растений, содержащих сахар.

Фирма «Choren» планирует довести производство биоэтанола второго поколения, которое названо BTL (жидкая биомасса), до уровня 18 млн. л в год. Это соответствует годовой потребности в горючем 15 тыс. легковых автомобилей.

BTL обладает определенными преимуществами по сравнению с углеводородным сырьем и другими видами синтетического топли-

ва. Оно снижает выбросы СО2 на 90% по сравнению с традиционным дизельным топливом. У него значительно меньше, чем у традиционного дизельного топлива, выброс частиц сажи и других вредных веществ, таких как окись углерода, углеводород, монооксиды азота. Оно может применяться без какой-либо конструктивной перестройки в любом дизельном моторе. Даже по сравнению с этанолом, для его производства из растений и деревьев (а это главным образом тополь и ива) требуется на 2/3 сельскохозяйственных площадей меньше.

BTL изготавливается с помощью трехступенчатой системы газификации, запатентованной фирмой «Choren». На первом этапе биомасса с помощью нагрева в присутствии кислорода до 400-500°С разделяется на биококс и богатый смолистыми веществами газ. На второй стадии этот газ в специальной камере сгорания при температуре более 1400°С обогащается кислородом. На

третьем этапе газ и перемолотый в пыль биококс смешиваются и превращаются в синтетический газ, который может применяться для производства электроэнергии и тепла или с помощью процесса Фишера-Тропша становиться жидким топливом. Процесс Фишера-Тропша, изобретенный в Германии в 1920-х гг., уже 15 лет применяется в Малайзии для превращения природного газа в жидкое топливо. По мнению специалистов фирмы, именно для России биотопливо второго поколения может стать удачным решением для удаленных регионов, не располагающих централизованными источниками энергоснабжения.

Однако у нового вида биотоплива, с точки зрения местных экологов, есть и определенные минусы. Так, организация по защите окружающей среды «Гринпис» предполагает, что в Германии вряд ли найдется достаточное для производства В^ количество древесных отходов, поэтому все равно потребуется занимать пашни не под продовольственные культуры, а под быстрорастущие растения, а возможно, и импортировать сырье из-за рубежа. Биотопливо второго поколения, кроме того, выходит еще дороже в изготовлении, чем этанол и биодизель. Поэтому потребуются значительные субсидии для его производства, что ударит по государственному бюджету. Биотопливо также не может решить проблему снижения выбросов С02 в Германии. В общем пакете примерно 270 млн. т С02, которые должны сэкономить-ся в Германии до 2020 г. с применением обновляемых энергий, на долю биотоплива придется только 5 млн. т.

По материалам приложения к «Независимой газете» № 7 (26) от 8.07.2008 г.

«Транспорт на альтернативном топливе» № 5 (5) сентябрь 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.